Тема урока: «Когда появилась одежда?»
Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, военная); учить внимательно относиться к своей одежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как проводим мы его не одни, а в присутствии гостей, и не в своём кабинете, а в кабинете – музее. Кто подскажет мне, что такое музей? Какие бывают музеи? Зачем они нужны? – Ребята, выберите себе смайлик по вашему настроению и положите его на парту.
2. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки:
Если день стоит погожий,
Он не выйдет из прихожей.
Если дождик моросит,
Он на улицу бежит. (Плащ.)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба.)
Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый - целых пять! (Перчатки.)
-Назовите эти предметы - отгадки одним словом. (Одежда.)
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Об одежде.)
- Прочитайте на листочках, что лежат перед вами на парте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
3. Работа по теме урока.
- Муравьишка ( наш помощник) принёс к нам в класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нём одежда? (Пелёнки, одеяльца)
- Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (Учитель разворачивает куклу, на ней ползунки.)
-Малыш растёт не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна?
Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
- Выскажите предположение о том, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана. (Из шкур, потому что ещё не было ткани.)
-Найдите этих людей на стене.
- Прошло много времени и люди научились изготавливать что? (Ткани.)
- Ребята, кто подскажет, из чего делали ткань на Руси много лет назад? (Из растения лён.)
- Отгадайте загадки и скажите, в какой одежде ходили наши предки - ваши прабабушки и прадедушки:
Один вход,
Три выхода. (Рубашка.)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Штаны.)
- Посмотрите, какая замечательная рубашка хранится в нашем музее.
- А сейчас послушайте, что делали люди, чтобы получить такую рубашку.
Сохой (показать) пахали землю. Затем горстями разбрасывали по полю
маленькие блестящие зёрна – это семена льна. ( Презентация). Недели через две показывалась зелёная травка. Ещё через несколько недель травка подрастала и на ней появлялись голубые цветочки. (Гербарий 1). Когда цветочки опадали, то на их месте показывались зелёные головки. Когда головки темнели и подсыхали, лён дёргали с корнем, навязывали снопы и ставили на поле просохнуть. (Презентация). Лён просыхал, у него срезали головки, а потом в речке топили пучки и ещё камнем сверху наваливали, чтоб не всплыл. (Презентация). Через две недели лён вынимали из речки, просушивали, мяли (Гербарий 2) и колотили по нему трепалом – это специальная доска с зубцами (Гербарий 3). Вытрепавши, лён чесали железным гребнем, пока он не сделается мягким и шелковистым (Гербарий 4). Долгими зимними вечерами из пряжи (Гербарий 5) пряли нитки (Гербарий 6). Прошла зима, весна и лето. Настала осень. На специальном станке из нитей получали холст (Гербарий 7). Готовый холст на морозе морозили, по снегу расстилали; а весной расстилали по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Делался холст из серого белым (Гербарий 8). Вот теперь можно шить одежду (Презентация)
- По праздникам одевались в нарядные костюмы (Показать).
- Как раньше ухаживали люди за своей одеждой? Как стирали, чем гладили? (Показать). Может быть кто из вас сможет это показать?
- Как мы в наше время следим за своей одеждой? А зачем нужно это делать?
4 Работа по учебнику. Работа в тетради.
5 Рефлексия.
- Понравился вам урок? Какое сейчас у вас настроение? (Дети ещё раз берут смайлики, сравнивают их с теми, что уже лежат на парте, делают вывод).
6 Подведение итогов.
- Что узнали нового на уроке?
- Нужно ли посещать музеи? Для чего?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.