Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Введенско- Слободская основная общеобразовательная школа» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательская работа на конкурс «Мой труд вливается в труд моей республики»
Номинация: Профессии моей семьи.
Трудовые династии
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Введенско- Слободская ООШ» Ширяева Анна Михайловна
2022 г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. |
3 |
Цели, задачи, гипотеза, методы |
4 |
Основная часть……………………………………………………………... |
6 |
1.Истоки педагогической династии……………………………………...... |
6 |
2.1 Второе поколение династии………………………………... |
8 |
2.2 Третье поколение династии………………………………… |
10 |
2.3.Четвертое поколение династии |
14 |
Заключение…………………………………………………………………. |
17 |
Литература |
18 |
Приложение………………………………………………………………… |
19-24 |
Введение
Гордиться славой своих предков не только можно, но и нужно;
не уважать её есть позорное малодушие.
А. С. Пушкин
Династия - череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам. Такое определение династии дает «Википедия».
Сколько существует профессий, столько и династий. Это и нефтяники, шахтеры, механизаторы, врачи, артисты, педагоги. В чем же суть того, что многие члены семьи выбирают одну и ту же профессию?
Династия педагога – это особая тема, так как воспитывать детей, жить их заботами способен не каждый. Здесь нет никаких видимых привилегий. Но в нашей стране немало таких династий. Мне повезло стать представителем одной из них. И я горжусь этим. С большим увлечением я взялась за проект создания работы о нашей фамильной профессии - педагог.
Данный проект посвящен людям, которые через всю жизнь пронесли и несут доброту сердец и свет образования детям. Они любят свою работу и воспитывают такую же любовь к труду педагога в своих детях - ведь только так можно продолжить династию.
Почему именно педагог? Я заметила, что члены нашей семьи - люди терпеливые, уважительно относящиеся к окружающим, ценящие мнение другого человека. И вместе с тем - гордые и достойные люди. Я думаю, что выбор профессии определяется желанием поделиться своим внутренним миром с окружающими, активно взаимодействовать с людьми, создавая яркий и интересный мир вокруг себя. А дети, как никто другой, откликаются на такие поступки, они чутко воспринимают предложения педагога, открывают свой внутренний мир перед тем, кто сам открыт для них. «Делай, как я, делай лучше меня!» - это, наверное, самый правильный девиз педагогического мастерства. В этом тайный смысл: взрастить человека успешного, уверенного в своих силах и возможностях, ученика, который в будущем превзойдет своего учителя.
Каждый представитель нашей династии - по-своему, уникальный человек, творческий и талантливый. И для нас лучшая награда – любовь и признание детей.
Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня, когда мир стремительно меняется и развивается, именно педагог способен донести до ребенка самые важные человеческие истины.
Предмет исследования:
Предметом исследования выступает вклад каждого представителя педагогической династии семьи Картаповых в развитие образования и общественную жизнь Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Гипотеза исследования:
Наверное, выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным и на него не влияют ни низкая зарплата, ни падение престижа профессии. Я думаю, что представители учительских династий внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь района.
Цель исследования: изучить историю нашей династии педагогов Картаповых, которая берет свое начало с 1906 года, а её представители и сегодня отдают свои сердца детям.
Задачи:
1.опросить родственников об известных им фактах из истории семьи;
2.изучить материалы, хранящиеся в семейном архиве;
3.собрать биографические сведения и систематизировать собранную информацию в схему родственных и семейных связей;
4.определить мотивы выбор педагогической профессии;
5.дать краткое описание профессионального пути представителей династии;
6.обозначить профессионально-значимые качества педагогов;
7.показать роль семьи в жизни страны
Исследовательская работа «Профессии моей семьи.» имеет практическую значимость и для меня лично, и для будущих поколений. Она позволяет обобщить материалы, имеющие непреходящее воспитательное значение, сохранить сведения о педагогической династии, чьи представители живут и работают рядом
Методы:
- изучение материалов семейного архива,
- беседа с представителями династии, учителями - ветеранами, бывшими учениками моих родственников,
- анализ и обработка полученной информации.
Основная часть
Важную роль при образовании профессиональной династии играют традиции и семейный уклад. Семейные традиции апеллируют к образу жизни, к сложившейся в семье повседневности, а также к семейной культуре, присущей определенной местности и национальному этносу, определенной конфессии, ценностям, которые являются составными элементами семейной культуры.
Трудовая или профессиональная династия – это когда люди одной профессии передают из рода в род мастерство, умение. Работа становится смыслом всей жизни. Такое добросовестное отношение к своему делу вызывает интерес младшего поколения и побуждает его следовать примеру взрослых. Можно встретить целые семьи, члены которых остаются верны одной профессии на протяжении многих десятков лет. Связанные родственными узами, работники стараются не уронить честь фамилии. Отсюда - трудолюбие, ответственность, старательность и добросовестность.
Моя семья- это династия педагогов. Труд учителя- требует постоянного творчества, огромной душевной щедрости, любви к детям и безграничной преданности своему делу. Учительские династии в наше время- явление уникальное и драгоценное, порой необъяснимое.
Учитель, учительское счастье, учительская судьба …
В жизни каждого человека с учителем связаны воспоминания. Они друг на друга не похожи: у каждого свой характер, свои требования. Один мягок, другой строг, один вспыльчив, другой спокоен. Но все они похожи в главном: нет среди них ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам, кто не прилагал бы сил, чтобы помочь им вырасти честными, смелыми, здоровыми людьми. Всю жизнь учитель незримо идет рядом с детьми. Во всем хорошем, что они делают, есть частица его труда.
ИСТОКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ
Основателем славной педагогической династии моей семьи по маминой линии является родной брат моей бабушки Варвары Павловны Картаповой - Картапов Иван Павлович .(Приложение 5)
Картапов Иван Павлович 1906 года рождения..Родился о в бедной крестьянской семье, Учился в начальной школе. В годы гражданской войны семья нищенствовала. Отец умер, и Иван попал в приют города Москвы. Детский дом отправил его учиться на учителя. Там он познакомился с Артемьевой Екатериной Ивановной. Она была дочерью известного революционера и участника гражданской войны Чувашии.. Ее отца сильно мучили белогвардейцы. Вскоре он был расстрелян. .И она тоже оказалась в этом же приюте. К ним приют приезжал Владимир Ильич Ленин и Крупская. Владимир Ильич даже держал на руках Екатерину, расспрашивал о ее жизни. Вернулся в родные места Иван Павлович уже с Екатериной Ивановной. Стали работать в Большемеминской школе..В 30 годы был директором школы. Но поработать долго не пришлось. Началась Великая Отечественная война. В 1941 году Иван Павлович был мобилизован на фронт.. На фронте был ранен, а затем попал в плен, а Екатерина Ивановна получила похоронку. По рассказам односельчан Екатерина Ивановна сильно переживала, даже тронулась умом. Из плена Иван Павлович бежал с тремя пленниками. Во время побега простые добрые люди дали им хлеба. Так как они были сильно голодными, пленники стали есть хлеб с жадностью, что привело к трагедии. Иван Павлович ел хлеб чуть-чуть, держал его во рту, сосал..и это ему помогло остаться в живых. Другие же двое сразу же померли. После освобождения из плена Иван Павлович прошел все присущие тому времени процедуры проверки, ссылки, ущемления в правах В итоге в школу его приняли только в 1957 году бухгалтером., а затем стал учителем Но по специальности ( он был квалифицированным учителем истории) работать не мог. Стал учителем географии и биологии. Только с 1963 по 1967 годы стал директором Большемеминской школы. Его трудовой стаж около 20 лет. Екатерина Ивановна же всю жизнь проработала учителем начальных классов. Учила по два класса , в которых было по 15-20 человек. Детей она очень любила, отдавалась своей работе целиком и полностью. Ее трудовой педагогический стаж более 36 лет. После выхода на пенсию семья переехала в Верхний Услон. Они воспитали 5 детей.(Клера, Авва, Ревка, Валерий, Анатолий). Но ни один из детей по стопам родителей не пошли.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИИЕ ДИНАСТИИ
Продолжила династию педагогов моя тетя Баймяшкина Ольга Афанасьевна, дочь моей бабушки Баймяшкина Ольга Афанасьевна, племянница Картапова Ивана Павловича (Приложение 1)
Она родилась в 1935 году в селе Большие Меми Верхнеуслонского района в крестьянской семье. Семья ее была бедной, поэтому все трое детей не имели возможность учиться в техникумах и училищах. Ее мама и папа( мои дедушка и бабушка) были неграмотными. Могли лишь по слогам читать, совсем плохо писать. И им очень хотелось, чтобы одна из дочек смогла стать учителем. Выбор пал на младшую дочь Ольгу. Она смогла закончить семилетнюю школу с отличием. Дедушка и бабушкам отправили учиться ее в Тетюшское педагогическое училище на учителя начальных классов Закончила Ольга Афанасьевна педагогическое училище с красным дипломом в 1956 году. Сразу же приступить к работе не смогла из-за болезни. После лечения она начала работать в Большемемиской малокомплектной школе учителем начальных классов. Она обучала все три класса ( первый, второй и третий классы) Ученики первого класса приходили пораньше, затем приходили ученики 2- 3 классов. Все ученики безумно ее любили и уважали родители. Всю свою жизнь более 36 лет Ольга Афанасьевна посвятила детям. Ее до сих пор помнят ученики. Приходят в гости, поздравляют на праздники, помогают по хозяйству. Именно Ольга Афанасьевна привила нам другому поколению любовь к этой профессии, профессии учителя. По его стопам идут многие его ученики
В нашей семье мы знали всех учеников Ольги Афанасьевны, какие они, как относятся к учёбе, какой у них характер.
С самого раннего детства, сколько себя помню, слово «школа» была для меня чем-то родным, близким. Ещё будучи маленькой девочкой, едва научившись ходить, моя тетя брала меня с собой на работу, в свой просторный и уютный класс. Не совсем осознавая, где я нахожусь, уже в тот момент я чувствовала, что это что-то очень важное для нее.
Каждому из них она отдаёт частичку себя, и каждый из них занимает особое место в её сердце. Сколько времени, терпения, физических сил требует эта работа. Мысли о школе не покидали тетю никогда. Вся жизнь нашей семьи буквально пропитана любовью к детям. Глядя на ее работу , как она относится к детям, как она тщательно готовится к урокам, как переживает за своих учеников, я задумывалась над тем, что работа учителя – это очень нелёгкий труд. Учитель всегда думает о своей работе даже дома, и в выходной день, и даже в отпуске.
Трудно подсчитать, сколько учеников «прошло через её сердце»
Годы бегут, она давно на заслуженном отдыхе, но ученики не забывают о ней: поздравляют с праздниками, приходят в гости или просто звонят. Всегда приглашают на вечера встреч одноклассников, где произносят слова полные любви и благодарности за ее труд. Некоторые ее ученики тоже стали учителями.
Ольга Афанасьевна победитель социалистического соревнования 1974 года( у нее есть нагрудный знак. Она очень умная, добрая, внимательная, ответственная и трудолюбивая.
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИИЕ ДИНАСТИИ
Наша же мать, Баймяшкина Ольга Афанасьевна , позже Картапова Ольга Афанасьевна не смогла учиться, так как нужно было помогать по хозяйству родителям. Вскоре она вышла замуж и родила нас семерых детей (Александр, Иван, Галина, Николай, Татьяна, Сергей, Анна) И так в семье Картаповых появились продолжатели педагогической династии Первым отправился учиться в Тетюшское педагогическое училище мой брат Картапов Александр Михайлович 1952 года рождения.
Картапов Александр Михайлович (Приложение 6). Учился Александр Михайлович в школе хорошо, особенно любил читать книги. Сельскую библиотеку он перечитал раз пять. Библиотекарь не знал, что же дать ему еще почитать, так как он перечитал все книги в библиотеке раз по 5.
Учился Александр Михайловичи в педучилище очень хорошо. Именно в педагогическом училище проявились большие склонности к математическим наукам. Он очень любил математику, физику. После окончания педучилища1970г поступил в Казанский Государственный педагогический институт на физико-математический факультет. Закончил вуз1975 году. И всю свою жизнь посвятил школе, своей математике и физике. Работал он в Верхнеуслонском районе, затем в городе Бугульме. Жизнь заставила вернуться Александра Михайловича снова в свой родной Верхнеуслонский район учителем математики и физики в Клянчинскую ООШ..Еще мальчишкой увлекался шахматами..Это увлечение переросло в хобби. Сейчас он уже пенсионер. Но Александр Михайлович продолжает работать с детьми. Он ведет в районе шахматный кружок. Сам он победитель многих шахматных турниров.
Следом за моим братом продолжила обучение в педагогическом училище города Тетюши моя сестра Картапова Галина Михайловна ( позже Григорьева Галина Михайловна)1955 года рождения. (Приложение 2)
Картапова Галина Михайловна ( Григорьева Галина Михайловна.
После окончания педучилища она продолжила обучение в Казанском государственном педагогическом институте на историко-филологическом факультете. Свою трудовую деятельность начинала с Большемеминской восьмилетней школы учителем русского языка и литературы. Вышла замуж и пустила свои корни в селе Русское Макулово. Работать учителем русского языка и литературы ей не пришлось. Устроилась в детский сад в качестве воспитателя, а затем заведующей.. Где она проработала большую часть своей трудовой деятельности более 20 лет, посвятила себя воспитанникам детского сада
Галина Михайловна не стала учителем, но она воспитывал в детях доброту, милосердие, порядочность. Из- за болезни ей пришлось уйти с руководящей должности. Вернулась после болезни уже в Клянчинскую основную школу. За добросовестный труд Григорьева Галина Михайловна получила награду «Отличник народного просвещения»1996года. Сейчас Григорьева Галина Михайловна на заслуженном отдыхе. Я часто вспоминаю ее слова:
«Была рутина, которой хватает в любой работе, и неизбежные разочарования. И снова повседневность. Постепенно исчезало чувство беспомощности, на смену приходила уверенность. Все становилось на свои места, и оставалась просто работа, на которую хотелось идти». Ее педагогический стаж 38 лет.
Далее продолжила педагогическую династию я, Картапова Анна Михайловна ( позже Ширяева Анна Михайловна) 1963 года рождения.(Приложение 3)
Картапова Анна
Михайловна ( позже Ширяева Анна Михайловна
Так же как все мои брат и сестра закончила педагогическое училище города Тетюши.1978-1982 годы В педучилище был замечательный преподаватель педагогики и психологии Наталья Михайловна Базанова . Благодаря ей, я поступила учиться в 1984 году в Елабужский Государственный педагогический институт на преподавателя педучилищ педагогики и психологии, но закрепиться в городе как преподаватель педучилищ у меня не получилось. Начинала свою трудовую деятельность с 1982 года с воспитателя детского сада села Русское Макулово. Но меня сильно тянуло в школу. Так как за плечами было образование учителя начальных классов. По зову сердца я в 1995 перешла в Клянчинскую основную школу, где работала учителем начальных классов и завучем на 0,5 ставки. После закрытия Клянчинской школы пришлось поработать СПТУ-101 с подростками. В основном были дети из неблагополучных семей. Но они все были по- своему очень хорошими, добрыми, отзывчивыми. Затем жизнь меня занесла в МБОУ «Введенско- Слободская ООШ»,где работаю по сегодняшний день учителем начальных классов и завучем.
В последнее время всё чаще стала задумываться о том, что «по-старому» в наше время работать уже нельзя, детям становится неинтересно. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на жизненные ситуации.
Современный век… Он открывает перед нами невиданные возможности для карьеры и для самовыражения. Какие же задачи главные? Чему учить детей? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить в воспитании?
Урок для меня – это не только процесс усвоения знаний и приобретения навыков в рамках определенной темы, а прежде всего – общение, в котором каждый из нас имеет право на ошибку, равно как и на успех.
Какое удовольствие испытываешь, видя, когда твои ученики с лёгкостью справляются с трудными заданиями, с желанием принимают участие и занимают призовые места в различных конкурсах, олимпиадах, с интересом занимаются созданием проектов. В моем портфолио много почетных грамот и благодарственных писем. (Приложение3 это какая –то 10 часть всех почетных наград)
Ведь профессия учителя начальных классов важна и ценна для каждого человека, так как первый учитель не только учит читать, писать, считать, но и знакомит детей с окружающим миром, помогает школьникам адаптироваться в этом мире, раскрывать свои творческие способности. И результат работы налицо.
Через короткий промежуток времени школьники начинают участвовать в конкурсах и олимпиадах. Каждый урок для них словно маленькая прожитая жизнь. Каждое утро они с волнением открывают двери своего класса, ведь сейчас появятся их учитель. Как обычно, дети входят со словами приветствия, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Н Звенит звонок. Урок учитель начинает с улыбки, которая всех объединяет. Уже начинают светиться доверчивые лица учеников. Она помогает детям отыскивать чудеса на каждом уроке, дерзать, творить, находить ответы на вопросы. Она знает, что каждый ученик не просто человек, которому нужна приветливость и ласка, а личность со своим внутренним миром. Каждый урок - увлекательное и интересное путешествие в мир знаний, ведь это помогает изучить и узнать новый материал. А самое главное то, что ученикам это очень нравится, они испытывают большой интерес к неизведанному. Уроки пролетают незаметно, так как они очень насыщены и познавательны
ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИИЕ ДИНАСТИИ
Продолжили династию педагогов семьи Картаповых наши дети.
Григорьева Юлия Юрьевна- 1979 года рождения дочь Картаповой Галины Михайловны. После окончания средней Макуловской школы поступила а в Казанский государственный институт на географический факультет. Свою трудовую деятельность начинала с Майданской основной школы учителем географии. Затем она продолжила свою деятельность в районном отделе образования в отделе методической работы. К большому сожалению, ее педагогический стаж пока закончился. Всего 4 года.
Баймяшкина Елена Николаевна –дочь моей сестры Картаповой Татьяны Михайловны. (Приложение 4)
После окончания основной Большемемеминской школы Елена Николаевна обучалась в педагогическом училище города Тетюши учителем начальных классов. Свою педагогическую деятельность начала 2007года с МБОУ «Печищинской ООШ» учителем начальных классов .Так получилось что Елене Николаевне пришлось перейти в МБДОУ «Печищинский детский сад» Благодаря современным педагогическим технологиям, позволяющим мне применять большое разнообразие методов, приемов, форм работы, можно не ограничивать себя в поиске, творческом полете. Исследуя и осваивая игровую и информационно-коммуникативную технологии, практикуя дифференцированный и личностно-ориентированный подходы и метод проектов, повышаю интерес воспитанников к знаниям, развиваю их творческое начало, создаю условия для первых успешных шагов в увлекательный мир. Елена Николаевна работает еще не так долго, но за ее плечами уже много побед в профессиональных конкурсах. Ее воспитанники занимают призовые места даже во Всероссийских конкурсах. Но не только ее воспитанники занимают призовые места, но и она активный участник профессиональных конкурсов. За ее плечами более 15 лет педагогического стажа
Ширяев Андрей Сергеевич 1993 года рождения– сын Картаповой Анны Михайловны.
Пока он еще не начал свою педагогическую деятельность, так как еще учиться в институте на учителя физической культуры. Но думаю, что и он будет верен семейным традициям
Заключение
Узнавать новое всегда увлекательно, поэтому проследить путь и написать про нашу семейную, педагогическую династию мне было очень интересно.
Изучены семейные архивы Баймяшкиных, Картаповых, Григорьвых, Ширяевых найдены нужные документы и актуальные материалы, проведена работа с архивом школьных музеев.
В нашей педагогической династии 9 учителей по разным предметам. Это целая история человеческих судеб, которая насчитывает общего педагогического стажа – 211 лет. Наше генеалогическое древо состоит из 4х педагогических ветвей. Все они работали и работают в разное время и в разных местах, но у всех у них была и есть общая цель: правильно воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей.
Таким образом, каждое поколение педагогов нашей семьи берет всё лучшее у своих старших наставников. Педагогическое мастерство передается продолжателям учительского дела. Я надеюсь, что династия педагогов Картаповых не прекратит своё существование.
Такие разные судьбы... И у каждой из них свои традиции, свои секреты успешной педагогической деятельности, которые передаются из поколения в поколение. Семейные праздники... В нашей семье – это всегда небольшой педагогический совет. Представители четырех поколений с успехом реализовали себя в профессии, внесли огромный вклад в развитие образования и общественную жизнь родного села, района, Республики, заслужили уважение жителей.
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы пронесем.
Литература
1. Баранова, Е. А. Связь времен, традиций, поколений / Е.А. Баранова. - Красноярск, 2007.- 230 с.
2. Дмитриева, Н.Г. Завуч – фигура ключевая / Н.Г. Дмитриева // Сибирский хлебороб. – 2009г.
3. Караковский, В.А. Классным руководителям посвящается / В.А. Караковский // Воспитательная работа в школе. - 2006. - №1. – С. 5-10.
4. Лащевская, О.Л. Моя родословная / ОАО «Лениздат» О.Л. Лащевская. – М., 2008. – 198 с.
5. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. – 250 с.
6. Неродная, Л.А Наши победы / Л.А. Неродная // Победа Социализма. - 1965г. - №90.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Изд-во Оникс, 2006. – 976 с.
Приложение1
Баймяшкина Ольга Афанасьевна
Приложение 2
Картапова Галина Михайловна (Григорьева)
Картапова Анна Михайловна (Ширяева) Приложение3
Баймяшкина Елена Николаевна Приложение4
Картапов Иван Павлович Приложение 5
Это в 1930 годы
Это 1957-63 годы
Картапов АлександрМихайлович Приложение 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.