Исследовательская работа агрессия как доминанта поведения современных подростков
Оценка 4.6

Исследовательская работа агрессия как доминанта поведения современных подростков

Оценка 4.6
docx
31.01.2020
Исследовательская работа агрессия как доминанта поведения современных подростков
исследовательская работа агрессия как доминанта поведения современных подростков.docx

Актуальность. В последние годы отмечается увеличение показателей, связанных агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное беспокойство у общественности.

Цель: изучить особенности агрессии подростков, выявить  причины и факторы агрессивного поведения.

Задачи:

- изучить особенности подросткового возраста;

- дать определения понятиям агрессивность, агрессия;

- выявить причины агрессии у подростков;

- разработать способы снижения агрессии подростков.

Методы: изучение методической литературы, анкетирование, обработка результатов, обобщение.

Объект исследования: учащиеся 7-9 классов МОУ «Школы-гимназии №37», г. Волжского Волгоградской области.

Для решения первой задачи, мы изучили особенности подросткового возраста. Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые.

В процессе решения второй задачи, мы рассмотрели понятия агрессивность и агрессия.

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

В животном мире агрессия помогает выжить, а в цивилизованном обществе приступы агрессии порождают многочисленные хронические заболевания работников офисов, которым, как правило, некуда выплеснуть свою накопившуюся неудовлетворенность руководством или авторитетами.

В зависимости от того, какой стимул имеет агрессор, и какую реакцию он ожидает от жертвы, выделяют восемь видов агрессии:

1.                 Спровоцированная — атакующего человека спровоцировали на такое поведение;

2.                 Неспровоцированная — жертва никак не провоцировала атакующего;

3.                 Наступательная — человек первым причинил насилие, а не оборонялся;

4.                 Защитная — ответные на насилие действия;

5.                 Ответная — отмщение за нанесенные повреждения;

6.                 Агрессия, вызванная раздражением, — действия, которые помогают снять раздражение;

7.                 Побудительная — причиной таких действий является желание получить стимул для чего-то;

8.                 Санкционированная — поддерживает социальные нормы общества.

Большое влияние на человека оказывает так называемая вербальная агрессия: жертву могут подтолкнуть к суицидальным мыслям, в том числе и с помощью интернета. Она выражается в криках, оскорблениях, сплетнях, клевете. К сожалению, этот способ негативного воздействия обрел второе дыхание благодаря популяризации социальных сетей, и особенно отчаянно на него реагируют, вплоть до самоубийства, подростки и молодые люди.

Также мы провели опрос младших школьников, для определения понимания агрессивности.

Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

По результатам опроса, 15% детей считают агрессивными родителей, потому что они ругают или наказывают, 25% детей считают агрессивными охотников, так как они убивают животных и 60% считают агрессивными преступников.

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

На вопрос, считаешь ли ты себя агрессивным, ни один ребенок не ответил, что считает, все написали «нет».

Для выявления агрессивного поведения мы предлагаем педагогам следующий опросник.

«Выявление агрессивности у подростка»

Инструкция. Предлагается ответить на вопросы анкеты, позволяющие выявить степень агрессивности у подростка.

Утверждения

Да

Нет

1

Временами мне кажется, что в меня вселился злой дух

2

Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен(а)

3

Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же

4

Иногда мне без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то разбиваю

6

Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение

7

Я не прочь подразнить животных

8

Переспорить меня трудно

9

Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает

10

Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11

В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать всё наоборот

12

Часто не по возрасту ворчлив(а)

13

Люблю быть первым(ой), командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых

15

Легко ссорюсь, могу вступать в драку

16

У меня нередки приступы мрачной раздражительности

17

Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь

18

Уверен (а), что любое задание выполню лучше всех

Обработка результатов:

положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл, отрицательный – 0.

Подсчитайте результаты и оцените степень агрессивности подростка.

Высокая степень агрессивности от 15 до 20 баллов.

Средняя степень агрессивности от 7 до 14 баллов.

Низкая степень агрессивности от 1 до 6 баллов.

Для решения третьей задачи, мы рассмотрели причины агрессивного поведения.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:

Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах воспитания во время учебного процесса и семейного воспитания;

Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям.

В настоящее время проблема влияния интернета, средств массовой информации, в частности, наблюдаемых там сцен насилия находится под пристальным вниманием педагогов-психологов, родителей, так как все это приводит к необратимым последствиям в психике и поведении подростков, повышению их агрессивности и неадекватным поступкам.

На пристрастие к просмотру сцен насилия влияют личностные и социальные факторы развития человека, в частности внутрисемейные особенности и его свободное времяпрепровождение.

В результате просмотра сцен насилия у подростков отмечается повышение уровня физиологического возбуждения. Чем больше человек наблюдает за насилием на экране, тем больше он принимает установку на агрессивное поведение. В какой-то момент, у подростков наблюдающих сцены насилия постоянно, происходит потеря чувствительности к насилию, так называемый процесс десенсибилизации. Социальные нормы становятся размытыми, у подростков стирается грань между реальностью и вымыслом. Жестокость на экране становится нормальной для проявления в реальной жизни.

Влияние информационного потока приводит к эмоциональной потере чувствительности к насилию. Каждый эпизод насилия в СМИ, интернете, приводит к тому, что образуется негативный опыт, в ходе которого человек повторяет агрессивные мысли и накапливает агрессивные аффекты. Это определяет у него формирование агрессивных установок, убеждений, ожиданий и схем. Согласно общей модели агрессивного поведения влияние насилия и жестокости в информационном потоке приводит как к кратковременному (агрессивные мысли, аффекты), так и к долговременному повышению уровня агрессивности в поведении человека (агрессивные установки личности по отношению к окружающим, эффект ожидания агрессивного поведения окружающих в отношении себя).

Подростки большую часть своего свободного  времени проводят перед телевизором, из-за частого отсутствия контроля со стороны родителей. Данная проблема может быть решена комплексно:

1. Наиболее эффективным и проверенным способом решения данной проблемы может быть введение режима дня в жизнь ребенка. Однако нужно помнить, что простое введение режима в жизнь подростка не даст нужного эффекта, если нет «разумного» контроля со стороны взрослых.

2. Также переориентирование ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) поможет избавиться от пагубного влияния СМИ  на психику ребенка.

3. Ограничение просмотра телеканалов, содержащих большое количество сцен жестокости и насилия в своих программах и фильмах.

Самую большую опасность для подростков при использовании интернета представляют анонимность и скорость размещения информации, а также невозможность контроля качества контента, в том числе и запрещенного. В связи с этим  в некоторых странах, в том числе и в России, предпринимаются попытки создания «чистого интернета», предназначенного для детей и подростков. В настоящее время наиболее приемлемым способом защиты от нежелательной информации в интернете является персональная программа: интернет-фильтр, которая в образовательных учреждениях является инструментом учителя, запрещающим негативную информацию из Интернета, а дома является средством родительского контроля за деятельностью ребенка в сети интернет. Она позволяет определить сайты, которые содержат большое количество сцен насилия, и отключить их от просмотра вашим ребенком.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов видеокультуры оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества.

Для решения четвертой задачи, мы изучили и проанализировали способы снижения подростковой агрессии и составили рекомендации для родителей и подростков.

Рекомендации родителям

Не отвечайте агрессией на агрессию. Даже если поведение ребенка заставляет изрядно нервничать, не стоит ему уподобляться, иначе ситуация совсем выйдет из-под контроля. Также не стоит ругаться при ребенке, так как он может копировать такое поведение.

Главная задача - постараться найти общий язык с ребенком, исключая навязчивость и контроль. Важно показать подростку лучшие качества его личности - лидерство, стремление к цели, умение добиваться своего и др. Мотивировать на развитие положительных черт характера.

Старайтесь направить энергию подростка в мирное русло. Для этих целей прекрасно подойдут различные кружки, секции, возможно помощь по дому и др.

Всем своим поведением дайте возможность ребенку ощутить себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются и которого уважают. Подросток должен чувствовать себя нужным и понятым.

Уважайте взгляды подростка на жизнь, не старайтесь навязать ему свое  мнение. Помните, что он тоже личность, пусть еще не зрелая.

6. Ограничите просмотр телеканалов, содержащих большое количество сцен жестокости и насилия в своих программах и фильмах.

7. Наиболее эффективным и проверенным способом решения данной проблемы может быть введение режима дня в жизнь ребенка. Однако нужно помнить, что простое введение режима в жизнь подростка не даст нужного эффекта, если нет «разумного» контроля со стороны взрослых.

8. Старайтесь переориентировать ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) которые помогут избавиться от пагубного влияния СМИ  на психику подростка.

Рекомендации подросткам:

1. Важно правильно оценивать своё состояние, вовремя остановить себя. Поэтому необходимо научиться понимать, что происходит с тобой, управлять своим поведением.

Для этого сначала надо постараться описать, какое на данный момент у тебя состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются».

Если научиться улавливать то, что говорит тело, значит, ты сможешь вовремя остановиться. Важно научиться расслабляться и контролировать свои чувства.

2. Расширьте свой поведенческий репертуар. Найдите ещё приемлемые способы, которыми можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте варианты выхода из конфликтных ситуаций.

6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд.  Любая физическая работа хорошо помогает.

7. Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.

8. Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо найти разные способы как можно выяснить отношения, не задев чувства, не оскорбляя и не критикуя. Наблюдайте вокруг, снимайте лучшие примеры, как надо вести себя в подобных ситуациях.

 

Список литературы:

1.           Большой психологический словарь Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.

2.           Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Лань, 1999.

3.           Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - М.: Академия, 2008.

4.           Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2012.

5.           Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Психологический журнал №5, М.: Наука, 1996.

6.           Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М.: Речь, 2014.

7.           Шестак Ю. ст. Научите учителей. Тюменская региональная газета «Вслух о главном» №11, 2016.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Актуальность . В последние годы отмечается увеличение показателей, связанных агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми

Актуальность . В последние годы отмечается увеличение показателей, связанных агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности…

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности…

Неспровоцированная — жертва никак не провоцировала атакующего; 2

Неспровоцированная — жертва никак не провоцировала атакующего; 2

По результатам опроса, 15% детей считают агрессивными родителей, потому что они ругают или наказывают, 25% детей считают агрессивными охотников, так как они убивают животных и…

По результатам опроса, 15% детей считают агрессивными родителей, потому что они ругают или наказывают, 25% детей считают агрессивными охотников, так как они убивают животных и…

Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение 7

Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение 7

Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

На пристрастие к просмотру сцен насилия влияют личностные и социальные факторы развития человека, в частности внутрисемейные особенности и его свободное времяпрепровождение

На пристрастие к просмотру сцен насилия влияют личностные и социальные факторы развития человека, в частности внутрисемейные особенности и его свободное времяпрепровождение

Также переориентирование ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т

Также переориентирование ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т

Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества

Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества

СМИ на психику подростка.

СМИ на психику подростка.

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020