История репрессии одной семьи
Оценка 5

История репрессии одной семьи

Оценка 5
docx
02.01.2020
История репрессии одной семьи
история репрессии.docx

Жихарева (Звягинцева) Лидия Андреевна родилась 16 марта 1950 года. В 1957 году пошла в первый класс. Училась в Уруссинской средней школе. Закончила 11 классов, но летом в 8 классе начала работать, потом так и продолжила работать до конца 11 класса, училась параллельно в вечернее время. Профессиональное образование не получала, на работу устроила мама.  Исправляла тексты, чтобы они были правильными (хорошо владела русским языком и литературой). Также работала на машине, была старшим оператором. В 1974 году переехала в Нижнекамск, пошла работать на Шинный завод, работала в 1 цехе аппаратчицей, потом на водоснабжении. После 10 лет работы выработала вредность, ушла работать на другой цех. Общий стаж работы составляет 45 лет.

 

 

Из истории семьи

 

 

 

 

 

 

Фото 1. Семья Винс 
Крайний слева во втором ряду: Давид Винс

Фото 2. Давид Винс

 

На этой семейной фотографии, сделанной в 1890 году, главная фигура нашей семьи  - мой дед, Давид Винс, чьи корни начинаются в Голландии. В центре фотографии наша родственница -  баронесса. Моя семья в XIX веке относилась к дворянскому обществу. Фотография  сделана в Крыму, а если точнее, то в Запорожской области.

Семья мамы Звягинцевой (Винс) Марии Давидовны

Фото 3. Семья мамы
Слева направо: Юстина, Елена, Лидия, Агата
Второй справа во втором ряду: старший брат Герхард
Вот еще одна наша семейная фотография. На руках бабушки сидит моя мама (из 9-ти детей она -  младшая). Это была фотография на паспорт, который помог бы им выехать в Америку. Но в 1927 году семья не выехала за границу, так как у Агаты обнаружили трахому  глаза. Поэтому их не выпустили из страны.  Самый старший брат Герхард эмигрировавший по Черному морю в Европу перед войной, потом жил в Парагвае. Только во время послевоенного освобождения домов брат поехал в Германию.  Старшая сестра Лена обшивала всю семью. У нее имелась машинка Singer, она выписывала журнал «Бурда». Лена родилась в 1913 году, а умерла в 2014, не дожив 5 месяцев до столетия. Вторая сестра мамы Юстина готовила на для всех. Блюда были самые разные, досыта кормили всю семью. А это девочка Агата. Она всегда обижалась, потому что ее заставляли заниматься уборкой.  Самой маленькой была моя мама, она рассказывала истории про то, как всегда была на подхвате то тут, то там.  Давид, мой дед,  работал в сельсовете и был очень грамотным.  Все Фото 4. Дом в Крымумальчики работали в поле, выращивали овощные культуры, поэтому семья всегда была в достатке. Жили они в  огромном доме из кирпича,  который обставили  мебелью личного производства. Во время прихода большевиков их мебель была растаскана в большевицкий красный уголок.

 Счастье длилось не долго, и семья распалась: мать сделали нищей, детей заставили отказаться от матери, иначе ее расстреляли бы, и она была вынуждена пойти по свету. Моя мама всегда говорила мне, что если сидят нищие, то всегда подавай и никогда не жалела денег на это. Она знала, что ее мать была из обеспеченной  семьи, а стала нищенкой. Это было перед войной. Их грабили махновцы и другие банды, а также большевики.

Судьба мальчиков, братьев мамы, в Великую Отечественную войну сложилась не очень хорошо: Герхард эмигрировал, Герман остался в Крымской области, а остальных забрали в трудовую армию, где они пропали. До сих пор мы ничего не знаем об их дальнейшей судьбе. Германа посадили на 10 лет.

Репрессирование мамы Марии Давидовны Звягинцевой (Винс)

Моя мама  Мария  родилась 15 июня 1921 года. Она закончила педагогическое училище в Симферополе и работала учительницей немецкого языка. Во время подхода фашистов к Крыму, ее хотели выселить, но никакой связи с фашистами она не имела. Ей было  тогда 20 лет. Её отправили в Казахстан, Акмолискую область, сначала туда ссылали. Везли арестованных по морю, кормили селёдкой, из-за отсутствия пресной воды их поили морской водой. Мама очень сильно распухла, хотя по натуре была стройная. Их отправили в город Шевченко и сказали, что оттуда обратной дороги им просто не видать. Там была одна женщина, которая сказала: «Мария, отправляют людей в Татарскую АССР, надо здоровых женщин. Ты, пока распухла, похожа на здоровую. Поедешь в Татарскую АССР?». Моя мама сразу сказала, что поедет хоть куда, ибо оставаться там у нее больше не было сил. Привезли их на пароходе, по Каспийскому морю, затем по  Волге, по Каме в поселок Уруссу. Поселили маму в одну татарскую семью. Они подружились, семья была очень хорошая, добрая, приветливая.

Когда туда приехала мама, т.к. она была с образованием, ее сразу поставили работать табельщицей. Женщины рыли котлованы для постройки Уруссинской ГРЭС.

Фото 5. Уруссинская ГРЭСПомимо русского, мама владела еще и немецким, и украинским языками, в ТАССР  начала изучать татарский язык.  Она была немкой, но у нее не было ни единого акцента в русском языке, и она даже не говорила никому, что она немка, и многие люди не знали. Она очень сильно скрывала свою тайну, боялась, чтобы дети не пострадали из-за её нации, потому что она в свое время сама пострадала. Ей пришлось разорвать все свои связи с прошлым. Она даже никогда не общалась с братом, который был в Германии.

Жизнь отца Звягинцева Андрея Васильевич

Звягинцев Андрей  родился в городе Белгород. Во время Великой Отечественной войны,  в ходе  Курской битвы, вся его деревня попала в плен. Он оказался в концлагерь на Средиземноморье, но сбежал оттуда с другом. Из-за плена был объявлен врагом народа. Когда в поселке Уруссу открыли Октябрьскую контору «Башнефть»,  папа там работал заместителем главного бухгалтера. У него было среднее специальное образование. Его поставили сопровождать в поселке Уруссу женщин на работу. Папа умер в 59 лет. Справки о реабилитации нет.

 

Жизнь в Уруссу

Мама с папой познакомились в поселке Уруссу. Семья всегда была в достатке, ведь Мама была «хватучая» и сразу брала землю, которую дают, чтобы посадить картошку и фасоль. В моем детстве самое лучшее – это моя семья. Воспоминания о родителях самые дорогие.  

У Уруссу жили представители  многих национальностей:  грузины, молдаване, болгары, греки и так далее. Посёлок образовался из сосланных, но не смотря  ни на что, очень культурный был народ. 

Многие наши родственники переехали в Германию, кроме нашей семьи. Они живут в районе города Баден-Бадена. Мама сказала, что из Татарстана никогда не уедет.

 

 

Фото 6. Отец, мать, два брата и Лидия Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Приложение № 1. Архивная справка (копия)  о реабилитации Звягинцевой (Винс) Марии Давыдовны

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2. Архивная справка
Фото 8. Лидия Андреевна с отцом Андреем Васильевичем и матерью Марией Давыдовной   Фото 7. Мария ДавыдовнаПриложение № 3. Из семейного фотоальбома

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи

История репрессии одной семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2020