Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история +1
7 кл—11 кл +1
22.01.2018
Иследовательская работа на тему «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)». Информация будет полезна для учителей Истории, Духовного Краеведения,ОРГСЭ,школьникам, а так же любому человеку, которому интересна история своей страны. Спасибо за внимание.Работа написана с использование статистических источников, архивных актов.В работе приведены иллюстрации.
ЦПШ.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Губинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Тема
«Организация учебновоспитательной работы в церковно
приходских школах в Московской Губернии
( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и
Подольского уездов)».
Учитель:
Истории
и обществознания Турукина А.Н. г. Воскресенск Содержание
Введение..................................................................................................34
Глава 1 .Программа преподавания церковноприходской школы
1.1 Закон Божий......................................................................................57
1.2 Церковное пение...............................................................................78
1.3 Церковнославянская грамота........................................................89
1.4 Русский язык...................................................................................910
1.5 Чистописание.................................................................................1011
1.6 Счисление и начальные арифметические сведения.....................1113
1.7 Начальные сведения из истории Церкви и Отечества................1314
Глава 2.Организация воспитательной работы в церковноприходских
школах.
2.1 Участие в религиозных обрядах...................................................1416
2.2 Школьные паломничества.............................................................1617
2.3 Праздники и школьные вечера.......................................................1719
2.4 Внеурочная деятельность...............................................................1920
Заключение...........................................................................................2122
Приложение..........................................................................................2328
Список литературы..................................................................................29 3
Введение
На протяжении существования Русского государства
одной из ведущих проблем было повышение грамотности
населения. Попытки ее решения можно проследить в
политике любого русского монарха. Так еще Ярослав
Мудрый вместе со своей сестрой Яной учредил школу для
обучения девочек. К середине XIX века проблема
народного образования все больше волновала
«Просвещенных людей». Так, оберпрокурор Святейшего
Синода, К.П. Победоносцев писал, что
только
просвещенное, религиозное, население может быть
хорошими верноподданными своего императора.
Выбранная нами тема является актуальной для
современной исторической науки. Вопервых, в настоящий
момент активно ведется поиск новой национальной
концепции воспитания школьников, в связи с этим
интересно рассмотреть опыт организации церковных
народных школ, где одной из самых важных задач процесса
образования было воспитание общества. Ввторых, в
последнее время вырос интерес научной среды к
региональной истории. В этой связи тема нашей работы
актуальна.
Цель нашей работы: рассмотреть организацию
начального церковношкольного образования на примере
церковноприходских школ юговосточных
Московской губернии.
уездов
Обозначенная цель предполагает решение следующих
задач: 4
1 .Проанализировать программы церковноприходских
школ
2. Изучить воспитательный процесс церковноприходских
школ.
Для написания нашей работы
большое
значение имеют работы А.С. Пругавина «Законы и
справочные сведения по начальному народному
образованию», а так же «Сборник программ и правил,
утвержденный Московским училищным советом». В этих
работах представлена основная документация по
церковноприходским школам.
В рамках интересующей нас темы были рассмотрены
работы Анастасиева А.И. «Сборник методических
разъяснений по предметам, преподаваемым церковно
приходских школах».
Для написания нашей работы были использованы
опубликованные источники отчеты о состоянии
церковных школ Московской губернии епархиальных
наблюдателей за период с 18891910 год. В отчетах
представлена подробная информация по развитию
церковношкольного дела в Московской Епархии.
Для нашей работы представляют интерес
периодические издания конца XIX начала XX. В
журналах и газетах рассмотрены условие перевода в
следующий класс по конкретным предметам, представлена
динамика роста и сокращения церковноприходских школ в
российской империи, организация учебновоспитательного
процесса начальных церковных школ. Работа состоит из
введения, 2 глав, заключения, приложения, списка
литературы и источников. 5
Глава 1.
Программа преподавания церковно
приходской школы
Согласно утвержденным правилам 1884 года в
российской империи
возникли два вида начальных
народных училищ: одно классные с двумя годами обучения
и двух классные с четырьмя годами обучения церковно
приходские школы. Согласно программе в церковно
приходских школах были следующие предметы: Закон
Божий, церковное пение, чтение гражданской и церковной
печати и письмо, начальные арифметические сведения1 .
2.1 Закон Божий
Основным предметом был Закон Божий, который
состоял из трех элементов: Священная История и
объяснение Богослужений, изучение молитв, краткий
катехизис2. Преподавание Закона Божьего начиналось со
Священной истории ветхого завета3. В рамках первого года
обучения ученики должны были пройти 48 тем4. Успешно
усвоив программу первого года обучения, дети переходили
во второй класс, где изучение данной дисциплины состояло
из Краткого Катехизиса . Из общего количества тем Закона
Божьего 10 посвящены учению о богослужении. Среди них
можно выделить такие как
1 ЦИАМ. Ф.203оп.531д.4,л.З. Дело об открытии церковноприходской школе в селе Волович
Коломенского уезда.
2Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. Спб.,
1898.С.398.
3 Там же. С. 397.
4 Там же. С. 398. 6
понятие о богослужении, внешние и внутреннее
устройство храма, важнейшие христианские праздники5 .
Обучение Закону Божьему в Бронницком уезде не было
сведено к простой передачи информации, темы уроков
объяснялись с использованием наглядного материала. Так,
уездным отделением Училищного совета были
приобретены иллюстрированные картины и карты
Палестины, которые были разосланы во все школы уезда6 .
Законоучителя рекомендовали
весь священно
исторический рассказ вести по картинам путем вопросно
ответной формы. Суть этого приема сводится к тому, что
учитель показывает ученикам картину и спрашивает, что на
ней изображено и так с помощью вопросноответной формы
строится весь священноисторический рассказ. Наиболее
распространенной формой работы на этом уроке считается
групповая работа. Так после прослушивания рассказа
учителя ученики в парах должны были рассказывать
материал друг другу. Причем более сильные ученики
образовывали пары с более слабыми учениками7.
Изучение Закона Божьего имело конкретные
воспитательные
и
клерикальнополитические,
практические задачи. Так, при окончании курса Ветхого
Завета дети получали основные сведения о семейных и
общественных обязанностях (как нужно почитать
родителей и дорожить ими и их благословением, о
братской и родственной любви, об обязанностях слуг и
господ).
5Там же. С. 397.
6 Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковноприходских и грамоты Московской
Епархии за 18991900 год. М., 1901.С.36.
7 Анастасиев Сборник методических разъяснений по предметам, преподаваемым в школах
церковноприходских и грамоты. Спб., 1903.С. 24. 7
1.2 Церковное пение
Вторым по значимости предметом в учебном
плане церковноприходских школ было церковное пение. В
первый год обучения был приготовительный. В рамках
второго учебного года необходимо было изучить по нотам
всю литургию Святого Иоанна Златоуста и простейших
песнопений всенощного бдения: « Блажен муж», «Свете
тихий», тропари воскресные всех гласов. Третий и
четвертый годы обучения были посвящены изучению
распевов:
Греческого и
совершенствованию исполнения песнопения на местном
распеве9.
Знаменного,
Киевского,
Особенно хорошо изучение церковного пения было
поставлено в школах Бронницкого уезда. В некоторых
школах были организованы специальные певческие хоры.
Наибольшие успехи в деле организации церковных
школьных хоров были у Вертлинской, Ганусовской. В
состав этих хоров входили как мальчики, так и девочки.
Обычно в хоре пели от 12 до 20 человек10.
Изучение церковного пения имело свои задачи.
Поскольку обучение этому предмету шло на
старославянском языке,
с использованием книг
первоисточников у детей происходило не только
произвольное заучивание отдельных слов, но и знакомство
с эпизодами Священной истории, так как
9 Пругавин.А.С. Законы и справочные средства по начальному народному образованию. СПБ.,
1898. С. 398.
10 Отчет Епархиального наблюдателя о состоянии школ церковноприходских и школ грамоты за
18951896 год. М.,1897. С. 86. 8
тексты песнопений, часто представляют собой отрывки из
жизни Христа, Богоматери, Святых.
1.3 Церковнославянская грамота
Значительное время в учебном процессе церковно
приходских школ уделялось изучению церковнославянской
грамоты. Во время первого года обучения ребенку
необходимо было познать особенности славянской азбуки
и усвоить различия с русским алфавитом, получить
первичные представления о надстрочных знаках. Итогом
первого года обучения должно стать свободное чтение
часто употребляемых молитв. В четырех школах
Коломенского уезда обучение проходило по настенным
таблицам11.
Второй год обучения это время совершенствования
навыков чтения. В рамках этого учебного года ученики
читали и заучивали наизусть псалмы, Евангелие и тропари
и ирмосы воскресные на восемь гласов12.
Значение изучения церковнославянской грамоте было
велико. Так как вся учебная литература, по предметам,
преподаваемым в церковноприходских школах,
печаталась именно на этом языке. Следовательно,
успешное усвоение информации по другим предметам
зависело от степени освоенности церковнославянской
грамоты. В Богородском уезде воспитанники церковно
приходских школ научились бойко читать по славянской
11 Тихомиров Д. Сборник правил и программ для церковноприходских школ с
относящимися к ним определениями Святейшего Синода. Спб., 1884. С.65.
12 Там же. С.66. 9
грамоте. В связи с этим некоторые ребята были
приобщены к клерикальному чтению13 .
1.4.Русский язык
Обучение русскому языку проходило во всех
классах церковноприходских школ. Основная задача
первого года обучения это научение чтению по
буквослагательному способу.
Изначально обучение
происходило только в устной форме. Так ребенок учился
на слух раскладывать предложение на слова, слова на
слоги, а так же выделять из слова гласные и согласные
буквы. После этого переходили к письменной форме
обучения14. Святейшим Синодом было рекомендовано
использовать 4 вида упражнений при обучении. Первый вид
упражнений это составление из букв слов и предложений,
второй звуковая диктовка. После успешного прохождения и
усвоения этих видов переходили к списыванию из книги
отдельных слов и предложений и заучиванию наизусть
слов. Однако данная программа была сложна для изучения.
Во время второго года обучения учащемуся предстояло
усовершенствовать навыки чтения по книге, а так же
научиться пересказывать прочитанное, по вопросам и без
вопросов.
В ходе обучения в старших классах двухклассной
церковно приходской школы детям сообщались сведения
о таких частях речи, как существительное, глагол,
дополнение,
наречие.
Согласно рекомендации Святейшего Синода ключевым
упражнением на данном этапе обучения должно стать
прилагательное,
определение,
13 Отчет Епархиального наблюдателя о состоянии школ церковноприходских и школ грамоты за
1895 1896 год. М., 1897. С. 84.
14 Сборник правил и программ для церковноприходских школ М.: Училищный Совет 1887. С. 80. 10
упражнение в письменном изложении мыслей: письменный
пересказ содержания прочитанных статей и составление
рассказов о событиях.
и
поверочные.
Существовало два вида диктантов:
Для обучения написания текстов на русском языке,
Училищным Советом при Святейшем Синоде было
рекомендовано использовать такое упражнение, как
диктант.
предупредительные
Суть
предупредительного диктанта состояло в том, что особый
учитель или учительница перед выполнением упражнения
обговаривала с воспитанниками возможные ошибки.
Примечательно, что в процессе обучения должен
преобладать первый вид диктантов. Поверочные диктанты
должны проводиться не более одного раза в месяц15. В 1895
году в Богородском уезде по русскому языку дети
научились писать диктант без орфографических ошибок,
но и делать правильный грамматический разбор16.
1.5 Чистописание
Согласно программе преподавания чистописания в
церковноприходской школе, количество учебных часов в
неделю по данной дисциплине составляло 3. Первый год
был подготовительным. В ходе этих занятий детям
сообщались сведения о том, как правильно сидеть за
партой, положить тетрадь, держать перо. Затем начинались
занятия по изучению написания букв гражданской и
славянской печати17. Изначально дети рисовали в воздухе
букву карандашом или грифелем,
15 Московские Церковные Ведомости. № 25. 1898. С.44.
16 Отчет о состоянии церковных школ Московской Епархии 18951896 год. M., 1897.С.84.
17 Тихомиров Д. Сборник правил и программ для церковноприходских школ с относящимися к
ним определениями Святейшего Синода M., 1897. С.78. 11
такие занятия способствовали развитию руки, глазомера, а
так же воображения детей. Святейшим Синодом для
обучения чистописанию рекомендовано было использовать
сетку18.
Буквы изучались по степени сложности. Так, все буквы
были разделены на четыре группы. Первоначально
изучались буквы, состоящие из прямой черты и черты с
закруглением : и, й ,к, л , м, н , у, ц. Затем были пройдены
буквы состоящие из загогулин вверху и внизу : г , п , т , р
,к.
Во время второго года обучения количество учебных
часов по чистописанию сокращалось до двух. Дети
церковноприходской школы села Пруссы Непецынской
волости во втором классе начали проходить связанное
письмо, а также изучать славянское письмо полууставом.
Для
улучшения успехов по чистописанию и
каллиграфии на первом съезде уездных наблюдателей было
предложено вести ученические альбомы или тетради, в
которые дети старательно списывали стихотворения,
отрывки и отдельные выражения. В тех уездах, где
инспекторы следили за ведение альбомов и ученических
этим делом, получались очень хорошие работы19.
1.6 Счисление и начальные арифметические сведения
Еще одним важным предметом, изучаемым в
церковноприходской школе, было счисление и начальные
арифметические сведения. Согласно программе «Обучения
счислению для детей церковноприходской
18 Сборник правил и программ для церковноприходских школ М.: Училищный Совет 1887. С.74.
19 Италийский А.Д. За четверть века.18841909: к истории церковноприходских школ
Московской Епархии. М.: Московский Епархиальный Училищный Совет. 1910. С. 143. 12
однокласснои школы » цель курса научить применять
ребенка вычислительные операции на практике20.
Во время первого года обучения ребенок знакомился
с цифрами от 1 до 100 и учился выполнять с ними
простейшие арифметические действия. Обучение счету
происходило с помощью «подходящих предметов»:
палочек, кубиков, прутиков21. Как только ребенок
запомнил название чисел и научился раскладывать их на
десятки и сотни, переходили к изучению простейших
арифметических операций сложению и вычитанию. Для
наиболее высокого результата при обучение
математическим действиям Святейшим Синодом
рекомендовано использовать счеты22. Условием для
перевода во второй класс было успешное освоение таблицы
умножения. На второй ступени образования ученикам
необходимо было усвоить счет 1 до 1.000.000 и научиться
решать задачи сначала в одно действие, а затем в
несколько. На третьем году обучения детям сообщались
первичные представления о квадратных и кубических
мерах, о способах вычисления площадей и объемов, а так
же сведения о дробях. Четвертый год это повторение всего
изученного материала23.
Анализ «Программы обучения детей счислению для
церковноприходской школы» позволяет сделать вывод,
что программе освещены все аспекты элементарной
математической науки.
20 Сборник правил и программ для церковноприходских школ. М.: Училищный Совет, 1887 С.83.
21 Сборник правил и программ для церковноприходских школ. М.: Училищный Совет, 1886.С.85.
22 Там же. С.86.
23Сборник правил и программ для церковноприходских школ. М.: Училищный Совет, 1886. С.85. 13
1.6 Начальные сведения из истории Церкви и
Отечества
Был в школьной программе дополнительный предмет
Начальные сведения из истории Церкви и Отечества. Курс
истории делился на две части. Вовремя первого полугодия,
изучалась география. Детям сообщались первичные
сведения о водном бассейне, рельефе земного шара,
политической географии стран Востока. Особое внимание
Святейший Синод рекомендовал обратить на географию и
историю Черного моря и страны Палестины24. На этом
этапе обучения Священный Синод
рекомендовал
использовать такие наглядные пособия как карты и
глобус25.
Во втором полугодие дети изучали Отечественную
историю с древнейших времен до Александра 2.
Анализ учебных программ, позволяет сделать вывод,
что само содержание образования было на достаточно
высоком уровне. По каждой дисциплине планировалось
передать ребенку большое количество знаний, умений и
навыков, которыми он должен был пользоваться на
протяжении всей жизни. Однако на практике получалось
так, что ребенок изза нерегулярного посещения школы,
отсутствия высококвалифицированных
педагогических
кадров, а так же плохого наличия учебной литературы, что
безусловно связанно с низким финансированием школ
получал не получал должного образования.
24 Сборник правил и программ для церковноприходских школ. М.: Училищный Совет, 1887. С.85.
25 Сборник правил и программ для церковноприходских школ. М.: Училищный Совет, 1888. С.95. 14
Глава 2.
Организация воспитательной работы в
церковноприходских школах.
2.1 Участие в религиозных обрядах
это
воспитание
Религиозно нравственное воспитание основная задача
церковноприходской школы.
Оно направлено на
укрепление и развитие любви к Богу и церкви, преданности
царю и Отечеству, а так же на воспитание истинно
благочестивых и честных слуг государства и церкви.
Реализовывать
необходимо
«благочестивыми методами». Один из методов это
молитва. Каждый учебный день начинался с общей
утренней молитвы. Чтение совершалась по часослову, и
сопровождалось пением всех присутствующих обще
употребляемых молитв. Прочитывалось молитвенное
правило старшими учениками. В Бронницком уезде
утренние молитвы учениками старших отделений читались
ежедневно в здании школы, а наиболее употребляемые
молитвы пелись всеми присутствующими на молитве26. В
Коломенском уезде к таким молитвам относились
следующие: «Царю Небесный», «Отче Наш», «Спаси
Господи, люди Твоя», «Богородице Дево радуйся»27. Кроме
утреннего правила читались Жития святых и дневное
Евангелие. Вечерние молитвы совершались за 10 минут до
конца последнего урока. Такое дневное молитвенное
правило должно было сформировать привычку читать
молитвы ежедневно не только в школе, но и дома. Так
ученики школы в деревне
26 Отчет о состоянии церковноприходских школ Московской Епархии 18961897 год. M., 1898.
С.76.
27 Отчет о состоянии церковноприходских школ Московской Епархии 18961897 год. M., 1898.
С.77. 15
Губино, Бронницкого уезда, изначально по требованию
законоучителя, а затем самостоятельно, перед отходом ко
сну стали читать молитвы про себя, это понравилось их
родителям и они стали требовать, чтобы дети читали
вслух для всей семьи28.
Еще один метод воспитания в церковноприходских
школах это посещение храма и принятие Святого
Причастия. Учащиеся обязаны были посещать храм два
раза в неделю: в воскресение и в пятницу. Для посещения
храма в церковноприходской школе был сформирован
особый порядок: до начала богослужения ученики
собирались в школе и отсюда парами, в сопровождении
учительницы отправлялись в храм, где становились на
определенном месте (чаще всего у алтаря или солеи). Во
время богослужения ученики пели в хоре, читали на
клиросе, прислуживали в алтаре. Особое внимание в
нравственном воспитании отводили церковному пению. Так
в 27 школах епархии были организованны правильные
певческие хоры, которые исполняют церковное песнопение
в воскресные и праздничные дни. Такой хор был
Бронницком уезде, в него входили 50 человек (Бронницкая
городская 22, Спасская 12 человек, Дорковская 16
чел ). Особая обязанность каждого школьника это
исповедь и Святое Причастие. За соблюдением этих
церковных обрядов строго следил законоучитель. В 1895
году в Богородском уезде исправно причащались и
присутствовали на службах
все православные дети уезда29.
28 Италийский. А.Д. Из жизни церковноприходской школы. М., 1906. С.54.
29 Отчет Епархиального наблюдателя о состоянии школ церковноприходских и школ грамоты за
18951896 год. М., 1897. С. 85. 16
Воспитывать христианский дух в школьниках
рекомендовалось так же с помощью церковных постов.
Изначально школьники строго соблюдали все посты
установленные церковью. Так ученики школ Бронницкого
уезда не позволяли себе во время постов есть на завтрак
белый хлеб, считая его скоромным. Но к 1901 году
школьники стали соблюдать лишь 14 дней поста в год.
2.2 Школьные паломничества
Чаще всего
Особую роль религиозно нравственном воспитании
Этот вид
отводилась школьным паломничествам.
воспитательной работы активно развивался в Московской
Епархии. Так в 1900 году было совершено 51
паломничество, а в 1901 71. Как правило, паломничества
совершались в мае месяце. В 1900 году, несмотря на
холодную погоду, учащиеся Дорковскои школы совершили
паломничество в Лавру.
школьные
паломничества были пешими, поэтому в них участвовали
только дети из старших отделений. Так 14 июня
воспитанники старшего отделения Бронницкой церковно
приходской школы в количестве 22 человек вместе с
заведующим школой, законоучителем священником Н.С.
Лебедевым, учителем Д. Казанцевым и учителем пения
В.Игнатьевым совершили паломничество в Николо
угрущенский монастырь. В этот день дети, участвующие в
паломничестве, собрались в школе в 5:30 минут исполнили
тропари Божией Матери, Святителю Николаю, Кириллу и
Мефодию. За тем дети отправились пешком по шоссе до
монастыря, разбившись на небольшие группы, и шли, не
соблюдая строго порядка. Примечательно, что когда
ребята проходили мимо 17
населенных пунктов, они выстраивались парами и пели
церковные песни. Воспитанники церковноприходской
школы прибыли в монастырь около 17:30 минут. Несмотря
на усталость, дети посетили вечернюю службу30. На другой
день школьники пели на обедни под руководством регента.
По окончанию службы ученики вместе с учителями
осмотрели монастырский сад, пруд, скит, посетили
церковную лавку, где купили образки, крестики и
иконки, после чего отправились обратно
домой31. Влияние паломничества на школьников очень
велико.
Так ученики Тихвинской школы города
Богородска, возвращаясь из паломничества, заметили, что
в поле крестьянская семья торопилась собрать сено, так
как надвигался дождь. Ученики поняли, что семья не
успеет сама справиться с этой работой и решили помочь,
не смотря на то, что были очень уставшими
2.3 Праздники и школьные вечера
события.
крупного
Ежегодно в церковных школах проходили праздники,
школьные вечера с чтением стихов и песнями, детские
елки. Чаще всего школьные акты устраивались в честь
какоголибо
Наиболее
распространенным праздником в первые годы
существования церковноприходских школ было
торжество, посвященное открытию и освящению церковно
приходских школ. Такой праздник проходил в погосте
Усмерке, Бронницкого уезда в 31 августа 1897 года.
Торжество началось с праздничной литургии и молебна.
По окончанию церковных служб дети,
30 Московские церковные Ведомости. № 27. 1899г. С.351.
31 Московские церковные Ведомости. № 27. 1899г. С. 352. 18
священники, хор и прихожане исполнили «Многая лета»
устроителям и учредителям школы. Затем был организован
крестный ход с непосредственным участием детей32. Так
же в церковноприходских школах было принято
устраивать праздничные акты, посвященные Рождеству
Христову, Масленице и Пасхе33. В 1 января 1895 года
попечитель церковноприходской школы Щапов устроил
праздник для детей, посвященный Рождеству Христову.
Праздник состоял из двух отделений: церковно
исторического и литературного. Оба отделения начинались
с совместного исполнения всеми школьниками тропаря
Кириллу и Мефодию.
Кроме праздничных актов с религиозной тематикой
церковных школах организовывались и светские праздники.
Так в 1902 в двух школах Бронницкого узда состоялся
праздник древонасаждения. Вовремя которого ученики
сами приносили деревца из леса и высаживали их на
пришкольном участке. В 1901 году во всех школах
Богородского уезда прошли праздники, посвященные
памяти Н.В. Гоголя и Жуковского. Во время праздника
происходило пение молитв и чтение отрывков из
произведений,
сообщение фрагментов биографий
писателей. По окончанию школьного учебного года во всех
церковноприходских школах и школах грамоты проходил
общий для всех праздник. Как правило, он начинался в 9
утра с общей молитвы, по окончании праздничной литургии
дети шли в залу, где и проходил школьный акт, состоящий
из 20 номеров. Среди которых
32 Московские церковные Ведомости за 1897год С. 507.
33 Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Московской Епархии в учебно
воспитательном отношении за 19001901 год. М.:1902.С.59. 19
были чтение стихов и пение песен. Ребятам, успешно сдавшим
экзамены, вручались памятные подарки34.
2.4 Внеурочная деятельность
Воспитательное воздействие на школьников
оказывали занятия ремеслом и сельским хозяйством.
Однако работа на пришкольных участках была мало
распространена. Так в 1898 данный вид работы с детьми
существовал только в трех школах епархии.
Примечательно, что одна из этих располагалась в
Коломенском уезде. На занятиях дети совместно с
учителем занимались разведением садов. Наибольшее
распространение получили занятия ремеслами. Самым
распространенным являлось переплетное мастерство.
Успешно осваивали эту работу воспитанники 8 школ
епархии. Среди девочек наиболее распространённым видом
дополнительных занятий было рукоделие. Занятия
рукоделием были организованы и в школах Богородского и
Бронницкого уезда. Особой программы для обучения не
существовало. Как правило, воспитанницы учились шить
белье, «незатейливые» платья, вязать чулки, кружева и
салфетки, а так же вышивать по канве и холсту. В
церковноприходской школе села Захарьина, Подольского
уезда занятие рукоделием велись в школе 20 лет
непрерывно, начиная с 1888 года. Воспитанницы школ
учились правильному шитью и вязанию35. Так же в
церковноприходских школах были организованы занятия
декоративноприкладным искусством. Такие занятия были
организованы в ПетровскоЛосинской и Родиской школах
34 Церковные Ведомости. № 49. 1896г. С. 1851.
35Посчитано: К 25летию церковноприходской школы в селе Захарьине Подольского уезд. 1883
1908.М.,1908. с.15. 20
Богородского уезда. Ученицы на занятиях изготовляли
гирлянды из искусственных цветов, которые затем, по
собственному желанию жертвовали на украшение икон в
приходском храме и школ уезда36.
В 18981899
учебном году в Московской епархии было 28 школ, в
которых учебновоспитательная работа была «лучшей и
наиболее выдающейся». В каждом уезде губернии таких
школ было от одной до пяти.
Воспитательная работа церковноприходских школ
реализовывалась по многим направлениям и оказывала
весьма благотворное влияние на школьников, так и на их
родителей. Так, в деревне Еремине, Богородского уезда
был обычай «сжигания масленицы». Проводился он
главным образом молодыми подростками, которые начали
посещать церковную школу и получив знания, они поняли
нелепость и греховность этой забавы и перестали ее
делать37. Таким образом, учебновоспитательная работа
церковных школ решала основные клерикальные задачи
русской православной церкви укрепление и развитие любви
к Богу и церкви, преданности царю и Отечеству, а так же
на воспитание истинно благочестивых и честных слуг
государства и церкви.
36 Италийский. А.Д. Из жизни церковноприходской школы. М., 1906. С.53.
37Италийский. А.Д. Из жизни церковноприходской школы. М., 1906. С.54. 21
Заключение
Церковноприходская школа второй половины XIX
начала XX века полифункциональная. Так в процессе
обучения в приходских школах кроме образовательной
задачи, решалась клерикальная и воспитательная. Причем
за выполнением воспитательной задачи следило
государство,
в лице уполномоченных органов.
Следовательно, расширение сети церковноприходских
школ было государственной политикой, направленной в
первую очередь на подавление политической активности
населения.
Организация и работа церковноприходской школы
должна была строго построена, в соответствии с
правилами, выработанными Училищным Советом при
Святейшем Синоде.
Воспитательная работа церковноприходских школ
реализовывалась с использованием большого количества
воспитательных средств и приемов.
Таких как
общешкольная классная молитва, совместное посещение
храма, соблюдение постов и исполнения наказаний,
организация и проведение детских праздников по многим
направлениям и оказывала весьма благотворное влияние на
школьников, так и на их родителей.
Особенно важно для государства и церкви содержание
образовательных программ церковноприходской школы.
Программы для обучения разрабатывал Святейший Синод
и оберпрокурор, через которого император мог
контролировать процесс составления учебных программ.
Перечень предметов, 22
преподаваемых в церковноприходской школе, был
достаточно обширным. Большое значение в обучении
отдавалось Закону Божьему и церковному пению. Это
дисциплинирующие предметы. Остальные предметы
осуществляли вспомогательную функцию. Их задача была
привить детям практические навыки. Поскольку во время
обучения в церковноприходской школе особое внимание
уделяли посещению храма. То по окончанию школы у
детей формировалась привычка, посещения храма и
ребенок становился богобоязливым, решал себя всякой
возможности, противится воли помазанника Божьего.
Кроме того успешное усвоение арифметики позволяло
выполнять послушание по храму за свечным ящиком,
овладение нотной грамотой позволяло быть певчем в
местном церковном хоре. Это еще больше вовлекало
человека в церковную жизнь, формировало традиции,
которые семья передавала из поколения в поколение.
Были в программе преподавания предметы светского
образования. Так ученики церковноприходской школы
Московской губернии занимались изучением начальных
сведений из истории. Анализ образовательных программ
церковноприходской школы позволяет сделать вывод,
что ученик в процессе обучения должен был усвоить как
знания необходимые ему в простой жизни. Однако на
практике получалось, что усвоение учебной программы
было невысоким. Это связано с отсутствием должного
количества
подготовкой
педагогических кадров, а главное с нестабильным
посещением детьми занятий.
литературы,
плохой 23
Приложение
Таблица № 1.
Численность церковноприходских школ Московской губернии и
количество учеников с 18861894год38.
№
год
Количество
Церковноприходских школ
Мал.
Дев.
Общее
Количеств
о учеников
1
2
3
4
5
6
7
8
1886
1887
1888
1889
1890
1891
1893
1894
81
110
130
175
189
215
252
256
3131
5184
6144
7499
8594
9699
11783
11158
2822
4108
4587
5606
6506
7018
8956
8057
309
1076
1557
1893
2088
2681
2827
3101
38 Посчитано: по Московским Церковным Ведомостям за 1896 г. 24 Иллюстрация №1. Здание Малаховской школы Бронницкого уезда39.
39 39
Италийский А.Д. За четверть века. 18841909: к истории церковно
приходских школ Московской Епархии.М.: Московский Епархиальный
Училищный Совет. 1910. 25
Иллюстрация № 2. Поломничество в Троицкую Лавру учеников
Александровской церковноприходской школы Подольского уезда40.
40 Италийский А.Д. За четверть века. 18841909: к истории церковно
приходских школ Московской Епархии.М.: Московский Епархиальный
Училищный Совет. 1910. 26
Иллюстрация № 3. Бронницкое Отделение Московского Епархиального
Совета41.
41 Италийский А.Д. За четверть века. 18841909: к истории церковно
приходских школ Московской Епархии.М.: Московский Епархиальный
Училищный Совет. 1910. 27
Иллюстрация № 4.Выпускникии учителя Плесковской церковно
приходской школы Подольского уезда ( после экзамена)42.
42 Италийский А.Д. За четверть века. 18841909: к истории церковно
приходских школ Московской Епархии.М.: Московский Епархиальный
Училищный Совет. 1910. 28
Иллюстрация № 5. 0бразец параграфа по истории для учащихся
одноклассных церковноприходских школ43.
43 Краткое учебное пособие по русской истории для одиоклассных церковноприходских
школ.М.,1894.С4. 29
Список литературы
1 .Анастасиев Сборник методических разъяснений по предметам,
преподаваемым в школах церковноприходских и грамоты. Спб., 1903.С. 24.
2. Италийский А.Д. За четверть века. 18841909: к истории церковно
приходских школ Московской Епархии. М.: Московский Епархиальный
Училищный Совет. 1910. С.143.
3. Италийский. А.Д.Из жизни церковноприходской школы. М., 1906. С.54.
4. Московские церковные Ведомости. № 27. 1899г. С. 352.
5. Московские церковные Ведомости. № 27. 1899г. С.351.
6. Московские Церковные Ведомости. № 25. 1898. С.44.
7. Отчет Епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно
приходских и школ грамоты за 1895 1896 год. М.,1897. С. 86.
8. Отчет о состоянии церковноприходских школ Московской Епархии 1896
1897 год. М., 1898. С.77
9. Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковноприходских и
грамоты Московской Епархии за 18991900 год. М., 1901.С.36.
10. Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ
Московской Епархии в учебновоспитательном отношении за 19001901 год.
М.:1902.С.59.
11.Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному
образованию. Спб., 1898. С.398.
12. Сборник правил и программ для церковноприходских школ М.:
Училищный Совет 1887. С. 80.
13. Тихомиров Д. Сборник правил и программ для церковноприходских
школ с относящимися к ним определениями Святейшего Синода. Спб., 1884.
С.65.
14. Церковные Ведомости. № 49. 1896г. С.1851.
15. ЦИАМ. Ф.203оп.531д.4,л.З. Дело об открытии церковноприходской
школе в селе Волович Коломенского уезда.
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Исследовательская работа Тема «Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах в Московской Губернии ( по материалам Бронницкого,Богородского,Коломенского и Подольского уездов)».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.