Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников»
Оценка 4.6

Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников»

Оценка 4.6
pdf
20.04.2020
Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников»
Кабицкая Л.И. Исследовательская деятельность.pdf

«Исследовательская деятельность

как средство формирования УУД младших школьников»

Теоретические основы

 Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире.

Связь УУД с исследовательской деятельностью.

Таблица

УУД

Исследовательские умения и навыки

Личностные 

(самоопределение,             смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание)

 

Самоконтроль и самооценка

 

Регулятивные 

(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция)

Умение ставить цель и планировать свою  работу

 

Коммуникативные 

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением

партнера, умение выражать свои мысли)

Задавать вопросы

 Умение доказывать и защищать свои идеи

 

 

Познавательные 

(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

логические:    анализ, синтез,             установление причинно-следственных             связей, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание        способов        решения             проблем

творческого и поискового характера)

Умения и навыки наблюдения; проведения  экспериментов

 Умения и навыки структурирования материала  Уметь давать определение понятиям;  классифицировать;

 умения    делать    выводы     и    умозаключения

выдвигать гипотезы умение видеть проблемы

 

 

 

 

 

 

А.И. Савенков даёт такое  определение: «Исследовательскую  деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». Труды А.И. Савенкова ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в современной школе. В его работах описаны доступные методические приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

    Н.      Н.        Поддьяков     выделяет        два      основных       вида    ориентировочно       - исследовательской деятельности.

   Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в исследовательской деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

   Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

-ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

-предлагает возможные решения;

-проверяет эти решения, исходя из данных;

-делает выводы в соответствии с результатами проверки;

-применяет выводы к новым данным; -делает обобщения.

Цель исследовательской деятельности в образовании:

-  приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности; 

-  развитие способности к исследовательскому типу мышления; 

-  активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. 

                Уровни     в     выполнении     учениками    экспериментальных     исследований

(по А. Леви)  

1.учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты 

2. учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты 

3 учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулирую цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты 

Типология учебных исследований

 По целям

-Инновационные - получение новых научных результатов.

-Репродуктивные - результаты ранее были  кем-то получены (учебные исследования учащихся). 

По содержанию

-Экспериментальные и теоретические - проведение учащимися собственных наблюдений   и экспериментов. 

-Гуманитарные и естественнонаучные - работа по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

По предметному содержанию

-Монопредметные - учащиеся ограничиваются рамками одного учебного предмета  и направлены на его изучение.

-Межпредметные - привлечение для решения проблемы знаний из различных предметов. -Надпредметные - выходят за рамки предметов учебного плана общеобразовательного учреждения. По времени и месту

-Урочные - проводятся на уроках и факультативных занятиях. При этом они выполняют двойную роль: помогают учащимся самим добыть новые знания, которые входят в учебную программу; способствуют развитию их исследовательских умений. 

-Внеклассные - охватывают более широкий, чем учебная программа, контекст: могут быть межпредметными и выходить за рамки учебных предметов; могут проводится в рамках ученического             научного        общества,       подготовки    к          конференциям,         конкурсам исследовательских работ и др. 

По продолжительности

-Краткосрочные – занимают урок или его часть.

-Среднесрочные – могут занимать несколько дней или недель.

-Долговременные – могут занимать месяцы и годы.

По форме работы

Индивидуальные – выполняются отдельными учащимися.

Групповые - участники могут быть как из одного класса или школы, так и из различных школ или даже стран. 

Список литературы

1.                  Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В.

Гузеев // Школьные технологии. – 2010. - № 5. – С. 49-53.

2.                  Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

3.                  Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

4.                  Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

5.                  Савенков, А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие / А. И. Савенков. – Москва: Генезис, 2005. – 203с.

6.                  Образовательный сайт «Знанио».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность как средство формирования

Исследовательская деятельность как средство формирования

Познавательные ( общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;…

Познавательные ( общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;…

Цель исследовательской деятельности в образовании: - приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности; - развитие способности к исследовательскому типу мышления; - активизация личностной…

Цель исследовательской деятельности в образовании: - приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности; - развитие способности к исследовательскому типу мышления; - активизация личностной…

Межпредметные - привлечение для решения проблемы знаний из различных предметов

Межпредметные - привлечение для решения проблемы знаний из различных предметов

Савенков, А. И. Путь в неизведанное

Савенков, А. И. Путь в неизведанное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020