Исследовательский 
проектСам 
летит…
Выполнили: Евстифеев Илья,10лет,
Чернигин Денис,11 лет.
 Объединение: Начальное техническое
моделирование
Руководитель: Гаффарова Файруза
Адифовна, педагог дополнительного 
Образования, МБОУ ДОД «ЦДТ»
                        
                     
                                    
                        
                        
                            СОДЕРЖАНИЕ
  Введение.
1.История развития  гражданской  авиации под     руководством 
Андрея Николаевича Туполева. 
1.1 Историческая справка.
1.2Летнотехнические характеристики пассажирских самолетовТу.
2.3Модификации самолета Ту154.
2.Технология изготовления модели.
2.1     Технологическая карта.
2.2      Экономическая оценка.
2.3      Техника безопасности.
Заключение.
Литература.
Приложение.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Цель:        Изготовить модель самолёта Ту154 из картона.
Задачи:     
1.  Изучить  историю  развития 
  гражданской 
руководством    Андрея         Николаевича Туполева.
  авиации  под 
2. Изучить  модификации самолетов семейства Ту.
3. Провести сравнительный анализ характеристик основных           
 модификации модели Ту154.
4.  Освоить  основы  чтения  чертежа  и  изготовить  трехмерную 
копию самолета Ту154 в технике «бумагопластика».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Актуальность  работы: 
показывает  эффективную 
маршрутной 
соответствует мировым стандартам.
 
  История  развития  самолетостроения 
  работу  всех  авиапредприятии,  развитие 
сети  пассажирских  перевозок,  качество  которых 
Практическая  значимость  исследовательской  работы  заключается  в 
том, что: 
1)  можно украсить интерьер любой комнаты или кабинета (в частности 
наш кабинет по начальному техническому моделированию)
  2)  эта  модель  может  быть  прекрасным  пособием  по  изучению 
транспортной техники 
3) это игрушка, которой можно играть и подарить любому ребенку
Гипотеза:  изучив конструктивные особенности самолета, мы сможем 
создать трехмерную модель самолета в технике «бумагопластика».
Методы: 
теоретические: изучение литературы по истории развития гражданской 
авиации, анализ собранных материалов, изучение основ черчения;
эмпирические:  освоение  чтения  конструкторской  документации, 
изготовление модели самолета.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            История развития  гражданской  авиации под 
руководством Андрея   Николаевича Туполева.
Историческая справка
Андрей Николаевич Туполев  Великий авиаконструктор 
России.
Академик АН СССР.
 Генералполковникинженер (1968). 
Герой Труда (1926). 
Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 
1972). 
Андреем Николаевичем Туполевым разработано свыше 
100 типов самолётов, 70 из которых выпускались 
серийно. На самолётах Туполева
завоёвано 78 мировых рекордов, выполнено 28 
уникальных полётов.
29 октября(10 ноября) 1888 
года, с. Пустомазово Кимрского 
района Тверской области, — 23 
декабря 1972 года, г. Москва
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Став  в  1936ом 
году  главным  инженером  Главного 
управления  авиационной  промышленности,  А.Н.  Туполев 
начинает перестраивать старые и строить новые авиационные 
заводы  для  массового  производства  самолетов.  Каждый 
новый самолет Туполева был событием в технике. Опираясь 
на  полученный  опыт,  он  включал  в  каждый  проект  только 
самый  минимальный  объем  нового.  Среди  созданных 
Туполевым  самолетов  были  не  выпускавшиеся  серийно 
модели, но не было недоделанных, неспособных летать. 
       После Великой Отечественной промышленность должна 
была  перейти  на  производство  товаров  для  мира, а  не  для 
войны, возник вопрос и о гражданской авиации. 
            Создавать  пассажирские  самолеты  нового  типа 
приготовились два ведущих отечественных Конструкторских 
Бюро    Андрея  Туполева  и  Сергея  Ильюшина.  Подход  к 
вопросу  у  конструкторов  был  разный:  Илюшин  собирался 
создавать  принципиально  новый  самолет,  и  приступил  к 
разработке  пассажирского  лайнера 
турбовинтовым 
двигателем  — будущего  Ил18,  а  Туполев  решил  заняться 
созданием 
уже 
существующих  и  хорошо  зарекомендовавших  себя  военных. 
Так  началась  история  создания  пассажирского  реактивного 
самолета на базе дальнего бомбардировщика Ту16. 
пассажирских 
базе 
с 
самолетов 
на
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ту - 104
регулярно 
С  1955  по  1963  года 
  под 
руководством 
авиаконструктора 
Туполева А.Н. в СССР были созданы 
и 
эксплуатировались 
пассажирские 
первые 
в 
реактивные 
как  Ту
104,Ту124, Ту134.
на 
Сергеевич 
Именно 
104 Никита 
полетел на Туманный Альбион. 
самолете  Ту
Хрущев 
мире 
самолеты, 
 
 
 
 
 
 
 
  Самолет 
модифицировали, 
эволюция Ту
104 шла  в  ногу  со  временем.  За  его 
мощь и величину, за выносливость, с 
которой он преодолевал невероятные 
пространства, в  НАТО  ему  дали 
прозвище «Верблюд».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ту134
начат 
1980 
этим 
– 
       Серийный выпуск самолета Ту
был 
134 
году. 
Управление 
самолетом 
впервые  в  СССР  осуществлялось 
экипажем  из  трех  человек  (было 
упразднено место штурмана). 
       Реактивный Ту134 стал одним 
из  наиболее  удачных  проектов  в 
пассажирского 
области 
самолетостроения. 
В 
историю 
российской  гражданской  авиации 
вошел 
массовый 
самолет. 
первый 
отечественный 
пассажирский 
лайнер,  прошедший  сертификацию 
по  английским  нормам  летной 
годности. 
Ту134 
самый 
как
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ту144
Появление 
в 
(и 
важных 
Ту144:  самолет,  обогнавший 
время и звук. Воздушное судно было 
представлено  на  выставке  в  Ле 
Бурже. 
СССР 
пассажирского 
сверхзвукового 
лайнера  стало  настоящей  мировой 
сенсацией.  В  1971  году  Ту144 
выполнил несколько пробных рейсов 
между  Москвой,  Софией,  Одним  из 
наиболее 
самых 
трагических)  дней  в  истории  Ту144 
стало 3 июня 1973 года. В этот день в 
Ле  Бурже  во  время  показательного 
полета  разбился  первый  Ту144. 
Трагедия  случилась  на  глазах  350 
тыс. зрителей. 
Основной 
причиной 
прекращения  проекта  Ту144  стали 
не  технические  проблемы  и  даже  не 
катастрофы,  а  его  экономическая 
нерентабельность.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ту154
самолетом 
В  60х годах  вышла  модификация Ту104, которая 
должна была превзойти вышедший тогда Боинг727. Ту–
154 стал  самым  массовым  советским  реактивным 
первого 
пассажирским 
конца 
десятилетия XXI  века.  С 1968  по  2013 
гг. было 
Ту154 нескольких 
выпущено 1026 
модификаций,  основными  из  которых  стали Ту154Б  и 
Ту154М.  В  настоящее  время  эксплуатируется  60 
единиц Ту154, большая часть из которых принадлежит 
ВВС России – 19 самолетов.
самолетов 
до 
Существует 5 модификаций самолетов Ту 154:
Ту154А —  самолет  с  двигателями  НК82У  с 
тягой 10 500 кгс;
на 152 и 144 места;
люком на борту;
Ту154Б — самолет выпускался в двух вариантах: 
Ту154С — грузовой вариант с большим откидным 
Ту154М —  самолет  с  двигателями  Д30КУ. 
трех 
Пассажирские 
вариантах: на 176 мест, на 164 места и на 162 места;
салоны  были 
выполнены 
в 
Ту155 — самолет с двигателем НК88 на жидком 
водородном топливе.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ту204
только 
42 
соответствует 
по 
техническим 
семейства Ту204 по 
Ту204, который должен был сменить его 
на  тех  же  авиалиниях,  выпустили  всего 77 
единиц. При  этом  на 1  января  2015  года 
эксплуатировалось 
самолета 
линейки. 
 Пассажирский Ту
204СМ превосходит  своих  предшественников 
из 
и 
навигационным  характеристикам,  при  этом 
он полностью 
мировым 
экономичности, 
требованиям 
эксплуатационной 
и 
технологичности 
того, 
комфортабельности. 
на 
Кроме 
авиалайнере Ту204СМ была 
реализована 
концепция под названием «электронный борт» 
и  теперь  там  предусмотрено  только  два 
пилота (экономически более выгодно.        У 
Ту204 
топливная 
СМ 
экономичность 
эксплуатационная 
технологичность. Самолет вмещает  от  166  до 
215  пассажиров.  Он  может  находиться  в 
воздухе около девяти часов. Дальность полета 
при максимальной нагрузке – 4,2 тыс. км. 
улучшена 
и
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ту334 
Самолет 
Ту334 
– ближнемагистральный  турбореактивный 
самолет  на  102  пассажира,  дальностью 
полета 3150 км с расчетной коммерческой 
нагрузкой.  Первый  полет  самолета  Ту
334100  состоялся  8  февраля  1999  года. 
Самолет 
огромные 
возможности повышения характеристик за 
счет  применения  нового  оборудования  и 
двигателей.  Самолет  Ту334  абсолютно 
приспособлен, что подтверждено летными 
испытаниями 
в 
экстремальных  условиях,  к  российским 
условиям и аэродромам.
числе 
Ту334 
имеет 
в 
том 
значительное повышение эффективности 
работ.
В конце 2011 года ОАО «Туполев» п
риступило к техническому перевооруже
нию, целью которого 
является
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Технология изготовления модели.
План организации по изготовлению 
модели
•Распечатка деталей модели .
•Изготовление фюзеляжа.
•Изготовление носовой части самолёта.
•Изготовление крыльев и хвостового оперения.
•Изготовление шасси и турбин.
•Изготовление подставки.
•Сборка и крепление деталей самолета.
•Установка модели самолета на подставку.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Технологическая карта изготовления модели.
Материалы, 
инструменты
Ножницы, клей.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
№п/п Наименование 
Последовательность выполнения
операции
Изготовление 
фюзеляжа
Вырезали  детали  фюзеляжа  и  согнули  в  цилиндры  и 
соединили  их  при  помощи  специальных  вкладок 
(Приложение, рис.1)
Изготовление 
крыльев
Изготовление 
оперения 
(хвостовой части)
Вырезанные детали крыльев сгибаем по линиям сгиба и 
склеиваем. (Приложение, рис.2)
Вырезанные детали хвостовой части сгибаем по линиям 
сгиба и склеиваем.
(Приложение, рис.3)
Ножницы, клей, шило, 
линейка.
Ножницы, клей, шило, 
линейка.
Силовая  установка 
(двигатели)
Шасси
Детали сгибаем в цилиндр и при помощи специальных 
вкладок склеиваем. (Приложение, рис.4)
Изготовили  шасси из бамбуковых палочек ,покрасили 
их акриловой краской  и приклеили колеса.
Ножницы, клей.
Бамбуковые  палочки, 
нож,акриловая 
краска, клей.
Подставка
Оформление 
модели.
Готовые детали подставки согнули по линиям сгиба и 
склеили. (Приложение, рис.5)
Ножницы, клей.
К фюзеляжу приклеили хвостовое оперение,  крылья и 
шасси. Модель установили на подставку. (Приложение, 
рис.6)
Клей.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Заключение
Работа над проектом завершена. Мы изучили и расширили знания по истории развития 
гражданской авиации под руководством Андрея Николаевича Туполева. Провели 
сравнительный анализ характеристик модификаций самолетов семейства Ту  154. 
Освоили основы чтения чертежа и изготовили трехмерную копию самолета Ту154 в 
технике «бумагопластика».
Модель получилась такой, как мы и планировали. Поставленные цели и задачи 
выполнены. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Работая над данной моделью, мы получили истинное наслаждение. Старались, чтобы 
модель была аккуратной, красивой и функциональной. Она очень понравилась ребятам из 
объединения.
Наша модель, несомненно, украсит кабинет «Начальнотехнического моделирования» 
и будет его достойным экспонатом.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Литература
•Павлова,О.В.Технология.4 класс/Текст/ О.В.Павлова.
Волгоград:Учитель,2006.
•Огерчук, Л. Ю. Программа по обучению технологии.14 
классы./Текст/Л.Ю. Огерчук._ М .:Школьная  пресса,2003
•Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для 
учителей начальных классов. – М, Вентана Граф, 2004
•Технология 511 классов: проектная деятельность учащихся / Текст/ 
автор – состав. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В.Павлова,  
Волгоград,Учитель,2007
•Материал из интернета:  Википедия — свободная энциклопедия.