Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)
Оценка 4.7

Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)

Оценка 4.7
Домашнее обучение +8
doc
история
7 кл
30.04.2019
Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)
Тема урока « Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова». План Цель Формирование представлений о событиях и особенностях царствования Бориса Годунова и важности этого исторического момента в судьбе страны. 1. Внутренняя политика Бориса Годунова. 2. Внешняя политика России в конце XVI в. 3. Пресечение династии московских правителей. Избрание на царство Бориса Годунова. 4. Экономические трудности. Народные выступления. 5. Самозванец.
Борис Годунов.doc
1. Прочитайте отрывки из исторических сочинений и ответьте на вопросы. ИСТОРИК С. Ф. ПЛАТОНОВ О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ ...Пристальное   знакомство   с   документами   той   эпохи   обнаруживает   большую   разницу...   между   временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство ­ спокойным и негневливым. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного,когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровею, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием. В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЦАРЕ БОРИСЕ ...Несмотря   на   многолетнюю   правительственную   опытность,  на   милости,   какие   он   щедро   расточал   по воцарении всем классам,  на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, ­ привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии  и коварстве  и  считали  на   все   способным.   Несомненно,   страшная   школа   Грозного,   которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток. В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1) Как характеризует Бориса Годунова историк С. Ф. Платонов? 2) Найдите в тексте слова, характеризующие московский дворец при Борисе Годунове. 3) Как автор характеризует политику, проводимую Борисом Годуновым? 4) Почему историк сравнивает время Бориса Годунова и Ивана Грозного? 4) Согласны ли вы с мнением историка? 5) Каким характеризует Бориса Годунова историк В. О. Ключевский? 6) Найдите в тексте документа противоречивую характеристику Бориса Годунова. 5) Согласны ли вы с мнением историка? 3 .   П р о ч и т а й т е   т е к с т . ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА ГОДУНОВА ИЗ ХРОНОГРАФА «Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей. Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь». И далее: «...был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобы не помрачили дел его... И навлек на себя негодование всех чино­начальников Русской Земли». (Рассказы русских летописей IV­XVII вв. М., 1976. С. 157­158.) В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1) Приведите место из документа, где сказано о внутренней политике Бориса Годунова. 2) Против чего боролся Борис Годунов? 3) Как в документе характеризуются черты личности Бориса Годунова? 4) Согласны ли вы с данной характеристикой Б. Годунова? 6. Прочитайте  тек ст. О ЦАРЕ БОРИСЕ ГОДУНОВЕ ...Борис Годунов не был, но бывал тираном, не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устранял совместников   или  казнил   недоброжелателей.  Если   Годунов   на   время   благоустроил  державу,   на   время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного ­предал   в   добычу   ляхам  и   бродягам,   вызвал   на  феатр   сонм  мстителей  и  самозванцев   истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею? (Карамзин, Н. М. Предания веков. М., 1988. С. 694­695.) В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1) Согласны ли вы с точкой зрения Н. М. Карамзина? 2) Проанализируйте выделенные в документе строчки. 3) По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. 2.   Внимательно   прочитайте    стихотворение    поэта  К. Д. Бальмонта «Время Бориса Годунова»:  В глухие дни Бориса Годунова  Во мгле Российской пасмурной страны  Толпы людей скиталися без крова,  А по ночам всходило две луны. Два солнца по утрам светило с неба,  С свирепостью на дальней мир смотря.  И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»  Из тьмы лесов стремился на царя.  На улицах иссохшие скелеты  Щипали жадно чахлую траву,  Как скот ­ озверены и неодеты.  И сны осуществились наяву:  Гроба, отяжелевшие от гнили,  Живым давали смрадный адский хлеб.  Во рту у мертвых сено находили,  И каждый дом был сумрачный вертеп...  Среди людей блуждали смерть и злоба,  Узрев комету, дрогнула земля.  И в эти дни Димитрий встал из гроба,  В Отрепьева свой дух переселя.  В о п р о с ы : 1) О каких событиях рассказывается в стихотворении?  2) Как вы считаете, под впечатлением каких исторических оценок написано это стихотворение? 4.  Проч ита йте  тек ст . ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... ...Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... ...Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любен и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу. (Карамзин, Н. М. Предания веков. М, 1998. С. 693.) В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1) Как автор характеризует развитие просвещения в России в период царствования Бориса Годунова? 2) По документу определите отношение автора (Н. М. Карамзина) к изложенным фактам. 3) Как представленные факты характеризуют Бориса Годунова? Отметьте, что сказано об этом в документе. 4) Как характеризуется народное образование? Приведите пример из документа, где об этом сказано. 5 . П р о ч и т а й т е   т е к с т . Борис,   ревностный   наблюдатель   всех   уставов   церковных   и   правил   благочиния,   трезвый,   воздержанный, трудолюбивый, враг забав суетных и пример в жизни семейственной, супруг, родитель нежный, особенно к милому, ненаглядному сыну, которого он любил до слабости, ласкал непрестанно, называл своим повелителем,  не пускал никуда от себя, воспитывал с отменным старанием, даже учил наукам: любопытным памятником географических сведений сего царевича осталась ландкарта России, изданная под его именем в 1614 г. немцем Герардом. Готовя в сыне достойного монарха для великой державы и заблаговременно приучая всех любить Федора, Борис в делах внешних и внутренних давал ему право ходатая, заступника, умирителя... (Карамзин, Н. М. Предания веков. М., 1988. С. 694­695.) В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1) Какие исторические факты излагаются в документе? 2) Как Н. М. Карамзин отзывается о Борисе Годунове говорит о нем как об отце, супруге? Найдите  подтверждающие мысли в тексте документа. 3) Докажите на основе текста документа, что Борис Годунов готовил своего сына к самодержавной  власти, т. е. воспитывал в нем монарха. 4) Как представленный документ отражает личностные качества Бориса Годунова? 7. Внимательно прочитайте исторические точки зрения о Борисе Годунове и ответьте на вопросы. ...Н. М. Карамзин, например, считал, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы родился на троне... А. С. Пушкин видел истоки трагедии Годунова не в том, что он не был законным самодержцем, а в том, что народ отвернулся от I одунова, не простив ему отмены старинного Юрьева дня. ...Начиная с В. Н. Татищева немало историков считали Годунова творцом крепостного режима. ...А вот В. О. Ключевский считал это мифом, обвинения Годунова в кровавых преступлениях отмечал как клевету, яркими красками рисовал он портрет человека, наделенного умом и талантом, но всегда подозреваемого в двуличии, коварстве и бессердечии. Загадочная смесь добра и зла ­ таким виделся ему Борис. ...В комментариях и летописных фрагментах вы прочитаете о вкладе Годунова в строительство по России и в Москве (и колокольню Ивана Великого в Кремле надстроил; 1584 г. ­ начал восстанавливать города на юге, порушенные крымчанами, в 1587 г. ­начал Белый город в Москве, 1595 г. ­ отстраивал Смоленск), в проведение ряда интереснейших инженерных работ, в том числе водопровода в Москве, плотины на Волхове с грандиозной водяной  мельницей, литье знаменитой царь­пушки, что до сих пор стоит в Кремле. Как сказано в летописи, «и совершены многочисленные другие дела и украшения». Был он человеком для своего времени хорошо образованным. Детям своим, как говорится, образование дал, но ­ важно, что не только своим. ...Н. М. Карамзин пишет: «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерения завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам». (Карамзин, Н. М. Предания веков. М., 1987. С. 693.) (Бушуев, С. В., Миронов, Г. Е. История государства российского. Историко­библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991. С. 289­290.) В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1) Какую характеристику дает Б. Годунову историк Н. М. Карамзин? 2) В чем А. С. Пушкин видел истоки трагедии Б. Годунова? 3) Можно ли согласиться с точкой зрения В. Н. Татищева? Свой ответ аргументируйте. 4) Каким видел Бориса Годунова историк В. О. Ключевский? Приведите пример из документа, где об этом  сказано. 5) Прочитайте, что сказано о вкладе Б. Годунова в строительство по России и в частности в Москве. 6) Как относился Б. Годунов к просвещению, образованию? Подтвердите свой ответ строками из документа. 7) Мнение какого историка вы считаете наиболее верным? Ответ обоснуйте.

Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)

Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)

Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)

Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)

Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)

Исторический источник и задания по Б. Годунову (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019