История ИВАН 3
Оценка 5

История ИВАН 3

Оценка 5
Работа в классе
docx
история +1
1 кл—4 кл
10.03.2024
История ИВАН 3
История. Иван 3.14.02.23.docx

Конспект учебного занятия

       по окружающему миру

       в 4«В» классе

Тема: «Иван Третий»

студентки 304 группы

Путятовой Ангелины Евгеньевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок будет выдан: 14.02.2023

МБОУ Лицей №200

Учитель: Гарбузова Светлана Николаевна

Методист: Павлова Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2023


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Путятова Ангелина Евгеньевна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 «В».

Тема урока: «Иван Третий».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Иван Третий».

Задачи

Планируемые результаты

Дидактические:

формировать представление о правление Ивана III (конец XV в.), об образование независимого единого Российского государства, об освобождение Руси от владычества Золотой Орды, значение этого события в истории;
Формировать представление о понятиях и терминах «государь всея Руси», «Боярская дума»,

Предметные:

уч-ся научатся: объяснять понятия и термины «государь всея Руси», «Боярская дума»;

описывать облик Москвы при Иване III, называть памятники архитектуры и истории Московского Кремля;

Уч-ся получат возможность научиться: рассказывать об освобождение Руси от владычества Золотой Орды, понимать значение этого события в истории России; устанавливать последовательность событий; соотносить годы, события ,имена исторических деятелей.

 

 

Развивающие:

 

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

 

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий; строить

логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей; устанавливать аналогии; осуществлять обобщение изученного, анализ

объектов с выявлением существенных и несущественных

признаков.

3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёра.

 

Метапредметные:

1.Регулятивные: Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять самооценку деятельности.

 

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

 - Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

3.Коммуникативные: Учащиеся научатся:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению;

- владеть диалогической речью;

Воспитательные:

-осознавать историческое единство судеб народов России;

-уважать трудовые и героические подвиги предков освободивших страну от чужеземных захватчиков;

-поднимать важность изучения истории для приобщения к духовным ценностям культуре многонационального народа России;

-осознавать,что только в единстве многонационального народа России - сила и безопасность нашего государства.

 

Личностные:

-у учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Иван Третий»;

-осознавать историческое единство судеб народов России;

-уважать трудовые и героические подвиги предков, освободивших страну от чужеземных захватчиков;

-понимать важность изучения истории для приобщения к духовным ценностям и культуре многонационального народа России.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник по окружающему миру УМК «Школа России», рабочая тетрадь, лист историка, лист контроля, smart-доска, проектор, компьютер, колонки.

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока.

Структура урока

 

 Методы и

Приемы работы

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

мета предметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности

Словесный   

 (беседа)

 

(Слайд 1)

- Здравствуйте, меня зовут Ангелина Евгеньевна, урок окружающего мира у вас проведу я.

- Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник и лист историка и лист контроля, который понадобится нам позже.

(Слайд 2)

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

 

Приветствуют учителя.

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

Предполагают, отвечают.

 

К: Владеть диалогической речью.

 

 

 

К:слушать и понимать речь других;

 

Интерес к изучению темы: «Иван Третий»

 

 

 

 

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)

 

Практический

(Слайд 3)

Ребята, Вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Вы рассматривали эту тему на прошлом уроке. Сейчас мы выполним тестовую работу. Каждый выполняет самостоятельно!

Давайте проверим.

(Слайд 4)

1.Дмитрий Донской был:

А) внуком Ивана Калиты

Б) сыном Ивана Калиты

В) правнуком Ивана Калиты

(Слайд 5)

2.Куликовская битва произошла на реке:

А) Дон

Б) Волге

В) Днепре

(Слайд 6)

3.Князь Дмитрий Донской сражался с войсками:

А) Чингисхана

Б) Батыя

В) Мамая

(Слайд 7)

4.Богатырь Пересвет был:

А) военным

Б) монахом

В) князем

(Слайд 8)

5.Из предложенных выберите дату Куликовской битвы

А)1240

Б)1242

В)1380

(Слайд 9)

Ребята, подпишите тесты и передайте на первые парты.

(Слайд 10)

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой Орде.

По окончании правления Дмитрия Донского Русь все еще оставалась разрозненным государством, находящимся под гнетом Орды.

 

 

Выполняют тест самостоятельно.

 

Проверяют.

 

 

 

 

 

 

3.Выявления места и причины затруднения.

Словесный (беседа)

 

 

 

Практический.

Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления следующего московского князя. (Слайд 11)

А теперь решите кроссворд (Слайд 12)

Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде.(Слайд 13)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва?(Слайд 14)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году?(Слайд 15)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Слайд 16)

Какое слово у нас получилось выделенным? Что мы поставим в последнюю клеточку?(Слайд 17)

Ребята, теперь вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

Верно у нас получилось Иван III.

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?(Слайд 18)

Слушают.

 

 

 

 

Отвечают:

 

Дмитрий

 

 

Куликово

 

 

Мамай

 

Дон

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван III

 

 

 

 

К:слушать и понимать речь других;

 

 

 

К: Владеть диалогической речью.

 

 

у учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Иван третий»

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный (беседа)

 

 

Предположите, что мы будем делать на уроке по данной теме. Какие цели перед собой поставим?(Слайд 19)

 

 

 

 

Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим.

 


Наши задачи на урок перепутались, Давайте их поставим в нужный порядок: (Слайд 20)

1. Осознать важность обретения Русью независимости.

2.Узнать о том, что он сделал для государства и какие изменения произошли.

3.Изучить биографию Ивана Третьего.

(Слайд 21)

Цель урока:

Познакомиться с личностью Ивана Третьего, его политикой, освобождением Руси от Монголо-татарского ига.

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

Задачи урока:

1.Изучить биографию Ивана Третьего.

2.Узнать о том, что он сделал для государства и какие изменения произошли.

3. Осознать важность обретения Русью независимости.

 

 

 

К:слушать и понимать речь других;

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 

5.Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)

(Слайд 22)

Иван Третий был очень осторожным и расчетливым человеком. Будучи еще мальчиком, Иван уже принимал активное участие в управлении княжеством. Его отец, князь Василий, был ослеплен врагами, и его «глазами» стал сын. Мальчик от природы был наблюдательный. Слепой отец сделал его соправителем и еще при жизни дал ему титул великого князя. А к 17 годам Иван стал воеводой.

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, со звонким голосом. Править он начал в 23 года. Держался гордо, даже величественно, отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

(Слайд 23)

Иван III поставил себе цель: объединить и усилить Московское княжество, добиться независимости от Орды, а Москву сделать одной из красивейших столиц Европы. Самой крупной территорией Руси, оставшейся независимой от власти Московского княжества, было Новгородское княжество. Жизнь в Новгороде была устроена таким образом, что все главные вопросы по управлению решало народное собрание, новгородское вече. На нем из бояр выбирали посадника (от слова посадить), которому новгородцы доверяли решать важные дела. А князя приглашали из других земель для военной защиты.

Новгородцы считали себя свободными и независимыми,

(Слайд 24) поэтому добровольно присоединиться к Московскому княжеству не хотели.

Тогда Иван III собрался в военный поход на Новгород и присоединил его.  Так закончилась независимость Новгорода.

(Слайд 25) Из города был вывезен вечевой колокол — символ независимости - в Москву. По легенде, обиделся могучий новгородец-колокол: не хотелось ему покидать родной город, ударился оземь и разбился на множество маленьких колокольчиков.

(Слайд 26) Ребята, а как вы думаете, что мешало окончательному объединению русских земель?

Под каким гнетом находилась Русь? Верно.

Хан же с большой Орды по-прежнему считал, что русские должны были платить ему дань и прислал к Ивану Третьему своих послов.

 

(Слайд 27)- Ребята, Иван Третий за годы своего правления продолжал собирать русские земли в одно большое русское государство. Некоторые земли он присоединял мирным путем, другие военным. Так были присоединены к Московскому княжеству: Ярославские, Тверские, Вятские, Рязанские, Псковские, Черниговские и Смоленские земли. Образовалось крупнейшее в Европе государство, которое стало именоваться Россией, а Москва окончательно становится его столицей.  Иван 3 теперь стал называть себя Государем всея Руси.

- А как вы думаете, на пользу ли было объединение русских земель?

- Иван Третий сделал многое для нашего государства.

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

монголо-татарское иго

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся получат возможность научиться: рассказывать об освобождение Руси от владычества Золотой Орды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-уважать трудовые и героические подвиги предков освободивших страну от чужеземных захватчиков;

 

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

 

 

 

К:слушать и понимать речь других;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-осознавать,что только в единстве многонационального народа России - сила и безопасность нашего государства.

 

6.первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический

 

 

Давайте вспомним, без чего не может обойтись ни одно государство?

(Слайд 28)И, действительно, женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван Васильевич стал пользоваться и его двуглавым орлом — гербом Византийской империи. Так в России впервые появился свой герб. Посмотрите на слайд. Орел в то время был изображен с закрытым клювом.
(Слайд 29)

Государь решил, что нужно перестроить Кремль и украсить столицу.
- Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

 

- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?

- Для чего они возводились?

 

Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. И с каждой башней Кремля связана интересная история.

Кремль – удивительный памятник истории и культуры, пленяющий вечной красотой и хранящий память о далеком прошлом.

Давайте с вами сейчас посмотрим видео.

Просмотр ролика «Московский кремль. История основания и строительства. Док.фильм» (0:10-1:48)

 (Слайд 31)

 Откройте страницу 30 в рабочей тетради, обратите внимание на задание.( слайд 33-36)

Без государственной символики.

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

Для защиты центра города от неприятеля.

20 башен.

Каждая башня имела определенную функцию

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео.

 

 

 

 

 

Смотрят видео.

 

 

Выполняют задания.

Проверяют с учителем.

 

 

К: Владеть диалогической речью.

 

К:слушать и понимать речь других;

 

 

осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

Уч-ся научатся: объяснять понятия и термины «государь всея Руси», «Боярская дума»;

 

 

7. самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический

 Сейчас я вам выдам текст, вы должны его прочитать,и ответить на вопросы к нему.(Слайд 37)

 

Текст для самостоятельного чтения.

Иван III отказался платить дань Золотой Орде. Когда прибыли к нему за данью послы от хана Ахмата, он на глазах у всех растоптал ханскую грамоту — басму и сказал: «Ступайте и объясните хану, что случилось с его басмой. То же будет и с ним самим, если он не оставит нас в покое!».

Разгневанный Ахмат послал на Русь свои войска. Сошлись они с русскими в 1480 году на реке Угре. Несколько дней простояли войска друг против друга, но так и не рискнул хан начать сражение. Поглядел на русских ратников, повернулся и ушел восвояси. И считается этот год концом зависимости Руси от Золотой Орды.

Вопросы:(Слайд 38)

1. Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?

 

2. Где произошла встреча русских и татарских сил?

3. Почему это событие получило название “стояние на Угре”?

 

4. Чем оно закончилось?

5. Какое значение это событие имело для Руси?

Иван III умер в 1505 г. на 67-м году жизни после 44 лет правления.

(Слайд 32)

Как вы думаете, какими качествами обладал этот правитель? Каким он был?

 

Слушают.

 

 

 

 

 

Читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Потому что Иван Третий отказался платить дань.

 

2.На реке Угре.

3.Потому что событие происходило на реке, которая называлась Угра и битва так и не началась.

4.Монголо-татары отступили.

 

5.Русь стала независимой.

 

 

 

 

 

 

Целеустремленным, умным, заботящимся о своей стране и т.д.

 

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

 

У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

8.включение нового знания в систему знаний.

Словесный (беседа)

 

 

Практический

 

(Слайд 39) Я приготовила для вас викторину. Вы получаете вопрос. Кто знает ответ поднимает руку, ни в коем случае не выкрикивать. Все поняли задание? Тогда начинаем!

Итак, вопросы:

1.     В каком году Русь избавилась от зависимости?(Слайд 40)

2.     Кто тогда правил на Руси?(Слайд 41)

3. Что произошло на реке Угре?(Слайд 42)

4. Какое значение это имело для истории?(Слайд 43)

5. Какие изменения произошли в Москве?(Слайд 44)

6.  Какие оборонительные сооружения имел Кремль?(Слайд 45)

-Молодцы! На все вопросы ответили!

 

 

 

 

 

 

1. 1480

 

2.Иван Третий

 

3.Стояние ,монголо-татары отступили

4. Русь избавилась от зависимости, стала независимым государством.

5. Преобразил кремль

6. Мост, выкопаны рвы, колокола.

 

 

 

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

 

К: Владеть диалогической речью.

 

 

 

У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним.
Достигли ли мы с вами поставленной цели?

(Слайд 46)- Я раздам вам карточки, а вам нужно дополнить предложения.

Ребята, кто хочет поделиться тем, что написал?

Давайте запишем домашнее задание: стр. … учебника читать, отвечать на вопросы.

Спасибо за урок, до свидания!

 

Отвечают.

Заполняют карточки.

Отвечают.

 

 

Р:принимать и сохранять учебную задачу.

 

Р:осуществлять самооценку деятельности.

 

 


 

Конспект учебного занятия по окружающему миру в 4«В» классе

Конспект учебного занятия по окружающему миру в 4«В» классе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

Развивающие: 1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями…

Развивающие: 1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями…

Характеристика этапов урока.

Характеристика этапов урока.

А) внуком Ивана Калиты Б) сыном

А) внуком Ивана Калиты Б) сыном

Слайд 9) Ребята, подпишите тесты и передайте на первые парты

Слайд 9) Ребята, подпишите тесты и передайте на первые парты

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, со звонким голосом

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, со звонким голосом

Под каким гнетом находилась Русь?

Под каким гнетом находилась Русь?

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Практический Сейчас я вам выдам текст, вы должны его прочитать,и ответить на вопросы к нему

Практический Сейчас я вам выдам текст, вы должны его прочитать,и ответить на вопросы к нему

Как вы думаете, какими качествами обладал этот правитель?

Как вы думаете, какими качествами обладал этот правитель?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024