Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
математика
9 кл
30.05.2017
Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"
Презентация к исследовательской работе "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"
Л.Ф.Магницкий - первый выдающийся русский учитель.doc
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 106 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г. Волгограда                                                                       Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель.                                            Выполнил:,                                                                     ученик 8б класса                                                                          Руководитель:                                                                    Лапенкова Л.Ю.,                                                                          учитель математики                                                                      МОУ СОШ №106                                                                                                    Волгоград 1 «Л.Ф.Магницкий - первый выдающийся русский учитель.» Содержание: стр. Введение________________________________________________   3 Глава 1. Знакомство с краткими биографиями Л.Ф.Магницкого и М.В.Ломоносова. Раздел 1.1 Начало пути ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   4 Раздел 1.2. Годы обучения.                                                                      4   Раздел 1.3.Необыкновенные способности  и трудолюбие.                                                                                          5 Раздел 1.4 Грани талантов.                                                                      5­6 Глава 2. Вклад в развитие России. Раздел 2.1 Современники и потомки о вкладе ученых   в развитие России.                                                                                  7­8 Раздел 2.1. «Арифметика сиречь наука числительная…».                   8­9 Раздел 2.2 Решаем задачи из «Арифметки...»                                        9­10     Заключение______________________________________________  11       Литература_______________________________________________ 12 2 Введение Актуальность работы. Роль Леонтия Филипповича Магницкого, автора первого русского  учебника математики и первого профессионального учителя, в судьбе России  неоценима. Прославление имени этого выдающегося человека в наши дни  способствовало бы восстановлению нравственного потенциала молодежи.  Поэтому обращение к наследию Леонтия Филипповича Магницкого сейчас  весьма актуально.  Объект исследования Биография Л.Ф.Магницкого.     Предмет исследования 1)Изучение биографий двух выдающихся русских ученых ­ Л.Ф.Магницкого и М.В.Ломоносова.  2) Некоторые задачи из учебника Магницкого. анализ. Методы исследования Сравнительный    Цель работы ­   развивающая:   расширение   кругозора   учащихся;   привитие   интереса   к математике; развитие логического мышления. ­   воспитательная:   воспитание   гражданина   Отечества   на   основе   изучения жизни,   деятельности   и   творческого   наследия   Л.Ф   Магницкого   и М.В. Ломоносова. ­  учебная: решение нестандартных задач. Задачи 1. Раскрыть масштабность личностей Л.Ф Магницкого и  М.В. Ломоносова. 2. М.В. Ломоносова путем сравнения их судеб.   Представить   энциклопедичность   талантов   Л.Ф.   Магницкого   и 3 3.   Показать   актуальность   и   востребованность   идей   ученых   в   современном обществе. Проблема: недостаточная информированность обучающихся. Глава 1. Знакомство с краткими биографиями Л.Ф.Магницкого и М.В.Ломоносова. Раздел 1.1 Начало пути. Удивляет, как похожи были судьбы этих необыкновенных людей,  начиная с детства.  Первая встреча была заочной – через учебник «Арифметики», которую Юный Михайло выучил от корки до корки (а в ней было более 600 страниц), с ней же он и отправился в Москву. Леонтий еще в детстве научился самостоятельно читать, благодаря  чему временами исполнял обязанности псаломщика в местной церкви. Имея от роду двенадцать лет, Ломоносов, по свидетельству его  односельчан, уже «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и жития  святых, напечатанные в прологах, и в том был проворен, а притом имел у себя глубокую память.  Тогда же, помимо церковнославянского текста псалмов, Ломоносов  познакомился с их поэтическим переложением на русский язык по книге  Симеона Полоцкого «Псалтырь рифмотворная». «Грамматика» и  «Арифметика» попали в руки Ломоносова около 1725 года. Эти три книги  Ломоносов называл «вратами своей учености». Раздел 1.2. Годы обучения. Нелегки   были   годы   обучения   в   Москве.   Оба   испытывали   большую нужду, но учебы не бросали. В годы обучения Магницкий испытывал  большую нужду. Достоверно  известно, что Леонтий Филиппович жил у приятелей, переходя из дома в дом.  Об этом царский прибыльщик Алексей Александрович Курбатов пишет Петру I, прося помочь молодому ученому.   Нелегки были годы учебы Михайлы. Вот как об этом он вспоминал  впоследствии: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на  пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу,  остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет  и наук не оставил». В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками  4 младших школьников, ­ «смотри­де какой болван лет в двадцать пришел  латыне учиться», ­ Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности,  пройдя первые три класса за один год. Раздел 1.3.Необыкновенные способности и трудолюбие. Необыкновенные способности и трудолюбие были замечены.  Сам Царь Петр был поражен глубокими знаниями Магницкого. Царица  Елизавета, дочь Петра Первого, оценила гениальность ума Ломоносова. России всегда  нужны были умные, энергичные, образованные  люди. В Москве и произошла его встреча с Петром I, который умел находить людей, полезных для России, из каких бы слоев общества они ни происходили. Безродный   учитель,   не   имевший   даже   фамилии,   понравившийся   царю глубокими   знаниями,   получил   от   монарха   своеобразный   подарок.   Петр повелел ему впредь именоваться Магницким, так как он притягивал своей ученостью отроков к себе, как магнитом. Для современных людей значимость этого подарка не совсем понятна, а ведь в то время фамилии имели только представители высшей знати. Пётр     пожаловал   Магницкому   деревни   во   Владимирской   и   Тамбовской губерниях, а также "приказал для него выстроить дом на Лубянке". 15 октября 1735 года из Петербурга прислали указ: лучших учеников переслать в столицу, в академию наук. Лучших было выбрано двенадцать. Они и поехали. Так Михайло Ломоносов оказался в Петербурге.  В   то   время   в   Российской   академии   наук   служили   одни   иностранцы. Многих   европейских   учёных   приглашал   ещё   сам   царь   Пётр   I.   И,   слушая лекции профессоров академии, Ломоносов стал изучать те науки, о которых давно   мечтал.   Его   учили   математике,   физике,   географии,   истории, философии, даже танцам и немецкому языку. Скоро он понял, что немецкий учат   они   не   случайно:   из   двенадцати   студентов   профессора   должны   были выбрать трёх лучших и через год отправить их для обучения в Германию. И первым среди лучших снова был Ломоносов.Пять лет Михайло Ломоносов получал за границей самые передовые познания о том, как устроена природа. Раздел 1.4. Грани таланта. 5 •     Леонтий Филиппович Магницкий :  человек энциклопедических знаний,  самородок,   «предтеча»   •   Михаила Ломоносова;   выдающийся  математик и первый русский учитель • математики,   по   словам   современников,   «первый   российский   академик арифметик и геометр»;   педагог-методист,   создатель   и   автор   первого   печатного учебника­энциклопедии арифметики (с разделами логистики и политики);  •  старший учитель и завуч  первого отечественного высшего учебного заведения «Математических и навигацких наук школы» для одаренных детей России, национальной элиты того времени;  • сподвижник Петра  Великого в деле укрепления обороноспособности страны,   по   заданию   которого   руководил   в   1707   году   инженерно­ строительными  работами  по  укреплению  валов с орудиями (больверков)  и рвов на подступах к городам Твери и Великие Луки;  • поэт, автор поэмы «Страшный Суд»;  • богослов и политик,   государственный   и   общественный   деятель, выступавший в Сенате с продолжительной речью за единство Церкви и с критикой политики государства в отношении Русской Православной Церкви (содержание речи сохранилось и представляет большой научный интерес), вел борьбу с еретиком Дмитрием Тверитиновым.  Ломоносов Михаил Васильевич: *   химик ­ создал первую в России хим. лабораторию( Химия  в  XVIII веке была вспомогательной наукой; Ломоносов вывел её в ряд “первейших наук”, создал химическую лабораторию, нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.) *  физик - изучал атмосферное электричество. (Физика — 1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.) * астроном открыл наличие атмосферы на Венере * метеоролог наблюдал за погодой, сделал вариант барометра. (Метеорология   —   Ломоносов   был   пионером   в   этой   науке,   проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.) * географ руководил созданием атласа Российского, составил карту Сев. Лед. океана и схему морских течений, призывал к освоению арктического мореплавания. (География — Ломоносова считают одним из основоположников российской географии, он сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».) 6 * минералог сбор   минералов,   составлял   их   каталог (Минералогия   — Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог, он работал над «Всеобщей российской минералогией».) * художник - картины из смальты * поэт и филолог - оды , создал Российскую грамматику ­ первый свод правил русского языка * историк - труд «Древняя Российская история» * Многое сделал для Российской науки. (Немало усилий он приложил к тому, чтобы в России был свой университет.12 января 1755 года  Елизаветой был подписан указ об учреждении в Москве  Университета, а 24 января он был открыт.  Московский Университет стал  центром русской культуры. Со  времени его основания и до наших дней из его  стен вышли ученые, прославившие Россию на весь мир.) Глава 2. Вклад в развитие России. Раздел 2.1.Современники и потомки о вкладе ученых в развитие России. *  Авторитет Магницкого среди современников был огромен.   Поэт и филолог В.К. Тредиаковский писал о нем, как о добросовестном и нельстивом человеке, первом российском издателе и учителе арифметики и геометрии.  Адмирал В.Я. Чичагов называл Магницкого великим математиком, а об его книге отзывался как об образце учености. В   надгробной   надписи   над   захоронением   Магницкого   была   выражена благодарность   "первому   в   России   математики   учителю",   личности   "без всякого   пороку",   "любови   к   ближнему   нелицемерной,   благодарения ревностного,   жития   чистого,   смирения   глубочайшего,   разума   зрелого, правдодушия", "в слугах отечества усерднейшему попечителю, подчинённым отцу любезному, обид от неприятелей терпеливейшему". Общественно­психологический   феномен   «Арифметики»   усиливает   ее соответствие требованию времени. В.Е. Прудников подчеркнул: "Магницкий начал педагогическую деятельность, когда в России происходил бурный рост промышленности и торговли и усиленно развивалась военная техника. Для удовлетворения возросшей потребности в образованных людях были открыты школы, в которых изучались математические и военные науки. В связи с этим увеличился   спрос   на   математические   книги.   "Арифметика"   Магницкого являлась ответом на это требование времени. Она обладала для своей эпохи крупными   научными   и   методическими   достоинствами,   и   ее   преимущества 7 особенно   ясно   выступают   при   сравнении   с   аналогичными западноевропейскими учебниками, ей современными". Словом, эта книга действительно является выдающимся памятником нашей национальной культуры, которым Россия может по­настоящему гордиться. Своим   первым   учителем   Леонтия   Магницкого   называли   морские офицеры,   математики,   инженеры,   геодезисты,   картографы,   географы, архитекторы   и   …   учителя.   Уже   через   два   года   после   открытия   школы, Магницкий   отправил   в   Воронеж   двух   самых   способных   учеников   для обучения   математике   солдат   Петровской   армии.   Поэтому   Леонтий Филиппович   не   просто   первый   учитель   первого   российского   светского учебного заведения, но и « учитель учителей». *1.Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей­ либо   особо   яркой   и   могучей   жизнью,   деяниями   особо   славными.   Многие звезды   украшали   русское   небо   восемнадцатого   столетия.   Звездою   первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин). 2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А.С. Пушкин). 3. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его,   дает   законы   и   образцы   классического   красноречия,   с   несчастным Рихманом   предугадывает   открытия   Франклина,   учреждает   фабрику,   сам сооружает   махины,   дарит   художества   мозаическими   произведениями   и, наконец,   открывает   нам   истинные   истоки   нашего   поэтического   языка (А.С. Пушкин). 4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер). 5.   На   берегах   Ледовитого   моря,   подобно   северному   сиянию,   блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский). 6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский). 8 Раздел 2.2. «Арифметика сиречь наука числительная…». Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих. При   встрече   он   произвёл   на   царя  Петра   I  очень   сильное   впечатление незаурядным   умственным   развитием   и   обширными   познаниями.   В   знак почтения и признания достоинств Пётр I «жаловал» ему фамилию Магницкий «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».В 1701 году  по   распоряжению   Петра   I   был   назначен   преподавателем   школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения», помещавшейся   в   здании  Сухаревой   башни.   Начал   работать   помощником учителя математики — Андрея Фарварсона, а затем — учителем арифметики и,   по   всей   вероятности,  геометрии  и  тригонометрии;   ему   было   поручено написать учебник по математике и кораблевождению. Запись  Оружейной палаты: «1701 году Февраля в 1 день взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя   пользы   издать   через   труд   свой   словенским   диалектом   книгу арифметику.   А   желает   он   имети   при   себе   впомоществовании   кадашевца Василия Киприанова ради скораго во издании книги совершения. О котором признал он, что имеет в тех науках знание отчасти и охоту. По которому его доношению, его великого государя, повелением он, Василий, тогож февраля в 16   день   во   Оружейную   взят   и   через   учителей   школ   математических   о искусстве в вышеозначенных науках свидетельствован. А по свидетельству его,   великого   государя,   повелением   записан   во   Оружейной   палате   его, великого   государя  указом,  и   велено   ему  к   скорому  во   издании   тоя   книги совершению чинить в чём может Магницкому помоществование, в чём он и трудился по самое тоя книги совершение.В  1703 году  Магницкий составил первую   в   России   учебную   энциклопедию   по   математике   под   заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена» тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно­методическим и литературным достоинствам. Раздел 2.2 Решаем задачи из «Арифметики...»  Вступительная задача.      В юности М.В.Ломоносов тратил одну денежку на хлеб и квас. Когда цены выросли на 20%. На ту же денежку он приобретал 9 полхлеба и квас. Хватит той же денежки хотя бы на квас, если цены вырастут еще на 20%? ( олимпиада, 2003 год) А теперь задачи Магницкого. Задача   1.  Летели   скворцы,   и   встретились   им   деревья.   Когда   сели   они   по одному на дерево, то одному скворцу не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два скворца, то одно дерево осталось незанятым. Сколько было скворцов и сколько деревьев? Задача 2. Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день он будет платить ему по 20 копеек, а за каждый нерабочий день вычитать 30 копеек. По прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней? Задача 3.  Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48000 тысяч рублей и завещал жене 1/8 всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?” (6000р.; 6000р.; 12000р.)  Задача   4.  Отец   решил   отдать   сына   в   учебу   и   спросил   учителя:   "Скажи, сколько   учеников   у   тебя   в   классе?"   Учитель   ответил:   "Если   придет   еще учеников столько же, сколько имею, и пол столько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня сто учеников". Сколько же учеников было в классе?   Ответ: 36 учеников.  Задача 5. Чтобы порадовать внуков, дед купил для них орехи. Но прежде чем разрешить внукам полакомиться, дед попросил внуков поделить орехи на две части,   чтобы   меньшая   часть,   увеличенная   в   четыре   раза,   была   бы   равна большей части, уменьшенной в три раза. Что за части?  Ответ: 1 и 12 орехов. Также правильным ответом будет любая пара целых чисел с соотношением 12 к 1.  Задача 6. Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:  ­ Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит. Тогда продавец предложил другие условия:  Если по­твоему цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 1/4 коп., за второй ­ 1/2 коп., за третий ­ 1 коп. и т. д.  Покупатель,   соблазненный   низкой   ценой   и   желая   даром   получить   лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.  Решение.     10 За 24 подковных гвоздя пришлось уплатить 1/4 + 1/2 + 1 + 2 + 22 + 23 + ... + 224­3копеек. Сумма эта равна (221 × 2 ­ 1/4)/(2 ­ 1) = 222 ­ 1/4 = 4194303 3/4 коп.,  т.  е.  около  42  тысяч   рублей.  При   таких   условиях   не  обидно   дать   и лошадь в придачу. ­ Заключение 2011 год отмечался в нашей стране как год празднования 300­летия со дня   рождения   М.В.Ломоносова.   Михаил   Васильевич   Ломоносов   занимает особое   место   в   развитии   отечественной   и   мировой   науки   и   культуры. Неизмерима   масштабность   личности   М.В. Ломоносова   как   первого российского   академика,   сына   Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.   ученого­энциклопедиста, ­ Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении   и   ныне   дозволил   случай,   дал   терпение   и   благородную   упрямку   и смелость   к   преодолению   всех   препятствий   к   распространению   наук   в отечестве, что всего в жизни моей дороже (М.В.Ломоносов о своей жизни).    Но   имя   Леонтия   Филипповича   Магницкого   незаслуженно   забыто. Твердо   можно   сказать,   что   без   Магницкого   не   было   бы   и   Ломоносова. Главный   труд   Леонтия   Магницкого   —   «Арифметика,   сиречь   наука числительная» — увидел свет в 1703 году. В этом году исполняется 310 лет со дня ее издания. Напечатанная беспримерным для своего времени тиражом в 2400 экземпляров, книга в течение полувека была единственным пособием по математике, геометрии, тригонометрии, астрономии, механике и многим другим «зело дивным» для молодой России наукам. Магницкий был нашим первым   учителем,   воспитавшим   немало   славных   учеников.   В   числе   их оказался Михайло Васильевич Ломоносов, который называл «Арифметику» Магницкого вратами учености. 11 На   родине   Магницкого   в   селе   Осташково   стоит   памятник   Леонтию Магницкому, обветшалый от времени. На могильной плите читаем:"Первому в России   математики   учителю",   личности   "без   всякого   пороку",   "любови   к ближнему нелицемерной, благодарения ревностного, жития чистого, смирения глубочайшего,   разума   зрелого,   правдодушия",   "в   слугах   отечества усерднейшему   попечителю,   подчинённым   отцу   любезному,   обид   от неприятелей терпеливейшему" Л.Ф.Магницкий   всей   своей   жизнью   воплотил   замечательный   девиз: БЫТЬ   УСПЕШНЫМ,   НО   НЕ   БЫТЬ   ПОРОЧНЫМ.   Имя   Леонтия Филипповича Магницкого – пример бескорыстного служения образованию. А в наше время повышение статуса учителя очень важно для России.  В   2010   году   в   резолюции   съезда   учителей   математики,   который состоялся   в   стенах   Московского   государственного   университета   имени М.В.Ломоносова   записано   решение   об   увековечивании   памяти   Леонтия Магницкого, первого русского профессионального учителя.         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.  Михаил Васильевич Ломоносов // Сто великих имён в литературе. — М., 1998. — С. 280—282. Свободная энциклопедия Википедия wikipedia.org  2.Михаил Ломоносов // Рассказы по русской истории. — М., 1995. —С. 353— 357. 3.О   прославлении   русского   учителя   математики   Леонтия   Филипповича Магницкого (http://www.daniilhram.info/stat_mag_2010.html) 3 Селигер­родина Л.Ф.Магницкого, первого выдающегося русского учителя. ­ Тверская   общерегиональная   общественная   организация.   Верхневолжский духовно­просветительский   центр   «Наследие   Селигера   им.Магницкого», 2010год, составитель монах Иоанн(Захаров) 6.http://www.1c0.ru/uchenie_rocii/lomonocov/6­studencheskie­gody­ lomonosova.html   12

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий - первый выдающийся русский учитель"

Исследовательская работа "Л.Ф. Магницкий -  первый выдающийся русский учитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017