Искусство XIX века: от романтизма к реализмуПервая треть XIX в.: золотой век «русской культуры»
Отечественная война 1812 г.
Восстание декабристов 1825 г.
- подъем национального самосознания;
- культурный и духовный подъем
- наука (биология, медицина, география, астрономия),
- образование (приходские училища, гимназии, лицеи, университеты)
литература Пушкинской эпохи
архитектура
скульптура
живопись
Художественные стили XIX в.
Ампир (фр. империя) – поздний вариант классицизма, высокий классицизм. В архитектуре, скульптуре при Александре I.
Академизм – направление в живописи, основанное на следование внешним формам классического искусства. Характерны возвышенная тематика (античный миф, евангельские сюжеты), торжественность, аллегоризм, многофигурность в живописи.
Романтизм – направление в искусстве к. XVIII первой половины XIX в. Утверждает самоценность духовно-творческой жизни, мира чувств и страстей личности. В живописи и литературе при Александре I и Николае I.
Реализм – художественное направление в искусстве, в основе которого лежит принцип изображения «жизни как она есть», вторая треть XIX в. В литературе, живописи.
Императоры и художники XIX - нач. XX вв.
Александр I (1801- 1825) | художники: Боровиковский Вл., Кипренский О., Тропинин Вас., Венецианов Ал. |
Николай I (1825-1855) | Брюллов К. скульптор Клодт П., Орловский Б. |
Александр II (1855-1881) | Передвижники: Крамской И., Перов В., Саврасов, Суриков В., Поленов, |
Критический реализм в искусстве 60-х годов
- эпоха реформ – «Манифест об отмене крепостного права Александра II»;
- роль литературы, политическая публицистика;
- кризис системы академического образования, уступки - развитие бытового жанра и историческая картина на сюжеты из русской истории;
- живопись 60-х – новая тематика, люди простого сословия:
крестьяне, солдаты, дворники, купцы шли на смену монархам
и героям в римских тогах;
Крупнейший московский художник 60-х – Василий Перов (1834-1882)
(Московское училище живописи ваяния и зодчества)
Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в.ПЕРЕДВИЖНИКИ
Товарищества передвижных художественных выставок (1870 г.) – независимое объединение Петербургских и Московских художников.
Основатели – Мясоедов Гр. (Москва), Крамской И. (С. Петербург)
Цели:
изображать жизнь такой как она есть, демократизация искусства,
самостоятельный заработок, интерес к темам русской истории (Суриков В., Репин И.), к образам родной природы (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан).
ВОПРОС
1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке.
«Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы … с предложением петербургским художникам примкнуть к … Товариществу.
Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей – Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других – Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вёл он в Петербурге все дела Товарищества.
В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».
Ответ: Речь идет о художниках-передвижниках.
2. Кто из перечисленных художников был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок? - Крамской И.
Исторические пейзажиИ. Левитана
«Владимирка», 1892 г.
«Постойте, сказал Левитан, -
да ведь это Владимирка,
та самая Владимирка,
по которой когда-то,
звякая кандалами,
прошло в Сибирь столько
несчастного люда».
Первое впечатление было
мгновенным и
очень сильным. Сюжет так полонил художника,
что он работал с полным
напряжением сил и
окончил этюд "Владимирки"
в несколько
сеансов.
ВОПРОС
1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?
А) Малевич К.
Б) Ге Н.
В) Перов В.
Г) М. Шагал
Д) И. Никитин
Е) И. Крамской
2.Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?
классицизм
Романтизм
Академизм
передвижники
ВОПРОС
1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.
«<Он> приехал неожиданно… Помню, как сейчас, стук в дверь, мое "войдите". На пороге показалась столь знакомая нам, художникам, фигура<коллекционера>… Он прямо приступил к делу, к осмотру картины… Смотрел "Пустынника" долго, сидя, стоя, опять сидя, подходил, отходил, задавал несложные вопросы, делал замечания, всегда, кстати, умно, со знанием дела… И неожиданно, вставая, спросил, не могу ли я уступить вещь для галереи. – О, Боже мой, могу ли уступить?! – Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею <в Москве>, а моей – тем более: ведь мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я "готовый художник", пока моей картины не будет в галерее. А тут – "Могу ли я уступить?"» О мецентате П. Третьякове.
Одно из первых наглядных пособий по истории
50 иллюстраций
на значимые события в русской истории
Художники серебряного века –братья Васнецовы, И. Билибин, В. Серов, А. Бенуа, Добужинский и др.
с1908 по 1913 г.
Искусство рубежа XIX -XX вв. Серебряный век
Поиски новых средств выразительности,
отказ от реализма, условность, стилизация, декоративность.
Стилистика:
модерн в изобразительных видах – архитектуре,
скульптуре, живописи
символизм – в литературе и живописи
футуризм – в литературе и живописи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.