Использование народных традиций в подготовке подрастающего поколения к жизни сегодня приобретает особую актуальность, и в решении этой архиважной проблемы немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных поколениями народных масс. В течение многовековой истории малочисленные народы Севера создали уникальную народную педагогику.
Коренные малочисленные народы Дальнего Востока России проявляли
большую любовь и привязанность к детям, заботились о них, и в каждой
семье было сильно развито стремление продолжить свой род, а значит иметь
много детей, особенно мальчиков как будущих кормильцев. Не случайно в
народе говорится: "Где гусь не летал, гусенок полетает, где отец не бывал,
сын побывает" (якутск.), "Сын памятник отцу" (нанайск.). Бездетность в
семьях народов Севера считалась величайшим несчастьем, в таких случаях
брали на воспитание чужих детей.
Забота о ребенке, о его благополучии начиналась еще задолго до его
рождения. В. Ф. Афанасьев отмечает, что в неписаных законах, житейских
кодексах народной этики имеется ряд поучительных наставлений о том, что
будущая мать должна вести спокойный образ жизни, избегать различных
житейских неприятностей.
А рождение ребенка считалось большим событием не только в семье, но и в
жизни всего рода. С первых дней родители проявляли заботу о нем, обращали
постоянное внимание на закаливание младенца.
Воспитание детей в семьях в районах Севера осуществлялось с учетом
природно-климатических условий этого края. Взрослые всеми способами
стремились показать детям образец хорошего поведения как в быту, так я в
процессе практической деятельности, чтобы формировать у подрастающего
поколения высокую нравственность. "Общесибирские представления о
нравственности, красоте, об уме, – пишет В. Ф. Афанасьев, – веками
складывались из суммы представлений многих поколений, племен,
народностей. Идеал совершенной личности поэтому может быть объективно
представлен только как гармоничное единство мыслей разных народов о
хорошем человеке". Этот идеал предполагает единство физического,
трудового, умственного и нравственного воспитания.
Основой основ в формировании у индивида нравственности является труд. В.
Ф. Афанасьев считает труд главной целью и решающим средством
воспитания. Он отмечает, что трудовое воспитание является стержневой
проблемой народной педагогики; оно включает в себя и умственное, и
физическое, и нравственное воспитание, поэтому так широко воспевается и в
устном народном творчестве (в песнях, сказках, пословицах и поговорках),
где "труд выступает как универсальное средство воспитания, как главная и
решающая цель формирования личности молодого человека".
Особое место в исследовании В. Ф. Афанасьева по народной педагогике
занимает умственное воспитание. Народные знания и умения, отмечает он,
добытые в результате, практики, опыта, многих поколений, бережно
передавались из поколения в поколение. Далее якутский ученый
констатирует: "Становление человека как социального существа
совершенствуется его интеллектуальным развитием, которое происходит и
формируется под воздействием окружающей среды и определяющим
влиянием всех сторон воспитания". В процессе общения с природой,
окружающей средой у ребенка развивается наблюдательность, определенные
представления и понятия, у него расширяется кругозор, умственные
способности; формируются природоведческие, экологические представления.
Значительное влияние в развитии умственного воспитания людей оказывают
созданные народом пословицы и поговорки, в них отражается ум и
сообразительность народа: "Знающий все с полуслова понимает, а незнайкана все только рот разевает", "Не с подола одежду надевают, а с воротника",
"Не у глупого совета просят, а у умного" (ойрат.), "Сила уму уступает", "У
горящей травы жар силен, а у умного человека слова сильны" (хакас.), "Мать
родит голову, время – ум, а ум – все" (эвенк.), "Неразумному добро не в
пользу" (долг.).
"В мудрости народа, – подчеркивает В. Ф. Афанасьев, – большое место
уделяется знаниям, которые достигаются в результате систематической и
кропотливой работы, наблюдений. Человек, наделенный умом, может
создавать чудеса..."
Особое место в развитии умственных способностей детей имеет игра как один
из обязательных компонентов воспитания и развития подрастающего
поколения, которая, вместе с трудом, является для детей своеобразной
школой развития всех его задатков. Детские игры вырабатывают у ребят
смекалку, находчивость, сообразительность, тренирует память; они
воспитывают у них волю, дисциплинированность, внутреннюю
организованность, коллективизм.
Продолжением игровой деятельности, отмечает Афанасьев, являются сказки
и загадки как один из важнейших источников развития умственных
способностей. "Значение загадок, – подчеркивает якутский ученый, – в
умственном воспитании огромно. Загадки являлись и являются средством
испытания находчивости, сообразительности, остроумия и наблюдательности
детей. Они служат также своеобразной формой освоения и познания детьми
реальной действительности в художественно образной, обобщающей,
иносказательной, афористической форме".
Говоря о нравственном воспитании, автор подчеркивает, что люди всегда
стремились к высокому идеалу, и каждое новое поколение, развивая и
совершенствуя неписаные моральные кодексы, бережно передавало их
другому поколению. Нравственные идеалы народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока отражены в поговорках и пословицах, которые носят
нравоучительный характер: "С ложным словом к народу не обращайся"
(хакас.), "В горести не унывай и беспричинно не радуйся" (алтай.), "Не
гордись в богатстве, и не унывай в бедности" (якут.).
Сибирские народы выработали ряд морально-этических, накопленных
жизненным опытом людей, наставлений, которые необходимы для
правильных взаимоотношений в семье, в обществе, для сохранения и
развития народной культуры и высокой нравственности.