При проведении контрольных работ,мы сталкиваемся с проблемами. итоговые работы проводились в основном по двум областям математика и русский язык. с переходом на государственные стандарты в начальной школе я ввела новый вид диагностических работ - это итоговые комплексные работы. она позволяет искать информацию из текста.
Итоговые комплексные работы.
При проведении контрольных работ, на протяжении многих лет, мы
сталкивались с проблемами. Итоговые контрольные работы проводились в
основном по двум предметным областям математика и русский язык. Такие
дисциплины как окружающий мир, литературное чтение оставались в стороне,
т.о метопредметность отсутствовала.
С переходом на государственные стандарты мы ввели в начальной
школе новый вид диагностических работ это комплексные работы. Мы
считаем что такие работы позволяют учащимся принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, извлекать информацию,
перерабатывать ее для получения необходимого результата, устанавливать
аналогии и причинно следственные связи. Осознавать необходимость нового
знания, перерабатывать и выполнять широкий спектр логических действий и
операций, использовать общие приемы решения задач, выполнять инструкции,
работать с информацией. Как вы уже поняли, все это относится к
универсальным учебным действиям ученика.
Я считаю, что проведение комплексной работы важно потому что оно
позволяет определить сформированость и умения переноса знаний и способов
учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные
ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры
сформированной уровня компетентности ребенка в решении разнообразных
проблем.
Работа охватывает две основные междисциплинарные программы
«Чтение: работа с информацией» и «Программу формирования учебных
действий». По нашему мнению, проведение комплексной письменной
контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме
предполагается осуществлять оценку успешности и эффективностидеятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем
образования.
Почему работа названа «комплексной» выполнение заданий предполагает
использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся
начальной школы в процессе изучения почти всех предметов (математики,
русского языка, окружающего мира, литературного чтения и другие).
универсальных способов действий:
Комплексная работа оценивает сформированность отдельных
познавательных (обшеучебных,
логических, постановки и решение проблем), коммуникативных (например,
умений выражать своих мыслей в соответствии с задачами и условиями
коммуникации) и регулятивных (например, действие контроля и оценки на
межпредметной основе).
Такие работы должны проводиться не менее трёх раз. стартовая,
промежуточная (по итогам первого полугодия), итоговая. Комплексные
работы помогут проверить не только УУД, но и одновременно проверить
технику чтения.
Комплексные работы составлены на основе общих принципов:
раздельной оценки достижения базового уровня требований к
подготовке и повышенных уровней подготовки;
кумулятивной (накопительной оценки)
Комплексные работы разработаны для первого класса начальной школы.
Они строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому
дается ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, окружающему
миру.
Каждая работа состоит из двух частей. Первая часть представляет собой
законченный рассказ или заметку и является основой для создания вопросов.
Данные тексты дают возможность пополнить запас знаний учащихся,
расширить кругозор.Вторая часть состоит из 1117 заданий. По несколько заданий к каждому
предмету русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.
Небольшое количество заданий обусловлено тем, что дети первого класса в
силу своих физиологических возможностей не могут справиться с большим
объемом.
В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа
типы заданий:
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
на установление последовательности и соответствии
с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в
виде числа или слова на отведенном месте);
с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ,
решение или объяснение к ответу).
Учителя могут использовать данный материал при организации текущего
контроля, для проведения контроля отводится 40 минут. Материал для
первой части (текста) взяты из пособий, рекомендуемых для чтения в первом
классе. Вопросы 2 части предложены нами.
Комплексная (итоговая) контрольная работа проводится после
изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной
школы.
Я считаю, что использование итоговых комплексных работ дает
возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков,
имеющих большого значения для всего процесса обучения.