Истоки основ духовно-нравственных ценностей и пути формирования духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

  • Памятки
  • Работа в классе
  • doc
  • 24.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Необходимым условием в достижении жизненного самоопределения молодого поколения становится формирование ценностных ориентаций. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В школу приходят дети с разным набором нравственных представлений, с разным уровнем воспитанности. Именно в начальной школе закладывается тот фундамент, на котором начинают развиваться, а затем и совершенствоваться все формы нравственного поведения, лучшие личностные качества. Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно Основ православной культуры. Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
Иконка файла материала Истоки основ духовно.doc
Истоки   основ  духовно­нравственных ценностей и пути формирования духовно­нравственного воспитания и развития младших школьников на уроках и внеурочной деятельности  "Детство   ­   важнейший   период человеческой   жизни. И   от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в   детские годы, что вошло в   его   разум и  сердце из   окружающего мира,­   от   этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»                                                                                                  (Сухомлинский В.А)   Нравственное воспитание ­ непрерывный процесс, он начинается с рождения человека   и   продолжается   всю   жизнь.   Основы   нравственности,   безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла   и   участия,   безусловно,   формируются   семьёй   и   в   семье.   Говоря   о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны  формировать в своих детях  родители  с самого раннего детства.  Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим.   Пробуждать   эмоциональную   отзывчивость   на   состояние   близких   людей, сверстников, героев детских  сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово).  Приучать   к   выполнению   элементарных   правил   культурного   поведения   в обществе.   Пользоваться   вежливыми   словами.   Воспитывать   положительное отношение   к   усвоению   культурно­гигиенических   навыков,   развивать самостоятельность в самообслуживании. Среди   многих   ценных   человеческих   качеств   доброта   –   главный   показатель развитости   человеческого   в   человеке.   Добрым   можно   назвать   человека,   у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности. Семья в становлении нравственных качеств занимает первоочередное место. Заменить её не может ничто. Семья для ребёнка – школа подготовки к жизни. В ней должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка   включает   в   себя   воспитание   сочувствия.   Развитие   этого   требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен   видеть,   как   мы   на   практике   проявляем   свою   любовь   к   ближнему. Настоящим   человеком   становится   только   тот,   у   кого   в   душе   возникают благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают поступки. Главнейшая задача родителей ­ воспитать развитые нравственные потребности. Что же нужно для этого?  Во­первых,   родители   должны   осознавать   важность   нравственного воспитания детей в семье. Во­вторых,   родители   должны   развивать   сами   в   себе   нравственные потребности.  В­третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка     должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя.   В­четвёртых,   чётко   представлять   себе,   как   и   какими   методами формировать в детях нравственные качества. В   своей   работе   с   родителями   на     собраниях   мы   проводим   «родительский всеобуч»,   целью   которого   является   вовлечение    родителей   в   осмысление нравственных   ценностей,  умение   применять   полученные   знания   в   процессе воспитания своих детей. Мы стремимся донести до родителей своих учеников главное,   что   семья   –   это   особого   рода   коллектив,   играющий   в   воспитании основную,   долговременную   и   важнейшую   роль.   Основные   формы   работы   с родителями:     просветительные   беседы,   тестирование,   лектории,   вовлечение родителей во внеклассные мероприятия и экскурсии.  Памятки для родителей – «Основы   нравственных   отношений   в   семье»   и   «Родителям   от   ребёнка» напоминают  родителям, что, именно, они  являются  истоками     формирования основ духовно­нравственного воспитания своих детей.     Необходимым условием в достижении жизненного самоопределения молодого поколения становится формирование ценностных ориентаций. Школа является основным   звеном   в   системе   воспитания   подрастающего   поколения.   Учебный процесс  тесно связан с нравственным воспитанием. В школу приходят дети с разным набором нравственных представлений, с разным уровнем воспитанности. Именно в начальной школе закладывается тот фундамент, на котором начинают развиваться,   а   затем   и   совершенствоваться   все   формы   нравственного поведения,   лучшие   личностные   качества.   Начальная   школа   ­   наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно Основ православной   культуры.   По   нашему   убеждению,   знакомство   детей   с православной культурой ­ необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия   и   чувства   прекрасного.   Младший  школьный   возраст   считается наиболее   восприимчивым   для   усвоения   моральных   знаний.   При   усвоении младшими   школьниками   знаний,   умений   и   навыков,   как   на   уроках,   так   и   во внеклассных   мероприятиях   возникают   условия,   благоприятствующие формированию   в   них   духовно   окрашенных   новообразований.   Именно   в   этом возрасте интенсивно формируется потребность в познании своего внутреннего мира,   что   необходимо   для   становления   духовной   культуры.  Огромная   роль   в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю. Формирование   нравственных   понятий   —   это   очень   сложный   и   длительный процесс.   Он   требует   обучения,   общения,   деятельности   и   может   стать содержанием   воспитания.   Учитель     должен   не   только   заложить   в   ребёнка ценностные нравственные основы, но и научить оценивать себя, давать оценку действиям и поступкам, окружающих его людей, определять «свои» ценности. Формирование нравственности происходит в школе, как   на   уроках, так и во внеурочной   деятельности.   Планируя   свою   работу,   мы   ставим   перед   собой следующие задачи  духовно­нравственного воспитания, которые  связаны с: ­   воспитанием   нравственных   чувств   (совести, гражданственности);   долга,   патриотизма,­ формированием нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявление   самоотверженной   любви,   готовности   к   преодолению   жизненных испытаний); ­ развитием нравственного облика (терпения, милосердия, смирения, проявление стойкости и мужества); ­   воспитанием   нравственного   поведения   (готовности   к   служению   людям   и Отечеству, проявлению послушания и доброй воли);  ­ гуманные (дружелюбные) отношения; ­ трудолюбие и потребность в труде; ­ бережливое отношение к природе. Задача школы и, конечно же, семьи ­ выполнить эти задачи. В нашей школе два четвёртых класса, 4­А и 4­Б, мы работаем в параллели. Организация духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   четвероклассников осуществляется с первого года обучения  по следующим направлениям: Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   целью   которого   является воспитание любви  к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. Большое   значение   в   формирование   духовно­нравственного   воспитания,   по нашему     мнению,   имеет   участие   учащихся   в   беседах   о   подвигах   Российской армии, защитниках Отечества, просмотров виде уроков «День Героя Отечества», проведение  игр  военно­патриотического   содержания,  конкурсов  и  спортивных соревнований. На классных часах, уроках окружающего мира в процессе бесед мы знакомим своих учеников с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием   и   значением   государственных   праздников.   При   формировании гражданственности   у   своих   воспитанников   мы   широко   используем   проектную деятельность.   Считаем,   что   проектная   деятельность   как   в   урочное,   так   и   во внеурочное время – основа для формирования позитивного социального опыта учащихся.   Формирование   патриотического   воспитания   проводим   через знакомство с историей и культурой родного края. Интересно   прошла защита коллективной     работы   ребят   над   информационным   проектом   «Наш   любимый город».   Работая   над   проектом,   ребята   разделились   на   группы   для   сбора информации. У каждой группы   была определённая тема («Основание города Сызрань»,   «Культурные   достопримечательности   города   Сызрань»,   «Традиции нашего города»).Воспитание   нравственных   чувств   и   этического   сознания,   целью   которого является   воспитание   в   детях   чувства   доброты,  справедливости,   милосердия, чести,   достоинства;  уважение   к  родителям;   ответственности   и   чувства   долга; забота и помощь, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания;  толерантность,  представление   о   вере,  духовной  культуре   и светской   этике.   Классные   часы   «Путешествие   в   страну   добра»,   «Будь милосерден   к   людям»,   творческий   конкурс   сочинений   на   тему  «Научи   свое сердце добру», экскурсии в Казанский собор, беседы с духовным отцом Евгением способствуют воспитанию в детях духовно­нравственных качеств. Воспитание трудолюбия, творческого  отношения  к учению, труду, жизни, целью которого является воспитание  уважение к труду; творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. Достижению цели способствовали: совместная ролевая игра «Если мы будем бережливы…», проект   «Макет   школы   будущего»,   тематический   классный   час   «Без   труда   не выловишь и рыбку из пруда», устный журнал «Труженики нашего города» и др. Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое   воспитание).  В   данном   направлении   основные   ценности, которые мы воспитываем в наших детях – родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. ( Экологический праздник «Земля – наш дом родной», творческий конкурс рисунков «Природа в опасности!», классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», проект «Скворечник для скворцов»  и др.)  Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание).  В   данном   направлении   основные   ценности,   которые   мы воспитываем   в   наших   детях   –  красота;   гармония;   духовный   мир   человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.  Воспитание духовной   сферы   личности   возможно   только   через   развитие   эмоционального восприятия   окружающего   мира,   которое   немыслимо   без   приобщения   детей   к искусству.   Формирование   эстетических   качеств   осуществляем   через внеклассную   работу:   наши   ребята   активные   участники   различных   творческих конкурсов.   Уже   на   протяжении   трёх   лет   наши   ребята   посещают     кружок   во ДТДиМ «Реченька». Результатом этой работы являются выступления ребят на окружных   конкурсах   и   активное   участие   в   постановках   фольклорных праздников. Большую роль в формировании эстетическое вкуса играют также уроки   изобразительного   искусства   и   художественного   труда.   Так,   на   уроках технологии мы ведем беседы о красоте мира природы, о его многообразии, о влиянии человека на него, о бережном отношении к природе.При организации процесса воспитания духовно­нравственных качеств учеников, мы используем самые разнообразные формы работы: экскурсии, игры, проекты, классные   часы,   благотворительные   акции,   выставки,   конкурсы,   киносеансы, беседы и др. В   процессе   уроков   и   внеурочной   деятельности   дети   учатся   работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась,   младшие   школьники   переживают   радость   открытий   новых   знаний   для себя,   досаду   в   случае   неудач   и   ошибок.   Всё   это   —   начало   нравственного воспитания,   где   учителю   отводится   ведущая   роль.   Традиционно,   моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно­духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им   нравственные   качества.   Хороший   педагогический   эффект   даёт использование проблемных   ситуаций,   когда   учащемуся   предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При  работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры   общения:   это   учит   гуманному   отношению   друг   к   другу,   доверию, взаимопониманию. эффективно использование системно­деятельностного   педагогического   подхода.   Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек  зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом   здесь   является   размышление   учеников,   обсуждение   прочитанного. Моделирование   ситуаций —   ещё   она   форма   воспитания   нравственности. Ученики   включаются   в   обсуждение,   делятся   личным   опытом,   переживают, осознают ценности. Учитель может быть инициатором тематических классных часов  патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.  Заканчивая наше выступление, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что духовно­ нравственное   воспитание   —   один   их   главных   элементов   образовательного   и воспитательного   процесса   не   только   в   школе,   но   и   в   семье.   Заботясь   о духовности   и   нравственности,   мы   способствует   тому,   чтобы   школьник   вырос честным,   добрым,   заботливым,   трудолюбивым   человеком   и   смог   найти   своё уникальное место в жизни.   При   воспитании   нравственности