Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Международный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся
«Юный ученый»
Направление: естественные науки - биология
Исследовательская работа:
Влияние громкой музыки на работоспособность и физиологическое состояние человека
Выполнил:
ученик 10 класса
МБОУ «Нововознесенская СОШ»
Коломиец Арсений
Руководитель:
Гаан Ирина Егоровна
учитель химии и биологии
МБОУ «Нововознесенская СОШ»
с. Нововознесенка 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………4-10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….10-20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………… ……………………………22-30
Введение
В современном мире шум сопровождает нас с утра до вечера. Шумовой фон – признак жизни. Дома - гул пылесоса, соковыжималок, на улице - рев моторов, в магазинах, ресторанах, кафе, обычно звучит музыка, - отнюдь не всегда приглушённая.
И, конечно же, невозможно представить без музыки современных молодых людей. Достижения науки и техники позволяют нам наслаждаться любимой музыкой, где бы мы не находились – в трамвае, автомобиле или на прогулке. Миниатюрные плейеры нового поколения, начинённые музыкой в формате mp3 можно даже носить на запястье, как часы. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
Но задумываемся ли мы над тем, как громкий шум влияет на наше здоровье?
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает нас. Каждый человек воспринимает шум по-разному.
Актуальность моей работы определяется тем, что , несмотря на то, что многие в наше время увлечены здоровым образом жизни - мало кто уделяет внимание тому, что молодые люди слушают громкую музыку и музыку в наушниках. И часто эта музыка звучит на недопустимой для слуха громкости. Звуки сливаются с другим посторонним шумом и создают неприятную дисгармонию. Кроме того многих раздражает, когда люди с плеером отгораживаются от остальных музыкальным фоном. Это воспринимается со стороны окружающих как проявление неуважения.
Молодёжь стремится жить в соответствии с широко известным рекламным слоганом - «бери от жизни все». К сожалению, здоровье представляется в юности чем-то самим собой разумеющимся, данным раз и навсегда, а о последствиях приходится задумываться позже. К начинающемуся снижению слуха молодые люди чаще всего тоже относятся несерьезно, стараются не обращать на него внимание. Молодежь не расстается с плеерами, телефонами, слушая музыку, на недопустимой для слуха громкости. Громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность. Шумы влияют на физиологическое состояние человека, могут вызвать тугоухость, глухоту. Сейчас нечасто можно встретить подростка без наушников. Молодежь слушает музыку нон-стоп - в транспорте, на переменах, дома. Однако мало кто задумывается о том, как звук, раздающийся в наушниках, влияет на слух. Если в 80-е и 90-е иметь плеер считалось престижным, и не всякий мог позволить себе его приобрести, то сегодня мобильные телефоны, игровые приставки, CD и MP3- плееры есть почти у всех. Кроме того, они стали намного компактнее (современные флэш - плееры легко умещаются в кармане) и гораздо экономичнее (время беспрерывной работы плеера увеличилось во много раз), а их память позволяет хранить десятки часов музыки. Таким образом, плееры, мобильные телефоны для многих людей стали привычным атрибутом повседневной жизни, начиная от школьников, слушающих музыку в перерывах между уроками, и людей, желающих занять время в общественном транспорте по пути на работу, до пожилых людей, слушающих на природе радио или ностальгирующих под песни своей молодости. При таком частом повседневном использовании у многих возникает вопрос – а не вредно ли так часто использовать наушники? Поэтому проблема прослушивания громкой музыки не разделима с прослушивание музыки в наушниках.
Целью данной работы является: выявить не только влияния громкой музыки, на работоспособность и физиологическое состояние человека, но и влияние наушников на организм человека
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
Объект исследования: слух ученика.
Предмет исследования: как состояние слуха школьников зависит от громкой музыки и наушников.
Гипотеза: наушники и постоянное звуковое раздражение крайне негативно влияют на работоспособность и физиологическое состояние человека.
.
Теоретическая часть
Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Слух – важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше чем зрение. Наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне.
Орган слуха – ухо. У человека различают три его части: наружное, среднее и внутреннее (Приложение 1. рис.1).
Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой. Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. За барабанной перепонкой лежит, заполненная воздухом полость среднего уха. В среднем ухе расположены три маленькие косточки, последовательно связанные между собой: молоточек, наковальня и стремя. Молоточек, связанный с перепонкой, передает ее колебания на наковальню, затем на стремя. Внутреннее ухо состоит из улитки, системы трех полукружных каналов. В улитке помещаются слуховые рецепторы. Звуковые колебания преобразуются слуховыми рецепторами в нервные импульсы, которые по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Она расположена в височной части, здесь происходит восприятие звука, анализ его силы, характера и высоты. Чрезмерный шум ведет не только к потере слуха, но и вызывает психические нарушения. Основными источниками звуков и шумов в школе являются разговоры учащихся, учителей, крики, звонок (на урок и с урока), прослушивание плееров, телевизоры.
Шум – такой же медленный убийца, как и яд. Первые жалобы на шум можно обнаружить у римского сатирика Ювенала (60-127гг). Он утверждал, что в столице «трудно заснуть: скрип и грохот обозов на узких улицах, брань возниц, мешали сну, раздражали».
Королева Англии Елизавета I, правившая в XVI веке, заботясь о ночном покое своих подданных, запретила ночные схватки и громкие семейные ссоры после 10 часов вечера.
В то время была придумана казнь «под колокол», звон которого медленно убивал человека.
В Париже борьба с шумом началась с 1954 года. Тогда были запрещены автомобильные гудки, водители грузовиков должны были укладывать груз так, чтобы он не гремел, а на колеса вагонов метро надевали резиновые шины.
И все таки шумовая нагрузка возрастает от десятилетия к десятилетию. Примерно каждый пятый подросток в США имеет признаки потери слуха из-за слушания громкой музыки в наушниках. Об этом заявил отоларинголог Джозеф Шаргородский. Как сообщает "Голос Америки", ученые сравнили два исследования слуха подростков в возрасте 12-19 лет. Первое было проведено между 1988 и 1994 годами, до появления карманных плейеров, второе - в 2005-2006 годах. "В целом среди подростков общее количество случаев ухудшения слуха увеличилось на 30% ( с 14,9% до 19,5%). Что касается легкой степени потери слуха, частота жалоб увеличилась на 77%, а случаи потери слуха среднего и тяжелого уровня увеличились на 50%. У мальчиков проблемы со слухом возникают чаще, чем у девочек». Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека.
Их исследования показали, что…
У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что слуховые косточки утрачивают свою подвижность, и колебания не передаются во внутреннее ухо. Как отмечают доктора, в последнее время среди молодых стали появляться заболевания органа слуха, раньше встречавшиеся только среди пожилых людей. По данным немецкой ассоциации отоларингологов, каждый пятый человек в возрасте от 16 до 20 лет имеет то или иное нарушение работы внутреннего уха. У многих молодых людей уже присутствуют нарушения слуха на уровне восприятия высокого диапазона, а нередко и более низких тонов. Такие изменения слуха соответствуют начальным формам тугоухости. Если на этом этапе проблеме не уделить должное внимание, то в старшем возрасте человека могут ожидать еще более серьезные проблемы со слухом. Необходимо осторожно пользоваться плеерами, слушать музыку через наушники телефонов, поскольку чрезмерная громкость может привести к глухоте. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные нервные клетки не могут достаточно четко координировать работу организма. Постоянное воздействие шума может вызвать такие вредные последствия как звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости, нервное напряжение, беспокойство, раздражение. Шум коварен, его вредное воздействие совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически бессилен. «Эта работа подчеркивает обоснованность волнений по поводу использования музыкальных плееров и их влияния на здоровье, а также слишком громкой музыки на концертах и в клубах», – считают эксперты. Около двух третей людей, пользующихся плеерами, слушают музыку, которая достигает громкости 85 децибел и громче, а этот уровень шума может стать причиной необратимой потери слуха. Ученые также выяснили, что подростки не только слушают музыку громче, чем взрослые, но и не осознают, насколько громко ее включают. В прошлом году в Бельгии было проведено исследование, в ходе которого волонтеров просили слушать громкую музыку в наушниках по одному часу в шесть заходов. После каждого захода исследователи измеряли их слух. В результате оказалось, что уже через час прослушивания музыки слух волонтеров ухудшался, причем значительное ухудшение слуха отмечалось после каждого последующего часа прослушивания.
Еще хочется обратить внимание на следующее. По сообщениям полицейских увеличилось количество несчастных случаев на дорогах, в которых виной всему были наушники. Причем, если в конце 2005 г. таких случаев было 16, то в конце 2011-го их стало уже 47. Около 70% заканчивались смертью. В большинстве случаев гудок или крик оповещал пешехода о приближении транспортного средства. Но пострадавшие его не слышали или слишком были погружены в себя, а скорее всего - и то, и другое вместе, считают исследователи.
Плеер сильно снижает внимание. Предыдущие исследования доказывали, что пешеходы ведут себя менее осторожно, если слушают музыку в наушниках. Они более склонны рисковать, например, перебегать дорогу на красный свет или не по переходу.
Прослушивание музыки на очень большой громкости мешает водителю в управлении автомобиля: ухудшает реакцию, увеличивает вероятность аварии. В Черногории власти приняли закон, в соответствии с которым пешеходам запрещено переходить улицу с наушниками в ушах, дабы не «пропустить» сигналы автомобилей.
Эффективность человека совершать какие-либо действия снижается с увеличением уровня шума, приближающегося к 95.
Известно и о лечебном действии звуков. Специально подобранная очень негромкая, мелодичная музыка используется для снятия напряжения, восстановления работоспособности. Это умиротворяющее свойство музыки используется многими в повседневной жизни.
Слух- способность организма воспринимать звуковые раздражения. Слух является необходимым фактором речи и речевого общения между людьми. Отсутствие слуха значительно обедняет жизнь человека, лишает его возможности нормального общения с людьми, восприятия музыки. Хороший слух также необходим для ряда профессий.
1.1 Историческая справка о наушниках.
Нау́шники (англ. headphones или earphones) — устройство для персонального прослушивания музыки, речи или иных звуковых сигналов. В комплекте с микрофоном могут служить головной гарнитурой — средством для ведения переговоров по телефону или иному средству голосовой связи. Кроме того, наушники используются в звукозаписывающих студиях для точного контроля записываемого трека музыкальной композиции. Наименование «наушники» является разговорным синонимом термина «головные телефоны». Материалы из коллекции Центрального музея связи им. А. С. Попова, одного из старейших научно-технических музеев мира, свидетельствуют, что 26 октября 1861 года Филипп Рейс (Philipp Reis), преподаватель школы для глухонемых, предложил членам Физического общества г.Франкфурта изобретенный им электрический аппарат для проверки возможностей человеческого слуха. Следует отметить, что именно Рейс впервые применил название «телефон» (telephone, от греч. tele — вдаль, далеко, и phone — звук). Однако, так как аппарат мог передавать по электрическим проводам лишь отдельные, определенные звуки, он не получил практического применения и в историю вошел как «музыкальный телефон» Рейса.
Но через несколько лет это изобретение попало в руки Александра Грэхема Белла, который в, то время преподавал физиологию органов речи в университете Бостона. Ознакомившись с идеей, практичный Белл задумал использовать принцип телефона Рейса в другом приборе, который бы превращал звук в световые сигналы и мог передавать по одному телеграфному проводу одновременно семь телеграфных сообщений. Число семь было не случайным и увязывалось с количеством нот в октаве. С каждой стороны аппарата, передающей и принимающей, Белл парами использовал по семь гибких металлических пластинок; каждая пара настраивалась на определенную частоту. Как-то раз в процессе настройки конец одной из пластинок на передающей стороне системы случайно приварился к контакту. При этом помогавший А. Беллу механик Уотсон, пытаясь устранить неисправность, выражался громко и нецензурно. Сам Белл тем временем «налаживал» приемные пластинки в другой комнате, и смог уловить едва слышные ругательства своего помощника. Вот так, в результате случайности, он в 1877 г. смог получить ряд патентов — на телефон целиком и на элементы его конструкции (приложение 2, рис. 1).
В коллекции музея им. Попова имеется датированный 1899 годом экспонат под названием «Приемник телефонных депеш». Это один из первых радиоприемников, созданных Поповым, принимавший радиосигналы без усиления с помощью точечного угольного детектора и преобразовывавший их в колебания звуковой частоты. Согласно описанию, последние прослушивались через головной телефон (приложение 2 на рис. 2 ). Известно, что детекторные приемники собирались не только в России и не только из российских комплектующих. В частности, они могли комплектоваться английскими Headphone («голова-телефон»). Отсюда, возможно, по-военному неуклюжий, но весьма живучий перевод иностранного технического слова.
Первые телефоны Белла работали на расстояние не более 500…600 м. Это привело, с одной стороны, к скорому созданию угольных микрофонов (1886), а с другой— к усовершенствованию самих излучателей. Судя по тому, что уже во втором десятилетии ХХ века был налажен массовый выпуск головных телефонов, конструктивные особенности электромагнитных излучателей звуковой частоты стали оптимальными. Кстати, они практически без изменений сохранились до наших дней, как и название «головные телефоны» (приложение 2 рис. 3). Очевидно, что конструкция накладывает на качество звучания электромагнитных излучателей определенные ограничения, несовместимые с использованием в современной звуковой индустрии. Здесь используются устройства со звуковыми излучателями другого принципа действия — электродинамическими. Кто первым соединил последовательно два звуковых излучателя и укрепил их на оголовье, доподлинно неизвестно. А вот использовать в наушниках электродинамические громкоговорители (DT48, выпускались с 1937 года) первым догадался знаменитый немецкий электроакустик Байер, создатель компании Beyerdynamic.
На рисунке 4 (приложение 2) схематично показано устройство динамического наушника закрытого типа (один из пары). Внутри корпуса 1 расположен электродинамический громкоговоритель 2 (3 — диффузор). В целях предотвращения возникновения резонансных колебаний объем под диффузором заполняется демпфирующим материалом 4. Диффузор защищен акустически прозрачной решеткой 5. К краю корпуса и одновременно к ушной раковине примыкает мягкий амбушюр (на рисунке не показан, как и оголовье).
За 75 лет, прошедших с момента появления первых динамических наушников, принципиальных конструктивных изменений не произошло. Составные части остались теми же — это оголовье, чашки (англ. earcups) с излучателями (диафрагмой, катушкой и магнитной цепью) внутри и амбушюры. Однако сегодняшние требования к рабочим параметрам и дизайну наушников гораздо выше. В связи с этим производителям пришлось радикально пересмотреть технологию и материалы, применяемые для производства всех компонентов наушников.
|
1.2. Классификация наушников
Наушники принято классифицировать по нескольким основным критериям, к которым относятся тип акустического преобразователя, тип конструкции, стиль ношения, способ передачи сигнала и область применения.
По типу конструкции (виду)
· внутриканальные (обиходное название — «затычки», «капельки» или «вакуумки») — вставляются в ушной канал. Эти наушники предусматривают расположение непосредственно в слуховом канале. Они производят эффективную изоляцию канала от окружающих звуков и отличаются чистым детальным звучанием(приложение 3, рис.2).
· накладные — накладываются на ухо. Могут быть разных размеров и форм: от больших, предназначенных для домашнего применения, до компактных «блинчиков» на элегантной дужке – для улицы. Во всех случаях излучатель звука (динамик) расположен за пределами ушной раковины(приложение 3, рис.3).
По способу передачи сигнала
По конструкции излучателя
• динамические — используют электродинамический принцип преобразования. Самый распространённый тип наушников. Конструктивно наушник представляет собой излучатель или мембрану, к которой прикреплена катушка с проводом, находящаяся в магнитном поле постоянного магнита. Если через неё пустить переменный ток, то магнитное поле, создаваемое катушкой, будет взаимодействовать с магнитным полем постоянного магнита, в результате чего мембрана будет двигаться, повторяя форму электрического сигнала звуковой частоты.
• с уравновешенным якорем — основной деталью является П-образный якорь из ферромагнитного сплава. В разговорной речи их часто называют «арматурными» из-за созвучия английского слова armature (якорь) с русским арматура;
По типу акустического оформления
Практическая часть
1. Методика и этапы исследования.
В своей работе я использовал следующие методы исследования: измерение, наблюдение, анкетирование, обработка результатов, построение диаграмм.
Использованное оборудование: линейка, механические часы, тонометр, блокноты, карандаши, телефоны с наушниками, плееры.
1. Сначала провёл анкетирование старшеклассников.
По результатам анкетирования для наглядной картины составляю диаграммы: количество времени прослушивания музыки в сутки, выполнение домашнего задания, жанры музыки.
2. Исследование влияния разных стилей музыки на психику человека.
Тип музыки |
До |
Пульс |
до |
Давление |
до |
Эмоциональное состояние |
после |
после |
после |
||||
Звуки природы |
|
|
|
|
|
|
Классическая музыка |
|
|
|
|
|
|
Поп-музыка |
|
|
|
|
|
|
Рок-музыка |
|
|
|
|
|
|
Результаты исследования заношу в таблицу
3. Определение остроты слуха у школьников 8-11 классы.
Оборудование: механические часы, линейка. Для определения остроты слуха к уху подношу механические часы с секундной стрелкой и линейку. Затем измеряю, на каком расстоянии от уха исследуемый слышит звук секундной стрелки.
Результаты исследования заношу в таблицу
Класс |
Количество |
Норма 10-15см |
10-5см |
5-0см |
Слышит одно ухо |
|
|
|
|
|
|
4. Влияние звуков на физиологическое состояние человека.
Для того, чтобы выяснить влияние звуков на физиологическое состояние человека в частности на артериальное давление и пульс провожу исследование. Сначала испытуемым измеряем пульс и артериальное давление в спокойном состояние. Затем школьники в течение 5 минут слушают музыку через наушники, на привычной для них громкости. Все результаты фиксируются. Составляется сводная таблица.
Ф.И ученика |
Класс |
Артериальное давление |
Пульс |
||
|
|
В спокойном состоянии |
После прослушивания громкой музыки |
В спокойном состоянии |
После прослушивания громкой музыки |
5. Влияния музыки на работоспособность учащихся.
Для проверки влияния музыки на работоспособность учащихся используется метод корректурной пробы. Учащимся выдаётся бланк «Корректурной пробы» и разъясняется суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Одновременно можно проследить за особенностью распределения внимания дополнительно попросив испытуемых после 10 знаков подчёркивать последующий . Учащиеся начинают работать по команде . Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква. Затем они надевают наушники и решают задания аналогичного характера, но под сопровождение громкой музыки и зачёркивают другие предложенные буквы. Необходимо подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание и подчёркивание. На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы. Сопоставление количества ошибок с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка и его работоспособности.
Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)
с х
а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с
н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с
н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х
е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к
в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в
и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е
а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с
н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в
н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к
с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к
н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к
с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к
е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а
и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в
и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е
в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е
и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х
н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х
е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е
н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к
е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х
к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с
н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и
в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в
и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а
и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в
х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в
е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х
а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в
х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в
с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н
а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е
в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х
н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с
н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к
х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и
с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и
6. Составление диаграмм.
Все результаты прорабатываются, сравниваются, фиксируются, заносятся в таблицы, составляются диаграммы.
7. Анализ полученных результатов и выводы.
На основе полученных данных необходимо сделать следующие выводы: влияет ли прослушивание музыки на плеерах, сотовых телефонах на физиологическое состояние школьников и на их работоспособность.
2.Основные результаты исследования
2.1 Анкетирование учащихся «Мой слух и музыка».
В школе среди старшеклассников учащихся 8-11 классов был проведен опрос. Всего было опрошено 15 человек, по следующим вопросам:
Результаты опроса среди старшеклассников:
- 65% -уверены, что у них отличный слух;
- 35% - испытывают шум в ушах после продолжительного прослушивания музыки;
- 88% - постоянно слушают музыку на высокой громкости;
- 80% - знают о пагубном влиянии громкой музыки;
- 54% - выполняют домашнее задание под музыку;
- 47% - слушают музыку разную;
- 72% - слушают музыку 2- 3 часа в день.
Диаграмма1-3(Приложение 6.) Диаграмма 4 (Приложение 7.)
Уровень шума до 95 дБ не вызывает опасений если подросток посещает дискотеки один раз в неделю. Однако, больше половины клубов включают музыку больше 100 дБ. Если при этом несколько часов в день слушать музыку через наушники сотовых телефонов, полученный вред суммируется.
2.2. Исследование «Влияние разных стилей музыки на человека».
Один из вопросов анкеты «Какую музыку вы любите слушать? (поп, рок, металл и т.д.)» заинтересовал меня, и я решил проверить действительно ли жанр музыки может повлиять на психику человека. Мною было проведено исследование. Исследование я провёл на себе
Тип музыки |
до |
Пульс |
до |
Давление |
до |
Эмоциональное состояние |
после |
после |
после |
||||
Звуки природы |
70 |
67 |
120/80 |
115/67 |
Возбуждённость, усталость, подавленность, раздражительность, нервозность. |
Спокойное, нормальное |
Классическая музыка |
70 |
74 |
110/70 |
100/65 |
Усталость, угнетенность, нормальное. |
Весёлость, возбуждённость |
Поп-музыка |
72 |
69 |
120/80 |
123/85 |
Раздражительность усталость, безразличие, грусть. |
Возбуждение, бодрость |
Рок-музыка |
72 |
69 |
120/75 |
130/80 |
Нормальное, усталое, подавленное. |
Возбуждение, бодрость которая сменилась грустью и усталостью, подавленность, бессонница. |
Проанализируем результат: как видно из таблицы звуки природы, классическая музыка нормализуют эмоциональное состояние. Современная музыка оказывает различное влияние на человека: легкая поп-музыка – возбуждает, бодрит, а вот рок-музыка может негативно сказаться на эмоциях.
2.3 Определение остроты слуха.
Чувствительность уха к звуковым раздражениям называют остротой слуха. У здоровых людей она может быть различна. Остроту слуха можно исследовать при помощи шепотной и громкой речи, а также особыми приборами – камертонами и аудиометрами.
За неимением приборов для определения остроты слуха использовали механические часы и линейку.
Класс |
Количество |
Норма 10-15см |
10-5см |
5-0см |
Слышит одно ухо |
8 |
5 |
1 |
3 |
1 |
- |
9 |
8 |
3 |
3 |
1 |
1 |
10 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
11 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Всего |
15 |
6 |
6 |
2 |
1 |
Диаграмма 5 (Приложение 7.)
Из этой таблицы можно сделать вывод, что прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости влияет на остроту слуха. У 53 % старшеклассников острота слуха ниже нормы. 7% плохо слышат на одно ухо. Постоянно слушая музыку через наушники, подросток начинает назаметно для себя глохнуть. Слух подростков притупляется. Сначала развивается тугоухость, а затем глухота. К сожалению, до сих пор ухудшение слуха ассоциируется с преклонным возрастом. Однако, проблема слуха с каждым годом все больше молодеет.
2.4. Влияние прослушивания музыки через наушники на физиологическое состояние школьников.
Длительный шум неблагоприятно влияет не только на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой системы, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники, может вызвать такие вредные последствия, как звон в ушах, головокружения, головную боль, усталость, беспокойство, раздражение. Чтобы проверить каким образом прослушивание музыки в наушниках влияет на физиологическое состояние организма, нами было проведено простое исследование. В нем приняли участие школьники 8-11 классов всего 15 человек. Сначала каждому участнику измеряли артериальное давление и пульс в спокойном состоянии, и после 5 минут прослушивания громкой музыки в наушниках.
В эту группу вошли учащиеся
№ п/п |
Класс |
Артериальное давление |
Пульс |
||
В спокойном состоянии |
После прослушивания громкой музыки |
В спокойном состоянии |
После прослушивания громкой музыки |
||
1. |
8 |
100/80 |
110/80 |
72 |
70 |
2. |
8 |
90/70 |
95/75 |
74 |
74 |
3. |
8 |
90/70 |
93/75 |
73 |
76 |
4. |
8 |
100/80 |
113/83 |
74 |
75 |
5. |
8 |
110/90 |
115/95 |
80 |
83 |
6. |
9 |
110/68 |
109/70 |
71 |
69 |
7. |
9 |
138/ 88 |
141/84 |
84 |
82 |
8. |
9 |
102/65 |
97/57 |
79 |
79 |
9. |
9 |
125/60 |
110/60 |
78 |
87 |
10. |
9 |
121/73 |
108/64 |
77 |
79 |
11. |
9 |
120/70 |
120/70 |
78 |
97 |
12. |
9 |
120/75 |
120/80 |
70 |
92 |
13. |
9 |
130/70 |
120/70 |
71 |
85 |
14. |
10 |
120/70 |
120/65 |
62 |
69 |
15. |
11 |
113/57 |
112/60 |
67 |
68 |
Исследование показало, что частота пульса поднялась у 67% участников эксперимента ( в среднем на 3-5 ударов в минуту), у 47 % поднялся уровень артериального давления (в среднем на 5-15 мм. рт. ст.) . Причем мы заметили, что в эту группу вошли учащиеся 9класса, в большей степени. Как оказалось, они слушают музыку реже и на меньшей громкости. Но зато слух у этих ребят оказался на много лучше чем у 10 и 11 класса. По этим результатам может показаться, что организм привыкает к музыке и не реагирует на нее. На самом деле это не так: восприимчивость к шумам примерно одинаковая, и давление не меняется только потому, что слух у них уже успел притупиться и организм реагирует на повышенный уровень звукового давления не так остро.
Также было выявлено: чем больше слух подвергается воздействию шума, тем сильнее изменяется состояние организма.
2.5. Влияние музыки на работоспособность, распределение внимания школьников.
Чтобы проверить каким образом действует шум на работоспособность и распределение внимания школьников, мною было проведено исследование такого характера. В нем приняли участие старшеклассники 8-11 классы. Учащимся выдаётся бланк «Корректурной пробы» и разъясняется суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. После 10 знаков последующий необходимо подчеркнуть. Задание нужно выполнить быстро и точно». Учащиеся начинают работать по команде . Через 2 минуты отмечается последняя рассмотренная буква. Затем они надевают наушники и решают задания аналогичного характера, но под сопровождение громкой музыки и зачёркивают другие предложенные буквы.
№ п/п |
Класс |
Количество обработанных знаков |
Количество допущенных ошибок |
||
|
|
В спокойном состоянии |
Во время прослушивания громкой музыки |
В спокойном состоянии |
Во время прослушивания громкой музыки |
1. |
8 |
350 |
340 |
4 |
8 |
2. |
8 |
346 |
315 |
3 |
5 |
3. |
8 |
380 |
376 |
5 |
5 |
4. |
8 |
315 |
300 |
6 |
10 |
5. |
8 |
225 |
219 |
5 |
9 |
6. |
9 |
290 |
250 |
8 |
12 |
7. |
9 |
341 |
341 |
6 |
9 |
8. |
9 |
408 |
408 |
4 |
6 |
9. |
9 |
388 |
400 |
5 |
6 |
10. |
9 |
415 |
390 |
2 |
4 |
11. |
9 |
406 |
410 |
3 |
5 |
12. |
9 |
426 |
423 |
1 |
3 |
13. |
9 |
322 |
320 |
2 |
2 |
14. |
10 |
430 |
435 |
3 |
3 |
15. |
11 |
398 |
394 |
6 |
8 |
Учащиеся 8-9 класса, как только надели наушники и включили музыку, сразу не смогли приступить к выполнению задания, так как музыка их отвлекала, некоторые подпевали. Учащиеся делали много ошибок на 51% больше чем без музыки. Количество обработанных знаков снизилось на 2,2 %. Некоторые не могли собраться и настроиться на работу, раздражались.
Кроме того, в результате эксперимента во время звучания громкой музыки возникли жалобы на головную боль(4 человека – это 27% испытуемых) и невозможность сосредоточиться.
По результатам этих опытов видно, громкая музыка и музыка в наушниках действительно негативно влияет на работоспособность и человека, отвлекая и рассеивая его внимание, мешая сосредоточиться.
3. Выводы.
Изучение литературных источников и материалов Интернета подтвердило существование проблемы нарушения слуха, вызванной прослушиванием громкой музыки и музыки в наушниках.
Современная музыка оказывает различное влияние на человека: легкая поп-музыка- возбуждает, бодрит, а вот рок-музыка может негативно сказаться на эмоциях.
Прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости влияет на остроту слуха, а так же на физиологическое состояние организма(повышение уровня артериального давления, пульса)
Громкая музыка и музыка в наушниках негативно влияет на работоспособность человека, отвлекая и рассеивая его внимание.
При прослушивании громкой музыки и музыки с помощью MP3 плееров и головных телефонов нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию еще увеличить громкость, при которой прослушивание станет рискованным.
В школе среди учащихся 5 -11 классов был проведен опрос. Всего было опрошено 42 учащихся, по следующим вопросам:
1. Что такое наушники и для чего они нужны?
2. В каких бытовых технических средствах вы используйте наушники?
3. Как часто вы используете наушники в своей жизни?
А. Ежедневно
Б. Еженедельно
В. Ежемесячно
4.Сколько времени, в среднем, в день вы проводите в наушниках?
5.Какие ощущения у вас возникают после того, как вы их снимаете?
6.Как вы думаете, наушники приносят вред или пользу? Объясните.
Приведем результаты, проведенного анкетирования:
1.Что такое наушники и для чего они нужны?
Наушники – это прибор для прослушивания музыки, с целью не беспокоить окружающих тебя людей.
Наушники – прибор для прослушивания звуковых файлов.
Наушники – портативное устройство, для преобразования цифрового сигнала в звуковой.
Наушники – гарнитура для МР3 плейера, телефона, компьютера.
2.В каких бытовых технических средствах вы используйте наушники?
Телефон – 42 учащихся, так же эти же учащиеся используют наушники для прослушивания музыки в плеере – 30 учащихся, и часть из них в компьютере при играх – 14 учащихся;
3.Как часто вы используете наушники в своей жизни? (приложение 8, диаграмма 6)
Таблица 2.
Частота использования наушников учащимися.
Ежедневно
|
Еженедельно |
Ежемесячно |
24 учащихся 57 % |
13 учащихся 31% |
5учащихся 12 % |
(диаграмма 6, приложение 8)
4. Время использования наушников:
Менее часа – 2 человека
1 час – 3 человека
2 часа – 8 человек
3 часа– 14 человек
4 часа – 6 человек
5 часов – 5 человека
Более 5 часов – 4 человека (приложение 9, диаграмма7)
5. Какие ощущения у вас возникают после того, как вы снимаете наушники?
Учащиеся дали, следующие ответы:
1. Удовольствие, успокоение – 20 человек
2. Приподнятое настроение – 10 человек
3. Притупление слуха и глухота– 5 человек
4. Боль и шум в ушах – 5 человек
5. Головная боль - 1 человек
6. Ничего – 1 человек
6.Как вы думаете, наушники приносят вред или пользу? Объясните.
Таблица 3
Вред и польза наушников.
Польза |
Вред |
И то и другое |
Ничего |
14 человек 33 % |
18человека 43 % |
9 человек 22 % |
1 человек 2% |
(диаграмма 8, приложение 9)
Анкетирование показало: наушники стали неотъемлемой частью повседневной жизни сегодняшней молодежи. С одной стороны это оснащение ими бытовых приборов, и технические средств, а с другой, с психологической точки зрения, это способ побыть подростку одному находясь, тем не менее, среди людей. 43% опрошенных знают о пагубном влиянии наушников на их организм, но в тоже время 77% всех опрошенных ежедневно в среднем от 1ч до 3ч проводят в этом чуде техники. Головные телефоны стремительно и на долго вошли в нашу жизнь. Вопрос, «Какие ощущения у вас возникают после того, как вы снимаете наушники?» показал, что после снятия их, многие испытывают боль в ушах, временную глухоту, притупление слуха. Я считаю, что наушники приносят больше вреда, чем пользы, поэтому их использование нужно свести к минимуму. Вот несколько советов, которые помогут это сделать:
• следует придерживаться "правила 60–60" – не слушать музыку в наушниках более чем на 60% громкости и более 60 минут;
• громкость нормальная, если вы можете слышать, что говорят окружающие;
• люди вокруг не должны слышать вашу музыку;
• если, общаясь с людьми, вы переходите на крик, значит, громкость слишком большая.
Заключение.
В результате этой работы мы приобрели практические навыки исследования здоровья своего организма и органа слуха. Показали ребятам на практических примерах, как прослушивание громкой музыки через наушники влияет на слух, работоспособность, физиологию организма. Надо сказать, что звук не всегда играет такую отрицательную роль. Надо только умело им пользоваться. Есть звуки и музыка, которые выполняют лечебное и благоприятное значение. Например, звуки моря, шум листвы, всплеск воды, пение птиц и т.д. успокаивают и снимают стрессы. Акустические травмы никогда не проходят бесследно. Вредоносный эффект от них может накапливаться и проявляться через длительное время совершенно неожиданно. В ходе данного исследования моя гипотеза подтвердилась, прослушивание громкой музыки в наушника и сами наушники оказывают негативное влияние на работоспособность и физиологическое состояние человека.
Необходимо проводить в школах и других учебных заведениях беседы о пагубном влиянии громких звуков и шумов, и в том числе и громкой музыки на слух. Разъяснять школьникам влияние шума на работоспособность, качество сна, физиологические особенности организма.
Ребятам хотелось бы дать несколько советов:
И все-таки хочется закончить на оптимистичной ноте. Все может быть и не так мрачно прослушивание той же музыки в наушниках обладает массой достоинств. Я призываю вас просто чувствовать меру и соблюдать осторожность, в целях сохранения вашего слуха и здоровья на долгие годы. УДАЧИ!
Список литературы
1. Гордиенко А.В.. Физические поля и безопасность жизнедеятельности. М; Профиздат, 2006г.
2. Белов С.В.. Безопасность жизни деятельности. Москва: Высшая школа 1999г
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
4. БСЭ М: «Издательство» БСЭ» 1956г. ТОМ 3 стр.376-377.
5. Исаев Л.К. «Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов». М. ПАИМАС 1997г.
6. .Криксунов Е.А.. Экология. Москва: Издательский дом «Дрофа» 1997г.
7. Кузнецов А.Н. Биофизика электромагнитных воздействий. – М. Энергоатомиздат.
8. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.
9. Новиков Ю.В.. Природа и человек. Москва: Просвещение, 1991г.
10. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю. Физиологические основы здоровья: Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2007
Приложение1
Рис.1 Строение уха.
Громкая музыка
Шум мотора реактивного
самолета (25 м)
Дробильная машина Автомобильная сирена
машина
Пресс
Метро Уровень шума вредный для слуха
Товарный поезд(33 м)
Будильник
Пылесос(3 м)
Автомобильное
движение на автостраде
Небольшое
уличное движение Разговор
Шуршание
листьев
Рис. 2 Диаграмма слышимости.
Приложение 2
Рис. 1. Головной телефон Белла в разрезе
|
Рис. 2. Головной телефон Попова |
Рис. 3. Электромагнитный преобразователь |
|
Рис. 4. Устройство динамического наушника
Приложение 3
Рис. 1 Вставные наушники Рис. 2 Внутриканальные наушники
Рис. 3 Накладные наушники Рис.4 Мониторные наушники
Приложение 4
Рис. 1 Проводные наушники Рис. 2 Беспроводные наушники
Приложение 5
Рис.1 Открытые наушники Рис.2 Полуоткрытые наушники
Рис.3 Закрытые наушники
Приложение 6.
Диаграмма1.
Диаграмма2
.
Диаграмма 3.
Приложение 7
Диаграмма 4.
Диаграмма 5.
Приложение 8
Диаграмма 6.
Диаграмма 7.
Приложение 9
Диаграмма 8
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.