История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование народных традиций в подготовке подрастающего поколения к жизни сегодня приобретает особую актуальность, и в решении этой архиважной проблемы немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных поколениями народных масс. В течение многовековой истории малочисленные народы Севера создали уникальную народную педагогику.
Иконка файла материала Коренные малочисленные народы Дальнего Востока России .docx
Коренные малочисленные народы Дальнего Востока России проявляли большую любовь и привязанность к детям, заботились о них, и в каждой семье было сильно развито стремление продолжить свой род, а значит иметь много детей, особенно мальчиков как будущих кормильцев. Не случайно в народе говорится: "Где гусь не летал, гусенок полетает, где отец не бывал, сын побывает" (якутск.), "Сын памятник отцу" (нанайск.). Бездетность в семьях народов Севера считалась величайшим несчастьем, в таких случаях брали на воспитание чужих детей. Забота о ребенке, о его благополучии начиналась еще задолго до его рождения. В. Ф. Афанасьев отмечает, что в неписаных законах, житейских кодексах народной этики имеется ряд поучительных наставлений о том, что будущая мать должна вести спокойный образ жизни, избегать различных житейских неприятностей. А рождение ребенка считалось большим событием не только в семье, но и в жизни всего рода. С первых дней родители проявляли заботу о нем, обращали постоянное внимание на закаливание младенца. Воспитание детей в семьях в районах Севера осуществлялось с учетом природно-климатических условий этого края. Взрослые всеми способами стремились показать детям образец хорошего поведения как в быту, так я в процессе практической деятельности, чтобы формировать у подрастающего поколения высокую нравственность. "Общесибирские представления о нравственности, красоте, об уме, – пишет В. Ф. Афанасьев, – веками складывались из суммы представлений многих поколений, племен, народностей. Идеал совершенной личности поэтому может быть объективно представлен только как гармоничное единство мыслей разных народов о хорошем человеке". Этот идеал предполагает единство физического, трудового, умственного и нравственного воспитания. Основой основ в формировании у индивида нравственности является труд. В. Ф. Афанасьев считает труд главной целью и решающим средством воспитания. Он отмечает, что трудовое воспитание является стержневой проблемой народной педагогики; оно включает в себя и умственное, и физическое, и нравственное воспитание, поэтому так широко воспевается и в устном народном творчестве (в песнях, сказках, пословицах и поговорках), где "труд выступает как универсальное средство воспитания, как главная и решающая цель формирования личности молодого человека". Особое место в исследовании В. Ф. Афанасьева по народной педагогике занимает умственное воспитание. Народные знания и умения, отмечает он, добытые в результате, практики, опыта, многих поколений, бережно передавались из поколения в поколение. Далее якутский ученый констатирует: "Становление человека как социального существа совершенствуется его интеллектуальным развитием, которое происходит и формируется под воздействием окружающей среды и определяющим влиянием всех сторон воспитания". В процессе общения с природой, окружающей средой у ребенка развивается наблюдательность, определенные представления и понятия, у него расширяется кругозор, умственные способности; формируются природоведческие, экологические представления. Значительное влияние в развитии умственного воспитания людей оказывают созданные народом пословицы и поговорки, в них отражается ум и сообразительность народа: "Знающий все с полуслова понимает, а незнайкана все только рот разевает", "Не с подола одежду надевают, а с воротника", "Не у глупого совета просят, а у умного" (ойрат.), "Сила уму уступает", "У горящей травы жар силен, а у умного человека слова сильны" (хакас.), "Мать родит голову, время – ум, а ум – все" (эвенк.), "Неразумному добро не в пользу" (долг.). "В мудрости народа, – подчеркивает В. Ф. Афанасьев, – большое место уделяется знаниям, которые достигаются в результате систематической и кропотливой работы, наблюдений. Человек, наделенный умом, может создавать чудеса..." Особое место в развитии умственных способностей детей имеет игра как один из обязательных компонентов воспитания и развития подрастающего поколения, которая, вместе с трудом, является для детей своеобразной школой развития всех его задатков. Детские игры вырабатывают у ребят смекалку, находчивость, сообразительность, тренирует память; они воспитывают у них волю, дисциплинированность, внутреннюю организованность, коллективизм. Продолжением игровой деятельности, отмечает Афанасьев, являются сказки и загадки как один из важнейших источников развития умственных способностей. "Значение загадок, – подчеркивает якутский ученый, – в умственном воспитании огромно. Загадки являлись и являются средством испытания находчивости, сообразительности, остроумия и наблюдательности детей. Они служат также своеобразной формой освоения и познания детьми реальной действительности в художественно образной, обобщающей, иносказательной, афористической форме". Говоря о нравственном воспитании, автор подчеркивает, что люди всегда стремились к высокому идеалу, и каждое новое поколение, развивая и совершенствуя неписаные моральные кодексы, бережно передавало их другому поколению. Нравственные идеалы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока отражены в поговорках и пословицах, которые носят нравоучительный характер: "С ложным словом к народу не обращайся" (хакас.), "В горести не унывай и беспричинно не радуйся" (алтай.), "Не гордись в богатстве, и не унывай в бедности" (якут.). Сибирские народы выработали ряд морально-этических, накопленных жизненным опытом людей, наставлений, которые необходимы для правильных взаимоотношений в семье, в обществе, для сохранения и развития народной культуры и высокой нравственности.