Исследование "История развития Борецкой росписи"
Оценка 4.9

Исследование "История развития Борецкой росписи"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
труд +1
Взрослым
05.01.2017
Исследование "История развития Борецкой росписи"
Введение…………………………………………………………………………...3 1.История возникновения ремесла……………………………………………….5 2.Борецкая роспись на прялках…………………………………………………..7 3.Примеры геометрического орнамента борецкой росписи………………….10 4.Этапы работы над изделием…………………………………………………..11 5.Последовательность выполнения элементов………………………………...14 6.Элементы борецкой росписи………………………………………………….16 Заключение……………………………………………………………………….18 Список литературы……………………………………………………………… В 1921 году известный искусствовед, собиратель и исследователь народного художественного творчества Василий Сергеевич Воронов организовал в Москве в Историческом музее выставку "Русское крестьянское искусство". Там были представлены своеобразно расписанные предметы крестьянского быта с Северной Двины. С этого времени началось изучение борецких росписей, получивших название по месту бытования промысла.
История развития Борецкой росписи и ее особенности.d.docx

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.История возникновения ремесла……………………………………………….5

2.Борецкая роспись на прялках…………………………………………………..7

3.Примеры геометрического орнамента борецкой росписи………………….10

4.Этапы работы над изделием…………………………………………………..11

5.Последовательность выполнения элементов………………………………...14

6.Элементы борецкой росписи………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 1921 году известный искусствовед, собиратель и исследователь народного художественного творчества Василий Сергеевич Воронов организовал в Москве в Историческом музее выставку "Русское крестьянское искусство". Там были представлены своеобразно расписанные предметы крестьянского быта с Северной Двины. С этого времени началось изучение борецких росписей, получивших название по месту бытования промысла.
          Самыми известными художниками в конце XIX века была семья Матвея Гавриловича Амосова из деревни Скобели (пристань Борок) Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. В семье было шестеро детей: пять сыновей (Степан, Василий, Никифор, Матвей, Кузьма) и дочь Пелагея. Сыновья, когда выросли, разъехались по соседним селениям, распространив тем самым амосовское искусство борецкой росписи. Пелагея Матвеевна осталась в родной деревне Скобели и всю долгую жизнь продолжала дело отца [4].

Ярко расписанные предметы очень нравились жителям края, и, чтобы купить красивую прялку, они иногда отправлялись к мастерице за 50 километров. Эстетические принципы борецкой росписи очень близки современному человеку. Это дает реальную возможность для ее возрождения и развития.

В 1994 году Светлана Васильевна Чернявская изучила привезенные материалы экспедиций С. К. Жегаловой и О. В. Кругловой в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и восстановила приемы выполнения и технологию борецкой росписи [1].

Роспись на новых вещах приобрела иной вид. Она стала более свободной, легкой, отдельные мотивы более четкими. Борецкая роспись получила свое "второе рождение".

Цель работы: Изучить и проанализировать историю развития Борецкой росписи и выявить ее особенности.

Задачи:

1.     Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2.     Изучить историю возникновения ремесла.

3.     Рассмотреть особенности орнамента.

4.     Выявить основные этапы работы над изделиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История возникновения ремесла

Борецкая роспись - одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская.

Борок - древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района Архангельской области), возникшее еще при заселении двинского края новгородцами. Предание связывает эти места с боярами Борецкими, и в частности со вдовой новгородского правителя XV века Марфой Посадницей, злейшим врагом московских князей, защитницей новгородских вольностей, главой так называемой "литовской" партии [5].

Сюда, на Северную Двину, перебрались и новгородцы-иконописцы со  своими живописными традициями, хранимыми здесь очень долго. В деревне Скобели, возле пристани Борок, жила Пелагея Матвеевна Амосова, по прозвищу Польникова. Ее работы по росписи прялок широко известны. Живописцами были и ее братья Степан, Никифор, Василий, Михаил, Кузьма, но на базарах особенно ценили прясницы Пелагеи Амосовой. У нее был свой стиль росписи. Она любила прялки нарядные, рисунок трехъярусный ("став с окольницами", "став с древом" и "став с конем") с золотом по белому фону и красными травными узорами. Это общее. А дальше идет свое - то, что на Двине называют "Палагина работа".

В верхней части у нее на прялке два золотых окна ("окольница") с красными переплетами и обязательно с цветами, каких соседи не пишут: четыре маленьких овала, один на другом, а на стебельке три пары - желтые, зеленые и красные (бывают и другие цветовые варианты).

Между окнами многоцветный куст, а на нем (так же, как иногда и на оборотной стороне прялки) - сказочная красная птица с зелеными крыльями. Птицы у Пелагеи Амосовой особенно красивы.

Среднюю часть с полукружием, напоминающим церковные врата, заполняет "древо жизни". По бокам - две пышные птицы. Нижняя часть - приезд жениха. Конь обычно один, красный или золотой, по форме крепкий, тяжелый, с резво выброшенной вперед ногой [1].

Василий Амосов отличался тем, что любил золотить, иной раз делал золотой (а на обороте серебряный) фон, так что конь и повозка с человеком только прорисовывались черно-красным контуром, а красно-желтые цветы писались тоже по золоту. Большим выдумщиком считался Никифор Амосов. Сюжеты его росписи порой совсем необычны. Есть прялка его работы, где на двух верхних "ставках" помещен целый зверинец: двугорбый верблюд, обезьяна, лев, на ножке слон и какой-то неведомый зеленый зверь в красных пятнах. Над рисунком, изображающим повозку с парой разноцветных (красный и зеленый) коней и возницей в старомодных кафтане и шапке (все это черты росписи, характерные для Никифора Амосова), помещены еще всадник на лошади и женщина с сумкой и зонтиком.

Кони и у Пелагеи Амосовой и у ее братьев по форме одинаковые, так как контуры коней рисовались по общему трафарету. Надо еще отметить, что все Амосовы пользовались циркулем для прочерчивания полукружий второго "става" и узоров с "громовыми" знаками на ножках прялки. Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы любили применять при росписи прялок: свадебные катания; сцены крестьянского труда - прядение, ткачество, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице; сцены отдыха, винопития и чаепития. Нередко такие бытовые сцены на борокских прялках сопровождаются надписями: "Везет молодец девицу на златогривых лошадях", "Эта прялочка изрядна, а хозяюшка обрядна". Есть прялка Пелагеи Амосовой, где над сценой выезда в середине вместо древа жизни - сцена чаепития, а внизу надпись: "После чаепития хорошо прокатиться и наоборот". Борокские прялки поражают своим богатством и пышностью [2].

У них господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с "волнами", зубчиками и т. п. Изготовлял прялки для Амосовых местный плотник Василий Иванович Никитин. Почти все, что нужно было сделать крестьянину из дерева, выходило из рук Василия Ивановича. Ремесло свое получил от отца, а тот - от деда. В деревне так всегда было: сын наследует "рукомесло" отца. Не случайно прялки крупные, массивные. Вырезали их из целого дерева с корнем. Из нижней части ствола делали ножку прялки и головку, куда привязывалась кудель при падении, а из горизонтального ответвления корня - донце (сиденье пряхи).

Форма прялки здесь была всегда одна. Верхушку украшали "бобочками" или "бобошками" (верхние круглые выступы; в других описаниях они могут встречаться под названиями: "городки", "маковки"), а низ головки - "сережками". "Бобочки" - так это же ведь "бочки", т. е. вид крыши на деревянных церквях, на верху прялки они вполне на месте. "Сережками" украшались крестьянские дома, а фигурные ножки прялки такие же, как столбики балкончиков и крылец. Это сходство теперь понятно: ведь и дома и прялки делали одни и те же мастера; совершенствуя мастерство из поколения в поколение, они на прялки перенесли черты древней северной архитектуры, воспетой еще в былинах:

Роспись борецких прялок сверкает обилием позолоты, каждый листик орнамента выписан тщательно. В борецкой росписи отражена жизнь русской деревни XIX века. Жанровые сцены произвольно вписывались в растительный орнамент. Отличительной чертой росписи борецкой прялки является деление ее на ровные участки: квадратики, прямоугольники, кружочки, которые, как рамкой, окружают отдельное изображение, заполненное зверями, птицами, растениями или геометрическими фигурами.

Использование рисунка придавало орнаменту прялки графичность, но живописный характер не исчезал. Старые мастера создали бесчисленное разнообразие вариантов композиций. В каждый округлый выступ - "церковку" на вершине прялки и в ножке ее - "сережках" - вписан кружок, а в нем изображение [1].

2.Борецкая роспись на прялках

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а "неряху-непряху" клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого - к кому.

           Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте [1].

           Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки "корневые", то есть выпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.

Если проследить развитие борецкой росписи, сравнить прялки XVII-XVIII вв. с прялками более позднего периода, вплоть до начала ХХ в., то можно заметить, что они значительно различаются по колориту и сюжету.

           Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса, разделили лопаску прялки на ярусы - ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря.

Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца и остроконечные звезды [3].

           Центральная часть лопаски - это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе - характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета). По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями [1].

           Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.

На обратной стороне прялки - сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.

           Изумрудный конь сверкает киноварной упряжкой, кругом из красной киноварной земли подняли свои золотые головы царственно - прекрасные тюльпаны. На их красных стеблях раскачиваются темно - изумрудные листья с воланчиками. Тюльпановидные цветы были характерны для иконописи ХVII-XVIIIвв. Растительный узор, крупный, сочный по цвету, полон динамики.

Со временем орнамент борецкой росписи утрачивает свою крупную форму, лишается пластики рисунка, теряет сочный колорит. В конце ХIX в. приходит дробный узор, лишенный общего ритмичного движения, яркая, не всегда гармоничная многоцветность с добавлением сусального золота и полная скованность композиции [6].

           На рубеже ХIX-XXвв. Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком - эту часть лопаски стали называть "став с конем".

           Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц. По древней легенде, "начало всех начал" - это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека [3].

           На прялочках изображались птицы. Они также изменились. Они также изменялись. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные.

           В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название "став с древом

           На обратной стороне лопаски более крупный орнамент образовывал раму для пучка льна. Внизу простые композиции: один - два бегущих конька, иногда конь и лев или всадник. В композиции "лев и единорог" изображалась борьба двух миров, наземного и подземного. Выше размещался "став с оконцами". В центре он заполнялся цветами и птицами, а по краям были окна, иногда с цветами.

           Вот такие прялки были к началу XX в. За свою яркость, позолоту и белый фон они пользовались большим успехом, и везли их с ярмарок в Москву, Петербург и по всему свету [1].

 

3.Примеры геометрического орнамента борецкой росписи

Анализируя элементы орнамента борецкой росписи, надо обратить внимание на их геометрический характер. Орнаменты в полосе состоят из одинаковых по форме треугольников и чередуются по цвету:

- красный, зеленый.

- красный, зеленый, коричневый;

- оранжевый, коричневый, оранжевый, зеленый;

- три красных, зеленый.

Орнаменты в полосе, состоящей из треугольников, могут быть заключены в прямоугольники. Здесь треугольники могут быть по цвету одинаковые или чередоваться. Орнаменты в полосе также могут состоять из ромбиков, скобок, между которыми рисуются капельки или кружочки. Еще в борецкой росписи используется комбинированный узор, состоящий из треугольников, скобок и кружков.

Здесь также используются красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый цвета. Все элементы обводятся черным контуром [4].

Последовательность рисования геометрического орнамента борецкой росписи:

Проводятся две горизонтальные линии. На верхней линии делается разметка на отрезки, равные стороне треугольника. На нижней линии разметка ставится как бы посередине верхнего отрезка. Затем все точки разметок соединяются и получаются треугольники. В цвете работа начинается с проведения горизонтальных линий красного цвета, закрашиваются все красные треугольники, затем - зеленые, коричневые и желтые; последней делается обводка черного цвета.

 

4.Этапы работы над изделием

Материалы и инструменты:

           Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные заготовки и как максимум готовые деревянные изделия.

           Роспись в наше время выполняется гуашью, можно плакатной, но лучше художественной. Кисти желательно брать беличьи или колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.

           Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) - это все пригодится для творческой работы [1].

Создание эскиза:

           Желательно иметь перед собой образцы изделий народных мастеров, выполненные в традициях росписей Русского Севера прошлых столетий, а также цветные диапозитивы, таблицы с характерными элементами росписей.

           Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию орнаментом с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз орнамента.

Подготовка изделия к росписи:

           Шлифовка. Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность деревянного изделия вдоль волокон. Затем снимаем с деревянной поверхности пыль тряпкой или кистью, но не сдуваем, иначе пыль попадет в глаза.

           Грунтовка клейстером. Разведя в небольшом количестве воды картофельный крахмал (чайная ложка на стакан воды), завариваем его и наносим клейстер на поверхность изделия тампоном или кистью с последующей просушкой.

           Тонирование. При желании можно тонировать поверхность тушью или акварелью.

         Нанесение рисунка на поверхность. В борецкой росписи много графической работы, потому рекомендую строго расчертить поверхность, пользуясь циркулем, трафаретом, линейкой, калькой.

Роспись изделия. Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.

            Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.

           Для упражнения необходимо проделать несколько круговых движений кистью руки. При работе можно слегка касаться изделия мизинцем, как бы опираясь на него.

           Кисть, взятую тремя пальцами, ставят почти вертикально, так чтобы она едва касалась острым кончиком дощечки: ведут ее, постепенно опуская до полного соприкосновения рабочей ее части с поверхностью. Затем кисть быстро отрывают - получается капелька.

           Следует поупражняться также над получением спиралек, тонких штрихов, окружностей, проведением ровных полосок разной ширины, волнистых линий.

           Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.

Роспись производится в строгой последовательности: вначале наносится краска светлых тонов, затем темных, после чего идет оживка (если требуется) белилами, а в заключение следует обводка контура, украшение точками, штрихами, каплями и т.д. черной гуашью. Для росписи используется кисть № 3, для обводки - № 2.

 Лакировка:

           Она обязательна, так как предохраняет роспись от пыли и влаги. Использовать надо только бесцветный лак. Тампон из ваты или поролона следует обернуть лоскутом материи. Движение кисти или тампона выполняется вдоль волокон без остановки, равномерно. Лучше всего покрывать лаком в три слоя, каждый последующий слой наносить только после высыхания предыдущего.

5.Последовательность выполнения элементов

           Учитывая графический характер борецкой росписи, в которой много геометрических элементов (прямоугольников, треугольников, квадратов, окружностей), при выполнении рисунка следует пользоваться циркулем и линейкой [1]. 

Принципы построения ленточного орнамента:

           Из треугольников. Проводим две параллельные прямые, вертикальные или горизонтальные, в зависимости от одну из них назначения. Делим одну из них на равные отрезки, а на другой откладываем те же отрезки, но сдвинув их на величины отрезка. Соединив между собой противоположные точки на прямых, получим треугольники, образующие орнамент бордюра или столбика.

Из прямоугольников. Проводим две параллельные прямые. Делим их на равные отрезки и соединяем концы вертикальными линиями. В зависимости от рисунка орнамента в прямоугольнике могут быть треугольники, ромбы, цветы, ягоды.

           Из ромбов. Следует разделить две параллельные прямые на равные отрезки, а концы их соединить прямыми крест на крест.

           Из скобок с ромбиками и капельками. Проводим две линии построения, одна из них основная, а другая вспомогательная, ограничивающая высоту полукружия. Затем делим основную линию на одинаковые отрезки и выполняем элементы росписи (скобки, ромбы, капельки).

Ленточный орнамент "змейка":

           Проводим две параллельные линии и делим их на небольшие одинаковые отрезки, равные основанию меньшего треугольника, а затем тонкой линией под наклоном соединяем концы противоположно лежащих отрезков прямых. Далее выявляем форму "змейки", обводя получившиеся треугольники более толстой линией, и дополняем орнамент небольшими точками [1].

Ленточный орнамент "зернышки":

           Если в орнаменте присутствуют элементы круглой формы, то центры их располагаются на вспомогательной прямой, проходящей между двумя вспомогательными прямыми, и отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии. Для получения кругов можно воспользоваться циркулем или тычком.

Ленточный орнамент, состоящий из полукружий и точек, образующих декоративный цветок.

           Между двух параллельных прямых размещены половинки декоративных цветков, а в середине, чуть выше, - маленькие, состоящие из точек. Точки - лепестки можно выполнять тычком. Тычок делается из корпуса шариковой ручки, в один конец которого вставлен кусочек поролона. Тычки изготавливаются разных размеров. Их погружают в краску, затем прикладывают к дереву, получая точку необходимой для данного орнамента величины.

Ленточный растительный орнамент:

          Его можно увидеть на столбиках и бордюрах расписных прялок. Повторяющийся элемент (раппорт), будь то цветок, гроздь винограда, ягодка располагается в орнаменте в определенной последовательности.

Орнамент в квадрате:

           При помощи линейки строим квадрат, находим центр для двух концентрических окружностей, проводим их с помощью циркуля. Затем, используя диагонали квадрата, строим малый квадрат внутри большого. При построении необходимо учесть и толщину линеечки квадрата. Из вершины малого квадрата проводим четыре дуги, которые должны касаться окружности, не забываем и о толщине этих дуг. Далее прорисовываем и остальные элементы росписи.

Построение розеток:

           Вначале следует определить центр, затем провести циркулем необходимое количество концентрических кругов окружностей. Внутреннюю окружность необходимо делить на 4, 6, 8, 12 частей, с тем чтобы выполнить элементы в круге. В первом случае имеем 4- лепестковый крест - цветок. Из точек, делящих окружность на четыре части, проводим четыре дуги радиусом, равным радиусу внутренней окружности. Далее прорисовываем все остальные элементы (зубочки, скобочки, капельки, ромбики).

           Во втором и третьем случаях делим окружность на шесть равных частей, проводя дуги из точек их пересечения с окружностью. При этом радиус дуги равен радиусу окружности. Теперь остается закончить построение розетки (зубчики, лепестки, точки) - и вторая розетка готова.

           Для третьей розетки следует продолжить построение, поделив дугу между лучами звездочек пополам, нарисовать остроконечный контурный лепесток.

           Четвертая розетка - 8 - конечный крест. Окружность делим сначала на четыре, затем на восемь частей. Заканчиваем работу выполнением элементов росписи - зубчиков, точек, фигурных лучиков – лепестков [2].

 

6.Элементы борецкой росписи

Тюльпаны. Дерево:

Как символ борецкой росписи раскинул свои прихотливые лепестки огромный цветок тюльпана. В обе стороны от него бегут изящные, изогнутые листья. Это царственно прекрасный цветок.

Здесь же изображены декоративные цветы, которые напоминают дерево, в росписи их называют древом жизни. Это огромные цветы с толстыми прямыми стволиками стеблей, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы под цветком. Древо обычно изображалось на среднем ставе прялки. Вокруг него - пышная растительность, на фоне которой сидели птицы.

Один вид птиц, характерный для борецкой росписи, похож на тетерева. Особенность их формы - округлые певучие линии. Оперение напоминает многоцветный узор. Некоторые из них изображены в резком повороте назад, голова их почти пригнута к хвосту. Красное оперение оттенено зелеными крылышками и опояской по шее. Такими птицами часто украшали круглые "серьги" и "городки" ("бобошки"). Другой вид птиц напоминает павлина, остальные - просто сказочные декоративные птицы. На борецких прялках птицы обычно изображаются между оконцами или сидящими на древе.

Начать лучше с рисования двух больших "капелек" на небольшом расстоянии друг от друга. Одна из них напоминает шею и грудь, другая в перевернутом виде - бедро коня. Затем эти "капельки" соединяются. Далее рисуются голова и ноги. Причем одна передняя нога часто рисуется приподнятой. В борецкой росписи кони могут быть красными, оранжевыми, иногда зелеными. Мастера изображали борецких коней сильными, крепкими, могучими. На всех прялках кони были совершенно одинаковы, так как Амосовы, мастера по росписи борецких прялок, пользовались одним трафаретом [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате работы над темой исследования выявлено, что наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром.

Борецкая роспись является сюжетной росписью. Темой для сюжетной сцены мог стать приезд жениха или свадебный выезд.

Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Традиционная борецкая роспись выполняется в ярких, но, вместе с тем, натуральных цветах - оранжевом, красном, вишневом, золотисто-желтом, насыщенно-зеленом, белом. Для контраста между ними добавляются тонкие черные линии, которые подчеркивают сочность и насыщенность тонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Борецкая роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского севера» Выпуск №4, Архангельск, 1994. – 51с.

2.Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. VI. - Вологда "Легия", 1999. - 92 с.

3.Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., Просвещение, 1984. -150с.

4.Круглова О. В. Народная роспись Северной Двины. Изд. "Изобразительное искусство", М., 1987. - 69с.

5.Тимофеева Л.Ф.  Крестьянская роспись мастеров Борка: народная роспись Русского Севера. Борецкая роспись. - Архангельск: Правда Севера, 2004. - 88 с. 

6.Шпикалова Г.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1974.-127с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание стр. Введение…………………………………………………………………………

Содержание стр. Введение…………………………………………………………………………

Введение В 1921 году известный искусствовед, собиратель и исследователь народного художественного творчества

Введение В 1921 году известный искусствовед, собиратель и исследователь народного художественного творчества

Задачи: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования

Задачи: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования

История возникновения ремесла

История возникновения ремесла

Василий Амосов отличался тем, что любил золотить, иной раз делал золотой (а на обороте серебряный) фон, так что конь и повозка с человеком только прорисовывались…

Василий Амосов отличался тем, что любил золотить, иной раз делал золотой (а на обороте серебряный) фон, так что конь и повозка с человеком только прорисовывались…

Василия Ивановича. Ремесло свое получил от отца, а тот - от деда

Василия Ивановича. Ремесло свое получил от отца, а тот - от деда

С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше

С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше

Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями [1]

Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями [1]

Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве

Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве

Орнаменты в полосе, состоящей из треугольников, могут быть заключены в прямоугольники

Орнаменты в полосе, состоящей из треугольников, могут быть заключены в прямоугольники

Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи

Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи

Способ держания кисти необычен

Способ держания кисти необычен

Последовательность выполнения элементов

Последовательность выполнения элементов

Ленточный орнамент "зернышки":

Ленточный орнамент "зернышки":

Внутреннюю окружность необходимо делить на 4, 6, 8, 12 частей, с тем чтобы выполнить элементы в круге

Внутреннюю окружность необходимо делить на 4, 6, 8, 12 частей, с тем чтобы выполнить элементы в круге

Некоторые из них изображены в резком повороте назад, голова их почти пригнута к хвосту

Некоторые из них изображены в резком повороте назад, голова их почти пригнута к хвосту

Заключение В результате работы над темой исследования выявлено, что наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый

Заключение В результате работы над темой исследования выявлено, что наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый

Список литературы 1.Борецкая роспись

Список литературы 1.Борецкая роспись
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017