"Повышение профессиональной компетентности педагогов — необходимое условие развития современной школы" Марьина Людмила Ивановна – учитель английского языка
Понятие «профессионализм» ассоциируется с высоким уровнем теоретических знаний педагога, подкреплённым необходимым набором профессионально-практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности, предъявляемые профессиональной деятельностью.
Под профессионализмом современного учителя педагогическая наука понимает высокий уровень его квалификации, который соответствует требованиям профессионального стандарта и заключается в гармоничном сочетании набора необходимых компетенций, позволяющих успешно реализовывать в процессе педагогической деятельности, имеющиеся профессионально важные качества педагога.
Профессиональная педагогическая компетентность это способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве. Компетентный педагог должен обладать профессионально-педагогической эрудицией, эмоциональной культурой и педагогической зоркостью, культурой общения и педагогическим тактом, профессиональной культурой речи. Компетентный педагог должен уметь применять новые технологии и методики, мониторинг и диагностику в своей профессиональной деятельности.
Компетентность – степень проявления профессионального опыта в рамках компетенции конкретной деятельности. Профессиональная педагогическая компетентность – способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве. Основными уровнями профессиональной компетентности педагога являются: обученность, подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения. Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации. Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» определяет базовые параметры модернизации современной школы. Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В настоящее время, когда социально-экономическое развитие страны ориентировано в направлении цифровизации всех сфер жизни общества, такой целью должно стать внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях перехода к стандартам нового поколения».
Достижение этой цели станет возможным при решении следующих задач: формирование единого банка данных программно-методических материалов, используемых в процессе образования и воспитания детей; разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе инновационных IT-технологий; повышение уровня информационной компетентности педагога; повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе требований ФГОС; расширение спектра используемого в педагогической деятельности методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития всесторонне развитой личности.
Необходимо понимать, что в современных условиях формирование профессиональной компетентности педагогического работника сопровождается становлением его творческой индивидуальности. Сегодня недостаточно просто применять в своей педагогической деятельности инновации. Важно уметь адаптироваться к новым педагогическим условиям и стандартам, постоянно развиваясь и самосовершенствуясь. Профессиональная компетенция педагога формируется постепенно в процессе получения им новых знаний и широкого практического их применения в своей педагогической деятельности. Ее наличие свидетельствует, что данный педагогический работник больше, чем другие соответствует общепринятым стандартам образования.
Учителя нашей школы системно ведут и заполняют новую форму отчета «Самоанализ учителя». В связи с предъявляемыми требованиями к профессиональной деятельности педагогических работников, появилась необходимость в изменении формы отчета по данному направлению. Новая форма отчетности поможет учителю всесторонне проанализировать свою профессиональную деятельность при прохождении аттестации. При прохождении новой аттестации педагогических работников необходимо соответствовать предложенному экспертному заключению, подтверждая свой уровень профессиональной деятельности по следующим критериям и показателям.
-Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
- Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
- Личный вклад в повышение качества образования.
-Совершенствование методов обучения и воспитания. Продуктивное использование новых образовательных технологий.
-Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.
-Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций; профессиональных конкурсах.
Я, учитель английского языка, в совершенстве владею содержанием своего предмета и осуществляю оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания. Успешно применяю современные педагогические технологии и их элементы в своей практической деятельности. Реализуя образовательные технологии, вовлекаю учащихся в личную, парную, групповую работу, развивая языковую память, логическое мышление, самостоятельность в действиях. Освоила программы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», ГАУ ДПО ПК ИРО, 30.09.2022, 36часов; «Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности школьников. важнейшие мероприятия Минпросвещения, Педагогический Университет РФ», 23.04.2023, 144ч; «Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Английский язык" в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО», учебный центр Инфоурок, 27.04.2023г, 36 ч; «Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС», учебный центр Инфоурок, 27.04.2023г, 140 ч; «Реализация требований обновленных ФГОС СОО в работе учителя», ГАУ ДПО ПК ИРО, 30.05.2023, 36часов.
Учащиеся ежегодно становятся победителями и призёрами школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников и участвуют в Муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Активно участвуют в конкурсах, олимпиадах разного уровня. 2020год Международная олимпиада «Знаниада» по предмету английский язык; 2021год Международный проект videouroki.net «Олимпиада по английскому языку», Международная олимпиада «Знанио» в номинации английский язык, Международный интеллектуальный марафон в номинации английский язык; 2023год Международная олимпиада «Знанио» в номинации английский язык, Международный конкурс «Лига эрудитов».
Публично транслирую результаты своей работы, используя различные способы представления и распространения. Создала электронное портфолио педагога в рамках образовательного портала (сайт znanio») «Знанио». Опубликовала авторские материалы: «Современное наставничество как эффективная форма успешной работы классного руководителя», «Развитие функциональной (читательской) грамотности в процессе обучения английскому языку», «Из опыта работы учителя по теме: «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации», «Методические советы изучающим английский язык».
В 2019 году на международном портале дистанционных проектов «Педагогические инновации» (доменное имя сайта в сети Интернет: педагогические-инновации.рф), номинация «Исследовательские работы обучающихся», презентовала конкурсную работу учащихся по теме «Анализ, причины приобретения одежды с надписями на английском языке». В 2023году на образовательном портале Инфоурок опубликовала Индивидуальный исследовательский проект учащихся 9класса по теме «Сравнительная характеристика Британского и Американского вариантов английского языка».
Являюсь организатором ЕГЭ, ежегодно прохожу дистанционное обучение по курсу: «Подготовка организаторов в ППЭ» ФГБУ «Федеральный центр тестирования», ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток. Вхожу в состав муниципальной предметной комиссии по проверке работ Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Является членом жюри предметных недель по английскому языку МКОУ « СОШ № 11» с. Рощино.
Принимаю активное участие в работе районного методического объединения учителей английского языка. Подготовила сообщения по темам: «Развитие функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку», «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации».
Активно участвует в семинарах школьного, районного уровней: «Развитие творческого потенциала учащихся в основной школе в условиях реализации ФГОС», «Организация проектной и исследовательской деятельности».
Систематически повышаю свой профессиональный уровень, принимая участие во Всероссийских образовательных онлайн-событиях: 2020г, Всероссийская онлайн-конференция «Вызовы образования 2020: традиции и цифра» 2020г, международная онлайн-конференция «Смешанное обучение: способы и приемы для школ» 2020г, V Всероссийская онлайн-конференция «Цифра: инвестиции в образование», «Цифровая трансформация школы» 2020г, Всероссийская онлайн-конференция «Вызовы образования 2020: новые компетенции педагога» 2020г, Всероссийская онлайн-конференция «Вызовы образования 2022: новые реалии, новые возможности».
Являюсь постоянным участником вебинаров: «ОГЭ-2020 по английскому языку. Готовимся к экзамену» 2019г., «Дистанционное обучение: опыт и потенциал» 2020г., «Международный опыт цифровизации в образовании: данные исследований и проблемы» 2020г., «Организация дистанционного обучения: обзор основных бесплатных инструментов для учителя» 2020г., «Обзор цифровых ресурсов для учителя английского языка» 2020г., «Современный педагог и вызовы времени» 2020г., серия вебинаров по теме «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» 2021г, «Функциональная грамотность» 2022г, «Основные тренды современного образования» 2022г, «5класс. Примерные рабочие программы» 2022г, «Учебник как модель учебного процесса: реализация требований ФГОС 2021 в УМК по иностранным языкам» 2023г, «Начинаем изучать грамматику с линией УМК «Английский в фокусе».
Подтверждаю свою профессиональную компетенцию, пройдя педагогическое тестирование по темам: «Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях ФГОС» 2017г., «Педагогика сотрудничества-одна из наиболее эффективных технологий в условиях реализации ФГОС» 2019г., «Методические приемы стимулирования речевой активности учеников при обучении иностранному языку» 2019г., «Организационно-методические аспекты деятельности учителя при подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ» 2019г, «Теория и методика преподавания английского языка в общеобразовательной организации» июль 2019г,, «Новые возможности цифровой образовательной среды для цифрового обучения школьников» 2019г., «Цифровые инструменты для интерактивного дистанционного обучения» 2019г, «Общая педагогика и психология. Организация методической работы» 2023г, «Основы педагогического мастерства» 2023г, «Оценка уровня квалификации педагогов (учитель английского языка)» 2023г, «Профессиональные компетенции педагога. Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов» 2023г.
Провожу активную разностороннюю внеурочную работу с учащимися, организуя разнообразные творческие конкурсы, игры, олимпиады, недели английского языка. Организация внеурочной деятельности по предмету строится на принципах вариативности, приоритета индивидуальности и сотрудничества. Мои ученики ежегодно принимают участие и становятся победителями в различных конкурсах по английскому языку. Победители и участники внеклассных мероприятий награждены дипломами разных степеней, отмечены сертификатами школьного, муниципального, всероссийского и международного уровней.
Творческое отношение к организации взаимодействия с обучающимися, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход помогают мне решать разнообразные педагогические задачи.
В заключение следует отметить, что повышение профессиональной компетенции педагогов ведет к повышению качества образования, а это – необходимое условие развития современной профессиональной образовательной организации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.