Из истории Городецкой росписи
Городецкая
роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он
получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ
Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди
которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса
в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали
всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом
количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России.
Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце
прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены
вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и
многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и
игрушки.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. Веселье в городце показано сдержано, но за внешней бесстрастностью персонажей угадывается много разнообразных чувств. И передаются они одним движением кисточки по белым замалевкам лиц. Одной капелькой можно показать, как мужчина искоса наблюдает за своей избранницей. На каретах изображают и четыре колеса, а можно и два, пытаясь минимальными средствами добиться выразительности.
Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.
Технология промысла
Рисунок наносится непосредственно на само дерево, без какой-либо предварительной грунтовки основы и предварительного контура. Городецкая роспись позволяет при желании в качестве фона использовать краски желтого, красного или черного тонов. Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Это позволяет прибавить колорит изображаемой сценки или рисунка. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель. Популярностью пользуются краски на сухой основе из натуральных и искусственных пигментов, их называют темперы. Для нанесения контура рисунка ученику можно использовать простой карандаш, чтобы четко вырисовывать цветы и узоры, которые так характерны для этого художественного промысла - городецкая роспись. Элементы картины настолько разнообразны и витиеваты, что неопытному человеку трудно справиться с вырисовыванием деталей, но мастера считают, что вся картина должна быть нарисована только кистью. Ею же обозначают контур рисунка черным и белым цветом.
Мотивы росписи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.