Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
биология
8 кл
05.03.2018
Цель исследования:
Определить функциональные возможности сердечно – сосудистой, дыхательной систем и их зависимость от степени тренированности организма.
Задачи:
1. Проследить реакцию сердечно -сосудистой системы на дозированную нагрузку
2. Определить экскурсию грудной клетки (измерить обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха)
3. Установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания
4. Выполнить антропометрические измерения. Определить весоростовой показатель и ИГМР - индекс гармоничности морфологического развития
Объект исследования. Учащиеся 7-11 класса
Предмет исследования. Физические нагрузки и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей.
Гипотеза исследования. Физическая нагрузка активизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, способствует процессу оздоровления.Цель исследования:
Определить функциональные возможности сердечно – сосудистой, дыхательной систем и их зависимость от степени тренированности организма.
Задачи:
1. Проследить реакцию сердечно -сосудистой системы на дозированную нагрузку
2. Определить экскурсию грудной клетки (измерить обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха)
3. Установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания
4. Выполнить антропометрические измерения. Определить весоростовой показатель и ИГМР - индекс гармоничности морфологического развития
Объект исследования. Учащиеся 7-11 класса
Предмет исследования. Физические нагрузки и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей.
Гипотеза исследования. Физическая нагрузка активизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, способствует процессу оздоровления.
функциональные возможности ссс и дыхания.doc
ОТДЕЛ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
СВОБОДНЕНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новгородская средняя общеобразовательная школа им. В.Н. Лесина»
Функциональные возможности
сердечно сосудистой и
дыхательной системы
как показатель здоровья
Выполнила Шабалина Татьяна Евгеньевна
9 класс
Руководитель Мащенок Татьяна Ивановна
учитель биологии
высшая квалификационная категория с.Новгородка 2015
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………3
1.1. Актуальность. Цель. Задачи……………………………………3
1.2.Обзор литературы.
Значение сердечно сосудистой и дыхательной систем в организме
человека……………………………………………………………………5
2. Методы и методика………………………………………………..8
3. Основная часть. Результаты исследования……………………...10
3.1.Определение реакции сердечно сосудистой системы на
дозированную нагрузку…………………………………………………10
3.2. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
(экскурсия грудной клетки) …………………………………………... 19
3.3. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после
нагрузки…………………………………………………………………23
3.4. Антропометрические измерения. Весоростовой показатель
(индекс Кетле) и ИГМ Р индекс гармоничности морфологического
развития…………………………………………………………………..24
4. Выводы……………………………………………………………. .29
5. Заключение………………………………………………………….30
6. Литература………………………………………………………… .31
2 1.Введение
1.1. Актуальность. Цель. Задачи.
Факт тесной взаимосвязи физической работоспособности и состояния
здоровья с образом жизни, характером и объемом ежедневной двигательной
активности общепризнан. Исследования показывают, что человеческий
организм запрограммирован на интенсивную и систематическую двигательную
активность. Но сегодня огромный разрушительное воздействие на организм
человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, которое
вызвано комфортностью условий жизни и другими последствиями научно
технического прогресса. Помешать этому может только целенаправленное и
интенсивное использование средств физической культуры с целью
удовлетворения естественной потребности организма человека в движении.
На эффективность физических упражнений, а также их исключительно
благоприятное воздействие на человека указывал еще известный французский
врач 18 века Симон Андре Тисо. Это ему принадлежит удивительное
высказывание: «движение может по своему действию заменить любые
средства, но все лечебные средства мира не могут заменить влияние
движения». Сейчас, в условиях увеличения гиподинамии и распространение
ранее неизвестных болезней и эпидемий, эти слова звучат наиболее убедительно.
Человеческий организм это единое целое. В нем все взаимосвязано. У нас
есть опыт исследований « Оценка физического развития и состояния здоровья
выпускников основной школы», «Влияние школьного портфеля на осанку». В
ходе исследований выявлено ухудшение состояния здоровья выпускников, а
именно опорнодвигательной системы, связанные с гиподинамией, учебной
нагрузкой, что оказывает влияние на деятельность жизненно важных систем.
Поэтому решили рассмотреть каким образом физическая нагрузка влияет на
жизненно важные системы органов, а именно сердечно сосудистую и
дыхательную систему.
3 Цель исследования:
Определить функциональные возможности сердечно – сосудистой,
дыхательной систем и их зависимость от степени тренированности организма.
Задачи:
1. Проследить реакцию сердечно сосудистой системы на дозированную
нагрузку
2. Определить экскурсию грудной клетки (измерить обхват грудной
клетки в состоянии вдоха и выдоха)
3. Установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического
обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания
4. Выполнить антропометрические измерения. Определить весоростовой
показатель и ИГМР индекс гармоничности морфологического
развития
Объект исследования. Учащиеся 711 класса
Предмет исследования. Физические нагрузки и состояние сердечно
сосудистой и дыхательной системы детей.
Гипотеза исследования. Физическая нагрузка активизирует деятельность
сердечнососудистой и дыхательной системы, способствует процессу
оздоровления.
4 1.2. Обзор литературы.
Значение физических упражнений для сердечно сосудистой и
дыхательной систем в организме человека
Физические занятия: физкультминутка, уроки физкультуры, занятия в
спортивных секциях, все это направлено на формирование мышечного корсета,
который должен держать позвоночник в правильном, вертикальном положении,
т. е. быть настоящей, надежной опорой нашего тела.
Формируя физической активностью опорную систему, мы не должны
забывать о том, что все эти нагрузки оказывают существенное действие на
ведущую систему в нашем организме – сердечно сосудистую и дыхательную.
Сердечнососудистая система выполняет транспортную роль. Она переносит к
клеткам нашего тела питательные растворы от органов пищеварительной
системы и кислород от органов дыхания. В обратном направлении из клеток
всех тканей выносит конечные продукты обмена углекислый газ и воду.
Состоит сердечнососудистая система из сердца и кровеносных сосудов.
Мотором нашего организма называют сердце. Оно располагается в центре
грудной клетки, слегка сместившись в левую ее половину. Форма треугольная, а
основанием «смотрит» в правое плечо, а вершиной – в левый бок. Это полый
мышечный орган, разделенный на левую и правую половины. Каждая половина
сердца в свою очередь состоит из двух частейкамер: желудочков и предсердий,
которые соединяются между собой створчатыми клапанами. Венозная кровь
(насыщенная углекислым газом) от органов возвращается по венам. Сосуды,
отходящие от сердца это артерии. По ним и движется артериальная кровь
(насыщенная кислородом), неся питательные вещества и кислород каждой
живой клеточке нашего тела. Начинает свой путь по кругам кровообращения из
5 желудочков. Они имеют толстые мышечные стенки, которые, сокращаясь
(пульсируя), выбрасывают одну за другой порции крови в сосуды. У выхода
крови из сердца в сосуды находятся полулунные клапаны. Они не дают крови
вернуться назад в сердце.
Кровь движется от сердца к органам за счет разницы давления в начале
кругов кровообращения и в конце.
Чем лучше работает сердце, тем полноценнее питание наших мышц, тем
лучше формируется мышечный корсет.
О состоянии сердечно сосудистой системы мы судим по показаниям
артериального давления (АД) и пульсу.
Артериальное давлениеэто давление крови, выброшенной сокращением
сердечной мышцы, на стенки артерий. Оно измеряется в мм ртутного столба.
Общепринято измерять его в плечевой артерии. АД измеряется прибором
тонометром. Верхнее давление это максимальное (систологическое), когда
кровь выталкивается из желудочков сердца, а нижнее – минимальное
(диастологическое), перед открытием полулунных клапанов в основании самого
крупного артериального сосудааорты.
Пульс – это толчкообразное колебание стенок артериальных сосудов,
вызванных растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из
желудочков сердца. Он соответствует частоте сокращений сердечной мышцы.
У детей нашего возраста АД в среднем равно 110120/80, а пульс –7080
ударов в минуту. Конечно, у каждого организма свои индивидуальные
особенности, убедимся какие.
Влияние физических упражнений на сердечнососудистую систему
обусловлено, с одной стороны, тренировкой и укреплением сердечной мышцы, а
с другой — нормализацией сложного механизма регуляции деятельности
данного органа и всей системы кровообращения, вследствие чего:
Улучшаются коронарное кровообращение и обменные процессы в сердце;
6
Улучшается венозная гемодинамика, что способствует притоку крови к
сердцу;
Повышается эффективность систолы;
Снижается количество холестерина в крови. Во время выполнения
физических упражнений жиры не откладываются в подкожной клетчатке или
сосудах, а расходуются организмом.
Улучшается обеспечение кровью сердечной мышцы, нормализуется
интенсивность общего кровотока и артериальное давление;
Сердечнососудистая система взаимодействует очень тесно с дыхательной
системой. Лёгкие занимают всё свободное пространство в грудной полости.
Расширенная часть лёгких прилегает к диафрагме, перегородке между брюшной
и грудной полостью. В лёгких происходит газообмен. Насыщенная кислородом
кровь возвращается в левое предсердие, затем желудочек, отсюда начинается
большой круг кровообращения.
Реакция дыхательной системы на регулярные физические упражнения
заключается в
Повышении эластичности межреберных хрящей, благодаря чему
увеличивается подвижность диафрагмы;
Укреплении дыхательных мышц (диафрагмы, межреберных мышц);
Повышении жизненной емкости легких;
Формировании правильного дыхания (замедленный углубленный выдох с
вовлечением мышц брюшного пресса);
Улучшении легочной вентиляции;
Экономизации внешнего дыхания;
Улучшении процесса газообмена в легких (улучшение насыщения
артериальной крови кислородом и удаления углекислого газа).
Таким образом, повышение функции легких и сердечнососудистой системы,
улучшает обеспечение всех тканей организма веществами, которые регулируют,
активизируют процессы обмена, что, в свою очередь, активизирует защитные
7 силы организма, закаляет организм, увеличивает сопротивляемость болезням
цивилизации, укрепляет здоровье и повышает качество жизни.
Чем больше расходуется кислорода в тканях, тем больше требуется кислорода
из воздуха для компенсации затрат. Вот почему при физической работе
одновременно усиливается и сердечная деятельность, и лёгочное дыхание.
Иными словами, физические упражнения имеют значительный оздоровительно
профилактическое воздействие на организм человека.
2. Методы и методика
Определение реакции сердечно сосудистой системы на
дозированную нагрузку.
Оборудование: часы с секундной стрелкой. Цель этой работы
познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень
тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных
сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. Известно,
что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на одну треть
по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 23 минуты после
окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние сердечно
сосудистой системы.
Ход работы:
1. Измерить пульс в состоянии покоя. Для этого делают 34 измерения за
10 сек, и среднее значение умножают на 6.
2. Сделать 20 приседаний в быстром темпе, сесть и тут же измерить ЧСС
за 10 сек, результат ЧСС в минуту.
3. Результаты оформить в виде таблицы.
8 Оценка результатов. Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний
повысилась на одну треть или меньше от результатов покоя; если
наполовину результаты средние, а если больше, чем наполовину
результаты неудовлетворительные.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха (экскурсия
грудной клетки)
При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно,
меняется её обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха он
меньше. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется
экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше могут лёгкие набрать
воздуха.
Сначала измерения проводят на вдохе, потом на выдохе. Для этого нужна
мерная лента.
Ход работы: испытуемому предлагают поднять руки и накладывают ленту так,
чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему
краю сосковых кружков у юношей и над молочными железами у девушек. Во
время измерения руки должны быть опущены.
Измерение на вдохе. Испытуемому предлагают глубоко вздохнуть. Мышцы
напрягать нельзя, плечи не поднимать.
Измерение на выдохе. Испытуемому предлагают сделать глубокий выдох.
Плечи не опускать, не сутулиться.
В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в
состоянии глубокого выдоха составляет 69 см.
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического
обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после
нагрузки. Время измеряется в секундах.
9 1. Время задержки дыхания в состоянии покоя (А)
2. Время задержки дыхания после 20 приседаний (В)
3. Процентное отношение второго результата к первому В/А x 100% .
4. Время задержки дыхания и восстановление дыхания после минутного
отдыха (С).
5. Процентное отношение третьего результата к первому С/А x 100% .
Методика выполнения антропометрических измерений
При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера,
выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,
межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы
нижний край глазницы и верхний край уха находились на одной вертикальной
линии.
Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя с помощью
сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при
отведённых в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под
углы лопаток. Спереди она проходит по средегрудинной точке. Лента должна
плотно прилегать к телу.
Масса тела определяется с помощью медицинских весов, можно
воспользоваться напольными весами.
Для оценки физического развития известен ряд методов. Один из них метод
нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) и индекса гармоничности
морфологического развития
Для определения весоростового показателя,
который характеризует
соотношение веса и роста, необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в
м) Должная величина индекса Кетле составляет:
для детей 68 лет обоего пола16
910 лет 17
11 лет 18
10 12 лет 19
1316 лет мальчики 20
17 лет мальчики 21
1314 лет девочки 20
1517 лет девочки 21
Например, мне 15 лет, мой рост 165 см, масса 49 кг.
Рост = 165 см =1,65 м; рост в квадрате 1,65 умножить 1,65=2,7 м в квадрате
Индекс Кетле = 49:2,7=18. Это на 2 единицы меньше, что свидетельствует о
дефиците массы тела.
Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела,
избыток массы на 2 единицы больше.
морфологического развития
Метод ИГМРиндекса гармоничности
позволяет определить конституцию ребёнка. Конституциясовокупность
относительно устойчивых морфологических и
индивидуальных,
функциональных (в том числе психических особенностей человека).
Конституция определяется наследственными свойствами, но в её формировании
принимают участие и внешние факторы. При отсутствии надлежащих условий
происходит задержка в росте и развитии.
Антропометрические измерения позволяют своевременно выявить нарушения
физического развития (отставания в росте, отсутствии прибавки в весе),
которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о
нарушении режима жизни. Каждому человеку соответствует его тип
конституции.
ИГМР рассчитывают по формуле:
ИГМР=(L P) X L : К X 2Т, где
Lдлина тела (рост), в см
Pмасса тела (вес), в кг
ТОкружность грудной клетки
11 Ккоэффициент развития, находится по таблице
Таблица. Коэффициент развития (К)
Возраст
12 лет
13
14
15
16
Показатель снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки
и повышается с увеличением длины тела.
Мальчики
1,138
1,146
1,158
1,139
1,134
Девочки
1,145
1,121
1,091
1,067
1,036
На основании предложенных методик и результатов антропометрических
исследований можно дать индивидуальную оценку физического развития класса.
Индивидуальная оценка физического развития класса заносится в таблицу.
В работе использованы методы: наблюдения, сравнения, измерения
3. Основная часть. Результаты исследования
3.1.Определение реакции сердечно сосудистой системы на дозированную
нагрузку (ЧСС частота сердечных сокращений)
С письменного согласия учащихся и родителей, мы получили следующие
результаты . 7 класс
Ф.И
№
пп
Пульс в
Пульс после
Восстановлен
заключение
покое
20
приседаний
ие пульса
после 2 минут
5
урок
1
уро
к
5
урок
1
урок
5
урок
1
урок
12 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Бобкова Лера
Иванова Екатерина
Калмыкова Аделина
63
82
52
Кошелева Виктория
82
Лизунова Александра
60
80
104
144
102
120
162
96
90
78
94
144
112 180
106 138
Маликова Арина
60
108
104
168
Морозова Анастасия
74
Ермолаева Алина
64
90
90
114
126
98
180
Ярова Светлана
86
138
Бабкин Андрей
Кириченко Денис
Коломыльцев
Мичеслав
60
84
60
90
66
110
112
156
107
144
90
65
88
84
84
68
65
84
70
64
94
80
норма
96
норма
72
84
66
96
78
78
84
78
78
84
норма
Средний
норма
норма
норма
Средний
норма
норма
норма
Средний
Средний
норма
норма
норма
13
Попов Александр
58
108
116
159
14 Швед Владислав
15
Слесаренко Андрей
16 Ширяев Владимир
96
72
74
144
114
102
82
96
72
92
Из 16 учащихся 7 класса 4 человека имеют средний результат,
свидетельствующий об увеличении сердечных сокращений в два раза после
физической нагрузки.
13 8 класс
№ пп Ф.И.
Пульс в
покое
Пульс после
Восстановление
заключение
20
присяданий
пульса через 2
минуты
6
уро
к
77
80
70
80
60
1 урок
6
уро
к
1 урок
6
уро
к
1 урок
90
90
96
84
84
114
120
78
72
110
120
80
84
120
156
80
96
112
144
116
156
86
62
84
72
1
2
3
4
5
Баженова Галина
Бойкова Дарья
Иванова Кристина
Павлова Эльвира
Попова Александра
норма
норма
норма
норма
Средний
14 Фитлер Яна
58
72
114
114
Слепнёв Дмитрий
62
78
138
140
Табункова Анна
60
124
96
79
70
72
65
Средний
Средний
Средний
результат
6
7
8
9
Воробьёв Максим
10
Мартышко
Всеволод
11
12
Медин Геннадий
Сазонов Валерий
73
60
61
60
78
90
72
90
114
138
80
72
норма
104
120
60
96
Отличный
111
132
118
140
66
67
102
результат
норма
норма
Из 12 учащихся 4 человека имеют средний результат. В основном это часто
болеющие ребята. Есть отличный результат, доказывающий работу сердца
тренированного человека. Определение пульса проводилось на последнем и
первом уроке. Показания были выше на первом уроке. Объяснить это можно
тем, что ребята преодолели определённое расстояние до школы.
15 9 класс
№пп Ф.И.
Пульс в покое
Пульс после 20
Восстановле
заключение
приседаний
ние пульса
после 2
минут
1
2
3
4
5
Буряк Анастасия
108
Дыбов Роман
Мартынова
Татьяна
102
78
Шабалина Татьяна 96
Яковенко Елена
76
144
162
112
156
124
84
66
78
84
76
норма
норма
хороший
норма
норма
16 6
Бандеров Тимур
56
66
90
60
66
7
8
9
Арысланов
Ростислав
Кольченко
Константин
Корчевский
Василий
152
138
132
120
108
70
66
70
68
66
Результат
неудовлетво
рительный,
средний
хороший
средний
норма
Из 9 учащихся 9 класса 1 человек имеет хороший результат, доказывающий
работу сердца тренированного человека. Получили неудовлетворительный
результат. Сделали повтор через несколько дней, зафиксирован средний
результат. Всего средних показателей 2 из 9.
1011 класс
№ пп
Ф.И.
Пульс в
Пульс после
Восстановление
Заключение
покое
20
присяданий
пульса через 2
минуты
1
2
3
4
5
Подгальская Карина
Фёдорова Кристина
Кузнецова Анастасия
Калугина Евгения
Полещук Ольга
84
90
78
74
76
144
144
138
126
130
60
78
78
76
79
норма
норма
норма
норма
норма
Девушки старших классов функциональная проба сердечно сосудистой
системы на дозированную нагрузку в норме.
17 При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается
потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов
распада, поэтому работа сердца усиливается. Усиление сердечной деятельности
может произойти как за счёт выброса большого количества крови при каждом
сокращении, так и за счёт увеличения сердечных сокращений.
Ударный объём сердца нетренированного человека небольшой, так как
сердечная мышца слаба и не может вытолкнуть большое количество крови.
Поэтому усиление кровообращения происходит преимущественно за счёт
возрастания сердечных сокращений. Но при этом сокращается время,
приходящееся на паузу сердца, и сердце мало отдыхает и быстро устаёт.
У тренированных людей увеличение работы сердца происходит больше за
счёт количества крови, выбрасываемого в аорту при каждом сокращении,
поэтому период отдыха сердца увеличивается. В этом случае говорят: сердце
работает экономно. Ярким примером является результат Севы. В состоянии
покоя пульс60. После физической нагрузки 104, пульс восстановился через 2
минуты60 ударов.
Таким образом, из 42 обследуемых
10 человек имеют средний результат (увеличение ЧСС наполовину) ,что
составляет 23 %.
2 человека имеют хороший и отличный результат (экономная работа сердца
тренированного человека), что составляет 5%.
У остальных функциональная проба в норме72%.
Для того, чтобы выяснить причину среднего результата, решили определить
весоростовой показатель и индекс гармоничности морфологического развития
Ребятам, получившим средний результат, рекомендовали активное занятие
физкультурой, постепенное увеличение нагрузки.
18 3.2.Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе (экскурсия
грудной клетки)
№ пп Ф.И.
Обхват грудной
Обхват грудной
заключение
клетки на вдохе
клетки на вдохе
7 кл.1 Бобкова Валерия
2
3
4
5
6
7
8
9
Иванова Кристина
Калмыкова Аделина
Кошелева Виктория
Лизунова Александра
Маликова Арина
Морозова Анастасия
Ермолаева Алина
Ярова Светлана
72
79
72
73
72
75
88
75
76
64
73
67
66
66
66
83
68
67
8 норма
6 норма
5 ниже нормы
7 норма
6 норма
9 хороший
результат
5 ниже нормы
7 норма
9 хороший
19 10
11
12
13
14
15
16
Бабкин Андрей
Кириченко Денис
Коломыльцев Мичеслав
Попов Александр
Швед Владислав
Слесаренко Андрей
Ширяев Владимир
8 кл1 Баженова Галина
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Бойкова Дарья
Иванова Кристина
Павлова Эльвира
Попова Александра
Фитлер Яна
Слепнёв Дмитрий
Табункова Анна
Воробьёв Максим
Мартышко Всеволод
Медин Геннадий
Сазонов Валерий
75
77
81
70
82
71
76
73
88
76
79
79
79
82
86
90
91
83
79
70
68
73
63
71
64
70
79
82
70
74
72
75
75
81
81
85
73
70
результат
5 ниже нормы
9 хороший
результат
8 норма
7 норма
9 хороший
результат
7 норма
6 норма
6 норма
6 норма
6 норма
5 ниже нормы
7 норма
4 ниже нормы
7 норма
5 ниже нормы
9 хороший
результат
6 норма
7 норма
9 хороший
20 72
78
96
82
79
85
89
82
64
73
88
76
72
80
82
76
результат
8 норма
5 ниже нормы
8 норма
6 норма
7 норма
5 ниже нормы
7 норма
6 норма
13
Золотарёв Артём
9 кл.1 Буряк Анастасия
Дыбов Роман
Мартынова Татьяна
Шабалина Татьяна
Яковенко Елена
Бандеров Тимур
Арысланов Ростислав
2
3
4
5
6
7
8
9
Кольченко Константин
105
100
5 ниже нормы
Корчевский Василий
1011
Подгальская Карина
кл.1
2
3
4
5
Фёдорова Кристина
Кузнецова Анастасия
Калугина Евгения
Полещук Ольга
87
77
72
82
80
80
70
64
73
74
7 норма
7 норма
8 норма
9 норма
6 норма
В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в
состоянии глубокого выдоха составляет 69 см.
В результате,
7 класс. 16 человек. Норма9 человек58%. Хороший результат4человека, 24%.
Ниже нормы 3 человека,18%.
8 класс. 13 человек. Норма8 человек38 %. Хороший результат2 человека,15%.
Ниже нормы3 человека,23%.
21 9 класс. 9 человек. Норма6 человек 67%. Ниже нормы3 человека 33%.
111 класс.5 человек. Норма 100%.
Таким образом, обследовано 43 человека.
Экскурсия грудной клетки в норме28 человек, 66%.
Хороший результат6 человек,14%.
Результат ниже нормы9 человек, 20 %.
При сравнении результатов реакции сердечно сосудистой системы на
дозированную нагрузку (ЧСС) и экскурсии грудной клетки мы получили
совпадения: учащиеся показавшие средний результат ЧСС, имеют результат
ниже нормы при исследовании экскурсии грудной клетки ( Фитлер Яна,
Табункова Анна8 класс, Кольченко Константин9 класс). Всего 3 человека.
Возникает необходимость в антропометрических измерениях.
22 3.3. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического
обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после
нагрузки .
Известно, что на интенсивность дыхания влияют продукты распада, в
частности, углекислый газ, который образуется в результате биологического
окисления. Он гуморально влияет на дыхательный центр. При задержке дыхания
обмен веществ в тканях не прекращается и углекислый газ продолжает
выделяться. Когда его концентрация в крови достигнет критического уровня,
происходит непроизвольное восстановление дыхания. При задержке дыхания
после 20 приседаний, оно восстанавливается быстрее, т.к. биологическое
окисление при работе происходит интенсивнее и углекислого газа
накапливается больше. Однако, у тренированных людей различие между этими
результатами получилось меньше, чем у нетренированных. Одной из причин
является то, что у нетренированных людей обычно наряду с мышцами,
обеспечивающими нужное движение, сокращается множество других мышц,
которые к нему не имеют отношения. Лишние движения затормаживаются в
процессе тренировки благодаря более совершенной регуляции со стороны
нервной системы. Таким образом, эта функциональная проба показывает не
только состояние дыхательной и сердечно сосудистой систем человека, но
и степень его тренированности.
Категории
испытуемых
Задержка
дыхания
Ав покое
Задержка дыхания
Впосле работы
С после отдыха
В/А x 100% после
20 приседаний
С/А x 100% после отдыха
23 Здоровые
тренированные
Здоровые
нетренированные
С отклонениями от
состояния здоровья
60 с
45 с
35 с
Более 50% от первого
результата
Более 100% от первого
результата
30 % от
первого результата
Менее 30% от первого
результата
70% от первого результата
Мене 60% от первого результата
3.4. Антропометрические измерения. Весоростовой показатель (Кетле) и
ИГМР были произведены у учащихся с 79 класс.
№ пп Ф.И.
возраст рост
вес
ОГК
Индекс
ИГМР
7 кл.
13
146
37
68
17, 3
104
Кетле
1
2
3
4
5
6
Бобкова Валерия
Иванова Кристина
13
165
44
76
Калмыкова Аделина
13
150
36
69
Кошелева Виктория
13
157
40
69
Лизунова Александра
13
165
46
68
Маликова Арина
13
167
44
69
дефици
т
16, 2
дефици
т
16
дефици
т
16
дефици
т
17
дефици
т
16
дефици
117
110
118
129
132
24 7
8
9
Морозова Анастасия
Ермолаева Алина
Ярова Светлана
10
Бабкин Андрей
13
13
13
13
160
40
70
150
40
70
11
Кириченко Денис
13
175
48
71
12
Коломыльцев Мичеслав
13
165
49
75
13
Попов Александр
13
155
34
66
14
Швед Владислав
13
157
44
75
15
Слесаренко Андрей
13
160
45
73
16
Ширяев Владимир
13
135
34
71
т
155
61
89
25, 4
121
избыток
160
47
71
19
113
дефици
т
16
дефиит
18
дефици
т
15, 6
дефици
т
18
дефици
т
14
дефици
т
18,3
дефици
т
18
дефици
т
18
дефици
122
102
162
106
124
99
102
84
25 8 кл1 Баженова Галина
14
160
57
76
22,8
99,8
т
Бойкова Дарья
14
167
68
88
22
86, 1
избыток
Иванова Кристина
Павлова Эльвира
14
14
165
55
158
55
73
75
избыток
20
норма
21
избыток
Попова Александра
14
159
55
77
22
избыток
114
83
84
Фитлер Яна
14
168
61
76
21,7
108
2
3
4
5
6
7
8
9
Слепнёв Дмитрий
Табункова Анна
Воробьёв Максим
10
Мартышко Всеволод
11
Медин Геннадий
14
13
14
15
14
162
54
165
70
180
70
164
65
165
52
78
83
83
86
75
избыток
20
норма
97, 2
25
86
избыток
20,5
103
норма
20
норма
81
19,2
107
дефицит
12
Сазонов Валерий
13
179
55
71
17, 1
137
26 9 кл.
15
164
51
75
19, 6
115, 4
дефицит
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Буряк Анастасия
дефицит
Дыбов Роман
16
194
80
92
20, 5
105.9
норма
Мартынова Татьяна
15
164
51
77
19, 6
112.7
дефицит
Шабалина Татьяна
14
165
49
73
18,1
120.1
дефицит
Яковенко Елена
16
164
52
81
20, 3
109.4
Бандеров Тимур
15
165
61
83
15, 4
90.7
дефицит
дефицит
Арысланов Ростислав
15
176
65
82
21, 6
135.6
норма
Кольченко Константин
15
184
86
103
26,0
76.8
Корчевский Василий
16
160
51
80
20,8
96.1
избыток
норма
В результате,
7 класс. 16 учащихся. Весоростовой показатель 1 человекизбыточный вес. 15
человек имеют дефицит веса. Объяснить можно активным ростом и развитием в
13 лет. Не исключен социальный фактор.
27 8 класс. 12 человек. Весоростовой показатель 6избыток. 2 дефицит.
9 класс 9 человек. Весоростовой показатель. 1 избыток. 4 дефицит веса
Антропометрические исследования показали, что из 37 обследуемых
учащихся
Весоростовой показатель в норме 8 человек, 22%.
Избыток веса имеют – 8 человек, 22 %.
Дефицит веса наблюдается у 21 человека, 56%.
По индексу гармоничности морфологического развития (ИГМР)
показатель снижается с увеличением массы тела и окружности грудной
клетки и повышается с увеличением длины тела. Так у трёх юношей 7,8 и 9
класса (Кириченко Денис, Сазонов Валерий, Арысланов Ростислав) имеющих
небольшой вес и большой рост ( дефицит веса) ИГМР очень высокий. А вот
деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы в норме. Низкий
показатель ИГМР у ребят с избытком веса.
Если вернуться к первым исследованиям, то получается, что ребята,
имеющие избыток веса и низкий ИГМР имеют средние показатели ЧСС и
результат ниже нормы при исследовании экскурсии грудной клетки ( Фитлер
Яна, Табункова Анна8 класс, Кольченко Константин9 класс). Всего 3 человека.
Радует то, что у ребят с дефицитом весоростового показателя и высоким ИГМР
(Сазонов В., Кириченко Д., Арысланов Р.) в норме ЧСС и хорошие показатели
экскурсии грудной клетки.
Влияние физических упражнений на сердечно сосудистую и дыхательную
систему обусловлено, с одной стороны, тренировкой и укреплением сердечной
мышцы(экономная работа сердца) и повышением жизненной ёмкости лёгких.
28 На конкретном исследовании мы убедились в том, что занятие физкультурой,
посещение спортивных секций положительно сказывается на работе сердечно
сосудистой системы. Гиподинамия рождает проблемы. Рекомендовано
сбалансированное питание, соблюдение режима дня, чередование труда и
отдыха, постепенное увеличение физической нагрузки.
Гипотеза подтвердилась. Физическая нагрузка активизирует деятельность
сердечно сосудистой и дыхательной системы, способствует процессу
оздоровления.
4. Выводы
1. Дозированная нагрузка на сердечно сосудистую систему показала,
что функциональная проба сердца у72% учащихся в норме. Сердце
тренированного человека работает экономно 5 %учащихся.
2. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе (экскурсия
грудной клетки) у 66% учащихся в норме. Хороший результат
имеют те учащиеся, у которых наблюдалась экономная работа
сердца, это спортсмены школы
3. Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после
нагрузки показывают не только состояние дыхательной и сердечно
сосудистой системы, но и степень тренированности организма
4. Избыток веса и степень тренированности организма влияют на
сердечно сосудистую и дыхательную системы. Средние показатели
функциональной деятельности сердца, низкие показатели экскурсии
грудной клетки являются доказательством.
29 5.Заключение
Непродолжительные физические занятия физминутки на уроках
оказывают незначительные изменения в пульсе, но всетаки активизируют
деятельность сердечнососудистой системы, которая лучше начинает питать
наши мышцы, и, тем самым снимает усталость с опорнодвигательной системы, и
мы становимся более работоспособными на уроках.
Физическая нагрузка значительно изменяют частоту сердечных
сокращений, увеличивает экскурсию грудной клетки, а значит, активизирует
деятельность сердечно сосудистой, дыхательной системы, что способствует
укреплению, росту и нашему оздоровлению.
30 Список литературы:
1.
Биология. Человек. Учебник для 9 кл. под редакцией академика
А.С. Батуева. М.: «Просвещение», 2004.
2.
Дембо А.Г. практические занятия по врачебному контролю. М.:
«Физкультура и спорт», 2006.
3.
Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: изд
во «Медицина», 2000.
4.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.:
«Дрофа», 2010.
31
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Исследовательская работа "Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.