Исследовательская работа «Искусство под названием витраж»
Оценка 5

Исследовательская работа «Искусство под названием витраж»

Оценка 5
Научные работы
docx
технология +1
5 кл—11 кл +1
11.04.2019
Исследовательская  работа                      «Искусство под названием витраж»
Публикация является частью публикации:
Искусство под названием витраж.docx

МБО ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

 

 

 

                             Декоративно прикладное искусство

 

 

 

                                 Исследовательская  работа

 

                    «Искусство под названием витраж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор  работы:

Семенова Анастасия 8 класс,

МБОУ СОШ № 7,

                                                                             г. Сальск, Ростовская область.

 

 Руководитель:

Плаунова Наталия Владимировна

         МБОУ СОШ № 7,

                                                                             г. Сальск, Ростовская область.

 

 

 

 

 

                                                  г.Сальск

                                                     2019г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. История возникновения витражей

          1.1 Понятие витраж…………………………………….. ………….........6        

          1.2 Цвета стекол витража…………………………………………….…. 6

          1.3.Витражи-соборов………………………………………………….….7

          1.4.Витраж в Российских соборах………………………………….……7

Глава 2.Художественное своеобразие витражного искусства………………8

          2.1Современные направления и приёмы работы в технике витража……………………………………………………………………….8-10

          2.2. Виды витражей,  многообразие технологий ………………...……10

Глава 3. Утилитарная и декоративная функции витража……………………11

Глава 4. Витражи в интерьере………………………………………………....12

           4.1 Преимущества витражей, или 3 причины истинной любви к                

прекрасному……………………………………………………………….........12

           4.2 Витраж витражу рознь, или как выбрать и не прогадать ………   12

           4.3 Завоевав все: территории витражей в интерьере вашего жилья….13

           4.4 Декорирование предметов интерьера…………………………..14-15

Глава 5. Практическая часть

           5.1.Обзор и изучение литературы об искусстве витража…………..16

           5.2.Социологический опрос…………………………………………..16

           5.3. Изготовление витражных красок в домашних условиях…….17-18

Глава 6. Декорирование дизайна интерьера моей квартиры в технике витражной росписи

           6.1. Подбор цветовой гаммы………………………………...……….…18

           6.2.Инструменты и материалы…………………………………….…..19

         6.3.Алгоритм выполнения работы……………………………………….……20

Заключение…………………………………………………………………...….21

Литература……………………………………………………….…...................22

Приложение …………………………………………………………………23-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                                       Введение

Витражи — как окна в мир иной.
Позвала нас сказка за собой.
Разноцветный из стекла узор,
Это горы и морской простор,
Осень и зима, весна и лето,
Краски от заката до рассвета.

Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства, имеющий огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой.         Перспективы и творческие возможности его безграничны.

 Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением разнообразных красок. Яркая декоративность и эмоциональная выразительность украшений, интерьерных деталей и иных изделий из стекла, выполненных в разнообразных техниках художественной обработки данного материала, делает их особенно привлекательными в современном интерьере.

Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Витражи – это один из самых красивых вариантов украшения интерьера. Изделия, выполненные в технике «витражной росписи стекла» занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это всевозможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра и многое другое.

Мне захотелось узнать прошлое, познакомиться с настоящим и привнести в некую неповторимость в дизайн интерьера своей квартиры.

В исследовательской  работе под названием «Искусство под названием витраж» рассмотрена старинная и современная техника работы с  витражами, его стили, современные направления и приемы

 Тема исследования: «Искусство под названием витраж»»

 Проблема исследования: роспись по стеклу является востребованным видом декоративно-прикладного искусства. Это направление интересно своими приемами и технологией изготовления.

Цель: изучить этапы становления и функции искусства витража как художественного явления, востребованного современной культурой.

 Задачи исследования:

-рассмотреть современные направления и виды в техники витража;

-изучить варианты техники витража в современном интерьере;

- провести опыты по изготовлению витражных красок в домашних условиях

Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными

       Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

Гипотеза:

-Действительно ли утверждение, что искусство витража актуально  сегодня?

-Предположим, что в домашних условиях при минимальных затратах можно изготовить витражные краски, которые по своим качествам не будут уступать магазинным.

- Можно ли используя технику витраж создать неповторимый интерьер в своем доме?

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство витраж.

Предмет исследования: процесс изготовления изделий  в техники витраж

Актуальность :Стекло - замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Оно может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Стремление людей украшать свои жилища формировалось еще в древности, а с развитием промышленности и современных технологий эта сторона жизни приобретает оттенок индивидуальности и неповторимости, в которой каждый человек проявляет свое творчество и фантазию.

Прошло много лет, но роспись по стеклу по-прежнему актуальна. Это увлекательное занятие, доступное каждому. Расписывать можно все, что угодно - от мелочей до более крупных вещей, например, можно расписать стекло кухонной двери. Есть, где разгуляться фантазии!

Методы исследования:

-Наблюдение, анализ, сравнение, обобщение ,практический

Мною была изучена интересная по своему содержанию литература, книги статьи из журнала "Художественный совет" 2006, по возможности старалась пользоваться услугами  Интернета.

           

 

   

 

 

Глава1.История возникновения витражей.

http://i.sunhome.ru/foto/196/vitrazh-2.jpgКогда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э., начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.
Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.
С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

                                  1.1. Понятие витража

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж . Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

 Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.Роспись по стеклу - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения ,дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера. В своей работе я хотела показать значение витража для украшения различных помещений, в моем случае это мой дом , где я провожу много времени. Поэтому моя работа очень актуальна. Одну из самых важных составляющих в расположении витража играет освещение. Дневной свет позволяет видеть все преимущества витража – в течение дня витраж переливается самыми разными цветами

                                    1.2. Цвета стекол витража

Цвета стекол, применявшихся в витражах XI- XIII вв., были чрезвычайно разнообразны, что вполне соответствовало относительно высокому уровню техники стекловарения, достигнутому к тому времени стараниями византийских специалистов-мозаичистов. Чтобы получить хотя бы некоторое представление о богатстве палитры цветных стекол, применявшихся в это время для витражей, обратимся к свидетельству глубочайшего знатока витражного искусства французского архитектора XIX в. Виолле-леДюка. Он пишет о шести обычных цветах стекол: синем, желтом, красном, зеленом, пурпуровом, белом и двух редких - красновато-коричневом с золотистым отливом и темно-зеленом тёплом. Каждый из этих цветов имел по три или четыре оттенка, а именно: синий - от чисто бирюзового до густого индиго; красный - от нежно оранжевого до красного густого, крапленого под яшму; зеленый - от светлого зелено-желтого до зеленого бутылочного. Разные оттенки в витражных стеклах имел излюбленный в то время пурпуровый цвет: пурпуровый светлый теплый; пурпуровый темный винного цвета; пурпуровый светлый неяркий. Бесцветное или белое стекло также имело несколько оттенков: желтоватый неяркий, зеленоватый, цвета морской воды, перламутровый. Дневной свет, проходя во внутренние помещения храмов через такие стекла, создавал поразительные красочные эффекты.
Говоря о подобных витражах в своей "Истории искусств всех времен и народов", К. Верман восклицает: "В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол".

                                   1.3.Витражи- соборов

Прекрасно сохранился до наших дней один из витражей аббатства Сен-Дени во Франции работы XII в. В хронике монастыря говорится, что для росписей витражей этой церкви были приглашены художники из разных стран. На одном из витражей изображена фигура аббата монастыря, распростертого на земле у ног Богоматери.

Следует также обратить внимание на один из самых прославленных памятников живописи на стекле XIII в.- ансамбль витражей в окнах Шартрского собора во Франции. Эта коллекция почти полностью сохранилась до наших дней. Этот монументальный ансамбль витражей отличается необычайным красочным богатством. Один из знаменитейших витражей Шартра - успение Богоматери.

Не меньшей славой пользуются уцелевшие с XIII в. витражи собора Парижской Богоматери. Великолепный ажурный переплет этих окон искусно вырезан из камня. Весь комплекс бесчисленных кусков цветного стекла поражает необыкновенным богатством сверкающих красок. Виктор Гюго в своем знаменитом романе "Собор Парижской Богоматери" посвящает этим окнам следующие строки: "Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой... Лишь большая "роза" фасада, разноцветные стекла которой купались в лучах заката, искрилась в темноте, словно груда алмазов, отбрасывая свой ослепительный спектр на другой коне нефа".
                            1.4.Витраж в Российских соборах

Российские витражи были украшением и костелов, и православных храмов, и светских жилищ. То есть были достаточно распространены и не были слишком сосредоточены на исключительно храмовых зданиях. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Абрамцевский кружок художников развивал этот вид искусства, как самостоятельный. Среди них наиболее известных - Михаил Врубель, его лучшим витражным произведением считается витраж «Рыцарь». Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-на-Крови, Академия Художеств…  Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте.

ГлаваII. Художественное своеобразие витражного искусства

2.1 Современные направления и приёмы работы в технике витража

Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники. Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света. В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков.

                  2.2.Виды витражей,  многообразие технологий

Витражи условно можно разделить на три типа: витражи настоящие, псевдовитражи и цельные витражи. Для того чтобы было понятно в чем заключаются различия, преимущества и особенности этих разновидностей витражного искусства, я более подробно остановлюсь  на самых популярных и ярких техниках каждого типа.

http://artultra.ru/photos/vitraji/Tekhniki/Plenochnyi%20vitrazh/vitrazh-nabornyi-475.jpgВитражи настоящие. Естественно, когда речь заходит о настоящих (традиционных) витражах первое, что приходит в голову – это классический (свинцово паечный) витраж. Технология изготовления классического витража, несмотря на свою многовековую историю, практически не изменилась. Однако классический витраж имеет ряд недостатков, которые заставляют отдавать предпочтение другой, не менее роскошной технике. Техника Тиффани очень похожа на классическую технологию, но при этом лишена всех ее недостатков. Витражи Тифани  не зря считаются самыми красивыми и благородными витражами. Гибкость линий, эстетичность швов, объемность форм, оригинальность и неповторимость – это далеко не полный перечень того, что несут в себе эти уникальные и прекрасные витражи.

vitrail-51.jpgПсевдовитражи. Если настоящие витражи собираются из разноцветных стеклышек, то псевдовитражи всего лишь имитируют кусочки разноцветного стекла и соединяющие их швы. Среди самых популярных на сегодняшний день имитаций можно отметить пленочный витраж и заливной (контурный) витраж. Как можно понять из названия в пленочном витраже кусочки стекла заменяют кусочки пленки, которые по эскизу приклеиваются на цельное стекло. В заливном витраже используют специальные лаки или краски, которыми заливают заранее прорисованные на стекле контуры. Конечно же, все псевдовитражи, в эстетическом плане, значительно уступают настоящим витражам.

Цельный витраж. Это особый тип витража, который совмещает в себе все достоинства классического витражного изделия и псевдовитража. К наиболее ярким и популярным цельным витражам можно отнести расписной витраж и vitrail-45_0.jpgфьюзинг. Расписной витраж представляет собой самую настоящую картину, которую художник пишет на стекле. Поэтому трудно найти более индивидуальный и рукотворный витраж, чем этот. Как и художественное полотно, он является криком души мастера, передавая все его стремления, порывы и чаяния.

Наборный витраж – тип классического витража. Части цветного стекла, вырезанные по контурам, в соответствии с эскизом соединяются воедино на наборном столе. Как правило, в наборный витраж входят цветные стекла без росписей и гравировок. Идеальный вариант для дорогого классического интерьера.

Паянный витраж – тип классического витража. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.

 Фацетный витраж – витраж, собранный из особым образом ограненных стекол. По периметру каждого стекла снимается фаска (фацет, фасет), что усиливает светопреломляющие и отражающие свойства стекла. Вместо фацетных стекол могут использоваться объемные стекла, тщательно отшлифованные и отполированные, с особенной огранкой. Огранка стекол – очень ответственный этап производства витража, потому что он нее зависит будущая светопроницаемость витража и способность преломлять и отражать свет, создавая игру причудливых бликов. Для получения хорошей огранки или широкой фаски требуется широкое, а значит более тяжелое стекло, поэтому для витража с такими стеклами требуется прочная оправа. Как правило, фацетированные или ограненные стекла соединяют с помощью укрепленного медного, латунного или другого жесткометаллического профиля. Свинец не способен выдерживать нагрузки большого веса и провисает, и поэтому его не используют. Когда витраж собран, его металлический каркас патинируют под серебро, золото, латунь или старую бронзу. Золотистые отсветы от патинированной оправы усиливаются vitrail-52.jpgпреломлением толстых стекол и выглядят как настоящие драгоценности. Фацетные витражи хорошо использовать для оформления декоративных окон, дверец шкафов и других предметов мебели.

Расписной витраж – это витраж, который может быть изготовлен в любой из наборных техник, важно, что все или большинство стекол витража расписаны. Иногда для дополнительного декора в расписной витраж вносятся куски ограненных и фацетных стекол. Витраж относится к расписным, даже если роспись нанесена на единственное монолитное стекло витража.

Комбинированный витраж – витраж, соединяющий в себе несколько vitrail-43.jpgстилей или техник изготовления. Например, стекла обработанные пескоструйным методом и соединенные в технике Тиффани. Этот вид витражей, как любое смешение стилей, подразумевает любые, подчас неожиданные применения привычных техник. Для этих витражей используются готовые детали, литые розетки, гравированное толстое стекло.

vitrail-55.jpgУзорчатые витражи – это витражи, в которых основной акцент сделан не на многоцветье стекол, а на их узоры. Стекла для таких витражей выбираются, как правило, бесцветные, либо пастельные. Главное – фактура и узор на стеклах. Основными мотивами для узорчатого витража vitrail-107.jpgявляются геометрические орнаменты, рисунок «мороз на стеклах», или просто фактурное стекло, ориентированное в разных направлениях.

Мозаичные витражи собираются из цветных стекол, соединяющихся свинцовыми нитями, и характеризуются, как правило, повторяющимся геометрическим или цветочным рисунком. Геометрическое построение мозаичного витража может дополняться дополнительными элементами: стеклянными розетками, шлифованными вставками, кабошонами. Чаще всего мозаичный витраж использовался в качестве фона, однако в некоторых случаях мог служить самостоятельным элементом декора здания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III . Утилитарная и декоративная функции витража

 Оконные витражи стали популярны еще в средние века. Хотя самые древние витражи, найденные на территории Рима, датируются началом нашей эры. В средневековье, конечно, необходимость установить витраж была чисто утилитарной: цельное стекло изготовить в тех условиях было довольно сложно. Поэтому оконные рамы заполнялись маленькими стеклышками, составляющими своеобразную мозаику. А с течением времени это стало самым настоящим искусством.

         Изначально мозаика на полу выполняла чисто утилитарные функции - являлась способом выровнять пол и сделать помещение более прохладным. Позднее декоративная функция вышла на первый план, мозаикой отделывались не только полы, но и стены, потолки, предметы культа и быта.

         Назначение витражей дольно разнообразно. Они успели стать не только элементом декоративного украшения зданий и сооружений, но и обрели утилитарное назначение: заменяют дверные филенки и оконные стекла, хорошо пропускают дневной свет, дают при этом возможность скрыться от посторонних глаз.

         Витражи используют в окнах, делая их частично или полностью витражными. Эффектно смотрятся витражные панно и фальш-окна. Помимо чисто декоративной, витраж может нести утилитарную нагрузку. Использование витража с подсветкой позволит «оживить» затемненные участки дома.

         Ниши, проемы, перегородки позволят зонировать пространство, при этом пропуская свет и, при этом, создавая потрясающую игру света и цвета в помещении.

         Витраж в наше время является популярным и востребованным элементом интерьера. С его помощью можно придать комнате свой неповторимый характер, сделать ее запоминающейся и уникальной. Особенно выигрышно смотрятся витражи на окнах, которые выходят на солнечную сторону: проходящий сквозь множество цветных стекол солнечный свет наполняет комнату красками, создавая особую, волшебную атмосферу.

         Кроме того, при помощи витража можно скорректировать «настроение» комнаты. Например, скрыть неприятный вид из окна, заменив его своим сказочным узором, или придать ощущение прохлады в комнате, окна которой выходят на юг, либо наоборот - «согреть» теплыми красками солнечных лучей, преломляющихся в стеклах огненных оттенков, холодную северную комнату. Возможности витража огромны, практически безграничны, и, что интересно, его можно установить практически в любом помещении: витраж способен украсить практически каждое окно. Одной из моих задач было показать современное применение витражного искусства в современном интерьере, и я выполнила несколько работ. На мой взгляд, они гармонично могут вписаться в любой интерьер современной квартиры.

 

                                 Глава IV.Витражи в интерьере.

Тонкая изысканность, яркая индивидуальность, особая энергетика и стилистика, хрупкость, придающая очарования — это витражи в интерьере домов и квартир, делающие последние непохожими на другие. С тех самих пор, как человечество научилось окрашивать стекло и соединять осколки при помощи медной проволоки, витражи стали не только частью храмов, но и жилья людей. Методики современности позволяют создавать витражи в разной технике с легкостью и высоким уровнем мастерства, делать их не только стильным и уникальным декором помещений, но и выражением отменного вкуса хозяина. Все о витражах — только здесь!

4.1.Преимущества витражей, или 3 причины истинной любви к                

прекрасному

Витраж в интерьере светлого домаПри оформлении дома или квартиры витраж станет эдакой заглавной «буквой» интерьера, привнесет в него свет и негу, истому и красоту. Однако не только за счет эстетической составляющей ценны витражи, но и за счет:

1.Экологической/биологической чистоты. Стремление к естественности, природности и натуральности в своем жилище — это составляющие, наиболее востребованные потенциальным покупателем. А что может быть натуральнее песка?!

2.Стойкости к колебаниям температуры/влажности/интенсивности светового потока. Это говорит о том, что витраж в ванной или на кухне, в библиотеке или гостиной, в детской или коридоре будет уместен, а также долговечен и практичен.

3.Простоте ухода. Витражами, выполненными при помощи той или иной методики в определенном стиле, украшают не только оконные проемы, но и двери, фасады шкафов, потолки и ниши, их делают частью аксессуаров и декоративных предметов интерьера. При этом стекло не требует стирки как текстиль или тщательной полировки, к примеру, как изделия из массива дуба. Они неприхотливы, следовательно, вам остается больше времени для наслаждения их красотой!

                  4.2.Витраж витражу рознь, или как выбрать и не прогадать

Картины из стекла — это не только выбор размера, рисунка, оттенков, но и техники изготовления. Каждая из них — искусство, требующее навыков, опыта мастера, частичка его души и своеобразная магия. Изучив классические методики изготовления, вы поймете, какие именно витражи в интерьере вашей гостиной, кухни или спальной комнаты будут уместны более всего.

Итак, знакомьтесь!

Витраж-мозаика. Специальные заготовки (определенного размера и формы) изготавливаются изначально, впоследствии скрепляясь между собой. Оригинальная идея для определенного орнамента, растительного напева с четкими линиями и минимумом оттенков.
Витраж-тиффани. Классический метод заключается в использовании небольших разноцветных кусочков стекла, скрепляемых между собой при помощи медной фольги. Богато, роскошно и… дорого. Такая стеклянная картина — истинный шедевр мастера-умельца!
Витраж-фьюзинг. На полотне стекла создается цветной рисунок, на который (в точности!) выкладываются кусочки стекла. Картина запекается — и вы поражаетесь объемному, глубокому, застывшему рисунку.
Витраж травленый. Технология подразумевает создание на поверхности стекла глубоких очертаний-борозд, которые появляются при помощи травления. Их впоследствии заполняют красками, создавая рисунок.
Витраж расписной и пленочный. Первый вариант — это всего лишь мастерство художника, второй — создание эффекта витража при помощи специальной пленки, имитирующей кусочки цветного стекла. Ничего общего с истинными стеклянными картинами из стекла методики не имеют, однако дают представление о грамотном расположении настоящего витража, его размерах, рисунке, цветовой палитре. Так сказать, пробные витражи
в интерьере, которые обязательно станут оригинальными!

4.3.Завоевав все: территории витражей в интерьере вашего жилья

Окна-витражи уже давно не вызывают удивления. Уникальные витражи в интерьере нашли массу других мест и территорий, которые покорили. Соотнесите стиль вашего помещения и выберите местоположение витража!

Кухня и витражи: требования, удовлетворяющие друг другу

http://glass59.ru/upload/potolok/1829587351927241_b040.jpgВитраж на кухне в стиле прованс, винтаж, этно — это стильно, ярко, нетривиально. При этом витражным может быть не только окно, но и фасады кухонных шкафов, тумб, столов. Выдающимся элементом декора может стать дверь с витражной вставкой и даже… фартук, витраж которой будет создан наподобие кафельной плитки. Витраж большого или маленького размера, без сомнений, станет главным декоративным украшением кухни. Поэтому выбирая его цветочную палитру, размещение и размеры, учитывайте другие оттенки в помещении, отделочные материалы, декор. Витраж не должен «потеряться» среди прочих украшений, аксессуаров и безделиц, но и не должен перетащить все внимание только на себя. Гармония, чувство меры и прекрасного — и витражи в интерьере кухни заиграют новыми красками.

         Витражный потолок в гостиной/кабинете: во всю ширь

Витражный потолок, ниша в стене, французское окно — вариант оформления для помещений значительной площади. Это может быть просторная гостиная, прихожая загородного дома, с территории которой на верхний этаж поднимается лестница, библиотека или рабочий кабинет. И если ниша или окно во всю стену с витражом покорит ваших гостей и членов семьи сразу, то витражный потолок будет очаровывать всякий раз, когда взгляд будет с ним соприкасаться.

CHASYНе стоит отчаиваться, если площадь комнаты для украшения витражом не столь обширна. Витражный плафон — и каждый очарован игрой света, безупречной работой мастера, красотой, не устающей покорять. Кстати, используя витражи в интерьере для потолка, не забудьте о грамотном освещении. Большая люстра в центре с управлением степенью освещения, встроенные светильники, бра и торшеры помогут потолку «засветиться» изнутри, воспламениться, зажечь окружающее пространство мощной позитивной энергетикой, драйвом и покорить харизмой!

Пара значительных мелочей

Многие хозяева интерьеров в стиле функционал, лофт, хай-тек и им подобным опасаются использовать витражи в своем жилье. Но бояться нечего, стоит только правильно подобрать цвет и рисунок. Оптимальный вариант — на заказ.

К примеру, витражи в современном интерьере для кабинета или рабочей зоны — это геометрические фигуры четких форм, наполненные цветом серебра, угольно-черным, шоколадным, коньячным и даже темно-грушевым. При этом грани рисунка должны быть на тон темнее самого темного оттенка рисунка и достаточной ширины.

Для жилых комнат можно выбрать витраж-абстракцию, сделав дверь, нишу, предмет интерьера продолжением общего стиля по цвету или его контрастным звеном-элементом. Несколько набросков опытного мастера — и ваше жилье, выполненное в одном из современных стилей, заиграет новыми красками.

Но картина из стекла — это не только цельное большое полотно. Это еще и фокусная точка интерьера в случае, если она является настольной лампой, столешницей журнального столика, полкой или панно. несмотря на изысканное убранство, такой предмет интерьера будет притягивать взгляд и мысль снова и снова. Впрочем, так и было задумано.

     4.4.Декорирование предметов интерьера

Различные технологии  изготовления витражей  позволили применить этот способ декорирования и визуального изменения пространства везде, даже невозможно придумать, где эти восхитительно светящиеся  элементы могли бы быть неуместными.

                Декорирование зеркал

http://olvidecor.ru/assets/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0/decorirovanie-interyera-11.jpgЗеркала давно являются необходимыми предметами обихода, без зеркал невозможно представить себе ни одно жилище. Дизайнеры зачастую используют зеркала для формирования пространства, для визуального изменения размеров и формы помещений, для декорирования интерьера, для создания стиля интерьера.

Декорирование зеркала доставит радость человеку,  смотрящемуся в него, и внесет элемент изысканности и эксклюзивности помещению.
Часы

Украсить маленькое помещение, объединить предметы по цвету,  подчеркнуть стиль все это под силу простым, но так необходимым каждому дому  часам.

Декорирование мебели

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/c/2/160618190342cc2b0d4cfcf73006099c2c68bf7f39de.jpeg Декорирование столешниц, раздвижных дверей-купе или стекол на шкафчиках витражами или мини витражами в настоящее время очень популярный прием  среди декораторов. Сегодня эти волшебные кусочки стекла можно увидеть на кухнях на фасадах кухонной мебели, в спальнях на шкафах-гардеробах, в прихожих на шкафчиках.

Технологии изготовления  значительно упростились и стали намного доступнее, и, вследствие этого, расширилась область применения витражей в интерьерах обычных жилых домов.

Хотя, далеко не все виды можно изготавливать самому у себя дома, чтобы не говорили о легкости и простоте этого производства в интернете.

Декорирование посуды и ваз

 В декорировании уже готовых стеклянных ваз, тарелочек и бокалов чаще всего применяют технику росписи по стеклу витражными красками и цветными эмалями. Всеми этими маленькими красивыми вещами легко поддержать большое панно или витраж на окне или двери и объединить по цвету, сюжету и материалу.

Люстры и светильники

http://a-deco.net/001Items/Lamp/12.jpgУже давно витражи в интерьере применяются для украшения светильников и люстр, что позволяет проявиться витражу, заиграть , показать свою красоту и сделать светильник  более дорогим, а то вовсе перевести в категорию класса люкс- премиум. С этим заданием особенно хорошо справляются запредельно дорого выглядящие  витражи Тиффани.

И уж если не сильно дорогим, то, по крайней мере забавным и милым.

Декоративные панно

 Маленькие подсвеченные панно на стене, или огромные панно во всю стену это достойная альтернатива картинам или гобеленам. Ведь ни что не мешает стеклянному волшебству  быть выполненным в классическом стиле и добавить яркой роскоши в интерьер в стиле Лофт, а может,  повторить картины Энди Уорхола пленочным витражом, или использовать фацетные техники в классическом интерьере или в барокко.

Глава V. Практическая часть

                        5.1.Социологический опрос

Я провела опрос среди   родителей, учителей и  учащихся нашей школы.

Вопрос, который я задала опрашиваемым:

1.Знакомо ли Вам витражное искусство?

2.Используется ли в интерьере вашей квартиры элементы витражного искусства?

 

3. Хотели бы вы украсить интерьер своей квартиры, используя технику витраж?

 

  Из первой диаграммы мы видим, что искусство витража знакомо   53%опрашиваемых ,и 47%  не в полной мере знакомы  с этим искусством.

Из второй диаграммы можно сделать вывод, что в интерьере своей квартиры элементы витражного искусства используют 55% опрашиваемых, и 38% хотели бы владеть данной техникой? Они даже просят провести мастер-класс.

Из третьей диаграммы можно сделать вывод, что хотели бы украсить интерьер своей квартиры, используя технику витраж 75% опрашиваемых ,25% не задумывались над этим вопросом.

         5.2. Изготовление витражных красок в домашних условиях

      Витражные краски в последние годы становятся все более популярными: искусство рисования по стеклу из редкого увлечения превращается в массовое хобби.Для создания прозрачного рисунка на стекле или другой прозрачной поверхности следует покупать специальные краски, которые в наше время уже продаются практически повсеместно. Но существует несколько рецептов, с помощью которых можно приготовить витражные краски в домашних условиях.

Прежде, чем приступить к изготовлению витражных красок, я решила выяснить, какими качествами должны обладать ингредиенты, из которых они состоят. Во-первых, краски должны иметь клеевую основу, чтобы краски держались на стекле. Во-вторых, они должны достаточно быстро высыхать, образуя прочную пленку. В-третьих, краски должны обладать определенной консистенцией, чтобы они не растекались на поверхности стекла и образовывали при этом равномерный слой. В-четвертых, стоить самодельные краски должны меньше, чем покупные (набор из шести цветов (20 мл) в магазине стоит 350 рублей).  Вооружившись необходимыми знаниями, я приступила к проведению опытов по изготовлению витражных красок.

Опыт № 1. Простой способ приготовления из ПВА

Текстура клея ПВА отлично подходит для производства витражных красок – он в меру густой и не склонен к растеканию. Для приготовления красителей необходимо взять несколько небольших емкостей, их можно позаимствовать у детей. Подойдут бочонки от «киндер-сюрпризов», игрушечная посуда, колпачки от бутылок. В каждую емкость нужно налить около двух чайных ложек клея.

В качестве пигмента можно использовать:

  • пищевые красители для пасхальных яиц и кондитерских изделий;
  • стержни гелевых ручек;
  • краски для ткани;
  • акварель и гуаш;
  • строительные колеры;
  • акриловые краски.

Добавив в ПВА небольшое количество пигмента, состав перемешивают и смотрят на результат – если оттенок слишком яркий, добавляют клей, для большей интенсивности цвета кладут еще немного пигмента. Имея несколько базовых цветов, можно изготовить разные оттенки. Даже для детей не новость, что, смешав желтый с красным, можно получить оранжевый цвет. Если в красную краску добавить белой, получится яркий розовый оттенок.

Для большей густоты в краски на основе ПВА можно добавить сыпучие тени. Перламутровые тени дополнительно придадут витражным краскам глянца.

Роспись такой самодельной краской практически не отличается от профессиональных материалов на водной основе, таких как Decola, – краситель не течет и не собирается на стекле каплями, равномерно ложится, быстро высыхает.

                                http://www.o-krohe.ru/images/article/cropped/315-315/2018/03/kak-samostoyatelno-izgotovit-vitrazhnye-kraski-v-domashnih-usloviyah-2.jpghttp://www.o-krohe.ru/images/article/cropped/315-315/2018/03/kak-samostoyatelno-izgotovit-vitrazhnye-kraski-v-domashnih-usloviyah-3.jpg

Опыт № 2. Витражные краски на основе желатина

Безопасными для детей будут красители на основе пищевого желатина. Для их приготовления пакетик желатина (6 грамм) растворяют в небольшом количестве горячей воды. В разбухшую массу добавляют краситель для ткани или для яиц. Тщательно перемешивают, и витражная краска готова!

Работать желатиновыми красителями достаточно легко, они густые и быстро отвердевают. Поэтому можно предложить детям расписать объемные стеклянные предметы: бокал, вазу, тарелку или чашку. Краски наносят кисточкой, не нужно тщательно прорисовывать узор – достаточно капнуть в центр обведенного контуром фрагмента и немного растянуть краситель к границам.

                      http://www.o-krohe.ru/images/article/cropped/315-315/2018/03/kak-samostoyatelno-izgotovit-vitrazhnye-kraski-v-domashnih-usloviyah.gif  http://www.o-krohe.ru/images/article/cropped/315-315/2018/03/kak-samostoyatelno-izgotovit-vitrazhnye-kraski-v-domashnih-usloviyah-8.jpg

На основе проведенных опытов можно сделать следующие выводы:

1. Самыми дешевыми в приготовлении оказались краски на основе самодельного клея.

2. По качеству покупным краскам не уступают краски на основе клея ПВА.

 

 

 

 

 

ГЛАВА V I . Декорирование дизайна интерьера моей квартиры в технике витражной росписи

6.1. Подбор цветовой гаммы

IMG_0342Мне очень хотелось, чтобы работы были яркие и красочные, чтобы они Рисунок.привлекали взор и радовали глаз, поэтому я полагаю, что удачно подобрала в своих работах нежные оттенки сиреневого, розового, зеленого, белого. Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло. Холодные цвета: Синие, голубые , зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.

Основные цвета. Основные цвета являются равноотстоящими на цветовом круге. Основной цвет - это цвет, который не может быть составлен из других цветов. 
Вторичные цвета. Вторичный цвет получается смешиванием двух основных. Так, синий и желтый дают зеленый, красный и желтый дают оранжевый, а красный и синий дают фиолетовый. 
Производные цвета. Производный цвет получают смешиванием основного с расположенным рядом с ним на цветовом круге вторичным цветом. 
Составление цветов. Теоретически, смешивая основные цвета в различных пропорциях, вы можете получить все другие цвета. 
На практике все не так просто, потому, что в красках используются пигменты, не такие чистые, как свет. 

                         6.2.Инструменты и материалы

1. Контур, отдельными цветами в тубах 20 мл.

2.       Краски

3.       Спирт

4.       Хлопковая тряпочка (не оставляющая ворсинок)

5.       Салфетки или бумажные носовые платки

6.       Перчатка с обрезанными пальцами (чтобы не пачкать стекло при росписи, советуют подкладывать бумагу под руку, но это не очень удобно)

8. Расписываемое изделие

IMG_0343В моей практической работе я сделала несколько декоративных панно в технике ложного витража со стилизованными изображениями в яркой цветовой гамме.Работы выполнены на оконном стекле витражными красками.

                                    6.3.Алгоритм выполнения работы

 

Последовательность

ТУ на операцию

1. Выбор рисунка для работы

 

Просмотр литературы.
Предпочтение было отдано цветам, т.к. они красочные и яркие.

2.Подбор цветовой гаммы для работы


Определение холодных   и   тёплых тонов    для каждого
рисунка. Были рассмотрены
рисунки.   Подобраны
акриловые и витражные краски.

 

 

 

 

 

3.Поверхность необходимо вымыть и обезжирить с помощью спирта


Провести обезжиривание.
Обезжиривание производят   моющим
средством
           или

спиртом, сухой мягкой тканью, но чтобы ткань не оставляла ворсинок.

 

4.Прикрепить рисунок к стеклу и скопировать или перенос рисунка на банку

Прикрепить   скотчем

Карандаш

5. Роспись цветом

Краски, кисти

Выполнить рисунок в цвете, начиная сверху работы. В работе применяла акриловые краски на водной основе. Для создания объёмности применяла технику двух мазков.

6.Нанесение контура

 

Контур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Витражная роспись по стеклу – это особое, неповторимое и современное направление искусства. Интересное само по себе, приобретающее огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств. Очень богато прошлое этого вида искусства, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

В данной работе мною были изучены:

-исторические особенности росписи по стеклу, что позволило мне выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы.

-изучены современные направления витражного искусства и мной было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей и появилось много новых различных техник выполнения росписи по стеклу.

Я ознакомилась с вариантами использования техники витража в современном интерьере, и выяснила, что витражи к месту не только в церквях, клубах и магазинах. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Экспериментальная часть- отражает работу по освоению традиционных и новых приемов в технике витража.

Эксперимент позволил перейти к практической части, которая представляет собой настенные панно. Работа выполнена в декоративном варианте с сюжетными элементами и предназначена для оформления интерьера комнат в моей квартире. Проведя исследовательскую работу, доказаны противоречия, выполнены цели и задачи, поставленные на начальном этапе. Таким образом, исследование имеет теоретическую и практическую значимость, к тому же изделия выполненные в технике «витражной росписи»  актуальны на сегодняшний день.  Проведя свое исследование, я пришла к выводу, что создание витражей остается популярным видом искусства уже на протяжении многих веков. Различные виды технологий витражного искусства, позволяют создавать необыкновенные орнаменты, которые могут сделать ваше жилище или предмет особенным и неповторимым.

Приступая к исследованию, я  предположила, что витражное искусство актуально и сегодня, используя витражную технику можно создать неповторимый интерьер в своем доме, а так же что в домашних условиях при минимальных затратах можно изготовить витражные краски, которые по своим качествам не будут уступать магазинным. И моя гипотеза подтвердилась:

-очень богато прошлое этого вида искусства, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности

- различные виды технологий витражного искусства, позволяют создавать необыкновенные орнаменты, которые могут сделать ваше жилище или предмет особенным и неповторимым.

            -я  разработала рецепт изготовления витражных красок на основе самодельного клея, используя при этом нехитрые продукты.

 

                         Список литературы

1 Бондаренко М. / Витраж своими руками [текст] // Наука и жизнь. 1997. - № 7. – с. 42.

2 Всеобщая история искусств, т. I. Искусство Древнего мира. – М. 1955.

3. Гигли Линетт «Техника росписи по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2007

4. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество» Ростов на Дану «Феникс» 2002

5. Козлова СИ., Е.Л. Козловой «Роспись стекла» Перевод с английского.© Издательство КАРТ-РОдНИК, издание на русском языке, 2004

6. Кьяццари Сюзи «Цвет в интерьере вашего дома», издательство «Кристина-Новый век». 2007

7. Мария ди Спирито «Витражное искусство» издательство Альбом. 2008

8. Мария ди Спирито «Стеклянные светильники», издательство Ниола-Пресс, 2007

9. Седман Эмма «Роспись по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2008

10. Синеглазова М.О. «Роспись по стеклу» 2005

11. Эткин Джеки «Стекло для начинающих», издательство «Арт-Родник», 2005

12. Волков Н.Н. /Цвет в живописи/ М., Искусство 1965. 195с.

13. «Практические идеи по декорированию дома» издательство «Арт-Родник». 2008

14. Витражи: эволюция технологии и образа. [электронный ресурс.] . //21.07.2000. <http:// grand-web. com.ua /statya/ 3304.php?|=ru.

15. Волков Н.Н. /Композиция в живописи/ М., Искусство 1977. 205с.

16. Зверева Н. /Модный витраж своими руками [текст]// Salon interior. 1997. - №3. – 28с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Приложение №1

 

                

                                                     Витраж в интерьере

 

                   гшл

                                      Панно в технике витражного искусства

 

вма

 

 

                                                                                                                         

 

                                                                             

                                               Приложение №2

                                                  Мои работы

 

 

  

 

 

 

                                                            

 

 

                


 

Скачано с www.znanio.ru

МБО ДОД Дворец творчества детей и молодежи города

МБО ДОД Дворец творчества детей и молодежи города

Содержание Введение………………………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………………………

Введение Витражи — как окна в мир иной

Введение Витражи — как окна в мир иной

Цель : изучить этапы становления и функции искусства витража как художественного явления, востребованного современной культурой

Цель : изучить этапы становления и функции искусства витража как художественного явления, востребованного современной культурой

Глава1 . История возникновения витражей

Глава1 . История возникновения витражей

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или…

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или…

Говоря о подобных витражах в своей "Истории искусств всех времен и народов",

Говоря о подобных витражах в своей "Истории искусств всех времен и народов",

Глава II . Художественное своеобразие витражного искусства 2

Глава II . Художественное своеобразие витражного искусства 2

Цельный витраж . Это особый тип витража, который совмещает в себе все достоинства классического витражного изделия и псевдовитража

Цельный витраж . Это особый тип витража, который совмещает в себе все достоинства классического витражного изделия и псевдовитража

Иногда для дополнительного декора в расписной витраж вносятся куски ограненных и фацетных стекол

Иногда для дополнительного декора в расписной витраж вносятся куски ограненных и фацетных стекол

Глава III . Утилитарная и декоративная функции витража

Глава III . Утилитарная и декоративная функции витража

Глава IV .Витражи в интерьере

Глава IV .Витражи в интерьере

Богато, роскошно и… дорого. Такая стеклянная картина — истинный шедевр мастера-умельца!

Богато, роскошно и… дорого. Такая стеклянная картина — истинный шедевр мастера-умельца!

Не стоит отчаиваться, если площадь комнаты для украшения витражом не столь обширна

Не стоит отчаиваться, если площадь комнаты для украшения витражом не столь обширна

Декорирование зеркала доставит радость человеку, смотрящемуся в него, и внесет элемент изысканности и эксклюзивности помещению

Декорирование зеркала доставит радость человеку, смотрящемуся в него, и внесет элемент изысканности и эксклюзивности помещению

Глава V . Практическая часть 5

Глава V . Практическая часть 5

Из первой диаграммы мы видим, что искусство витража знакомо 53%опрашиваемых ,и 47% не в полной мере знакомы с этим искусством

Из первой диаграммы мы видим, что искусство витража знакомо 53%опрашиваемых ,и 47% не в полной мере знакомы с этим искусством

Из второй диаграммы можно сделать вывод, что в интерьере своей квартиры элементы витражного искусства используют 55% опрашиваемых, и 38% хотели бы владеть данной техникой?

Из второй диаграммы можно сделать вывод, что в интерьере своей квартиры элементы витражного искусства используют 55% опрашиваемых, и 38% хотели бы владеть данной техникой?

ГЛАВА V I . Декорирование дизайна интерьера моей квартиры в технике витражной росписи 6

ГЛАВА V I . Декорирование дизайна интерьера моей квартиры в технике витражной росписи 6

Алгоритм выполнения работы

Алгоритм выполнения работы

Заключение Витражная роспись по стеклу – это особое, неповторимое и современное направление искусства

Заключение Витражная роспись по стеклу – это особое, неповторимое и современное направление искусства

Список литературы 1 Бондаренко

Список литературы 1 Бондаренко

Приложение №1

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019