Исследовательская деятельность учащихся
Оценка 5

Исследовательская деятельность учащихся

Оценка 5
docx
04.05.2020
Исследовательская деятельность учащихся
исследовательская деятельность учащитхся.docx

                                                                                                               Сообщение на МО. 14.03. 2016

             Организация исследовательской деятельности

 

Функция исследовательской деятельности в различных образовательных учреждениях и ее проблемы

Функции исследовательской деятельности в различных образовательных учреждениях:

-          в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения воспитанников и учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;

-          в основной школе- развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;

-          в  старшей школе – развитие  исследовательской компетенции  предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения  в старшей школе;

-          в профессиональном образовании – повышение культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования;

-          в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических  кадров – развития навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования у педагогов представлений  о  различных объектах и явлениях.         

 

Проблемы  при организации исследовательской деятельности:

 

развитие  исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов и их обучения, установкой обучающихся на передачу, а обучаемых на усвоение готовых занятий;

основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по – настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач; 

учащихся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;

исследовательские умения вырабатываются стихийной, без учебы их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.

 

Классификация исследовательских работ учащихся

Реферат- творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.

Учебное исследование- работа, целью которой является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата.

Проект- творческая работа, связанна с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого- либо объекта и т.д.)

 

 Этапы организации исследовательской деятельности

                                      школьника

 

Этапы

    Деятельность учителя

     Деятельность учителя

      1

                        2

                           3

1. Мотивация

1.Разработка планов уроков- экскурсий.

2.Создание условий для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней заданий 

1. Выбирает уровень заданий согласно своим способностям.

Выбирает тему научно- исследовательской работы

2. Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы

1. Знакомит с основополагающими принципами научного исследования.

2. Определяет проблемное поле исследования.

3. Помогает корректировать и конкретизировать тему.

4. Совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи

1. Формулирует тему научно- исследовательской работы.

2. Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему.

3. Знакомится с принципами научного исследования

3. Определение круга изучаемых источников

1. Знакомить с методами исследования.

2. Помогает определить круг изучаемых источников.

1. Знакомиться с методами исследования.

2. Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников.

            1 

                       2

                        3

 

3. Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой

3. Знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой

4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация

1. Помогает организовать работу по сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках.

2. Помогает составить вопросы для анкет.

3. Совместно с учеником систематизирует материал для научно- исследовательской работы

1. Учится работать с фондами библиотек.

2. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу.

3. Совместно с учителем составляет вопросы и проводит сбор устных источников.

4. Совместно с учителем систематизирует собранный материал по теме исследования

5. Оформление исследовательской работы

1. Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы.

2. Корректирует написанный текст работы.

3. Помогает решить спорные вопросы при написании текста

1. Знакомится с требованиями оформления научно- исследовательской работы

2. Совместно с учителем корректирует написанный текст

6. Публичное выступление на конференции (защита исследовательской работы)

1. Объясняет принципы публичного выступления.

2. Проводит тренинг.

3. Слушает и корректирует выступление.

4. Выступает на защите исследовательской работы

1. Изучает принципы публичного выступления.

2. Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления.

3. Отрабатывает навыки публичного выступления.

4. Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление.

5.Выступает с докладом на защите исследовательской работы

 

7. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы

1. Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности.

2. Помогает определить направления дальнейших исследований.

3. Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований

 

1. Совместно с учителем проводит анализ своей научно –исследовательской деятельности.

2. Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований.

3. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований

                                       

                                                                          Подготовила Сулименко ТН


 

Сообщение на МО. 14.03. 2016

Сообщение на МО. 14.03. 2016

Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы 1

Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020