Тренинговое занятие по развитию критического мышления подростков

  • Игры
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подробный план проведения тренингового занятия по развитию критического мышления подростков для того, чтобы их взаимодействие со средствами массовой информации и интернет было более продуктивным, критичным, психологически безопасным. Занятие рассчитано на 45 минут, что делает его удобным для проведения в формате урока. Использовать данный тренинг могут как психологи, так и классные руководители
Иконка файла материала Тренинг по формированию критического мышления.doc
Тренинг по формированию критического мышления Цель: показать разные способы создания и распространения  информации, познакомить с ролью автора в создании информации,  формировать навыки работы с информацией, текстом, развивать  критическое мышление Знакомство с правилами (2 минуты). 1. Знакомство участников. Участники разбиваются на пары и общаются  2. друг с другом, каждый должен представить своего собеседника следующим  образом: как зовут, любимый способ получения информации, почему.  Нелюбимый вид СМИ, почему. (3 мин. общение, 10 минут представление) Передача информации. Один из участников придумывает слово и  3. говорит его на ухо соседу, тот быстро называет слово­ассоциацию на это  слово другому соседу, тот также придумывает ассоциацию на услышанное  слово и передаёт её другому. Обсуждение: ­ похоже ли конечное слово на то, которое возникло вначале. Почему так  изменилось?  ­ какой вывод можем сделать о передаче информации. (5 минут) 4. Объединяемся в группы. Работа с текстом. Найти в тексте и подчеркнуть факты и интерпретацию автора. Обсуждение. ­ что можем считать фактом? ­ как зависит информация от интерпретации автора? (10 минут) 5. Группы создают собственную статью. У каждой группы конверт с  заданием (в конверте три фотографии на одну тему, во всех конвертах  фотографии одинаковые). Одна группа пишет положительную статью, вторая  – отрицательную, третья – нейтральную. Представляем. Обсуждаем. (15 минут) 6. Выводы. Каждый участник одним предложением, что было полезным на  тренинге. Как можно использовать в работеТекст для 4 задания Владимир Рогачев «Эхо планеты» N52 (23­31 декабря 2005) (Со страницы 27) Речь идет о 5 декабря 1945 года, когда над Бермудским треугольником,  хотя как таковой он на картах и не обозначен, бесследно исчезли 6 самолетов  и находившиеся на них 27 военнослужащих ВМС США. Это событие  фактически и положило начало знаменитой теперь на весь мир истории о  феномене Бермудского треугольника. К настоящему моменту об этом географическом районе написаны  десятки книг, отсняты фильмы, он исследуется с помощью искусственных  спутников Земли, высказаны многочисленные гипотезы о природе  происходивших в нем событий, но ничего конкретного о его якобы  сверхъестественных характеристиках пока установить так и не удалось. А в декабре 1945 года события развивались весьма банальным образом.  Пять американских самолетов­торпедоносцев вылетели на рутинный  тренировочный полет с военно­воздушной базы ВМС США Форт­Лодердейл  (штат Флорида). Он должен был продолжаться примерно 3 часа и такие  полеты совершались 3­4 раза в день. Но в этот раз на самолете руководившего полетом летчика­инструктора Чарлза Тейлора неожиданно отказал компас,  потеряли ориентацию и все остальные машины. Когда радиосвязь с ними была окончательно прервана и все допустимые  оценки продолжительности полета оказались исчерпанными, на поиск  пропавших вылетел спасательный гидросамолет «Мартин Маринер», на борту  которого находилось 13 человек. Но и он, не подав никаких сигналов  бедствия, бесследно исчез в Бермудском треугольнике. Никаких следов гибели 6 самолетов и их экипажей никому до  настоящего времени найти так и не удалось, но трагедия не забыта. В ноябре в палате представителей Конгресса США был внесен на рассмотрение  законопроект, который должен как бы увековечить память людей, погибших  при столь странных обстоятельствах при исполнении служебных  обязанностей. Одновременно возникла и надежда, что к загадке Бермудского  треугольника вновь будет привлечено повышенное внимание лиц разного  ранга. Свою лепту уже внес телеканал «Сай­Фай» (Научная фантастика),  показавший к 60­летнему юбилею две премьеры. Первая из них ­ собственное  расследование тайн «треугольника» и гибели самолетов. Ничего конкретного  объяснить авторам передачи не удалось. Да, было показано интервью с пилотом, который в ходе полета над  Бермудским треугольником столкнулся с магнитной аномалией, когда  стрелка компаса начала беспорядочно вращаться. Такие феномены  фиксировались в этом районе и раньше. Да, другой пилот рассказал как попав  над «треугольником» в странную тучу и в ней в необыкновенный  спиралевидный тоннель, оказался над нужной точкой посадки куда быстрее,чем предполагал. По его словам, он пролетел сквозь пространственно­ временной тоннель. Показали беседы с людьми, которые, путешествуя в этом районе на яхте,  наблюдали неожиданно сформировавшуюся тучу, в которой начал  образовываться зловещий тоннель, окруженный странным свечением. Но  одновременно авторы напомнили и о том, что погода в этом районе крайне  неустойчива, часто возникают водяные смерчи, неожиданно налетают штормы  и грозы. А вид водяного смерча, напоминающего опустившийся с неба в океан  хобот мифического чудовища, да еще в условиях вспышек молний и  полумрака, может заставить содрогнуться любого. Прозвучали и экзотические гипотезы объяснения «бермудских  феноменов», в частности, наличием секретной базы ВМС США, которая  якобы располагает инопланетными технологиями (подобно знаменитой «Зоне­ 51», где хранится упавшая летающая тарелка), и испытывает их в океане, что  может приводить к непредсказуемым последствиям. Именно «плохим»  военным была посвящена вторая премьера, которая объясняла все  происходящее в Бермудском треугольнике секретным 11 экспериментами. Куда страшнее и реалистичнее выглядели предположения, что  исчезнувшие самолеты просто потеряли ориентацию в густом тумане, часто и  неожиданно появляющемся в этом районе, и пошли не в сторону океана, а в  направлении гигантских болот на материке. Там они и упали, исчерпав запасы  топлива. Кстати, этот туман часто увязывают с отказами в работе  навигационных приборов, приписывая ему весьма необычные магнитные  свойства. По описаниям, он неожиданно поднимается прямо с морской  поверхности и столь же неожиданно исчезает. Не менее интригующей представляется гипотеза и о гигантских  выбро¬сах в этих районах с океанского дна гидратов метана. Она имеет под  собой вполне серьезное научное обоснование и способна объяснить мно¬гое.  Расчеты показывают, что с океанского дна могут подниматься пузыри газа  размером с большое судно. Поскольку изменившиеся физические  характеристики воды не позволят судну оставаться на плаву — закон  Архимеда действовать не будет, оно практически мгновенно утонет. Катастрофическими последствиями грозят такие выбросы и самолетам, в частности, отказом в работе реактивных двигателей и двигателей внутреннего сгорания. Такая газовая смесь не будет воспламеняться, и двигатели  перестанут работать. Сверх того, в результате подобного мощно¬го выброса  изменятся физические характеристики воздуха — его плотность. В этой  ситуации самолет начнет проваливаться вниз, поскольку подъемная сила  крыла резко упадет, а альтиметры будут показывать, что машина идет вверх, и попытка выровнять ее и направить вниз, мо¬жет привести к падению в океан. Прозвучала гипотеза и о возможности возникновения в этом районе  гигантских океанских волн, что связано с весьма необычным рельефом дна ­  соседством мелководья и имеющего огромную глубину разлома, а такжевоздействием сильных морских течений. Такие волны, высотой до 30 метров  до недавнего времени считались персонажами морской мифологии и  порождением перевозбужденной психики «загулявших морских волков»,  которые рассказывали о неожиданно возникавшей стене воды, которая  крушила все. Но, как ни странно, современные средства науки зафиксировали  чудовищные волны, возникающие как бы в самых неподходящих для этого  условиях. Два спутника Европейского космического агентства провели  фотографирование океанской поверхности и многократно зафиксиро¬вали  такие волны, опровергнув существовавшее мнение об их крайней  уникальности. Они способны мгновенно утопить самое современное судно,  поскольку сила удара водной массы превосходит все пределы, заложенные в  исходные расчеты. Изначально предполагается, что судно не должно  столкнуться с волной выше 15 метров. Теории феномена волн­гигантов пока нет, но жертвы есть. По  описани¬ям уцелевших очевидцев, перед такой волной образуется гигантский  провал, за которым стоит стена воды. Не исключено, что и самолеты  врезались в такую водяную стену. Конечно же, звучит в связи с загадкой Бермудского треугольника и  «мелодия» о действиях внеземной цивилизации, установившей в этом рай¬оне свой передатчик, который перебрасывает всех, попавших в его луч, в другое  измерение. Есть гипотеза даже о таинственной Атлантиде, которая затонула в  Бермудском треугольнике, и о загадочных источниках энергии, которые  продолжают действовать сейчас, вызывая различные возмущения и унося  самолеты и корабли. Как бы там ни было, но приходится констатировать, что, хотя гипотез  много, никто точного объяснения случившемуся 60 лет назад дать не мо¬жет.  Тайна остается тайной, и Бермудский треугольник ждет разгадки. http://www.jur­jur.ru/articles/articles129.html Цитируется по сайту ВСЕЖУРНАЛЫФото для статьи