История физической культуры

  • Занимательные материалы
  • rtf
  • 02.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физическая культура и спорт имеют свои истоки с 17 века, а современный спорт и физическая культура появились на переломе 19- 20 веков. Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный. его появление связано с развитием буржуазной городской культуры, и истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых досужных развлечениях.
Иконка файла материала istiria_fk.rtf
Содержание Содержание.....................................................................................................................................1 Введение..........................................................................................................................................2 1. Происхождение современного спорта и физической культуры.............................................5 2. Развитие физической культуры как социального фактора.....................................................7 3. Развитие физической культуры в России...............................................................................10 Заключение...................................................................................................................................15 Список литературы......................................................................................................................17 Введение...................................................................................................................3 1. Происхождение современного спорта и физической культуры......................5 2. Развитие физической культуры как социального фактора..............................7 3. Развитие физической культуры в России........................................................10 Заключение.............................................................................................................14 Список литературы................................................................................................162 Введение Одной   из   существенных   закономерностей   развития   отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является   приобретение   эволюционной   структуры   программного   материала, ориентированного   на   эмпирический   опыт   с   конкретным   определением условий, места и времени в аспекте социально­экономических отношений. Вместе   с   тем,   будучи   зависимой   от   практики,   ИФКиС   как   учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в подготовке   специалиста   ­   "Педагога   по   физической   культуре   и   спорту"   с конкретным   его   уровнем   знаний   в   аспекте   историко­гуманистического потенциала.1 В   контексте   становления   личности­педагога   ИФКиС   способствует осознанию личностной и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением, дидактикой.  Нам   сравнительно   легко   утверждать   "абсолютные   истины"   в исторических   событиях   с   высоты   100­летнего   юбилея   возрождения   Игр Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто активно не участвовал или с иронией отзывался о деятельности французского гуманиста­ пацифиста,   барона   Пьера   де   Кубертена,   в   том   числе   и   "первопроходцев" отечественного физкультурного образования. Давайте   будем   разбираться   и   попробуем   понять   тех,   кто   первым популяризовал физическую культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом поставим вопрос: что бы делал ты, я (мы ­ современники) тогда, в то время, на том   конкретном   этапе,   когда   Россия   не   принимала   участия   в   Играх 1 Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О физической  культуре и спорте" ­ долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.Олимпиад? Почему итоги физкультурного движения наши предшественники и современники оценивают по­разному? Почему так, а не иначе? 34 Указанная   проблема   обсуждалась   на   многих   научных   конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д.  Некоторые из них, в том числе международные ­ например, семинары в Варшаве   (Humanistyczne   wartosci   sportu,   1976;   Kulturowe   wartosci   sportu, 1981),   международный   конгресс   в   Хельсинки   (Sport   and   International Understanding, 1984), международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония,   (Sport   and   Humanism,   1988)   и   др.   ­   специально   были   посвящены данной проблеме.2  Наконец,   важно   учитывать   не   отдельные   факты,   касающиеся воздействия   спорта   на   человека   и   отношения   между   людьми,   а   все   их многообразие.   К   каким   же   выводам   приводит   такая   методология   анализа гуманистического значения спорта, его места в современной культуре?  2 Долуцкий И.И. Отечественная история. ­ М.: Мнемозина, 1994.5 1. Происхождение современного спорта и физической культуры То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем "современным спортом", имеет свои истоки в начале XXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе XIX­XX веков.3  Современный   спорт   возникает   несколько   иначе,   чем   античный.   Его появление   связано   с   развитием   буржуазной   городской   культуры,   и   истоки лежат   не   в   потребностях   физического   совершенствования   и   не   в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых возможностях досужного развлечения. Если атлетам древности покровительствовали боги и сами атлеты приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.  Л.   Кун   в   своей   книге   "Всеобщая   история   физической   культуры   и спорта"   отмечает,   что   наиболее   существенную   роль   в   возникновении   и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин "тренинг" вышел из скаковых   конюшен   и   первоначально   подразумевал   подготовку   лошадей   к соревнованиям.4  Конные   забеги   всегда   собирали   большое   количество   зрителей, заключавших   пари   и   делавших   ставки.   Азарт,   к   тому   же   искусственно подогреваемый,   весьма   часто   приводил   к   потасовкам,   которые   также привлекали   живой   интерес   публики   и   возбуждали   страсти.   Для урегулирования   стычек   были   составлены   определенные   правила, превратившие их в самостоятельный вид зрелищных состязаний.  3 Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994. 4 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. ­ М.: Радуга, 1982. ­ 11.6 На рубеже XVIII­XIX веков в Англии было уже несколько десятков боксерских   школ,   и   в   одной   из   них   брал   уроки   поэт   Байрон.   Бокс, развиваемый как искусство защиты, получил популярность, прежде всего как зрелище.  Скоро   бокс   стал   одним   из   самых   популярных   видов   спорта,   хотя   в Европе он распространялся медленно. Зато США он завоевал стремительно и главным   образом   благодаря   бизнесменам   и   менеджерам,   начавшим зарабатывать   на   этом   столь   подходящем   духу   и   стилю   американской вольницы   зрелище.   Бокс   стал   искусством   улицы,   бара   и   ринга.   Таковы предпосылки и обстоятельства возникновения бокса в его нынешнем виде.5  Но не менее четко обнаружилась и другая, противоположная, линия ­ возникновение   спорта   как   формы   досужной,   развлекательно­игровой, неутилитарной   деятельности.   Здесь   также   не   шла   речь   о   физическом совершенствовании и о ценности человеческой пластики, а лишь о приятном и   об   оздоровительном   воздействии полезном   времяпрепровождении, физической   активности.   Таково   содержание   аристократического   спорта   ­ клубов верховой езды, яхтенных и охотничьих клубов.  Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но к концу   XIX   в.   ставшую   определяющей   в   конституировании   спорта   в   его современном виде.  Имеется   в   виду,   во­первых,   объективная   социальная   потребность   в развитии   системы   физического   воспитания,   настоятельно   возникшая   в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и воспитания   в   область   общенационального   интереса,   а   во­вторых,   усвоение общественным   сознанием   гуманистических   идей,   взглядов   и   идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном человеке.  5 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. ­ М.: Радуга, 1982. ­ 11.7 Одной из самых важных и решающих причин быстрого развития спорта как   части   культуры   современного   общества   было   введение   физического воспитания в программы школьного образования. Пионерская заслуга в этом принадлежит   ректору   колледжа   Регби   Т.   Арнольду.   Суть   его   реформы школьного   воспитания   состояла   в   том,   чтобы   старшие   и   более   сильные подростки   были   не   глумливыми   тиранами   младших   и   слабых,   а   их покровителями и организаторами.  Арнольд   посчитал,   что   этого   возможно   достичь   посредством спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх и состязаниях, как правило, являются и лидерами молодежных групп, внутри которых обычно соблюдаются   дисциплина   и   определенные   правила   чести.   Отсюда   и   его педагогический принцип: через игру и спортивные состязания ­ к воспитанию и учебе.6  2. Развитие физической культуры как социального фактора В ряде регионов России в конце XIX и в начале ХХ в. возросла роль физической культуры как социального фактора, который символизирует для учащейся   молодежи   воспитательно­образовательные   традиции,   прославляя вечность жизни, чистоту помыслов, нетленность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например, в "Вестнике воспитания" в этом аспекте было опубликовано около 80 работ врачей­гуманистов Е.А. Покровского и Е.М. Дементьева по проблемам развития народных и подвижных игр.7 6 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. ­ М.: Радуга, 1982. ­ 11.  7 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. ­ М.: Просвещение. 1982.8 В   оригинальном   двухтомнике   "Руководство   по   физическому образованию детей школьного возраста" и других работах Лесгафта отражены и мотивационно­ценностная сфера физкультурного образования, адекватные способы поведения в профессиональной деятельности.  Лесгафт создал в год проведения I Олимпиады уникальную для этого времени   Высшую   женскую   школу   с   преподаванием   ИФКиС   на   принципах гуманизма,   органично   подводя   своих   учениц   к   глубоким   философским обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально важных ценностей. П.Ф. Лесгафт впервые в отечественной и мировой практике доказал, что уровень "Физического образования" детей школьного возраста неотделим от системы   образования   в   любом   обществе   и   ценностей   в   общественном сознании;   он   отмечал,   что   движущей   силой   социально­экономического   и технического   прогресса   является   наука,   и   рекомендовал   зарубежные командировки будущим ученым, учителям в лучшие вузы и образовательные школы.8 В работах А.Д. Бутовского (1838­1917), Г.А. Дюперрона (1877­1934) и других   также   рассматривалось   социально­гуманистическое   понимание физической культуры. Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике   и   опубликовал   более   60   работ,   в   которых   раскрывал   в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи.   Высоко   оценивая   роль   учебной   литературы   в   образовании, Бутовский   отмечал   в   своей   работе   "Новые   методы   в   воспитании" "книгоненавистничество",   принявшее   в   то   время   характер   известного направления в педагогике. К сожалению, это "направление" сохраняется по настоящее время. Один из членов­учредителей Международного олимпийского комитета, Бутовский, вышел из его состава в 1900 г., не добившись создания в России 8 Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. ­ М.:ФиС, 1951 и 1952.9 национального   олимпийского   комитета.9  Российского   императора,   как   и германского,   не   интересовали   возрождаемые   олимпийские   идеи.   Только   в марте   1911   года   был   основан   Российский   олимпийский   комитет, председателем которого стал В.И. Срезневский, ответственным секретарем ­   которого   считают   первым   спортивным   журналистом­ Дюперрон, международником. Необходимо   отметить,   что   научных   исследований   об   историко­ гуманистическом потенциале физической культуры и на 1­м, и на 2­м этапах развития ИФКиС как учебной дисциплины не было.  После русско­шведской выставки в 1909 году под девизом "Здоровый дух в здоровом теле" в зарубежной прессе были опубликованы отрицательные рецензии на экспонаты. Это способствовало тому, что после 1912 года не стали проводить смотры в "потешных" дружинах.  В целом же в период становления и первоначального развития ИФКиС как   учебной   дисциплины   материалы   об   Играх   Олимпиад   ни   в   одном   вузе России представлены не были. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не учились даже в начальной школе, а государство тратило на образование каждого жителя России в среднем 80 копеек в год (для сравнения ­ в США почти во всех штатах около 10 рублей).10 В   годы   Первой   мировой   и   гражданской   войн   "уровень   физического воспитания   подрастающего   поколения"   был   в   критическом   положении.   В исторической   литературе   недостаточно   представлены   проблемы   развития физического   воспитания   учащейся   молодежи   и   в   первые   годы   Советской власти. На эмпирическом уровне в ряде регионов России после Октября 1917 года   в   издательствах   "белых"   и   "красных"   популяризировались   основы научного   направления,   и   после   окончания   гражданской   войны   были 9 Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.­П., 1992. 10 Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.10 опубликованы   труды   специалистов   этнопедагогики   в   нетривиальных вневойсковых   и   допризывных   аспектах,   спортивно­игровых   и   военно­   Авторы   же   историко­ технических   видах   подготовки   молодежи. педагогических   исследований   развития   ИФКиС   недостаточно   внимания уделяли   эволюции   физического   воспитания   и   спорта   среди   учащейся молодежи. В   годы   гражданской   войны   и   в   20­е   годы   уровень   физической подготовленности   учащейся   молодежи   и  качество   знаний   о   физкультуре   в образовательных   учреждениях   были   на   низком   уровне.   В   программах   же всеобщего военного обучения и по физическому воспитанию различных типов общеобразовательных   школ   по   инициативе   А.В.   Луначарского,   Н.И. Подвойского,   Н.А.   Семашко   и   других   учебный   материал   практических занятий   дополнялся   основами   теоретических   знаний,   а   в   управленческих структурах создавались отделы воспитательной работы.  Правительство РСФСР 1­го декабря 1920 года утвердило Московский "инфизкульт" как высшее учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомздрава. С 1925/26 учебного года институт перешел на 4­летний срок обучения и в учебных планах ИФКиС стала самостоятельной дисциплиной. На последний   "исторический   факт"   не   "обращали   внимания"   авторы, исследовавшие "советское прошлое".11 3. Развитие физической культуры в России В 20­30­е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и   противоречивой.12  В   большой   степени   она   стала   определяться 11 Долуцкий И.И. Отечественная история. ­ М.: Мнемозина, 1994. 12 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. ­ М.: Просвещение. 1982.11 политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того, чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим, что для развития спорта это не всегда было плохо.  В СССР развитие физической культуры и спорта представляло одно из   Государственные   программы направлений   "культурной   революции". всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурных и спортивных организаций,   включение   физкультурно­спортивных   объектов   в   планы гражданского   строительства   в   первые   десятилетия   советской   власти позволили значительно поднять общий уровень физической культуры в стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.  В   сферу   физической   культуры   и   спорта   были   вовлечены   различные группы   населения:   промышленные   рабочие,   учащиеся,   женщины.   Это физкультурно­спортивное движение было любительским в самом лучшем и, может   быть,   точном   значении   этого   слова,   ибо   представляло   собой недосужные   и   развлекательные   занятия,   а   с   увлечением   и   энтузиазмом выполняемую жизненную программу.  Оптимистическое   мироощущение   первых   лет   революции   и пропагандируемый идеал свободного гармоничного человека нового общества спорт выражал так искренне и ярко, что и искусство открыло в нем свой новый   материал   и   нового   героя.   Достаточно   вспомнить   хотя   бы   такие произведения,   как   "Раздолье"   А.   Дейнеки,   "У   старта"   П.   Кузнецова, скульптурную группу "Футболисты" И. Чайкова, чтобы представить светлую атмосферу   тех   лет.   И   казалось,   что   поддержка   социалистического государства ­ самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития   спортивного   движения   для   достижения   общественного   идеала гармонично развитой личности. В это верили миллионы людей, возможно, и само   государство,   и   для   этой   веры   были   объективные   предпосылки.   К12 сожалению, в реальной истории оправдались далеко не все эти романтические надежды.13  В   промышленно   развитых   странах   мира   в  20­30­е  годы   отношение   к спорту   также   существенно   изменилось,   в   том   числе   и   со   стороны государственных   учреждений,   которые   прежде   едва   различали   его   в   поле своих   интересов   и   задач.   Спортивные   успехи   становились   показателем национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении статуса спорта сыграли получившие к этому времени невиданное развитие средства   массовой   информации.   Они   придали   спорту   ту   популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и материальным интересом и высокой социальной престижностью.  Но картина постепенно менялась. Огосударствление сферы физической культуры и спорта, приобретшее к 60­м гг. почти всеобщий характер, волей или   неволей   придавало   ей   другую   направленность   и   функциональность,   а именно ­ делало ее инструментом государства и государственной политики, которая,   к   сожалению,   далеко   не   всегда   соответствует   действительным интересам народа и гуманистическим идеалам.  Так,   жесткая   классовая   конфронтация   20­50­х   гг.   противопоставила "буржуазный" и "пролетарский" спорт, что в значительной мере ограничило возможности   спорта   как   явления   общечеловеческой   культуры,   а   в   нашей стране затормозило его развитие.  Ценности   физического   совершенства,   пластической   гармонии   как важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого потенциала   личности   в   этих   условиях   все   более   уступали   интересам политических   выигрышей,   чаще   всего   сиюминутных   и   весьма   эфемерных, которые можно было получить, используя формы спорта и его организации. Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты в политической игре. 13 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. ­ М.: Просвещение. 1982.13 Причем,   чем   большую   популярность   он   приобретал,   тем   большим авторитетом он пользовался в этой игре.  И еще одно важное следствие возникало из процесса огосударствления спорта ­ его бюрократизация.14  Управление как естественная и органичная деятельность спортивных обществ, союзов и движений, саморегулирующихся в интересах своих участников, постепенно превратилось в мощную "контору", управляющую   спортом   не   столько   в  интересах   его   собственного   развития, сколько в своих интересах, превратив спорт в питательную почву для таких интересов и, следовательно, начало эту почву иссушать и разрушать.  И   все   же   50­60­е   гг.   ­   это   время   взлета   и   расцвета   спорта,   почти всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей преобразовать человека и мир в целом в новые, более совершенные формы. Причины этой эйфории   были   вполне   уважительными,   и   мир   отдавался   ей   с   известным удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира, только что вышедшего из сокрушительных коллизий революций и мировых войн.   Это   были   годы   укрепляющегося   благосостояния   довольно   широких слоев населения, определенной уверенности в будущем, заметного увеличения досуга в бюджете времени средних социальных слоев и классов, а также годы быстрого развития индустрии развлечений и средств массовой информации, в первую очередь телевидения.  Особенно   важно,   что   спорт   в   60­е   гг.   создал   как   бы   некое   единое пространство культуры современного общества.  Возникла   и   стала   быстро   расширяться   сеть   международных соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно, верховенствующую роль играли олимпийские игры.  Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды выступали   как   представители   стран,   наций,   регионов,   как   выразители   и 14 Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. ­ М.: Просвещение. 1982.14 защитники их "спортивной чести" (появилось и такое понятие). То же самое можно сказать о клубах и громадной массе их болельщиков и приверженцев. Репрезентативность   стала   важнейшей   характеристикой   спорта   и существенным условием его развития. 15 15 Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.­Л., 1990.15 Заключение Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения ­ стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. ­ не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Для   примера   можно   указать   на   города,   бравшие   на   себя   миссию проведения   олимпийских   игр   или   других   крупных   международных соревнований. В культурной жизни середины века стали весьма заметны также спортивные   праздники,   манифестации,   парады   и   т.п.   Они   создали   и   свои особые   средства   выразительности.   Спорт   определенным   образом   вошел   в художественную культуру современности и в том плане, что стал оказывать существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том числе художественный.   Более   того,   сам   спорт   стал   областью   производства непосредственно художественных ценностей.  Большие   надежды   возлагались   на   спорт   и   в   плане   нравственного совершенствования   общества.   Конечно,   никто   не   ожидал   от   спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность   участников   соревнований,   бескорыстность   борьбы   и   ее благородные   правила   будут   все   в   большей   и   большей   мере   определять спортивные   отношения,   а   через   них   распространяться   в   качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная   победа   и   ее   творец   ­   рекордсмен   ­   воспринимались   в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают   нравственные   ценности   патриотизма,   верности   долгу   и   чести.16 Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт,   внедрить   их   средствами   воспитания.   Тем   самым,   предполагалось, 16 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. ­ М.: Радуга, 1982. ­ 11.16 будут   решены   многие   проблемы   социального,   этического   и   эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и   далеко   не   всегда   безуспешно,   что   несомненно,   следует   поставить   ей   в заслугу.  Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает   тенденции   к   потере   своих   функций,   к   исчезновению   из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое  место  и  оказались  весьма  значительными   в  своем  гуманистическом  и эстетическом содержании.  Современный   спорт   переживает   кризис   и   довольно   глубокий.   Но   в кризисном   состоянии   находятся   вся   современная   культура   и   цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие ­ и часто резкое   методов   деятельности   и ­   сложившихся   организационных   форм, представлений   о   сущности   и   роли   спорта   новым   социальным   структурам, новому   спектру   общественных   и   индивидуальных   потребностей,   новым стандартам жизни. В заключение отметим, что ретроспективный анализ собственного опыта в системе образования, целостного опыта работы ряда учебных заведений и консультации   с   ведущими   учеными   страны   позволили   переосмыслить эволюцию   научно­методических   основ   ИФКиС   как   учебной   дисциплины   и   которая представить   идею   культурно­гуманистической   доминанты, способствует   в   смысловом   стержне   самообучению,   саморазвитию   и самообразованию   в   социуме   "педагогический   вуз   ­   общеобразовательная школа" и усовершенствованию учебно­методического комплекса.17 Список литературы 1. Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.­П., 1902. 2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О  физической культуре и спорте" ­ долгую жизнь // Теория и практика  физической культуры, 1993, № 8. 3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.­Л., 1990. 4. Долуцкий И.И. Отечественная история. ­ М.: Мнемозина, 1994. 5. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. ­ М.:  Просвещение. 1982. 6. Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994. 7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. ­ М.: Радуга,  1982. ­ 11.  8. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. ­ М.:ФиС, 1951 и 1952. 9. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт. 4 и 5 ­ М.: ФиС, 1953 и 1954.

Посмотрите также