внимание к внутренней жизни «маленького человека» - одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что и «маленький человек» способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий.
Исследование на тему: «В чём
особенности изображения
внутреннего мира героев
художественной литературы
X|X века
{
Подготовила:
Ученица 9 «д» класса
Филиала МБОУТСОШ№1 в с.Полетаево
Степина Анастасия
Объект исследования:
произведения А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова ,
Ф.М. Достоевского Н.В. Гоголя,
А.П.Чехова
Гипотеза : Одной из важных особенностей
русской литературы 19 века признается
пристальное внимание к человеческой
душе. Можно справедливо утверждать,
что главным героем этого века была
личность человека во всем многообразии
ее граней.
Писателиклассики создали столь
непохожие друг на друга
художественные образы, что
поневоле задумаешься, как
многогранна и многообразна
судьба людей.
Достоевский – писатель, который подробно, шаг за
шагом исследует человека. Так, героя романа
«Белых ночей» Макара Девушкина можно отнести
к типу фантазероводиночек. Даже своей
возлюбленной, Настеньке, он не скрываюсь,
говорит, что будет всегда один, сам по себе. И
дальше признается, что в своих мыслях создает
грандиозные истории, живет насыщенной жизнью,
а в реальности тяготится службой и пытается
укрыться в «неприступный угол».
Настоящая любовь у Достоевского дает героям
раскрыться и позволяет писателю в полном объеме
выразить внутренний мир своих персонажей. Так,
Макар уже предстает как благородный и
доблестный герой, но все такой же безвольный,
погруженный в мир своего воображения.
Чехов – еще один из профессионалов «препарирования» души
человека. Вот герой его рассказа «Тоска» — простой деревенский
мужик Иона, волей судьбы заброшенный в город. Но он способен
глубоко чувствовать, переживать, страдать от горя и одиночества,
от бесцельности своего существования.
У него умер сын после тяжелой болезни. Иона ищет сочувствия и
понимания в своем горе, но никто из окружающих не способен и
мысли допустить о наличии души у извозчика. Ни господа, ни даже
его товарищи по положению не обращают на его попытки
выговориться никакого внимания. В результате несчастный
изливает душу своей старой лошади, так как только это
единственное живое существо готово выслушать его.
Чехов безжалостно вскрывает самые укрываемые негативные
качества людей – лицемерие, лживость, зависть и льстивость. Его
краткие, но бьющие точно в цель рассказы как будто приоткрывают
дверь в настоящий мир.
Всемирная слава доктора человеческих душ Чехова связана с
образом русской интеллигенции, погруженной в себя.
Неприспособленные к новой жизни людей, которые тяготятся
бездушным и приземленным миром наживы.
Таким образом, внимание к внутренней
жизни «маленького человека» одна из
отличительных особенностей русской
литературы 19 века. Писатели стремятся
показать, что и «маленький человек»
способен глубоко чувствовать, что он
наделен живой душой, может страдать и
радоваться так же, как и представители
высших сословий.