Мировоззрение и культура северного народа. Виды и особенности зимней национальной одежды народа ханты, способы её изготовления и украшения. Фотогалерея зимней одежды жителей села Варьеган - представителей народа ханты. Одежда, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.Исследовательский проект"По одежке встречают.."
проект ПО одежке встречают.ppt
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Школа расположена в национальном селе Варьеган
Нижневартовского района
Ханты Мансийского автономного округа Югра
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Проект:
«По одежке
встречают….»
ученицы 7 класса
Кропачевой Марии Анатольевны
Руководитель: Черноножкина
Ольга Михайловна, учитель ИЗО
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Оглавление
Цель и задачи
исследования………………………………
Гипотеза
………………………………………………….
Мировоззрение ханты: «Жизнь – в
движении…»…………….
Введение……………………………………………
……….
Национальная одежда ханты
……………………………….
Заключение…………………………………………
………
Выводы………………………………………………
……..
4
5
6
7
9
13
14
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Цель исследования – на основе изучения
национальной одежды народа ханты
узнать о мировоззрении и культуре
северного народа.
Задачи:
1.Собрать и изучить материал по теме;
2.Изучить историю, виды и особенности
зимней национальной одежды народа
ханты, способы её изготовления и
украшения;
3.Сформировать фотогалерею
одежды жителей села Варьеган
представителей народа ханты.
зимней
-
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Гипотеза
стали
для
• Ханты жили в лесу, в удалении от крупных
государств. Предполагаем, что лес – стал их
опорой. А интуиция (связь с природой) и
правила
них
помощниками на пути выживания в суровых
условиях.
предков
• Природные условия Севера жестки. Поэтому
для жителей округа хорошая одежда
всегда представляла большую ценность.
Зимой она должна защищать от жестоких
морозов, летом — от гнуса.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Мировоззрение ханты: «Жизнь
– в движении»
•Изречение «По одежке встречают...» знает каждый. Еще сто лет
назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о
его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного
•
предназначения предохранять человека от воздействия внешней среды,
имеет множество особых социальнокультурных назначений и напрямую
связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре
и зле.
•Для ханты важна связь с лесом, с природой. Ветер для ханты – живой,
так как он движется, облака тоже живые, а камень – мёртвый.
•Ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Женщины
занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, плетением,
вышивание бисером. Мужчины занимаются обработкой древесины. Этот
народ приспособился к суровым морозным зимам, пики температур +38
градусов 58 градусов.
•
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Особенности национального
костюма народов Крайнего
Севера – ханты, сохранились
благодаря традиционному
Существует
образу жизни ханты.
одежда
зимняя и
летняя,
мужская и
женская,
взрослая и
детская.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Каждому народу достается наследство
от предыдущих поколений,
созданное их руками,
созданное их гениями и талантами.
Мария Мерцалова
самым
жителей
Изготовление одежды является,
пожалуй,
древним
ремеслом
Крайнего
Севера. Северная природа не
богата красками. Однообразие
природы
восполняется
разноцветностью одежды. Одежда
должна быть не только удобной,
но и красивой. Нарядный, богато
украшенный костюм — настоящий
предмет декоративноприкладного
искусства.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Мужская одежда
Зимняя мужская одежда обязательно
включает малицу. Малица — нательная
меховая рубаха
с пришитыми к ней
капюшоном и рукавицами. Она очень теплая
и хорошо защищает тело и голову от холода,
оставляя открытым только лицо. Она шьется
и надевается мехом внутрь, к телу. Малица
украшается меховым кантом.
Малица имеет капюшон – сава, рукавицы –
нгоба (их шьют из любых шкурок мехом
наружу). Малица подпоясывается поясом –
ни (его делают из кожи) обшивают сукном и
украшают медными пуговицами, подвесками,
подвешивают на цепочке ножны с ножом.
Зимой на малицу могут еще надевать парку,
глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок
телят мехом наружу). В мужской одежде –
малице – украшают орнаментом рукава и
подол.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Женская одежда
Женская зимняя одежда северных хантов оленья двойная
меховая шуба (сах). Она завязывается спереди, у нее
подкладка всегда из меха, а верх или из оленьей шкуры ворсом
наружу, или из яркой прочной ткани (сукна). В южных
районах, где было мало оленей, мастерицы терпеливо сшивали
в полотнище для шубы сотни маленьких шкурок с лапок, ушей,
голов, хвостов белок, зайцев, соболей. Верхняя часть шубы в
женской одежде делается из шкур с верхней части оленьих ног
– камусов черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю
часть шьют из собачьего или песцового меха ворсом вниз. К
рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой
мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы
завязываются ровдужными шнурками.
Женский головной убор – меховой капор сава шьется
отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с
шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Детская одежда
Детям как и взрослым шили
малицы из оленьих шкур мехом
внутрь. Только
концы рукавов
наглухо сшивались или пришивали
меховые рукавицы.
К рукавам с нижней стороны
пришивали маленькие колокольчики,
назначение которых отгонять злых
духов.
Детская одежда в отличии от
взрослой
до колен. Если она
становилась
увеличивали, вставляя полоску шкуры
в голенище и подошву, если это
обувь, рукава и подол, если это
малица.
ребенку мала,
ее
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Мастер своего дела
На фотографиях –
моя
бабушка
Айваседа
Нёню
Кольчевна.
Эти
костюмы – летний
и зимний бабушка
своими
сшила
руками.
Надеюсь,
что когданибудь я
смогу стать такой
же мастерицей, как
она.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Результат работы проекта
Проведённая работа позволила
культуре народов севера и познакомиться
национального костюма народа ханты.
прикоснуться к жизни,
с особенностями
Благодаря своему исследованию я больше узнала об истории
и культуре родного края, о национальном костюме коренных
жителей Югры.
Исследование показало, что для народа ханты на протяжении
веков опорой был лес. А интуиция (связь с природой) и правила
предков были для них помощниками на пути выживания в суровых
условиях.
Современные дети ханты уезжают из стойбищ в города и
деревни в школы, чтобы учиться. Только часть из них возвращается
обратно в тайгу. Мы видим, что многие принимают массовую
культуру. Национальная одежда постепенно вытесняется из
употребления. Красота и функциональность народной одежды не
должна забываться молодым поколением, ведь можно использовать
элементы народной одежды при проектировании современного
костюма.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
родов»,
и
вороны»,
«Фестиваль
Я, Кропачева Мария, ученица7 класса живу и учусь
в национальном селе Варьёган, и мне очень радостно,
что в нашем селе чтут традиции и обычаи народов
Севера. У нас проходят праздники такие как «День
оленеводаохотника», «День села», «День прилёта
Серой
это
действительно праздник для многих жителей, когда все
надевают национальную одежду. Взрослые мужчины и
женщины, маленькие дети все вокруг так красиво и
волнующе. Это наша история, наша культура, созданная
многими поколениями. Только, к сожалению, всё реже
и реже моё поколение надевает национальную одежду.
В процессе выполнения проекта я открыла для себя
новую страницу истории родного края, «окунулась» в
стихию родной культуры.
Я, думаю, что культура каждого народа независимо
от его численности представляет собой огромную
историческую и общечеловеческую ценность.
И задача подрастающего поколения сохранить и
развить искусство и культуру народов Севера.
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Фотогалерея
Айвседа Нёню Кольчевна
Сардакова Ольга Ивановна
Сардакова Варвара
Казамкина Атени Соболевна
Айвседа Павел Янчевич
Чуваткина Любовь
Айпин Александр
Казамкин Егор Андреевич
Казамкина Атени Соболевна, Карымова Лилия Аулевна, Айваседа Нёню Кольчевна
Иуси Руслан
Казамкина Мария
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Фотогалерея
Айпин Тихон Спиридонович
Шайхединов Сергей, Мирон Иван
Казамкина Анна Галлактионовна
Васильков Валерий
Бондаренко Фёкла Семеновна
Карымова Елена
Геворгян Александр, Казамкина Мария,
Сардакова Варвара, Айпина Любовь
Исследовательский проект"По одежке встречают.."
Фотогалерея
Карымова Лилия Аулевна и Айвседа Нёню Кольчевна
Казамкин Роман Григорьевич
Плигина Лидия Васильевна
Казамкины Семен и Екатерина
Одежда из архива этнографического
парка – музея села Варьеган
Тэвлина Геннадия
Список литературы
1. Арктика-мой дом. Народы Севера земли. Культура
народов Севера : поляр. энцикл. школьника : для сред.
и ст. шк. возраста / науч. ред. З. П. Соколова. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М. : Северные просторы, 2001. - 287 с. -
(Полярная энциклопедия школьника).
2. Белявская-Ерныхова Е. А.. Этнотворческая лаборатория
«Аланг хоньл» (Утренняя заря). Саранпауль, 2005.
3. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии
коренных народов Западной Сибири (ханты). – Мегион,
1995. – 175 с.
4. Федорова Е.Г. Проблемы формирования культуры
хантов и манси. – СПб., 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.