Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Перми
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Вр.и.о. Заместителя директора по ВР Директор МАОУ «Школа № 18
_________ М.В. Брязгунова для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г. Перми
_________________И.Э. Рупперт
Творческий проект
по духовно- нравственному развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках
сетевого взаимодействия
Тема: «Путь к добру и святости»
Составители: педагоги:
Коченевских О.А.
Пищальникова Л.И.
Семенова Н.А.
г. Пермь, 2024
Тема проекта: «Путь к добру и святости»
Сроки реализации проекта: с 09.01.2023 по 31.05.2024г.
Ответственные за проект: Семёнова Н.А., Коченевских О.А., Пищальникова Л.И.
Участники проекта:
- учащиеся 6В, 7Ж, 5Г классов, их родители и законные представители, педагоги школы
- Классные руководители 5Г- (Пищальникова Л.И.). 6В- (Семёнова Н.А.)
7Ж- (Коченевских О.А.)
- Руководитель воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в Верхней Курье г. Перми – Иегумен Кирилл Клементьев.
Актуальность
Современный человек – это человек активный и компетентный. Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своё будущее. Одним из такой компетентности является нравственность, которую нужно воспитывать «чем раньше, тем лучше». Когда?
Подростковый возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
Активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание подростка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Проект направлен на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других организаций общества.
Новизна: приобщение к родной православной культуре, создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся через сотрудничество с Богоявленским мужским монастырем.
Цель проекта – формирование у обучающихся норм нравственного поведения, развития их личностных качеств, обогащение личности обучающихся духовно-нравственными представлениями и понятиями через сотрудничество с Богоявленским мужским монастырем.
Задачи:
· формирование активности в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
· формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»,
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
· развитие доброжелательности, и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей, сопереживание и сочувствие им.
· формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование положительного отношения к семейным традициям.
· привлечение и вовлечение обучающихся в творческую деятельность через сотрудничество с другими организациями
Работа по нравственному развитию и воспитанию осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, функций и системы организма в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
Данный проект разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Он определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Проект развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. При разработке данного проекта нами учитывались духовные праздники.
Планируемые формы работы:
Оформление выставок детских работ, участие в различных конкурсах, акциях, праздниках. Кроме этого проведение тематических бесед, организация личных встреч с игуменом Богоявленского мужского Монастыря Кириллом Клементьевым, а также экскурсии, выезды.
При реализации проекта, в отдельных мероприятиях планируем привлекать учащихся других классов II варианта. Даты проведения планируемых мероприятий могут меняться по согласованию с участниками реализации проекта.
При реализации проекта хотелось бы сделать упор на духовное развитие учащихся, именно по - этому, возникла идея разработки данного проекта. В связи с этим возникли темы духовных бесед.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
● патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой Родине
● социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
● семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
● личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
● труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
● наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
● традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
● искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
● природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
● человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Ожидаемые результаты
Принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Мероприятия принимают самую разную форму – участие в творческие фестивалях, и конкурсы, выставках, и стандартные тематические и календарные праздники. Но самое главное, что все они должны дать возможность учащимся с интеллектуальными нарушениями, в силу их потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, почувствовать себя равноправными членами общества, и дать возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником.
Темы бесед и мероприятий по духовному развитию учащихся
в период реализации проекта.
№ пп |
Тематика бесед, мероприятие |
дата |
Участники |
Как прекрасен этот мир, посмотри. |
|||
1. |
Беседы на тему: «Добро и зло». Акция «Письмо солдату».
|
сентябрь
В течение уч. года |
Учащиеся классов |
2. |
Беседа на тему: «Русские праздники. Покров». (пословицы, поговорки, приметы) |
октябрь |
Учащиеся класса, ЗП, КР, родители |
3. |
Выставка рисунков и поделок ко Дню Матери в Богоявленском монастыре (В. Курья) на тему: «Комплименты для мамы!»
|
ноябрь |
КР, законные представители, учащиеся класса |
4.
|
Семейные праздники. «Новый год» Создание творческих работ для выставки в Богоявленском монастыре. Чудеса, святость, святые мощи
|
декабрь-январь |
Иегумен Кирилл –руководитель Воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в Верхней Курье |
5. |
Зимние православные праздники: «Рождество Христово. Крещение». Посещение Храма, монастыря |
январь |
КР, законные представители, учащиеся класса. Игумен –Кирилл Клементьев |
6. |
Духовные беседы с батюшкой. «О сотворении мира…» |
февраль |
Отец Кирилл, учащиеся, КР, |
7. |
« О русских святых» |
февраль |
Просмотр тематических видеороликов |
8. |
Экскурсия в Богоявленский мужской монастырь.
|
март |
КР, законные представители, учащиеся класса, Игумен –Кирилл Клементьев |
9. |
Чтение притч, рассматривание иллюстраций, обсуждение |
март |
КР, законные представители, родители, учащиеся класса |
10 |
«Светлый праздник «Пасха». Организация выставки работ учащихся. |
апрель-май |
Учащиеся классов, КР, педагоги школы |
11 |
Планируемая выездная экскурсия в Храм |
май |
КР, законные представители, родители, учащиеся класса |
Подведение итогов по реализации проекта
Все участники данного проекта награждаются сертификатами участника. Педагоги и родители - благодарственными письмами. По завершению проекта создается отчетная презентация.
Список литературы
· Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.) Прекрасный божий мир.
· Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993. Высоцкая с. Чистый понедельник. — Нижний Новгород, 1997.
· Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998. Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993. О вере и нравственности по учению православной церкви. — Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
· Как жить православному христианину по заповедям Божиим. — Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
· Супрун В.И. Православия святые имена. — Волгоград,1996. Подвиг Ильи Муромца. — М.:, просмотр видеороликов
· Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А. Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996. Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).
· Три очерка о русской иконе. — Новосибирск, 1991
· Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. — М.: Мирос,1992. Притчи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.