Истоки поэтического характера А. Блока. Судьба поэта. Идейно-художественное своеобразие стихов.
Презентация Кривошеевой Г.А., учителя МБОУ СОШ№3 г.Моздока
Путь в поэзию
1903г-дебют
1904г- «Стихи о Прекрасной Даме»
1902-1904г.г.-цикл «Распутья»
1905-1907г.г.- «Сытые» , «Нечаянная радость», «Снежная маска»
1906г- «Незнакомка»
1908г- «Земля в снегу», «Песня судьбы»
1907-1917- «На поле Куликовом», «Родина»
1911= «Ночные часы»
1913- «Роза и крест», «Народ и интеллигенция»
1916- «Возмездие»
1918- «Двенадцать», «Скифы», «Интеллигенция и революция»
Чем достигается музыкальность блоковской лирики?
Ассонанс
Повторы слов
Паузы
Выразительные ритмы
Метафорический язык, символика поэтических образов
Символика красок
Блок о любви
Стихи Блока о любви- это колдовство, они необъяснимы и мучительны. О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать, повторять, испытывая каждый раз сердцебиение, угорать от их томительных напевов и без конца удивляться тому, что они входят в память внезапно и навсегда.
Паустовский
Из цикла «Снежная маска»
« О доблестях, о подвигах, о славе»
(посвящено актрисе Волоховой)
« Сколько бы он ни старался, он не мог полюбить без звезд»
Перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье» несомненна
«Страшный мир»-центральный цикл стихов Блока
«Незнакомка»(судьба любви и красоты в страшном мире)
«Две Незнакомки Блока»(сопоставим со стихотворением «В ресторане»
«На железной дороге»
«Всякое стихотворение- покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение»
На каких опорных образах-символах держится стихотворение?
Двойственное отношение современников
Поэмой зачитывались «белые» и «красные»
Этой поэме суждено
бессмертие.(Луначарский).
Вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное.(Бунин).
Я не прощу!(Гиппиус)
Авторское оглавление
1 «Черный вечер»
2 «Гуляет ветер, порхает снег»
3 «Как пошли наши ребята»
4 «Снег крутит, лихач кричит»
5 «У тебя на шее, Катя»
6 «Опять навстречу несется вскачь»
7 «И опять идут двенадцать»
8 «Ох, ты горе-горькое»
9 «Не слышно шуму городского»
10 «Разыгралась чтой-то вьюга»
11 «И идут без имени святого»
12 «Вдаль идут державным шагом»
Художественные достоинства
1)перебивка планов- символического и конкретно-предметного
2)разнообразие ритмов: частушки, разговорный стих, мещанский романс, марш
3)художественные формы народного эпоса: многообразные повторы, господствует разговорное просторечие
4)многоголосие
5)сквозные символы
6)взаимодействие стихии человеческих страстей и природных стихий
7)мотив пути как структурообразующий в поэме
Значение финала, дискуссия о его возможных трактовках
Ритмическое и лексическое отличие последней строфы
Неожиданность появления Христа
Связь образа с идеальными образами блоковской лирики
Символика белого цвета
Автор- единственный, кому доступно видение Христа
Пересекутся ли пути героев поэмы и Христа?
Паустовский о Блоке
Нет более трудной задачи, чем рассказывать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказывать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину. Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепнее, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Такой прекрасной и во многом необъяснимой нашей русской действительностью является поэзия и жизнь А. Блока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.