Итоговое интегрированое занятие в первой младшей группе 2-3 лет " путишествие сказку"
Оценка 4.7

Итоговое интегрированое занятие в первой младшей группе 2-3 лет " путишествие сказку"

Оценка 4.7
Домашнее обучение
pdf
чтение
Детсад
14.11.2018
Итоговое интегрированое занятие в первой младшей группе 2-3 лет " путишествие  сказку"
Итоговое интегрированное занятие « Путешествие в сказку » в первой младшей группе раннего возраста с3 – 4 лет №1. Цель: 1. Создать радостное настроение от занятия. 2. Выявить уровень усвоения детьми ЗУН. Задачи: Образовательные: 1. Выявить знание детей о геометрических фигурах; Закрепить понятия «один», «много»; 2. закрепить знания детей о фруктов, овощей 3. Закрепить о времени года « Осень» 4. Выявить знание детей, используя наглядный материал художественного произведения, узнать его и принять участие в разговоре. 5. Учить доводить начатое дело до конца; Развивающие: 1. Развивать внимание, самостоятельность; 2. Развивать мелкую моторику; 3. развивать глазодвигательную функции Воспитательные: 1. Воспитывать любознательность, познавательный интерес, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам. Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, ковер- самолет; геометрические фигуры; мягкие игрушки «теремок» картинки с изображением животных, пластмассовый конструктор, игра «Четвертый лишний», две корзинки «Фрукты», « Овощи» угощение – «грибочки». Деятельность воспитателя Деятельность детей Методы,формы,приёмы, виды деятельности 1.Психологический настрой Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Посмотрите ребят какая красота. Как здесь сказочно красиво. Раздается писк мышки. Беседа, художественное слово, презентация 1.Вводно-организационная часть(мотивация) Воспитатель: Ребята вы слышите кто-то пищит? Ответы детей: да Воспитатель: Ребятасмотрите, да это же мышка. Воспитатель прислоняет ухо к игрушке (мышке)и слушает что говорит мышка. Мышка сказала, что в сказке беда случилась и зверюшкам нужно помочь. Ну, что мы отправимся с вами в сказку на помощь. Ответы детей: да Воспитатель:А на чем же мы с вами туда отправимся? Ответы детей: на паровозе, велосипеде. Воспитатель: Ну раз мы с вами отправляемся в сказку, я вам предлагаю отправиться туда на сказочном транспорте. А попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте». Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур. Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Что же мы с вами будем делать? Ответы детей: заклеить Воспитатель: Я Вам предлагаю починить ковёр. (на подносе лежат геометрические фигуры.) Дети разбирают накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра. Воспитатель: Назовите те фигуры, которые вам понадобились. Ответы детей круг квадрат треугольник Воспитатель: а каких фигур больше? Ответы детей кругов Воспитатель: а каких фигур меньше? Ответы детей квадратов треугольников Воспитатель: Молодцы ребята. Ну что , ковер мы починили и нам пара отправляться. - Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова: Наш ковёр по небу мчится: Что же с нами приключится? Попадём на нём мы в сказку, А в какую? Где подсказка? Дети осознают и принимают поставленную задачу, участвуют в диалоге с Мышкой Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, делают выводы. Создание проблемной ситуации .Придание личностной значимости предстоящей деятельности. «ковёр»- из геометрических фигур Геометрические фигуры «круг», «квадрат», « Трнугольник» 3.Основная часть( актуализа- ция, восприятие и усвоение нового, расширение имеющих представлений) Вот мы и оказались в лесу. Воспитатель: В какую мы сказку попали? Ответы детей: Теремок Воспитатель: Молодцы. Правильно. Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо мышка – норушка Увидела теремок, остановилась и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? Аудиозапись :Ребята мышка мне говорит что теремок откроет дверь если мы поможем ответить на задания. Ну что вы согласны ? Ответы детей: да Воспитатель: Ну тогда 1 Задание «бывает не бывает» ( Мышка) осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? (Да) Холодный ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Ответы детей: - Правильно все ответили, поэтому двери теремка открылись для мышки. Вошла мышка и стала там жить. - Прискакала к Теремку лягушка – квакушка (игрушка Лягушка). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? 2. Задание Лягушка Воспитатель: Поможем ребятки Лягушке Ответы детей: да Аудиозапись «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания!» 2. Игра «помоги найти малыша» - нужно домашнему животному найти его детеныша. Правильно все сделали, поэтому двери теремка открылись для Лягушки Вошла Лягушка в терем и стала там жить. Прискакал к Теремку Зайчик – побегайчик (картинка). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? 3. Задание. Зайка Воспитатель: Поможем ребятки Зайке Ответы детей: да Аудиозапись «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания!» Игра «Зайка серенький сидит, и ушами шевелит» Зайка серенький сидит, и ушами шевелит, Вот так, вот так, и ушами шевелит! (Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками) Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Вот так, вот так, надо лапочки погреть! (Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают) Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать! Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать! (Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди) Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал. (Дети разбегаются врассыпную) Правильно все сделали, поэтому двери теремка открылись для Зайчика. Вошел Зайчик в теремок и стала там жить. Пришел к Теремку Волчок – серый бочок (игрушка волк). Увидел теремок, остановилась и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? 4.Задание Волк Аудиозапись «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания!» - Воспитатель: Поможем нашему Волчку? Ответы детей: да Игра «Четвертый лишний» - классификация предметов. - Задание выполнили правильно, поэтому двери теремка открылись для волка. Вошел волк в терем и стал там жить. Бежит мимо Лисичка-сестричка (игрушка лиса Увидела теремок, остановилась и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? 5.Задание. Лиса Воспитатель: Поможем нашему Волчку? Ответы детей: да Аудиозапись «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания!» Игра «Разложи фрукты и овощи по корзинам». - Правильно все сделали, поэтому двери теремка открылись для Лисы. Вошла Лисичка в теремок и стала там жить. Идет мимо медведь. Увидал Теремок, да как заревет - Терем-теремок! Кто в тереме живет? 6.Задание. Медведь Аудиозапись «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания!» А медведь не послушался и полез на Теремок, да и раздавил его. Все звери выбежали и заплакали. Воспитатель достает конструктор пластмассовый и предлагает построить новый теремок , такой чтобы все звери в него поместились Дети строят теремок Воспитатель: какие молодцы ребята такую большую работу сделали , построили новый теремок. Теперь все животный живут в теремочке и живут дружно. Ну а нам ребята пора отправляться обратно в садик. - Дети становятся на «ковёр-самолёт», и возвращаются в свою группу Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, делают выводы. Дети отгадывают загадку. Дети рисуют тропинку на песке. Дети в сопровождении музыки, имитируют животных. Беседа, художественное слово, презентация, рассказ воспитателя, дид. игра, обсуждение, пальчиковая гимнастика, ситуативный разговор, д/и, Игра « Бывает Не бывает»- Игра «помоги найти малыша» Физкультминутка « Зайка серенький сидит» Игра « Четвертый лишний» «Фрукты» «Овощи» Пластмассовый конструктор лего 4.Заключительная часть Воспитатель: Ребятки, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии. Дети: Теремок Воспитатель: Кому мы помогли? Дети: Мышке, лисичке, медведю, волчку, лягушке. зайке Воспитатель: Понравилось вам помогать зверюшкам? Дети: да Воспитатель: Давайте скажем «Я сегодня молодец!», погладим себя по голове. А за то, что вы помогли зверюшкам, они прислали вам угощение – печенье «Грибочки». Дети высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. Беседа, обсуждение.для малышей
1011536614.pdf

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ÓÏÐÀÂËÅÍÈÅ

ÄÎØÊÎËÜÍÛÌ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÅÌ

Ó×ÅÁÍÈÊ È ÏÐÀÊÒÈÊÓÌ

ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ

Ïîä ðåäàêöèåé Í. À. Âèíîãðàäîâîé, Í. Â. Ìèêëÿåâîé

Ðåêîìåíäîâàíî Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèì îòäåëîì âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ â êà÷åñòâå ó÷åáíèêà äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, îáó÷àþùèõñÿ

ïî ãóìàíèòàðíûì íàïðàâëåíèÿì è ñïåöèàëüíîñòÿì

Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå÷íîé ñèñòåìå biblio-online.ru

Ìîñêâà § Þðàéò § 2015

УДК 373.2(075.8)

ББК 74.1я73

           У67

Ответственные редакторы:

Виноградова Надежда Александровна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, заслуженный учитель Российской Федерации;

Микляева Наталья Викторовна — кандидат педагогических наук.

Рецензенты:

Круглова Л. Ю. — доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, директор Международной школы «Глобус»;

Майер А. А. — доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии.

 

Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для академиче-

У67       ского бакалавриата / под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 394 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

ISBN 978-5-9916-4919-3

В учебнике обобщены научные и теоретические основы управления, рассмотрены основные подходы и концепции, принципы, методы и технологии, характеризующие специфику управленческой деятельности и труда. При этом дошкольная образовательная организация и педагогический коллектив описаны как объекты социального управления. Выделены содержательные и организационные основы управления дошкольной образовательной организацией и дошкольным образованием. Все аспекты управления проанализированы с точки зрения функций управленческого цикла и компетенций руководителя, заведующей и старшего воспитателя дошкольной образовательной организации или дошкольного отделения при школе — на пересечении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования четвертого поколения и Стандарта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации.

Для студентов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки 44.04.01 — Педагогическое образование (профили — «Дошкольное образование», «Управление дошкольным образованием»), может быть использован для работы с магистрами в рамках непрерывного педагогического образования.

УДК 373.2(075.8)

ББК 74.1я73

© Коллектив авторов, 2014

ISBN 978-5-9916-4919-3                                                              © ООО «Издательство Юрайт», 2015

Îãëàâëåíèå

Авторский коллектив  ........................................................................ 7 Принятые сокращения ......................................................................10

Предисловие ....................................................................................11

Раздел I НАУЧНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Глава 1. История взглядов на природу управления ..............................20

1.1. Понятие управления: история становления ............................................................20

1.2. Формирование научных школ и концепций ...........................................................21 1.3. Современные подходы к управлению .......................................................................30 Вопросы и задания для самоконтроля ...............................................................................36

Литература ................................................................................................................................36

Глава 2. Современные аспекты управления ........................................38

2.1. Управление как современный термин .......................................................................38

2.2. Управление и менеджмент: дифференциация понятий ......................................40

2.2.1. Функции управления ..........................................................................................40

2.2.2. Сходство и различие в понимании функций управления

и менеджмента ..................................................................................................................44

2.3. Закономерности и принципы управления ...............................................................47 2.4. Цель в управлении ...........................................................................................................53 2.5. Методы управления .........................................................................................................56 Вопросы и задания для самоконтроля ...............................................................................60

Литература ................................................................................................................................61

Глава 3. Деятельность управления и управленческий труд ...................62

3.1. Управленческая деятельность ......................................................................................62

3.2. Специфика управленческого труда ............................................................................70

3.3. Технологии менеджмента в деятельности руководителя ...................................76

3.4. Технологии соуправления .............................................................................................80

3.4.1. Соотнесение жизненного цикла сотрудника с эффективностью

работы организации и управлением ею ...................................................................80

3.4.2. Признаки соуправления .....................................................................................81

3.4.3. Деятельность управляющего совета как формы соуправления

в организации ....................................................................................................................84 Вопросы и задания для самоконтроля ...............................................................................87 Литература ................................................................................................................................87

Раздел II УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Глава 4. Понятие системы образования ..............................................90

4.1. Система образования Российской Федерации. Понятие и функции ............90

4.2. Принципы и уровни государственно-общественного управления .................96

4.3. Дошкольное образование как уровень ................................................................... 101

4.4. Эволюция системы дошкольного образования в России ................................ 103

4.5. Развитие вариативных форм дошкольного образования ................................ 109

4.6. Модели территориальных образовательных комплексов в системе

непрерывного образования ........................................................................................ 114 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 118

Литература ............................................................................................................................. 118

Глава 5. Государственная регламентация деятельности

дошкольной образовательной организации ...................................... 120

5.1. Правовые основы управления ................................................................................... 120

5.1.1. Особенности правового статуса дошкольной образовательной

организации и правоотношений в ней .................................................................. 120

5.1.2. Правовой статус участников образовательного процесса ................... 125

5.2. Регистрация и лицензирование дошкольной образовательной

организации ..................................................................................................................... 129

5.2.1. Регистрация ......................................................................................................... 129

5.2.2. Лицензирование образовательной деятельности ................................... 130

5.3. Организация взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада .... 135

5.4. Оценка качества дошкольного образования ........................................................ 140 5.5. Государственный контроль (надзор) в сфере образования ............................ 156

Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 159

Литература ............................................................................................................................. 160

Раздел III УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Глава 6. Управление дошкольной образовательной организацией

в режиме развития .......................................................................... 164

6.1. Стратегическое управление ....................................................................................... 164

6.1.1. Миссия ................................................................................................................... 164

6.1.2. Понятие управления развитием и стратегии развития ........................ 167

6.1.3. Разработка программы развития .................................................................. 171

6.2. Управленческий цикл и функции управления ................................................... 177

6.3. Технологии управления развитием ......................................................................... 184

6.3.1. Программно-целевое управление в режиме развития .......................... 184

6.3.2. Опережающее управление .............................................................................. 185

6.3.3. Проектное управление ..................................................................................... 187

6.3.4. Менеджмент сотворчества .............................................................................. 190 6.4. Управление конкурентной политикой и рисками ............................................. 191 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 196

Литература ............................................................................................................................. 196

4

Глава 7. Деятельность руководителя в управлении дошкольной

образовательной организацией ........................................................ 198

7.1. Функции и компетенции руководителя ................................................................ 198

7.2. Информационное обеспечение деятельности управления ............................. 205

7.2.1. Информация и информационное пространство как понятия ............ 205

7.2.2. Режим функционирования и развития организации

с использованием информационно-коммуникационных технологий ....... 214

7.3. Документационное обеспечение деятельности управления .......................... 222

7.3.1. Основные понятия в делопроизводстве .................................................... 223

7.3.2. Требования к ведению кадровой документации в дошкольной

образовательной организации .................................................................................. 225

7.3.3. Характеристика организационно-распорядительной

документации и специфика ее использования в дошкольной

образовательной организации .................................................................................. 228

7.4. Финансово-экономические основы деятельности ............................................. 232

7.4.1. Организация финансово-хозяйственной и экономической

деятельности. Управленческий цикл..................................................................... 232

7.4.2. Бизнес-планирование ....................................................................................... 244 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 248

Литература ............................................................................................................................. 248

Раздел IV

ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 8. Организация как функция и объект управления ................... 254

8.1. Педагогический коллектив и организация как объекты социального

управления ....................................................................................................................... 254

8.2. Содержание функции организации и реализация ее в дошкольном

образовательном учреждении ................................................................................... 258

8.3. Характеристика организационных структур управления и принципы

их формирования ........................................................................................................... 263

8.4. Организационные механизмы организации ........................................................ 272 8.5. Организационная культура ........................................................................................ 277 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 283

Литература ............................................................................................................................. 284

Глава 9. Деятельность дошкольной образовательной организации по реализации образовательной программы ..................................... 286

9.1. Маркетинг образовательных услуг ......................................................................... 286

9.1.1. Сущность маркетинга образовательных услуг ........................................ 286

9.1.2. Программа маркетинга образовательных услуг в дошкольной

образовательной организации .................................................................................. 288

9.2. Условия реализации и разработка образовательной программы ................. 293

9.2.1. Понятие образовательной программы и условия ее реализации ..... 293

9.2.2. Структура образовательной программы в соответствии

с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования ..................................................................... 296

9.3. Управленческий цикл реализации образовательной программы ................ 299

9.4. Модели управления качеством образовательного процесса .......................... 304

9.5. Технологии управления качеством образовательного процесса

в дошкольной образовательной организации ...................................................... 306

9.5.1. Преобразующая технология управления качеством ............................. 306

9.5.2. Технология управления качеством образования по целям ................ 308

9.5.3. Технология индикаторного управления качеством образования .... 311 9.5.4. Технология управления качеством образования по результатам .... 312

Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 315

Литература ............................................................................................................................. 315

Глава 10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ........................................... 318

10.1. Понятие методической работы ................................................................................318

10.2. Функции управления методической работой и деятельность

старшего воспитателя .................................................................................................320

10.3. Формы и методы организации методического сопровождения

педагогов .........................................................................................................................327

10.4. Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров ..............331

Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 339

Литература ............................................................................................................................. 339

ПРАКТИКУМ

Вопросы и задания для самостоятельной работы  ............................ 344

Кейсы ............................................................................................ 368

Приложение. Аттестационные педагогические

измерительные материалы по дисциплине

«Управление дошкольным образованием» ....................................... 377

Àâòîðñêèé êîëëåêòèâ

Бойцова И. И., магистрант Института педагогики и психологии образования МГПУ — гл. 9 (9.1 в соавторстве с Н. В. Микляевой);

Виноградова Н. А., кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 1 (1.1, 1.2 (в соавторстве с Н. В. Микляевой)), 1.3); 2 (2.1, 2.2, 2.5 (в соавторстве с Н. В. Микляевой)), 2.3, 2.4); 3 (3.1, 3.2 (в соавторстве с Н. В. Микляевой), 3.3); 5 (5.2 (в соавторстве с Н. В. Микляевой); 5.4 (в соавторстве с И. В. Югановой)); 6 (6.1—6.3 (в соавторстве с Н. В. Микляевой)); 7 (7.1 в соавторстве с И. В. Югановой); 8 (8.2, 8.3 в соавторстве с Н. В. Микляевой); гл. 9 (9.5 в соавторстве с Н. В. Микляевой); кейсы (в соавторстве с Н. В. Микляевой); приложение;

Житнякова Н. Ю., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, методист Городского методического центра г. Москвы — гл. 4 (4.5);

Красильников И. В., кандидат технических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования, кафедры Информационных систем и технологий Института математики и информатики ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 7 (7.2 в соавторстве с К. В. Скуратовой);

Маринюк А. А., доктор исторических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 4 (4.1 (в соавторстве с Ж. В. Садовниковой), 4.2, 4.3 (в соавторстве с Н. В. Микляевой)); 5 (5.1 (в соавторстве с Н. В. Микляевой));

Микляева Н. В., кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Современный детский сад» МГО Профсоюза работников народного образования и науки РФ и издательства «Аркти», член-корреспондент МАНПО, эксперт Международной аттестационной палаты — гл. 1 (1.1, 1.2 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой)); 2 (2.1, 2.2, 2.5 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой)); 3 (3.1, 3.2 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой), 3.4 (кроме 3.4.2)); 4 (4.2, 4.3 (в соавторстве с А. А. Маринюком), 4.6 (в соавторстве с С. Н. Толстиковой)); 5 (5.1 (в соавторстве с А. А. Маринюком), 5.2 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой), 5.3 (в соавторстве с Т. М. Палий), 5.5 (в соавторстве с И. В. Югановой)); 6 (6.1—6.3 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой), 6.4); 7 (7.4.1 (в соавторстве с С. А. Тюриной), 7.4.2 (в соавторстве с Е. А. Погребинской); 8 (8.2, 8.3 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой), 8.4 (в соавторстве с В. Н. Сидоренко)); 9 (9.1 (в соавторстве с И. И. Бойцовой), 9.2—9.4, 9.5 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой)); 10 (10.2, 10.3 (в соавторстве с Н. Г. Пантелеевой), 10.4); кейсы (в соавторстве с Н. А. Виноградовой); вопросы и задания для самостоятельной работы (в соавторстве с Н. А. Виноградовой);

Палий Т. М., старший преподаватель и методист кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 5 (5.3 (в соавторстве с Н. В. Микляевой));

Пантелеева Н. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО «Академия социального управления» — гл. 10 (10.1; 10.2, 10.3 (в соавторстве с Н. В. Микляевой));

Погребинская Е. А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления Института менеджмента, кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 7 (7.4.2 в соавторстве с Н. В. Микляевой);

Садовникова Ж. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, заместитель начальника Северного окружного управления образования г. Москвы, председатель Городского совета заведующих дошкольной образовательной организации г. Москвы — гл. 4 (4.1 (в соавторстве с А. А. Маринюком), 4.4 (в соавторстве с В. Н. Сидоренко));

Сидоренко В. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования, кафедры экономической теории и управления Института менеджмента ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 4 (4.4 (в соавторстве с Ж. В. Садовниковой)); 7 (7.3); 8 (8.4 (в соавторстве Н. В. Микляевой), 8.5 (в соавторстве с О. А. Щанкиной);

Скуратова К. В., старший преподаватель кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ

ВПО МГПУ — гл. 7 (7.2 в соавторстве с И. В. Красильниковым);

Сынкова M. В., магистрант кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» — 3.4.2;

Толстикова С. Н., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 4 (4.6

(в соавторстве с Н. В. Микляевой)); 8 (8.1 в соавторстве с О. А. Щанкиной);

Тюрина С. А., магистрант Института педагогики и психологии образования МГПУ — гл. 7 (7.4.1 в соавторстве с Н. В. Микляевой);

Щанкина О. А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики Социального института — гл. 8 (8.1 (в соавторстве с С. Н. Толстиковой), 8.5 (в соавторстве с В. Н. Сидоренко);

8


Юганова И. В., кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 5 (5.4 (в соавторстве с Н. А. Виноградовой), 5.5 (в соавторстве с Н. В. Микляевой)); 7 (7.1 в соавторстве с Н. А. Виноградовой); 10 (10.4).

Ïðèíÿòûå ñîêðàùåíèÿ

1. Нормативные правовые акты

Конституция РФ — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ)

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18.12.2006

№ 230-ФЗ

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ

2. Прочие сокращения

абз. — абзац (-ы) гл. — глава (-ы)

НДС — налог на добавленную стоимость п. — пункт (-ы) разд. — раздел (-ы)

РФ — Российская Федерация

см. — смотри

СССР — Союз Советских Социалистических Республик ст. — статья (-и)

ч. — часть (-и)

Ïðåäèñëîâèå

Данный учебник является учебником нового поколения. Все аспекты управления проанализированы в нем с точки зрения функций и компетенций руководителя, заведующей и старшего воспитателя дошкольной образовательной организации или дошкольного отделения при школе — на пересечении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Стандарта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации. Такой стандарт утвержден только в 2014 г. и впервые становится основой для разработки учебника для вуза. Он ориентирует его содержание на освоение таких единиц профессиональной управленческой деятельности, как разработка стратегии и отстаивание интересов организации, получение одобрения стратегии организации со стороны различных заинтересованных сторон, руководство реализацией стратегии организации, руководство командой менеджеров — руководителей структурных подразделений и проектных групп внутри педагогического коллектива, осуществление мониторинга и оценки деятельности организации, руководство изменениями в организации.

В результате постоянных изменений происходит управление современной дошкольной организацией и системой образования: только за 2010— 2013 гг. поменялась практически вся нормативно-правовая база и основные финансово-хозяйственные механизмы управления, на основе изменений в Трудовом, Бюджетном, Административном, Налоговом кодексах и введения новых механизмов государственной регламентации деятельности образовательных организаций. С сентября 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который придал дошкольному образованию статус первого уровня общего образования и изменил всю структуру системы дошкольного образования из-за переименования типа дошкольного образовательного учреждения в форму дошкольной образовательной организации. Было отменено деление учреждений на типы и виды и установлена дифференциация на организационно-правовые формы; утверждены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и Стандарт профессиональной деятельности педагога; изменены подходы к аттестации руководителей и педагогических работников и оценке качества дошкольного образования; отменены аккредитация дошкольных образовательных организаций и применение к ним контроля результатов реализации образовательной программы. Образовательная программа оказалась связанной с реализацией образовательных услуг и выполнением государственного заказа на образование и др. Учитывая все эти тенден-


ции, стратегия формирования содержания учебника была ориентирована на контекстный подход к профессиональному образованию, на отражение в содержании и форме подачи учебного материала установки на подготовку руководителей, способных к эффективному управлению и успешному развитию дошкольной образовательной организации в условиях социальноэкономической нестабильности и модернизации нормативно-правовых основ ее деятельности. Поэтому еще одной особенностью данного учебника является то, что изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются как «точки роста» и потенциалы развития детского сада, которыми можно управлять.

Управление рассматривается с разных позиций:

   как воздействие одной системы на другую, одного человека на дру-гого или группу;

   как деятельность;

   как взаимодействие субъектов.

В учебнике обобщены научные и теоретические основы управления, рассмотрены основные подходы и концепции, принципы, методы и технологии, характеризующие специфику управленческой деятельности и труда. При этом дошкольная образовательная организация и педагогический коллектив описаны как объекты социального управления. Выделены содержательные и организационные основы управления дошкольной образовательной организацией и дошкольным образованием.

Учебник включает четыре раздела, состоящие из нескольких глав и параграфов.

Раздел I «Научные и теоретические основы управления» состоит из трех глав:

— «История взглядов на природу управления», в которой описываются история становления взглядов на понятие управления, формирования научных школ и концепций, современные подходы к управлению;

— «Современные аспекты управления», рассматривающей управление как современный термин, дифференцирующей его с понятием менеджмента, обобщающей подходы к классификации функций управления и менеджмента, закономерности и принципы управления; в данной главе также рассматриваются основные понятия современного управления (объект и субъект управления, цель и методы);

— «Деятельность управления и управленческий труд»: в данной главе дается характеристика управленческой деятельности и управленческого труда, классификация технологий управления и менеджмента, а также технологий соуправления, в том числе связанных с организацией такой формы соуправления и самоуправления, как управляющий совет дошкольной образовательной организации.

Раздел II «Управление дошкольным образованием» включает две главы:

— «Понятие системы образования», в которой рассматриваются понятие и функции, уровни системы образования, принципы ее функционирования и управления; специально дается характеристика дошкольного образования как уровня; описывается эволюция системы дошкольного образования в России и становления вариативных форм дошкольного образования в современный период ее развития; оговаривается специфика реализации программ дошкольного образования в условиях дошкольных отделений при школах и создания территориальных образовательных комплексов;

— «Государственная регламентация деятельности дошкольной образовательной организации» углубляет представления студентов о дошкольном образовании как уровне с точки зрения открытия детского сада, присвоения правового статуса дошкольной образовательной организации и формирования системы правоотношений между участниками образовательного процесса; описывает специфику прохождения процедур регистрации и лицензирования дошкольной образовательной организации, организации взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования; останавливается на нюансах оценки качества дошкольного образования, задачах и механизмах осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Раздел III «Управление дошкольной образовательной организацией» представлен двумя главами:

— «Управление дошкольной образовательной организацией в режиме развития», в которой излагаются взгляды на особенности стратегического управления современной дошкольной образовательной организации, формулирование ее миссии и формирование бренд-системы, разработку программы развития и конкурентной политики; дается характеристика управленческого цикла, связанного с деятельностью руководителя детским садом, и классификация технологий управления развитием и рискменеджмента, которыми он может пользоваться;

— «Деятельность руководителя в управлении дошкольной образовательной организацией» погружает студентов в специфику непосредственного управления детским садом; описывает функции и компетенции руководителя, организационные основы его деятельности, связанные с информационным, документационным и финансово-экономическим обеспечением управления дошкольной образовательной организацией, особое внимание уделяя технологиям тайм-менеджмента и финансового менеджмента.

Раздел IV «Дошкольная образовательная организация как объект социального управления» состоит из трех глав:

— «Организация как функция и объект управления» рассматривает педагогический коллектив и организацию как объекты социального управления для руководителя; описывает содержание функции организации и особенности ее реализация в дошкольном образовательном учреждении; дает характеристику организационных структур и механизмов управления; демонстрирует специфику формирования организационной культуры в детском саду и методы, которыми пользуется эффективный руководитель для ее оптимизации;

— «Деятельность дошкольной образовательной организации по реализации образовательной программы» позволяет перейти с описания деятельности коллектива и руководителя как управляемой и управляющей структур детского сада на реализацию их совместных усилий в области оказания образовательных услуг — для этого обобщаются особенности маркетинга таких услуг в сфере образования; предлагается программа маркетинга образовательных услуг в дошкольной образовательной организации в качестве алгоритма действий коллектива; систематизируются условия их реализации и разработки связанной с ними образовательной программы; анализируется структура такой программы и управленческий цикл ее реализации; описываются модели и технологии управления качеством образовательного процесса;

— «Методическое обеспечение деятельности педагогического коллектива» включает описание понятия методической работы, функций управления ею на примере деятельности руководителя дошкольной образовательной организации и его заместителя — старшего воспитателя детского сада; при этом рассматриваются формы и методы организации методического сопровождения педагогов, проблемы и алгоритмы аттестации педагогических кадров, связанные с развитием детского сада как эффективной организации.

Каждая глава включает вопросы и задания для организации самостоятельной работы студентов. Они ориентированы на постепенный переход от репродуктивного к продуктивному, поисковому и творческому видам учебной и учебно-профессиональной деятельности. Это обеспечивается сочетанием методов проблемного обучения и экспертной оценки, сравнительного анализа и аналогии в ходе изучения учебного материала с кейсметодом, методами моделирования и проектирования, игровыми и интерактивными технологиями при выполнении самостоятельных работ.

Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки 44.04.01 — Педагогическое образование (профили — «Дошкольное образование», «Управление дошкольным образованием»), может быть использован для работы с магистрами в рамках непрерывного педагогического образования по программам «Управление качеством дошкольного образования» и «Менеджмент дошкольного образования».

Выпускник бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

            владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

            быть готовым к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

            уметь использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

            уметь использовать нормативные правовые документы в своей дея-тельности (ОК-13);

            понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

            уметь использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

В соответствии с ними, изучая материал учебника и выполняя практические задания, студенты будут:

знать

            основные этапы развития научных взглядов на управление зарубеж-ных и отечественных ученых, существующих научных школ управления; особенности правового статуса дошкольной образовательной организации и ее компетенции; понятия правового и информационного обеспечения деятельности управления и информационных технологий; уметь

            описывать функции системы образования и характеризовать дошкольное образование как один из уровней общего образования; рассуждать о правовом статусе участников образовательного процесса; владеть

            понятийным аппаратом существующих теорий и подходов к управ-лению; сравнительным анализом типов и видов образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в контексте эволюции системы дошкольного образования в России.

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

            осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

            использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

            владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

            нести ответственность за результаты своей профессиональной дея-тельности (ОПК-4);

            уметь готовить и редактировать тексты профессионального и соци-ально значимого содержания (ОПК-6).

В соответствии с данными компетенциями студенты будут:

знать

            понятие управленческого труда и требования к нему; функции и ком-петенции руководителя; понятие системы образования и его принципы; уровни управления системой образования; классификацию вариативных форм дошкольного образования; структуру программы развития дошкольной образовательной организации; уметь

            дифференцировать термины «управление» и «менеджмент»; соот-носить цель и методы управления в управленческой деятельности; ориентироваться в делопроизводстве и финансово-экономических основах деятельности дошкольной организации; владеть

            принципами и закономерностями управленческой деятельности; способами идентификации и описания целей и методов управления; приемами оперативной обработки потоков информации в процессе управления организацией; методикой оформления организационно-распорядительной документации дошкольной образовательной организации.

По мере изучения учебника студент овладеет следующими компетенциями в области педагогической деятельности:

            быть способным реализовывать учебные программы базовых и элек-тивных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

            применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

            использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

            включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социаль-ными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

В соответствии с ними студенты будут:

знать

            понятия регистрации и лицензирования; виды государственного контроля (надзора) в сфере образования; современные подходы к управлению; основные законы и принципы управления дошкольной образовательной организацией; закономерности и принципы управления, в том числе управления качеством воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса; технологии управления качеством; уметь

            описывать организацию как объект социального управления и как функцию; давать характеристику организационных структур управления и принципы их формирования; применять на практике методы и приемы формирования организационной культуры; оперировать критериями оценки качества дошкольного образования; владеть

            приемами соотнесения цели, методов и структуры управленческой деятельности, видами управленческого труда; технологиями управления качеством реализации образовательной программы.

Студент овладеет следующими компетенциями в области культурнопросветительской деятельности:

            разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские про-граммы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

            выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

В соответствии с ними студенты будут:

знать

            понятия педагогического коллектива и организации как объектов социального управления; характеристики функций организации и особенности их реализации в дошкольной образовательной организации; понятия «маркетинг» и «маркетинг образовательных услуг»; взаимосвязь между реализацией образовательной услуги и образовательной программы детского сада; специфику и структуру образовательной программы дошкольной образовательной организации; уметь

            давать характеристику маркетинга образовательных услуг в детском саду; организовать деятельность педагогического коллектива детского сада по разработке или коррекции образовательной программы дошкольной образовательной организации; использовать управленческий цикл, связанный с реализацией программы на практике; владеть

            программой проведения маркетинга образовательных услуг в дет-ском саду; умением оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с принципами соуправления и сотворчества; критериями оценки деятельности руководителя и управляющего совета дошкольной образовательной организации как фактора развития организации.

В качестве профессиональных компетенций, связанных с подготовкой магистров в области управления дошкольным образованием, выступают следующие:

в области методической деятельности:

            готовность к разработке и реализации методических моделей, мето-дик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

            готовность к систематизации, обобщению и распространению мето-дического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).

В соответствии с ними студенты будут:

знать

• классификацию организационных структур управления дошкольной образовательной организацией; понятия «организационных механизмов» и «организационных культур»; понятия и функции методической работы, обязанности старшего воспитателя; классификацию методов управления, используемых в работе методиста дошкольной образовательной организации; особенности методического сопровождения родителей воспитанников;

уметь

• использовать теоретические подходы к управлению и организации работы методической службы с учетом специфики организационноправовых форм дошкольного образования и в соответствии с конкретной управленческой ситуацией; описать режим функционирования и развития организации с использованием информационно-коммуникационных технологий; определять и дифференцировать формы и методы организации методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации;

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УДК 373.2(075.8) ББК 74.1я73

УДК 373.2(075.8) ББК 74.1я73

Коллектив авторов, 2014 ISBN 978-5-9916-4919-3 ©

Коллектив авторов, 2014 ISBN 978-5-9916-4919-3 ©

Признаки соуправления .......

Признаки соуправления .......

Раздел III УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ

Раздел III УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ

Бизнес-планирование .........

Бизнес-планирование .........

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 7 (7.2 в соавторстве с

ГБОУ ВПО МГПУ — гл. 7 (7.2 в соавторстве с

ВПО МГПУ — гл. 7 (7.2 в соавторстве с

ВПО МГПУ — гл. 7 (7.2 в соавторстве с

Юганова И. В. , кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием

Юганова И. В. , кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием

Нормативные правовые акты Конституция

Нормативные правовые акты Конституция

В результате постоянных изменений происходит управление современной дошкольной организацией и системой образования: только за 2010— 2013 гг

В результате постоянных изменений происходит управление современной дошкольной организацией и системой образования: только за 2010— 2013 гг

Поэтому еще одной особенностью данного учебника является то, что изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются как «точки…

Поэтому еще одной особенностью данного учебника является то, что изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются как «точки…

России и становления вариативных форм дошкольного образования в современный период ее развития; оговаривается специфика реализации программ дошкольного образования в условиях дошкольных отделений при школах и…

России и становления вариативных форм дошкольного образования в современный период ее развития; оговаривается специфика реализации программ дошкольного образования в условиях дошкольных отделений при школах и…

Методическое обеспечение деятельности педагогического коллектива » включает описание понятия методической работы, функций управления ею на примере деятельности руководителя дошкольной образовательной организации и его заместителя —…

Методическое обеспечение деятельности педагогического коллектива » включает описание понятия методической работы, функций управления ею на примере деятельности руководителя дошкольной образовательной организации и его заместителя —…

ОК-15); • уметь использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

ОК-15); • уметь использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

По мере изучения учебника студент овладеет следующими компетенциями в области педагогической деятельности : • быть способным реализовывать учебные программы базовых и элек-тивных курсов в различных…

По мере изучения учебника студент овладеет следующими компетенциями в области педагогической деятельности : • быть способным реализовывать учебные программы базовых и элек-тивных курсов в различных…

В качестве профессиональных компетенций, связанных с подготовкой магистров в области управления дошкольным образованием, выступают следующие: в области методической деятельности : • готовность к разработке и…

В качестве профессиональных компетенций, связанных с подготовкой магистров в области управления дошкольным образованием, выступают следующие: в области методической деятельности : • готовность к разработке и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018