История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России
Оценка 4.9

История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
17.02.2019
История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России
Использование народных традиций в подготовке подрастающего поколения к жизни сегодня приобретает особую актуальность, и в решении этой архиважной проблемы немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных поколениями народных масс. В течение многовековой истории малочисленные народы Севера создали уникальную народную педагогику.
Коренные малочисленные народы Дальнего Востока России .docx
Коренные малочисленные народы Дальнего Востока России проявляли большую любовь и привязанность к детям, заботились о них, и в каждой семье было сильно развито стремление продолжить свой род, а значит иметь много детей, особенно мальчиков как будущих кормильцев. Не случайно в народе говорится: "Где гусь не летал, гусенок полетает, где отец не бывал, сын побывает" (якутск.), "Сын памятник отцу" (нанайск.). Бездетность в семьях народов Севера считалась величайшим несчастьем, в таких случаях брали на воспитание чужих детей. Забота о ребенке, о его благополучии начиналась еще задолго до его рождения. В. Ф. Афанасьев отмечает, что в неписаных законах, житейских кодексах народной этики имеется ряд поучительных наставлений о том, что будущая мать должна вести спокойный образ жизни, избегать различных житейских неприятностей. А рождение ребенка считалось большим событием не только в семье, но и в жизни всего рода. С первых дней родители проявляли заботу о нем, обращали постоянное внимание на закаливание младенца. Воспитание детей в семьях в районах Севера осуществлялось с учетом природно-климатических условий этого края. Взрослые всеми способами стремились показать детям образец хорошего поведения как в быту, так я в процессе практической деятельности, чтобы формировать у подрастающего поколения высокую нравственность. "Общесибирские представления о нравственности, красоте, об уме, – пишет В. Ф. Афанасьев, – веками складывались из суммы представлений многих поколений, племен, народностей. Идеал совершенной личности поэтому может быть объективно представлен только как гармоничное единство мыслей разных народов о хорошем человеке". Этот идеал предполагает единство физического, трудового, умственного и нравственного воспитания. Основой основ в формировании у индивида нравственности является труд. В. Ф. Афанасьев считает труд главной целью и решающим средством воспитания. Он отмечает, что трудовое воспитание является стержневой проблемой народной педагогики; оно включает в себя и умственное, и физическое, и нравственное воспитание, поэтому так широко воспевается и в устном народном творчестве (в песнях, сказках, пословицах и поговорках), где "труд выступает как универсальное средство воспитания, как главная и решающая цель формирования личности молодого человека". Особое место в исследовании В. Ф. Афанасьева по народной педагогике занимает умственное воспитание. Народные знания и умения, отмечает он, добытые в результате, практики, опыта, многих поколений, бережно передавались из поколения в поколение. Далее якутский ученый констатирует: "Становление человека как социального существа совершенствуется его интеллектуальным развитием, которое происходит и формируется под воздействием окружающей среды и определяющим влиянием всех сторон воспитания". В процессе общения с природой, окружающей средой у ребенка развивается наблюдательность, определенные представления и понятия, у него расширяется кругозор, умственные способности; формируются природоведческие, экологические представления. Значительное влияние в развитии умственного воспитания людей оказывают созданные народом пословицы и поговорки, в них отражается ум и сообразительность народа: "Знающий все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает", "Не с подола одежду надевают, а с воротника", "Не у глупого совета просят, а у умного" (ойрат.), "Сила уму уступает", "У горящей травы жар силен, а у умного человека слова сильны" (хакас.), "Мать родит голову, время – ум, а ум – все" (эвенк.), "Неразумному добро не в пользу" (долг.). "В мудрости народа, – подчеркивает В. Ф. Афанасьев, – большое место уделяется знаниям, которые достигаются в результате систематической и кропотливой работы, наблюдений. Человек, наделенный умом, может создавать чудеса..." Особое место в развитии умственных способностей детей имеет игра как один из обязательных компонентов воспитания и развития подрастающего поколения, которая, вместе с трудом, является для детей своеобразной школой развития всех его задатков. Детские игры вырабатывают у ребят смекалку, находчивость, сообразительность, тренирует память; они воспитывают у них волю, дисциплинированность, внутреннюю организованность, коллективизм. Продолжением игровой деятельности, отмечает Афанасьев, являются сказки и загадки как один из важнейших источников развития умственных способностей. "Значение загадок, – подчеркивает якутский ученый, – в умственном воспитании огромно. Загадки являлись и являются средством испытания находчивости, сообразительности, остроумия и наблюдательности детей. Они служат также своеобразной формой освоения и познания детьми реальной действительности в художественно образной, обобщающей, иносказательной, афористической форме". Говоря о нравственном воспитании, автор подчеркивает, что люди всегда стремились к высокому идеалу, и каждое новое поколение, развивая и совершенствуя неписаные моральные кодексы, бережно передавало их другому поколению. Нравственные идеалы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока отражены в поговорках и пословицах, которые носят нравоучительный характер: "С ложным словом к народу не обращайся" (хакас.), "В горести не унывай и беспричинно не радуйся" (алтай.), "Не гордись в богатстве, и не унывай в бедности" (якут.). Сибирские народы выработали ряд морально-этических, накопленных жизненным опытом людей, наставлений, которые необходимы для правильных взаимоотношений в семье, в обществе, для сохранения и развития народной культуры и высокой нравственности.

История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России

История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России

История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России

История изучения культуры детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019