История зарубежного искусства. XVIII век
Эпоха Просвещения
— эпоха религиозного упадка европейского общества, отказ от религиозного миропонимания XVII—XVIII веков, основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.
Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.
В его основе лежат принципы рационалистической философии => художественное произведение классицизма – как плод разума и логики, торжествующий над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.
Архитектура классицизма
Характерные черты: логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения
Франсуа Мансар (1598 - 1666), французский архитектор, который считается не только крупнейшим мастером элегантного и сдержанного французского барокко, но и зачинателем традиций классицизма во Франции.
В своих работах Мансар стремился придать объёмно-пространственной композиции здания предельную чёткость и лаконичность
Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции покатую крышу, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»).
Клод Перро (1613 - 1688), французский архитектор. Среди архитектурных произведений П. наиболее значительны его работы в Лувре.
Парадный восточный фасад Лувра (1667—74), композиция которого подчинена строгому, крупномасштабному ритму парных коринфских колонн, полон ясного величия и благородства.
Лувр в Париже. Франция. 1667—74. Восточный фасад
Со 2-й половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко
Жюль Ардуэн-Мансар (1646 - 1708), французский архитектор. Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара. Член Академии архитектуры (с 1675). С 1678 руководил работами в Версале
Большой Трианон в Версале
Андре Ленотр (1613 - 1700), французский садовод (ландшафтный архитектор), с 1645 — придворный садовод Людовика XIV, с 1657 — генеральный контролер строительства. Автор парка в Версальском дворце
Парк в Версальском дворце
Живопись классицизма
Основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет, который четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие и низкие. Каждый жанр имеет строго определённые признаки. Смешивание жанров не допускается.
Основные жанры: библейский и мифологический
Никола Пуссен (1594-1665) - французский живописец и рисовальщик. Учился у французских художников; с 1624 жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой
Художники века Просвещения:
С 1650-х годов Пуссен обращается к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности
«Отдых на пути в Египет», 1658
Клод Лоррен
(1600 -1682) - французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. В его торжественных композициях «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.
Жак Луи Давид (1748–1825), французский живописец. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры, изучал античное искусство в Риме.
В 1780–1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером революционного классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного
воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели
Для произведений Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории
«Смерть Сократа», 1787
Скульптура
эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости.
Анто́нио Кано́ва
(1757, 1822) — итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.