Урок литературы в 6в классе по ФГОС
И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков,
их портреты, рассказы, духовный мир.
Педагогические задачи: способствовать формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники-иллюстраторы рассказа «Бежин луг».
Основные понятия и термины: портрет в литературе.
Сценарий урока.
I. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
1. (Слайд № 1)Вступление в урок. Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа «Бежин луг». Чтение учителем стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
2. Определение темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).
3. Знакомство с темой урока.
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
II. Изучение нового материала
1. Работа в группах.
- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)
- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
Тексты на листах А4
1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)
- Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.
Персонаж |
возраст |
Семья, положение |
Одежда |
Выражение лица |
Характер |
Впечатление автора |
Мое мнение о мальчике |
|
- Спасибо за ответы.
Вывод: Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.
- Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)
- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)
- Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?
- обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)
3. Работа со словарем.
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
- Что же вы услышали из уст мальчишек?
- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?
4. Сообщение учащегося «Иллюстрация А.Ф. Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»».
- Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания уч-ся)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?
(В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером).
Домашнее задание.
1. Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.
2. Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.
Костя
Федя
Павлуша
Ваня
Илюша
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.