Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»
Оценка 4.8

Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа
7 кл—11 кл
23.08.2018
Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений. Целью моей работы является соз¬дание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструктор¬ских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей. Поэтому главной задачей учителя явилось: - Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Из опыта работы.doc
Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими  повышенную мотивацию к учебно­познавательной деятельности» Выступление на РМО учителей истории и обществознания учителя Перебоевой О.В. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого  потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми  является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений. Целью моей работы является создание благоприятных условий для развития  интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей. Поэтому главной задачей  учителя явилось:  - Обеспечить возможности творческой самореализации личности в  различных видах деятельности. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны  к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Выявить одаренных, талантливых  детей мне помогают уроки. А как организовать обучение, чтобы оно осуществлялось на  оптимальном уровне и способствовало развитию личности.   В своей работе использую самые разные методы и формы, которые  дают  возможность способным учащимся проявить себя. Основная форма обучения – урок.  «Все самое главное происходит с учеником на уроке». Урок – это часть жизни ребенка,  и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика.  Существует множество разных типов и форм уроков. Я в своей работе использую  личностно ориентированный подход. Именно он позволяет реализовать принцип  «обучать не всех, а каждого», именно он позволяет за 45 минут создать условия и для  обучения учащихся, и для развития ученика. Использую на уроках методы работы:  исследовательский; частично­поисковый; проблемный; проективный;  Формы работы: ­ классно­урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания,  творческие задания;  ­консультирование по возникшей проблеме; ­дискуссия;  ­ игры.  На своих уроках активизирую познавательную деятельность учащихся, создаю на  уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания  самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос.  Этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации  на уроке. Проблема ­ это всегда препятствие. Преодоление препятствий ­ движение,  неизменный спутник развития. Но проблемы на уроках истории и обществознания   1 бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития.  Поэтому, на своих уроках, я стараюсь развить у учащихся способность решать  возникающие проблемы. Я приведу несколько примеров из опыта своей работы: 1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся  парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не  кричал “Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) “Ура!” раздавалось с обеих сторон.  Подумайте, верно ли это и почему? (слово «Ура» монгольского происхождения. Это  был боевой клич монголов. В 1242 году (Ледовое побоище) его не употребляли ни  русские, ни западноевропейцы. К 1380 году (Куликовская битва) этот боевой клич  появился на Руси вместе с перебежчиками из Орды, среди которых были и христиане). При изучении темы в 7 классе  “Россия в ХУI в. – итоги правления Петра 1”  успешно работают технологии проблемного обучения. Итоговый урок в 10 классе, где  класс делился на две группы, проводилась дискуссия “Петр 1 – чудо или чудовище”  или  по другой теме «Итоги правления Ивана Грозного» проводилась игровая  дискуссия,где  имитировалось судебное заседание. Подсудимый – царь Иван IV  Грозный.        Класс разбивается на группы: 1 – судьи, 2 – защитник, 3 – свидетели  защиты, 4 – обвинители, 5 –– группа экспертов. В результате на уроке, подготовка  которого проводилась заранее, разгорелась дискуссия о значении реформ Ивана  Грозного, о последствиях опричнины. 2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы  вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Слайд: По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и  серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси? Слайд: В 10 классе на уроке по теме “Куликовская битва” через проектор на экране  высвечивается эпиграф к уроку: Лучше пасть, достойно смерть приемля, Чем позором жизнь свою сберечь, Чтобы защитить родную землю, Мы готовы в эту землю лечь! Н. Старшинов Формулируется проблемный вопрос: Почти 150 лет Русь платила дань Орде.  Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских  войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих  сторон?”. Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия  проблемно­поисковых вопросов: 1.Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть? 2.Почему Мамай так торопился начать поход на Русь? 2 3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово  поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками. 3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи. Слайд: В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1903 г.)  рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: “Особый отряд был переправлен  на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со  стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами  Невы…”. Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?( «В конце сентября начаты  были осадные работы против юго­западной части крепости, а для полного  обложения ее приняты следующие меры: из Ладожского озера отправлено  волоком 50 лодок, которые поставлены на Неве, ниже Нотебурга; особый отряд  (1 тыс.) переправлен на правый берег и, овладев находившимся там укреплениям,  прервал сообщения крепости с Ниеншанцем, Выборгом и Кексгольмом; флотилия  блокировала ее со стороны Ладожского озера; на самолете устроена связь между  обоими берегами Невы»). Слайд: . Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности  выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических  событий. Например: В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома,  площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив  остатки такого жилища? В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться  люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период  первобытности такое могло случаться? Слайд: При изучении в 9­х и 11­х классах темы «Холодная война» дается следующее  проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание  «холодной войны» Западу, другие (западные) ­ СССР, третьи ­ обеим сторонам.  Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли  западных историков, другая ­ в роли советских. Группам выдаются карточки с  заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы  становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: «Холодная война»  продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или  опровергающие данное утверждение». Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо  усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде.  Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано  отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию. 3 Среди  педагогических технологий  обучения  необходимо  отметить   технологию  обучения  на  основе  схемных  и  знаковых  моделей  учебного   материала.   Она  способствует  обеспечению  творческого  подхода  к  структурированию   учебного материала,  к  его  усвоению  на  более высоком уровне,  развитию  грамотной  устной речи,  долговременной памяти,  познавательной  активности,  навыков  общения, развитие  умственных  способностей.   Применение  схем в  обучении возможно  при  объяснении  нового  материала   и  его  воспроизведении,  при  проверке  и контроле  знаний,   в  процессе    индивидуальной  и  групповой  работы,  при  самостоятельной  работе  обучающихся.     При  этом   задания  могут  быть  примерно  таковыми: ­ записать  определение  и  извлечь  из  него  информацию; ­  извлечь  информацию  из  текста  и перевести  его  в другую  знаковую  систему   (из  текста  в  таблицу;   в  схему); ­ используя   таблицу  или   схему,   расскажите   о….; ­ можно  предложить  учащимся  определить  по  датам  правления  имена    правителей  или  вписать  имена   правителей,  а  даты  их  правления   необходимо   записать; ­ или допустить  ошибку  и  попросить  ее  исправить  и т.д. Приведу  некоторые  примеры  использования  схемных  и  знаковых  моделей   учебного  материала  из  своего  опыта  работы.  Например, детям предлагаются   задания   следующего типа: 1.Работа  с  историческими   событиями:  При изучении темы «Русско­японская война 1904­1905 г.г.»  детям  можно    предложить   составить схему «Расстановка сил в войне».   При выполнении такого  вида заданий у детей формируется   осознанное   запоминание     учебного   материала    и    они овладевают   новым способом действия – это перевод информации из одной  системы в другую.   2. Работа  с  понятиями: 1)   при   изучении     темы   «Формирование   Древнерусского   государства»   по истории       России   в 6 классе             необходимо   провести   работу   с   понятием «государство»:     ­ что такое государство – дать определение;   ­  выделить признаки государства; ­  используя понятие, составить схему.   2)  используя понятие,    выделите характерные признаки   семьи.    И другие формы и приемы работы.  Учащиеся систематизируют знания и составляют новое целое  ­   полученную     информацию  переводят  в  графическое  изображение  и  делают  выводы.  Педагогическая  практика  показывает  что,  если  учитель  применяет  элементы   структурирования  учебного  материала  в  виде  схем,  таблиц,  символов  в   системе,   то  обучающиеся    успешно   осваивают  данные  способы   действия.   Применяя  на   уроках элементы  данных  технологий,   учитель  создает  условия  для  достижения     развития  предметных  умений    ребенка  и     его  творческих  способностей. 4 Если ребенку в процессе обучения создать ситуацию успеха, то у него усилится  потребность в познании, и она станет настоящим мотором развития  его  интеллектуальных  способностей. Одним   из   условий,   обеспечивающих   интеллектуальное   развитие   детей   как   в учебном процессе, так и во внеурочное время   является работа исследовательского характера. Творческая исследовательская  деятельность ученика  направлена на получение  новых для него знаний, умений и навыков. Работая на уроках с ребятами, я уже вижу способных и талантливых детей, с  которыми продолжаю работать во внеурочное время. Готовлю их к НПК, олимпиадам,  различным конкурсам.  В течение нескольких лет готовлю ребят к НПК и другим конкурсам. Немного по  исследовательской работе хочу сказать. Методика организации исследовательской деятельности предусматривает 4 этапа,  которые составляют один цикл — учебный год.  1 этап. Выбор объекта (темы) исследования. Ученик, в соответствии со своим  текущим интересом, САМ выбирает и обозначает область и объект интереса, который  становится темой его исследования. Если ученик не может обозначить объект, то  учитель помогает ему сделать выбор исследовательской темы.  2 этап. Процесс исследования объекта. После определения темы, учащиеся   собирают информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником­ исследователем стоят следующие задачи:   найти и записать знания по теме исследования (ученик может пользоваться  любым источником информации: справочниками, энциклопедиями; сведениями,  полученными через Интернет; беседы с жителями поселка, специалистами­ практиками);   найти и записать новые, неизвестные ранее знания (ученик теоретически и/или  практически выявляет свойства объекта исследования; осуществляет поиск нового  практического применения найденных свойств; делает анализ и обобщение найденных  знаний). 3 этап. Оформление результатов исследования. Результаты исследования  оформляются в виде текстового, графического и/или компьютерного продукта.  4 этап. Демонстрация результатов исследования. В конце учебного года  (апрель­май) в школе прошла конференция учащихся, в которой кроме учеников­ исследователей принимали участие другие школьники, родители, педагоги Результатом моей работы с одаренными детьми и детьми, имеющими повышенную  мотивацию к учебно­познавательной деятельности является повышение уровня  самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи. Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы  зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный  момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы  поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель  сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня  5 мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по­своему каждый  ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность,  чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего  развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и  выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. 6

Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Из опыта работы  «Работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2018