Исследовательский проект на тему: Формирование коммуникативных навыков специалиста технолога машиностроения.

  • docx
  • 21.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Колесников Т проект.docx

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области

ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «Формирование коммуникативных навыков специалиста технолога машиностроения»  

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

 Колесников Тимур Изилевич, студент 3 курса группы 22ОМ-1

 

Руководитель проекта:

                                              Поручикова Мария Александровна, преподаватель

 

 

                                       

                                 

 

 

 

 

Ульянoвск, 2025 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1    ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

 

1.1

Технология машиностроения ………………………………

5

1.2

Сфера профессиональной деятельности …………………..

5

1.3

Классификация специальности «технолог машиностроения» ……………………………………………

 

7

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА.

 

2.1

Требования к индивидуальным особенностям специалиста …………………………………………………. 

 

8

2.2

Требования к коммуникативной компетенции ……………

8

2.3

Необходимые навыки коммуникации  специалиста технолога…………………………………………………….

 

9

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАЦИОННОГО КОЛЛЕДЖА.

 

3.1

Анкетирование студентов 1 курса групп 22ом-1,22чпу-1, 22св-1 Ульяновского авиационного колледжа.…………

 

11

3.2

Рекомендации по повышению уровня коммуникативных навыков……………………………………………………..

 

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………

15

16

17

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коммуникативные навыки – это способность человека адекватно взаимодействовать с людьми, социальными группами и обществом в целом.

Технолог машиностроения должен уметь эффективно общаться с коллегами, заказчиками и другими участниками проекта. Он должен уметь четко и ясно выражать свои мысли и убеждения, слушать и учитывать мнение других людей.

Сегодня работодателям нужны компетентные специалисты, которые могут убеждать людей в правильности своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию, иметь хорошие коммуникативные навыки, разрешать конфликты и регулировать собственный статус.

Формирование коммуникативных навыков у специалиста в области технологии машиностроения актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность производительности, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом.

Цель проекта: определить требования к коммуникативной компетенции технолога и разработать рекомендации по формированию психологических качеств технолога машиностроения.

Задачи проекта:

ü     Проанализировать научные публикации и экспертные мнения по теме исследования;

ü    Изучить сферу профессиональной деятельности технолога;

ü    Выявить необходимые навыки коммуникации специалиста технолога;

ü    Изучить влияние коммуникативных качеств на профессиональную деятельность технолога машиностроения с помощью опроса и психологических тестов.

Проблема исследования:

В современных условиях технолог машиностроения должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и коммуникативными навыками, т.к. от этого зависит взаимодействие с окружающими людьми и в целом влияет на улучшение производства.

Предмет исследования являются уровень сформированности коммуникативной компетенции будущего технолога машиностроения. 

Объект исследования: коммуникативная компетенция специалистов.

Методы исследования:

ü    Анализ научных публикаций и экспертных мнений по теме исследования.

ü    Анкетирование.

 Проект имеет  теоретическую значимость.

 

 

 

 

 

 

 


 

ГЛАВА 1 ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

1.1             Технология машиностроения

Технология машиностроения - Она является наукой о машиностроении и изучает технические процессы, применяемые на машиностроительных предприятиях при изготовлении машин требуемого качества, в заданных количествах и с наименьшими затратами. Наука машиностроение рассматривает вопросы разработки и построения рациональных технических процессов, выбора методов получения заготовок, назначения технического оборудования, инструментов и приспособлений, режимов резания и установления технически обоснованных норм времени. Техники-механики создают и обслуживают техническое оборудование. Они разрабатывают и внедряют технические процессы для производства стандартных компонентов оборудования, планируют работу персонала и осуществляют технический надзор. Специалисты по машиностроению разрабатывают технологические маршруты производственного процесса и рассчитывают нормы расхода материалов и параметры деталей. Используя инструменты САПР, они планируют и реализуют процессы изготовления и обработки различных механизмов изделия (узлов оснастки, приводов) и контролируют ход работ. Работа по этой профессии требует знания основ материаловедения и механики, а также понимания принципов работы промышленного оборудования на производстве и технических последовательностей, составляющих механизмы.

 

1.2             Сфера профессиональной деятельности

Профессиональная область - это отрасль (или область) труда с определенными применимыми границами. Все современные профессиональные области полисемичны и включают в себя различные профессии и области труда, а также представителей различных профессий.

Ø    Производственно-технологическая;

Ø    Осуществление технических процессов изготовления технических компонентов (узлов, машин, оборудования и т.д.) и контроль соблюдения технических дисциплин в производстве;

Ø    Контроль эффективного использования материалов и оборудования;

Ø    Осуществление технического контроля качества продукции;

Ø    Проведение стандартных и сертификационных испытаний объектов машиностроения (под руководством экспертов более высокой квалификации);

Ø    Управление и эксплуатация современных технических систем;

Ø    Организация и управление;

Ø    Планирование и формулирование производственных работ;

Ø    Оценка экономической эффективности производственной деятельности;

Ø    Сбор, обработка и накопление технической, технологической, экономической и других видов информации (с использованием современных технических средств) для реализации инженерных и управленческих решений;

Ø    Разработка производственных процессов для производства компонентов средней сложности и сборки простых машиностроительных изделий;

Ø    Проектирование многофункциональных машин среднего размера для основного и вспомогательного производства;

Ø    Подготовка технических спецификаций для проектирования пресс-форм;

Ø    Провести патентный поиск и определить показатели технологического уровня для проектируемой техники и технологии (под руководством более квалифицированного специалиста);

Ø    Экспериментальный: работа по испытанию и разработке нового оборудования и технических процессов, регистрация требуемых характеристик и параметров по установленной программе и обработка полученных результатов (под наблюдением более высококвалифицированного специалиста).

 

1.3 Классификация специальности «технолог машиностроения»

Если рассматривать типы профессий по предмету труда классификации Е.А. Климова, то можно отметить, что профессии специалистов по технологии машиностроения относятся к "человеко-техническому" типу. Профессии этого типа связаны с созданием, сборкой, установкой и регулировкой технических устройств, эксплуатацией технических средств и ремонтом техники. Поскольку характерной особенностью технических объектов является возможность их точного измерения и расчета, профессии этой группы требуют сочетания практического духа и творческих способностей, точности и здоровья.

Специалисты в области технологии машиностроения могут быть отнесены к классу производительности из-за необходимости соблюдать существующие правила, инструкции и стандарты. В то же время эта профессия может быть классифицирована как творческая, поскольку работа связана с планированием, организацией, управлением и принятием нестандартных решений.

 


 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА

 

2.1 Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Индивидуальность - это набор характеристик или качеств, которые отличают одного человека от другого, например, уникальность духа или личности человека, уникальность психических, физиологических и личностных качеств и неповторимость.

Индивидуальность проявляется в таких характеристиках, как темперамент, характер, одежда (внешний вид), особые интересы и качества перцептивных процессов.

Профессиональные качества включают:

- Высокая компетентность в своей работе

- Технический склад ума;

- Пространственное воображение;

- Точное выполнение всех инструкций;

- Склонность к практической работе;

- Эмоциональная стабильность.

Личные качества включают:

- Пространственное воображение;

- Хорошая память;

- Высокая концентрация внимания и способность концентрироваться на сложных процессах;

- трудолюбие и аккуратность;

- обязанности.

 

2.2 Требования к коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетенция - это способность понимать речевое поведение других людей и формировать собственную программу речевого поведения, соответствующую цели, области и ситуации общения. Сюда входит знание основных понятий лингвистики устной речи (в методике обычно называемой наукой о речи), таких как стиль, типы речи, описание, повествование, структура умозаключения и способы связи предложений в тексте, а также компетентность и навыки анализа текста.

Работать в коллективе по международной проблеме, эффективно общаться,  формулировать инженерные проблемы.

Уметь эффективно работать в команде и общаться как в рамках своей профессии, так и в обществе в целом:

- Обладать коммуникативными навыками, включаться в устную и письменную речь;

- Обладать навыками ведения дискуссий на родном языке и базовыми навыками эффективного общения на иностранном языке;

- Обладать коммуникативными навыками и поддерживать необходимый уровень компетенции с помощью непрерывного профессионального развития;

- Владеть европейскими языками на уровне, достаточном для общения при работе в Европе.

 

2.3 Необходимые навыки коммуникации специалиста технолога

Коммуникативные навыки относятся к умению общаться, т.е. умению слушать, выражать свое мнение, идти на компромисс, спорить и  отстаивать свою позицию. Исследования показывают, что все коммуникативные навыки можно разделить на несколько блоков:

- Уметь общаться устно и письменно и принимать решения;

- Уметь разрешать конфликты и смягчать разногласия;

- Уметь вести переговоры;

-Внимательно слушать и понимать, что говорят другие;

- Нести личную ответственность за сказанное;

- Быть напористым и настойчивым;

- Доверять другим;

- Уметь учиться самостоятельно;

- Имеет способность учиться самостоятельно;

- Иметь способность учиться у других;

- Знает, как использовать инновации;

- Уметь извлекать информацию и работать с документами; умеет распределять их по категориям;

- Решать сложные проблемы;

-Критически и независимо мыслить.

 


 

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАЦИОННОГО КОЛЛЕДЖА

 

3.1 Анкетирование студентов 1 курса групп 22ом-1,22чпу-1, 22св-1 Ульяновского авиационного колледжа по методике В. В. Синявского, В. А. Федорошина

В данном исследовании, я провел анкетирование среди студентов Ульяновского авиационного колледжа на выявление уровня коммуникативных навыков. Всего было опрошено 45 чел. Это обучающиеся 1 курса групп 22ом-1 и 22чпу.

Студентам данных групп было предложено пройти психологическое тестирование на тему: «Определение уровня коммуникативной компетентности и организаторских способностей», (Приложение 1).

Анализ опроса показал: 6 человек (13%) обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей; 15 человек (33%) относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей; 19 человек (43%) характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей; 5человек (11%) имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня.

Можно сделать следующий вывод: большая часть студентов имеют средний и ниже среднего уровни развития коммуникативных навыков, следовательно, существует необходимость их развивать.

 

 

3.2 Рекомендации по повышению уровня коммуникативных навыков:

Рекомендация 1: Записывать свои телефонные разговоры на диктофон.

Анализ записи: внимательно слушайте тон, скорость, эмоциональный оттенок и содержание диалога и определите, что вам нравится и не нравится во фразах. Попросите собеседника дать обратную связь и сравните свои ощущения с полученной информацией. Каждый раз записывайте 2-3 наиболее захватывающих основных вывода. Обращайте на них внимание при последующем общении со всеми участниками беседы. Рекомендуется выполнять это упражнение не реже двух раз в год, чтобы отслеживать изменения и положительную динамику.

Рекомендация 2: Запоминать цитаты и интересные мысли.

Это поможет улучшить ваши коммуникативные навыки. Вы также можете использовать в своей речи метафоры, афоризмы, истории и притчи. Их можно вставить в разговор в зависимости от контекста беседы, чтобы прервать неловкое молчание, поддержать речь оратора или удержать внимание аудитории.

Рекомендация 3:  Коммуникативная игра «загадка Льюиса Кэрролла»

Она разрушает привычные стереотипы и помогает мыслить нестандартно. Предпочтительно проводить в парах. Один из игроков произносит произвольное слово и ему задают вопрос: "Как это похоже на...". Вопрос задан. Другой игрок называет другое слово. Например,"Похож ли жираф на автобус? Все возможные ответы затем развиваются в ходе диалога. Это упражнение подходит для детей и взрослых любого возраста, хорошо развивает командную работу и может использоваться как творческий инструмент при создании новых продуктов, как элемент дизайнерского мышления или как разминка перед тренингом.

Рекомендация 4: Замена в речи негативных и агрессивных слов

Слова, которые бессознательно обескураживают собеседников - должен, обязан, проблематично, страшно,  неудача, проблема, давление, срыв, обязательность. Замена их сделает разговор чище и позитивнее. Их можно заменить более мягкими формами этих выражений. Лучше использовать эти выражения в более мягких формах: проблема-ситуация, должен-хочу, давить-сдерживать, страх-трудность, неудача-опыт, путаница-последствия, долг-выбор. Такое оформление может работать по принципу выбора" стакана половину пуст или наполовину полон" и позитивно подчеркивать выигрыш по сравнению с потерями.

Рекомендация 5: Поставить цель.

Возможно, вы захотите определить людей в своем кругу друзей, с которыми обычно труднее всего договориться, и нацелиться на общение с ними. Например, чтобы выполнить общее задание или сходить в кино. Цель состоит в том, чтобы научиться принимать обе крайние точки зрения, контролировать свои эмоции и прислушиваться к мнению других.

Рекомендация 6: Улыбка.

Искренняя улыбка – самый эффективный инструмент общения. Если вы не часто улыбаетесь на постоянной основе, можно использовать браслет, который нужно надевать на противоположную руку каждый раз, когда вы не улыбаетесь, приветствуя кого-то или отвечая на вопрос. Кроме того, если вы часто общаетесь по телефону, держите на рабочем месте зеркало, чтобы видеть себя со стороны и заставлять себя улыбаться в любой ситуации. Людям редко нравится видеть свои угрюмые лица. Кроме того, улыбку всегда можно услышать на другом конце телефона.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Своей работой я хотел привлечь внимание обучающихся к проблеме непонимания того, зачем будущему технику (механику, технологу) иметь хорошо развитую речь, умение четко формулировать и выражать мысли, т.е. обладать сформированной коммуникативной компетенцией. Считаю, что полученные знания позволят нам избежать ошибок, которые допускают многие студенты, приходя на собеседование. Результаты исследования заставили меня задуматься о личной ответственности каждого за свое будущее, которое невозможно без эффективного общения, умения работать в коллективе и строить отношения с другими членами социума. Исследование в корне изменило наше представление о значимости коммуникативной компетенции для техников, которыми в скором времени мы надеемся стать.

                                


 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1.                 Технология // Википедия – свободная энциклопедия - ru.wikipedia.org. : сайт. - 2019 – URL: https://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения 06.05.2023)

2.                 Что такое технология машиностроения // Информационный портал - dic.academic.ru : сайт.  –  2019  –  URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4842 (Дата обращения 06.05.2023)

3.                 Сущность понятия "технология" на современном этапе // Информационный портал - cyberleninka.ru. : сайт. – 2018 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tehnologiya-na-sovremennom-etape (Дата обращения 05.04.2023)

4.                 Викулова Л.Г. Коммуникация. Теория и практика: учебник / Л.Г. Викулова  М.Р.Желтухина, С.А. Герасимова. – М. : Издательский дом ВКН, 2020.- 336 с. - ISBN  978-5-7873-1738-1.

5.                 Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с.: ил. – ISBN 5-80460173-3.

6.                 Ефимова Н.С. Психология общения : учебное пособие / Н.С. Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : НИЦИнфра, 2022. – 192 с. (Среднее профессиональное образование). - ISBN  978-5-8199-0693-4.

7.                 Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии : учебное пособие / Н.С. Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : НИЦИнфра, 2021. – 192 с. (Бакалавриат). - ISBN  978-5-8199-0881-5.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Определение уровня коммуникативной компетентности и организаторских способностей».

ИНСТРУКЦИЯ: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро.

Опросник

1.Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?

3.Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?

4.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6.Нравиться ли Вам заниматься общественно работой?

7.Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8.Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9.Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?

12.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20.Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для Вас людей?

28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30.Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

31.Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?

34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у Вас много друзей?

38.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.Правда, ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы необходимо сопоставить с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.

Бланк ответов

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

3

7

11

15

19

23

27

31

35

39

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

Дешифратор

Склонности

Ответы

положительные

отрицательные

Коммуникативные

номера вопросов 1-й строки

номера вопросов 3-й строки

Организаторские

номера вопросов 2-й строки

номера вопросов 4-й строки

Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае – к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие

Кк = Кх \ 20;

Ко = Ох \ 20, где

Кк – коэффициент коммуникативных склонностей;

Ко – коэффициент организаторских склонностей;

Кх и Ox – количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.

уровень коммуникативных склонностей

 

уровень организаторских склонностей

 

 

Анализ результатов

В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого пользуются шкалой оценок.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Кк

КО

Шкала оценки

0,10 – 0,45

0,2 – 0,55

1

0,46 – 0,55

0,56 – 0,65

2

0,56 – 0,65

0,66 – 0,70

3

0,66 – 0,75

0,71 – 0,80

4

0,75 – 1,00

0,81 – 1,00

5

Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Студенты, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для студентов, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эти люди нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

 Получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности.

                                      


 

Скачано с www.znanio.ru