Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.
Оценка 5

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Оценка 5
Работа в классе
docx
история
10 кл
12.02.2017
Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.
1. Источниковедение: особый метод познания реального мира. Теория и метод источниковедения. Виды исторических источников и развитие источниковедения. Приемы выявления, классификация, разработка комплексной методики обработки, изучения и использования источников. Позитивистские методы исторического исследования. Методологические принципы изучения исторических источников. Современные методы исследования происхождения источников. Типологическая и видовая эволюция исторических источников XI- XVII вв. Изменения в корпусе исторических источников при переходе от средних веков к новому времени и от нового к новейшему времени. 2. Вспомогательные исторические дисциплины дисциплины и их место и роль в исторической науке. Взаимосвязь предмета исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретических вопросов определяется характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары). Объекты наук: палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др. Соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.
вспомогательные исторические дисциплины.docx
Выполнила Кушнарёва Татьяна  Павловна Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины. Тема 1. Источниковедение. Источниковедение:   особый   метод   познания   реального   мира.  Теория   и   метод источниковедения.   Виды   исторических   источников   и   развитие   источниковедения.   Приемы выявления,   классификация,   разработка   комплексной   методики   обработки,   изучения   и использования   источников.   Позитивистские   методы   исторического   исследования. Методологические   принципы   изучения   исторических   источников.   Современные   методы исследования происхождения источников. Типологическая и видовая эволюция исторических источников XI­ XVII вв. Изменения в корпусе исторических источников при переходе   от средних веков к новому времени и от нового к новейшему времени.  Источниковедение,   наряду   с   историографией,   относится   к   числу фундаментальных   дисциплин,   обеспечивающих   теоретико­методологическую   и специальную   подготовку   историков.   Фундаментальность   источниковедения   связана, прежде всего, с важнейшей особенностью самой исторической науки. Объект истории ­ общество в прошлом ­ не дана историку в непосредственном виде, а познаваема лишь через исторические   источники,   которые   выступают   в   роли   непосредственного   объекта исторической науки. Источниковедение возникло из практики исторического исследования. Вначале   изучались   письменные   источники.     Было   известно   лишь   прикладное источниковедение   с   акцентом   на   фактологическую   основу,   что   дают   источники   для познания   конкретно   исторических   фактов.   По   мере   расширения   источниковой   базы, включения в научный оборот новых видов источников становилось, очевидно, что одни и те   же   исторические   события,   явления   и   процессы   по­разному   отражены   в   разных источниках. Приемы, выработанные эмпирическим путем и апробированные долголетней практикой, превратились в методику исследования письменных источников с акцентом на самом   процессе   получения   истинных   фактов,   как   источник   освещает   события.   Сами письменные источники стали ответвляться от вещественных (археологических). Сегодня к историческим источникам обращается широкий круг представителей гуманитарных и естественных наук. Историк, антрополог, социолог, психолог, политик ­ каждый из них обращается   к   источникам   со   своими   вопросами,     и   черпают   информацию   из   общей совокупности источников, созданных людьми. При этом специалисты должны понимать, что   общая   совокупность   источников   составляет   проекцию   культуры   во   времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Они должны уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые важны и интересны для данной науки; уметь ставить   вопросы,   находить   в   источниках   ответы,   уметь   различать   голоса   людей прошлого,   доносимые   до   нас   историческими   источниками,   и   интерпретировать   эти данные   в   соответствии   с   современным   уровнем   науки   и   культуры.   Наука,   специально разрабатывающая   эти   проблемы   –   источниковедение   –  разработала     особый   метод познания реального мира.   Источник ­ феномен культуры и реальный объект познания. Источник ­ антропологический ориентир гуманитарных наук. Для   источниковедения   важно   всё:  анализ,   синтез,   структура   источнико­ ведческого   исследования,   исторические   условия   возникновения   источника,   проблема авторства   источника,   проблема   авторства   произведений   коллективного   творчества, обстоятельства создания источника, и пр. К источникам относятся: статистика всех видов, периодическая печать и всё, что с нею связано ­ методика установления идейно­ политической направленности изданий,   цензурная политика в отношении периодической печати   в   разные   исторические   периоды   и   т.д.  законодательные   акты,   документы личного,  материалы политических процессов Законодательство и законодательные источники.   Программные,   уставные   и   директивные   документы   политических партий и общественных организаций.  В настоящее время определился новый статус источниковедения   в   системе   гуманитарных   наук.   Суть   его   заключается   в   том,   что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их   предметов   изучения.   Источниковедение     уделяет   особое   внимание     историческим источникам,   возникающим   в   личностной,   общественной   и   государственной   сферах. Обосновывается источниковедческий критерий сравнительно­исторических исследований. Раскрываются междисциплинарные связи источниковедения.   Показываются различные методологические   подходы   в   решении   наиболее   значимых   проблем.     Исследуются развитие методов изучения основных видов исторических источников. Тема 2. Вспомогательные  исторические дисциплины. Вспомогательные   исторические   дисциплины   и   их   место   и   роль   в   исторической   науке. Взаимосвязь   предмета   исследования   вспомогательных   исторических   дисциплин   и разрабатываемые   этими   дисциплинами   теоретических   вопросов   определяется   характером материала   источника,   содержащего   письменную   информацию   (пергамен,   бумага,   береста, камень,   металл),   типом   источника   (письменный   источник,   печать,   монета,   герб),   видом источника   (акт,   летопись,   хроника,   мемуары).   Объекты   наук:   палеография,   археография, метрология,   хронология,   сфрагистика,   геральдика,   нумизматика,   генеалогия,   ономастика, дипломатика,   эпиграфика,   кодикология   и   др.   Соотношение   источниковедения   и вспомогательных исторических дисциплин. Предмет   исследования   вспомогательных   исторических   дисциплин   и разрабатываемые   этими   дисциплинами   теоретические   вопросы   определяются характером   материала   источника,   содержащего   письменную   информацию   (пергамен, бумага,   береста,   камень,   металл),   типом   источника   (письменный   источник,   печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).  Объектом   исследования палеографии являются   внешние   признаки   рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики датирующей информации. Метрология исследует   существовавшие   в   разные   периоды   истории   меры длины   (протяженности),   веса   (тяжести),   поверхности   (площади)   и   вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер.  обработки косвенной и       прямой     Областью   изучения сфрагистики  являются   печати,   сохранившиеся   при документах и в отрыве от них, а геральдики — гербы. Нумизматика изучает денежно­ весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами   происхождения   семей   и   родов,   отдельных   лиц   и   родственных   связей, составлением   родословных. Ономастика изучает   имена   собственные,   а   историческая ономастика — их историю. Объектом изучения  дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.).  Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах   (камне,   металле,   кости,   глиняных   предметах). Археография  разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.) …  И это далеко не весь перечень существующих сегодня вспомогательных исторических дисциплин.     Думается, что этот список будет увеличиваться по мере расширения сознания человечества, как это происходило в 19­20вв. Тем более, что в 21 веке новые технологии активно внедряются в научное познание. Особенности   методических   приемов   каждой   из   вспомогательных   исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит   от   уровня   разработки   теоретических   вопросов   любой   из   дисциплин.   Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна — помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении. Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография   тесно   связана   с   хронологией.   Знание   палеографии   помогает   прочесть буквенные   изображения   цифр,   а   палеографические   наблюдения   над   материалом   для письма,   знаками   графики,   украшениями   могут   служить   косвенным   доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной   монете   или   печати,   а   особенности   графики   букв   могут   приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны  с  палеографией.  Генеалогия  тесно связана  с хронологией,  без  данных  которой невозможно   проследить   родословную.   Изображение   гербов   на   печатях   и   монетах сближает   сфрагистику   и   нумизматику   с   геральдикой.   Генеалогия   тесно   связана   с ономастикой,   а   область   денежно­весовых   систем   метрологии   —   с   нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных   текстов.   Связь   между   вспомогательными   историческими   дисциплинами говорит   о   необходимости комплексного использования   их   методик   и   сопоставления выводов каждой из них.  Каково   соотношение   источниковедения   и   вспомогательных   исторических дисциплин?   Задачи   и   исследовательские   приемы   источниковедения   и   вспомогательных исторических   дисциплин   переплетены   и   взаимосвязаны.   Но   источниковедение, занимающееся   классификацией   источников,   разрабатывающее   комплексную   методику всесторонней   внешней   и   внутренней   критики   источника   и   анализирующее   всю   их совокупность,   шире   любой   из   вспомогательных   исторических   дисциплин,   поскольку каждая   из   них   ограничена   «своим»   объектом   исследования   и   «работает»   своими методами.   Выводы   же   любой   из   вспомогательных   исторических   дисциплин   в совокупности   используются   в   источниковедческом   анализе   для   определения   как происхождения, так и содержания источника. Практическая работа № 3 Применить методику перевода на «новую эру» дат, выраженных в некоторых архаических и современных хронологических системах: 1. Редукция дат эры древнегреческих олимпиад. Хронология. В   Древней   Греции   до   середины   первого   тысячелетия   до   н.   э.   события датировались по именам должностных лиц. Так, в Афинах счет годов велся по именам эпонимов   —   глав   исполнительной   власти  (архонтов),   ответственных   за  исправность календаря. В IV в. до н. э. распространилось общеэллинское летосчисление по олимпиадам. История   этого   летосчисления   такова.   В   Древней   Греции   широко   были   развиты спортивные   игры.   Начиная   с   776   г.   до   н.   э.   в   городе   Олимпии   один   раз   в   4   года происходили игры, принимавшие характер больших народных торжеств. По месту их проведения они были названы олимпийскими. Олимпийские игры приурочивались к началу года,   но   так   как   это   время   не   было   связано   с   определенной   датой   из­за   обилия календарных систем, то перед проведением игр приходилось во все города посылать гонцов для оповещения населения о предстоящих торжествах. Олимпийские   игры   настолько   вошли   в   жизнь   древних   греков,   что   они   начали считать время по олимпиадам и начало своей эры условно отнесли к 1 июля 776 г. до н. э. Считается, что в этот день состоялись первые олимпийские игры. Летосчисление   по   олимпиадам   впервые   было   применено   в   264   г.   до   н.   э. древнегреческим историком Тимеем, и этот счет продолжался около семи столетий. Хотя в 394 г. н. э. император Феодосий I отменил олимпийские игры, исчисление времени по олимпиадам применялось и несколько позже. В   летосчислении   по   олимпиадам   годы   обозначались   порядковым   номером олимпиады и номером года в четырехлетии. Так, победа греков над персами в морской битве в Саламинском проливе датируется цифрами «75. 1», что означает «первый год 75­й олимпиады». Перевод этих дат на наше летосчнсление производится по формуле А = 776 ­ [(Оl ­ 1) × 4 + (t ­ 1)], где А — искомая дата, O1 — номер олимпиады, ( t — номер года в олимпиаде. Саламинская битва произошла в первом году 75­й олимпиады. Переведем эту дату на наше летосчисление. Подставляя в формулу значения О1 = 75 и I = 1, получим А = 776 ­ [(75 ­ 1) × 4 + (1 ­ 1)1 = 480. Действительно, Саламинская битва произошла в сентябре 480 г. до н. э. Если бы выражение в квадратных скобках в этой формуле оказалось равным 776 или больше, то из него следовало бы вычесть 775. В этом случае мы получили бы год нашей эры. Задание. а) Переведите на современное летоисчисление дату поражения афинской армии в Сицилии в ходе Пелопонесской войны (4 год 91­й олимпиады). А = 776 ­ [(91 ­ 4) × 4 + (1­ 1)]=428 Ответ: поражение афинской армии в Сицилии в ходе Пелопонесской войны (4 год 91­й олимпиады) произошло в 428 г. до н. э. 2. Перевод дат лунной хиджры. Мусульманская эра называется хиджрой. Хиджра ­ арабское слово, переводится оно  как "откочевка" и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину,   происходившим   в   сентябре   622   г.   н.   э.   Для   мусульманского   мира     хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры, так   начало новой эры было отнесено к 622 г., , т. е. году,   в   котором   произошло   переселение   Мухаммеда   и   его   последователей.   Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского   года.   В   пересчете   на   наше   летосчисление   этот   исходный   момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты,   с   момента   захода   Солнца.   Этот   способ   счета   суток   и   сейчас   широко распространен, особенно в деревнях.  Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный  астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г.  ст. ст. Для приближенного перевода дат с мусульманского календаря па григорианский можно  пользоваться следующей формулой:    Г = М + 622 ­ (М/33) где Г ­ год григорианского календаря, М ­ год мусульманского календаря. Если, например, требуется узнать, какому году нашего календаря соответствует 1389  год хиджры, то подставив в формулу вместо М число 1389, получим Г = 1389 + 622 ­(1389/33) = 1969 ­. Знак "минус" показывает, что от деления 1389 на 33 осталась некоторая дробь, которую  необходимо отнять от числа 1969. Следовательно, мы устанавливаем, что 1389 год  лунной хиджры соответствует 1968­ 1969 году григорианского календаря. Желая определить, какому году лунного календаря соответствует какой­либо год  григорианского календаря, например 1970, пользуются формулой М = Г ­ 622 + ((Г­622)/32) в которой значения М и Г остаются прежними. Сделав необходимую подстановку,  получим М=1970 ­ 622 +((1970­622)/32) = 1390+. Здесь знак "плюс" указывает, что от деления разности 1970­622 на 32 остается  некоторое дробное значение, которое необходимо прибавить к полученному числу 1390.  Следовательно, 1970 год григорианского календаря соответствует 1390­1391 году  мусульманского календаря. Задание. а) Определите, в каком году н. э. и где состоялась битва датируемая источниками 620 г. Хиджры.   Г = 620 + 622 ­ (620/33)=1223 Ответ: битва,  датируемая источниками 620 г. Хиджры, состоялась в 1223 г.  н.э. б) Определите по мусульманскому лунному календарю дату восстания жителей Твери против ордынского ига (15 августа 1327 г.):  М =1327 ­ 622 +((1327­622)/32) = 728+.  Ответ: расчёт точной даты сегодня можно сделать через Конвертер. Так 15.08.1327 г.  соответствует 19.09.727 г. н. э. по мусульманскому лунному календарю. 3. Перевод дат юлианского календаря на григорианский.  Юлианский   календарь   ввел   в   употребление   Юлий   Цезарь   в   46   году   до   нашей   эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь. Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры.. Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность,   ну   и   дальше   все   как   мы   знаем   ­   12   месяцев,   365   дней,   иногда   366.  Именно   этим   "иногда"   он   и   отличается   от   григорианского   календаря.  Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца ­ тропический год ­ Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться ­ уходить вперед почти на четверть дня.. В юлианском календаре поступили просто ­ для коррекции расхождения положили, что каждый   четвертый   год   будет   високосным   (annus   bissextus),   и   будет   иметь   366   дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо году.  тропическому настоящего     ближе   к начинают     календарного   смещаться   к   началу Но недостаточно близко ­ теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные   с   астрономическими   явлениями,   например,   астрономическое   весеннее равноденствие, года. Расхождение   между   астрономическим   весенним   равноденствием   и   календарным, зафиксированным   21   марта,   становилось   все   более   явным,   и   поскольку   к   весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что­то делать. Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря,   получив   то,   что   мы   знаем   сейчас   как   григорианский   календарь.   Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет, которых без остатка делятся на 4 (1600,   2000,   2400),   а   иные   будут   считаться   простыми.   Также   была   устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582   года   устанавливалось,   что   за   4   октября   1582   года   должно   наступить   сразу   15 октября.   В   новом   календаре   средняя   продолжительность   года   была   365.2425   дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.   Как говорится, "ну а точнее нам и не надо". Или, скажем так ­ это уже будут   проблемы   наших   отдаленных   потомков.   В   принципе,   можно   будет   объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение ошибкой. года   меньшей 365.24225, будет   более еще с           Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году,  ну  и  до самого  конца  держалась  только  православная  Греция,  которая  приняла григорианский году. календарь только 1929 в           Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например,   Русская   и   Сербская.   Юлианский   календарь   продолжает   отставать   от григорианского  каждые сто лет.  Вековой год не делится на 4 без остатка на одни сутки, или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней. Важно знать, что до   15   октября   1582   григорианского   календаря   не   существовало   в   принципе,   поэтому говорить   о   григорианских   датах,   соответствующих   более   ранним   юлианским   датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.  Задание. а) Переведите на григорианский календарь дату подписания Россией Столбовского мира со Швецией (27 февраля 1617г.) Если даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю», то   для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила: С По Добавит ь 5.10.158 2 29.02.170 0 10 дней 1.03.170 0 29.02.180 0 11 дней 1.03.180 0 29.02.190 0 12 дней 1.03.190 0 31.01.191 8 13 дней  Следовательно  27.02.1617г. + 10 дней = 09.03.1617 Ответ:   дата  подписания  Россией  Столбовского   мира  со   Швецией  (27  февраля  1617г.) приходится на 09.03.1617 б) Манифест плебеев Гракха Бабефа был опубликован в газете «Трибуна народа» 9 фримера IV года Республики. Перевести дату на григорианский календарь. Французский   республиканский   календарь   был   введён   во   Франции   в   ходе , отменён Наполеоном с 1   января 1806   года.   Календарь   был   разработан   специальной комиссией   под   руководством Жильбера   Ромма   и   знаменовал   разрыв   с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой. Республиканский   календарь   был   восстановлен   во   время Парижской   коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871 года. После этого вновь был введён григорианский календарь.  Первый год революции, 1792, был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792 года, первого   дня   республики[1],   бывшего   в   тот   год   также   днём   осеннего равноденствия. Последующие   годы   начинались   в   полночь   того   дня,   на   который   приходился   момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30   дней.   Оставшиеся   5   (6   в   високосные   годы)   дней   года   назывались Санкюлотидами (фр. Sansculottides,   в   честь Санкюлотов;   изначально   дополнительными, фр. jours complémentaires)   и   были   праздничными   с   последнего   дня   фрюктидора   до   первого   дня вандемьера. Вместо недели была введена декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы (тогда же была введена метрическая система мер и деление прямого угла на 100 град вместо 90 градусов). Общий выходной день не определялся. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад. Все периоды времени получили простые порядковые наименования (первый месяц, второй месяц и т.д.; первый день   декады,   второй   день   декады   и   т.д.;   первый   дополнительный   день,   второй дополнительный день декады и т.д.). Позднее, по предложению поэта и депутата Конвента Фабра д’Эглантина, были введены новые названия месяцев и дней:  Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней (например, «фрюктидор» — «дарящий плоды», от лат. fructus «плод» и др.­ греч. δῶρον «дар», «прериаль» — «месяц лугов», от фр. prairie «луг»).  Дням декады, по образцу французских названий дней недели — lundi, mardi… — были даны «номерные» названия, от primidi до décadi; décadi считался выходным днём, аналогично   воскресенью   ,   это   также   способствовало   дехристианизации (воскресенья и, в частности, Пасха, Вознесение, Троица обычно попадали на рабочие дни).  Названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных. Ответ: 9 фримера IV года Республики соответствует  30 ноября 1795 году григорианского календаря. Литература 1. Археологические работы на валу городища Воротынск в 2004 г. / Г.А. Массалитина, И.  В. Болдин // Куликово поле и Юго­Восточная Русь в XII­XIV вв. / Гос. воен. – ист. и  природ. музей­заповедник "Куликово поле", Гос. ист. музей ; отв. ред. А.Н. Наумов. –  Тула, 2005. – С. 97–102.  2. Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания :  материалы XXI междунар. науч. конф. Москва, 29–31 янв. 2009 г. М.: РГГУ, 2009. 3. Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые  направления: материалы XVIII науч. конф. Москва, 26­28 янв. 2006 г. / редколлегия :  В. А. Муравьёв (отв. ред.), Д. А. Добровольский (отв. секретарь), Р. Б. Казаков, Е. В.  Пчелов, М. Ф. Румянцева, О. И. Хоруженко, Ю. Э. Шустова ; Рос. гос. гуманитар. ун­т,  Ист.­арх. ин­т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. – М. : РГГУ, 2006.  – 457 с. 4. Древнерусское поселение первой половины XIII в. у с. Никольское на р. Цна / С.И. Ан­ дреев, А.Н. Романцов // Куликово поле и Юго­Восточная Русь в XII­XIV вв. / Гос. воен. – ист. и природ. музей­заповедник "Куликово поле", Гос. ист. музей ; отв. ред. А.Н. На­ умов. – Тула, 2005. – С. 103–114. 5. Календарно­хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870­летию «Учения» Кирика Новгородца: материалы науч. конф. Москва, 11­12 дек. 2006 г. / сост. Ю. Э.  Шустова; редкол.: Р. А. Симонов (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун­т, Ист.­арх.  ин­т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин, Ин­т всеобщ. истории РАН,  Моск. гос. ун­т печати. — М.: РГГУ, 2006. 6. Кобрин В.Б., Шорин П.А., Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины.  М., 2001. 7. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000. С. 20­ 34 8. Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Материалы междунар. науч.  конф. Москва, 14­16 мая 2008 г. М., 2008. С. 265­295. 9. Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии: Материалы XXIV  Междунар. науч. конф. Москва, 2–3 февр. 2012 г. / редкол.: Ю. Э. Шустова (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун­т, Ист.­арх. ин­т, Высшая школа источниковедения, спец. и  вспомогат. ист. дисциплин; Рос. акад. наук, ФГБУН ИВИ РАН, Археогр. комиссия. М.:  РГГУ, 2012. 548 с.  10. Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / Составитель М. М. Кром.  СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 634 с. 11. Янин В.Л. Денежно­весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной  системы средневекового Новогорода. М.: Языки славянских культур, 2009. ­ 423 с.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

Источниковедение. Вспомогательные  исторические дисциплины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017