История возникновения воскресных школ.
Оценка 4.9

История возникновения воскресных школ.

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
религиоведение
Взрослым
24.08.2019
История возникновения воскресных школ.
Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что первые церковные школы появились вскоре после принятия христианства при поддержке князей, однако вплоть до второй половины ХV в. их число оставалось небольшим. Такие школы создавались при храмах и монастырях в крупных городах.
Истрия возникновения ВШ.docx
«История возникновения воскресных школ на Руси».                                                                           Нестерова Н. И.                                                                      Воскресная школа при  Свято­Троицком  кафедральном соборе  г. Канск Красноярский край.        В течение известного периода прошлого столетия   школа и педагогика в целом были отделены   от   религии,   у   верующих   граждан   практически   не   было   возможности   для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80­х – начале 90­х гг. ХХ в. в Православной Церкви   появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ. Воскресные школы ­ бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням. Изначально воскресные школы, основанные как учебные заведения для взрослых   и   детей,   явились   наиболее   ранней   формой   внешкольного   образования.  Размышляя   на   тему   православных   воскресных   школ   нашего   времени,   правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.  Милостию Божией, возрождается церковная жизнь, возрождается и все, связанное с ней. Убеждаемся   в   этом   на   примере   православных   воскресных   школ.   Воскресная   школа   – церковно­приходское   учебное   заведение,   которое   дает   начальное   православное религиозное образование. Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что первые церковные школы   появились   вскоре   после   принятия   христианства   при   поддержке   князей,   однако вплоть   до   второй   половины   ХV   в.   их   число   оставалось   небольшим.   Такие   школы создавались при храмах и монастырях в крупных городах. В годы монголо­татарского ига развитие церковных школ приостановилось. Со второй половины ХV в. вплоть до начала ХVIII   в.   происходил   их   интенсивный   рост.   Школы   открывались   духовенством, представители которого, как правило, не только управляли, но и занимались одновременно преподаванием.   Учащиеся,   взятые   из   домов   родителей,   жили   при   школе.   Обучение начиналось с 7­9 лет. Программа церковных школ впервые была утверждена Церковным Собором   1551   г.   Преподавалось   чтение   церковных   книг,   письмо,   церковное   пение,   в некоторых случаях – иконописание. Со второй половины ХVII в. в программу входила и арифметика. Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине XIX в. Отметим,   что   выдающаяся   роль   в   их   создании   принадлежит   знаменитым   ученым   Н.И. Пирогову   и   профессору   П.В.   Павлову.   Император   Александр   I   официально   призвал духовенство   к   активному   участию   в   организации   школ.   Согласно   утвержденным императором 24 января 1803 года «Предварительным правилам народного просвещения» все существующие гражданские учебные заведения были разделены на 4 разряда, 1­й из которых   составляли   общесословные   приходские   училища   (в   православных   приходах городов и сел), подведомственные университетам вплоть до принятия в 1835 г. нового университетского   устава.   Закон   Божий   в   таких   школах   должен   был   обязательно преподаваться   духовными   лицами,   прошедшими   предварительное   обучение   в   духовных семинариях   или   училищах.  Во   исполнение   царского   указа   митрополитом   Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развернута широкая миссионерская деятельность В   силу   загруженности   духовенства   основной   деятельностью   в   приходах священнослужители   уделяли   мало   внимания   преподаванию   и   не   были   материально заинтересованы в дополнительной нагрузке, не владели современной методикой обучения. Во второй половине 1860­х и в 1870­е годы церковные школы постепенно приходили в упадок, закрывались, отчасти переходили в руки земств (земские начальные школы). В   1879   г.   Комитет   Министров   специально   рассмотрел   вопрос   о   роли   духовенства   в народном   образовании   и   высказался   в   поддержку   его   преобладающего   влияния   на начальную   ступень   образования.   В   1882   г.   Синод   учредил   Комиссию   для   составления правил о церковно­приходских школах, которая решила целиком предоставить начальное обучение духовенству и подготовила соответствующие документы. Возрождение системы церковных школ относится к 1880­1890­м годам. В этот период сложилась   целостная   система   управления   церковными   школами,   была   выработана   их детальная   организация,   приняты   инструктивные   документы,   программы,   утверждены учебники. 26 февраля 1896 г. высочайше утверждено «Положение об управлении школами церковно­приходскими   и   грамотами   ведомства   православного   исповедания».   Согласно декрету Временного правительства от 20 июня 1917 года все церковноприходские школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения. Окончательно упразднены декретом   СНК   РС   ФСР   от   20   января   1918   года   «О   свободе   совести,   церковных   и религиозных обществах». В начале XX века в России началось возрождение воскресных школ   Русской   Православной   Церкви,   основной   задачей   которых   является   религиозное воспитание и образование, главным образом, детей.   Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI века.   Они   были   конфессионального   типа   и   ориентировались   на   преподавание   в   форме бесед. Из истории их возникновения на территории бывшей Российской империи известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в.. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX века.   В Российской империи распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно­нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций.    В этот  период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных  учебных заведений. Воскресные школы учреждались   церковными   приходами,   а   также   общественными организациями и частными лицами.    монастырями,  1 марта 1859 года 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 г. в С.­Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни она давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно.    8   января   186l   г.   было   издано   императорское   повеление   «О   надзоре   за   воскресными школами и о назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. последовали повеления о закрытии   всех   Воскресных   школ,   включая   церковные,   до   «преобразования   означенных школ   на   новых   основаниях».   Тогда   же   было   возбуждено   следствие   о   «воскресном движении» и создана особая комиссия. В   1864   году   воскресные   школы   были   разрешены   вновь.   Они   в   числе   других   учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля   1864   г..   Воскресные   школы   могли   открываться   правительством,   городскими   и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеданий  13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно­приходских школах», в 7­м и 8­м параграфах которых говорилось о Воскресных школах. Они открывались с разрешения епархиального архиерея   и   состояли   в   ведомстве   Святейшего   Синода.   Таким   образом,   было законодательно   оформлено   существование   2   видов   Воскресных   школ:   церковных   и светских. Церковные воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и заводах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе, пожертвований.   Их   посещали   и   дети   и   взрослые,   допускалось   совместное   обучение мальчиков и девочек.  Вначале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из­за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги).        В 1899 г. было зарегистрировано 487 школ, в 1905 г.­ 260, в 1907 г.­ 182. В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники ­ "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь   южнорусский"   Т.Г.Шевченко;   при   этом   значительное   внимание   уделялось воспитательной стороне учебного процесса.  Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с   методикой   преподавания   вероучительных   дисциплин.   Однако   в   целом,   указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 года.  В конце   XX века в России началось возрождение воскресных школ при Православной Церкви,   основной   задачей   которых   является   религиозное   воспитание   и   образование, главным образом детей.       Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90­е годы. В это время по  всей   территории   бывшего   Союза   вновь   отстраиваются   храмы   и   монастыри.   Начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис,   церковно­славянский   язык,   история   Церкви,   церковное   пение   и   вышивка, православные   приходы   пополнялись   новыми   алтарниками   и   священнослужителями, певчими клироса. В первое десятилетие восстановления нарушенных традиций православного образования воскресные   школы   сыграли   важную   роль   катализаторов   духовного   подъема   среди населения,   просвещая   и   заряжая   православную   молодежь   идеей   благодатного   и ревностного служения Богу и Церкви.       Первый энтузиазм угас, угасли с ним и первые многие воскресные школы. Теперь, когда прошло время первых горячих порывов и остались только трудовые будни с  многочисленными трудностями и вопросами, необходимо прийти к более серьезному  подходу к основанию жизни в воскресной школе.                                                                                      Какой должна быть воскресная школа? – это один из основных вопросов,  вынесенных сегодня на обсуждение. Самое главное на данном этапе – осознание  педагогами, руководителями воскресных школ, а также настоятелями приходов того, что  работа в воскресной школе должна проводиться системно. Главной целью воскресной школы является приобщение детей разного возраста к  литургической жизни прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта  церковной жизни. В школу детей приводят в основном родители, которые посещают храм,  а также сами дети приводят своих друзей, рассказывая им о занятиях, о беседах и  чаепитиях.      Воспитанниками  школ становятся не только члены из воцерковленных семей, но и  среди тех, у кого близкие люди довольно далеки от Церкви. Все чаще воскресная школа   выполняет ряд социализирующих функций для своих воспитанников – помощь в трудной  жизненной ситуации, консультативная информационно­правовая помощь, поддержка  одиноких людей по принципу «клубной работы» и пр.       Сегодня Воскресные школы (также называются церковно­приходскими) создаются при приходах,   монастырях,   православных   учебных   заведениях.   Их   деятельность   курирует Отдел религиозного образования и катехизации Православной Церкви, на местном уровне ­ епархиальный   отдел   религиозного   образования.     Ответственность   за   деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руководителем могут быть как настоятель или другой клирик данного прихода, так и мирянин. Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими, экономическими и другими причинами.  За годы потрясений,   пережитых   Церковью в XX в. было воспитано не одно поколение людей,   лишенных   элементарных   представлений   о   православной   вере.   В   значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад ­ все это и обуславливает те трудности в поиске   эффективных,   "духовно   выверенных"   форм   деятельности,   с   которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ. Надо сказать, что почти каждый храм стремится к тому, чтобы открыть воскресную школу. Останавливает обычно отсутствие помещений. Эта проблема остается актуальной и в случае существования школы при храме: нет собственных помещений для занятий едва ли не   у   большей   половины   школ.   Занятия   проходят   в   храме,   в   трапезной,   в   подсобных помещениях и т.п. Тем не менее, это не является препятствием для занятий и для развития воскресной школы. Прежде всего, очевидно, что количественный рост воскресных школ должен смениться этапом их качественного роста. Если эта задача не будет решена, то, по мнению многих священников,   может   наступить   очередной   кризис   веры,   сравнимый   с   революционным катаклизмом   1917  года.  Протоиерей   о.  Владимир   Воробьев  в  своей  работе   "Покаяние. Исповедь.   Духовное   руководство",   подчеркивает,   что   посещение   храма   и   участие   в церковном   богослужении   еще   само   по   себе   не   делает   человека   лучше,   т.к.   при   этом слишком велика вероятность поверхностного восприятия жизни Церкви. По наблюдениям о.   Владимира,   многие   ученики   воскресных   школ,   достигшие   подросткового   возраста, теряют устойчивый интерес к Православию и, к сожалению, уходят из Церкви. Ученики воскресных   школ   научаются   быстро   ориентироваться   в   храме,   овладевают   умением правильно   обращаться   к   священникам   за   благословением,   неплохо   разбираются   в церковных праздниках, с удовольствием приходят на исповедь к любимому батюшке и причащаются.   Но,   вместе   с   этим,   подростки   чаще   всего   не   чувствуют   подлинного духовного смысла молитвы, Божественной Литургии и церковных Таинств. "Легко научить детей выглядеть всегда православными: ходить на службы, сначала к Чаше пропустить младших, уступить место. Они все это могут делать, и это, конечно, хорошо. Приятно видеть таких воспитанных детей. Но это совершенно не означает, что они по­настоящему молятся Богу, что они ищут общения с Богом. Это совершенно не означает устремления к реальному соединению с благодатью Божией", ­ пишет о. Владимир (с. 13). Ту   же   самую   мысль   подчеркивает   Митрополит   Антоний   Сурожский   в   своих проповедях и беседах. «Порой печально бывает осознавать, ­ пишет он в книге "О встрече", ­ что вся жизнь человека может проходить в Церкви, а он может так и не встретиться со Христом». Опасность "поверхностного" воцерковления детей и подростков отмечается о. Артемием (Владимировым), о. Борисом (Ничипоровым), о. Алексеем (Уминским), а также другими   священниками­педагогами   в   недавно   изданном   сборнике   "Церковь.   Дети   и современный мир".  Обсуждая   проблему   воспитания   в   церковной   школе,   о.   Василий   (Зеньковский) указывает   на   необходимость   создания   в   ее   стенах   "атмосферы   духовной   свободы   и религиозного одушевления", которая не "по букве", а "по духу" своему вела бы детей к Церкви. "Проблема религиозной школы лежит больше всего в ее духовной атмосфере, в подлинности,  искренности и  целостности ее  внутренней религиозной  установки, а не в обилии преподавания Закона Божия, не специальных мерах религиозного воспитания.» (с. 168­169).          Видимо, все основные проблемы школы – отсев детей старшего школьного возраста, подростков, вяло текущая жизнь школы ­ связаны с наполнением учебного процесса и с позицией   школы   в   обществе   –   своем   округе,   районе.   И   здесь   мы   переходим   уже   к проблемам содержательной   деятельности школ.   А   эти   проблемы,   прежде   всего, приведут нас к вопросу о целях и задачах воскресных школ. А именно: они призваны способствовать   формированию   православного   мировоззрения,   воспитанию   нового поколения в духе Православия, призваны научить детей мыслить и жить по­христиански, любить Родину и т.п. Но как это воплотить в условиях нашей, весьма неблагочестивой жизни?   Поэтому   многие   школы   избирают   позицию   некоей законсервированности   внутри   себя.   Их   дети   получают   необходимые   знания   для осознанного восприятия богословских истин, они знают молитвы, церковные песнопения. С другими учебными заведениями и учреждениями мирской жизни они не контактируют. И таких школ довольно много.               Вопрос   содержания   обучения   в  воскресной   школе   тесно  связан   и     с   вопросом педагогических  кадров.  Преподаватель  это  ­ человек,  без  которого  невозможно начало работы  Воскресной школы. Это должен быть в идеале верующий православный человек и одновременно авторитетный, умный, владеющий своей областью деятельности специалист. Их,   естественно,   немного.   Резерв   –   прихожане.   Среди   них   есть   люди   интересных специальностей. Их можно привлечь к преподаванию в воскресной школе.  При отсутствии на   Приходе   подходящих   прихожан   со   специальным   образованием,   педагогическим   или богословским и опытом работы, можно привлекать тех, кто имеет желание поделиться искренней верой своего сердца и возможность уделять несколько часов в неделю общению с детьми. Содержание занятий можно соотнести с его преподавательскими возможностями. Так   певчий   может   постараться   интересно   рассказать   детям   о   богослужении   или организовать небольшой детский хор, исполняющий простейшие песнопения, художник­ реставратор   может   проводить   занятия   по   рисованию,   звонарь   ­   учить   основам колокольного звона, а повар ­ традициям православной трапезы. Если к подобным занятиям будет   регулярно   добавляться   небольшая   беседа   священника   о   предстоящем   церковном празднике   или   на   нравственную   тему,   то   школу   можно   считать   открытой.   Некоторые школы начинались с простых уроков рисования при храме.   изоляции, Конечно,   встает   вопрос   о   достойной   оплате   их   труда,   и   здесь   можно   было   бы объединить усилия нескольких приходов и обеспечить межшкольные занятия по отдельным предметам. Отсюда вытекает еще одна, весьма важная проблема – контакт воскресных школ между собой.         Кроме того, работа в воскресной школе непростая. Порой педагогу приходится самому обеспечивать   себя   учебно­иллюстративным   материалом,   самому   обдумывать   методы преподавания, изыскивать учебные пособия. Связь воскресных школ на уровне благочиния могла   бы   быть   очень   полезной   всем   –   и   детям,   и   педагогам,   и   руководителям   школ. Благочиние   –   это   уже   большая   церковная   структура,   которая   способна   преодолеть замкнутость   школ,   вовлечь   в   творческое   взаимодействие.   Директора   школ   благочиния должны   знать   друг   друга,   встречаться,   обсуждать   текущие   актуальные   вопросы,   и соответственно, совместно пользоваться педагогическими кадрами.  Таким   образом,   воскресная   школа   служит   для   человека   своеобразным   "переходным мостиком",   связывающим   мирскую   и   церковную   жизнь,   как   бы   они   исходно   ни противоречили друг другу. С первых дней обучения в школе преподаватели разъясняют своим   ученикам,   что,   по   замыслу   Божию,   в   каждой   семье   должна   сформироваться   и поддерживаться   всю   жизнь   атмосфера   душевного   тепла   и   духовного   единства, порождаемая любовью друг к другу. Из этого вытекает  ещё одна проблема  ­ она состоит в отрыве   духовного   образования   детей   от   естественных   условий   воспитания   и   развития детей в семье, а также желании педагогов абстрагироваться от тех больных проблем, с которыми   сталкиваются   дети   и   подростки   в   семьях   на   современном   этапе   жизни.  Семейный   уклад   жизни   является   очень   стойким   и   прочным   духовно­психологическим образованием. Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности очень   велико.   Только   в   этих   условиях   может   происходить   нравственное совершенствование   и   становление   отдельной   личности,   а   также   полноценная   смена поколений. Усилия педагогов воскресной школы должны быть направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания   им,   а   у   родителей,   в   свою   очередь,   осознание   необходимости   создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей.  Воскресная школа должна по возможности вести серьезную работу и с семьями своих воспитанников, стремясь объяснить ту огромную роль, которую взрослые и семья должны играть в жизни  взрослеющего человека. И насколько важно не упустить время для такого доверительного общения представителей разных поколений.           Действенной   формой   скрепления   внутрисемейных   взаимоотношений   является организация общешкольных праздников. Организуя работу кружков и творческих студий, нужно   стремиться     к   тому,   чтобы   учащиеся   всех   возрастов   могли   найти   в   стенах воскресной школы какой­либо содержательный предметный интерес.  В течение учебного года можно   подготовить и провести четыре­пять праздников, посвященных Рождеству Христову,   Светлому   Христову   Воскресению   и   т.д.   Для   решения   поставленных воспитательных задач большое значение имеет то, что в процессе подготовки праздников и дети, и  взрослые  оказываются связанными  общими целями и задачами. Родители  шьют костюмы, организуют работу буфета, оформляют зрительный зал, покупают необходимые продукты   или   помогают   с   транспортом.   Для   всех   находится   дело   по   душе   и   по   силе возможностей. Умение организовать совместный труд ради общего праздника приносит всем   участникам   глубокое   чувство   удовлетворения   и   ощущение   реальной   дружеской поддержки, общения и взаимодействия, которые возвышают и просветляют душу. Для того чтобы   взрослые   и   дети   не   теряли   интереса   к   Воскресной   школе,   необходимо   создать благоприятную, теплую, неформальную атмосферу на занятиях и при общении вне занятий:    • Устраивать общие чаепития до или после занятий, во время которых дети и взрослые имели бы возможность свободного общения между собой.      • Организовывать игры для детей на улице или в помещении в свободное от занятий время. Это могут быть самые простые подвижные игры (прятки, догонялки), спортивные игры, викторины, творческие соревнования или более сложные сюжетно­ролевые игры и игры на местности.       • Организовывать   общие   паломничества по   святым   местам   епархии,   экскурсии   по храмам города, по музеям, посещение хороших детских спектаклей и концертов.      • Устраивать детские праздники с приглашением всех прихожан и их знакомых, где бывает слово пастыря, выступление учащихся Воскресной школы, подарки, угощение. Если праздник   будет   ярким   и   интересным,   то   количество   учащихся   в   Воскресной   школе обязательно прибавится. Даже если детей прихожан на богослужении в храме почти не бывает,   то   можно   в   первое   время   организовать   праздник   при   участии   только   семей служителей   и   работников   храма,   попросить   их   пригласить   своих   знакомых, одноклассников детей и т.д.  На мероприятия,   которые готовят дети, приходят как прихожане храма, так и родители детей.   Это   положительно   влияет   на   воспитание   детей,   так   как   ребенок   видит заинтересованность со стороны взрослых и родителей, что сподвигает его на выполнение  более емких и сложных заданий.   Это предполагает увеличение времени на занятие, что отвлекает ребенка от праздного времяпрепровождения.     Ещё одна серьезная проблема провинции ­ отсутствие регулярного присмотра за детьми и   подростками,     в   решении   которой   воскресная   школа   стремиться   принять   самое непосредственное участие.   Так для ребенка ­  занятость (ограничение уличного влияния, пагубных привычек, компьютерных игр), а для родителей ­ меньше стрессов и спокойствие. Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них важна сама среда общения.  В  качестве   вывода   хотелось   бы   сказать   следующее:   как  когда­то  первые   воскресные школы   были   созданы   для   обучения   неграмотных   детей   и   взрослых,   так,   видимо,   и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей,   но   и   на   взрослых,   поскольку   безграмотность   в   вопросах   веры   приобрела   почти повсеместный характер. В заключение, хотелось бы обратиться к коллегам, напомнив, сколь важно начать работу со своими воспитанниками с диагностики не только их проблем, но и потребностей, причем желательно в неспешной доверительной беседе, в серии интервью, а не в традиционной формальной   тестовой   форме.   Именно   беседа   свидетельствует   об   уровне   морально­ ценностного   развития     открывая   перед   педагогом   горизонты целенаправленных   трансформаций этих показателей духовно­нравственного и морально­ этического развития личности. воспитанников,

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2019