Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
биология
7 кл
05.03.2018
Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"
Пчёл как священных животных изображали на стенах пещер, скалах, сосудах, монетах, высекали на гробницах знатных людей, пирамидах. В Египте пчела считалась символам верности, храбрости. Ведь пчёлы, защищая свой дом, никогда не отступают перед опасностью и не обращаются в бегство, каким бы грозным ни был противник. И в наше время люди уважительно относятся к пчёлам, т. к. они вырабатывают натуральные продукты, которые восстанавливают и придают силы, мобилизуют защитные средства организма. Цель работы: изучить жизнь и поведение пчёл Задачи: 1. Провести наблюдение за развитием и поведением пчелиной семьи 2. Определить суточную активность насекомых 3. Выяснить факторы, влияющие на сбор мёда Объект исследования: пчела медоносная Предмет исследования: поведение пчёл Гипотеза: Погодные условия оказывают большое влияние на сбор мёдаПчёл как священных животных изображали на стенах пещер, скалах, сосудах, монетах, высекали на гробницах знатных людей, пирамидах. В Египте пчела считалась символам верности, храбрости. Ведь пчёлы, защищая свой дом, никогда не отступают перед опасностью и не обращаются в бегство, каким бы грозным ни был противник. И в наше время люди уважительно относятся к пчёлам, т. к. они вырабатывают натуральные продукты, которые восстанавливают и придают силы, мобилизуют защитные средства организма. Цель работы: изучить жизнь и поведение пчёл Задачи: 1. Провести наблюдение за развитием и поведением пчелиной семьи 2. Определить суточную активность насекомых 3. Выяснить факторы, влияющие на сбор мёда Объект исследования: пчела медоносная Предмет исследования: поведение пчёл Гипотеза: Погодные условия оказывают большое влияние на сбор мёда
жизнь и поведение пчелиной семьи.doc
ОТДЕЛ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ СВОБОДНЕНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новгородская средняя общеобразовательная школа им. В.Н. Лесина» Жизнь и поведение  медоносной пчелы                                                          Выполнил Кириченко Денис Николаевич  7 класс Руководитель Мащенок Татьяна Ивановна учитель географии и биологии высшая квалификационная категория Новгородка 2014 Оглавление 1. Введение 1.1. Актуальность. Цель. Задачи 1.2. Обзор литературы. Биология пчелиной семьи 1.2.1. Строение пчелы 1.2.2.  Работа пчелиной семьи 1.2.3. Роение пчёл 1.2.4. Болезни пчёл 1.2.5. Враги пчёл 1.2.6. Продукты пчеловодства 1.3. Методы и методика 2. Основная часть  Наблюдение за развитием и поведением пчелы 2.1. Характеристика места исследования  2.2. 2.3. Суточная активность насекомых 2.4. Определение влияния состояния семьи на сбор мёда 3. Выводы 4. Заключение 5. Литература 3 3 5 5 6 11 12 13 13 15 17 17 18 21 23 25 26 27 2 1. Введение 1.1. Актуальность. Цель.  Задачи Однажды   я   прочитал   рассказ   Сергея   Алексеевича     Баруздина «Пчелиная напасть», в котором автор рассказывал о том, что в детстве его каждый день  по нескольку раз кусали пчёлы. Мальчик не мог понять, почему никого, кроме него пчёлы не кусают. Он постоянно ходил то с шишкой под глазом, то на щеке, то на затылке и совсем измучался, пока однажды хозяин дома не объяснил маленькому Серёже, что пчёлы в его усадьбе не переносят запах   лука,   который   мальчик   ест   каждый   день.   И   вот,   как   только   автор перестал есть лук, пчелы больше его не кусали. (сл.1) Мне стало интересно, как и где пчёлы живут, чем питаются, как у них развиты   органы   зрения,   обоняния,   вкуса,   как   они   летают.   Почему   они реагируют   на   запах   лука.   Что   надо   делать,   чтобы   пчёлы   не   кусали   меня. Первый   укус   пчелы   мой   организм   перенёс   легко.   И   я   решил   изучить   эти вопросы. (сл.2) Из всех живущих на Земле насекомых, пчела – одна из самых полезных для   человека.   Она   даёт   ему   мёд   –   чудеснейший   из   продуктов,   целебный, питательный. В Древней Греции и Риме считали  мёд даром неба, пищей богов. По поверью   греков,   человеку   он   приносил   мудрость,   поэтов   и   художников одаривал вдохновением. 3 Пчёл как священных животных изображали на стенах пещер, скалах, сосудах, монетах, высекали на гробницах знатных людей, пирамидах. В Египте пчела считалась символам верности, храбрости. Ведь пчёлы, защищая свой дом, никогда не отступают перед опасностью и не обращаются в бегство, каким бы грозным ни был противник.  И   в   наше   время   люди   уважительно   относятся   к   пчёлам,   т.   к.   они вырабатывают натуральные продукты, которые восстанавливают и придают силы, мобилизуют защитные средства организма.  Цель работы:   изучить жизнь и поведение пчёл Задачи: 1. 2. 3. Провести наблюдение за развитием и поведением пчелиной семьи Определить суточную активность насекомых Выяснить факторы, влияющие на сбор мёда Объект исследования: пчела медоносная Предмет исследования: поведение пчёл Гипотеза: Погодные условия оказывают большое влияние на сбор мёда (сл.3) 4 1.2.Обзор литературы. Биология пчелиной семьи. 1.2.1. Строение пчелы Тело взрослой пчелы состоит из 3­х основных отделов: голова, грудь и брюшко.  На   голове   расположены  глаза.  Они   состоят   из   двух   больших боковых сложных глаз, а между ними — три маленьких простых глаза.  Ротовой аппарат  состоит из верхних и нижних челюстей, верхней и нижней губы. Он служит для высасывания нектара и образует продолговатую трубку ­ хоботок.  Очень   важным   органом   являются  усики,  расположенные   на   голове пчелы,   так   как   на   них   размещено   множество   мелких   волосков.   Они ответственны за обаяние и осязание.  Грудь  пчелы предназначена для несения  ножек и крыльев. Полость пчелиной груди занята мышцами, приводящими в движение голову, крылья, ножки и брюшко. Пчела имеет 4 крыла — пару передних и пару задних.   Движутся они вверх, вниз, вперед, назад, немного вращаются. Ножки    могут двигаться только взад и вперед. Кроме передвижения они   приспособлены   для   выполнения   различных   функций.   Передними   и средними ножками пыльца собирается с тела пчелы, а затем откладывается на 5 щеточках   задних   ножек,   с   которых   затем   поступает   на   дно   пыльцевой корзиночки. В брюшке находятся органы дыхания, кровообращения, пищеварения, половые органы, а также жалящий аппарат. (сл.4) 1.2.2. Работа пчелиной семьи Пчёлы живут не по одиночке, как многие насекомые, а семьёй. Семья может состоять из 70 – 80, а иногда и из 100 тысяч насекомых. Кроме того, в ней воспитываются десятки тысяч детей – личинок и куколок. Вся работа в семье четко распределена. В состав пчелиной семьи входит: одна матка, трутни, рабочие пчелы. особь матка форма круглая глаза простые глаза, сдвинуты рабочая пчела трутень треугольная большая и круглая на лоб глаза сдвинуты на темя сложные глаза,  расположенные близко  друг к другу, сдвинуты  на лоб Матка – она откладывает яйца. Её можно увидеть с первого взгляда, она в два раза крупнее пчёл. Крылья слабые, брюшко продолговатое, слегка заострённые.   Голова   более   округлая.   Боковые,   сложные   глаза   крупнее   и расставлены шире. Простые глаза сдвинуты на лоб. У матки нет восковых желёз. Ножки её лишены приспособлений для сбора пыльцы.  6 Матка   откладывать   яйца   начинает   с   весны,   к   лету   кладка   яиц увеличивает, а к осени кладка яиц уменьшается. Всего за сезон матка может снести 150 000 – 200 000 яиц. Летом матка ходит по сотам в поисках пустых ячеек, в которые всовывает головку, усиками ощупывает стенки и дно. Если ячейка   не   годится   для   кладки   яйца,   матка   покидает   её   и   подходит   к следующей. Когда ячейка исправна и вычищена, матка приподнимает голову, не сходя с места, подтягивает брюшко вперёд, продвигает его вглубь ячейки, и на мгновение замирает. В этот момент она и устанавливает на дно ячейки маленькое   белое   яйцо.   Пчёлы   постоянно   окружают   её.   Они   бережно ощупывают её усиками, облизывают язычком. Кормилицы предлагают матке «молочко», она его постоянно слизывает хоботком. Вот это молочко в теле матки   превращается   в   яйца.   Из   оплодотворённых   яиц   выводятся   рабочие пчёлы. Трутни выводятся из яиц неоплодотворённых. Матка откладывается из оплодотворённых яиц, в особой форме ячейки ­ «мисочки». Когда из яйца появится матка, пчёлы начинают её облизывать, слизывая с её поверхности выделения. Под воздействием этих выделений у пчёл заглушается желание строить мисочки.  Мисочка  –   это   основание   дно   маточника.   Выстроенный   маточник похож   на   жёлудь   и   свисает   с   сотов.   Мисочки   строятся   пчёлами   заранее. Маточная личинка выкармливается не так как трутни и рабочие пчёлы. Она получает   особое   питание.   Оно   состоит   из   выделяемого   пчёлами   молочка, которое у пчёл бывает первые три дня. В этом молоке жиров и белков больше, чем у взрослых пчёл. Когда личинка выросла, и готовится к окукливанию, маточник запечатывается, и куколка со всех сторон обогревается пчёлами.  Молодую матку, вернувшуюся из брачного полета, окружают пчёлы. Они так бережно и заботливо ухаживают за ней, что можно назвать её царицей пчёл. Ведь она выполняет важный процесс – продолжает семью. 7 Но   если   по   каким­то   причинам   исчезает   матка,   улей   охватывает суматоха. Теперь не с кого слизывать выделения с тела, которые удерживают их от сооружения мисочек. Пчёлы начинают сооружать мисочки. Если матка исчезла, оставив в сотах яйца и молодых личинок, то пчёлы начинают перестраивать их. Они ячейку превращают в мисочку. А далее – в маточник. На сооружение мисочки расходуется  намного больше воска, чем на обычную   пчелиную   ячейку.   Зато,   как   появляется   матка,   сразу   в   семье восстанавливается порядок.   Живут пчелиные матки пять лет и более. Трутни  –   неуклюжие,   толстые,   кругловатые   –   отличаются   по внешности от матки и рабочих пчёл. Они осеменяют молодых маток. Никаких других   функций   трутни   в   семье   не   выполняют.   Развиваются   они   из неоплодотворённых яиц, которые матка откладывает в ячейки сот, имеющих несколько больший объём по сравнению с обычными пчелиными ячейками. Развитие трутня совершается в течение 24 суток. Трутень заметно крупнее рабочей   пчелы.   Он   весит   около   0,2   г.   На   выкармливание   личинки   трутня пчелы расходуют корма в три раза больше, чем на вскармливание личинки рабочей  пчелы.  Органы  трутней  не приспособлены  для  работы.  У  трутней короткий хоботок, у них нет корзиночек для переноса пыльцы, нет восковых и других желез. У трутней нет и жала, но они обладают сильными крыльями. С прекращением медосбора пчелы изгоняют трутней из ульев, и они погибают от голода и холода.  Рабочие пчёлы –  это недоразвитые самки. Они составляют главное население семьи.  Рождение   пчелы   происходит   в   таком   порядке:   яйцо   –   личинка   – куколка – взрослое насекомое.  Превращение у каждой пчелы происходит по – разному: у матки  через 15 дней, у рабочих пчёл – через 21 день, у трутней через  24 дня. (сл.5) 8 «Профессиональная   специализация»   рабочих   пчёл   определяется   их возрастом. Разделяют их на три группы: молодые, которые работают в улье; зрелые, которые собирают нектар, пыльцу; старые, которые носят воду. Работа молодой пчелы Только что вышедшая из ячейки молодая пчела ещё очень слаба. Она едва   передвигается   по   сотам,   ей   нужно   ещё   некоторое   время,   чтобы окрепнуть.   Молодых   беспомощных   пчёл   подкармливают   другие,   более взрослые   пчелы.   Но,   чуть   окрепнув,   молодые   пчелы   уже   стремятся включиться в выполнение простейших работ в улье. Первая такая работа — чистильщица   ячеек.   Пчелы   забираются   в   ячейку,   очищают   и   вылизывают (полируют)   её   стенки   и   донышко.   Если   ячейки   сот   не   будут   очищены   и отполированы пчёлами, матка не отложит в них яйца. На   четвёртый   день   жизни   молодые   пчелы   способны   уже   кормить взрослых   личинок   смесью   меда   и   перги.   Если   в   семье   имеется   такая потребность, то они становятся  пчёлами­кормилицами. К седьмому дню у пчёл   начинают   функционировать  железы,   выделяющие   молочко.   С   этого времени   пчелы   могут   кормить   молочком   самых   молодых   личинок   (до трёхдневного возраста) и маток. С 8 по 12 день молодые пчёлы становятся приёмщицами корма. Они должны: принимать нектар у пчёл – сборщиц возле летка, перегружать нектар из нижних ячеек в верхние, головой утрамбовывать в ячейки пергу. Затем пчела становится  пчелой – уборщицей. Она выносит мусор за пределы улья, на 10 ­12 метров.  Затем становится пчелой – санитаром. Она переходит от одной пчелы к   другой   и   чистит   их   по   очереди   своими   гребешками,   приглаживает щёточками ножек. Тщательно перебирает волосок за волоском на голове, на спине. 9 С 12 по 19 день ­  пчела строительница. Её железы выделяют воск, пчела принимает участие в строительстве сотов. После того как у пчелы созреет жалоносный аппарат, она становится у летка охранять вход в улей, ей отводится роль пчелы – сторожа. Работа взрослых пчёл Пчела поначалу делает учебные полёты. Далеко не улетает от улья, оглядываются, запоминают ориентиры полёта. Так пчела, которая две – три недели  назад  вскрыла  крышку  ячейки  и впервые   увидела  свет,  становится настоящей пчелой ­ сборщицей.  Молодые   пчёлы   во   время   ориентировочных   облётов   запоминают расположение своего улья относительно окружающих его предметов (деревья, кустарники, другие улья и пр.). Достаточно передвинуть улей в сторону на расстояние даже меньше 1 м, как возвращающееся со взятком пчёлы ищут его на прежнем месте и не сразу находят его на новом. Если же отнести улей на большое   расстояние,   то   пчёлы   вообще   не   смогут   найти   его.   То   же   самое следует сказать об окраске ульев и изменениях в предметах, окружающих улей (другой цвет соседних ульев, вырубка дерева, кустарника).  Собирая нектар или пыльцу, каждая пчела стремится придерживаться какого­либо одного вида растений. Например, посещая цветки гречихи, пчёлы не перелетают на растения другого вида, пока не отцветёт гречиха. Это имеет большое биологическое значение для  опыления  растений. После окончания цветения   одних   растений   пчёлы,   собиравшие   нектар   с   их   цветков, присоединяются к пчёлам, посещающим другие растения, или же начинают разыскивать   распускающиеся   цветки   других   видов   растений.   В   последнем случае пчёл называют разведчицами. Найдя новый источник корма, пчёлы набирают его в медовый зобик и, облетев   несколько   раз   цветущие   растения   для   запоминания   их местоположения, возвращаются  в свой   улей.  Пчела  возвращается  в  улей  в 10 возбуждённом   состоянии.   Она   отдаёт   принесённый   нектар   пчёлам   — приёмщицами, а сама выполняет на соте характерные движения, получившие название  «вербовочных   танцев»,   которые   привлекают   на   поиски   взятка других пчёл этой семьи. Если корм был найден вблизи пасеки, не дальше 100 м от улья, то пчела быстро пробегает вокруг какой­либо ячейки сот, а затем поворачивается и делает такой же круг в обратном направлении. Перебегая по сотам   от   одних   пчёл   к   другим,   она   повторяет   эти   движения   в   течение нескольких   секунд.   Такой   танец   называется  круговым.   Когда   цветущие растения   обнаружены   от   улья   на   расстоянии   более   100   м,   прилетевшие   с нектаром пчелы, выполняют  виляющий танец подобие восьмёрки.  Танцами пчелы сообщают не только расстояние до источника корма, но и в каком направлении нужно лететь к цветущим растениям.  Работа старой пчелы Самые старые рабочие пчёлы (живёт пчела летом примерно 35 – 45 дней)   обычно   носят   в   гнездо   воду,   таких   пчёл   стали   называть   пчёлы   – водоносы. Далеко от дома они не летают. Эта работа старым пчёлам вполне по силам. За день пчела – водонос вылетает до 100 раз. Пчела умирает в полёте. До последней секунды она трудится на благо семьи. (сл.6) 1.2.3. Роение пчёл Роение  – это естественное размножение. Пора, когда семья делится, превращается в две семьи. Весна. Близится лето. Кипит жизнь в ульях в начале первой половины лета. На сотах появляются восковые наросты маточников, в которых быстро растут личинки – зародыши будущих маток. Пчёл становится всё больше и больше.   Толпами   вылетают   они   из   улья.   Вместе   с   пчёлами   появляется   и старая матка. Матка взлетает. Проходит несколько минут и к ней начинают слетаться  все   вылетевшие   из   улья  пчёлы.   Свившийся   рой  может  по   долгу 11 оставаться неподвижным, а иной раз может перелетать. Пчела – разведчица показывает новое гнездо, и все пчёлы летят за ней. Рой превратился в семью, который начинает новую жизнь. В улье, откуда ушла матка с роем пчёл, постепенно всё приходит в обычный   порядок.   Здесь   стало   просторнее.   Несколько   маток   растут   в запечатанных маточниках, и первая скоро выйдет на свет. На восьмой день, после того как маточник был запечатан, молодая матка прогрызает кокон и, отбрасывает   круглую   крышечку,   выходит.   Она   обегает   все   соты,   как   бы оповещает   пчел   о   своём   рождении.   Пчёлы   сразу   сгрызают   все   остальные маточники, уничтожая их.  Бывает так, что в улье остаются две матки. Они начинают сражаться, одна матка зажаливает другую насмерть. Семье пчёл для нормального роста и развития требуется только одна матка.  1.2.4. Болезни пчёл Защитные   силы   пчелиной   семьи   велики.   Прополисом   покрыты   все стенки,   соты,   рамки.   Им   покрывают   леток   в   улей.   Прополис   обладает антибактериальным свойством. Антибактериальные вещества есть и на теле пчелы. И несмотря на это они могут страдать от болезней. Болеют не только взрослые   насекомые,   но   и   личинки,   куколки.   Самое   распространенное заболевание пчёл – кишечные, нозематоз. Вызывается он микроскопическим паразитом   ноземой.   Её   споры,   попав   в   кишечник   пчелы,   усиленно размножаются и проникают в ткань пчелы. У неё расстраивается кишечник. Возникает   обычно   в   конце   зимы.   Заболевание   поражает   всю   семью. Способствует   этому   заболеванию   повышенная   влажность   воздуха,   высокая температура. Источником заражения часто служат старые соты со следами 12 испражнений.   Такие   соты   надо   чаще   обновлять.   Больных   пчёл   лечат антибиотиками, добавляя их в корм. Следующими   тяжёлыми   заболеваниями   считается  европейский   и американский   гнильцы.  При   европейском   загнивают   молодые   открытые личинки. Личинки теряют свою упругость, перламутровый цвет и блеск. Они лежат   не   полуколечком   или   кольцом,   как   обычно,   а   в   самых   разных направлениях. При американском  гнильце – загнивают запечатанные личинки. Они, усыхая прорывают крышечки ячеек. Сот кажется продырявленным. Цвет мертвых личинок тёмно – бурый, масса клейкая, тягучая, дурно пахнущая. Гнёзда   содержат   большое   количество   возбудителей   болезни.   Все   соты удаляют,   пчёл   пересаживают   в   чистые   улья.   Пчёл   лечат   антибиотиками. Семьи сильно поражённые, лечить нецелесообразно. Заболевание встречается редко. Кроме микроскопических врагов, у пчёл есть ещё и крупные паразиты. Небольшой,   всего   в   полтора   миллиметра   плоский  клещ   варроа  питается кровью   взрослых   насекомых,   личинок,   куколок.   Срок   жизни   пчел укорачивается,   рождается   много   недоразвитых   ,   неспособных   летать   пчёл. Клещи отрываются от пчёл и падают на дно улья. Чтобы исключить заражения на дно улья кладут металлическую или капроновую сетку. Через неё клещи проваливаются и без пищи умирают. От клеща пчёл опрыскивают щавелевой кислотой.  На пчёлах иногда и живёт  вошь браула. Питается мёдом и пчелиным молочком. В данном случае, прокуривают гнёзда табачным дымом.  1.2.5. Враги пчёл Грозный   враг   пчёл   –  оса,   филант   или   пчелиный   волк.  Нападает внезапно, когда пчела работает на цветках. Оса вонзает жало в шею пчелы, выдавливает из неё мёд, выпивает его, а тело относит в свою нору. Там она откладывает   на   неё   яйцо.   Родившаяся   личинка   поедает   пчелу.   На   пасеке 13 пасечник   расставляет   бутылки   с   прокисшим   мёдом.   Так   привлекают   ос. Забравшись в бутылки, они уже не могут выбраться. Лакомятся пчёлами: стрекозы, шершни, жабы, мыши. У   пчёл   есть   и животные – помощники: уж, ящерица, ёж. Их называют санитарами пасеки. Они поедают мёртвых, ослабленных, больных пчёл. Особенно полезен ёж. За «ночную смену» ёж обыщет возле ульев каждую тропинку, заглянет во все уголки, не пропустит ни одной погибшей пчелы. (сл.7)  1.2.6. Продукты пчеловодства  Мёд способствует профилактике и лечению сердечно – сосудистых  и лёгочных, кожных глазных заболеваний, а также лечению ран. Он регулирует работу желудочно–кишечного тракта, печени, почек. Широко применяется в косметике. Пыльца  используется в медицине для лечения малокровия у детей. Она   повышает   содержание   эритроцитов   и   гемоглобина.   А   ещё   пыльца   – биологический   стимулятор.   Пыльцу   собирают   при   помощи   специальных пыльцеуловителей. Маточкино   молочко  ценное   вещество,   питательное.   Оно   богато витаминами,   белками,   жирами.   Многие   пчеловоды   съедают   его   прямо   на пасеке.   Оно   способствует   интенсивному   обмену   веществ   в   организме. Маточное     молочко  ­  это   особый   корм   для   личинки   пчелы.   Представляет собой   густую   беловатую,   а   затем   матово­желтую   прозрачную   кашицу. Обладает специфическим запахом и кисловатым вкусом. Маточное молочко обладает   противомикробными   свойствами,   оказывает   бактериостатическое, бактерицидное   и   противовирусное   действие.   Из   него   вырабатывают медицинский препарат апилак. Самые  ценные косметические кремы готовят с добавлением маточного молочка.                           Прополис  – это  бальзамы и смолы, собранные пчёлами  с деревьев. Этим   пчелиным   клеем   они   замазывают   щели   в   улье.   Прополис   обладает 14 обезболивающим   свойствами. бактерицидным   противовоспалительным, Представляет собой смолистое вещество, вырабатываемое рабочими пчелами, имеет приятный аромат, горьковатый вкус, клейкий на ощупь. Желтого или слегка красноватого цвета.  Пчелиный   яд  ­   это   бесцветная   густая   жидкость   с   характерным запахом   меда   и   горьким   жгучим   вкусом.   Обладает   противомикробными свойствами  по отношению к 17 видам бактерий. Из него изготавливают ряд медицинских   препаратов.   Яд   пчёлы   вырабатывает   в   организме   человека иммунитет к инфекциям. (сл.8) 1.3.Методы и методика В   работе   использованы   методы:   наблюдения,   беседы,   сравнения, опроса, измерения.  Шимановский   Всеволод   Юрьевич,   летописец   русской   пчеловодной техники: «Осмысление   методов   работы   с   пчелами   ­   это   работа   в   высшей   степени полезная для человека, желающего изучить дело основательно и научиться находить выход среди разнообразных обстоятельств, предлагаемых жизнью, и при этом не оставаться пассивным наблюдателем». Методика   наблюдения   за   пчёлами.  Прямые   (визуальные) наблюдения за уликами. Учитывается особенность образа жизни, поведения 15 пчёл   в   зависимости   от   времени   дня   и   погоды.  Состояние   пчелиной   семьи можно   определить   и   по   поведению   пчел   у   летка.   Подойдите   к   улью   и посмотрите, как работают пчелы. Тесно у летка, пчелы с трудом пробираются в гнездо. Сильная семья. Пчелы летают редко, их легко сосчитать. Слабая семья. И не требуется открывать ульи и разбирать гнезда, чтобы узнать, какая из этих семей сильная, а какая слабая. Присмотритесь внимательнее. Пчелы прилетают   тяжелые,   с   полным   брюшком.   Они   не   садятся,   а   прямо­таки падают на прилетную доску и не сразу, а чуть отдышавшись, медленно входят в леток. Начался хороший медосбор, зацвел какой­то сильный медонос, пчелы его   обнаружили   и   собирают   с   него   нектар.   Попытайтесь   по   пыльцевой обножке определить, какой медонос цветет. С ивовых пыльца светло­желтая. С   одуванчика   ­   оранжевая,   огненная,   с   яблони   ­   светло­зеленоватая,   с лугового разнотравья ­ больше желтая, с клевера ­ густо­коричневая, с кипрея ­ темно­синяя. Но ведь немало и других медоносов. Чтобы установить, какие растения дают какую пыльцу, нужно понаблюдать за пчелами на цветках. Методика   изучения   суточной   активности.  Выбрать   для   контроля несколько дней активного медосбора. В течение дня провести наблюдения за суточной   активностью.   Определить   пики   активности   насекомых, зарегистрировать   время,   направления   полётов.   Определить   суточный   ход температуры воздуха, погодные условия, цветение медоносов. Данные занести в таблицу: Дата наблюдений Метеоусловия Поведение пчёл Цветение  медоносов Методика определения ежедневного привеса мёда на контрольном улье.  Контрольный улей поставить   на весы и вести наблюдения. Во время основного взятка определить  ежедневный привес. 16 Дата Улей №5 Нормальное состояние контроль Улей №1 Зароившийся Метод   органолептический.   Метод,   позволяет   определить, существует или нет заметное органолептическое различие или подобие между образцами мёда. В основе метода лежит процедура определение цвета, запаха и вкуса.  2.Основная  часть 2.1. Характеристика места исследования Свободненский   район   является   центральным   районом   Амурской области.   Расположен   он   на   берегу   реки   Зея   в   лесостепной   зоне,   которая подвергалась   воздействию   хозяйственной   деятельности   человека.   Лесная растительность   сохранилась   в  виде   древесно  –  кустарниковых   зарослей   из дуба   монгольского,   берёзы   плосколистной,   липы   амурской,   лещины, сибирской   яблони,   ивы   козьей,   боярышника   Максимовича,   леспедецы двуцветной.   В   них   развит   злаково   –   разнотравный   покров.   Среди   трав встречаются   лесные   и   степные   растения.   Основные   медоносы:   леспедеца двуцветная,   клевер   белый,   липа   амурская,   кипрей.   Зарастают   огромные площади пахотных земель, которые используются как пастбища и сенокосы. Средние   температуры   января   опускаются   ниже   ­17   ­20°.   Средние 17 температуры июля 24°С, 500 мм осадков в год; 300­400 мм из них приходится на теплый период. Пасека находится в с. Новгородка.  На заднем плане сада, состоящего из вишни, сливы, яблони, ранета, смородины, малины.   Ульи расположены в один ряд, с летками на восток. С восточной и южной стороны расположены поилки. Вокруг ульев кустарники, трава, забор, высотой 2 метра.  Расстояние,   на   которое   перелетают   пчёлы­сборщицы   в   поисках медоносных растений, составляет в радиусе до 5 километров. Но интенсивное опыление растений от 1,5 до 2­х километров. Это пойма р. Зея, сопки. (сл.9) 2.2. Наблюдения за развитием и поведением пчелиной семьи Мои наблюдения начались с первых апрельских дней, когда пчеловоды выносят   улья   из   омшаников,   места   зимовки.   Удивительно,   что   тёплые весенние дни сменились обильным снегопадом 14 апреля. Только спустя две недели после выноса пчёл состоялся массовый облёт.   Сначала выглянула из летка   одна   пчела,   за   ней   другая,   третья,   останавливаются   и   неторопливо взлетают.   Сначала   медленно   и   тяжело,   будто   с   непривычки,   делают   они несколько   небольших   витков   и   петель,   стараясь   запомнить   место   его расположения, потом отлетают подальше, поднимаются выше, делают круги шире. Через несколько минут в воздухе уже кружат тысячи насекомых. Этот первый   весенний   облет   ­   полет   чистоплотности,   первое   знакомство   с 18 местностью   и   облет   своих   владений.   Во   время   облета   пчелы   очищают кишечник. (сл.10) Полетав, они так же спокойно, но теперь уже проворнее возвращаются домой. Во время облета, который длился около получаса, увидели  пчел, уже сумевших   найти   первоцветы   и   принести   в  свое   гнездо   комочки   цветочной пыльцы жёлтого и оранжевого цвета. Цветёт ива и одуванчики. Некоторые пчелы начали старательно вытаскивать из жилища мертвых пчел,  кристаллики меда.  У  летков  уже  появляется   охрана  ­  шустрые,  внимательные   часовые, готовые в мгновение броситься в бой.  С каждым днем зацветают новые медоносные растения. Слива, вишня, яблоня, ранет, смородина, жимолость, малина. Пчелы находят для себя все больше   нектара.   С   утра   до   ночи   у   летков   падают   и,   чуть   передохнув, торопливо   уходят   в   ульи   нагруженные   пчелы.   В   гнездах   появляются продолговато­овальные комочки пыльцы самых разных расцветок, чаще  ярко­ желтые, оранжевые. Летят с обножкой.  Cобирают   пчёлы   пыльцу   и   с   огородных   растений:   подсолнечника, огурцов, арбузов, перцев, опыляя растения. А вот некоторые ярко цветущие цветочно­декоративные растения не привлекают пчёл. Не видел я пчёл и на красном клевере, черёмухе, сирени. Их опыляли другие насекомые. (сл.11,12) Во второй половине июня,  в очень жаркое время суток взятка не было, так как на цветках не было нектара (он высыхает), и пчёлы в это время были агрессивны.  На прилетной доске, у самого входа в жилище между пчелами затевается драка. Значит, началось пчелиное воровство - пчелы-разведчицы не упускают возможность проникнуть в чужое слабое гнездо за медом. В это время можно услышать звенящий визг пчёл, тщательно отыскивающих щели в улей. Необходима подкормка.           Пчёлы хорошо различают запахи, не любят посторонние запахи. Это не только   запах   лука,   но   и     чеснока,   табака,   пота,   духов.   Они   становятся 19 агрессивными, кусаются. Прополка огородных культур при наличие запахов табака, духов заканчивалась плачевно. 12 июля я заметил, что пчёлы  не садятся, а прямо­таки падают  на прилетную доску и не сразу, а чуть отдышавшись, медленно входят в леток. А совсем   недавно   пчелы   вбегали   в   улей,   не   задерживаясь   на   доске.   О   чем говорит перемена? О том, что начался хороший медосбор, зацвел какой­то сильный   медонос,   пчелы   его   обнаружили   и   собирают   с   него   нектар.   По пыльцевой обножке белого цвета и направлению полётов в сторону липовой рощи,   аромату   в   соседнем   дворе,   по   гулу   нетрудно   было   догадаться,   что цветёт липа. (сл. 13) Неожиданно для себя мы обнаружили гнездо шершня, уничтожавшего пчёл.   В   пустых   уликах   завелась   моль.   Провели   меры   по   очистке   ульев. Обработали   огнём.   В   огне   погибли   насекомые.   Жаль,   что   рядом   не   было линейки. На снимке всё же видно, насколько крупные эти осы. (сл.14) В конце лета я заметил, что пчёлы стали выгонять из улья трутней. Я подумал, что пчёлы заболели. Но мне объяснили, что в пчелиной семье всё благополучно. А это указывает на то, что семьи начали готовиться к зиме. Теперь уже им не до вывода трутней, размножение пчёл закончилось. (сл.15) Таким образом, жизнь и поведение медоносных пчел целиком зависят от условий, которые складываются в природе, и в первую очередь от погоды и состояния медоносной растительности.  20 2.3. Наблюдение за суточной активностью Для наблюдения за суточной активностью насекомых были взяты дни 15 июля, 28 июля, 10 августа. В летнее время активность пчелы начинается с восхода   солнца   с   6   часов,   рабочее   состояние   активизируется   с   вылетом пчелы­сборщицы,   в   поисках   нектара.   С   её   прилёта   в   улей   начинается активизация   для   вылетов.   Особенно   интенсивно   собирают   нектар   в безветренную, солнечную погоду, при оптимальной температуре воздуха 20­ 24 градуса С.(15 июля ) При температуре превышающую 32 градуса   пчёлы переходят в пассивное состояние, по причине переутомления от летнего зноя. Они собираются клубком на лётной доске. (28 июля). В дождливую погоду, 21 как в летний, так и осенний периоды интенсивность вылетов сокращается или вообще не наблюдается. Затяжной период дождей в августе повлиял очень сильно на сбор мёда. Наблюдались осадки ливневого характера с 8 августа, повлёкшие сильнейшее наводнение. (сл. 16) Дата наблюдений Метеоусловия 15 июля 20­24   градуса   С, ясно 28 июля 30­32   градуса   С, зной 10 августа 16 градусов,  осадки ливневого  Поведение пчёл Активная   работа с 6.00. до 18.30. Активная   работа с   6.00   до   9.00.   и Цветение медоносов Липа   амурская, клевер белый с18.00 до 19.30. Начало   цветения леспедецы двуцветной   на южных склонах характера Вылет не  наблюдался Цветение леспедецы двуцветной Таким   образом,   пики   активности   насекомых   зарегистрированы   в утренние   часы   с   6   до   9   часов   и   с   18   до   19.   30   часов,   что   совпадало   с прохладой. В самые знойные часы лёт пчёл заметно снижался. Они собирались большим клубком на прилётной доске, стойко перенося зной. Температура воздуха доходила до 32 градусов к 14. 00.  Мои   наблюдения   показали,   что     тёплая,   безветренная   погода   при температуре от 200С до 240 С – это идеальные условия для работы пчелы. Ещё я обратил внимание, что по поведению пчёл можно предсказывать погоду. Пчелиная семья чувствует приближение дождя: ­ если пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки, то будет дождь;  ­  при ясной погоде пчёлы с утра не летят за взятком, а сидят в улье и гудят, жужжат – это верный признак скорого дождя (через 6­8 часов будет дождь); 22 ­ если с утра небо затянуто облаками, а пчёлы всё равно вылетают из ульев, следует ожидать улучшения погоды; Также пчёлы чувствуют хорошую погоду: ­ если пчёлы в хорошую погоду рано прекращают лёт за взятком, то завтра будет хороший день. ­ если пчёлы рано дружно   вылетают за взятком – этому предвещает хороший солнечный день; ­ если летом пчёлы вылетают из улья и усаживаются на его стенках – быть сильной жаре. (сл. 17) 2.4. Определение влияния состояния семьи на сбор мёда  Для своего наблюдения я выбрал два рядом стоящих улика №1 и №5. (сл. 18) Наблюдал, как работают пчелы. У летка улья №1 было тесно. Пчелы с трудом пробирались  в гнездо. А рядом, у  улья № 5, пчелы летали редко, их легко было сосчитать. Когда открыли улья, убедились в этом.   (сл.19) На рамках   разное   количество   пчёл.   Пчеловод   в   улье   №5   (слабом)   подрезал 1крыло   матке.   Этот   прием   выручает   пчеловода,   когда   он   не   успевает   по каким­либо причинам вложиться в еженедельный осмотр пасеки. Вышедший рой  был   вынужден  вернуться  обратно  в улей, а старая   подрезанная  матка упала в траву возле улья и потерялась. С появлением на свет молодой матки 23 пчелиная   семья   не   разделилась.   Количество   пчёл   увеличилось   за   счёт появления молодых особей. В дальнейшем для усиления семьи при осмотре улья срывались маточники. Семья не роилась. Улей № 1 перешел в роевое состояние. Большинство пчёл сидят на прилётной доске. Мало улетающих и прилетающих. К 11.00. 16.06. произошёл массовый   вылет   пчёл,   роение.   (сл.20)     Семья   разделилась.   Старая   матка покинула улей. За ней и часть пчёл. Они сели на соседнее дерево, образовав огромный   живой   клубок.   Пчеловод   щёточкой   смёл   клубок   в   коробку   и пересадил в заранее приготовленный улей. Маточники при осмотре в улье не срывались.   Ситуация   к   августу   месяцу   выровнялась.   Получили   две одинаковых семьи. В ульях размещалось по 12 рамок. В   конце   июля,   начале   августа   зацветает   ещё   один   медонос   нашей местности леспедеца двуцветная. В это время решили провести контрольный замер. Улья ставили   на весы и вели  наблюдения. В течение 6 дней были произведены взвешивания двух одинаковых семей, одна из которых вошла в роевое состояние (улей №1), а вторая – обычная. Дата Улей №5 Нормальное состояние. контроль Улей №1 Зароившийся 30 июля 2 31 июля 3 1 2 3 4 Всего августа 3,5 августа 3,7 августа 5 августа 4,5 (кг) 21,7 1,8 1,5 2 1,5 2 2 10,8 24 За   6   дней   разница   в   приносе   мёда   составила   10,9  кг.   Снижение продуктивности   пчёл   вошедших   в   роевое   состояние   наглядно   видно   на графике. (сл.21) В   результате   данного   исследования   я   убедился,   что   не   только погодные   условия   (дождь   или   зной),   наличие   медоносов,   но   и   состояние пчелиной семьи, влияет на сбор мёда.  Самое приятное, это качка мёда. (сл.22, 23) Зрелый мёд от незрелого отличается   тем,   что   соты   зрелого,   имеющего   определённую   влажность, запечатаны. Острым ножом вскрываются соты, рамки ставятся в медогонку, текущий мёд процеживается.  Наступает процедура определения цвета, запаха и вкуса. Мы получили цветочный мёд, янтарного цвета, отличного вкуса.   Со слов пчеловодов, количество взятка мёда за лето 2012­2013 года существенно отличается. Знойное и засушливое лето 2012 года повлияло на выброс   цветоносов   у   леспедецы   двуцветной.   Сбор   мёда   с   одного   улика составил   до   20­25   кг.   Лето   2013   года   было   дождливым,   что   значительно снизило   продуктивность   пчелиных   семей   до   10­15   кг.   (   сл.24)   Очень благоприятными были условия лета 2014 года. 4.Выводы Изучив научную литературу, проведя ряд наблюдений, мы пришли к выводу: 1. Жизнь и поведение медоносных пчел целиком зависят от условий, которые складываются в природе, и в первую очередь от погоды и состояния медоносной растительности. 2. Наблюдения показали, что  тёплая, безветренная погода при  температуре от 200С     до 240 С – это идеальные условия для работы пчелы.  Пчёлы активны весь день с восхода до заката. 25 3. Одной из причин, влияющих на сбор мёда, является состояние  пчелиной семьи.  (сл.25) Следовательно, не только погодные условия влияют на сбор мёда, но и  состояние медоносов, физиологическое состояние пчелиной семьи. 5. Заключение Работая   по  этой  теме,  мне  приходилось   читать   книги,  в результате этого я узнал много нового и интересного об этом волшебном насекомом. Помогая на пасеке, я понял, что разводить пчёл дело непростое оно требует наблюдательности,   знаний   и   умений.   Пчеловод   должен   уметь   выращивать, сохранять,   размножать   семью   пчёл.   Только   так   можно   стать   грамотным пчеловодом. Немаловажен и тот факт, что содержание пчел ­ это доход в семейный бюджет. Кто знает, может, когда­нибудь я буду заниматься разведением пчел. Данный   материал   был   рекомендован   при   изучении   раздела   зоологии «Насекомые». Проведено заседание объединения «Приамурье моё», где были подведены   итоги   работы.       Есть   желание   продолжить   работу   над   темой. 26 Рассмотреть   вопросы   по   увеличению   продуктивности   пчелиной   семьи. Определить влияние условий зимовки на сохранность пчелиных семей. Русский   писатель   Владимир   Солоухин:   «Мёд   –   категория нравственная,   но   в   ряду   других   вечных   ценностей,   вместе   с   золотом, серебром, алмазами… мед тоже есть эталон вечной и незыблемой ценности. Более того, он  так же исключителен и уникален на земле, как исключительна и уникальна сама пчела».  Я присоединяюсь к его словам. (сл.26) Литература 1.   Аветисян Г. А. Разведение и содержание пчел, М.: Колос, 1983, с.280 2. Буренин Н. Л. Справочник по пчеловодству. M.: Агропромиздат, 1985, с.274    3. Гробов О. Ф., Смирнов А. М., Попов Е. Т. Болезни и вредители медоносных пчел:    Справочник. М.: Агропромиздат, 1987, с 138  4. Еськов Е. К. Поведение медоносных пчел. М.: Колос, 1981, с. 236  5. Зарецкий Н. И. Уход за пчелами. М.: Россельхозиздат, 1981, с.340 6. Крижан В. 1000 вопросов и ответов из пчеловодства. Перевод со словацкого. Алма­Ата: Кайнар, 2006, с 269  7. Морзе Р. А. Вывод пчелиных маток. Перевод с английского. М.: Колос, 1983, с.265  27 8.  Нуждин   А.  С.   Основы   пчеловодства.   М.:   Россельхозиздат, 1982., с.280  9. Полтев В. И., Ненашева Е. В. Болезни и вредители пчел. М.: Колос, 1984, с.234  10.   Пельменев   В.К.   «Справочная   книга   пчеловода»   Хабаровское книжное издательство 2009, с. 284 11. Родионов В. В., Шабаршов И. А. Если вы имеете пчел. М.: Колос, 1983., с.180  12. Сластэнский И. В. Пчелы: мед и другие продукты. Л.: Лениздат, 1987, с 292 28

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"

Исследовательская работа "Жизнь и поведение медоносной пчелы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018