Авторская разработка: "Роль техники "Сторителинг" в развитии речи у учащихся начальных классов.
Оценка 4.8

Авторская разработка: "Роль техники "Сторителинг" в развитии речи у учащихся начальных классов.

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
15.06.2024
Авторская разработка:  "Роль техники "Сторителинг" в развитии речи  у учащихся начальных классов.
Техника " Сторителинг"-универсальный метод развития всех психологических процессов.Это техника,с помощью ,которой учащиеся развивают свои УУД.
техника сторителинг.doc

              Техника “Сторителинг”,как эффективное средство в развитии речи у учащихся начальных классов.

Авторская разработка учителя начальных классов Романовой Л.В.

             Почему мы ищем всё новые и новые пути работы с учениками? А вот почему. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Требуется от человека не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых проблем. Зачем же нам изобретать что-то новое, когда много технологий, идей из прошлого? В Федеральном государственном образовательном стандарте четко указано, что «в ходе осуществления образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным». В своей работе я использую результативную технику – «Сторителинг».

По самому слову можно заметить, пришло оно к нам из английского языка и в буквальном переводе звучит как "рассказывание истории". В русском языке этому слову есть хороший синоним - "сказительство", то есть исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Но я данную технику немного усовершенствовала, усложнила элементами ТРИЗ – технологий. Сторителинг - это эффективный вариант нестандартного обучения.

Техника построена на использовании историй с определённым сюжетом, как способ передачи опыта ребёнка, нестандартного мышления в процессе его обучения. Сторителинг - это один из методов, который не требует больших затрат,

но может быть востребован и полезен в развитии познавательных процессов не только у младших школьников, но и у учащихся средней школы. Сторителинг способствует развитию коммуникативной культуры, расширяет познавательные возможности учащихся, личностные качества и регуляторные. Положительные стороны использования техники "Сторителинг" на начальных этапах обучения заключаются в развитии грамотной речи младших школьников, мыслительных процессов, воображения, внимания, памяти, важен также весомый интеллектуальный, воспитательный и нравственный момент этого метода. Согласно Федеральному государственному стандарту начального

образования, одной из основных целей начальной ступени общего образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к обучению, формирование желания и умения учиться. В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о повышении качества учебного процесса на начальном этапе, о поиске новых, более эффективных методов и приёмов обучения в условиях, когда на первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессеусвоения знаний. Одной из возможностей преодоления проблем в процессе обучения может стать использование техники "Сторителинг "с элементами ТРИЗ-технологий в начальной школе.

Данная техника предоставляет уникальные возможности, как для

учителя, так и для ученика, так как может помочь в достижении основных

целей в процессе обучения на ступени начального образования: в развитии

личности младшего школьника и формировании его коммуникативной

компетенции. По моему мнению, данная техника недостаточно широко

используется в практике преподавания. Об этом свидетельствует тот факт, что

в русскоязычной методической литературе ещё не существует устоявшегося

термина для её обозначения.

Сторителинг – техника, построенная на использовании историй с

определённым сюжетом как способ передачи опыта для ребёнка в процессе

обучения. Таким образом, актуальность темы обусловлена - значимостью

разработки новых образовательных технологий, направленных на развитие

личности, учащихся в процессе обучения. Сторителинг - эффективный

вариант неформального обучения. Современность диктует нам новые

подходы к образованию и воспитанию подрастающего поколения. И сегодня

вспоминается древняя практика такого воспитания через поучительные

истории, рассказы, легенды, мифы.

Основные функции техники «Сторителинг»:

-Мотивационная. Это инструмент убеждения учащихся, позволяющий

воодушевить, вдохновить их на проявление инициативы в учебном процессе

и т.п..

-Объединяющая. Истории служат инструментом развития дружеских,

коллективных взаимоотношений в классе, группе обучающихся.

-Коммуникативная. Истории повышают эффективность общения на

разных уровнях.

-Инструмент воздействия. Расширяет арсенал средств мотивации

учащихся, укрепляет уверенность в себе.

- Утилитарная. В ряде случаев это самый простой способ донести до

других содержание поставленной перед ними задачи или проблемы.

Почему я обратила своё внимание на данную технику?

1.Сегодня общение всё больше уходит в мир виртуальный. Реальное

общение становится предметом роскоши, неким искусством, которому надо

снова обучать и к которому необходимо возвращаться.

2.В эпоху переизбытка информации большей популярностью будет

пользоваться проверенные, доступные, востребованные методы обучения.

3.А так же этот метод не требует больших затрат.

Поскольку речь идёт о младших школьниках, то учитывая их

психологические особенности, целесообразно использовать реальные

картинки, предметы, мимику и жесты. Главная задача психолога во время

прослушивания истории – помочь детям понять её. В процессе сторителинга

соединяются правила игры с моделируемой ситуацией. Это позволяет создать условия для активного участия детей в процессе общения, для обеспечения

достаточного количества повторений при сохранении новизны и

постепенным усложнением. Естественно, данный подэтап будет самым

продолжительным по времени, так как он предполагает использование

большого количества тренировочных упражнений с жёсткой установкой,

заданным механизмом выполнения, но при этом имеющих смысловую

значимость для детей.

После прослушивания истории возможно использование

тренировочных упражнений условно – коммуникативного характера.

Сторителинг позволяет развивать, все виды речевой деятельности

интегрировано, конечно же, ведущая роль отводится говорению. Поэтому в

процессе работы школьного психолога при использование техники

«Сторителинг» этап рефлексии очень важен, поскольку он не завершает

работу, а выводит на новый уровень использования техники на

коррекционных занятиях и уроках в начальной школе. Учителю необходимо

подбирать истории различного типа, чтобы продемонстрировать, как можно

общаться с собеседниками в различных ситуациях.

Для ребёнка всегда важен контакт между партнёрами по общению, а

задача учителя - сделать так, чтобы ребёнок хотел идти на этот контакт.

Младшие школьники должны знать, как можно поприветствовать

собеседника, начать разговор, выразить восторг, привлечь внимание и

т.д.Необходимо предоставить им возможность для такого общения, при этом

необходимо обратить внимание на тематику ситуаций: они должны отражать

интересы детей.

Эта техника проста, уникальна и находка для учащихся начальных классов. Она

помогает развивать мыслительные процессы учащихся, особенно креативное

мышление, логику, память, внимание, воображение, восприятие. Учащиеся из

одной картинки могут создать совершенно разные по смыслу, типу, жанру

рассказы, сказки и т.д. при этом используются ТРИЗ-технологии.

Данная техника может использоваться не только, как ТРИЗ -технология,

но и как диагностический материал.Данная техника позволит из рассказов, рисунков учащихся узнать и о их семье, о их тревожности, переживаниях, страхах, агрессии;

оценить их познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные,

речевые способности исследовать моторику рук, ориентирование на листе

бумаги и т. д. (данная техника может использоваться в сочетании с другими

техниками: арт – терапией, пескотерапией, музыкотерапией и т.д.).

В процессе использования техники "Сторителинг" у детей

формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную

генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в

своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитанием мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического

пространства открытых задач.

Работа по технике "Сторителинг" осуществляется постепенно: вначале

дети учатся находить и различать противоречия, которые окружают их

повсюду, далее учатся фантазировать, придумывать разные сказки с

помощью методов ТРИЗ, затем они применяют полученные знания и,

используют нестандартные, оригинальные способы сочинять, рассказывать

истории, рассуждать. Учащимся предлагается история с ситуацией, а им

необходимо найти выход из любой сложной ситуации и рассказать историю

уже с решённой проблемой.

В ходе работы с детьми по технике "Сторителинг", создаётся

предметно-развивающая среда; формируются у учащихся умение рассуждать,

объяснять, доказывать; развиваются творческие способности, умение

нестандартно мыслить; воспитывается речевая и познавательная активность;

формируются УУД.

Предлагая детям творческие задания, я в своей работе учитываю

дидактические принципы:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем

действии предоставляю учащемуся право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю учащемуся возможность работать с

открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В

условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю

практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения

учащимися мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть

элементы предыдущих заданий.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального

оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет

мне максимально использовать возможности знания и интересы учащихся.

-Принцип диалектики – искусство спорить, вести рассуждение. Это

позволяет учащимся развивать логическое мышление, способ теоретического

мышления, имеющий своим предметом противоречия мыслимого

содержания этого мышления.

В арсенале технике "Сторителинг" используются игровые приёмы и

методы, позволяющие раскрыться творческому потенциалу каждого ребенка

и приобрести не только знания, но и умение пользоваться ими в жизни.

Предлагаемый вашему вниманию материал – это обобщение опыта

моей работы с учащимися младшего школьного возраста по технике

"Сторителинг" с элементам прикладной диалектики и некоторым

технологиям творчества.

Мною изучена, разработана система игр и игровых упражнений

составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и

индивидуальных особенностей. Разработана рабочая программа "Творческая

мастерская ", которая рассчитана на учащихся начальной школы. Но данную технику я вношу в коррекционно -развивающие программы и для учащихся средней школы. В данную технику наряду с рассказыванием, сочинением историй, я

включаю элементы весёлой этимологии (это осмысление морфемного состава слова, переделка и переосмысление слова, только в шуточной форме, приёмов, основанных на разного рода игре слов). Переделав слово, учащийся дальше развивает свою версию, в виде истории происхождение данного слова в шуточной форме. Работая по данной методике у большинства учащихся к концу обучения в начальной школе развиваются интеллектуальные, логические, познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные качества. Результатом работы является то, что учащиеся умеют:

- работать с образным и словесным материалом;

- детально разрабатывать выбранную тему;

 - создавать необычные идеи и решения; - сочинять сказки и истории, использовать свой рисунок в качестве основы для сочинения историй;

- применять различные приемы для сочинений, решения творческой

задачи;

 - самостоятельно оценивать свою творческую продукцию; Ученики участвуют в интеллектуальных и познавательных конкурсах, и занимают в них призовые места.

Примером эффективного развития речи с помощью техники “Сторителинг”,нам послужат истории связанные с экологией,которые сочиняли учащиеся для конкурсов.

Экологическая сказка,о значимости природы в жизни человека.

В далекой галактике МИЛКАН, на планете ЭКО, жили маленькие инопланетяне – зелененькие и весьма необычные существа. Их родная планета была наполнена разнообразными растениями и животными, а воздух на ней был таким свежим и чистым, как нигде больше во Вселенной. Инопланетяне с гордостью называли планету ЭКО "красотой Вселенной".
          Однако, не все было так идеально, как казалось. На этой же планете жили жадные и несознательные инопланетяне, которые отказывались следовать принципам эко-жизни и злоупотребляли природными ресурсами. Они разрушали чудесные леса, вырубая деревья и строили огромные фабрики, выбрасывая вредные отходы в реки. Все это причиняло непоправимый вред планете ЭКО.

          Один из зелененьких инопланетян, по имени Зелек, решил, что не может оставаться бездействовать. Он решил написать книгу для детей начальной школы, чтобы помочь им понять, как важно заботиться о природе и сохранять ее. Эту книгу он назвал "Волшебная Эко-Сказка".
          В своей сказке Зелек рассказывал о маленьком инопланетянине по имени Каплик, который отправился в благодатный Лес Зеленушка, чтобы спасти его от опасности. В этом лесу росли высокие сосны, мягкие мхи и прекрасные цветы. Но вскоре Каплик обнаружил, что часть леса уже была вырублена для строительства фабрики.

С помощью волшебного кристалла, который забрал с собой, Каплик придал жизнь вырубленным деревьям. Они восстали из пепла и стали снова расти, превращаясь в красивые зеленые деревья. Лес Зеленушка был спасен!
          Каплик отправился дальше, встретил других инопланетян, которые вероломно намеревались вырубить лес Красавица, где обитали редкие и уникальные растения. Он показал им, что без этого леса, который придавал планете еще большую красоту, инопланетянам будет грустно и плохо. И растения проследили, чтобы этого не произошло.
          С каждой страницей сказки Зелек учил детей, что они должны беречь природу, иначе она исчезнет и собственная планета превратится в пустыню. Ребята начальной школы читали его книгу и понимали, что каждый из них может стать героем и спасти Зеленую планету от гибели.
          Инопланетяне, благодаря Зелеку, постепенно осознавали важность экологической баланса и начали менять свое поведение. Они стали беречь ресурсы планеты, строить экологически чистые города и сады.
          Так закончилась фантастическая история "Волшебная Эко-Сказка". Она напомнила всем, что каждый из нас может стать героем и изменить мир к лучшему. Зелек был очень счастлив, что смог влиять на молодое поколение и сохранить красоту планеты ЭКО для будущих поколений.

Волшебная Эко-сказка

еще раз.

                                                  Волшебный лес.

В далекой галактике МИЛКАН, на планете ЭКО, жили маленькие инопланетяне – зелененькие и весьма необычные существа. Их родная планета была наполнена разнообразными растениями и животными, а воздух на ней был таким свежим и чистым, как нигде больше во Вселенной. Инопланетяне с гордостью называли планету ЭКО "красотой Вселенной".
Однако, не все было так идеально, как казалось. На этой же планете жили жадные и несознательные инопланетяне, которые отказывались следовать принципам эко-жизни и злоупотребляли природными ресурсами. Они разрушали чудесные леса, вырубая деревья и строили огромные фабрики, выбрасывая вредные отходы в реки. Все это причиняло непоправимый вред планете ЭКО.
          Жил-был волшебный лес, где все существа жили в гармонии с природой. Деревья стремительно росли, создавая густую зелень над головой жителей этого волшебного уголка. Воздух наполнялся ароматом свежим цветов и трав, а пение птиц звучало как самая живая музыка.
          Верным хранителем этого мира была добрая фея, которая смотрела за каждым растением и животным в лесу. Каждое утро она просыпалась и осмотрев зеленые поляны, улыбалась, видя, как живые существа радостно бегали и играли.

          Однажды фея нашла старую семенную коробку, которая хранилась в глубинах леса. Узнав, что это магическая коробка, она вознамерилась использовать ее для создания новых чудес. Она разошлась маленькими семенами по всему лесу, надеясь их зародыши скоро превратятся в новые деревья и цветы.
          Вскоре после появления этих магических семян, лес заиграл новыми красками. Цветочные поляны расцвели прекрасными цветами разных оттенков, и появились раньше не виданные деревья, с их красивыми и необычными формами.
          Однако, с течением времени, проклятие легко проникло в волшебный лес. Старые волшебные силы начали превращаться в коррумпированные злые существа. Они наводили хаос и ужас на мирный и спокойный лес.
          Фея была отчаянна и не знала, что делать. Она собрала всех жителей волшебного леса и объяснила, что в этом мире магия всегда балансируется на краю двух сил - добра и зла. Фея призвала каждого жителя помочь восстановить равновесие и сбалансировать энергии.
          Жители леса согласились с феей и собрались вместе для совместных усилий по восстановлению своего мира. Они привнесли свою чудесную энергию и магию в битву против зла. Цветы расцвели ярче, птицы запели громче, и деревья возвысились еще выше.
          С помощью сил природы и дружбы, жители волшебного леса передвинули границы зла и восстановили мир и гармонию. Этот волшебный лес стал символом того, что когда все объединены, они могут преодолеть любые преграды и победить зло.
          Так, доброта и магия волшебного леса ожила в каждом сердце его жителей. Они прекрасно поняли, что в то магическое утро, когда фея нашла старую семенную коробку, они получили еще одну возможность сделать мир лучше.

Это была настоящая волшебная эко-сказка, в которой каждый мог стать героем и переписать свою судьбу.
          В современном образовательном процессе все большую значимость приобретают инновационные методики, направленные на развитие различных аспектов личности учащихся. Одной из эффективных техник является использование техники “Сторителинг” в качестве инструмента для развития памяти, внимания, мышления и речи у детей начальной школы.
           Главными элементами  в создании  истории являются сильные персонажи. Читатель должен сопереживать им, понимать их мотивы и переживать за них.
Кроме того, удивительными персонажами должна быть насыщена не только главная сюжетная линия, но и побочные истории, которые делают их мир живым и реалистичным. Описывая персонажей с яркими чертами характера и интересными историями, писатель создает незабываемые образы, которые останутся в памяти  на долгое время.
          Другим важным аспектом техники сторителлинга является развитие сюжета. Профессионал должен уметь создавать завораживающие повороты событий и захватывающие акты, чтобы поддерживать интерес читателей на протяжении всего произведения. Хорошая история строится на графике, где увлекательные дилеммы, конфликты и периоды спокойствия следуют друг за другом, создавая напряжение и увлекая  в глубину сюжета.
          И,
конечно же, важно уметь использовать правильные слова и описания для передачи настроения и атмосферы.Учимся с учащимися при помощи техники “ Сторителинг”создавать мир, который поможет увидеть, услышать и почувствовать. Он описывает места, пейзажи, звуки и запахи таким образом, что присутствующие просто погружаются в сюжет и становятся его непосредственным участником.
          Наконец, необходимо уметь поддерживать баланс между деталями и скоростью повествования.
          В итоге, техника “
Сторителинг”, представляет собой навык, который даёт учащимся, способность рассказывать удивительные истории, которые запоминаются на долгое время.

          Вот такая,удивительная техника “Сторителинг”,которая помогает учащимся развить свою речь,память.внимание,мышление,коммуникативные способности.


Техника “Сторителинг”,как эффективное средство в развитии речи у учащихся начальных классов

Техника “Сторителинг”,как эффективное средство в развитии речи у учащихся начальных классов

Одной из возможностей преодоления проблем в процессе обучения может стать использование техники "Сторителинг "с элементами

Одной из возможностей преодоления проблем в процессе обучения может стать использование техники "Сторителинг "с элементами

Почему я обратила своё внимание на данную технику? 1

Почему я обратила своё внимание на данную технику? 1

Эта техника проста, уникальна и находка для учащихся начальных классов

Эта техника проста, уникальна и находка для учащихся начальных классов

УУД. Предлагая детям творческие задания, я в своей работе учитываю дидактические принципы: -

УУД. Предлагая детям творческие задания, я в своей работе учитываю дидактические принципы: -

Работая по данной методике у большинства учащихся к концу обучения в начальной школе развиваются интеллектуальные, логические, познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные качества

Работая по данной методике у большинства учащихся к концу обучения в начальной школе развиваются интеллектуальные, логические, познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные качества

Они восстали из пепла и стали снова расти, превращаясь в красивые зеленые деревья

Они восстали из пепла и стали снова расти, превращаясь в красивые зеленые деревья

Однажды фея нашла старую семенную коробку, которая хранилась в глубинах леса

Однажды фея нашла старую семенную коробку, которая хранилась в глубинах леса

Другим важным аспектом техники сторителлинга является развитие сюжета

Другим важным аспектом техники сторителлинга является развитие сюжета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2024