муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Больше-Чернская основная общеобразовательная школа»
303147 Орловская область, Болховский район,
с. Большая Чернь, улица Центральная, дом № 4, телефон 8 (486 40) 2-67-16
Утверждаю И.о.директора МБОУ «Больше-Чернская основная общеобразовательная школа» _________________ Т.Н.Митрохина
30.08.2018 г.
Материалы на районный смотр-конкурс
учебно-опытных участков
с.Большая Чернь
2018г
Оглавление
1.Положение о пришкольном учебно- опытном участке и летней трудовой практике
2.Общие сведения о пришкольном учебно-опытном участке
3. Образовательные программы, реализуемые на пришкольном учебно- опытном участке
4. Описание отделов пришкольного учебно-опытного участка
5. План работы пришкольного учебно-опытного участка
6. Проектная работа «Картофельные тайны», реализуемая на пришкольном учебноопытном участке.
7. Приложение №1 . Материально- техническая оснащенность пришкольного учебноопытного участка
Утверждаю И.о.директора МБОУ «Больше-Чернская основная общеобразовательная школа»
_________________ Т.Н.Митрохина 30.08.2018 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИШКОЛЬНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ И ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. МБОУ «Больше-Чернская основная общеобразовательная школа» имеет пришкольный участок, находящийся в ее бессрочном и безвозмездном пользовании.
1.2. Основное назначение пришкольного участка направлено на:
- воспитание творческого отношения к сельскохозяйственному труду, качеств рачительного хозяина земли;
- знакомство с агротехническими приемами, используемыми в современном сельскохозяйственном производстве;
- Учебно-опытный участок создан в школе для проведения уроков в 5-9 классах по трудовому обучению, биологии, общественно-полезного, производительного труда, внеклассной работы.
- На учебно-опытном участке организуются отделы: плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный отдел, овощной отдел.
- Отдел плодово-ягодных культур состоит из ягодников
- В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
- На овощном участке выращиваются овощи для школьной столовой.
- Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с образовательными программами и планами работ. Участок обеспечивается водой для полива растений.
- В подсобном помещении хранится сельскохозяйственный инвентарь.
1.3. Деятельность, связанная с пришкольным участком, регламентируется Законом РФ "Об образовании РФ", настоящим Положением, адаптированной образовательной программой.
2.1. Работа на пришкольном участке осуществляется по учебному плану, утвержденному приказом директора Школы.
Содержание работы отвечает требованиям программ по трудовому обучению, биологии. Трудятся учащиеся на пришкольном участке за счет времени, отведенного на уроки труда, биологии в соответствии с программой и во время летней трудовой практики.
3.1. Руководит пришкольным участком, работой учащихся на пришкольном участке заведующий, назначаемый приказом директора школы из числа учителей биологии и технологии.
3.2. Руководитель вместе с педагогическим работником школы, ответственным за организацию общественно-полезного труда, обеспечивает:
- расстановку учителей для руководства работы на участке;
Заведующий учебно-опытного участка несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, инструктирует других учителей, привлекаемых к работе с обучающимися на УОУ обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке. Для работы на участке из учащихся формируются группы, составляются списки.
3.3. Учитель, руководящий работой учащихся на пришкольном участке, проводит ежедневный инструктаж по ТБ и несет ответственность за безопасность жизни и здоровья учащихся во время работы.
3.4. Учителя, привлекаемые к руководству деятельностью учащихся на учебноопытном участке, обучают правильным и безопасным приемам работы. А так же следит за состоянием пригодности инвентаря.
4.1. Школа обеспечивает пришкольный участок в пределах потребности органическими удобрениями, семенным и посадочным материалом, сельскохозяйственным инвентарем, укрывным материалом.
2.Общие сведения о пришкольно-опытном участке
1. Год организации пришкольного учебно-опытного участка - 1968 год
2. Размер пришкольного участка – 0,3 га
3. Количество учащихся – 20 человек.
4. Материально-техническая оснащенность пришкольного участка (с/х техника, инвентарь, хозяйственные постройки (приложение № 1)
5.Наличие отделов:
• Плодово-ягодный .
• Отдел цветочно-декоративных растений Овощной.
3.Образовательные программы, реализуемые на пришкольном участке
На пришкольном участке реализуются учебные программы по биологии и сельскохозяйственному труду.
Изучая биологию в 6 классе по темам « Рост и развитие растений» , «Вегетативное размножение растений» проводим работу на пришкольном участке, показывая надземное и подземное прорастание растений, способы вегетативного размножения цветковых растений.
В 7 классе при изучении многообразия цветковых растений знакомим учащихся с биологическими особенностями, агротехникой выращивания культурных, декоративных растений, выращиваемых в нашей местности и на пришкольном учебном участке, приводим результаты опытов, проведенных на участке.
На пришкольном учебно-опытном участке проходит учебная практика по заранее составленному графику согласно количеству дней, предусмотренных положением о пришкольном участке.
4.Описание отделов учебно-опытного участка
1.Плодово-ягодный сад.
Плодовые деревья |
|
Ягодники |
|
|
Семечковые |
Косточковые |
Смородина |
Земляника |
|
яблони – 2 шт. |
Вишни – 2 шт.
|
6 кустов |
40 кустов |
- |
2. Отдел цветочно-декоративных растений
|
|
|
Однолетние |
Двулетние |
Многолетние |
бархатцы (смесь), космея, молочай белоокайм-ленный, петуния, цинния, рудбекия. |
Анютины глазки |
флоксы, астра (сентябринка), георгины, нивяник (ромашка), хризантемы, лилейник |
3. Овощной отдел
Бобовые культуры |
Зелённые |
Тыквенные |
Корнеплоды |
Капустные |
фасоль |
Щавель |
огурец |
Морковь |
Капуста |
|
|
|
Свёкла |
|
5. План работы пришкольного учебно-опытного участка
№ п.п. |
Содержание работы |
Срок выполнения
|
1
|
Осенний период Практическая работа 1. На участке: а) сбор урожая б) сбор семян цветочных и овощных культур в) посадка многолетних цветочных растений г) обработка почвы с внесением удобрений |
Начало сентября
|
2
|
2. В плодово-ягодном отделе: а) сбор урожая б) обрезка деревьев и кустарников в) мульчирование почвы
Подведение итогов опытнической работы 1. Подведение итогов летней практики 2. Оформление дневника опытнической работы Культурно-массовая работа 1. Подготовка и проведение праздника «Осенний бал»
2. Составление отчета и фотоальбома (результат практ. работы на пришкольном участке) |
Конец сентября Октябрь
Конец октября
Сентябрь
Октябрь
|
3
|
Зимний период Практическая работа 1. Снегозадержание 2. Закупка семян и удобрений, проверка, ремонт, заточка садового и огородного инвентаря
3. Изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц |
Январь Февраль
Февраль
|
4
|
Весенний период Практическая работа 1) На участке а) перекопка почвы с внесением удобрений б) оформление клумб в) посев цветочных культур Проект «Картофельные тайны» 2) В плодово-ягодном отделе а) посадка плодво-ягодных кустарников(смородины, крыжовника, малины) б) побелка стволов, обрезка сухих веток в) удобрение деревьев мочевиной г) обрезка плодовых деревьев
|
Апрель Апрель
Апрель-май
Март-апрель май |
5
|
Летний период Практическая работа 1. Уход за растениями, прополка, окучивание, удобрение, полив.
|
Июнь, июль, август
|
6. Проектная работа «Картофельные тайны»
Проект-исследование по технологии
«Картофельные тайны»
(из опыта работы)
Работу выполнили
учащиеся 7-8 класса:
Бадиенкова Ульяна, Коськин Павел, Мельников Евгений,
с. Большая Чернь
2018г
1. Введение. Организационно-подготовительный этап.
1.1. Обоснование выбора творческого проекта………………….……. 3
1. 2.Развитие и исследование идей…………………………………..... 5
1.3. Схема размышлений.…...……………..……………………….......... 7
1.4. Историческая справка………………………..…...…….………... 8 1.5. Выбор сорта картофеля……………………………………………… 12
2. Основная часть. Технологический этап.
2.1. Материалы, инструменты…..………………….…..…......……….... 16
2.2. Техника безопасности………….…………………………..........…... 17
2.3. Технология выращивания…...……………………………….......….. 18 2.4. Исследование …………………………………………………………..19
3. Заключение. Заключительный этап.
3.1. Экономический расчёт………………................................................. 23
3.1. Итоги. Исследования …………………………………………………..23
3.2. Экологическое обоснование проекта……………………................. 24 3.3. Контроль качества……………….…………...…..………………...... 24
3.5. Источники информации……………………...……….....….…………25
Сельскохозяйственный труд всегда занимал важное место в жизни человека. Без возможности трудиться и употреблять в пищу плодов своего труда люди просто не могли бы выжить. Труд - это свобода, это возможность быть творческой личностью, а не унылым потребителем. Замечательно, если желание что-либо сделать своими руками совпадает с желанием употреблять в пищу экологически чистые овощи и фрукты со своего участка, а не с прилавка магазина.
Сельскохозяйственная продукция производится личным обучающихся нашей школы. Мы
хотим выращивать вкусные овощи своими руками, которые будут радовать, а главное дарить радость и хорошее настроение нам и всем вокруг.
В прошлом году, мы выращивали лук, трудились все лето: и поливали его, и пололи, и вырастили хороший урожай. Погода была жаркой, лук быстро рос, но приходилось много работать. А вот урожай картофеля был очень мал, его едва хватило на семена и на питание обучающихся. В 2018 году мы решили провести исследование, какие сорта картофеля наиболее подходят для нашего региона. Для выбора лучших сортов картофеля мы просмотрели много литературы и информации в интернете и остановилась на ранних сортах. При уборке урожая, а это сентябрь, шкурка картошки еще не окрепла у поздних сортов, что отрицательно сказывается на хранении картофеля и приводит к потерям выращенного урожая.
Цель проекта: Выяснить , какие ранние сорта картофеля наиболее урожайные в нашем регионе и ознакомиться с правилами ухода за ними.
Задачи проекта:
• расширить знания о средствах и методах повышения урожайности картофеля;
• провести наблюдения за развитием растения;
• развивать мелкую моторику при ручной прополке;
• воспитывать сознательное отношение к сохранению своего здоровья;
• изучить литературу по выращиванию различных сортов картофеля;
• научиться планировать работу;
• выполнить работу своими руками;
• провести наблюдение , зафиксировать результаты и сделать выводы;
С малой удачи
начинается большой успех
Для выполнения проекта нам необходимы знания по следующим предметам:
• технология – выполнение правил ухода за посевами;
• ОБЖ – соблюдение правил техники безопасности;
• химия – свойства удобрений;
• математика – расчеты площади высева семян;
• экономика – расчет себестоимости изделия;
• информатика – оформление проекта и презентации на ПК;
• история – историческая справка.
Полезные свойства картофеля известны всем. Картофель широко применяется в кулинарии и народной медицине, благодаря своим пищевым и целебным свойствам. Картофель- целебный продукт. Примерно 20 – 25% веса клубней составляют углеводы ( крахмал ),около 2% - белковые вещества и 0,3 жир. Белок богат различными аминокислотами и относится к полноценным белкам.
В картофеле содержится много калия (568мг на 100г сырой массы), фосфора (50 мг), значительное количество магния кальция и железа. В клубнях найдены витамины С, В, В2, В6, РР, Д, К, Е, фолиевая кислота, каротин и органические кислоты: яблоневая, щавелевая, лимонная, кофейная, хлорогеновая и другие. В отличии от многих других продуктов, содержащих белок, картофель оказывает подщелачивающее действие на организм человека. Картофель всегда помогал выжить людям в самых трудных условиях.
Лекарственные свойства картофеля
Чтобы ничего не упустить во время работы, мы составили «звездочку обдумывания»,
на которой отображены основные пункты нашего проекта.
Памятник картофелю в костромской области
В 1570 году испанцы впервые из Мексики привезли к себе на родину диковинные клубни картофеля, которые разводили аборигены Южной Америки. Но население Европы еще долгое время не было знакомо с этими заморскими клубнями.
В 1616 году картофель как редкое и изысканное блюдо подавали к королевскому столу в Париже. Вкусные клубни в начале называли «трюфелями». Картофель очень медленно завоевывал симпатии крестьян, силой и хитростью приходилось добиваться возделывания этого ценного растения.
В России картофель появился при Петре 1; царь прислал его из Роттердама с наказом разослать по всем губерниям. Однако по- настоящему выращивать начали при Екатерине 2.
В народе существовало предубеждение против этой культуры. Прежде всего против нее было настроено духовенство, окрестившее растение « искушением дьявола », « исчадием ада», « плодом запрещенным», « чертовым яблоком».
Священнослужители утверждали, что крестьяне боятся садить его, думая навлечь на свои поля не благословенье божье, что « он родится с головою и глазами наподобие человека, а потому, кто ест его, тот ест души человеческие». Противниками культуры были и в дворянской среде , они видели в этом овоще « посягательство на русское национальное достоинство»
Первое « картошкино » имя было « ПАПА » - так называли ее на родине в Южной Америке индейцы из племени кечуа. Англичане называли его ПОТАТО.
Голландцы и французы- ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.
Итальянцы-ТАРТУФЕЛЬ.
Немецкая версия гласит, что название картофель произошло от двух слов «крафт» и « тойфел », что означает « плод дьявольской силы».
В немецком городе Оффенбург изваянный в камне великий пират Дрейк держит в руке цветок картофеля, Надпись на постаменте гласит: « Серу Френсису Дрейку, распространившему картофель в Европе»
Музеи картофеля созданы в Бельгии, Франции, США, Канаде, России и Белоруссии.
Картофельные чипсы изобрели в 1853 году по ошибке, пережарив их в духовке,
2008 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом картофеля.
Памятники в Минске и Польше
1.4. Выбор сорта.
Сорт «Розара»
Сорт ранний Гала.
Сорт ранний Адрета.
2. Основная часть. Технологический этап
1) Ведро 6) Лейка
2) Лопата 7) Перчатки
3) Грабли 8) Семена
4) Тяпка 9) Перегной
5) Вилы
2.2. Техника безопасности.
2.3 Технология выращивания и исследование
Предварительная подготовка клубней картофеля к посадке считается одним из самых ответственных моментов в выращивании « второго хлеба ».
С самых первых чисел апреля необходимо готовить картофель к посадке. Начинаем с переборки картофеля. При этом следует отобрать все неполноценные клубни , пораженные сухой или мокрой гнилью , паршой и другими болезнями, слишком мелкие и уродливые, а также массой свыше 90 г.
Если для посадки использовать очень мелкие клубни, то из них вырастет мало стеблей и урожай будет небольшой. Если сажать слишком крупный картофель, то наземная часть будет развиваться быстрее чем корни. При этом развитие растения приостановится до тех пор, пока не подрастет корневая система.
Затем полноценные клубни разделяют на фракции: мелкие (массой 30-50г), средние (массой 50-75г) и крупные (массой 76-90г).
Лучший материал – здоровые клубни среднего размера. Крупные клубни тоже хорошо, но у них большой расход, что не оправдывает повышение урожайности. Можно использовать и мелкие, но только от самых урожайных кустов. Каждую фракцию надо высаживать отдельно, что обеспечит одновременные всходы, одинаковое развитие и проведение своевременного ухода за посадками. Посадка несортированных клубней приводит к пестроте всходов и сильно усложняет уход за растениями.
2.Способы посадки.
Посадку клубней проводят, когда температура на глубине 10 см достигнет 7-8 градусов. Запаздывание влечет за собой потерю урожая на 30%.
Хорошо пророщенные клубни для раннего картофеля можно высаживать при 5-6 градусах.
В нашем районе почвы тяжелые, поэтому лучше сажать в гребнях.
Уход за посадками заключается в поддержании почвы в рыхлом состоянии и уничтожении сорняков. Первое боронование через 4-5 дней после посадки, затем еще 2-3 раза до всходов, и 1раз при появлении всходов (обычно это 15-25 дней).
После того , как хорошо обозначились грядки и растения проросли так, что бороновать невозможно , приступают к рыхлению междурядий. Первый раз рыхлят глубоко: на 12-14 см, а второй и третий мельче: на 6-8 см. Когда растение достигнут высоты 12-15 см, проводят первое окучивание с высотой гребня 15-20 см.
2.4 Исследование.
Для своего исследования мы взяли 4 сорта картофеля, с целью выбрать самый урожайный .
№п /п |
Выполняемая операция |
Наблюдения |
|
|
|
1 |
С 5 апреля начинаем переборку картофеля, отбираем среднюю фракцию (50-75г) , правильные по форме клубни.
|
Отобрали по 1 кг семян разного сорта. |
2 |
Разложили тонким слоем на проращивание и прогревание. |
20 апреля у некоторых сортов появились росточки. Лучше всех у сорта « Алена». |
3 |
25 апреля - произвели культивацию нашего участка |
Земля пышная без комочков, но еще недостаточно прогретая , проверили градусником на глубине 10 см, температура почвы только 4 градуса делать гряды можно, а сажать нет. |
4 |
4 мая – вышли на подготовку лунок для высадки. Взяли с собой маркер и таблички с названием сорта. |
Земля прогрелась до 8 градусов. Приступили к посадке. Растояние междурядий по 40 см между лунками по 45 для лучшего окучивания |
5 |
10 мая- провели первое боронование граблями. |
Прошел дождик и появился сорняк. Мы пропололи и взрыхлили почву, дав посадкам кислород . |
|
|
6 |
15 мая- второе боронование. |
Появились неравномерные всходы и опять сорняк. |
7 |
22 мая - третье и последнее боронование уже по всходам. |
Всходы заметно подросли , скоро надо будет полоть. Записываем в тетрадь, всходы какого сорта лучше взошли. Это сорта « Гала» и « Алена» . |
8 |
29 мая - первая прополка на глубину 1214см. |
Стараемся полоть на глубину 10- 12 см. |
9 |
5 июня - вторая прополка на глубину 6-8 см. |
Наблюдаем хороший рост всех сортов. Трудно определить лучший сорт. |
10 |
12 июня - первое окучивание |
Кусты подросли хорошо, кое- где начинают наклевываться бутоны соцветий. |
11 |
20 июня - последнее окучивание |
Появились разные по цвету соцветия. Красота! |
12 |
Пропалываем только междурядья. |
Пока цветет и отцветает картошка
|
13 |
24 июля - Выкопали по одной лунке и взвесили. |
Сорт « Гала»-------------- 3500 г Сорт «Алена» ------------3800г Сорт «Розара» -----------2850г Сорт « Адрета» ----------2500г
|
14 |
|
|
|
Не выкапываем всю картошку, будем копать в конце августа , когда шкурка у картофеля загрубеет. |
Делаем вывод.
|
Вес всего урожая по сортам:
« Алена » ---------------- 35 кг.
« Гала » --------------------32 кг.
« Адрета » -----------------30 кг.
« Розара » ------------------29 кг.
3.1 Итоги. Исследования.
В конце августа мы выкопали всю картошку со своих грядок и сделали вывод: самым лучшим сортом и по весу урожая, и по внешнему виду является сорт « Алена ».
Картофель можно купить в магазине , если есть деньги, можно вырастить своими руками и своими семенами.
Природа является источником жизни и красоты. Развитие новых передовых технологий не может полностью гарантировать экологическую чистоту производства. Каждое производство в различном объёме влияет на окружающую среду. Сегодня лежит ответственность на каждом из нас за сохранение природы, у нас должна быть способность соизмерить любой вид деятельности с окружающей средой, здоровьем человека. Мы должны тщательно анализировать свои поступки. Поэтому, при реализации своего проекта мы использовали экологически чистые материа
При работе над проектом мы выбрали технологию, которая направлена на создание безотходного производства. Наша работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих удобрений и материалов. Вся ботва от картошки пошла на компост к следующему урожаю, поэтому работа, которую мы провели совершенно безвредна.
• Картофель выращен с применением экологически чистых материалов.
• Наша работа не принесла вреда ни экологии, ни здоровью человека.
• Все возникшие проблемы и болезни картофеля устранены в процессе работы.
• Затраты на выращивание картофеля получились минимальными.
1.Трудовое обучение 5-7 класс Сельскохозяйственные работы. Д.И. Трайдак.
2.Сайты по агротехнике.
Приложение №1
Материально-техническая оснащенность пришкольного участка
Хозяйственные постройки: отдельно стоящее подсобное помещение для хранения сельхозинвентаря и овощехранилище;
Инвентарь:
Грабли – 4шт.
Лопаты штыковые – 5 шт.
Лейки – 3 шт.
Ведра 5литров – 4шт.
Мотыги – 5 шт.
Секаторы – 1 шт.
Носилки для мусора – 1 шт.
Приложение2 (фотоотчёт)
Прохождение летней практики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.