Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Лицей № 33
Наименование секции: окружающий мир
Исследовательская работа
тема: «Акула – уникальная рыба»
Автор работы:
Иванча Никита Владимирович, 2б класс, МОБУ
лицей № 33
Научный руководитель:
Федченко Мария Васильевна,
учитель начальных классов МОБУ лицея № 33
г.Таганрог
1 2015г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………стр. 3
Глава I
Опрос одноклассников…………………………………………………….стр. 4
Глава II
2.1. Кто такие акулы?………………………………………………… стр. 4
2.2. Легенды ,мифы об акулах…...………..……………………….….стр. 6
2.3.Жизнь и особенности акул ………..............……………………..стр. 7
Глава III
Повторный опрос одноклассников…..………………….…………..стр. 9
Выводы……………………………………………………………………...стр. 10
Заключение……...…………………………………………………………..стр. 11
Список литературных источников………………………..………..……..стр. 12
Приложение.……………….……………...………………………………..стр. 13
2 Введение
В прошлом году я слушал на уроке окружающего мира исследовательскую
работу моего одноклассника об огромных ящерахдинозаврах, которые населяли
нашу планету много миллионов лет назад. Эти животные вымерли. Но,
оказывается, с ними одновременно жили акулы, и сейчас эти рыбы населяют
моря, соседствуют рядом с нами. Это меня очень удивило. Я решил узнать о
жизни акул побольше. Для этого я читал книги, справочники, смотрел фильмы о
жизни диких животных.
Перед собой я поставил цель: изучить жизнь и особенности акул.
Для получения результатов я поставил задачи:
1.изучить литературу по теме в различных источниках;
2.выявить знания одноклассников по этой теме;
3.рассказать одноклассникам о жизни и особенностях акул ;
4.составить работу и защиту в виде презентации.
Объект исследования – акулы.
Предмет исследования – ученики начальной школы.
Методы исследования:
анализ изученной литературы;
статистический метод;
информационный.
Гипотеза:
Я надеюсь, что данная тема заинтересует моих одноклассников.
Для себя я наметил следующие этапы работы, которые помогли мне
осветить данную тему:
1) проведение опроса среди одноклассников с целью выявления у них
общих представлений об акулах;
2) подбор литературы по теме;
3) изучение данной литературы;
4) выбор наиболее важного и интересного материала;
5) проведение классного часа по данной теме;
6) проведение повторного опроса среди одноклассников;
7) защита проекта.
3 Глава 1.
Опрос одноклассников.
В своей исследовательской работе первое что мы сделали это
составили анкету для одноклассников затем, чтобы проверить, что ребята
знают об акулах. Ребятам было предложено ответить на 3 вопроса. Выбрав
один из вариантов ответов. Четвёртый вопрос не содержал вариантов
ответа, ребята должны были записать тот вопрос об акулах, который их
волновал больше всего.
1«Где живут акулы?»
А)в море Б)в океане В)в реке
2«Что вы знаете об акулах?»
А)акулы едят всё подряд Б)акулы в море никого не боятся
В)акулы быстро плавают Г)акулы не видят в темноте
3 «Есть ли от акул польза.»
А)да Б) нет
4 «На какой вопрос об акулах ты бы хотел получить ответ?»
2.1 Кто такие акулы?
Акулы это удивительные и загадочные морские рыбы. Они существуют
уже около 400 миллионов лет и почти не изменились. За это время на Земле
появились и вымерли динозавры, а акулы по прежнему прекрасно себя
чувствуют. Акулы распространены очень широко. Они обитают во всех океанах
и в тёплых прибрежных водах. Есть акулы обитающие в реках (например, в
Амазонке, Ганге).
Мегалодон – морской хищник времён динозавров. Людям известно о его
существовании только благодаря нахождению редких ископаемых останков.
Основные сведения и теории происхождения акул вообще построены в
основном на окаменелостях найденных зубов. Это связано с тем, что хрящевые
скелеты после смерти довольно быстро распадаются, и находка хорошо
сохранившегося скелета акулы – довольно редкое и удачное явление. Самая
древняя подобная находка – прекрасно сохранившийся скелет относится к
Девонскому периоду и имеет возраст примерно 350 млн. лет.
Анатомия акулы. Акулы относятся к классу рыбы. Насчитывается около
450 видов акул. Самая маленькая, плотоядная карликовая акула, имеет в длину
4 всего 15 сантиметров, а китовая акула, питающаяся планктоном, достигает в
длину 13 метров. Они получили широкое распространение обитают в
прибрежных водах и в открытом море.
Размножение. Большинство видов живородящие, но некоторые
откладывают яйца.
Питание. Подавляющее большинство акул хищники, основным кормом
для них являются рыбы, моллюски, иглокожие, донные беспозвоночные и черви.
Но есть акулы, например, китовая, которые питаются крилем. Акулы иногда
нападают на людей, но только в крайних случаях если сильно голодны и
обязательно в тёплой воде. На холоде акулы вообще ни чего не едят, существуя
на желудочных запасах. Они способны довольно долго, не переваривая, хранить
пищу в специальном желудочном мешке.
тела.
Скелет акулы заметно отличается от скелета костистых рыб − в нём нет костей
он образован из хрящевых тканей. Кожа акулы – это плакоидная чешуя,
свойственная акулам. У акул вся мускулатура туловища состоит из ряда
мышечных сегментов − миомеров, которые разделяются друг от друга
миосептами. (Приложение, рис. 1).
большинства акул имеют форму острых конусов. Зубы регулярно сменяются по
мере выпадения или снашивания по принципу конвейера − их замена постоянно
подрастает с внутренней стороны. Как и другие рыбы, акулы получают
необходимое количество кислорода из воды, пропуская её через жабры.
Большинство акул приходится постоянно плавать. Это происходит потому, что
у них нет плавательного пузыря, помогающего рыбам держаться на воде.
Поэтому если акула остановится, она утонет.1
Строение
Зубы
Обоняние у акул − один из основных органов рецепции. Эксперименты
показали высокую чувствительность этих органов чувств. Акулы способны
почувствовать несколько капель крови на расстоянии несколько километров.
Акулы двигаются почти без шума. Акуланянька – ночной вид акул. Она
разыскивает добычу в темноте с помощью усиков, расположенных вокруг рта.
Зрение. Акулы не видят в темноте.
В зависимости от места обитания и добычи акулы имеют разное зрение.
Известно, что некоторые из них различают цвета, а некоторые виды
воспринимают свет в 10 раз меньшей интенсивности, чем может увидеть
человек. К примеру, синяя акула, хотя и видит все в чернобелом цвете, но в
темноте ориентируется прекрасно, отменно распознает контрасты, например
светлый предмет на темном фоне воды или наоборот. Про акул известно, что
они довольно близоруки, на больших расстояниях мало полагаются на органы
зрения. Однако, приближаясь у цели, роль глаз резко возрастает. Состав глаз у
акул таков, что в них мало колбочек, отвечающих за остроту зрения и цвета,
1 Т. Опасные морские создания. Д озьеТ.М.6Мир, 2006.
5 зато много палочек, которые определяют ночное зрение, делая глаз
высокочувствительным. Поэтому, даже тусклое освещение не мешает хищнику
определить объект и его движения, особенно если фон контрастный. Зрение
акула приспосабливается к темноте,
что
чувствительность к свету глаза после восьмичасового пребывания в темноте
увеличивается почти в миллион раз. .У акулы молота очень хорошее зрение, она
прекрасно видит в темноте на большой глубине, так же она видит всё вокруг,
поскольку её глаза находятся на торцах головы, а сама голова похожа на
молоток.
исследования показали,
Скорость. Большинство акул плавают очень медленно, но есть и быстрые виды.
Голубая акула способна плыть до 96км/ч.Это обычная скорость машины едущей
за городом.
Продолжительность жизни. Каждый вид имеет свою определенную
продолжительность жизни, и непросто оценить её для всех акул. В целом акулы
растут относительно медленно, и большинство видов в среднем живёт 2030
лет. Однако, рекордной продолжительностью жизни отличается пятнистая
колючая акула, живущая более 100 лет. Известны и китовые акулы с подобным
возрастом.
Исследовав анатомию акулы, делаем вывод, что акула – это крупная
морская рыба, которая имеет особое строение тела, присущее только акулам.
2.2 Легенды, мифы об акулах.
Что же мы знаем об акулах? Мы можем судить об этих удивительных
существах лишь по фильмам, книгам, легендам, потому что мы, люди, живущие
на материке, не сталкивались с акулами в реальной жизни.
Акула один из главных героев мифов, преданий и легенд народов
населяющих острова полинезийского и гавайского архипелагов, островов Тихого
океана и других островов, ведь жизнь этих людей связано непосредственно с
морем, где живут акулы.2
Для одних первобытных племен акула была пусть мстительным, но
божеством, для других — исполненным коварства злым духом.
Часто поклонение акуле приобретало очень сложные формы: акула играла
несколько ролей: человек превращался в акулу, акула в человека.
На многих островах Тихого океана это вселяющее ужас божество не
удовлетворялось тем, что изредка уносило в море мужчину, женщину или
ребенка во время своих таинственных набегов. Оно требовало высшей дани
человеческих жертвоприношений. И вот в определенный день вождь или
верховный жрец племени выходил к людям в сопровождении прислужника,
2 Кларк А. Мифы об акулах/Пер. с англ.М.:Знание,2003
6 несшего петлю, похожую на акулью ловушку. По знаку вождя он с силой метал
ее в толпу. Человека, на которого падала эта петля, тут же на месте душили.
Затем тело его согласно определенному ритуалу резали на части и бросали в
море ненасытным божествам.
В Центральной и Южной Америке изображения акул можно увидеть на
древних гончарных изделиях, а во время раскопок были найдены статуэтки
акулы, заглатывающие человека.
На островах Новые Гебриды отмечают "Акулий праздник". На зарытую в
землю акулу кладут сверху камень, который разрисовывают белой краской так,
что он становится похож на акулу. Праздник длится неделю, и все это время
возле "акулы" стоит стража.
На Соломоновых островах обожествленные акулы жили в священных
пещерах недалеко от берега. Перед этими пещерами были воздвигнуты большие
каменные алтари, на которые помещали тела жертв. После обрядовых
церемоний тела бросали акулам. Некоторых акул жители Соломоновых
островов считали своими перевоплотившимися в рыб предками. Это были
«хорошие» акулы, которые, как полагали, помогали своим родичам.
Историй, где присутствуют акулы, и где трудно понять, где истина, а где
вымысел, в мире существует великое множество. Это еще раз подтверждает, что
акулы интересовали человека с незапамятных времен...
Исследовав легенды, мифы и предания (приложение) об акулах, приходим
к выводу, что из 8 преданий только в двух из них акула является «хорошим
героем», а во всех остальных акула – это герой, который вселяет страх в людей.
2.3. Жизнь и особенности акул.
Акулы самые загадочные существа в океане. Человек мало знает об
уникальных созданиях. Большинство людей считают, что акулы –это беспощадные
существа, которые уничтожат всякого кто окажется с ними рядом. Б ыл проведён
опрос среди одноклассников. Они отвечали на вопрос : «Что вы знаете об акулах?»
Среди ответов прозвучали такие ответы: «Акулы – самый опасный хищник и от
них нет ни какой пользы.
распространенным является высказывание о том, что акулы едят людей. А вот
что говорят данные общества по защите природы: из 450 видов акул, нападают на
людей всего 11 видов. Дело в том, что многие акулы слишком малы чтобы
нападать на людей. А тем же самым крупным белым акулам люди не по вкусу,
правда, они иногда по ошибке нападают на людей, приняв их за морских львов и
тюленей, которые являются их любимой пищей. К тому же надо учесть, что акулы
живут на глубине и встретиться там с человеком они вряд ли смогут.
Очень
7 Нападая на человека, акула вырывает кусок мяса, пробуя его. Обычно,
поняв свою ошибку, хищник не продолжает атаку. Для человека же велик риск
скончаться от потери крови. Ежегодно по статистике фиксируется всего около 100
случаев нападения на человека. Для сравнения слоны за год убивают вдвое
больше, а от укусов собак ежегодно гибнут тысячи людей3.
Я выяснил, что по всему миру люди придумали множество способов
извлекать пользу из акул. Их ловят и используют акулье мясо, кожу, зубы,
плавники и даже печень. Акул едят, из шкур изготавливают кожаные изделия, зубы
идут на украшение, акульи хрящи используют для приготовления препаратов для
успешной борьбы с раковыми заболеваниями, а вытопленный из акул жир
применяется при изготовлении кремов для кожи, губной помады. Ловля акул
популярный спорт. Дошло до того, что акулы оказались на грани уничтожения,
ныне 20 % видов акул занесены в Международную Красную Книгу.
Малоизвестен тот факт, что акулы сами служат пищей другого сильного
морского охотника кашалота, который питается не менее чем двадцатью видами
акул. При этом его добычей становятся как маленькие, так и гигантские, весом до
полутонны акулы. Для некоторых видов акул страшными врагами являются свои
же собственные собратья, более сильные и крупные. Поедают сородичей белые,
кошачьи, тигровые и голубые акулы. Природным врагом может стать и крупная,
длиной до 4 метров, мечрыба. На мелких акул охотятся крупные каменные окуни,
разные скаты, палтусы, большеглазые тунцы. Однако, несомненно, самым большим
врагом акулы является человек. Они попадают в сети, поставленные на тунца, их
ловят для самоутверждения, в конце концов, на них ведется самый настоящий
промысел. Все это привело к резкому сокращению популяции акул, к тому, что
человек уже стал задумываться о защите этих уникальных созданий. Даже
безобидные великаны (белая, тигровая акула, молотрыба) безжалостно
уничтожаются людьми. Сегодня у берегов Калифорнии практически уничтожены
любимые гурманами акулылисицы и мако. Истребляются лимонные акулы,
идущие на наживку для крабов. Акулымолоты, ценные своими плавниками почти
полностью уничтожены у берегов КостаРики. Челюсти белых акул выкупаются
коллекционерами за 5 тысяч долларов, промысел настолько привлек рыболовов,
что ловля этих рыб в пределах 200 миль от побережья Южной Африки была
объявлена преступлением.4
3 РассаТ.С. Жизнь животныхМ.:Просвещение,1999
4 Дозье Т. Опасные морские создания. Д озьеТ.М.6Мир, 2006
8 В ходе исследований мы открыли для себя новое об акулах, оказывается,
что присутствие дельфинов сдерживает акул от нападения на жертву.
Исследователи американского университета построили дельфинаробота и
доставили его в южноафриканские моря. Океан проверили, опустив в воду
тюленевидную приманку, на которую, едва прошло пять секунд, набросилась белая
акула. Тогда вместе с приманкой в воду поместили поддельного дельфина. Акулы
приблизились к приманке, но, завидев дельфина, предпочли не нападать.
Исследователи заменили приманку на настоящую, однако, результаты были те же,
акулы оказались нерасположенными к атаке. Едва дельфина извлекли из воды, как
акулы стали нападать и на имитацию, и на съедобную приманку.
Почему акулы боятся дельфинов? Попробуем ответить на этот непростой вопрос.
Дельфины являются одними из наиболее загадочных животных на планете.
Высочайшие интеллектуальные способности этих морских обитателей даже
послужил поводом для того, чтобы их называли «людьми моря». Учёные всего
мира в один голос уверяют, что дельфины значительно более умны, нежели все
другие морские и наземные животные. Тем более невероятным кажется
имеющий место факт, который говорит о том, что акулы панически боятся
дельфинов, этих кротких и добрейших из морских обитателей. Вопрос о
причинах страха акул перед дельфинами вызывает бурные споры среди
специалистов, но практически все сходятся во мнении, что вызван он
согласованными действиями дельфиньей стаи во время нападения на акулу.
Дельфины безошибочно ударяют носом акул в самые уязвимые и болезненные
места (в зону, где находятся жаберные щели) и всегда одерживают победу за
счёт осмысленности и слаженности своих действий,
Дельфины, как правило, плавают стаями. А, являясь очень умными
животными, умеют хорошо обороняться. То есть, если они видят акулу, которая
проявляет признаки агрессии, они нападают на нее стаей. Кроме того, дельфины
имеют мощную носовую и лобную часть. Двигаясь с большой скоростью, они
способны нанести акуле сокрушительный удар. Хочется добавить, что
дельфины, как правило, бьют акул в жабры. Известно, что именно жабры
являются самым слабым местом у акулы. Либо бывали случаи, когда дельфин,
двигаясь на большой скорости, ударял акулу в брюхо. Такой удар является тоже
весьма опасным для акулы. Ведь она менее маневренна, чем дельфин. Пока
акула отходит от первого удара, ее настигает второй и так далее.
Прочитав, изучив большое количество разного материала, передо мной
открылась удивительная картина жизни Мирового океана, яркая и побуждающая
к размышлению жизнь таинственного мира, подводного царства, неизменно
волнующего и изумляющего.
Глава 3
Повторный опрос одноклассников.
9 После завершения своего проекта, в ходе которого я рассказывал
одноклассникам об этих загадочных жителях нашей планеты, я решил вновь
поинтересоваться у ребят, что они узнали и запомнили.
Вывод: при первичном опросе ребята мало знали об этой уникальной рыбе.
После проведённых мной бесед, рассказов и просмотров фильмов, повторный
опрос показал, что знания одноклассников об акулах гораздо увеличились.
По результатам повторного анкетирования выявился повышенный интерес
к акулам. Ребята захотели узнать о разновидностях акул, какие виды наиболее
опасны, какие меры предосторожности необходимы при встрече с ними.
ВЫВОДЫ
Результат исследовательской работы.
В ходе работы над проектом я узнал много нового и интересного, совершил
увлекательное путешествие подводный мир, а также многому научился:
1)Провёл опрос среди одноклассниках об акулах
2)Подобрал литературу и выбрал наиболее важный и интересный материал
3) На основе исследовательского и изученного материала приготовил
сообщение, с которым выступил перед одноклассниками
4) Провёл повторный опрос среди одноклассников, по результатам которого
выявился повышенный интерес к уникальной рыбе
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза о том, что моя работа заинтересует одноклассников, была
Работа над проектом позволила мне познакомиться с уникальными рыбами
обитающими рядом с нами. Выполняя работу,я узнал много интересного. В ходе
исследовательской деятельности я научился отбирать материал по
определённой теме и выделять главное.
Цель, которую я перед собой ставил, была достигнута я изучил особенности
акул и познакомил с работой одноклассников.
подтверждена.
Считаю, что мой проект может стать наглядным пособием на уроках
окружающего мира и во внеклассной работе. Материал служит для расширения
кругозора и повышения интереса одноклассников к изучаемому предмету.
Я планирую изучать и дальше этих удивительных существ, а в будущем,
возможно, совершать экспедиции в поисках древнейшего вида акулмегалодона,
по предположению учёных, обитающего в Марианской впадине. И я могу с
уверенностью сказать: главные открытия ждут меня впереди!
11 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кларк А. Мифы об акулах/Пер. с англ.М.:Знание,2003.86с.
2. Дозье Т. Опасные морские создания. Д озьеТ.М.6Мир, 2006.с.С.1639.
3. Просвиров Е.С.Ядовитые и опасные рыбы. Калининградское кн. Издво,
2004.80с.
4. РассаТ.С. Жизнь животныхМ.:Просвещение,1999. Т.4.Ч.1:Рыбы656с.
5. РефлиТ. Чудеса большого барьерного рифа/Пер. с англ.М.:Географгиз,2000.
238с.
6. Акимушкин И. И.Мир животных: Рассказы о змеях, крокодилах, лягушках,
рыбах. М.: Мол. Гвардия,2001.С.1946.
7. Линберг Г.У., Герд А.С., Рассе Т.С. Словарь названий морских промысловых
рыб/Под ред.Л.С.Бердичевского.Л.:Наука,2004.561с.
12 ПРИЛОЖЕНИЕ
Строение акулы
Рис. 1
13 14
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Исследовательская работа на тему Акулы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.