Периодизация развития этической мысли человечества:
1) Античный мир - космоцентричная этика (6-1 вв. до н.э. Др. Греция, Др. Рим, Др. Восток).
1. Законы этики Древнего мира:
- «Золотое» правило нравственности: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
2) Средневековая этика - теоцентричная этика (5-15 вв. н.э., Европа)
1. Этические законы (принципы аскетизма):
- Заповеди Моисея
- Нагорная проповедь Христа
- Евангельские тексты
3) Этика Нового времени – антропоцентричная этика (эмпирическая этика) (15-19 вв., Европа).
1. Этические законы:
- Категорический императив И. Канта: Относись к другому человеку не как к средству, а как к цели.
ТЕМА № 2. Из истории развития этической мысли
человечества и педагогической этики
(2 часа)
План
1. Этапы становления науки этики.
2. Из истории развития зарубежной этики.
3. Проблемы развития отечественной этики.
4. Из истории педагогической этики.
Список основной литературы
1. Словарь по этике. Любое издание.
2. Библия для юношества. М., 1996.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. Любое издание.
4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1987.
5. Гаджикуррбанова П.А., Скворцов А.А. Российская этика на пороге ХХIго
века // Вестник Моск. Унта. – 2001. № 1. – С. 313 (Сер. 7
«Философия»).
6. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
7. Домострой. М., 1988.
8. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск, 1997.
9. Кондрашов В.А. Этика. РостовнаДону, 1998.
10.Лихачев Д.И. Письма о добром и прекрасном. М.,1990.
11.Меснянкина И.В. Поиски нравственной свободы: (Этич. взгляды Н.Г.
Чернышевского, Ф.М. Достоевского). М., 1987. (Серия «Знание. Этика»).
12.Мономах В. Поучения. Любое издание.
13.Монтень М. Опыты. М., 1973.
20.Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этика: Словарь афоризмов и изречений. – М.,
1995.
21.Разин А.В. Моральные абсолюты в историческом мышлении// Вестник
Моск. унта. Сер.7. Философия. 1997. N 2. С.90105.
22.Разин А.В. Этика: Учеб. для студентов философ. специальностей. – М.,
2003. –624 с.
23.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Любое издание.
24.Учение живой этики: В 3х т.т. С.Пб., 19931994.
1. Этапы становления науки этики.
Периодизация развития этической мысли человечества:
1) Античный мир космоцентричная этика (61 вв. до н.э. Др.
Греция, Др. Рим, Др. Восток).1. Законы этики Древнего мира:
«Золотое» правило нравственности: Поступай с другими так, как
хочешь, чтобы поступали с тобой.
2) Средневековая этика теоцентричная этика (515 вв. н.э.,
Европа)
1. Этические законы (принципы аскетизма):
Заповеди Моисея
Нагорная проповедь Христа
Евангельские тексты
3) Этика Нового времени – антропоцентричная этика (эмпирическая
этика) (1519 вв., Европа).
1. Этические законы:
Категорический императив И. Канта: Относись к другому человеку не
как к средству, а как к цели.
4) Этика Новейшего времени – ноосферная этика (2021 вв.,
Европа).
1. Этические законы:
Зависимость существования человечества от степени его
нравственности.
К проблемам этики в ХХХХIм вв. обращаются философы К. Поппер
(Англия); А. Макинтаир (книга «После добродетели»), Р. Миллс и Р. Мертон
(США); П. Рикер (Франция); П. Сорокин (Германия, США) и другие.
2. Из истории развития зарубежной этики.
1) Первые исторически известные образцы этических учений возникают
сравнительно поздно, в рамках древневосточных философских традиций и в
эпоху Античности
.
Основателями античной (европейской) этики считают философов
Дреней Греции, в т.ч. Сократа, Платона, Аристотеля.Сократ (469399 гг. до н.э., Др. Греция, город Афины) – основатель
абсолютизма в морали и «теории добродетелей». Он считает безусловными
требования морали. Источник блага (добра) – Бог. Его философия основана
на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания всегда следуют
действия в соответствии с нравственностью. Существенное в морали –
неизменные и вечные добродетели, главной из которых является мудрость.
Она позволяет постичь цель жизни и составляет деятельность,
соответствующую божественному предначертанию. Важной добродетелью
является умеренность.
Идеи Сократа развивает и логически завершает его выдающийся ученик
Платон (427347 гг. до н.э., Др. Греция, город Афины). В соответствии с его
взглядами, в самой природе не существует идеи добра и справедливости.
Основа нравственного – в идее. Учение об идеях и душе составляет основу
этики Платона. Важнейшие труды Платона, посвященные проблемам этики:
«Апология» (защита Сократа), «Протагор» (о единстве и поучительности
добродетелей), «Законы» (об истинной добродетельности благородных
мужей), «Федон» (о справедливости).
Этическая система Аристотеля (384322 гг. до н.э., Др. Греция, город
Афины) обобщил взгляды его предшественников в систематическую теорию
морали, дал имя этой науке, сформулировал основные проблемы,
классифицировал основные понятия этики в труде «Этика к Никомаху».
Этическое учение Аристотеля разделяется на три части:
учение о высшем благе;
учение о добродетели вообще;
учение об отдельных добродетелях.
Важнейшие труды Аристотеля, посвященные проблемам этики: «Этика
к Никомаху» (посвящена сыну), «Метафизика», «Политика», «Органон».
Философы Древнего Рима во многом продолжили традиции и
развивали этические идеи древнегреческих философов.
Одно из мощных течений философскоэтической мысли начала эры
Рождества Христова – стоицизм (эклектическая философия). Стоики
считали, что в мире все предопределено (внутренняя и абсолютная
необходимость) и целесообразно, но существует свобода воли, которой
должен управлять разум личности (часть мирового разума, природы).
Сенека Луций Анней (465 гг. н.э., Испания – Рим) – стоик, считал
философию нравственнорелигиозным руководством в жизни. Исходя из
нравственных слабостей человека, он требовал нравственной строгости по
отношению к самому себе и разумной снисходительности к ближнему.
Высшая добродетель – верность самому себе. Воспитатель римского
императора Нерона, он им же был приговорен к смерти. Взгляды изложены впроизведениях «О милосердии», «О благодеяниях», «О счастливой жизни»,
«Нравственные письма к Луцилию» и др.
Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 гг., Др. Рим) философраб, затем
вольноотпущенник проповедовал идеи стоицизма: учиться различать то, что
сделать в наших силах и что нет.
Параллельно с классической этикой Европы развивается своеобразная
этическая мысль Востока.
Конфуцианство – по имени его основоположника Конфуция или Кун
цзы (учитель Кун) (551479 гг. до н.э.) – одно из ведущих идейных течений в
древнем и современном Китае.
Центральная категория этого учения – «жень» (милосердие,
человеколюбие, человеческое начало) – является принципом поведения. Она
реализуется при взаимоотношениях людей и воплощается в ритуале («ли» –
другая категория учения) – т.е., нормах и образцах поведения. Ритуал
основывается на уважении к традициям, на почтительности в отношениях
«отецсын». Уважение, проявляемое младшим к старшему, вернется к нему
через его детей («золотое» правило). Третья категория «вэнь» – культурный
смысл бытия, воспитанность – сплав природноврожденных и приобретенных
в процессе воспитания и образования качеств. Слияние качеств «жень», «ли»,
«вэнь» – черты идеальной личности; своеобразный ответ на вопрос о том, как
стать
благородным мужем. Конфуций собрал, прокомментировал и
пересказал 5 классических произведений Др. Китая.
ВЫВОД:
Таким образом, именно в период античности в лоне философии в
центрах мировой цивилизации возникает собственно этика как теория морали,
определяются ее главные – до сих пор не разрешенные проблемы,
формируется категориальная часть.
Преодолевается локальный характер родовой морали, появляются
представления о ее общечеловеческой сущности.
Выделим главные идеи античной этики:
идея единства человек и полиса (класса, народа, города
государства);
идея всемогущества личности, полнты развития ее духовных сил;
идея единства добродетели и счастья.
Этика Средневековья.
Суть средневекового переворота в этике – она стала религиозной.
Центром христианской этической концепции является идея любви к
Богу, т.е. любви и преданности Добру. Конкретизацией любви к Богу
является любовь к человеку, ближнему. Так рождается новая добродетель –
милосердие. Она соединяется с требовательностью к себе.К сожалению, часто эту гуманистическую и глубоко нравственную
философию стали использовать в политических целях: для оправдания
насилия, неравенства, преследования инакомыслящих и др.
Власть религии находит в средневековой философии различные формы
выражения. Идея подчинения морали религии наиболее ярко выражена в
творчестве Августина Блаженного (354430 гг., Сев. Африка), который в
книге «О граде Божием» излагает человеческую историю как борьбу двух
враждебных царств – царства Божия (отождествляет его с римской церковью)
и враждебного ему – царства земного. Этика Августина – этика любви к Богу
и его подобию – человеку.
Необходимость примирения веры и разума, религии и философии была
отражена в мировоззрении Фомы Аквинского (12251274 гг., Италия). Разум,
по его мнению, только дает обоснование непротиворечивости Божьего
откровения, веры. Высшее благо (почти как у Аристотеля) достичь
добродетелями нельзя. Для совершения нравственных поступков человек
должен уважать установленный свыше порядок в личной и общественной
жизни.
Аквинский доказывает автономность и
несоединимость морали и религии.
Таким образом,
ВЫВОД:
1. В отличие от утверждавшей культ человеческого разума античной
этики религиозная этика Средних веков акцентировала внимание на бессилии
и греховности человека.
2.
Обращенность человека на самого себя,
собственное
совершенствование способствовали развитию индивидуального морального
сознания.
Этическая мысль Нового и Новейшего времени.
Зрелые этические учения,
в систематизированной форме
обосновывающие цели познания, всеобщие принципы, нормы и правила
морали, формируются только в рамках философии Нового времени. Этот
исторический период характеризуется как становление
и господство
индустриальной цивилизации, ожесточения классовой борьбы, грандиозных
революций и войн, великих открытий в науке, духовного творчества.
Г.Ф.В. Гегель (Германия, 17701831) в понимании этических проблем
освобождается от субъективизма, рассматривает этику как часть абсолютной
идеи, мораль как духовный мир, созданный на протяжении всей истории
человечества. В нравственности присутствуют духовные конфликты: между
чистым долгом и его конкретным определением, между моральным сознанием
и чувственностью, между индивидом и обществом.
Немецкий философ Кант И. (17241804) в своем творчестве пытался
соединить две этические теории: этику внутренней убежденности (свобода
личности) и этику естественного права (общезначимый обязательный закон).Человеческая воля руководствуется не только разумом, поэтому
нравственный закон выступает как принуждение, императив.
Кант дал несколько определений категорического императива, который
включает в себя и идею самоцельности человека,возможной доброй воли и
может быть переформулирован: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к
человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и
никогда не относился бы к нему только как к средству» (Кант И. Сочинения:
В 6 т. Т. 4. – М., 1965. – С. 397)..Свои этические взгляды И. Кант изложил в
работах «Основы метафизики нравственности», «Критика практического
разума», «Метафизика нравов» и др.
Вторая половина ХIХго в. ознаменовалась обострением социальных
противоречий, нарастанием классовой борьбы. Широко распространяются
этические концепции, основанные на индивидуализме, эгоизме, лицемерии.
Формируются пессимистические концепции морали, которые наши наиболее
очевидное проявление в трудах Шопенгауэра и Ницше.
Шопенгауэр А. (Германия, 17881860), создавая свою теорию «воли к
жизни», исходит из того, что «страдание – неизбежный и истинный удел
человека». Оптимизм – тупость или издевательство над безмерностью
человеческих страданий. Нравственными могут быть лишь люди, которые
чужое страдание воспринимают как свое – как симпатию, по определению
философа. Это может быть лишь при взаимной симпатии, которую он считал
единственной формой нравственности.
Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на современников, в т.ч.,
Ницше Ф. (Германия, 18441900, теория «воли к власти»), который
впоследствии «восстал» против учителя, противопоставляя его тезису
подавления воли тезис ее титанического перенапряжения, пессимизму –
оптимизм на основе морального нигилизма. В центре внимания своей
философии он ставит вопросы «переоценки ценностей», «иерархии страстей»
и «воли к власти».
По его мнению, переоценке подлежат христианскосоциальные
добродетели: любовь к ближнему, сострадание, защиту слабы, альтруизм. На
смену этим ценностям должны прийти новые: безраздельная власть сильных,
индивидуализм, мораль господ, «сверхчеловека», который находится «по ту
сторону добра и зла». Важнейшая идея учения Ницше – сильному мораль не
нужна; она нужна слабому.
Мораль Ницше противоречива. В ней есть и критика буржуазной
морали. Но антигуманные призывы вызывают критическое отношение к его
теории. Основные произведения Ф. Ницше: «Так говорил Заратустра»,
«Антихристианин», «Несвоевременные размышления».
В период Новейшей истории в рамках различных философских школ
возникают этические концепции, основанные на принципах релятивизма,
волюнтаризма, субъективизма, откровенного цинизма.Прагматизм (Дж. Дьюи, Ч. Пирс и др.) сводит мораль к рассмотрению
утилитарных проблем; основу морали составляет достижение выгоды любой
ценой и любыми средствами, что означает оправдание любой цели и характера
деятельности.
Экзистенциализм (позднелат. существование) (Ясперс, Хайдеггер,
Сартр, А. Камю и др.) определяют нравственность как не подлинное бытие, а
лишь как средство общественного манипулирования личностью и потому в
целом враждебной ей.
Неотомизм (Маритен, Жильсон, Бохеньский и др.) – официальное
учение католической церкви – исходит из того, что источником морали
является божественный разум, который вечен и определят моральные
требования к человеку. Главной причиной всех бед является отступление от
этих норм.
3. Проблемы развития отечественной этики.
Особенности отечественной этики:
1)
развивалась до 20го веки не ученымиэтиками, а практиками из
различных областей жизни: государственными деятелями,
священнослужителями, писателям, художниками и др.;
2) Мессианский (пророческий, судьбоносный) характер этических
3)
поисков России для судеб всего мира.
Соборная этика с высокой степенью развитости норм
коллективизма.
4) Ноосферная этика
(ноосфера – сфера разумных форм жизни
на планете).
Основоположники этики
Российского государства:
Произведениявехи отечественной
этики:
1. Владимир Мономах
(10531125 гг.) – Великий
Киевский князь
2. Сильвестр (ХУI в.) –
монах
3. Без автора
(предполагается редакция
– Петра 1),
печатался по указанию Петра 1.
«Поучения сыновьям» (12й век).
«Домострой» (16 в.) – создан по
велению Ивана IУ.
«Юности честное зерцало,
или показание к житейскому
обхождению» (1717 г.)Развитие этической мысли связано с именами деятелей искусства и
литературы: Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., революционерыдемократы
(Чернышевский Н.Г.,
нравственнорелигиозная
(идеалистическая) ветвь русской философии (В.С. Соловьев, С.Н. и Е.Н.
Трубецкие, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.C. Шестов) – ХIХХХ
вв. Космоцентричная этика (Н. и Е. Рерихи, Е. Блаватская, К. Циолковский,
В. Вернадский).
Добролюбов Н.А.,
Современная этика (Н. Трубников, А. Гусейнов, Р. Апресян, А.
Титаренко, С. Анисимов, св. Андрей Кураев и др.)
4. Из истории педагогической этики.
А) отношения первых педагогов (раб, который водил детей господина
на прогулку, присматривал за ними) к своим подопечным: с почтением,
ответственностью.
Б) в труде чешского педагога Яна Амоса Коменского
(15921670)
«Великая дидактика» изложен универсальный круг принципов и требований
к педагогу, всем причастным к воспитанию:
принцип природосообразности (развивать в человеке то, что
заложено «в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания
сил», не толкать природу туда, куда она не стремится;
гуманизм и нравственное воспитание:
всеобщее образование – это неотъемлемое право человека независимо
от материального и социального статуса;
сознательности и ответственности;
дидактические принципы:
наглядности;
постепенности и систематичности знаний;
упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
Семейное воспитание ставится по важности на 1е место, затем –
школа и учитель.
В) немецкий педагог Дистервег Адольф (17901866) – сформулировал
требования к учителю;
г) швейцарский педагог Песталоцци Иоганн Генрих (17641827) –
развивающее обучение, приоритет нравственного и трудового воспитания.
д) Толстой Л.Н. – гуманизм, уважение к ученику; развитие через
образование его творческих качеств.е) Макаренко А.С. («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях») –
этика «воспитания коллективом»;
ж) В советское время разработку проблем профессиональной этики
мы находим у Сухомлинского В.А. («Сердце отдаю детям», «Воспитание
гражданина», «Письма к сыну»): индивидуальный подход к человеку;
нравственное, духовноэстетическое воспитание примером учителя.
Им неоднократно подчёркивалось, что учение это прежде всего
живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
з) Значительный вклад в разработку теоретических и практических
вопросов педагогической морали был внесён такими учёными, как
Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.
Вывод:
Исторический путь развития этики (в том числе, педагогической этики)
– это вектор движения:
к гармонии человека и мира (природного и социального);
гармонии человека с собой.