«Исследовательская деятельность
как средство формирования УУД младших школьников»
Теоретические основы
Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире.
Связь УУД с исследовательской деятельностью.
Таблица
УУД |
Исследовательские умения и навыки |
Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)
|
Самоконтроль и самооценка
|
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция) |
Умение ставить цель и планировать свою работу
|
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли) |
Задавать вопросы Умение доказывать и защищать свои идеи
|
Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) |
Умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов Умения и навыки структурирования материала Уметь давать определение понятиям; классифицировать; умения делать выводы и умозаключения выдвигать гипотезы умение видеть проблемы
|
А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». Труды А.И. Савенкова ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в современной школе. В его работах описаны доступные методические приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в исследовательской деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
-ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
-предлагает возможные решения;
-проверяет эти решения, исходя из данных;
-делает выводы в соответствии с результатами проверки;
-применяет выводы к новым данным; -делает обобщения.
Цель исследовательской деятельности в образовании:
- приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
- развитие способности к исследовательскому типу мышления;
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Уровни в выполнении учениками экспериментальных исследований
1.учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты
2. учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты
3 учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулирую цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты
-Инновационные - получение новых научных результатов.
-Репродуктивные - результаты ранее были кем-то получены (учебные исследования учащихся).
-Экспериментальные и теоретические - проведение учащимися собственных наблюдений и экспериментов.
-Гуманитарные и естественнонаучные - работа по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
-Монопредметные - учащиеся ограничиваются рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение.
-Межпредметные - привлечение для решения проблемы знаний из различных предметов. -Надпредметные - выходят за рамки предметов учебного плана общеобразовательного учреждения. По времени и месту
-Урочные - проводятся на уроках и факультативных занятиях. При этом они выполняют двойную роль: помогают учащимся самим добыть новые знания, которые входят в учебную программу; способствуют развитию их исследовательских умений.
-Внеклассные - охватывают более широкий, чем учебная программа, контекст: могут быть межпредметными и выходить за рамки учебных предметов; могут проводится в рамках ученического научного общества, подготовки к конференциям, конкурсам исследовательских работ и др.
-Краткосрочные – занимают урок или его часть.
-Среднесрочные – могут занимать несколько дней или недель.
-Долговременные – могут занимать месяцы и годы.
Индивидуальные – выполняются отдельными учащимися.
Групповые - участники могут быть как из одного класса или школы, так и из различных школ или даже стран.
1. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В.
Гузеев // Школьные технологии. – 2010. - № 5. – С. 49-53.
2. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.
3. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
4. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
5. Савенков, А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие / А. И. Савенков. – Москва: Генезис, 2005. – 203с.
6. Образовательный сайт «Знанио».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.