РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Зависимость физических кондиций
подростков от образа жизни
Автор работы:
Ярмоленко Оксана Сергеевна ученица 11а класса
МОУ Кондинская СОШ
Научный руководитель:
Кугаевская Светлана Александровна учитель физической культуры
МОУ Кондинская СОШ
I квалификационная категория
г.п. Кондинское
2010 г.
«Зависимость физических кондиций подростков от образа жизни»
Автор: Ярмоленко Оксана Сергеевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Кондинский район, г.п. Кондинское
Муниципальное образовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
11а класс
Аннотация
Данная работа посвящена изучению и обобщению теоретических материалов по организации здорового образа жизни подростков и влиянию вредных привычек на их здоровье; исследованию динамики показателей физической подготовленности старшеклассников на протяжении календарного года, определению уровня физических кондиций и двигательного возраста человека во взаимосвязи с образом жизни, который ведут подростки.
Цель исследования – изучить уровень физических кондиций подростков, ведущих разный образ жизни и выявить зависимость.
Поставленная цель достигалась посредством следующих методов исследования:
1. Анализ литературных источников и нормативных документов;
2. Метод тестирования;
3. Метод анкетирования;
4. Метод математических вычислений.
В ходе исследования выявлено, что уровень физических кондиций находится в тесной взаимосвязи с организацией и распорядком дня старшеклассников. Подростки, чей график и ритм дня отвечают его интересам, потребностям и желаниям, чей двигательный режим соответствует норме, чей образ жизни можно считать здоровым, получают высокие результаты в двигательных тестах, нежели учащиеся, ведущие нездоровый образ жизни.
Исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников по вопросам организации здорового образа жизни подростков, влияния пагубных привычек на их здоровье и уровень физических кондиций позволил выделить следующие положения:
- условием обеспечения высокого уровня физической подготовленности старшеклассников является развитие физических качеств посредством систематических занятий физической культурой и спортом;
- основным фактором, определяющим достижение высокого уровня физической подготовленности является здоровый образ жизни, который характеризуется соблюдением режима
дня и питания, высокой двигательной активностью и отказом от пагубных привычек;
- старшеклассники, ведущие здоровый образ жизни, должны показывать результаты в двигательных тестах не ниже среднего уровня, иметь уровень физических кондиций не ниже – 0,2, а их двигательный возраст должен соответствовать календарному.
2. Результаты исследования убедительно показывают, что организация здорового образа жизни и высокая двигательная активность, способствуют положительной динамике физической подготовленности, высокому уровню физических кондиций и поддержанию двигательного возраста, соответствующего календарному. Отрицательная динамика физической подготовленности, неудовлетворительный уровень физических кондиций и несоответствующий календарному двигательный возраст объясняются только низкой двигательной активностью подростков и отсутствием заинтересованности в здоровом образе жизни.
«Зависимость физических кондиций подростков от образа жизни»
Автор: Ярмоленко Оксана Сергеевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Кондинский район, г.п. Кондинское
Муниципальное образовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
11а класс
План исследования
Актуальность и проблема исследования – обусловлены снижением двигательной активности и недопустимо низким уровнем физической подготовленности детей в стране [1]. Здоровью школьников не способствуют значительные учебные перегрузки, а также рост асоциальных явлений в молодёжной среде, вызванных нерациональной организацией досуга. Результаты мониторинга московских старшеклассников и студентов первых курсов начального и среднего профессионального образования, полученных в 2008 г. Национальным научным центром наркологии Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют [2]:
● регулярно курят – 40%;
● употребляют пиво – 38%;
● употребляют вино – 18%;
● употребляют более крепкие напитки – 15%;
● пробовали наркотики – 25%.
Объект исследования – физические кондиции подростков, ведущих разный образ жизни.
Предмет исследования – уровень физических кондиций подростков на протяжении исследования.
Гипотеза исследования – состоит в предположении о том, что здоровый образ жизни, с учётом исходного уровня развития физических качеств, способствует достижению высокого уровня физических кондиций, характеризующих физическую подготовленность подростков.
Организация исследования и описание методов: исследование динамики показателей физических кондиций учащихся старших классов проводилось в период с сентября 2008 года по февраль 2010 года на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Кондинская средняя общеобразовательная школа г. п. Кондинское Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.
Исследование было организованно Ярмоленко Оксаной Сергеевной, ученицей 11а класса, при помощи преподавателя физической культуры вышеуказанного учебного заведения Кугаевской Светланы Александровны.
Исследование проходило в несколько этапов:
На первом этапе (сентябрь - 2008 года) осуществлялись изучение и анализ научно-методической литературы и документационной статистики по теме исследования; обосновывалась актуальность исследуемого вопроса; формировались объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
Параллельно проводилось начальное тестирование физической подготовленности старшеклассников 16-18 лет, выполнялся анализ полученных результатов.
На втором этапе (декабрь 2008 года – декабрь 2009 года) проходила естественная корректировка результатов первого этапа (участники вели непринужденный сложившийся образ жизни, организаторы не требовали от подростков прибегать к интенсивным тренировкам или вести нездоровый образ жизни); в сентябре 2009 года было проведено повторное практическое исследование (конечное тестирование).
На третьем этапе (январь - февраль 2010 года) осуществлялась математико-статистическая обработка материалов исследования; проводился анализ полученных результатов; выполнялось литературно-графическое оформление работы.
Для организации исследования была проведена следующая работа:
ü Напечатаны бланки анкет и тестов, оценки уровня физических кондиций;
ü Подготовлен спортивный зал и необходимый инвентарь и пособия для исследований;
ü Проведён инструктаж участников исследования: им предложено вести сложившийся образ жизни для получения наиболее достоверных результатов.
Анализ литературных источников и статистических документов был направлен на уточнение методов исследования физических кондиций старших школьников, на уточнение понятия здорового образа жизни, основных понятий в физическом воспитании, выявление возрастных особенностей физического развития и подготовленности подростков, влияния вредных привычек на здоровье подростков.
Тестовый контроль физической подготовленности проводился в сентябре 2008-2009 и сентябре 2009-2010 учебного года, что позволило проследить динамику показателей физической подготовленности и проконтролировать индивидуальный рост уровня физических качеств [5, 11]. Тестами для оценки были выбраны упражнения, не требующие специального разучивания, так же были созданы определённые условия:
· Одинаковый способ выполнения теста;
· Одинаковые условия выполнения теста;
· Одинаковые измерения и одинаковая их точность;
· Правильная очередность выполнения тестов.
Нами использовались общепринятые, рекомендованные школьной программой по физической культуре контрольные упражнения:
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
2. Прыжки в длину с места;
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине;
4. Вис на перекладине;
5. Наклон туловища вперед;
6. Бег на 1000 метров.
Результаты исследования записывались в специальные, заранее подготовленные индивидуальные карты и сводный протокол, позволяющие получить общее представление об уровне развития физических качеств, а сопоставление протоколов и карт – отследить характер сдвигов. «Проверь себя» - методика профессора Ю.Н. Вавилова с соавторами по оценке физической кондиции человека позволяет самостоятельно либо с участием специалистов управлять собственной физической подготовленностью практически на протяжении всей жизни [15].
Метод анкетирования позволил изучить ценностные ориентации старшеклассников в отношении здорового образа жизни. В предлагаемых анкетах использованы некоторые вопросы из исследования, проводимого Всемирной организацией здравоохранения в рамках программы «Образ жизни детей школьного возраста». По результатам анкетирования определялась степень осведомленности учащихся в вопросах здорового образа жизни, их самооценка физического развития и социального благополучия, отношение к занятиям физической культурой и вредным привычкам, а также изучались особенности семейного воспитания в сфере здорового образа жизни.
Метод математической обработки использовался для объективной интерпретации результатов измерений, выявления закономерностей при проверке рабочей гипотезы. Вычисления были проведены с помощью простой формулы определения среднего арифметического, посредством которой выявлялось значение двигательного возраста участников исследования и формулы вычисления уровня их физических кондиций [9, 14].
«Зависимость физических кондиций подростков от образа жизни»
Автор: Ярмоленко Оксана Сергеевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Кондинский район, г.п. Кондинское
Муниципальное образовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
11а класс
Научная статья
Систематические занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее воздействие на все органы и системы организма. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, благотворно влияют на дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную системы, на деятельность ряда желез внутренней секреции, приводя организм к более совершенной регуляции, лучшей согласованности и взаимной налаженности его функций. Физическая активность оказывает положительное влияние и на психическую деятельность подростка, способствуя появлению бодрости и жизнерадостности [5].
Суммарным выражением воздействия систематических упражнений на человека является улучшение его физического развития и физической подготовленности. Рост и развитие подростка – это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса [3].
Физическая подготовленность характеризуется состоянием вегетативных функций организма, степенью развития двигательных качеств и форм тела, а также разнообразием двигательных навыков, которыми овладел ребёнок [3]. Таким образом, физическое развитие и физическая подготовленность – понятия родственные, но не идентичные.
Общая физическая подготовка – это целенаправленный, организованный процесс разностороннего развития двигательных качеств, всех органов и систем человека, оказывающих положительное влияние на результаты любого вида его деятельности» [3] .
Физические кондиции – тенденции развития физических способностей, их значительное прогрессивное или регрессивное изменение, позволяющее оценить физическую подготовленность человека. Физические кондиции человека – это его состояние, форма, которые определяются совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие и физическая подготовленность [8].
Здоровый образ жизни – антиотравляющее воспитание, осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развитие нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению,
наркотикам. Основными показателями сформированности ЗОЖ считают развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, причем соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдениям норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний половой жизни [7].
Мотивация здоровья и здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранения здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны. Например, если человек сам не осознаёт, что курение вредно, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100%-ный успех [6].
Стоит отметить, что не последнюю роль в физическом развитии и в физическом воспитании подростков играет организации их образа жизни. Здоровью школьников не способствуют и значительные учебные перегрузки, а также рост асоциальных явлений в молодёжной среде, вызванных нерациональной организацией досуга. Излишние домашние задания повышают утомляемость подростка, раздражимость и даже физические недомогания (головные боли, боли в спине и т. д.), которые не могут позволить подростку выполнить физические упражнения более качественно [7].
Именно поэтому необходимо ограничивать время занятий или хотя бы разбавлять их небольшими «переменами», включающими в себя пару-тройку упражнений. Эти упражнения не должны заставлять организм сильно напрягаться. Но дело не только в школе и школьных нагрузках: в наши дни складывается довольно неблагоприятная молодежная среда. Лишь в 39% субъектов нашей страны молодежь заинтересована проблемами, которые действительно должны их интересовать. Остальные 61% пренебрегают современным интересам, предпочитая, как им кажется, более важные вещи (принадлежность к какой-либо субкультуре, компанию друзей, где имеет место выпивка, наркотические средства, и т. д.) [6].
Подростки, чей график и ритм дня отвечают его интересам, потребностям и желаниям, получают более положительные результаты от своего режима дня, нежели остальные учащиеся. Физические кондиции, или физическое состояние школьников, ведущих активный образ жизни, находятся на более высоком уровне по сравнению с подростками, предпочитающими движениям сидение за компьютером.
В процессе занятий физическими упражнениями успешно укрепляется мышечно-суставный
аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок, улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т.д.[6].
Следует отметить необходимость реорганизации системы физического воспитания детей и подростков в учебных заведениях. На это указывает и наш президент Дмитрий Медведев: «Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости – ухудшение здоровья учащихся и физическая, нравственная деградация» [8].
Для исследования данной проблемы была набрана группа человек, отличающих друг друга образом жизни. Участники эксперимента были проинструктированы о проведении исследования физических кондиций, образа жизни и их взаимосвязи. Подростки ничего не меняли в своём образе жизни. В начале исследования они заполнили тесты и анкеты, позволяющие оценить образ жизни старшеклассников, их отношение к занятиям физической культурой и спортом. Отсутствие дурных привычек ещё не доказывает, что мы действительно ничем не угрожаем собственному здоровью. Самой большой для него опасностью медицина считает недостаток движения, или гиподинамию, сопровождающую почти все виды деятельности современного человека. Эффективным профилактическим средством против этих заболеваний признана физическая активность. Она и может характеризовать наш образ жизни. Здоровый он или не здоровый мы можем определить с помощью несложного теста (см. приложение, табл.2).
Участникам исследования было предложено ответить на все вопросы (в том числе и штрафные), чтобы набрать соответствующую сумму баллов, которая позволит вывести оценку их образа жизни. Если набирается:
ü более 70 баллов – отлично;
ü более 50 баллов – хорошо;
ü более 30 баллов – удовлетворительно;
ü менее 30 баллов – неудовлетворительно.
Штрафные баллы вычитаются из полученной суммы ответов:
ü За курение – 10 баллов;
ü За употребление спиртных напитков – 10 баллов;
ü За нарушение намеченного режима дня – 5 баллов;
ü За несоблюдение режима питания – 5 баллов.
Результаты тестирования образа жизни распределились следующим образом:
Таблица 1
Результаты тестирования образа жизни
№ |
Фамилия, Имя |
Класс |
Баллы по тесту
|
Штрафные баллы |
Итоговые баллы |
Оценка |
1 |
А. В. |
11а |
51 |
- |
51 |
Хорошо |
2 |
Б. Е. |
11а |
21 |
- |
21 |
Неудовл. |
3 |
Б. В. |
11а |
93 |
- |
88 |
Отлично |
4 |
Б. Ю. |
11а |
23 |
15 |
8 |
Неудовл. |
5 |
Б. Н. |
11б |
25 |
5 |
20 |
Неудовл. |
6 |
Б. К. |
11б |
25 |
- |
25 |
Неудовл. |
7 |
В. Е. |
11б |
45 |
5 |
40 |
Удовлет. |
8 |
Е. Я. |
11б |
70 |
- |
70 |
Отлично |
9 |
З. Е. |
11а |
33 |
- |
33 |
Удовлет. |
10 |
З. А. |
11б |
52 |
- |
52 |
Хорошо |
11 |
К. И. |
11б |
95 |
- |
95 |
Отлично |
12 |
К. К. |
11б |
23 |
- |
23 |
Неудовл. |
13 |
Л. А. |
11а |
23 |
- |
23 |
Неудовл. |
14 |
М. И. |
11а |
78 |
- |
78 |
Отлично |
15 |
М. Е. |
11а |
23 |
10 |
13 |
Неудовл. |
16 |
П. Е. |
11б |
60 |
- |
60 |
Хорошо |
17 |
Р. О. |
11а |
28 |
- |
28 |
Неудовл. |
18 |
Р. Д. |
11б |
33 |
20 |
13 |
Неудовл. |
19 |
С. Д. |
11б |
95 |
- |
95 |
Отлично |
20 |
Ф.Н. |
11б |
73 |
- |
73 |
Отлично |
21 |
Ю. О. |
11б |
92 |
- |
92 |
Отлично |
22 |
Я. О. |
11а |
91 |
- |
91 |
Отлично |
Из группы учащихся после первого теоретического тестирования образа жизни «Проверь себя» выделилась группа школьников, ведущих активный, здоровый образ жизни, и группа школьников, ведущих не активный образ жизни, можно сказать, не здоровый, хотя у многих в этой группе отсутствуют штрафные баллы за наличие вредных привычек, несоблюдение режима дня и питания. Старшеклассники, получившие оценку своего образа жизни – «хорошо» и «отлично», активно участвуют в спортивной жизни класса, школы и района, являются активистами и в общественной жизни школы.
Учителям физической культуры важно знать отношение к урокам физической культуры всех учащихся, как активно занимающихся, так и не активно, чтобы улучшить программу школьных уроков физкультуры, сделать эти уроки более интересными и полезными, а внеклассные мероприятия более содержательными, зрелищными, способными не только убедить школьников в необходимости вести здоровый образ жизни, но и помочь им ощутить необходимость в здоровой организации своего режима дня.
Оценив образ жизни учащихся старших классов, мы более подробно остановились на отношении подростков к занятиям физической культурой и спортом. Своё отношение
старшеклассники оценивали с помощью анкеты, представленной в приложении в таблице 1. Им было предложено ответить на 30 вопросов, оценивая утверждение в границах от 1 до 5.
Участники исследования оценили в баллах от 1 до 5 свое согласие с каждым из 30 утверждений: 1 — не согласен совсем; 5 — согласен полностью. Необходимо было выбрать вариант оценки и отметь его крестиком или другим значком. Если набрано менее 50 баллов – отношение неудовлетворительное, 51-90 баллов – удовлетворительное, 91-120 баллов – хорошее, 121-148 – отличное.
Полученные результаты также объединяем в таблицу 2.
Таблица 2
Отношение учащихся к урокам физической культуры
№ |
Фамилия, Имя |
Баллы |
Отношение к урокам физкультуры |
1 |
А. В. |
96 |
Хорошо |
2 |
Б. Е. |
34 |
Неудовлетворительное |
3 |
Б. В. |
141 |
Отличное |
4 |
Б. Ю. |
42 |
Неудовлетворительное |
5 |
Б. К. |
78 |
Удовлетворительное |
6 |
Б. Н. |
76 |
Удовлетворительное |
7 |
В. Е. |
89 |
Удовлетворительное |
8 |
Е. Я. |
138 |
Отличное |
9 |
З. Е. |
50 |
Неудовлетворительное |
10 |
З. А. |
95 |
Хорошо |
11 |
К. И. |
146 |
Отличное |
12 |
К. К. |
57 |
Удовлетворительное |
13 |
Л. А. |
36 |
Неудовлетворительное |
14 |
М. И. |
102 |
Хорошо |
15 |
М. Е. |
54 |
Удовлетворительное |
16 |
П. Е. |
107 |
Хорошо |
17 |
Р. О. |
90 |
Удовлетворительное |
18 |
Р. Д. |
87 |
Удовлетворительное |
19 |
С. Д. |
144 |
Отличное |
20 |
Ф. Н. |
126 |
Отличное |
21 |
Ю. О. |
138 |
Отличное |
22 |
Я. О. |
140 |
Отличное |
После проведения теста перед нами открылась похожая картина – оценки в двух анкетах совпали. Разделим группу участников исследования на две: в первую определим учащихся, имеющих оценки по двум анкетам «хорошо» и «отлично», а во вторую с оценками «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», и составим соответствующую таблицу 3.
Таблица 3
Результаты оценки образа жизни и отношения к урокам физкультуры
№ |
I группа |
№ |
II группа |
Учащиеся, получившие оценки «хорошо» и «отлично» |
Учащиеся, получившие оценки, «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» |
||
1 |
А. В. |
1 |
Б. Е. |
2 |
Б. В. |
2 |
Б. Ю. |
3 |
Е.Я. |
3 |
Б. К. |
4 |
З. А. |
4 |
Б. Н. |
5 |
К. И. |
5 |
В. Е. |
6 |
М. И. |
6 |
З. Е. |
7 |
П. Е. |
7 |
К. К. |
8 |
С. Д. |
8 |
Л. А. |
9 |
Ф. Н. |
9 |
М. Е. |
10 |
Ю. О. |
10 |
Р. О. |
11 |
Я. О. |
11 |
Р. Д. |
Оценив образ жизни участников исследования и их отношение к занятиям физической культурой и спортивно-оздоровительными мероприятиям, мы перешли к практической части исследования – тестированию уровня физической подготовленности, оценке физических кондиций и двигательного возраста старшеклассников. Тестирование проходило в два этапа (в начале исследования и конце) по шести тестам, которые характеризуют соответствующие двигательные способности учащихся и могут объективно показать уровень развития физических качеств.
Таблица 4
Показатели контрольных испытаний старшеклассников
№ |
Фамилия, Имя |
Тесты |
|||||||||||
Отжимание в упоре лёжа (кол-во раз) |
Прыжок в длину с места (см) |
Подни-мание туловища (кол-во раз за 30 сек) |
Вис на пере кладине (сек) |
Наклоны туловища вперёд (см) |
Бег 1000 м (мин. сек) |
||||||||
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
К |
Н |
Н |
К |
Н |
К |
||
1 |
А. В. |
33 |
38 |
221 |
231 |
21 |
24 |
22 |
30 |
-4 |
0 |
4.08 |
4.04 |
2 |
Б. Е. |
8 |
9 |
190 |
193 |
27 |
28 |
3 |
5 |
0 |
0 |
6.20 |
6.26 |
3 |
Б. В. |
45 |
55 |
248 |
262 |
30 |
34 |
46 |
54 |
+8 |
+10 |
4.04 |
3.58 |
4 |
Б. Ю. |
0 |
0 |
132 |
130 |
15 |
14 |
0 |
0 |
+2 |
+1 |
6.15 |
6.25 |
5 |
Б. К. |
5 |
8 |
156 |
153 |
20 |
15 |
0 |
4 |
+4 |
+6 |
5.24 |
5.26 |
6 |
Б. Н. |
10 |
13 |
173 |
173 |
20 |
23 |
5 |
7 |
+16 |
+15 |
5.15 |
5.21 |
7 |
В. Е. |
6 |
5 |
163 |
165 |
26 |
25 |
0 |
2 |
+15 |
+15 |
5.38 |
5.33 |
8 |
Е. Я. |
19 |
23 |
179 |
184 |
22 |
26 |
18 |
22 |
+12 |
+15 |
4.12 |
4.36 |
9 |
З. Е. |
12 |
10 |
176 |
180 |
29 |
31 |
8 |
11 |
+8 |
+8 |
5.19 |
5.10 |
10 |
З. А. |
3 |
5 |
171 |
173 |
26 |
27 |
3 |
5 |
+14 |
+13 |
4.58 |
4.42 |
11 |
К. И. |
49 |
60 |
273 |
280 |
37 |
42 |
52 |
60 |
+12 |
+16 |
3.36 |
3.27 |
12 |
К. К. |
2 |
3 |
153 |
150 |
13 |
20 |
1 |
3 |
+14 |
+15 |
5.29 |
5.38 |
13 |
Л. А. |
0 |
0 |
153 |
148 |
19 |
20 |
0 |
1 |
0 |
+2 |
6.06 |
6.07 |
14 |
М. И. |
35 |
43 |
219 |
221 |
26 |
31 |
36 |
42 |
+23 |
+20 |
3.58 |
3.47 |
15 |
М. Е. |
0 |
0 |
177 |
180 |
20 |
18 |
0 |
1 |
+4 |
+2 |
6.07 |
6.16 |
16 |
П. Е. |
0 |
0 |
185 |
186 |
27 |
25 |
4 |
8 |
+22 |
+23 |
5.02 |
4.56 |
17 |
Р. О. |
10 |
20 |
165 |
168 |
26 |
25 |
16 |
20 |
+19 |
+26 |
5.13 |
5.04 |
18 |
Р. Д. |
31 |
34 |
220 |
220 |
35 |
33 |
13 |
18 |
+2 |
-1 |
4.28 |
4.32 |
19 |
С. Д. |
43 |
52 |
269 |
275 |
35 |
38 |
42 |
51 |
+15 |
+19 |
3.41 |
3.35 |
20 |
Ф. Н. |
3 |
10 |
168 |
169 |
35 |
36 |
15 |
21 |
+13 |
+13 |
4.57 |
4.45 |
21 |
Ю. О. |
46 |
57 |
243 |
245 |
33 |
35 |
44 |
54 |
+12 |
+14 |
4.03 |
3.44 |
22 |
Я. О. |
20 |
23 |
199 |
202 |
25 |
28 |
20 |
25 |
+19 |
+23 |
4.11 |
4.16 |
*Н – начало исследования, сентябрь 2008-2009 учебного года,
*К – конец исследования, сентябрь 2009-2010 учебного года.
Из таблицы 4 мы видим динамику физических качеств участников эксперимента. Результаты тестирования и анкетирования показывают нам, что участники исследования, которые ведут здоровый образ жизни, хорошо и отлично относятся к занятиям физической культуры и спорта, имеют высокий уровень развития физических качеств. Вторая группа участников, которая, напротив, отличается не вполне здоровым образом жизни, имеет удовлетворительное или неудовлетворительное отношение к занятиям физкультурой, показывает низкий уровень развития двигательных способностей. Однако, изучая тесты и анкеты, можно выявить определённые тенденции: группу наших испытуемых можно разделить не на две, как получается по результатам, на три подгруппы:
1 подгруппа. Участники эксперимента, фамилии которых выделены жирным шрифтом, активно занимающиеся спортом и ведущие здоровый образ жизни, смогли улучшить свои показатели и повысить уровень развития физических качеств.
2 подгруппа. Участники, ведущие не здоровый образ жизни, имеющие штрафные баллы по тестированию образа жизни (шрифт без изменений), не улучшили своих показателей, более того: уровень физической подготовленности этих участников находится на низком уровне.
Неожиданно в ходе исследования выявилась третья подгруппа, участники которой в таблице выделены курсивом. Их характерной чертой явилась отдельно выведенная впоследствии исследования теория: отказ от вредных привычек наряду с отказом от спортивных нагрузок или уменьшением двигательной активности, также ведет к снижению уровня физической подготовленности.
Оценив образ жизни участников исследования и сравнив динамику показателей физической подготовленности школьников, более подробно остановимся на оценке уровня физических кондиций испытуемых и их двигательного возраста. Используя математический аппарат, вычислим показатели в соответствии с возрастными оценочными нормами. Оценку уровня физических кондиций представим для каждого участника исследования по конечным результатам тестирования в виде отдельных таблиц (см. в приложении табл. 3 – 24) .
Для вычисления показателей уровня физических кондиций используются следующие расчётные формулы [9]:
Для всех физических качеств (кроме бега):
Вычисленный показатель = (полученный результат – норматив) / норматив
Для бега:
Вычисленный показатель = (норматив – полученный результат) / норматив
Итоговая формула оценки уровня физических кондиций (ОУФК):
ОУФК = (О+Д+П+В+Н+Б) / 6
По полученным результатам всем участникам исследования был построен индивидуальный профиль физической кондиции (рис.1) и дана оценка уровня физических кондиций (см. табл.6) согласно таблице 5.
Таблица 5
Оценка уровня физической кондиции (ОУФК) |
|
Значение ОУФК |
Оценка |
от 0,61 и выше |
Супер |
от 0,21 до 0,60 |
Отлично |
от 0,20 до -0,20 |
Хорошо |
от -0,21 до -0,60 |
Удовлетворительно |
от -0,61 до -1,00 |
Неудовлетворительно |
от -1,01 и ниже |
Опасная зона |
Рис.1 Профиль физических кондиций Ярмоленко О.
На примере моих результатов предлагаю посмотреть картину на графике (рис.1). Отмечаю на линии О точку 0,44, на линии П точку 0,12, на линии С точку 0,33, на линии В точку - 0,39, на линии Н точку 0,77 и на линии Б точку 0,02. Соединяю точки и получаю картину моей физической кондиции. Я сразу вижу свои сильные и слабые стороны! Кстати, неплохо бы проследить за собой лет до 100, и все на одном графике!
Таблица 6
Оценка уровня физических кондиций участников исследования
№ |
Фамилия, Имя |
Значение ОУФК |
Оценка |
1 |
А. В. |
- 0,26 |
Удовлетворительно |
2 |
Б. Е. |
- 0,59 |
Удовлетворительно |
3 |
Б. В. |
+ 0,14 |
Хорошо |
4 |
Б. Ю. |
- 0,66 |
Неудовлетворительно |
5 |
Б. К. |
- 0,44 |
Удовлетворительно |
6 |
Б. Н. |
- 0,18 |
Хорошо |
7 |
В. Е. |
- 0,28 |
Удовлетворительно |
8 |
Е. Я. |
+ 0,06 |
Хорошо |
9 |
З. Е. |
- 0,27 |
Удовлетворительно |
10 |
З. А. |
- 0,23 |
Удовлетворительно |
11 |
К. И. |
+ 0,36 |
Отлично |
12 |
К. К. |
- 0,35 |
Удовлетворительно |
13 |
Л. А. |
- 0,58 |
Удовлетворительно |
14 |
М. И. |
+ 0,16 |
Хорошо |
15 |
М. Е. |
- 0,57 |
Удовлетворительно |
16 |
П. Е. |
- 0,16 |
Хорошо |
17 |
Р. О. |
+ 0,12 |
Хорошо |
18 |
Р. Д. |
- 0,28 |
Удовлетворительно |
19 |
С. Д. |
+ 0,30 |
Отлично |
20 |
Ф. Н. |
- 0,05 |
Хорошо |
21 |
Ю. О. |
+ 0,19 |
Хорошо |
22 |
Я. О. |
+ 0,22 |
Отлично |
Подсчитав среднее значение оценки уровня физических кондиций (ОУФК), составим таблицу, в которой укажем образ жизни участников исследования и оценку их уровня физической кондиции. Такая таблица поможет нам более наглядно установить взаимосвязь физических кондиций подростков от их образа жизни.
Таблица 7
Образ жизни подростков и оценка уровня физических кондиций
№ |
I группа «Здоровый образ жизни» |
№ |
II группа «Не здоровый образ жизни» |
||
Ф.И. |
ОУФК |
Ф.И. |
ОУФК |
||
1 |
А. В. |
Удовлетворительно |
1 |
Б. Е. |
Удовлетворительно |
2 |
Б. В. |
Хорошо |
2 |
Б. Ю. |
Неудовлетворит. |
3 |
Е. Я. |
Хорошо |
3 |
Б. К. |
Удовлетворительно |
4 |
З. А. |
Удовлетворительно |
4 |
Б. Н. |
Хорошо |
5 |
К. И. |
Отлично |
5 |
В. Е. |
Удовлетворительно |
6 |
М. И. |
Хорошо |
6 |
З. Е. |
Удовлетворительно |
7 |
П. Е. |
Хорошо |
7 |
К. К. |
Удовлетворительно |
8 |
С. Д. |
Отлично |
8 |
Л. А. |
Удовлетворительно |
9 |
Ф. Н. |
Хорошо |
9 |
М. Е. |
Удовлетворительно |
10 |
Ю. О. |
Хорошо |
10 |
Р. О. |
Хорошо |
11 |
Я. О. |
Отлично |
11 |
Р. Д. |
Удовлетворительно |
Действительно, мы получаем достоверную картину зависимости физических кондиций от образа жизни. В первой группе учащихся, состоящей из 11 человек, которые ведут активный, здоровый образ жизни, 9 школьников имеют ОУФК «хорошо» и «отлично» и только 2 – «удовлетворительно». Во второй группе картина прямо противоположная – 9 старшеклассников имеют ОУФК «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и только 2 – «хорошо». Отличной оценки при не здоровом образе жизни нет и быть не может.
Определив уровень физических кондиций всех участников исследования, и сравнив показатели с результатами анкетирования, мы установили, что наиболее высокий уровень имеют те учащиеся, которые соблюдают нормы двигательной активности и ведут здоровый образ жизни. По таблице возрастных оценочных нормативов (см. в приложении табл. XXV-XXVI) находим возраст, соответствующий результатам учащихся в каждом тесте, складываем все найденные значения возрастов и делим на количество тестов. Полученное число – это есть двигательный возраст учащегося.
Таблица 8
Двигательный возраст участников исследования
№ |
Фамилия, Имя |
Двигательный возраст по тестам, лет |
Двигательный возраст подростка, лет |
|||||
О |
Д |
П |
В |
Н |
Б |
|||
1 |
А. В. |
26 |
17 |
18 |
50 |
65 |
40 |
36 |
2 |
Б. Е. |
65 |
39 |
22 |
70 |
65 |
70 |
55 |
3 |
Б. В. |
20 |
21 |
19 |
18 |
19 |
35 |
22 |
4 |
Б. Ю. |
65 |
30 |
24 |
65 |
65 |
60 |
52 |
5 |
Б. К. |
30 |
24 |
24 |
65 |
30 |
35 |
35 |
6 |
Б. Н. |
25 |
20 |
17 |
50 |
17 |
35 |
27 |
7 |
В. Е. |
40 |
22 |
17 |
65 |
17 |
40 |
34 |
8 |
Е. Я. |
17 |
17 |
17 |
24 |
17 |
21 |
19 |
9 |
З. Е. |
30 |
17 |
17 |
35 |
25 |
26 |
25 |
10 |
З. А. |
40 |
20 |
17 |
60 |
17 |
22 |
29 |
11 |
К. И. |
20 |
21 |
20 |
20 |
17 |
18 |
19 |
12 |
К. К. |
45 |
24 |
19 |
65 |
17 |
45 |
36 |
13 |
Л. А. |
65 |
24 |
19 |
65 |
50 |
55 |
46 |
14 |
М.И. |
19 |
26 |
19 |
40 |
17 |
30 |
25 |
15 |
М. Е. |
65 |
17 |
21 |
65 |
50 |
60 |
46 |
16 |
П. Е. |
65 |
17 |
17 |
45 |
17 |
24 |
31 |
17 |
Р. О. |
17 |
21 |
17 |
25 |
17 |
26 |
21 |
18 |
Р. Д. |
17 |
17 |
20 |
65 |
70 |
45 |
39 |
19 |
С. Д. |
20 |
21 |
20 |
17 |
17 |
26 |
20 |
20 |
Ф. Н. |
30 |
21 |
17 |
25 |
17 |
23 |
22 |
21 |
Ю. О. |
20 |
21 |
19 |
18 |
18 |
30 |
21 |
22 |
Я. О. |
17 |
17 |
17 |
23 |
17 |
17 |
18 |
Дополним таблицу 7, включив в неё двигательный возраст участников исследования (см. табл.9). Мы получаем полную картину зависимости не только физических кондиций подростков, но и их двигательного возраста.
Таким, образом, мы доказали выдвинутую нами гипотезу: здоровый образ жизни, с учётом исходного уровня развития физических качеств, способствует достижению высокого уровня физических кондиций, характеризующих физическую подготовленность подростков, а двигательный возраст соответствует календарному.
Таблица 9
Образ жизни подростков, оценка уровня физических кондиций
и двигательного возраста
№ |
I группа «Здоровый образ жизни» |
№ |
II группа «Не здоровый образ жизни» |
||||
Ф.И. |
ОУФК |
ДВ |
Ф.И. |
ОУФК |
ДВ |
||
1 |
А. В. |
Удовл |
36 |
1 |
Б. Е. |
Удовл. |
55 |
2 |
Б. В. |
Хорошо |
22 |
2 |
Б. Ю. |
Неудов. |
52 |
3 |
Е. Я. |
Хорошо |
19 |
3 |
Б. К. |
Удовл. |
35 |
4 |
З. А. |
Удовл. |
29 |
4 |
Б. Н. |
Хорошо |
27 |
5 |
К. И. |
Отлично |
19 |
5 |
В. Е. |
Удовл. |
34 |
6 |
М. И. |
Хорошо |
25 |
6 |
З. Е. |
Удовл. |
25 |
7 |
П. Е. |
Хорошо |
31 |
7 |
К. К. |
Удовл. |
36 |
8 |
С. Д. |
Отлично |
20 |
8 |
Л. А. |
Удовл. |
46 |
9 |
Ф. Н. |
Хорошо |
22 |
9 |
М. Е. |
Удовл. |
46 |
10 |
Ю. О. |
Хорошо |
21 |
10 |
Р. О. |
Хорошо |
21 |
11 |
Я. О. |
Отлично |
18 |
11 |
Р. Д. |
Удовл. |
39 |
Таким образом, проведённое исследование образа жизни старшеклассников, динамики их физической подготовленности на протяжении календарного года, определение уровня физических кондиций испытуемых и их двигательного возраста выявило прямую зависимость всех двигательных показателей от образа жизни, который ведут школьники.
Практические рекомендации. Результаты исследования позволяют дать следующие рекомендации учителям физической культуры, классным руководителям и Совету содействия здоровью, под руководством которого проходит реализация программы «Здоровая школа»:
1. В составлении планов работы на учебный год необходимо учитывать интересы и желания всех учащихся, а не только школьников-спортсменов;
2. Изменить школьную программу по физической культуре для учащихся 10-11 классов, использовать дифференцированный подход в обучении и воспитании, разделив юношей и девушек на разные группы уже с 5 класса;
3. Проводить больше школьных мероприятий, как со спортивной направленностью, так и без таковой, которые не столько пропагандируют здоровый образ жизни, сколько помогают учащимся почувствовать потребность в нём.
Список литературы
1. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. пособие. – М.: ООО
Астрель, 2003. – 206 с.
2. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.
Для классных руководителей 5-9 классов. Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС,
2003. – 192 с.
3. Богданова В.А. Словарь специальных терминов по теории физической культуры и спорта /
Тюмен. гос. ун-т, фак. физ. культуры. - Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 134с.
4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической
культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,
2002. – 264 с.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Ф и С, 1966. – 200 с.
6. Интернет-ресурсы: http://www.it-med.ru/library/f/fiziologicheskie.htm
7. Интернет-ресурсы: http://zdobr.ru/
8. Интернет-ресурсы: http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200902113
9. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической
подготовленности / Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.
10. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. – М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 112 с.
11. Семёнова Г.И., Городничева Н.Я. Развитие физических качеств: Учебно-методическое
пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2002. – 44 с.
12. Семёнова Г.И., Городничева Н.Я., Черкасов В.В. Методические указания к выполнению
выпускных квалификационных работ и проведению итоговых государственных экзаменов. –
Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. – 44 с.
13. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ.педвузов. – М.:
Академия, 2000. – 232 с.
14. Спорт в школе: Методическая газета для учителей физкультуры / Под ред. О.Леонтьевой. – М.:
ООО «Чистые пруды», Издательский Дом «Первое сентября», 2007, № 17 – 24.
15. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – М.: №9 – 1997 г.
16. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.– М.:
Просвещение, 1985. – 112 с., ил.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.