Исследовательская работа
Выполнила
ученица 11 класса
Злынковской СОШ № 1
Куриленко Анна
Актуальность
Увидеть Землю с высоты, объять взглядом всю разом, узнать, что там, в глубине, за синевой небосвода, — было и остается дерзновенным желанием человечества. Интерес этот — жажда познания окружающего мира, жажда могучая и неутолимая, ведущая человечество с одной ступени своего развития на другую, более высокую.
В октябре 1957 года было положено начало космической эры – в космос был поднят в космос первый искусственный спутник Земли.
Так подтвердилось предвидение К. Э. Циолковского: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели... Человечество не останется вечно на Земле».
Первыми, кто осмелился покинуть родную планету стали наши соотечественники Юрий Гагарин и Герман Титов.
Наша страна — родина космонавтики. В ней родились первые идеи освоения Космоса и были осуществлены первые важные шаги в покорении космического пространства. Последовательное и целеустремленное его исследование привело к крупнейшим научным открытиям в области фундаментальных наук, в познании Вселенной, ее строения, процессов, протекающих в ее просторах и на космических телах, к прогрессу в изучении солнечно-земных связей, оказывающих исключительное влияние на нашу жизнь.
В изучении космического пространства, Луны и других небесных тел Солнечной системы важная роль принадлежит автоматическим аппаратам. В январе 1969 года советские ученые первыми создали экспериментальную станцию на орбите вокруг Земли. Значение подобных станций для прогресса науки и техники огромно. Они используются для метеорологических исследований, геологической разведки, связи, навигации, экспериментов и др.
Со времени запуска первого искусственного спутника Земли прошло несколько десятков лет. Земляне вошли в новое тысячелетие.
Продолжаются исследования космоса, успешно начатые в 1961 году нашими соотечественниками и другими «детьми» нашей планеты.
Какими они были людьми? Как закалялся их характер?
Когда по радио транслировались сообщения о полете первого космонавта, казалось, вся страна замерла у радиоприемников, внимательно прислушиваясь к голосу диктора. Люди оставляли свои повседневные дела, прерывались работа на предприятиях и лекции в институтах — это событие потрясло всех без исключения, его оживленно обсуждали учащееся и рабочее, врачи и инженеры, домохозяйки и пенсионеры. Некоторые даже плакали, но это были слезы гордости за свою страну, за русского летчика-героя, ставшего впоследствии гражданином мира…
Гагарин Юрий Алексеевич - Первый человек, совершивший полёт в космос. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. Отец - Алексей Иванович Гагарин. Мать - Анна Тимофеевна Гагарина.
В 1951 году он с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 году также с отличием окончил индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове и поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году по 1-му разряду. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота.
12 апреля 1961 года Юрий совершил первый в истории человечества космический полёт (на КК «Восток»), за 1 ч 48 мин. облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области. День накануне полета Ю. Гагарина, 11 апреля 1961 года, был буквально расписан по минутам. Многим товарищам и коллегам Юрия с трудом удавалось скрывать свое волнение, однако сам он, казалось, вел себя совершенно непринужденно. Глядя на него, окружающие даже не верили, что именно этому человеку через каких-нибудь несколько часов предстоит совершить небывалый в истории человечества шаг в неведомое. А Юрий внешне был спокоен и уравновешен, словно ему завтра предстояла, например, всего лишь сдача очередного экзамена по хорошо подготовленному и любимому предмету. Поразительно, но факт: люди, наблюдавшие за полетом Гагарина с Земли, волновались и переживали за него так, что частота пульса у них возросла до ста двадцати ударов в минуту, а вот у самого космонавта — отличные медицинские показатели. Конечно, сказались здесь и крепкое здоровье, и систематические тренировки, и тщательная подготовка, но главное, вероятно, заключено в необыкновенном характере Юрия — настоящем русском характере!
А знаменитое гагаринское «Поехали!»? Одно-единственное слово, произнесенное космонавтом перед стартом «Востока», невольно заставило всех, кто следил за полетом корабля с Земли, поверить в успех первой в истории планеты космического путешествия: так просто и обыденно прозвучала эта коротенькая, но такая емкая фраза…
После полёта Гагарин непрерывно совершенствовал своё мастерство как лётчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полётами КК «Восток», «Восход», «Союз». В 1968 году с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. В 1964-1968 гг. - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.
Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы.
С миссией мира и дружбы он посетил многие страны.
Ю. А. Гагарин оставил свой след и на Брянской земле. В 1966 году Юрий Алексеевич избирался в Верховный Совет СССР по нескольким областям, в том числе и по Брянской. В его честь названы многие учреждения на Брянщине.
|
|
|
Гагарину присуждены золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР, медаль де Лаво (ФАИ), золотые медали и почётные дипломы международной ассоциации (ЛИУС) «Человек в космосе» и Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции, Большая золотая медаль и диплом ФАИ, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, премия Галабера по астронавтике. С 1966 года Гагарин являлся почётным членом Международной академии астронавтики. Награжден орденом Ленина и медалями СССР, а также орденами многих стран мира. Ему присвоены звания Герой Социалистического Труда ЧССР, Герой НРБ, Герой Труда СРВ. Гагарин трагически погиб 27 марта 1968 года года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.
В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской области переименованы соответственно в город Гагарин и Гагаринский район. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов СССР, научно-исследовательской судно АН СССР, уч. заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии - памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. В его честь был назван также один из кратеров на обратной стороне Луны.
Имя Гагарина навсегда осталось в памяти всех тех, кто знал этого необыкновенно обаятельного и мужественного человека.
Достижения советской науки и техники были оценены по достоинству западными учеными и специалистами в области космонавтики, физики, астронауки. Событие 12 апреля 1961 года положило начало новой эры в истории освоения людьми космического пространства и открыло путь в космос многим и многим отважным летчикам, отправлявшимся покорять бескрайние просторы Вселенной…
В 1965 году первым человеком, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Его полет продолжался 12 минут 9 секунд и представлял реальную угрозу для жизни космонавта. Космический скафандр вдруг увеличился в размере и стал препятствовать возвращению Леонова на корабль. Но ему удалось удалить излишнее давление и закончить свою посадку. Она также принесла не мало проблем: отказала автоматическая система ориентации. Члены экипажа смогли вручную сориентировать корабль и включить тормозной двигатель. В результате, вся команда высадилась в глухой тайге, где космонавты провели две ночи на сильнейшем морозе, прежде чем их обнаружили спасатели. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Леонов Алексей Архипович родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в семье шахтера. Та же прошли его детские годы. После окончания Великой Отечественной войны вся семья перебралась в Калининград (бывший Кенигсберг). В 1953 году окончил среднюю школу и поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков. После окончания училища проходил службу в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. В 1959 году прошел медицинский отбор для зачисления в отряд советских космонавтов, однако перед окончательной медицинской комиссией в феврале 1960 года передумал и решил возвратиться в свою часть для продолжения службы. Друзья уговорили его остаться и в марте 1960 года был зачислен в отряд советских космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток», а затем типа «Восход». Второй космический полет совершил 15 - 21 июля 1975 года в качестве командира космического корабля «Союз-19». Во время полета была осуществлена стыковка с американским космическим кораблем «Apollo». Это была первая в мире стыковка кораблей двух разных стран. Полет продолжался 5 суток 22 часов 30 минут 51секунду. За 2 рейса в космос налетал 7 суток 33 минуты 8 секунд. Кроме подготовки к космическим полетам, с 1971 года являлся заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, командиром отряда космонавтов.
ДОРОГА В КОСМОС
Судьба летчика Алексея Леонова кардинально изменилась в 1960 году. Тогда по
стране активно ездили медицинские специалисты, проводившие отбор будущих
космонавтов. От претендентов требовалось соответствующее образование, опыт
летчика и рост, не превышающий 1,75 м. Человек выше ростом мог просто не
поместиться в корабль. Всего специалисты просмотрели 3000 претендентов.
Алексей Леонов выдержал конкурс и был зачислен в отряд космонавтов.
Подготовка началась в подмосковном
Жуковском на базе Летно-испытательного института. Там был разработан и
располагался специальный тренажер. Потом мы очень много тренировались прыгать с
парашютом, прыгали и в море, и в лес, и в скафандре, и без скафандра, -
вспоминает юбиляр.
Уже через несколько лет - 18 марта 1965 года - в качестве второго пилота
космического корабля «Восход-2» Алексей Леонов вместе с Павлом Беляевым
совершил полет, в ходе которого стал первым человеком в мире, вышедшим в
открытый космос.
КОСМИЧЕСКИЙ ПРОСТОР
- Выход был осуществлен прямо над Черным морем, я мог видеть участок Земли
размером 960 на 460 км, поэтому оно было видно полностью. Когда я вышел,
корабль начал уходить вниз, и я мог попасть в антенное поле. Это было очень
опасно. А я находился в безопорном состоянии и держался только при помощи рук.
Скафандр начал увеличиваться в размерах, я почувствовал проблему, но одна рука
у меня была занята кинокамерой, а другой я просто мог переломить скафандр.
Тогда я пришел к главному своему решению и сбросил давление наполовину. При
этом я ничего не сообщил на Землю, все делал молча. Это было большим
нарушением. Но я представил, что будет, если сказать, что у меня проблемы и я
не могу войти. На Земле бы начали формировать всевозможные комиссии… А я
знал, что помочь мне никто не может, кроме меня самого. Тогда я засунул руку с
камерой в корабль, потом схватился руками за леера и фактически одел корабль на
себя. Мне все равно нужно было развернуться в пространстве на 1,2 м, а я сам в
скафандре размером 1,9 м. Но я был обязан проконтролировать закрытие люка, и
если он не закрылся, сделать это вручную. Пришлось разворачиваться. После
этого мне необходимо было смотать фал, и если бы я не сбросил давление, то
просто не смог бы этого сделать. Но теперь скафандр встал на место и руки
нормально легли в перчатки. Было страшно тяжело! Но, не выполнив эту операцию,
я не мог войти в корабль, - вспоминает Алексей Леонов.
АВАРИИ
Помимо проблем с выходом, на борту было еще семь аварийных ситуаций. Например,
отказ автоматического управления кораблем и переход на ручной режим. Но члены
экипажа не раз отрабатывали действия при возникновении подобных неполадок и
легко с ними справились.
- Тогда в СССР не было принято говорить об авариях, советская техника ведь
никогда не отказывала. Поэтому, когда мы приземлились, в прессе писали, что мы
уже спокойно отдыхаем на даче. А мы в это время сидели в тайге и ждали
спасателей, которые пришли только на другой день. Они сделали нам хороший
бревенчатый шалаш, а когда узнали, что мы не мылись двое суток, то развели
костер, поставили на него котел диаметром метра полтора и набросали туда
снега. Представьте себе, посреди тайги стоит космический корабль, рядом котел и
в котле сидят два человека, - рассказал юбиляр.
ГРАНЬ ТАЛАНТА
Вспоминая тот случай в тайге, Алексей Леонов сразу же представляет, какая
удивительная картина могла бы получиться из этой ситуации. Ведь он не всегда
мечтал стать летчиком, было время, когда будущий герой собирался всерьез
заниматься живописью.
- В мелких подробностях с юных лет помню день, когда мне хотелось рассказать
всем, что я умею рисовать, что я уже много всего нарисовал и что мне это очень
нравится. Это было 1 сентября 1943 военного года. Я собрал все ценности,
накопленные мною за свои 9 лет: несколько цветных карандашей, акварельные
краски и целую пачку рисунков. Какой-то мальчишка вытащил их из моей
сумки и показал всему классу. Так состоялась моя первая выставка. Тогда я
решил, что буду художником, но жизнь распорядилась по-другому, - сказал
космонавт.
С тех пор у Алексея Леонова было множество выставок. Одна из них прошла на
родине, в Кузбассе. В преддверии 80-летия героя персональная
выставка «Земля и космос Алексея Леонова» открылась в Мемориальном музее
космонавтики. В честь начала ее работы космонавт рассказал о начале своего
творческого пути.
- В детстве я изобразил Петра Первого на коне. Это был мой любимый герой. Я
даже выиграл с этой картиной конкурс и получил коробку карандашей. В 10-м
классе я поехал поступать в Академию художеств. Ехал 600 км в открытом кузове,
с пачкой работ. В здании академии меня вышел встречать ректор, посмотрел работы
и сказал, что я могу считать себя их студентом. А дальше начались проблемы,
стипендия маленькая, жилье дорогое. Я собрал все свои вещи, книги и уехал в
училище в город Кременчуг. Выдержал конкурс 1 к 13 и стал летчиком. Но
рисовать не бросил. Я все время был главным редактором и оформителем газеты
своего учебного заведения. А дальше рисовал везде, где только мог, -
рассказал Алексей Леонов.
Действительно, на выставке представлены самые разные полотна. Но центральное
место занимает картина, на которой он изобразил себя в открытом космосе,
зависшего над Черным морем.
|
А. А. Леонов, в содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым, создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему.
.
Дважды Герой Советского Союза (23 марта 1965 года, 22 июля 1975 года. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР", медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1981 г.). Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства. Награжден золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР. Награжден двумя золотыми медалями "Космос", двумя медалями де Лаво, золотой медалью имени Ю.А.Гагарина
В честь 80-летия награждён орденом « За заслуги перед Отечеством» III степени (22 мая 2014 года)
|
В 1963
году Валентина Терешкова стала первой женщиной, совершившей полет в
космос. Он длился трое суток, в течение которых она делала записи в бортовом
журнале, а также фотографировала горизонт. Терешкова Валентина Владимировна родилась 6 марта 1937 года в деревне
Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье
крестьян-колхозников. Отец Валентины погиб в финскую войну, и ее маме пришлось
в одиночку воспитывать троих детей. Семья переехала в Ярославль, где Валя пошла
в школу и закончила семилетку, затем вечернюю школу рабочей молодежи. Кроме работы и учебы в техникуме
девушка посещала местный аэроклуб, занималась парашютным спортом, совершила 163
прыжка с парашютом. Ей был присвоен первый разряд по парашютному спорту. В 1962 году, зачислена в отряд советских
космонавтов. Валентина Владимировна прошла полный курс подготовки к полетам на
кораблях типа «Восток».
16-19 июня 1963 года Валентина Терешкова первой из женщин в мире
совершила свой исторический полет в космос на космическом корабле «Восток-6»,
находясь на околоземной орбите вместе в кораблем «Восток-5», пилотируемом
Валерием Быковским. Позывной
Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед
стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!» (изменённая цитата из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»). Ее космический позывной
«Чайка» 48 раз облетел вокруг планеты, а общая продолжительность полета В. В.
Терешковой составила 2 суток 22 часа 50 минут. После своего полета Валентина
Владимировна продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую
часть времени стала занимать общественная работа. В. В. Терешковой пришлось
совершить немало поездок по городам СССР, по многим странам мира. Одновременно
с работой в Центре подготовки космонавтов и активной общественной деятельностью
Валентина Терешкова поступила в Военно-инженерную академию имени Н. Е.
Жуковского, которую успешно закончила в 1969 году, получив специальность
летчик-космонавт-инженер. Валентина
Владимировна Терешкова - кандидат технических наук.
|
Награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями.
|
Армстронг Нил Олден (Armstrong Neil Alden) (р.1930) - американский астронавт, магистр наук, первый человек, ступивший на поверхность Луны. Армстроонг родился 5 августа 1930 года в г. Уапаконета (Wapakoneta), шт. Огайо. В 1947 году окончил среднюю школу верхней ступени (High School) в городе Вапаконета. Во время учебы в старших классах проходил подготовку в городской авиашколе WFS. Поступил в Университет Пердью (Purdue University).
В октябре 1958 года был включен в группу летчиков, которые готовились к полетам на экспериментальном ракетном самолете Х-15. В период с 30 ноября 1960 по 26 июля 1962 года, Армстронг выполнил в общей сложности 7 полетов на Х-15. Ни в одном из этих полетов ему не удалось превысить высоту в 50 миль, считавшуюся в ВВС США границей космоса. Наибольшая высота, которую он смог достичь, составляла 63 246 м, и произошло это во время его 6-го полета 20 апреля 1962 года.
Первый полет с 16 по 17 марта 1966 года совершил в качестве командира корабля «Gemini 8». Из-за аварийного прекращения полета большинство запланированных на «Gemini 8» задач остались невыполненными, но основная цель - первая стыковка с беспилотной ракетой «Agena» - была выполнена успешно. Продолжительность полета составила 10 часов 41 минута 26 секунд.
Второй полет с 16 по 24 июля 1969 года совершил в качестве командира корабля «Apollo-11». Продолжительность полета составила 8 суток 3 часа 18 минут 35 секунд.
20 июля 1969 года Армстронг на глазах миллионов телезрителей, наблюдавших высадку на Луну в прямом эфире, спрыгнул с последней ступени лунного посадочного модуля. «That's one small step for a man, one giant leap for mankind», произнес он. «Это маленький шаг для человека, большой прыжок для человечества» - эта фраза отныне и навсегда вошла в историю космонавтики. На поверхности Луны вне посадочного модуля (LM) Армстронг оставался 2 часа 17 минут. За это время он прошел по поверхности расстояние около 1 км. На Землю было дост авлено более 21 кг лунного грунта.
Гленн Джон Хершель (Glenn John Herschel, Jr.) (р. 1921) – астронавт США, первый американец, совершивший орбитальный космический полет. Родился 18 июля 1921 года в городе Кембридж (штат Огайо, США). Среднюю школу закончил в городе Новый Конкорд (штат Огайо, США). Учился в колледже Маскингема в городе Новый Конкорд, где получил степень бакалавра по инженерии. Гленн установил два практически «вечных» рекорда: в возрасте 77 лет 3 месяца стал самым старым человеком совершившим космический полет и, кроме того, у него был самый длительный промежуток между полетами - 26 лет 6 месяцев.
Почетный член Международной федерации астронавтики. Награжден почетной медалью Конгресса США по космонавтике, золотой медалью NASA «За выдающиеся заслуги», медалью «За победу во Второй мировой войне», медалью «За участие в боевых действиях в азиатско-тихоокеанском регионе», другими американскими медалями, а также наградами Южной Кореи и ООН.
Конрад Чарлз Питер, мл. (Charles Peter Conrad, Jr.) (1930- 1999) - астронавт НАСА, лейтенант ВМС (в 1962 году), коммандер (капитан II ранга) ВМС (в 1969 году), капитан I ранга ВМС (с декабря 1973 года - в отставке), 3-й человек, ступивший на поверхность Луны.
Первый полет с 21 по 28 августа 1965 года в качестве пилота корабля Gemini 5. Во время этого полета (29 августа) впервые в истории был организован сеанс связи с лабораторией Sealab 2, находящейся на глубине 62,5 метра, на которой находился астронавтСкотт Карпентер. Это был самый длительный полет на тот период. Продолжительность полета составила 7 суток 22 часа 55 минут 14 секунд.
Второй полет с 12 по 15 сентября 1966 года в качестве командира корабля Gemini 11. Во время этого полета 14 сентября корабль был выведен на орбиту с рекордным по высоте - 1368 км (850 сухопутных миль). Продолжительность полета составила 2 суток 23 часа 17 минут 8 секунд.
Третий полет с 14 по 24 ноября 1969 года в качестве командира корабля Apollo 12 (AS-507). Несмотря на то, что во время старта в РН Saturn 5 попала молния, полет прошел успешно. Конрад стал третим человеком ступившим на Луну. Так как он был ниже ростом, чем Нейл Армстронг и всегда отличался остроумием, шагнув с последней ступени трапа модуля на Луну он, как и Армстронг, произнес «историческую» фразу: Whoopee! Man, that may have been a small one for Neil, but that's a long one for me - «Ого! Люди, может это был и маленький (шаг) для Нейла, но он большой для меня». Продолжительность полета составила 10 суток 4 часа 36 минут 25 секунд.
Заключение
Сегодня космос стал доступным не только для космонавтов, но и для обычных туристов. Удовольствие не из дешевых, к тому же обязательным условием является олимпийское здоровье. Но особым энтузиастам не жаль ни здоровья, ни денег ради осуществления детской мечты о покорении космоса. Человечество продолжает изучать космос, и кто знает, может, через несколько сотен лет, люди действительно населят и другие планеты.
Источники:
http://365mag.ru/
http://old.enp-mo.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://www.astronautica.ru/ polety-v-kosmos/istoriya-kosmonavtiki/278.html
http://klgm1.narod.ru/
http://www.elite-astronomy.narod.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.