Сообщение на МО. 14.03. 2016
Функция исследовательской деятельности в различных образовательных учреждениях и ее проблемы
Функции исследовательской деятельности в различных образовательных учреждениях:
- в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения воспитанников и учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
- в основной школе- развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;
- в старшей школе – развитие исследовательской компетенции предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе;
- в профессиональном образовании – повышение культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования;
- в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров – развития навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования у педагогов представлений о различных объектах и явлениях.
развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов и их обучения, установкой обучающихся на передачу, а обучаемых на усвоение готовых занятий;
основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по – настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
учащихся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;
исследовательские умения вырабатываются стихийной, без учебы их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.
Классификация исследовательских работ учащихся
Реферат- творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Учебное исследование- работа, целью которой является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата.
Проект- творческая работа, связанна с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого- либо объекта и т.д.)
Этапы организации исследовательской деятельности
школьника
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учителя |
1 |
2 |
3 |
1. Мотивация |
1.Разработка планов уроков- экскурсий. 2.Создание условий для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней заданий |
1. Выбирает уровень заданий согласно своим способностям. Выбирает тему научно- исследовательской работы |
2. Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы |
1. Знакомит с основополагающими принципами научного исследования. 2. Определяет проблемное поле исследования. 3. Помогает корректировать и конкретизировать тему. 4. Совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи |
1. Формулирует тему научно- исследовательской работы. 2. Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему. 3. Знакомится с принципами научного исследования |
3. Определение круга изучаемых источников |
1. Знакомить с методами исследования. 2. Помогает определить круг изучаемых источников. |
1. Знакомиться с методами исследования. 2. Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников. |
1 |
2 |
3 |
|
3. Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой |
3. Знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой |
4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация |
1. Помогает организовать работу по сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках. 2. Помогает составить вопросы для анкет. 3. Совместно с учеником систематизирует материал для научно- исследовательской работы |
1. Учится работать с фондами библиотек. 2. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу. 3. Совместно с учителем составляет вопросы и проводит сбор устных источников. 4. Совместно с учителем систематизирует собранный материал по теме исследования |
5. Оформление исследовательской работы |
1. Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы. 2. Корректирует написанный текст работы. 3. Помогает решить спорные вопросы при написании текста |
1. Знакомится с требованиями оформления научно- исследовательской работы 2. Совместно с учителем корректирует написанный текст |
6. Публичное выступление на конференции (защита исследовательской работы) |
1. Объясняет принципы публичного выступления. 2. Проводит тренинг. 3. Слушает и корректирует выступление. 4. Выступает на защите исследовательской работы |
1. Изучает принципы публичного выступления. 2. Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления. 3. Отрабатывает навыки публичного выступления. 4. Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление. 5.Выступает с докладом на защите исследовательской работы
|
7. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы |
1. Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности. 2. Помогает определить направления дальнейших исследований. 3. Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований
|
1. Совместно с учителем проводит анализ своей научно –исследовательской деятельности. 2. Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований. 3. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований |
Подготовила Сулименко ТН
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.