Исследовательская работа ученика 10 класса МБОУ "Сивинская СОШ" Чернышева Станислава "Влияние физических нагрузок на функциональное состояние моего организма".
Оценка 5

Исследовательская работа ученика 10 класса МБОУ "Сивинская СОШ" Чернышева Станислава "Влияние физических нагрузок на функциональное состояние моего организма".

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
биология
8 кл—11 кл
13.06.2024
Исследовательская работа ученика 10 класса МБОУ "Сивинская СОШ" Чернышева Станислава "Влияние физических нагрузок на функциональное состояние моего организма".
Исследовательская работа Чернышев Станислав 10 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сивинская средняя общеобразовательная школа»

Школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ учащихся

Естествознание

 

Исследовательская работа

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние моего организма.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ученик 10 класса

МБОУ «Сивинская СОШ»

Чернышев Станислав Олегович

Научный руководитель:

Учитель биологии  МБОУ «Сивинская СОШ»

Коняева Мария Борисовна

 

Сива  2024

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава  1. Организм и физические нагрузки

1.1.Особенности физического и физиологического развития подростков

 и их адаптация к физическим нагрузкам………………………………………..5

1.2.Действие физических нагрузок на сердечнососудистую систему школьников………………………………………………………………………..9

1.3. Действие физических нагрузок на систему дыхания обучающихся.........10

Глава 2. Функциональные пробы сердечнососудистой и дыхательной системы

2.1. Что такое функциональная проба………………………………………….13

2.2. Классификация  функциональных проб…………………………………...13

Глава 3 Практические исследования.

3.1. Влияние дозированной нагрузки на состояние

сердечнососудистой системы.  (Проба Летунова С.П.)……………………….18

3.2. Функциональная проба с максимальной задержкой

дыхания до и после нагрузки…………………………………………………...19

3.3. Определение жизненной емкости легких

до и после нагрузки (проба Шафранского)…………………………………….20

3.4.Определение экскурсии грудной клетки…………………………………...21

Выводы………………………………………………………………………… ..22

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература …………………………………………………………………… ...24

Приложения……………………………………………………………………...25

 

 

 

2

 

ВВЕДЕНИЕ

Для соразмерности красоты и здоровья

требуется не только образование

в области наук и искусства,

но и занятия всю жизнь

физическими упражнениями.

 Платон.

                       В настоящее время обучение в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, компьютера или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Большие умственные и статические нагрузки в школе, отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

Как же сохранить своё здоровье и  добиться высокой работоспособности?

Проблема: Важнейшими факторами сохранения и укрепления здоровья являются регулярные физические нагрузки на организм. Но насколько эффективны физические нагрузки для моего функционального состояния, мне неизвестно.

3

Целью работы является изучение влияния физических нагрузок на показатели сердечнососудистой и дыхательной систем.

Гипотеза: физические нагрузки оказывают положительное влияние на состояние сердечнососудистой и дыхательной системы организма.

Объект исследования: организм человека.

Предмет исследования: показатели сердечнососудистой и дыхательной систем моего организма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить в литературных источниках информацию об особенностях развития подростков и их адаптациях к физическим нагрузкам.

2. Изучить материал о функциональных пробах и их видах для оценки функционального состояния организма.

3. Исследовать изменения показателей системы дыхания моего организма.

4.Определить влияние физических нагрузок на показатели  моей сердечнососудистой системы.

5.Проанализировать  и сравнить полученные результаты, сделать выводы.

Методы:

1. анализ литературных источников,

 2. наблюдение,

 3. эксперимент,

 4. анализ и сравнение полученных результатов.

 

 

 

 

4

Глава 1 Организм и физические нагрузки

1.1.Особенности физического и физиологического развития подростков

 и их адаптация к физическим нагрузкам.

         Организм ребенка находится в состоянии непрерывного процесса развития – онтогенеза. Степень происходящих в организме изменений в течение жизни человека неодинакова. Наиболее интенсивен процесс развития в детские и юношеские годы, к зрелому возрасту, он замедляется [1]. Процесс роста и формирования организма заканчивается в юношеском возрасте, все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого человека. К 17-18 годам прекращается рост, завершается окостенение костей стопы и кисти, формируется  мышечное волокно. При увеличении мышечной силы, мышечная ткань нарастает и увеличивается, система энергообеспечения мышечной деятельности становится более совершенной. К 18 годам полностью заканчивается формирование сердечнососудистой системы. Дыхание уряжается к 18 годам и составляет 16-18 дыханий в минуту. К 17 годам жизненная емкость легких достигает величин взрослого человека. Перестройки различных функций организма вызываются физическими нагрузками и зависят от характера двигательной активности, уровня здоровья и тренированности. О влиянии физических нагрузок можно судить только на основе всестороннего учета совокупности реакций целостного организма, включая реакцию со стороны сердечнососудистой  системы, дыхательной системы, обмена веществ и др. От индивидуальных особенностей подростка и уровня его тренированности зависит уровень проявлений изменений функций организма в ответ на физическую нагрузку. Процесс адаптации к физическим нагрузкам лежит в основе развития тренированности [1].

 

5

         Адаптация - совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособлений организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.  Главными физиологическими факторами, определяющими степень адаптации к физическим нагрузкам, являются показатели состояния кровеносной и дыхательной систем, обеспечивающих транспорт кислорода.

       Первым увеличивается размер самого сердца. Также значительных изменений претерпевают кровеносные сосуды, снижается тонус их стенок и пропорционально увеличивается эластичность. У тренированных людей масса сердца составляет в среднем 500 г, а у нетренированных – 300. Объем сердца у спортсменов больше на 30%, чем у людей, не занимающихся спортом. Сердце у подростков чрезвычайно легко поддается тренировке. Увеличение объема сердца, особенно его левого желудочка, сопровождается повышением его сократительной способности. [2]. Физическая нагрузка способствует изменению деятельности не только сердца, но и кровеносных сосудов. При физических нагрузках почти полностью раскрывается микроскопическая капиллярная сеть, которая в покое задействована всего на 30-40%. Все это позволяет существенно ускорить кровоток и, следовательно, увеличить поступление питательных веществ и кислорода во все клетки и ткани организма. Работа сердца характеризуется непрерывной сменой сокращений и расслаблений его мышечных волокон. Сокращение сердца называется систолой, расслабление – диастолой. Количество сокращений сердца за одну минуту – частота сердечных сокращений (ЧСС). Урежение ЧСС в результате систематических занятий физическими упражнениями называется брадикардией. Брадикардия препятствует «изнашиванию» миокарда и имеет важное оздоровительное значение.

 

6

         Мышечная деятельность вызывает учащение сердцебиения. Увеличение ЧСС имеет прямо пропорциональную зависимость от мощности мышечной работы. Чем больше мощность работы, тем выше показатели ЧСС. При одинаковой мощности мышечной работы ЧСС у менее подготовленных лиц значительно выше. При каждом сокращении сердца кровь выбрасывается в артерии под большим давлением. В результате сопротивления кровеносных сосудов ее передвижение в них создается давлением, называемое кровяным давлением. Наибольшее давление в артериях называют систолическим,  или максимальным,  наименьшее − диастолическим, или минимальным. В состоянии покоя у подростков 15-16 лет систолическое давление составляет 100-130 мм рт. ст., диастолическое − 60-80 мм рт. ст. По данным Всемирной организации здравоохранения, артериальное давление до 120/80 мм рт. ст. является нормотоническим, выше этих величин – гипертоническим, а ниже 100-60 мм рт. ст. − гипотоническим. [3]. В процессе выполнения физических упражнений, а также после окончания тренировки артериальное давление обычно повышается. Степень его повышения зависит от мощности выполненной физической нагрузки и уровня тренированности человека. Диастолическое давление изменяется меньше, чем систолическое.

       Изменения показателей дыхательной системы при выполнении мышечной деятельности оцениваются по частоте дыхания, жизненной емкости легких, потреблению кислорода. Частота дыхания – количество дыхательных движений в одну минуту. Средняя частота дыхания у здоровых подростков 15-16 лет – 16-18 в минуту, у спортсменов – 8-12. При физической нагрузке частота дыхания увеличивается в среднем в 2-4 раза и составляет 40-60 дыхательных циклов в минуту. С учащением дыхания  уменьшается его глубина. Глубина дыхания – это объем воздуха спокойного

 

7

вдоха или выдоха при одном дыхательном цикле. Глубина дыхания зависит от уровня развития дыхательных мышц, функционального состояния и степени тренированности человека.

         Важным показателем, характеризующим систему дыхания, является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ – наибольший объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. У девушек 15-16 лет ЖЕЛ составляет в среднем 2,5-4 л, у юношей этого же возраста – 3,5-5 л.

         Не менее важными показателями дыхательной системы являются обхват грудной клетки и ее экскурсия (расширение). Обхват грудной клетки соответствует половине роста человека. Показатели считаются хорошими, если фактический обхват грудной клетки превышает эту величину.

Экскурсия грудной клетки --- это разница величины обхвата грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Если экскурсия грудной клетки равна 4 см и менее, результат расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более – высоким. При тренировках (бег, лыжные походы) экскурсия грудной клетки возрастает. Большая экскурсия — это хорошие легкие, а хорошие легкие — это силовая выносливость.

 

 

 

 

 

 

 

8

1.2. Действие физических нагрузок на сердечнососудистую систему школьников.

При мышечной работе увеличивается количество циркулирующей крови. Большее количество крови направляется к интенсивно работающим органам: скелетным мышцам, сердцу, легким, происходит ее перераспределение в организме. У подростка возрастает потребность организма в кислороде, происходят изменения в составе крови для удовлетворения этих потребностей. Повышается кислородная емкость крови по причине увеличения количества эритроцитов и гемоглобина, происходит увеличение количества кислорода, переносимого в 100 мл крови.

        Двигательная деятельность оказывает существенное влияние на развитие и состояние всей системы кровообращения. В первую очередь изменяется само сердце: увеличиваются масса сердечной мышцы и размеры сердца. Сердце у подростков очень легко поддается тренировке и как ни один другой орган нуждается в ней. Активная физическая тренировка способствует гипертрофии сердечной мышцы и увеличению полостей сердца. Увеличение объема сердца, особенно его левого желудочка, сопровождается повышением его сократительной способности, увеличением систолического и минутного объемов. Тяжёлая физическая нагрузка будет переноситься сердцем с меньшим функциональным напряжением.

Тренированное сердце работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов (последовательного расщепления глюкозы в клетках, сопровождающийся синтезом АТФ): энергетические продукты расходуются более экономично. Восстановительные процессы отличаются высокой скоростью.

 

9

ЧСС в покое зависит от возраста и направленности спортивных тренировок. Нормативные параметры ЧСС в зависимости от возраста и направленности

спортивных тренировок представлены в виде таблицы:

Возраст, годы

Нетренированные

Скоростно – силовые виды

Виды спорта на выносливость

15 лет

72,1

71,3

65,4

16 лет

70,4

65,8

61,2

          

         Физическая нагрузка способствует изменению деятельности не только сердца, но и кровеносных сосудов. Активная двигательная деятельность вызывает расширение кровеносных сосудов, снижение тонуса их стенок, повышение их эластичности. При физических нагрузках почти полностью раскрывается микроскопическая капиллярная сеть, которая в покое задействована всего на 30-40%. Все это позволяет существенно ускорить кровоток и, следовательно, увеличить поступление питательных веществ и кислорода во все клетки и ткани организма [7].

 

 

 

 

 

 

 

10

1.3. Действие физических нагрузок на систему дыхания обучающихся.

          Мышечная работа вызывает многократное увеличение объема легочной вентиляции. Учащение дыхания у нетренированных подростков вызывает повышенный объем вентиляции, а у спортсменов при высокой частоте дыхания растет и глубина дыхания.   Физические упражнения активизируют функцию дыхания и увеличивают поступление кислорода в организм. Под влиянием физических упражнений увеличивается количество воздуха, вентилируемого легкими. Дыхательные мышцы становятся более развитыми, и в значительной мере обусловливают  качество вдоха. Увеличивается экскурсия грудной клетки, которая определяется разностью ее окружности на полном вдохе и полном выдохе [6].

            Мышечная активность в результате физических нагрузок увеличивает потребность организма подростка в кислороде и заставляет в усиленном режиме работать легкие. Благодаря усилению работы, происходит увеличение объема данного органа. Это приводит к большей пропускной способности легких по отношению к кислороду. При недостатке снабжения кислородом клеток происходит их гибель, и, напротив, при высокой способности организма усваивать кислород наблюдается высокая физическая выносливость человека.

            Тренированный аппарат внешнего дыхания − это первый этап на пути к улучшению здоровья [2].Система внешнего дыхания более экономично работает у тренированного человека. Так, частота дыхания с 15-18 вдохов в минуту снижается до 8-12, при этом несколько возрастает его глубина. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода [5].

           При мышечной активности для решения энергетических задач подключаются ранее не используемые резервные легочные альвеолы, они начинают активно работать. Усиливается кровообращение во всех тканях,

11

 включаемых в работу, повышается аэрация (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их. [5].

          При недостатке кислорода происходит развитие повышенной утомляемости, происходит падение работоспособности, снижается сопротивляемость организма и растет риск заболеваний [5]. Не менее важным является выработка устойчивости организма к гипоксии –кислородному голоданию тканей. Этого можно добиться также тренировками организма. Известно, что профилактикой гипоксии являются физические тренировки. Это очень важно, потому что возникающие при этом неблагоприятные изменения, вначале являются обратимыми, затем ведут к заболеваниям. Самым уязвимым органом, страдающим от кислородного голодания, является головной мозг. Длительное воздействие гипоксии часто приводит к необратимым изменениям в сердце, печени, ускоренному развитию атеросклероза, раннему старению [6].

             Отличным тренировочным эффектом является продолжительное пребывание в горах на высотах 1500-2500 м, где содержание кислорода в атмосферном воздухе снижено. Упражнения с волевой задержкой дыхания являются одним из способов профилактики гипоксии. [9].

            Исследованиями под руководством Л.Е. Любомирского (1989), школьников разных возрастных групп (7-10 классы) при обычном занятии физической культурой  (2 часа в неделю) и дополнительном введении одного внеурочного часа установлено, что у лиц экспериментальной группы были лучшие показатели гемодинамики, внешнего дыхания, энергообеспечения и выше уровень физической работоспособности. [2]. Регулярные и нормированные занятия физическими упражнениями совершенствуют реакции терморегуляции и закаливания организма, обеспечивают его устойчивость к простудным заболеваниям. Формируются функциональные структуры двигательного анализатора и развиваются резервные возможности

12

организма.

           Формирование здоровья является управляемым процессом. В связи с этим, необходимо каждому индивидууму, в зависимости от возраста, пола, исходного состояния здоровья и физической работоспособности, систематически использовать оптимальные по продолжительности средства для физического развития [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Глава 2. Функциональные пробы сердечнососудистой и дыхательной системы.

2.1.  Что такое функциональная проба.

           Функциональная проба – это реакция организма  на дозированную нагрузку, позволяющая объективно оценить  функциональное состояние систем организма. С помощью функциональных проб можно оценить  физическую подготовленность к занятиям физической культурой и спортом,  приспособляемость к данной нагрузке, физическую работоспособность и выявить изменения со стороны сердечно – сосудистой и других систем и процессов адаптации к нагрузке. Функциональные пробы очень важны и используются  для оценки состояния здоровья человека. [10]

2.2. Классификация функциональных проб:

           Физические упражнения предъявляют большие требования к деятельности всех систем в организме. Из всех органов наибольшее значение имеет сердечнососудистая система. По состоянию реакции сердечнососудистой системы можно в значительной степени судить об общей реактивности организма и его тренированности. Под влиянием длительной и систематической тренировки заметные изменения происходят в функциональном состоянии сердечнососудистой системы. Своеобразные, неповторимые  изменения касаются пульса, дыхания, артериального давления.

1.Функциональные пробы ССС с дозированной физической нагрузкой.

Эти пробы позволяют получить объективные данные о функциональном состоянии сердечнососудистой системы. Они характеризуют восстановительные процессы, что дает информацию для оценки функциональной готовности спортсмена. Динамические исследования с использованием проб позволяют наблюдать за тренированностью, а также

 

14

изучать характер адаптации ССС к меняющимся условиям среды.                 Функциональные пробы с дозированной нагрузкой подразделяются на одномоментные, двухмоментные и трехмоментные.

К одномоментным пробам относятся: проба Мартинэ – Кушелевского,  проба Котова – Дешина, проба Руфье, Гарвардский степ – тест. Одномоментные пробы обычно применяют при массовых исследованиях лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Выбор нагрузки обусловлен степенью подготовленности испытуемого.

Двухмоментные функциональные пробы состоят из двух нагрузок и выполняются с небольшим интервалом отдыха. Например, 15 секундный бег в максимальном темпе дважды с интервалом отдыха в 3 минуты, применяемый для спринтеров, боксеров.

Трехмоментная комбинированная проба С.П.Летунова позволяет разносторонне исследовать функциональную способность сердечнососудистой системы у спортсменов.

В 1937 году С.П. Летунов ввел в практику спортивной медицины трехмоментную комбинированную пробу для изучения адаптации организма спортсмена к скоростной работе и к работе на выносливость. Благодаря своей простоте и информативности проба широко использовалась в спортивной практике.

Она  включает разнообразную нагрузку на мышечный аппарат, предусматривающую испытание скоростных качеств и выносливости человека. Она состоит из 20 приседаний за 30 секунд (разминка), за которыми следует 15-секундный бег на месте в максимальном темпе и бег в течение 3 мин в темпе 180 шагов/мин (выносливость). Оценивается проба по показателям пульса и артериального давления. Данные пробы позволяют определить физическую работоспособность, компенсаторные возможности организма.

 

15

Известно 5 типов реакции на физическую нагрузку:

1.Нормотонический тип – характерен для тренированных людей. После первой нагрузки ЧСС достигает 100 уд/мин, после второй -125 ,после третьей -140. Все три вида нагрузки вызывают повышение СД и ведут к понижению ДД. После первой нагрузки СД обычно возрастает до 140-150 мм рт. ст., после второй и третьей – 50-60 мм рт.ст. В результате увеличивается ПД, что свидетельствует об усилении работы сердца.

Восстановление завершается после первой нагрузки: к концу первой минуты – началу второй, после второй: к концу второй – началу третьей, а после третьей: к концу третьей минуты - началу четвёртой. Считается идеальной реакцией на пробу.

2) Гипертонический тип – характеризуется значительным учащением пульса, повышением СД до 200 мм рт. ст., повышением ДД, затянутым восстановительным периодом. Данный тип реакции свидетельствует либо о переутомлении, или плохой приспособленности сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам.

3) Гипотонический тип – характеризуется небольшим повышением СД и одновременно выраженным учащением ЧСС в ответ на вторую и третью нагрузки до 170 – 190 уд/минДД либо не меняется, либо повышается. Восстановление ЧСС и АД замедленно. Такой тип наблюдается у нетренированных, а также при сердечной недостаточности.

4) Диастонический тип – характеризуется, главным образом, снижением ДД, которое после второй и третьей нагрузки становится равным нулю (феномен бесконечного тона). СД в этом случае значительно повышается (до 180-200 мм рт.ст). Такой тип реакции может рассматриваться как вариант нормы.

5) Ступенчатая реакция – характеризуется тем, что СД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, повышается на 2-3-й минутах по сравнению с 1-й минутой восстановления. Чаще всего такой тип ответа

 

16

 наблюдается после бега и многими расценивается как инертность регуляторных процессов в организме при явлениях перетренированности и перенапряжения, после инфекционного заболевания.  [8].

2. Гипоксические пробы исследования функции внешнего дыхания.

            К наиболее простым гипоксическим пробам относятся пробы Штанге и Генчи. Они позволяют оценить адаптацию человека к гипоксии, т.е. дают некоторое представление о способности организма противостоять недостатку кислорода. Лица, имеющие высокие показатели гипоксических проб, лучше переносят физические нагрузки.

а) Проба Штанге: измеряется максимальное время задержки дыхания после максимального вдоха.

Методика проведения: исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Регистрируют время задержки дыхания. Оценка пробы: средние величины пробы Штанге для спортсменов – 65-75 сек и более. Для детей (по данным Язловецкого В.С., 1991г.) 7-11 лет – 30-35 сек, 12-15 лет – 40-45 сек, 16-17 лет – 45-50 сек.

С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки дыхания нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается  как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.

Проба Штанге с физической нагрузкой.

Методика проведения: после выполнения пробы Штанге в покое выполняется нагрузка – 20 приседаний за 30сек. После окончания физической нагрузки тотчас же проводится повторная проба Штанге. Время задержки дыхания  повторной пробы сокращается в 1,5 – 2 раза.

 

 

17

б) Проба Генчи: регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха.

Методика проведения: исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.

Оценка пробы: в норме у здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-40сек (на 40-50% меньше показателей пробы Штанге). Спортсмены способны задержать дыхание на 40 -60 сек и более. По величине показателя пробы Генчи можно судить об уровне обменных процессов, степени адаптации дыхательного центра к гипоксии.

в) Проба Шафранского

Проба Шафранского – определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) до и после физической нагрузки (в виде 3-х мин бега на месте в темпе 180 шагов в мин).  ЖЕЛ измеряется до и сразу после бега, а затем через 1, 2 и 3 мин. в восстановительном периоде.  ЖЕЛ у хорошо тренированных спортсменов обычно изменяется мало, но после больших физических напряжений уменьшается более чем на 300мл.  [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Глава 3. Практические исследования.

3.1.Исследование 1. Влияние дозированной нагрузки на состояние

сердечнососудистой системы.  (Проба Летунова С.П.)

        Для выполнения практических исследований использовали оборудование: секундомер, тонометр, спирометр, мерная лента.

Проба  включает разнообразную нагрузку на мышечный аппарат, предусматривающую испытание скоростных качеств и выносливости человека. Она состоит из 20 приседаний за 30 секунд, за которыми следует 15-секундный бег на месте в течение 3 мин в темпе 180 шагов/мин (выносливость). Оценивается проба по показателям пульса и артериального давления.

Первая проба была выполнена 27 января, вторая - 27 февраля. В течение данного периода систематически проводились интенсивные тренировки.

Этапы исследования:

Измерили ЧЧС и АД в покое.

Последовательно выполнили 3 компонента пробы.

а)1-й компонент: подсчет пульса и измерение кровяного давления в исходном состоянии; приседания в течение 30 с;  подсчет пульса на 1-, 2-, 3-й минутах, измерение артериального давления на 1-й и 3-й минутах;

б) 2-й компонент. Измерили ЧСС и АД до нагрузки. Затем выполнил 15-секундный бег в максимальном темпе с высоким поднятием бедра. По окончании нагрузки в процессе восстановления ежеминутно определяется ЧСС и АД по той же схеме до восстановления показателей

в) 3-й компонент. Измерили ЧСС и АД. Затем выполнил 3-минутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин. Во время восстановления ежеминутно регистрировали ЧСС и АД.

3.Результаты измерений занесли в таблицы 1,2. ( Приложение 1).

4.Определили тип реакции на физическую нагрузку.

 

19

Вывод.

1.По показателям первой  пробы я выяснил, что после первой нагрузки ЧСС увеличилась на 2 удара в минуту, после второй – на 3 удара в минуту, после третьей – на 6 ударов в минуту. Вторая и третья  нагрузки показали небольшое повышение СД и ДД. ПД изменяется незначительно. Восстановление завершается после первой нагрузки: к концу второй минуты, после второй нагрузки – к концу первой минуты и после третьей нагрузки – к концу третьей минуты.

По данным показателям можно судить  о нормотоническом типе реакции, который отражает хорошую приспособляемость моего организма к физической нагрузке.

2.Результаты второй пробы по всем показателям немного улучшились: ЧСС увеличилась после второй и третьей нагрузки соответственно на 1 удар в минуту. СД  повысилось незначительно после второй и третьей нагрузки. ДД почти осталось без изменений. ПД выше, чем в первой пробе. Восстановление после нагрузок происходит быстрее. Все это свидетельствует о положительном влиянии физических нагрузок, т.к. при таких показателях сердце работает более экономно и меньше изнашивается сердечная мышца.

3.2.Исследование 2. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Для исследования использовали пробу Штанге в состоянии покоя: измеряли максимальное время задержки дыхания после максимального вдоха. Регистрировали время задержки дыхания. 

Проба Штанге с физической нагрузкой.

 После выполнения пробы Штанге в покое, выполнил 20 приседаний за 30 сек. После окончания физической нагрузки тотчас же проводится повторная проба Штанге. После 2 минут отдыха повторили первую пробу.  Сравнили свои показатели с нормативами, приведенными в таблице 3.

20

Таблица 3.

Категория

                       Задержка дыхания (с)

В покое

После 20 приседаний

После отдыха

Здоровые тренированные

46-60

Более 50%от первой фазы

Более 100% от первой фазы

Здоровые нетренированные

36-45

30-50% от первой фазы

70-100% от первой фазы

С отклонениями в здоровье

20-35

30% и менее от первой фазы

Менее 70% от первой фазы

Вывод:

1. В состоянии покоя задержка дыхания соответствует норме – 59 секунд.

2. После нагрузки задержка дыхания составила 20 секунд.

3. После нагрузки дыхание восстановилось более 100% от первой пробы и соответствует 60 секундам.

4.При повторном обследовании результаты улучшились: соответственно 61 секунда, 30 секунд и 60 секунд.

5.По всем показателям я отношусь к категории здоровых тренированных.

3.3. Исследование 3. Определение жизненной емкости легких до и после нагрузки (проба Шафранского)

Жизненную емкость легких измеряли с помощью прибора спирометра. Измерения производили до и после физической нагрузки (в виде 3-х мин бега на месте в темпе 180 шагов в мин).  ЖЕЛ измеряли до и сразу после бега, а затем через 1, 2 и 3 мин. в восстановительном периоде.

Вывод: 1 проба: ЖЕЛ до нагрузки- 4,8л, после нагрузки 4,5л, через 1 мин- 4,6л, через 2 мин – 4,8л, через 3 мин- 4,8л.

2 проба: Жизненная емкость легких до нагрузки составляет 4,9литра, после нагрузки -4,5, через 1 минуту -4,6, через 2 минуты -4,9, через 3 минуты – 4,9. ЖЕЛ у хорошо тренированных спортсменов обычно изменяется мало, но

 

21

после больших физических напряжений уменьшается более чем на 300мл.  [10].

3.4. Исследование 4. Определение экскурсии грудной клетки.

Для определения экскурсии  измерили обхват грудной клетки при максимальном вдохе, затем максимальном выдохе и нашли разницу между двумя величинами.

Вывод:

1.Обхват грудной клетки составляет 100 см, является хорошим показателем, т.к. составляет больше половины моего роста.

2. Обхват грудной клетки при максимальном вдохе - 107 см.

3. Обхват грудной клетки при максимальном выдохе - 97 см.

4. Экскурсия грудной клетки равна 10 см, результат высокий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Вывод

            

 В результате проведенных исследований мы выяснили:

1.Показатели функциональной пробы моей сердечнососудистой системы в норме, что отражает хорошую адаптацию  организма к физической нагрузке.

2.После систематических физических тренировок показатели функциональной сердечнососудистой пробы  улучшились: ЧСС увеличилась незначительно, по сравнению с первой пробой. СД повысилось незначительно после второй и третьей нагрузки. ДД почти осталось без изменений. ПД выше, чем в первой пробе.  Восстановление после нагрузок происходит быстрее. Все это свидетельствует о положительном влиянии физических нагрузок, т.к. при таких показателях сердце работает более экономно и меньше изнашивается сердечная мышца.

3. Функциональная проба дыхательной системы  после регулярных тренировок также имеет положительную динамику: увеличилось время задержки дыхания до и после нагрузки, жизненная емкость легких почти осталась без изменений, высокий результат имеет экскурсия грудной клетки. Следовательно, увеличение этих показателей при повторном обследовании моего организма свидетельствует о способности  противостоять недостатку кислорода и лучше переносить физические нагрузки.

 

 

 

 

 

 

 

23

Заключение.

 

          Систематические физические тренировки хорошо сказываются на работе практически всех органов, а также систем организма человека. Однако самым важным действием считается влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы. По состоянию их  реакции  можно в значительной степени судить об общей реактивности организма и его тренированности.

Результат проведенных  исследований показывает большое значение регулярных занятий физкультурой и спортом на физическое развитие моего организма и его функциональные возможности.

Работая над темой, мы убедились в том, что наша гипотеза: «Физические нагрузки оказывают положительное влияние на состояние сердечнососудистой и дыхательной системы организма, полностью подтвердилась.

Посредством теоретического изучения данной темы и ее практического подтверждения, была достигнута цель исследования: изучение влияния физических нагрузок на показатели сердечнососудистой и дыхательной систем.

Работая над темой «Влияние физических нагрузок на сердечнососудистую и дыхательную систему моего организма», я расширил свой кругозор в области биологии и спортивной медицины, поделился знаниями о необходимости физических нагрузок на организм для сохранения и укрепления здоровья с родственниками и одноклассниками.

Работа может использоваться в качестве практического материала на уроках биологии и физической культуры, на классных часах познавательного  и практического характера.

 

24

Литература

1. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология / под ред. Антоновой Н.А. – М.: Высшее образование, 2008.

2. Баранов А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / сост. А.А. Баранов, Л.A. Щеплягина // Российский педиатрический журнал, 2000. – № 5.

3. Баранов В.С. Внешняя Среда и развивающийся организм / сост. В.С. Баранов [и др.]. – М., 1977.

4.Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия. Физиология / под ред. М.: Оникс, 2012.

5. Куприянов С.В. Метод регистрации внешнего дыхания / сост. С.В. Куприянов / Сборник научных трудов Чувашский государственный университет. – Чебоксары, 2005.

6. Лучанинова В.Н. Функциональные особенности сердечнососудистой и дыхательной систем, их вегетативной регуляции у здоровых юношей 15–20 лет / под ред. В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, Э.В. Лучанинов / Подросток, проблемы роста и развития: Материалы V региональной конференции (г. Владивосток, 1 октября 2007 г.). – Владивосток, 2007.

7.Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. - М.: Советский спорт, 2008.

8.Методика определения и оценка функционального состояния

сердечнососудистой системы под редакцией Духовой Г.А., Москва, 2014.

9. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. учебное пособие для студентов пед вузов. 3-е издание – М: изд. Центр «Академия», 2004.

10.https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-po-kursu-osnovi-vrachebnogo-kontrolya-sportivnaya-medicina.

 

25

                                                                                                 Приложение 1.

Таблица 1. Показатели  1 пробы на сердечно – сосудистую систему.

                   (27 января 2024года)

 

Время

(сек)

1-я часть

(20 приседаний

за 30сек.)

2-я часть

(бег 15 сек в максимальном темпе)

3-я часть

(бег 3 минуты в темпе

180  шаг/мин)

 

До

теста

минуты

До

теста

минуты

До

теста

минуты

 

   1

2

3

1

2

3

1

2

3

Артериальное давление, мм. рт. ст.

СД/ДД

 

 

ЧСС

 

ПД

129/

70

 

60

 

59

131/

70

 

62

 

61

 127/

  70

 

60

 

57

130/

71

 

61

 

59

122/

70

 

59

 

52

 133/70

 

62

 

63

 131/ 68

 

59

 

63

 136/

 74

 

58

 

62

122/

70

 

60

 

52

 134/

71

 

66

 

63

124/

72

 

63

 

52

118/

66

 

60

 

52

 

Таблица 2. Показатели 2 пробы на сердечно – сосудистую систему

                  ( 27 февраля 2024 года)

Время

(сек)

1-я часть

(20 приседаний

за 30сек.)

2-я часть

(бег 15 сек в максимальном темпе)

3-я часть

(бег 3 минуты в темпе

180  шаг/мин)

 

До

теста

минуты

До

теста

минуты

До

теста

минуты

 

   1

2

3

1

2

3

1

2

3

Артериальное давление, мм. рт. ст.

СД/ДД

 

 

ЧСС

 

ПД

124/

68

 

63

 

56

130/

68 

 

63

 

62

 /124

  67

 

60

 

57

120/

64

 

62

 

56

126/

68

 

61

 

58

 137/69

 

62

 

68

 136/66

 

63

 

70

 129/

 63

 

61 

 

66

124/

66

 

64

 

58

 134/

71

 

65

 

63

131/

64

 

60

 

67

125

63

 

60

 

62

 

 

26

                                                         Диаграмма 1                     Приложение 2

Определение жизненной емкости легких до и после нагрузки

(проба Шафранского)

Диаграмма 2

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.


27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сивинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сивинская средняя общеобразовательная школа»

Оглавление Введение…………………………………………………………………………

Оглавление Введение…………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями

ВВЕДЕНИЕ Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями

Целью работы является изучение влияния физических нагрузок на показатели сердечнососудистой и дыхательной систем

Целью работы является изучение влияния физических нагрузок на показатели сердечнососудистой и дыхательной систем

Глава 1 Организм и физические нагрузки 1

Глава 1 Организм и физические нагрузки 1

Адаптация - совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособлений организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза

Адаптация - совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособлений организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза

Мышечная деятельность вызывает учащение сердцебиения

Мышечная деятельность вызывает учащение сердцебиения

Глубина дыхания зависит от уровня развития дыхательных мышц, функционального состояния и степени тренированности человека

Глубина дыхания зависит от уровня развития дыхательных мышц, функционального состояния и степени тренированности человека

Действие физических нагрузок на сердечнососудистую систему школьников

Действие физических нагрузок на сердечнососудистую систему школьников

ЧСС в покое зависит от возраста и направленности спортивных тренировок

ЧСС в покое зависит от возраста и направленности спортивных тренировок

Действие физических нагрузок на систему дыхания обучающихся

Действие физических нагрузок на систему дыхания обучающихся

Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их

Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их

Формирование здоровья является управляемым процессом

Формирование здоровья является управляемым процессом

Глава 2. Функциональные пробы сердечнососудистой и дыхательной системы

Глава 2. Функциональные пробы сердечнососудистой и дыхательной системы

ССС к меняющимся условиям среды

ССС к меняющимся условиям среды

Известно 5 типов реакции на физическую нагрузку: 1

Известно 5 типов реакции на физическую нагрузку: 1

Гипоксические пробы исследования функции внешнего дыхания

Гипоксические пробы исследования функции внешнего дыхания

Проба Генчи: регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха

Проба Генчи: регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха

Глава 3. Практические исследования

Глава 3. Практические исследования

Вывод. 1.По показателям первой пробы я выяснил, что после первой нагрузки

Вывод. 1.По показателям первой пробы я выяснил, что после первой нагрузки

Таблица 3. Категория

Таблица 3. Категория

Исследование 4. Определение экскурсии грудной клетки

Исследование 4. Определение экскурсии грудной клетки

Вывод В результате проведенных исследований мы выяснили: 1

Вывод В результате проведенных исследований мы выяснили: 1

Заключение. Систематические физические тренировки хорошо сказываются на работе практически всех органов, а также систем организма человека

Заключение. Систематические физические тренировки хорошо сказываются на работе практически всех органов, а также систем организма человека

Литература 1. Антонова В.А.

Литература 1. Антонова В.А.

Приложение 1. Таблица 1. Показатели 1 пробы на сердечно – сосудистую систему

Приложение 1. Таблица 1. Показатели 1 пробы на сердечно – сосудистую систему

Диаграмма 1

Диаграмма 1

Исследовательская работа ученика 10 класса МБОУ "Сивинская СОШ" Чернышева Станислава "Влияние физических нагрузок на функциональное состояние моего организма".

Исследовательская работа ученика 10 класса МБОУ "Сивинская СОШ" Чернышева Станислава "Влияние физических нагрузок на функциональное состояние моего организма".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2024