ИТОГОВЫЙ УРОК ПО САМОПОЗНАНИЮ В 8-м классе
Оценка 4.8

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО САМОПОЗНАНИЮ В 8-м классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
8 кл
20.02.2019
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО САМОПОЗНАНИЮ В 8-м классе
Класс: 8 « А,Б,В », Кол-во уч-ся_______ Дата: ___________ Ценность: истина Качества: поиск истины в самих себе, самоанализ, ответственность за мысли, слова и дела, позитивное мышление. Оборудование: Листы, формат А 1 для каждой группы учащихся. Маркеры, цветные мелки, краски, фламастеры, клей, ножницы. Аудиозапись со спокойной музыкой. Цель: Обобщение знаний учащихся, полученных на уроках самопознания в течение учебного года, поиск истины в себе. Учащиеся должны: - уметь успешно принять решение, про¬являть инициативу, углублять представления об общечеловеческих ценностях и лучших качествах человека. -развивать умение позитивно мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы. -воспитывать стремление больше познавать, проявлять доброту и внимание. Ресурсы:(материалы, источники) 1.Учебник для 8 класса общеобразовательных школ. Автор проекта нравственно – духовного образования С. А. Назарбаева. И.В. Калачева, М.Ж. Джадрина, Г. З. Байжасарова. Издательство ННПООЦ «Бөбек» 2010 год – 208 с. 2.Методическое пособие для учителя 8 класс общеобразовательных школ. Автор проекта нравственно – духовного образования С. А. Назарбаева. М.Ж. Джардина, И.В. Калачева, Г. З. Байжасарова Издательство «Бөбек» 2010 год – 256 с. Дереклеева Н.И. Интернет ресурсы. Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Позитивный настрой Мысленная прогулка в лесу. Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! 3. Проверка домашнего задания. Учитель делит учащихся на 4 группы вручая цветные жетоны. Учащиеся дома приготовили материал для разработки проекта будущего (школы, двора, города или дома). 4. Творческая деятельность, групповая работа. Каждая группа из приготовленного материала изготавливает проект будущего. Презентуют его, рассказывая о новом устройстве, внешнем виде выбранного объекта. Проводит сравнительный анализ будущих изменений с его сегодняшним днем. 5. Позитивное высказывание (цитата) Изречения, выступающие в качестве эпиграфов урока,раскрывают перед учащимися смысловые линии по теме урока. «Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования» Назарбаева Сара Алпысқызы - Как вы понимаете смысл изречения? 6. Рассказывание истории (беседа). Президент республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленный на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения. Самопознание способствует формированию целостной личности, которая осознает свои чувства, умеет владеть и управлять ими, умеет строить свои взаимоотношения с окружающими людьми на основе Любви, Доброжелательности, Взаимопонимания. Беседа по вопросам: 1. Чему вы научились на уроке самопознания? 2. Какие темы на уроках самопознания вам понравится больше всего? 3. О каких человеческих ценностях Вы узнали? 4. Что является главным в человеке? 5. К чему человек должен стремиться? 6. Что наполняет жизнь человека смыслом? ВЫВОД: Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на том, что на пути овладения знаниями, встречаются трудности, но их всегда можно преодолеть с помощью близких – друзей, учителей, родителей. Главное – желание и старание… 7. Творческая деятельность, групповая работа. Учащимся предлагается по группам приготовить ответы на следующие вопросы: 1 группа Тема: «Выбор пути» 1. Что значит для человека найти свое дело? 2. Почему так важно в жизни найти «свое дело»? 3. Какие качества человека помоют ему определиться? 4. Кем вы хотите стать в будущем? (Один из членов группы берет интервью у своих одноклассников и презентует его.) 2 группа Тема: «Свобода человека» 1. Дайте определение «Свобода» 2. Подберите ассоциации к этому слову 3. Как соотносятся свобода и ответственность? Существует ли связь между понятиями «свобода» и «нравственность»? В чем она выражается? 3 группа Тема: «Успех в жизни человека» 1. Кого мы называем успешным человеком? 2. Назовите критерии успеха……. 3. Какие личностные достижения считаете своим успехом? (Один из членов группы берет интервью у своих одноклассников и презентует его.) 4. Можно ли стать гением, задавшись этой целью? Поясните ответ. 4 группа Тема: Красота окружающего мира 1. Как бы вы определили понятие «красота» 2. Где можно встретиться с красотой в обычной жизни? 3. Что значит стремиться к красоте? 4. Как можно создать красоту? 5. В чем главная ценность красоты? 8. Творческая деятельность, групповая работа. Каждой группе раздается для чтения и обсуждения притча Близкая и далекая цель Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились. — Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец, полный воды, — сказал учитель. Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день путники не увидели оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса. — Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до оазиса и до колодца с водой, — спокойно сказал учитель. Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с колючего кустарника или найти съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала все силы. Только слова учителя заставляли юношу идти вперед. Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и принял двух путников как дорогих гостей. — Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя. — Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды. — Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса. — Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима — если колодец не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится далеко, — объяснил учитель. Вопросы: • Почему учитель не сказал юноше, что оазис находится далеко? • Одни люди выбирают большую цель и долго трудятся, чтобы достичь ее, другие— выбирают маленькую цель, чтобы быстро достичь ее. К каким людям относитесь вы? • Как бы вы поддержали друга в дальней дороге, если бы у него было мало сил? Учись спрашивать В ювелирную мастерскую пришли два молодых ювелира. — Вы уже получили звание мастеров, но настоящее мастерство достигается опытом. Не стыдно не знать, стыдно не учиться, — сказал им главный ювелир. — Учиться никогда не поздно, — согласился один молодой мастер. Он был родом из семьи строителей, а в школе ювелиров работал только с полудрагоценными камнями. — Не надо учить орла летать, — пробормотал второй. Он был сыном ювелира и с раннего детства видел, как обрабатываются драгоценные камни. Его отец закрыл свою мастерскую из-за болезни. Юноша мечтал снова открыть мастерскую отца, как только встанет на ноги. Оба молодых мастера работали усердно. Постепенно им стали доверять сложную работу. И тот и другой справлялись отлично. Молодой ювелир из семьи строителей постоянно задавал вопросы. Чаще всего он спрашивал о тонкостях изготовления уникальных украшений, которые делали старые мастера. Второй молодой мастер не спрашивал никогда. Он удивленно говорил своему товарищу: — Зачем ты постоянно спрашиваешь? Ты же мастер, а не ученик. — Не учись до старости, а учись до смерти, — смеясь, отвечал юноша. Однажды главный ювелир поручил мастеру из семьи строителя изготовить бриллиантовое колье. — Почему вы дали этот заказ не мне? Я лучше знаю, как работать с бриллиантами! — обиженно воскликнул второй молодой мастер. — Если будут трудности, этот юноша обязательно посоветуется и не испортит работу. А ты боишься спрашивать. Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься, иначе не станешь настоящим мастером, — объяснил главный ювелир. Вопросы: • Почему один из молодых ювелиров не хотел задавать вопросы? • Стыдно ли вам признаваться, что вы чего-то не знаете? • Любите ли вы задавать вопросы и советоваться, когда делаете какую-либо работу? • Подумайте, что бы вы хотели узнать больше всего. • Задайте всем десять вопросов об этом, а потом расскажите, что вы узнали нового. Притча «Кувшин с трещиной» (подарок) Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: “Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода." Старая женщина усмехнулась. "Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет ?" На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому. Вопросы для обсуждения • Почему женщина так поступила? • Какие качества присущи ей? • Какому результату мы пришли? • Чему учит вас притча? • Как научиться позитивно мыслить? Вывод учителя: У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нём хорошее. Итак, все мои друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинки. У каждого у нас совсем особые странности и недостатки. Но эти особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Какую позитивную мысль можно извлечь из этой ситуации Притча Что тебя окружает? Ученик всё время был хмурым и грустным. Тогда Учитель попросил его: - Найди, пожалуйста, в этой комнате все предметы коричневого цвета. Ученик огляделся по сторонам. В комнате было очень много таких предметов. Оконные рамы, карниз для занавесок, мебель, скатерть на столе, рамы для картин и много всевозможных мелочей. - А теперь закрой глаза! - попросил Учитель. - И назови мне все предметы ГОЛУБОГО цвета. - Как? - воскликнул в недоумении Ученик. - Я не заметил ни одного предмета голубого цвета, ведь я по вашему же заданию искал предметы коричневого цвета! - А теперь открой глаза и сам посмотри, как много в этой комнате голубого цвета. Это было правдой! Ученик в недоумении озирался по сторонам. Большие красивые занавески нежно голубого цвета, через которые свет поступал в комнату и казалось, что всё вокруг озаряется. Как можно было этого сразу не заметить? Ученик выглядел растерянным. Красивые голубые цветы стояли прямо в центре комнате на столе, голубая люстра, голубой ковёр на полу, голубые рамки для фотографий... В комнате было очень много голубых предметов. Ученик рассердился: - Это из-за вас я сразу не заметил голубого цвета. Вы меня заставили запоминать коричневый. Учитель улыбнулся: Именно это я и хотел тебе показать. Ты в своей жизни фокусируешься на плохом и не замечаешь сколько прекрасного происходит вокруг. - Но я всегда думал, что лучше ожидать от жизни худшего, тогда не будет разочарований. А если же случится что-то приятное - это станет хорошим сюрпризом. -Если фокусироваться на плохом, то и будет происходить только плохое. Намного выгоднее другая позиция. Всегда и во всём искать только хорошее. Тогда вся твоя жизнь озариться и наполнится множеством прекрасных вещей. И даже если и случится переживание, то и оно будет иметь положительное значение. Вопросы: • Проанализируйте, чему учит притча? • К чему человеку нужно учиться стремиться? Вывод учителя:Иди смело по жизни и обращай внимание на всё прекрасное, что нас окружает. Тогда в твоей жизни не будет разочарований! 9. Наедине с собой Представьте, что любовь – это свет, озаряющий мир. В этом мире люди живут в согласии друг с другом, с природой. Любовь – это чувство, наполняющее смыслом жизнь человека. Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви своим близким. Пусть они ощутят вашу любовь, и она согреет их своим теплом. Пожелайте мысленно им удачи во всех их делах. 10. Групповое пение Ты – человек Слова Ю. Энтина Музыка Е. Крылатова 1. Куда подует ветер – Туда и облака. По руслу протекает Послушная река. Припев: Но ты – человек, Ты и сильный и смелый! Своими руками судьбу свою делай, Иди против ветра, На месте не стой, Пойми, не бывает Дороги простой! 2. Где рельсы проложили, Там ходят поезда. Куда пастух погонит, Туда бредут стада. Припев. 3. Теперь не доверяют, Как прежде, небесам. На чудо не надейся! Судьбой командуй сам! Припев. 11. Домашнее задание Приготовьте и выучите наизусть стихотворение о мире самопознания. 12. Заключительная минутка тишины. Под инструментальную музыку. - А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.
8 кл 33 итоговый уpок.docx

 

Урок Самопознания             № 33 Тема «Повторение учебного материала»

 

Класс:  8 «   А,Б,В          »,    Кол-во уч-ся_______ Дата: ___________

 

Ценность: истина

Качества: поиск истины в самих себе, самоанализ, ответственность за мысли, слова и дела, позитивное мышление.

Оборудование: Листы, формат А 1 для каждой группы учащихся. Маркеры, цветные мелки, краски, фламастеры, клей, ножницы. Аудиозапись со спокойной музыкой.

 

Цель: Обобщение знаний учащихся, полученных на уроках самопознания в течение учебного года, поиск истины в себе.

Учащиеся должны:

-    уметь успешно принять решение, про­являть инициативу, углублять представления об общечеловеческих ценностях и лучших качествах человека.

-развивать умение позитивно мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.

-воспитывать стремление больше познавать, проявлять доброту и внимание.

Ресурсы:(материалы, источники)

1.Учебник для 8 класса общеобразовательных школ. Автор проекта нравственно – духовного образования С. А. Назарбаева. И.В. Калачева, М.Ж. Джадрина, Г. З. Байжасарова. Издательство ННПООЦ «Бөбек» 2010 год – 208 с.

2.Методическое

пособие для

учителя 8 класс общеобразовательных школ. Автор проекта нравственно – духовного образования С. А. Назарбаева. М.Ж. Джардина, И.В. Калачева, Г. З. Байжасарова Издательство «Бөбек» 2010 год – 256 с.

Дереклеева Н.И.

Интернет ресурсы.

 

 

Ход урока:

1. Орг.момент.

2. Позитивный настрой

Мысленная прогулка в лесу.

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу.    Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

3. Проверка домашнего задания.

Учитель делит учащихся на 4 группы вручая цветные жетоны.

Учащиеся дома приготовили материал для разработки проекта будущего (школы, двора, города или дома).

4. Творческая деятельность, групповая работа.

Каждая группа из приготовленного материала изготавливает проект будущего.

Презентуют его, рассказывая о новом устройстве, внешнем виде выбранного объекта. Проводит сравнительный анализ будущих изменений с его сегодняшним днем.

 

5. Позитивное высказывание (цитата)

Изречения, выступающие в качестве эпиграфов урока,раскрывают перед учащимися смысловые линии по теме урока.

«Курс «Самопознание» помогает 
человеку найти себя, раскрыть лучшие 
качества, не изменить себе, сохранять 
свое достоинство и всегда оставаться 
человеком в полном смысле этого слова. 
По существу, все истории человечества 
есть не что иное, как постоянный и 
непрерывный процесс нравственного 
самосовершенствования»

Назарбаева Сара Алпысқызы

- Как вы понимаете смысл изречения?

6. Рассказывание истории (беседа).

Президент республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленный на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.

Самопознание способствует формированию целостной личности, которая осознает свои чувства, умеет владеть и управлять ими, умеет строить свои взаимоотношения с окружающими людьми на основе Любви, Доброжелательности, Взаимопонимания. 
Беседа по вопросам:

1.      Чему вы научились на уроке самопознания?

2.      Какие темы на уроках самопознания вам понравится больше всего?

3.      О каких человеческих ценностях Вы узнали?

4.      Что является главным в человеке?

5.      К чему человек должен стремиться?

6.      Что наполняет жизнь человека смыслом?

ВЫВОД: Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на том, что на пути овладения знаниями,  встречаются трудности, но их всегда можно преодолеть с помощью близких – друзей, учителей, родителей. Главное – желание и старание…

7. Творческая деятельность, групповая работа.

Учащимся предлагается по группам приготовить ответы на следующие вопросы:

1 группа

Тема: «Выбор пути»

1. Что значит для человека найти свое дело?

2. Почему так важно в жизни найти «свое дело»?
3. Какие качества человека помоют ему определиться?

4. Кем вы хотите стать в будущем? (Один из членов группы берет интервью у своих одноклассников и презентует его.)

2 группа

Тема: «Свобода человека»

1. Дайте определение «Свобода»

2. Подберите ассоциации к этому слову

3. Как соотносятся свобода и ответственность?

Существует ли связь между понятиями «свобода» и «нравственность»? В чем она выражается?

3 группа

Тема: «Успех в жизни человека»

1. Кого мы называем успешным человеком?

2. Назовите критерии успеха…….

3. Какие личностные достижения считаете своим успехом? (Один из членов группы берет интервью у своих одноклассников и презентует его.)

4. Можно ли стать гением, задавшись этой целью? Поясните ответ.

4 группа

Тема: Красота окружающего мира

1. Как бы вы определили понятие «красота»

2. Где можно встретиться с красотой в обычной жизни?

3. Что значит стремиться к красоте?

4. Как можно создать красоту?

5. В чем главная ценность красоты?

8. Творческая деятельность, групповая работа.

Каждой группе раздается для чтения и обсуждения притча

 

Близкая и далекая цель

 

Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились.

— Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец, полный воды, — сказал учитель.

Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день

путники не увидели оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса.

— Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до

оазиса и до колодца с водой, — спокойно сказал учитель.

Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с

колючего кустарника или найти съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала

все силы. Только слова учителя заставляли юношу идти вперед.

Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и принял двух путников как дорогих гостей.

— Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя.

— Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды.

— Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса.

— Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима — если колодец не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится далеко, — объяснил учитель.

Вопросы:

·         Почему учитель не сказал юноше, что оазис находится далеко?

·         Одни люди выбирают большую цель и долго трудятся, чтобы достичь ее, другие— выбирают маленькую цель, чтобы быстро достичь ее. К каким людям относитесь вы?

·         Как бы вы поддержали друга в дальней дороге, если бы у него было мало сил?

 

Учись спрашивать

 

В ювелирную мастерскую пришли два молодых ювелира.

— Вы уже получили звание мастеров, но настоящее мастерство достигается опытом.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться, — сказал им главный ювелир.

— Учиться никогда не поздно, — согласился один молодой мастер. Он был родом

из семьи строителей, а в школе ювелиров работал только с полудрагоценными камнями.

— Не надо учить орла летать, — пробормотал второй. Он был сыном ювелира и с

раннего детства видел, как обрабатываются драгоценные камни. Его отец закрыл свою

мастерскую из-за болезни. Юноша мечтал снова открыть мастерскую отца, как только

встанет на ноги.

Оба молодых мастера работали усердно.

Постепенно им стали доверять сложную работу. И тот и другой справлялись отлично.

Молодой ювелир из семьи строителей постоянно задавал вопросы. Чаще всего он

спрашивал о тонкостях изготовления уникальных украшений, которые делали старые мастера.

Второй молодой мастер не спрашивал

никогда. Он удивленно говорил своему товарищу:

— Зачем ты постоянно спрашиваешь?

Ты же мастер, а не ученик.

— Не учись до старости, а учись до смерти, — смеясь, отвечал юноша.

Однажды главный ювелир поручил мастеру из семьи строителя изготовить бриллиантовое колье.

— Почему вы дали этот заказ не мне?

Я лучше знаю, как работать с бриллиантами! — обиженно воскликнул второй молодой мастер.

— Если будут трудности, этот юноша обязательно посоветуется и не испортит работу. А ты боишься спрашивать. Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься, иначе не станешь настоящим мастером, — объяснил главный ювелир.

Вопросы:

  • Почему один из молодых ювелиров не хотел задавать вопросы?
  • Стыдно  ли  вам  признаваться,  что  вы  чего-то  не знаете?
  • Любите ли вы задавать вопросы и советоваться,  когда делаете какую-либо работу?
  • Подумайте, что бы вы хотели узнать больше всего. 
  • Задайте всем десять вопросов об этом, а потом расскажите, что вы узнали нового.

 

Притча «Кувшин с трещиной»  (подарок)

 

Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече.
У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.
В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной 
стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.
Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:
“Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода." 
Старая женщина усмехнулась.  "Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет ?"
На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой.
Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.

Вопросы для обсуждения

·         Почему женщина так поступила?

·         Какие качества присущи ей?

·         Какому результату мы пришли?

·         Чему учит вас притча?

·         Как научиться позитивно мыслить?

Вывод учителя:  У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки.

Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной.

Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нём хорошее.

Итак, все мои друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинки. 

      У каждого у нас  совсем особые странности и недостатки. Но эти особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Какую позитивную мысль можно извлечь из этой ситуации

 

Притча

Что тебя окружает?

Ученик всё время был хмурым и грустным. Тогда Учитель попросил его:
- Найди, пожалуйста, в этой комнате все предметы коричневого цвета.
Ученик огляделся по сторонам. В комнате было очень много таких предметов. Оконные рамы, карниз для занавесок, мебель, скатерть на столе, рамы для картин и много всевозможных мелочей.
- А теперь закрой глаза! - попросил Учитель. - И назови мне все предметы ГОЛУБОГО цвета.
- Как? - воскликнул в недоумении Ученик. - Я не заметил ни одного предмета голубого цвета, ведь я по вашему же заданию искал предметы коричневого цвета!
- А теперь открой глаза и сам посмотри, как много в этой комнате голубого цвета.
Это было правдой! Ученик в недоумении озирался по сторонам. Большие красивые занавески нежно голубого цвета, через которые свет поступал в комнату и казалось, что всё вокруг озаряется. Как можно было этого сразу не заметить? Ученик выглядел растерянным. Красивые голубые цветы стояли прямо в центре комнате на столе, голубая люстра, голубой ковёр на полу, голубые рамки для фотографий... В комнате было очень много голубых предметов.
Ученик рассердился:
- Это из-за вас я сразу не заметил голубого цвета. Вы меня заставили запоминать коричневый.
Учитель улыбнулся:
Именно это я и хотел тебе показать. Ты в своей жизни фокусируешься на плохом и не замечаешь сколько прекрасного происходит вокруг.
- Но я всегда думал, что лучше ожидать от жизни худшего, тогда не будет разочарований. А если же случится что-то приятное - это станет хорошим сюрпризом.
-Если фокусироваться на плохом, то и будет происходить только плохое. Намного выгоднее другая позиция. Всегда и во всём искать только хорошее. Тогда вся твоя жизнь озариться и наполнится множеством прекрасных вещей. И даже если и случится переживание, то и оно будет иметь положительное значение.

Вопросы:

·         Проанализируйте, чему учит притча?

·         К чему человеку нужно учиться стремиться?

Вывод учителя:Иди смело по жизни и обращай внимание на всё прекрасное, что нас окружает. Тогда в твоей жизни не будет разочарований!

 

9. Наедине с собой

Представьте, что любовь – это  свет, озаряющий мир. В этом мире люди живут в согласии друг с другом, с природой.  Любовь – это чувство, наполняющее смыслом жизнь человека.

Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви своим близким. Пусть они ощутят вашу любовь, и она согреет их своим теплом.  Пожелайте мысленно им удачи во всех их делах.

10. Групповое пение

Ты – человек

Слова Ю. Энтина

Музыка Е. Крылатова

1. Куда подует ветер – Туда и облака.

По руслу протекает

Послушная река.

Припев:

Но ты – человек,

Ты и сильный и смелый!

Своими руками судьбу свою делай,

Иди против ветра,

На месте не стой,

Пойми, не бывает

Дороги простой!

2. Где рельсы проложили,

Там ходят поезда.

Куда пастух погонит,

Туда бредут стада.

Припев.

3. Теперь не доверяют,

Как прежде, небесам.

На чудо не надейся!

Судьбой командуй сам!

Припев.

11. Домашнее задание

Приготовьте и выучите наизусть стихотворение о мире самопознания.

12. Заключительная минутка тишины.

Под инструментальную музыку.

- А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок Самопознания № 33

Урок Самопознания № 33

Калачева, Г. З. Байжасарова Издательство «Б ө бек» 2010 год – 256 с

Калачева, Г. З. Байжасарова Издательство «Б ө бек» 2010 год – 256 с

Какие личностные достижения считаете своим успехом? (Один из членов группы берет интервью у своих одноклассников и презентует его

Какие личностные достижения считаете своим успехом? (Один из членов группы берет интервью у своих одноклассников и презентует его

Второй молодой мастер не спрашивал никогда

Второй молодой мастер не спрашивал никогда

Притча Что тебя окружает? Ученик всё время был хмурым и грустным

Притча Что тебя окружает? Ученик всё время был хмурым и грустным

Где рельсы проложили, Там ходят поезда

Где рельсы проложили, Там ходят поезда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019