Исследовательская работа "Музей народного героя"

  • docx
  • 20.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тараканова К. Будущее Пряжинского района.docx

Обществоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музей народного героя

 

 

 

Тараканова Ксения Павловна

МБОУ «Пряжинская средняя школа»,

 11Б класс, пгт. Пряжа

Руководитель проекта:

Ярцева Наталья Михайловна, учитель истории

yart75@mail.ru, 89602186488

 

 

Пряжа

2024


Содержание

 

1.      Введение…………………………………………………………………………………3.

2.       Становление системы народных музеев…………………………..………………….5.

3.       Музей народной героини………………………………………………...………….....9.

4.      Заключение……………………………………………………………………………..15.

5.     Список использованной литературы…………………………………………………16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   После Октябрьской революции новые органы власти создают государственную систему управления музейным делом. Для власти большевиков было важно сохранить культурное наследие прошлого. Единым органом управления музеями стал Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины в составе Наркомпроса РСФСР.

  После I Всероссийского музейного съезда (1930) деятельность музеев была сориентирована на решение идеологических задач. Музеи становились частью государственно-партийного механизма.

Значительный ущерб был нанесён музеям в ВОВ. Национальные ценности были расхищены или уничтожены, большинство музеев закрыто. Новый этап музейного строительства начался в середине 1950-х гг. Значительно выросло количество военно-исторических музеев.

 В 1960–1970-е гг. сложилась сеть общественных музеев. Данные музеи были посвящены участникам ВОВ.  Исследовательская работа посвящена созданию и работе народного музея Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой. 24 января 2024 года наш поселок будет отмечать 100-тие со дня рождения Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой. Поэтому важно вновь вспомнить историю жизни и подвига простой карельской девушки, которая пожертвовала жизнью ради победы нашей страны и нашего народа в борьбе с фашистскими оккупантами.

         Объект исследования: основные направления деятельности, музея имени Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой.

Предмет исследования: музей имени Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой.

Цель: рассмотреть историю возникновения и работы музея Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой.

Задачи:

- рассмотреть научную литературу по истории музейного дела;

- описать процесс возникновения общественных музеев в 1960-х годах;

- изучить материалы, которые касаются музея М.В. Мелентьевой;

- проанализировать основные направления работы музея;

Методологическая основа: В данной работе рассмотрен процесс возникновения и работы народного музея посвященного Герою Советского Союза М.В. Мелентьевой.

Хронологические рамки работы: в работе рассматривается период с 1965 года по 2004 год. Выбор нижней границы обусловлен созданием «Общества охраны памятников истории и культуры».  Верхняя граница это год официального закрытия дома музея.

Историографический обзор:

Данная работа потребовала изучения научной литературы по теме. Дьячков А.Н. в своей статье Развитие музейного дела в XX веке[1]. Описывает процесс становления музейного дела после Октябрьской революции.

    В книге Туманова В.Е. Музейное дело в СССР[2] описываются проблемы музеев и совершенствование их работы на современном этапе.  

Наседкин К.А., Наседкин А.А. Сеть Культурного Наследия и "Музеи России"[3]. В данной работе показано, как партия и правительство использовали музеи, проводя свою идеологическую работу.

Коссова И.М. Экскурсионное дело[4] работа посвящена возрождению интереса к музеям, а так же восстановлению традиционной экскурсионной школе.

В работе Федосеева И.В. Исторические музеи[5] описывается процесс появления в 1960-1980 гг. сети исторических и краеведческих музеев.

Ливцов, В. А. статья данного автора, написанная для конференции посвященной 75-летию Пакту Рериха[6], говорит о том, что нужно сохранять культурное наследие нашего народа и государства.

В книге Калининой Е.А. Пряжинский район в годы ВОВ, есть статья посвященная образованию и работе музея М.Мелентьевой[7].

Источниковедческий обзор:

В работе использовались документы из архива Пряжинского района[8], где содержаться материалы, касающиеся деятельности музея М.В. Мелентьевой.

1.      Становление системы народных музеев

       Учитывая пожелание общественности, в 1966 г. организуется Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Основными задачами общества стали привлечение населения к непосредственному участию к созданию и охране памятников. Особенно заметной стала деятельность по охране памятников после начала работ по составлению Свода памятников истории и культуры РСФСР (1967), в которой принимали участие профессиональные историки и искусствоведы, а также знатоки местной истории и культуры[9].

       Из числа общественных, наибольшее распространение получили музеи боевой и трудовой славы, мемориальные, школьные и народные музеи. По данным Министерства культуры РСФСР, в 1966 в России было 300 общественных музеев[10]. До 1978 года в значении «общественный музей» использовали термин «народный музей». В 1978 Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР утвердили «Типовые положения о музее, работающем на общественных началах», определившие статус и основные направления их деятельности, ввели для общественного музея почетное звание «народный музей».

       Создание общественного музея являлось результатом работы общественного коллектива по изучению истории края. Независимо от профиля музея вся научно-исследовательская деятельность, поисково-собирательная, экспозиционная и научно-просветительная работа общественного музея имела чаще всего краеведческий характер. Наличие в фондах общественного музея памятников истории и культуры, имеющих историческую ценность, делало их резервом развития государственной музейной сети, обуславливало контроль государственных органов, регистрацию общественного музея в местных органах культуры, постановку на государственный учет. В дальнейшем, и передачу в государственные музеи собраний общественных музеев, которые либо прекратили существование, либо не могли обеспечить необходимый режим хранения и использования[11].

         В мае 1964 г. ЦК КПСС, принял Постановление «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», где были закреплены уже сформировавшиеся к этому времени основные направления музейной политики: концентрация внимания на создании отделов истории советского периода, расширение массово-просветительской работы, темам, посвященным ВОВ.

        С конца 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия экскурсионного дела. Расширяется сеть музеев, включенных в орбиту экскурсионного обслуживания, что объясняется так называемым «музейным бумом». Для подготовки экскурсоводов в педагогических вузах на факультетах общественных профессий создаются экскурсионные отделения. Несмотря на годы забвения, в середине 1970-х гг. начинают возрождаться лучшие традиции отечественной экскурсионной школы[12].

        В 1970-х годах в культуре, как и в обществе, в полную силу проявился «феномен вала», который провоцировал музеи на погоню за количеством посетителей. Принцип «планирования» от достигнутого подрывал заинтересованность сотрудников в улучшении качества работы. Остаточный же принцип финансирования приблизил сферу, ее материальную базу, к краху. Застой в системе общественных наук отражались на содержании и уровне музейных экспозиций.

       Ложь, которая проникала в экспозиции, сводила к нулю воспитательный и образовательный эффект музеев. Роль в принятии решения об открытии общественных, народных музеев принадлежала партийному руководству. Советское государство возлагало особые надежды на музеи данной группы, имея в виду, прежде всего их пропагандистский эффект. Этим можно объяснить активную поддержку, оказываемую со стороны государства музеям, раскрывавшим военно-патриотическую тематику.

       Неблагоприятной для развития музеев была существующая система оплаты труда. Культура относилась к числу вторичных сфер народного хозяйства, происходила постепенная девальвация профессии научного сотрудника музея, что проявилось во второй половине 1980-х гг. в уменьшении доли высококлассных специалистов.

       Роль идеологических форпостов, которая отводилась музеям правящей партией, отражалась в классической структуре основных форм пропагандистско-просветительской деятельности: экскурсии, лекции, тематические вечера. Особым успехом пользовались мероприятия, которые легко поддавались идеологической окраске. Их тематика чаще всего соответствовала идеологической тональности времени[13].

       Таким образом, музейная сеть складывалась из государственных музеев министерства культуры (всесоюзного, республиканского, местного значения), Академии Наук СССР, Министерства высшего и среднего образования, других министерств и ведомств, большого количества общественных музеев. Ведущее положение заняли исторические музеи, включая историко-революционные, военно-исторические и исторические отделы краеведческих музеев. Значительное место в музейной сети страны занимали меморильные музеи, посвященные героям Великой отечественной войны.

       И если впервые послевоенные годы направления музееведческих разработок определялись задачами воссоздания музеев на освобожденных территориях, профилирования музейной сети, повышения уровня краеведческих музеев, то в музейной проблематике 1950-80-х гг. ведущее место занимали вопросы фондовой, экспозиционной и научно-просветительской деятельности музеев, преимущественно краеведческой и исторической. Приоритетной проблемой, требовавшей специальных теоретических обоснований, признавались документирование и показ музейными средствами истории советского общества. Господствовавшими оставались идеи централизации (музеев, музейного фонда и пр.) и дидактического (обучающего, «просветительного») музея, по-прежнему преобладали прикладные и методические исследования.

       В 1960-1980-е гг. в большинстве музеев были созданы стационарные экспозиции по истории советского общества. Экспозиции и выставки готовились обычно в соответствии с постановлениями партии и правительства к различным юбилейным датам. Идейно-политическое содержание этих постановлений определяло тематику музейных исследований, идеологизированный характер экспозиций и проводимой на их основе просветительной работы. В СССР в период «оттепели», как и в предыдущие десятилетия, большое внимание придавалось раскрытию военно-патриотической тематики.

       В 1960-1980-е гг. значительно расширилась сеть исторических музеев за счет создания музеев, посвященных героизму народа в Великой Отечественной войне. Значительную роль в изучении и пропаганде памятников истории играли исторические отделы краеведческих музеев, историко-мемориальные музеи и общественные организации, которые по большей части были инициаторами создания народных музеев[14].

       В управлении музеями в середине 1960 - середине 1980-х гг. характерно внедрение в практику единых принципов организационной и штатной структуры, целей, содержания и форм работы музеев. Этому способствовал ряд утвержденных Министерством культуры СССР типовых положений. После 1985 г. начался демонтаж административной команды системы управления культурой, и в частности музейным делом.

       Во второй половине 1980-х гг. в связи с процессами демократизации, которые начались в СССР, перед музеями встала задача найти свое место в возрождении национальных культур, разрешении социальных и экономических проблем. Активизировалась музейная общественность, началось обсуждение наиболее острых проблем, в том числе по созданию материально-технической базы деятельности музеев в новых хозяйственных условиях.

       Изменения в общественно-политической жизни страны в середине 1980-х гг., падение тоталитаризма поставили перед музеями новые проблемы и задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху. Музеи стали активно открывать свои запасники, демонстрировать те части своих фондов, которые ранее были недоступны для публики. Этот период отмечен активизацией выставочной деятельности музеев, обращенностью к темам, ранее находившимся под запретом или подававшимся в искаженной трактовке.

       В 1990-х гг. происходит крушение системы музейного дела. Проблемы недофинансирования привели к тому, что по стране массово начали закрываться музеи, в том числе, которые были образованы за счет местных инициатив. Данный процесс будет продолжаться и в начале 2000-х годов.

 

 

2.       «Музей народной героини»

      «…Пропаганда памятников культуры должна заключаться в том, чтобы народ понял, что он хозяин этих ценностей, что он должен их беречь. Нужно помочь им осознать ценность этих сокровищ, воспитать в народе горделивое чувство, кровную связь с творцами этих сокровищ, рассказать о значении и красоте памятников, вести их пропаганду»[15].

       В послевоенный период складываются предпосылки, способствовавшие перестройке музейных практик и возрождению идеи народных музеев. Особое значение имела оттепель, приведшая повышению активности народных масс. Следует отметить также, что к этому времени подросло поколение «детей» войны и оно формировало запрос на сохранение памяти о войне. Под влиянием этих факторов возрождается краеведческое движение, преимущественно, в школьной среде.

       Первые народные музеи появляются в 1950-х гг. Министерство культуры РСФСР направило в местные органы культуры циркулярное письмо № 07-33 от 26.04.1961 г., в котором предписывалось: 1. организовать всестороннее изучение своего края, истории социалистического коммунистического строительства, культуры и быта населения, путем использования архивных источников, а также путем личного наблюдения, сбора устных сведений у старожилов, участников изучаемых событий и т.д.;  2. создавать экспозиции, отражающие культуру и историю местного края; 3. организовать краеведческие кружки;  4. содействовать выявлению, изучению, популяризации и охране памятников культуры; 5. вести массовую научно-просветительскую работу; 6. помогать органам местного образования путем проведения тематических экскурсий по программам школ, консультаций для учителей и т.д.;

        Так, общественная инициатива была поставлена под контроль власти. В мае 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», был определен порядок открытия новых музеев, их взаимодействия с учебными заведениями, научными и творческими обществами. В 1965 г. Министерством культуры было принято Положение о народном музее. Они учреждались решением Исполкома местного Совета депутатов трудящихся и подлежали учету местными органами культуры. Научно-методическое руководство народным музеем осуществлял районный, областной, краевой, республиканский музей.

       В 1978 г. было принято новое «Типовое положение о музее, работающем на общественных началах», вводившее для лучших общественных музеев почетное звание «народный музей». Звание присваивается музею, работавшему на общественных началах не менее трех лет,

       Через каждые пять лет звание «Народный музей» подлежало подтверждению. Наибольшее распространение получили музеи исторического профиля, нацеленные на отражение специфики и особенностей «местной истории», в том числе, военно-исторические музеи, музеи революционной, боевой и трудовой славы, музеи истории трудовых коллективов, музеи местных героев, участников ВОВ.

       История народных музеев позднесоветского времени представляет собой пример «управляемой» общественной инициативы, соответствовавшей основным положениям культурной политики и политики памяти брежневского времени. Созданные в воспитательных целях музеи школ, предприятий дополняли официальное меморативное пространство на уровне локаций – сел и городов провинциальной России. Особое значение они имели для развития культурной среды малых городов и сел.

        В 1996 г. был принят закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», закрепивший статус общественного музея как равноправной формы музейного учреждения.

       Прирост музейной сети провинции осуществлялся, преимущественно, за счет создания общественных музеев с последующим преобразованием их в муниципальные или государственные. В эволюции системы народных музеев следует отметить большую роль субъективного фактора – человека или группы сподвижников – инициаторов создания музейных коллекций. Среди них много представителей образования, работников культуры – это люди, способные организовать единомышленников и одновременно решать вопросы с предоставлением помещения под музей, обеспечением поддержки местной власти. Их активность во многом определяла и жизненный цикл народного музея.

       Из общего числа созданных в 1960–1980-е гг. общественных музеев сохранилась лишь небольшая часть. Причин закрытия множество – отсутствие постоянного финансирования, штата сотрудников, помещений. Как оказалось, легче создать музей, чем обеспечить его устойчивое развитие[16]. Та же участь постигла и музей Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой.

           В 1965 году было создано «Общество охраны памятников истории и культуры». Инициатором создания данного общества выступил Совет Министров РСФСР. И фактически сразу по всей стране стали возникать подобные организации. В конце шестидесятых годов подобное общество появилось и в Пряжинском районе. Так как Пряжа, родина, Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой было принято решение создать Музей Боевой и Трудовой Славы именно здесь. Музей было решено открыть к 25-летию освобождения Карелии от фашистских захватчиков, то есть летом 1969 года.

Следующий вопрос был, где будет располагаться музей? Логично было полагать, что музей должен располагаться в доме, где когда-то жила М.В. Мелентьева. Но в это время в доме проживала мать героини Евдокия Андреевна.  Поэтому к дому была сделана пристройка, где разместилась Евдокия Андреевна, а сам дом был отремонтирован.  Дом сохранил свой первоначальный вид. Создатели музея старались сохранить все, как было при жизни Марии.

Условно дом был разделен на три части. В первой части дома располагалась экспозиция, посвященная жизни и подвигу М.В. Мелентьевой. Во второй части дома находились вещи и документы, рассказывавшие о деятельности подпольных организаций на территории нашего района. В третьей части дома предполагалось открыть зал Трудовой Славы района. В 1980-х годах в музее была проведена реконструкция: убрали печь, расширив территорию музея, провели централизованное отопление, обновили оформление выставочных залов.

Торжественное открытие музея состоялось 29 июня 1969 г, в день освобождения Пряжи от финских захватчиков. На открытии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, руководители районной партийной организации, близкие и родные Марии Мелентьевой, а так же жители поселка.

Фотографии, личные вещи, копии документов, альбом с воспоминаниями школьных товарищей героини все это было представлено в первом зале, посвященном М.В.  Мелентьевой. Во втором зале расположились экспонаты, рассказывающие о действиях подпольных организаций, которые действовали во время войны на территории нашего района. В третьем зале, экспонировалась выставка изобразительного искусства, в дальнейшем пополнялась экспонатами, касающимися тружеников тыла.

У истоков создания музея стояли М.Н. Кропачева, в то время она являлась заведующей отделом культуры Пряжинского района, К.Д. Окунева - председатель общества по охране памятников истории и культуры. Участие в создании музея принимали учащиеся Пряжинской средней школы, которыми руководили учителя П.Т. Орлов и Н.П. Кудряшова.   

К.П. Велеславова до войны училась в Пряжинской школе и хорошо помнила М.В. Мелентьеву, а в шестидесятых годах работая учителем, организовала вместе с учениками школы сбор фотографий и воспоминаний одноклассников М.В. Мелентьевой, так же удалось разыскать первую учительницу нашей героини.

В 1970-х гг. поисковую работу музея взяла в свои руки Рауха Эмильевна Кальске. И вместе с группой учащихся Пряжинской школы продолжила начатое дело. Оформляли альбомы с фотографиями, приводили в порядок экспонаты музея. Буквально по крупицам осуществлялся сбор архивных документов касающихся М.В. Мелентьевой[17].

Карельский государственный архив предоставил, документы, такие как протокол заседания Пряжинского райкома комсомола и анкета, которую М. Мелентьева заполняла собственноручно. Из Государственной публичной библиотеки КАССР отправили в музей копию республиканской газеты «Ленинское знамя», где были опубликованы фотографии комсомольских билетов Марии Мелентьевой и Анны Лисицыной.

В течение 1970-1980-х годов шел активный поиск людей, лично знавших героиню. Работники музея и члены поисковых групп записывали воспоминания о Марии у родственников, одноклассников по школе, боевых товарищей по военной службе.

     Наш рассказ был бы не полным, если бы не упомянули в нем о таком интересном экспонате, как «Парта Марийки», который в настоящее время находится в Национальном музее Республики Карелия в г. Петрозаводске. Парта в течение многих лет находилась в старом здании Пряжинской средней школы в одном из классов начальной школы. В советские времена было честью сидеть за этой партой. В начале, 1980-х школа справила новоселье в новом каменном здании. По инициативе учащихся школы, парта была передана на хранение в Музей Боевой Славы.

      Из текстового отчета о работе Пряжинского районного Дома культуры за 1974 г., мы можем увидеть, что традиционным в Пряже стал День Героя, который проводится ежедневно 24 января. В этот день проводится митинг у памятника Герою Советского Союза М. Мелентьевой, проводятся пионерские сборы, тематические вечера[18].

           В советское время в день рождения М. Мелентьевой в музее проводились экскурсии, уроки мужества, пионерские сборы. Проводился митинг у памятника героине с участием жителей п. Пряжи. В районном Доме культуры организовывались для учащихся среднего звена пионерский сбор дружины имени М. В. Мелентьевой и тематический вечер для молодежи. В конце 1980-х музею было присвоено звание «Народный музей». Несомненно, во многом это заслуга М.Н. Кропачевой, К.Д. Окуневой, Р.Э. Кальске, К.П. Велеславовой, П.Т. Орлова и учеников школы.

В начале 1990-х годов в здании музея разместилась библиотека.  Музей стал занимать одну комнату для постоянной экспозиции, рассказывающей о героической жизни М. Мелентьевой.

Краеведческий музей Республики Карелия использовал помещение музея в качестве площадки для временных выставок. Но, как и по все стране шло сокращение финансирования, что не позволило краеведческому республиканскому музею продолжить работу своего филиала в Пряже, и в середине девяностых многие экспонаты Народного музея М. В. Мелентьевой переместились в фонды музейного пространства в Петрозаводске. Несмотря на все сложности, работа Народного музея Боевой Славы имени М. В. Мелентьевой в Пряже продолжалась еще несколько лет. Директор районной детской библиотеки З.Н. Климова, библиотекари В.В. Патракеева и М.И. Мартин продолжали музейную работу. Проводили экскурсии, для посетителей рассказывая о подвиге Марии Мелентьевой. В связи с отсутствием финансирования, здание музея ветшало, что, несомненно, привело к тому, что содержать помещение в должном порядке не представлялось возможным. Поэтому вначале двухтысячных музе закрыли.

За все годы работы музея сотрудниками был собран уникальный краеведческий материал, подготовлены десятки статей и документальных публикаций в периодической печати, восстановлены сотни имен погибших и пропавших без вести на фронтах.

Деятельность музея долгие годы способствовала патриотическому и духовному воспитанию подрастающего поколения.  Обращаясь к изучению истории малой Родины, к истории семьи, к славным и трагическим страницам исторического прошлого родного края, Музей имени М. В. Мелентьевой способствовал воспитанию у молодежи гражданской позиции, бережного отношения к историческому прошлому, утверждению идеалов бескорыстного служения Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Человек, утративший память, перестаёт быть личностью. Поэтому значение исторической памяти в жизни человека очень велико. Её величие состоит в том, что она является связующим звеном между прошлым и будущим.

В последние годы проблема истории стала особенно актуальной в современном мире. Молодое поколение уделяет всё меньше внимания прошлому своего государства. Не так ценится вклад наших предков в свободное будущее для своих детей и внуков, забываются подвиги, разрушаются памятники. Сейчас даже не во всех семьях помнят историю своих родственников, принимавших участие в ВОВ. Ведь знание прошлого даёт нам понимание настоящего и возможность создания будущего. 

Нужно помнить о тех ошибках, за которые наш народ жестоко поплатился, для того чтобы мы не повторили их в своё время. Существует множество способов сохранения исторической памяти: названия улиц, возведение памятников, художественная и научная литература, творчество художников, кинематограф и есть музеи народных героев. Однако, к сожалению, часто от прошлого хотят отречься, поэтому происходят массовые переименования, уничтожения и разрушения. Наша задача – сохранить память о прошлом своего народа. Только в наших силах создать достойное будущее, бережно храня воспоминания об истории нашего государства.

 Война оставила неизгладимый след в жизни каждой семьи, унесла миллионы жизней, забрала из семей отцов, мужей, сыновей. Война - страшное событие, но это часть нашей истории. Ее нельзя просто вычеркнуть, забыть. Народ должен помнить подвиги своих предков. Память – главное богатство человека. Знание прошлого заставляет нас переосмыслить своё отношение к жизни. Зная прошлое, человек ощущает себя сопричастным к истории.

       Данная работа посвящена становлению и работе народного музея имени Героя Советского Союза М.В. Мелентьевой. К сожалению, в наши дни, музей прекратил свое существование, и у нынешнего молодого поколения нет возможности оценить всю работу, которая была проделана в советский период. Экспонаты после закрытия музея были переданы в Краеведческий музей г. Петрозаводска, что сделало практически невозможным, ознакомится с историей нашей героини. Со времени становления музея, он был визитной карточкой нашего поселка. Здесь проводились многочисленные экскурсии не только для учащихся школы и местных жителей, но и для гостей нашего поселка.

 

 

Список использованной литературы:

I. Источники:

Неопубликованные источники:

МКУ «Центр информационного и хозяйственного обеспечения деятельности учреждений Пряжинского национального, муниципального района» (далее Муниципальный архив).

1.      Ф. 6. Отдел культуры Пряжинской администрации. (1945-2006 г.)      

 

II. Литература:

1.      Дьячков А.Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. - С.202.

2.      Калинина Е.А. Пряжинский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1944 гг.: документы, материалы, воспоминания. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2020, - С 371.

3.      Коссова И.М. Экскурсионное дело // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. - С.351.

4.      Ливцов, В. А. 75 лет Пакту Рериха: Материалы Международной общественно-научной конференции 2010. – М.: Международный центр Рерихов; Мастер-Банк. 2011. – С. 488 .

5.      Наседкин К.А., Наседкин А.А. Сеть Культурного Наследия и "Музеи России". - Ярославль, 1999. - С. 67.

6.      Туманов В.Е. Общественные музеи // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. - С.43.

7.      Федосеева И.В. Исторические музеи // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 1. - С.236.

 

III. интернетресурсы:

 

1.      https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/119148/1/mazur-bnp-7_2022.pdf

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Дьячков А.Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. – 560с.

[2] Туманов В.Е. Общественные музеи // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. – 378с.

[3] Наседкин К.А., Наседкин А.А. Сеть Культурного Наследия и "Музеи России". - Ярославль, 1999. – 198с.

[4] Коссова И.М. Экскурсионное дело // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. – 658с.

[5] Федосеева И.В. Исторические музеи // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 1. – 456с.

[6] Ливцов, В. А. 75 лет Пакту Рериха: Материалы Международной общественно-научной конференции 2010. – М.: Международный центр Рерихов; Мастер-Банк. 2011. 356с..

 

[7] Калинина Е.А. Пряжинский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1944 гг.: документы, материалы, воспоминания. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2020.- 371 с.

[8]МКУ «Центр информационного и хозяйственного обеспечения деятельности учреждений Пряжинского национального, муниципального района» (далее Муниципальный архив). Ф..6. Отдел культуры Пряжинской администрации. (1945-2006 г.)      

[9] Дьячков А.Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. - С.202.

[10] Туманов В.Е. Общественные музеи // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. - С.43.

[11] Туманов В.Е. Общественные музеи // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. - С.43.

[12] Коссова И.М. Экскурсионное дело // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 2. - С.351.

 

[13] Наседкин К.А., Наседкин А.А. Сеть Культурного Наследия и "Музеи России". - Ярославль, 1999. - С. 67.

 

[14] Федосеева И.В. Исторические музеи // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 1. - С.236.

 

[15] Ливцов, В. А. 75 лет Пакту Рериха: Материалы Международной общественно-научной конференции 2010. – М.: Международный центр Рерихов; Мастер-Банк. 2011. С. 168.

[16] https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/119148/1/mazur-bnp-7_2022.pdf

 

[17] Калинина Е.А. Пряжинский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1944 гг.: документы, материалы, воспоминания. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2020, - 286с.

[18] Ф. р-654 оп.1 д. 4/41 л.12-16.