Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
биология
8 кл
05.03.2018
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Цель исследования: Определить функциональные возможности сердечно – сосудистой, дыхательной систем и их зависимость от степени тренированности организма. Задачи: 1. Проследить реакцию сердечно -сосудистой системы на дозированную нагрузку 2. Определить экскурсию грудной клетки (измерить обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха) 3. Установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания 4. Выполнить антропометрические измерения. Определить весоростовой показатель и ИГМР - индекс гармоничности морфологического развития Объект исследования. Учащиеся 7-11 класса Предмет исследования. Физические нагрузки и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей. Гипотеза исследования. Физическая нагрузка активизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, способствует процессу оздоровления.Цель исследования: Определить функциональные возможности сердечно – сосудистой, дыхательной систем и их зависимость от степени тренированности организма. Задачи: 1. Проследить реакцию сердечно -сосудистой системы на дозированную нагрузку 2. Определить экскурсию грудной клетки (измерить обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха) 3. Установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания 4. Выполнить антропометрические измерения. Определить весоростовой показатель и ИГМР - индекс гармоничности морфологического развития Объект исследования. Учащиеся 7-11 класса Предмет исследования. Физические нагрузки и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей. Гипотеза исследования. Физическая нагрузка активизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, способствует процессу оздоровления.
функциональные возможности ссс и дыхания.doc
ОТДЕЛ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ СВОБОДНЕНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новгородская средняя общеобразовательная школа им. В.Н. Лесина» Функциональные возможности сердечно ­ сосудистой и дыхательной системы как показатель здоровья                                                          Выполнила Шабалина Татьяна Евгеньевна  9 класс Руководитель Мащенок Татьяна Ивановна учитель биологии высшая квалификационная категория с.Новгородка 2015 Оглавление 1. Введение……………………………………………………………3 1.1. Актуальность. Цель. Задачи……………………………………3      1.2.Обзор литературы.  Значение сердечно ­ сосудистой и       дыхательной систем в организме человека……………………………………………………………………5    2. Методы и методика………………………………………………..8 3. Основная часть. Результаты исследования……………………...10         3.1.Определение   реакции   сердечно   ­сосудистой   системы   на   дозированную нагрузку…………………………………………………10      3.2. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха (экскурсия грудной клетки) …………………………………………... 19       3.3.   Функциональная   проба   с   задержкой   дыхания   до   и   после   нагрузки…………………………………………………………………23         3.4.   Антропометрические   измерения.   Весоростовой   показатель (индекс Кетле) и ИГМ Р­ индекс   гармоничности   морфологического развития…………………………………………………………………..24     4. Выводы……………………………………………………………. .29     5. Заключение………………………………………………………….30     6. Литература………………………………………………………… .31 2 1.Введение     1.1.   Актуальность. Цель. Задачи.       Факт   тесной   взаимосвязи   физической   работоспособности   и   состояния здоровья   с   образом   жизни,   характером   и   объемом   ежедневной двигательной активности  общепризнан.   Исследования   показывают,   что   человеческий организм запрограммирован на интенсивную и систематическую двигательную активность.   Но   сегодня   огромный   разрушительное   воздействие   на   организм человека   оказывает   резкое   уменьшение двигательной   активности,   которое вызвано   комфортностью   условий   жизни   и   другими   последствиями   научно­ технического   прогресса.   Помешать   этому   может   только   целенаправленное   и интенсивное   использование   средств   физической   культуры   с   целью удовлетворения   естественной   потребности   организма   человека   в   движении. На эффективность   физических   упражнений, а   также   их   исключительно благоприятное воздействие на человека указывал еще известный французский врач   18   века Симон   Андре   Тисо.   Это   ему   принадлежит   удивительное высказывание:   «движение   может   по   своему   действию   заменить   любые средства,   но   все   лечебные   средства   мира   не   могут   заменить   влияние движения».  Сейчас,   в  условиях   увеличения   гиподинамии   и   распространение ранее неизвестных болезней и эпидемий, эти слова звучат наиболее убедительно.       Человеческий организм ­ это единое целое. В нем все взаимосвязано. У нас есть опыт исследований « Оценка физического развития и состояния здоровья выпускников основной школы», «Влияние школьного портфеля на осанку». В ходе   исследований   выявлено   ухудшение   состояния   здоровья   выпускников,   а именно   опорно­двигательной   системы,   связанные   с   гиподинамией,   учебной нагрузкой, что   оказывает влияние на деятельность жизненно важных систем. Поэтому  решили  рассмотреть каким образом физическая  нагрузка  влияет  на жизненно   важные   системы   органов,   а   именно   сердечно   ­сосудистую   и дыхательную систему. 3 Цель исследования:   Определить   функциональные   возможности   сердечно   –   сосудистой, дыхательной систем и их зависимость от степени тренированности организма. Задачи: 1. Проследить  реакцию сердечно ­сосудистой системы на дозированную нагрузку 2. Определить   экскурсию   грудной   клетки   (измерить   обхват   грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха) 3. Установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания 4. Выполнить антропометрические измерения. Определить весоростовой показатель   и   ИГМР   ­   индекс   гармоничности     морфологического развития Объект исследования. Учащиеся 7­11 класса Предмет  исследования.   Физические   нагрузки   и   состояние   сердечно­ сосудистой  и дыхательной системы детей. Гипотеза  исследования. Физическая нагрузка активизирует деятельность сердечно­сосудистой   и   дыхательной   системы,   способствует   процессу оздоровления. 4 1.2. Обзор литературы.  Значение   физических   упражнений   для   сердечно   ­сосудистой   и дыхательной систем в организме человека Физические   занятия:   физкультминутка,   уроки   физкультуры,   занятия   в спортивных секциях, все это направлено на формирование мышечного корсета, который должен держать позвоночник в правильном, вертикальном положении, т. е. быть настоящей, надежной опорой нашего тела. Формируя   физической   активностью   опорную   систему,   мы   не   должны забывать   о   том,   что   все   эти   нагрузки   оказывают   существенное   действие   на ведущую систему в нашем организме – сердечно ­сосудистую и дыхательную. Сердечно­сосудистая система выполняет транспортную роль. Она переносит к клеткам   нашего   тела   питательные   растворы   от   органов   пищеварительной системы и кислород от органов дыхания. В обратном направлении из клеток всех   тканей   выносит   конечные   продукты   обмена   ­   углекислый   газ   и   воду. Состоит сердечно­сосудистая система из сердца и кровеносных сосудов. Мотором нашего организма называют сердце. Оно располагается в центре грудной клетки, слегка сместившись в левую ее половину. Форма треугольная, а основанием «смотрит» в правое плечо, а вершиной – в левый бок. Это полый мышечный орган, разделенный на левую и правую половины. Каждая половина сердца в свою очередь состоит из двух частей­камер: желудочков и предсердий, которые   соединяются   между   собой   створчатыми   клапанами.   Венозная   кровь (насыщенная   углекислым   газом)   от   органов   возвращается   по   венам.   Сосуды, отходящие от сердца ­ это артерии. По ним и движется артериальная кровь (насыщенная   кислородом),   неся   питательные   вещества   и   кислород   каждой живой клеточке нашего тела. Начинает свой путь по кругам кровообращения из 5 желудочков.   Они   имеют   толстые   мышечные   стенки,   которые,   сокращаясь (пульсируя), выбрасывают одну за другой порции крови в сосуды. У выхода крови из сердца в сосуды находятся полулунные клапаны. Они не дают крови вернуться назад в сердце. Кровь движется от сердца к органам за счет разницы давления в начале кругов кровообращения и в конце.  Чем лучше работает сердце, тем полноценнее питание наших мышц, тем лучше формируется мышечный корсет. О   состоянии   сердечно   ­сосудистой   системы   мы   судим   по   показаниям артериального давления (АД) и пульсу. Артериальное   давление­это   давление   крови,   выброшенной   сокращением сердечной мышцы, на стенки артерий. Оно измеряется в мм ртутного столба. Общепринято   измерять   его   в   плечевой   артерии.   АД   измеряется   прибором тонометром.   Верхнее   давление   это   максимальное   (систологическое),   когда кровь   выталкивается   из   желудочков   сердца,   а   нижнее   –   минимальное (диастологическое), перед открытием полулунных клапанов в основании самого крупного артериального сосуда­аорты. Пульс   –   это   толчкообразное   колебание   стенок   артериальных   сосудов, вызванных   растяжением   стенок   аорты   и   поступлением   в   них   крови   из желудочков сердца. Он соответствует частоте сокращений сердечной мышцы. У детей нашего возраста АД в среднем равно 110­120/80, а пульс –70­80 ударов   в   минуту.   Конечно,   у   каждого   организма   свои   индивидуальные особенности, убедимся какие.  Влияние   физических   упражнений на   сердечно­сосудистую   систему обусловлено, с одной стороны, тренировкой и укреплением сердечной мышцы, а с   другой   —   нормализацией   сложного   механизма   регуляции   деятельности данного органа и всей системы кровообращения, вследствие чего:  Улучшаются коронарное кровообращение и обменные процессы в сердце; 6     Улучшается венозная гемодинамика, что способствует притоку крови к сердцу; Повышается эффективность систолы; Снижается   количество   холестерина   в   крови.   Во   время   выполнения физических упражнений жиры не откладываются в подкожной клетчатке или сосудах, а расходуются организмом. Улучшается   обеспечение   кровью   сердечной   мышцы,   нормализуется интенсивность общего кровотока и артериальное давление; Сердечно­сосудистая   система   взаимодействует   очень   тесно   с   дыхательной системой.   Лёгкие   занимают   всё   свободное   пространство   в   грудной   полости. Расширенная часть лёгких прилегает к диафрагме, перегородке между брюшной и грудной полостью.   В лёгких происходит газообмен. Насыщенная кислородом кровь возвращается в левое предсердие, затем желудочек, отсюда начинается большой круг кровообращения. Реакция   дыхательной   системы   на   регулярные   физические   упражнения заключается в        Повышении   эластичности   межреберных   хрящей,   благодаря   чему увеличивается подвижность диафрагмы; Укреплении дыхательных мышц (диафрагмы, межреберных мышц); Повышении жизненной емкости легких; Формировании правильного дыхания (замедленный углубленный выдох с вовлечением мышц брюшного пресса); Улучшении легочной вентиляции; Экономизации внешнего дыхания; Улучшении   процесса   газообмена   в   легких   (улучшение   насыщения артериальной крови кислородом и удаления углекислого газа). Таким   образом,  повышение   функции   легких   и   сердечно­сосудистой   системы, улучшает обеспечение всех тканей организма веществами, которые регулируют, активизируют процессы обмена, что, в свою очередь, активизирует  защитные 7 силы   организма, закаляет организм,   увеличивает   сопротивляемость   болезням цивилизации, укрепляет здоровье и повышает качество жизни.   Чем больше расходуется кислорода в тканях, тем больше требуется кислорода из   воздуха   для   компенсации   затрат.   Вот   почему   при   физической   работе одновременно усиливается и сердечная деятельность, и лёгочное дыхание.  Иными словами, физические упражнения имеют значительный оздоровительно­ профилактическое воздействие на организм человека. 2. Методы и методика Определение   реакции   сердечно   ­   сосудистой   системы   на дозированную нагрузку. Оборудование:   часы   с   секундной   стрелкой.   Цель   этой   работы ­познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности   своего   сердца.   Для   этого   измеряют   частоту   сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. Известно, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на одну треть по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2­3 минуты после окончания   работы.   Зная   эти   данные,   можно   проверить   состояние     сердечно­ сосудистой системы. Ход работы: 1. Измерить пульс в состоянии покоя. Для этого делают 3­4 измерения за 10 сек, и среднее значение умножают на 6. 2. Сделать 20 приседаний в быстром темпе, сесть и тут же измерить ЧСС за 10 сек, результат ЧСС в минуту. 3. Результаты оформить в виде таблицы. 8 Оценка результатов. Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась   на   одну   треть   или   меньше   от   результатов   покоя;   если наполовину   ­результаты   средние,   а   если   больше,   чем   наполовину ­результаты неудовлетворительные. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха (экскурсия  грудной клетки) При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно, меняется её обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха он меньше.   Изменение   обхвата   грудной   клетки   при   вдохе   и   выдохе   называется экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше могут лёгкие набрать воздуха. Сначала   измерения   проводят   на   вдохе,   потом   на   выдохе.   Для   этого   нужна мерная лента. Ход работы: испытуемому предлагают поднять руки и накладывают ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у юношей и над молочными железами у девушек. Во время измерения руки должны быть опущены. Измерение   на   вдохе.   Испытуемому   предлагают   глубоко   вздохнуть.   Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.  Измерение   на   выдохе.   Испытуемому   предлагают   сделать   глубокий   выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. В   норме   разница   обхвата   грудной   клетки   в   состоянии   глубокого   вдоха   и   в состоянии глубокого выдоха составляет 6­9 см. Установление   зависимости   между   нагрузкой   и   уровнем   энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Время измеряется в секундах. 9 1. Время задержки дыхания в состоянии покоя (А) 2. Время задержки дыхания после 20 приседаний (В) 3. Процентное отношение второго результата к первому В/А x 100% . 4. Время   задержки   дыхания   и   восстановление   дыхания   после   минутного отдыха (С). 5. Процентное отношение третьего результата к первому С/А x 100% . Методика выполнения антропометрических измерений    При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись   и   касаясь   вертикальной   стойки   пятками,   ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и верхний край уха находились на одной вертикальной линии.     Окружность   грудной   клетки   измеряется   в   состоянии   покоя   с   помощью сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведённых в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди она проходит по средегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу.   Масса   тела   определяется   с   помощью   медицинских   весов,   можно   воспользоваться напольными весами. Для оценки физического развития известен ряд методов. Один из них метод нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) и индекса гармоничности морфологического развития Для   определения   весоростового   показателя,   который   характеризует соотношение веса и роста, необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в м) Должная величина индекса Кетле составляет: ­для детей 6­8 лет обоего пола­16 ­                    9­10 лет                ­17 ­                        11 лет               ­18 10 ­                        12 лет               ­19 ­             13­16 лет мальчики  ­ 20 ­                     17 лет мальчики­ 21 ­             13­14 лет девочки    ­  20 ­             15­17 лет девочки    ­  21 Например, мне 15 лет, мой рост 165 см, масса 49 кг. Рост = 165 см =1,65 м; рост в квадрате 1,65 умножить 1,65=2,7 м в квадрате Индекс Кетле = 49:2,7=18. Это на 2 единицы меньше, что свидетельствует о дефиците массы тела.    Снижение   индекса   на   2   единицы   свидетельствует   о   дефиците   массы   тела, избыток массы ­ на 2 единицы больше.   морфологического   развития Метод   ИГМР­индекса   гармоничности   позволяет   определить   конституцию   ребёнка.   Конституция­совокупность   относительно   устойчивых   морфологических   и индивидуальных, функциональных   (в   том   числе   психических   особенностей   человека). Конституция определяется наследственными свойствами, но в её формировании принимают участие и внешние факторы. При отсутствии надлежащих условий происходит задержка в росте и развитии. Антропометрические   измерения   позволяют   своевременно   выявить   нарушения физического   развития   (отставания   в   росте,   отсутствии   прибавки   в   весе), которые   являются   ранними   признаками   заболеваний   или   свидетельствуют   о нарушении   режима   жизни.   Каждому   человеку   соответствует   его   тип конституции. ИГМР рассчитывают по формуле:                                              ИГМР=(L­ P) X L : К X 2Т, где L­длина тела (рост), в см P­масса тела (вес), в кг Т­Окружность грудной клетки 11 К­коэффициент развития, находится по таблице Таблица. Коэффициент развития (К) Возраст 12 лет 13 14 15 16 Показатель снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела. Мальчики 1,138 1,146 1,158 1,139 1,134 Девочки 1,145 1,121 1,091 1,067 1,036 На   основании   предложенных   методик   и   результатов   антропометрических исследований можно дать индивидуальную оценку физического развития класса. Индивидуальная оценка физического развития  класса заносится в таблицу. В работе использованы методы: наблюдения, сравнения, измерения 3. Основная часть. Результаты исследования 3.1.Определение реакции сердечно ­сосудистой системы на дозированную  нагрузку   (ЧСС­ частота сердечных сокращений) С письменного согласия учащихся и родителей, мы получили следующие  результаты .                                           7 класс Ф.И №  пп Пульс в  Пульс после  Восстановлен заключение покое 20  приседаний ие пульса  после 2 минут 5  урок 1  уро к 5  урок 1  урок 5  урок 1  урок 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Бобкова Лера Иванова Екатерина Калмыкова Аделина 63 82 52 Кошелева Виктория 82   Лизунова Александра 60   80 104 144 102 120 162 96 90 78 94   144 112   180 106   138 Маликова Арина 60   108 104 168 Морозова Анастасия 74   Ермолаева Алина 64   90 90 114 126 98   180 Ярова Светлана 86 138 Бабкин Андрей Кириченко Денис Коломыльцев  Мичеслав 60 84   60   90 66 110 112 156 107 144 90   65 88 84 84 68 65 84 70 64 94 80 норма 96 норма 72 84 66 96 78 78 84 78 78 84 норма Средний норма норма норма Средний  норма норма норма Средний Средний  норма норма норма 13 Попов Александр 58   108 116 159 14 Швед Владислав 15 Слесаренко Андрей 16 Ширяев Владимир 96 72 74 144 114 102 82 96 72 92 Из 16 учащихся 7 класса 4 человека имеют средний результат,  свидетельствующий об увеличении сердечных сокращений в два раза после  физической нагрузки.  13 8 класс № пп Ф.И. Пульс в  покое Пульс после  Восстановление  заключение 20  присяданий пульса через 2  минуты 6  уро к 77 80 70 80 60 1 урок 6  уро к 1 урок 6  уро к 1 урок 90 90 96 84 84 114 120 78 72 110 120 80    84 120 156 80    96 112 144 116 156 86 62 84 72 1 2 3 4 5 Баженова Галина Бойкова Дарья Иванова Кристина Павлова Эльвира Попова Александра норма норма норма норма Средний  14 Фитлер Яна 58 72 114 114 Слепнёв Дмитрий     62 78 138 140 Табункова Анна 60 124 96 79 70 72 65 Средний  Средний  Средний  результат 6 7 8 9 Воробьёв Максим 10 Мартышко  Всеволод 11 12 Медин Геннадий Сазонов Валерий 73 60 61 60 78 90 72 90 114   138 80    72 норма 104 120 60 96 Отличный 111 132 118 140 66 67 102 результат норма норма Из 12 учащихся 4 человека имеют средний результат. В основном это часто  болеющие ребята. Есть отличный результат, доказывающий работу сердца  тренированного человека. Определение пульса проводилось на последнем и  первом уроке. Показания были выше на первом уроке. Объяснить это можно  тем, что ребята преодолели определённое расстояние до школы. 15 9 класс №пп Ф.И. Пульс в покое Пульс после 20  Восстановле заключение приседаний ние пульса  после 2  минут 1 2 3 4 5 Буряк Анастасия 108 Дыбов Роман Мартынова  Татьяна 102 78 Шабалина Татьяна 96 Яковенко Елена 76    144 162 112 156 124 84 66 78 84 76 норма норма хороший норма норма 16 6 Бандеров Тимур 56 66 90 60 66 7 8 9 Арысланов  Ростислав Кольченко  Константин Корчевский  Василий 152 138 132   120 108 70    66 70   68   66 Результат  неудовлетво рительный, средний хороший средний норма Из  9 учащихся 9 класса 1 человек имеет хороший результат, доказывающий  работу сердца тренированного человека. Получили неудовлетворительный  результат. Сделали повтор через несколько дней, зафиксирован средний  результат. Всего средних показателей 2 из 9. 10­11 класс № пп Ф.И. Пульс в  Пульс после  Восстановление Заключение покое 20  присяданий пульса через 2  минуты 1 2 3 4 5 Подгальская Карина Фёдорова Кристина Кузнецова Анастасия Калугина Евгения Полещук Ольга 84 90 78 74 76 144 144 138 126 130 60 78 78 76 79 норма норма норма норма норма Девушки старших классов ­ функциональная проба сердечно ­сосудистой  системы на дозированную нагрузку в норме. 17 При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается  потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов  распада, поэтому работа сердца усиливается. Усиление сердечной деятельности  может произойти как за счёт выброса большого количества крови при каждом  сокращении, так и за счёт увеличения сердечных сокращений.      Ударный объём сердца нетренированного человека небольшой, так как  сердечная мышца слаба и не может вытолкнуть большое количество крови.  Поэтому усиление кровообращения происходит преимущественно за счёт  возрастания сердечных сокращений. Но при этом сокращается время,  приходящееся на паузу сердца, и сердце мало отдыхает и быстро устаёт.      У тренированных людей увеличение работы сердца происходит больше за  счёт количества крови, выбрасываемого в аорту при каждом сокращении,  поэтому период отдыха сердца увеличивается. В этом случае говорят: сердце  работает экономно. Ярким примером является результат Севы. В состоянии  покоя пульс­60. После физической нагрузки­ 104, пульс восстановился через 2  минуты­60 ударов. Таким образом,  из 42 обследуемых  10 человек имеют средний результат   (увеличение ЧСС наполовину) ,что  составляет   23 %.  2 человека имеют хороший и отличный результат (экономная работа сердца  тренированного человека), что составляет    5%.  У остальных функциональная проба в норме­72%. Для того, чтобы выяснить причину среднего результата, решили определить  весоростовой показатель и индекс гармоничности морфологического развития Ребятам, получившим средний результат, рекомендовали  активное занятие  физкультурой, постепенное увеличение нагрузки. 18 3.2.Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе (экскурсия  грудной клетки) № пп Ф.И. Обхват грудной  Обхват грудной  заключение клетки на вдохе клетки на вдохе 7 кл.1 Бобкова Валерия 2 3 4 5 6 7 8 9 Иванова Кристина Калмыкова Аделина Кошелева Виктория Лизунова Александра Маликова Арина Морозова Анастасия Ермолаева Алина Ярова Светлана 72 79 72 73 72 75 88 75 76 64 73 67 66 66 66 83 68 67 8 норма 6 норма 5 ниже нормы 7 норма 6 норма 9 хороший  результат 5 ниже нормы 7 норма 9 хороший  19 10 11 12 13 14 15 16 Бабкин Андрей Кириченко Денис Коломыльцев Мичеслав Попов Александр Швед Владислав Слесаренко Андрей Ширяев Владимир 8 кл1 Баженова Галина 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Бойкова Дарья Иванова Кристина Павлова Эльвира Попова Александра Фитлер Яна Слепнёв Дмитрий Табункова Анна Воробьёв Максим Мартышко Всеволод Медин Геннадий Сазонов Валерий 75 77 81 70 82 71 76 73 88 76 79 79 79 82 86 90 91 83 79 70 68 73 63 71 64 70 79 82 70 74 72 75 75 81 81 85 73 70 результат 5 ниже нормы 9 хороший  результат 8 норма 7 норма 9 хороший  результат 7 норма 6 норма 6 норма 6 норма 6 норма 5 ниже нормы 7 норма 4  ниже нормы 7 норма 5 ниже нормы 9 хороший  результат 6 норма 7 норма 9 хороший  20 72 78 96 82 79 85 89 82 64 73 88 76 72 80 82 76 результат 8 норма 5 ниже нормы 8 норма 6 норма 7 норма 5 ниже нормы 7 норма 6 норма 13 Золотарёв Артём 9 кл.1 Буряк Анастасия Дыбов Роман Мартынова Татьяна Шабалина Татьяна Яковенко Елена Бандеров Тимур Арысланов Ростислав 2 3 4 5 6 7 8 9 Кольченко Константин 105 100 5 ниже нормы Корчевский Василий 10­11 Подгальская Карина кл.1 2 3 4 5 Фёдорова Кристина Кузнецова Анастасия Калугина Евгения Полещук Ольга 87 77 72 82 80 80 70 64 73 74 7 норма 7 норма 8 норма 9 норма 6 норма В   норме   разница   обхвата   грудной   клетки   в   состоянии   глубокого   вдоха   и   в состоянии глубокого выдоха составляет 6­9 см. В результате,  7 класс. 16 человек. Норма­9 человек­58%. Хороший результат­4человека, 24%.  Ниже нормы 3 человека,18%. 8 класс. 13 человек. Норма­8 человек­38 %. Хороший результат­2 человека,15%. Ниже нормы­3 человека,23%. 21 9 класс. 9 человек. Норма­6 человек­ 67%. Ниже нормы­3 человека 33%. 1­11 класс.5 человек. Норма 100%. Таким образом, обследовано 43 человека.  Экскурсия грудной клетки в норме­28 человек, 66%.  Хороший результат­6 человек,14%. Результат ниже нормы­9 человек, 20 %. При сравнении результатов реакции сердечно ­сосудистой системы на  дозированную нагрузку (ЧСС) и экскурсии грудной клетки мы получили  совпадения: учащиеся показавшие средний результат ЧСС, имеют результат  ниже нормы при исследовании экскурсии грудной клетки ( Фитлер Яна,  Табункова Анна­8 класс, Кольченко Константин­9 класс). Всего 3 человека. Возникает необходимость в антропометрических измерениях. 22 3.3. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после  нагрузки .  Известно, что на интенсивность дыхания влияют продукты распада, в  частности, углекислый газ, который образуется в результате биологического  окисления. Он гуморально влияет на дыхательный центр. При задержке дыхания обмен веществ в тканях не прекращается и углекислый газ продолжает  выделяться. Когда его концентрация в крови достигнет критического уровня,  происходит непроизвольное восстановление дыхания. При задержке дыхания  после 20 приседаний, оно восстанавливается быстрее, т.к. биологическое  окисление при работе происходит интенсивнее и углекислого газа  накапливается больше. Однако,  у тренированных людей различие между этими  результатами получилось меньше, чем у нетренированных. Одной из причин  является то, что у нетренированных людей обычно наряду с мышцами,  обеспечивающими нужное движение, сокращается множество других мышц,  которые к нему не имеют отношения. Лишние движения затормаживаются в  процессе тренировки благодаря более совершенной регуляции со стороны  нервной системы. Таким образом, эта функциональная проба показывает не  только состояние дыхательной и сердечно ­сосудистой систем человека, но  и степень его тренированности. Категории  испытуемых  Задержка  дыхания  А­в покое  Задержка дыхания В­после работы  С­ после отдыха  В/А x 100% после  20 приседаний  С/А x 100% после отдыха 23 Здоровые  тренированные    Здоровые  нетренированные  С отклонениями от  состояния здоровья  60 с  45 с  35 с  Более 50% от первого  результата  Более 100% от первого результата  30 % от первого результата  Менее 30% от первого  результата  70% от первого результата  Мене 60% от первого результата  3.4. Антропометрические измерения. Весоростовой показатель (Кетле) и  ИГМР были произведены у учащихся с 7­9 класс. № пп Ф.И. возраст рост вес ОГК Индекс ИГМР 7 кл. 13 146 37 68 17, 3  104 Кетле 1 2 3 4 5 6 Бобкова Валерия Иванова Кристина 13 165 44 76 Калмыкова Аделина 13 150 36 69 Кошелева Виктория 13 157 40 69 Лизунова Александра 13 165 46 68 Маликова Арина 13 167 44 69 дефици т 16, 2  дефици т 16  дефици т 16  дефици т 17  дефици т 16  дефици 117 110 118 129 132 24 7 8 9 Морозова Анастасия Ермолаева Алина Ярова Светлана 10 Бабкин Андрей 13 13 13 13 160 40 70 150 40 70 11 Кириченко Денис 13 175 48 71 12 Коломыльцев Мичеслав 13 165 49 75 13 Попов Александр 13 155 34 66 14 Швед Владислав 13 157 44 75 15 Слесаренко Андрей 13 160 45 73 16 Ширяев Владимир 13 135 34 71 т 155 61 89 25, 4  121 избыток 160 47 71 19  113 дефици т 16  дефиит 18  дефици т 15, 6  дефици т 18  дефици т 14  дефици т 18,3  дефици т 18  дефици т 18  дефици 122 102 162 106 124 99 102 84 25 8 кл1 Баженова Галина 14 160 57 76 22,8 99,8 т Бойкова Дарья 14 167 68 88 22 86, 1 избыток Иванова Кристина Павлова Эльвира 14 14 165 55 158 55 73 75 избыток 20  норма 21 избыток Попова Александра 14 159 55 77 22 избыток 114 83 84 Фитлер Яна 14 168 61 76 21,7 108 2 3 4 5 6 7 8 9 Слепнёв Дмитрий Табункова Анна Воробьёв Максим 10 Мартышко Всеволод 11 Медин Геннадий 14 13 14 15 14 162 54 165 70 180 70 164 65 165 52 78 83 83 86 75 избыток 20  норма 97, 2 25  86 избыток 20,5 103 норма 20  норма 81 19,2 107 дефицит 12 Сазонов Валерий 13 179 55 71 17, 1 137 26 9 кл. 15 164 51 75 19, 6 115, 4 дефицит 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Буряк Анастасия дефицит Дыбов Роман 16 194 80 92 20, 5 105.9 норма Мартынова Татьяна 15 164 51 77 19, 6 112.7 дефицит Шабалина Татьяна 14 165 49 73 18,1 120.1 дефицит Яковенко Елена 16 164 52 81 20, 3 109.4 Бандеров Тимур 15 165 61 83 15, 4 90.7 дефицит дефицит Арысланов Ростислав 15 176 65 82 21, 6 135.6 норма Кольченко Константин 15 184 86 103 26,0 76.8 Корчевский Василий 16 160 51 80 20,8 96.1 избыток норма В результате,  7 класс. 16 учащихся. Весоростовой показатель 1 человек­избыточный вес. 15  человек имеют дефицит веса. Объяснить можно активным ростом и развитием в  13 лет. Не исключен социальный фактор. 27 8 класс. 12 человек. Весоростовой показатель 6­избыток. 2­ дефицит. 9 класс 9 человек. Весоростовой показатель. 1­ избыток. 4 дефицит веса     Антропометрические исследования показали, что из 37 обследуемых  учащихся Весоростовой показатель в норме­ 8 человек, 22%. Избыток веса имеют – 8 человек, 22 %. Дефицит веса наблюдается у 21 человека, 56%.        По индексу гармоничности морфологического развития (ИГМР) показатель  снижается  с  увеличением   массы   тела  и   окружности   грудной клетки и повышается с увеличением длины тела. Так у  трёх  юношей 7,8  и 9 класса (Кириченко Денис, Сазонов Валерий, Арысланов  Ростислав)  имеющих небольшой вес и большой рост ( дефицит веса)   ИГМР очень высокий. А вот деятельность   сердечно­сосудистой   и   дыхательной   системы   в   норме.   Низкий показатель ИГМР у ребят с избытком веса.             Если   вернуться   к   первым   исследованиям,   то   получается,   что   ребята, имеющие   избыток   веса   и   низкий   ИГМР   имеют   средние   показатели   ЧСС   и результат ниже нормы при исследовании экскурсии грудной клетки ( Фитлер Яна, Табункова Анна­8 класс, Кольченко Константин­9 класс). Всего 3 человека. Радует то, что у ребят с дефицитом весоростового показателя и высоким ИГМР (Сазонов В., Кириченко Д., Арысланов Р.) в норме ЧСС и хорошие показатели экскурсии грудной клетки.       Влияние  физических  упражнений на  сердечно ­сосудистую  и  дыхательную систему обусловлено, с одной стороны, тренировкой и укреплением сердечной мышцы(экономная   работа   сердца)   и   повышением   жизненной   ёмкости   лёгких. 28 На конкретном исследовании мы убедились в том, что занятие физкультурой, посещение спортивных секций положительно сказывается на работе сердечно­ сосудистой   системы.   Гиподинамия   рождает   проблемы.   Рекомендовано сбалансированное   питание,   соблюдение   режима   дня,   чередование   труда   и отдыха,  постепенное увеличение  физической нагрузки. Гипотеза подтвердилась. Физическая нагрузка активизирует деятельность сердечно   ­   сосудистой   и   дыхательной   системы,   способствует   процессу оздоровления. 4. Выводы 1. Дозированная нагрузка на сердечно ­сосудистую систему показала,  что  функциональная проба  сердца у72% учащихся в норме. Сердце  тренированного человека работает экономно ­5 %учащихся. 2. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе (экскурсия  грудной клетки) у 66% учащихся в норме. Хороший результат  имеют те учащиеся, у которых наблюдалась экономная работа  сердца, это спортсмены школы 3. Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после  нагрузки показывают не только состояние дыхательной и сердечно ­  сосудистой системы, но и степень тренированности организма 4. Избыток веса и степень тренированности организма  влияют на  сердечно ­сосудистую и дыхательную системы. Средние показатели  функциональной деятельности сердца, низкие показатели экскурсии  грудной клетки являются доказательством. 29 5.Заключение   Непродолжительные   физические   занятия   ­   физминутки   на   уроках оказывают   незначительные   изменения   в   пульсе,   но   все­таки   активизируют деятельность   сердечно­сосудистой   системы,   которая   лучше   начинает   питать наши мышцы, и, тем самым снимает усталость с опорно­двигательной системы, и мы становимся более работоспособными на уроках.   Физическая   нагрузка   значительно   изменяют   частоту   сердечных сокращений,   увеличивает   экскурсию   грудной   клетки,   а   значит,   активизирует деятельность   сердечно   ­сосудистой,   дыхательной   системы,   что   способствует укреплению, росту  и нашему оздоровлению. 30 Список литературы: 1. Биология.  Человек.   Учебник   для  9  кл.  под   редакцией   академика А.С. Батуева. М.: «Просвещение», 2004. 2. Дембо   А.Г.   практические   занятия   по   врачебному   контролю.   М.: «Физкультура и спорт», 2006. 3. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: изд­ во «Медицина», 2000. 4. Колесов   Д.В.,   Маш   Р.Д.,   Беляев   И.Н.   Биология.   Человек.   М.: «Дрофа», 2010. 31

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"

Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018