Из опыта работы учителя истории
Оценка 4.7

Из опыта работы учителя истории

Оценка 4.7
Научные работы
docx
история +1
11 кл
28.03.2019
Из опыта работы учителя истории
Опыт работы учителя истории и обществознания по применению технологии критического мышления на уроках; продолжение работы во внеурочное время (работа музейной комнаты) ; музейные уроки по теме Гражданская война на Дальнем Востоке. Применение интеллект- карт на уроках истории; просмотр фрагментов художественных фильмов на уроках истории.
24 марта Правка Богданова 25.02.2019.docx
Тема Повышение качества обучения преподавания истории на основе использования развивающих технологий. (Опыт учителя истории и обществознания МБОУ «средней школы № 49 имени Героев – даманцев» Богдановой Веры Николаевны). Актуальность выбранной мною темы продиктована новыми социальными  запросами, предъявляемые к школе, заключается в необходимости   совершенствования преподавания курса истории с применением новых  моделей обучения, которые выходя за рамки классической технологической  стратегии  представляют опыт практической реализации системно­ деятельностного подхода в обучении. В соответствии с его требованиями  образовательный процесс в школе должен быть поставлен таким образом,  чтобы ученики могли успешно не только адаптироваться в обществе, но и  быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть  знаниями, но и уметь применять их в деятельности. Исходя из этого свою задачу как учителя истории и обществознания я  вижу в том, чтобы сформировать у детей способность к самостоятельной  работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению  полученных знаний в жизненные ситуации. т.е. развить у них личностно­ значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную  деятельность и научить учиться, мыслить, применять знания для решения  любой жизненной или производственной проблемы. На мой взгляд наиболее эффективно решают поставленные задачи   технологии визуализации учебной информации (общие приемы, техники,  схемы, образцы мыслительной работы):  технология  критического мышления  (кластеры, схемы «фишбоун»), составление ментальных карт ( интеллект­ карты). В основе моей деятельности  лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: 1.Фаза «вызов»  здесь ориентация на актуализацию имеющихся знаний,  формирование личностного интереса к получению новой информации;  задача, проблемный вопрос, противоречие, факт, статистика,  10 класс: почему Ивана четвёртого назвали Грозным, а Петра Первого –  • Великим? (Оба правители, осуществляли террор по отношению к своему  населению, всё своё правление воевали. И тот, и другой стали убийцами своих сыновей).  2.Фаза«осмысление»­активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация;   поиск решения (используются  разнообразные формы  индивидуальной и групповой работы, с целью получения нового знания) 10 класс: работа с оценками (труды историков, документальными  • фильмами, историческими документами). Оценка исторической  эффективности правления: критерии оценивания.  Историческая эффективность и её нравственная цена. Приемы­кластер,  «фишоун». 3.Фаза«рефлексия»  ­   оценка эффективности и удовлетворённости своей  деятельностью, работой группы, класса. • 10 класс: обсуждение полезности выполненной работы (повышение  мотивации к изучению истории как предмету на котором приобретается  социальный опыт, понимание субъективизма общественного мнения,  выявления сопричастности каждого к формированию общественного и  исторического мнения, выявление удовлетворённости посредством   самооценивания своего участия или соучастия в работе на уроке. Например Урок .11 класс. Обществознание. Тема «Свобода в деятельности человека». Формой проведения данного урока –групповая деятельность учащихся. Для   того, чтобы вызвать интерес к проблеме, что такое свобода на стадии вызова  я предлагаю своим ученикам  высказывания (на доске или на экране): 1. «Свобода­это состояние человека, при котором его никто не сдерживает и  никто не контролирует, кроме властей и той цели, которую он сам себе  поставил» (французский философ Луи Лефевр). 2. «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение  общественных законов» (итальянский историк Джузеппе Ботто). Задания группам: с чьим мнением вы согласны в большей степени? Почему? На размышление отводится 5 минут. При этом, я не даю комментарии и  оценки ответам. Если возникла дискуссия, я предлагаю  краткий обмен  мнениями­ по одному дополнительному аргументу от групп,  придерживающихся различных точек зрения по этому вопросу. Стадия осмысления. На этой стадии использую прием поддерживающий  интеллектуальную активность учащихся. Поэтому даю задание: во время  слушания лекции записать, с чем связано понятие «свобода». Задаю вопросы.  Работа с понятием «свобода». Имеет ли свобода границы или она абсолютна,  то есть не может быть ограничена ни при каких обстоятельствах? Третья стадия работы по методике развития критического мышления через  чтение и письмо­ стадия рефлексии необходима чтобы я проверила память  своих учеников и чтобы они сами смогли проанализировать удалось ли им  достичь поставленных целей и решить проблемы и противоречия в процессе  знакомства с новым материалом. Или так…….. Задание по группам. 1.Как вы думаете, был ли человек когда­либо на протяжении существования  человечества абсолютно свободен? Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми? Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало  фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там….»  Согласны ли вы с этим принципом? 2.Как трактовали категорию свободы мыслители Гегель и Спиноза. Согласны  ли вы с ними? Чего в данном определении больше для вас­ свободы или необходимости? Свой выбор поясните. Какова природа необходимости?  Какие ответы на этот вопрос давали: ­сторонники абсолютного предопределения; ­религиозные деятели; ­философы, отрицающие фатализм; С кем из мыслителей вы согласны и почему? В истории философской мысли свобода трактуется Волюнтаризм                        фатализм                                      марксизм Трактует свободу                       рассматривает каждый                           свобода как осознная Доводя ее до произвола            каждый человеческий поступок              нобходимость Ничем не ограниченной            как неотвратимую реализацию Личности                                     изначального  предопределения                                                     Исключающего свободный выбор. 3.Свобода и ответственность. Как соотносятся между собой такие два  понятия?  Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса содержится  противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте. На стадии рефлексии  на уроках истории и обществознания предлагаю  прием  синквейн. Цель применения приема синквейн: развитие творческих  способностей учащихся; закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.  Синквейн тренирует способность искать и находить самые адекватные,  точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в  художественной, творческой форме воспроизвести содержание занятия. Применение синквейна.  Это стихотворение из 5 строк.  Используется как способ синтеза материала.  Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию,  излагать мысль самостоятельное задание в нескольких значимых словах,  емких и кратких выражениях. Это творческое задание, при зачитывании работ у ребят повышается самооценка. Синквейн я могу предложить, как  индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; обычно  использую на стадии рефлексии. Может применяться в качестве: 1) инструмента для понимания сложной информации; 2) средства развития творческой выразительности; 3) способа выражения своего отношения к исторической личности или  событию. Свобода Гонимая, неистребимая Попирается, сопротивляется, взывает. Пусть везде она побеждает,  Осознанная необходимость. Пример. Выборы 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Выборы. Демократические, свободные. Определяют, обязывают, направляют. Выборы – право человека. Демократия. Избиратель. Грамотный, ответственный. Голосует, агитирует, выдвигает. Он определяет будущее страны. Народовластие. Закон Справедливый, суровый. Предупреждает, защищает, наказывает. Необходимое условие существования общества Необходимость. Приемы технологии критического мышления, которые я использую на  уроках истории и обществознания. Одним из них является составление  кластера: предполагает выделение смысловых единиц текста и его  графическое оформление в виде грозди. Этот способ графической  организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные  процессы , которые происходят при погружении в ту или иную тему. На уроках выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю  учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Ученики  выделяют оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. Каждая пара или группа называют одно из выписанных выражений и  на доске  фиксируются реплики­ составляется кластер. Например. «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». Урок  обществознания в 10 классе. Эпиграф к уроку «Я не могу и не хочу, чтобы зло было нормальным  состоянием людей». (Ф.М. Достоевский) Какую роль в жизни человека играют социальные нормы? Сравните нормы и мораль, укажите общие и отличительные признаки (сходства­правила поведения;­существует ответственность; Различия­нормы регулируются государством, мораль обществом; за  нарушение норм­юридическая ответственность, за нарушение морали  осуждение обществом). Что называем отклоняющемся поведением? Как вы думаете «Отклонение­ естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и  запрещение не уменьшают отклонений?» Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Каковы причины отклонений от  норм?(наследственность, социальные факторы) В чем опасность отклоняющегося поведения? Что такое преступность? Какие  признаки преступности? Работа с учебником, составляют кластер. Вывод: Среди наиболее опасных форм отклоняющегося поведения коррупция, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм. Или так………… Мотивация­ беседа по вопросам ­Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? ­Существуют ли правила поведения для всех? Изучив п.16 составляют кластер Поведение, которое не согласуется с нормами –отклоняющееся поведение Негативное отклонение                            Позитивное отклонение Работа с документом, с.182 учебник под редакцией Боголюбова Девиантное поведение благо или зло? Привести собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых,  групповых норм. Чем объяснить, что более демократическое общество предполагает перенос  акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль? Элементы социального контроля? Нормы                             Санкции Или так……. Как называются нормы принятые в обществе? Всегда ли соблюдение социальных норм или бывают нарушения? Как называется поведение, которое не согласуется с нормами? Социальным нормам присуще признаки (работа в паре, составление  интеллект­карты) Виды норм                              Их характеристика Что необходимо, чтобы социальные нормы соблюдались? (контроль) Важнейшими механизмами контроля являются санкции (формальные,  неформальные). Всегда ли поведение соответствует нормам? Причины отклоняющегося поведения? Рефлексия. Установить соответствие Термин                       определение    (таблица) «Поведение человека­ это зеркало, в котором каждый показывает свой  истинный облик». От того, в какой степени, человек  живущий в обществе,  будет соблюдать социальные нормы зависит не только отношение к нам  общества и государства, но и нравственное, правовое состояние общества в  целом.   Другим графическим способом представления изученной информации  является прием «фишбоун». Цель приема­актуализация имеющихся знаний у  учащихся по изученной теме, развитие критического подхода к получаемой  информации. Главное условие при работе с этим приемом является четкое  формулирование проблемы, причин, выводы. Схема «фишбоун» представляет собой графическое изображение,  позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа  причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы  или результаты обсуждения. Схемы дают мне как учителю возможность: ­организовать работу в группах; ­развивать критическое мышление. Схема может быть использована в качестве отдельно применяемого  методического приема для анализа какой­либо ситуации. Эффективнее всего у меня получается  применять схему во время уроков обобщения и  систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо  привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую  раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами, т.е.  закрепить изученные знания. Пример. Урок. Смутное время. . Пример позволяет выявить причинно­следственные связи изучаемой темы,  факта, события. Схема фишбоуна представляет собой «рыбью кость», в  голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым  косточкам напротив друг друга­причины и следствия (или причины и  конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте­формулируемый  вывод. Преимущества этого приема: Помогает устанавливать причинно­следственные взаимосвязи между  объектом анализа и влияющими на него факторами; Развивает навыки работы с информацией; Учит ставить и решать проблемы; Направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно­ содержательной форме. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики: Учатся работать в группе или парах; Визуализируют причинно­следственные связи; Ранжируют различные факторы по их значимости; Развивают способность критически мыслить; Обучаются давать оценку явлениям прошлого или действительности. Применяю прием «фишбоун» после просмотра художественного фильма  проблемного содержания. Пример. Тема Холокоста на уроках обществознания. Урок­взгляд  «Играла музыка, когда нас убивали». В.Шпильман «Пианист» Цель урока: Формирование ценностных ориентиров учащихся через художественные  фильмы, знакомство с историческими произведениями, обладающими  высокими нравственными достоинствами, выражающими жизненную правду,  общегуманистические идеалы, помогающими познать реальную жизнь. Каково состояние музыканта, когда он  попадает в мир, где царит смерть?  Как он переживает драму, разыгрывающуюся в его душе? Как музыка  помогает ему выжить? Над этими вопросами  рассуждаем после просмотра  фильма.  На протяжении работы используется прием фишбоун.  Музыкант,  композитор, известный человек­ Владислав Шпильман. Но это после войны.  Но! Была война. Была семья. Что было в этой обычной жизни? (Счастье,  семья, друзья,  вера, спокойствие). Заполнение скелета­первый ряд.  Как в годы страданий сохранить в себе Человека?  Не сломаться под  натиском страха и смерти. Как удалось герою фильма выжить в страшное  время. Как удалось остаться человеком? (голова скелета). Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально­ деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной  деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как  черты личности. Прогнозируемый результат План урока предусматривает анализ фильма, создание эссе по предложенной  теме, развитие умения понимать и интерпретировать просмотренный фильм,  создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль. Как герою удается сохранить человеческое достоинство в мире, где человек теряет свое лицо? Остаться человеком   После урока по теме «Играла музыка, когда нас убивали»  и просмотра на  уроке художественного фильма «Пианист» режиссера Романа Полански,  ребята пишут эссе, размышления, что помогает им при сдаче ЕГЭ по  обществознанию.  Достаточно эффективным учебным методом для контроля знаний и умений  высшего порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка)  является эссе. Цель­развитие у учащихся культурной письменной речи. Во время занятий элективного курса по подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного экзамена я предлагаю темы эссе, у ребят есть памятка для  выполнения этого задания: ­сформулировать смысл проблемы и ее актуальность; ­обозначить свою позицию к точке зрения автора;( я согласен; не могу не  согласиться) ­Дать теоретическую обоснованность, аргументацию­ в рассуждении  использование терминов, понятий, цитат, ссылок на источники. ­привести примеры из истории, литературы, обществознания, собственного  опыта. ­сделать вывод, заключение, обобщение. (cid:216) Применение эссе на уроках истории и обществознания способствует более  четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает логически  организовать мыслительный процесс, предполагает свободное владение  языком терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного  материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые документы,  соответствующие теме. Анализируя зарубежный и  отечественный опыт  применения эссе, можно говорить о четырех формах использования этого  метода: 1.Самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме. 2.Тридцатиминутная контрольная работа изученного учебного материала. 3.Десятиминутное свободное произведение для закрепления и обработки  нового материала. 4.Пятиминутное свободное произведение с целью подведения итогов урока и  фиксирования мыслей и выводов, сформулированных на уроке по теме. Для первых двух видов эссе тема формулируется учителем чаще всего в виде  проблемного вопроса, что должно побуждать учащихся к размышлению, а не  только к логическому выстраиванию ответа из отдельных понятий и  определений.   Эссе, размышления оформляем вместе с учениками в сборники.                      Из эссе: «Эта картина заставляет задуматься: какова ценность жизни?  Неужели так легко лишить человека возможности жить?»; « Люди шли на смерть, чтобы мы смогли дышать чистым воздухом, жить  свободно, чтобы следующие поколения не испытывали всего того, что  испытали герои фильма»; «Художественный фильм «Пианист» доносит до нас глубину и ужас жизни  людей, переживших страшное явление –Холокост». «Этот фильм помогает нам не только понять ту страшную часть истории, но и  дает нам возможность ее осмыслить. В первую очередь этот фильм о  выживании человека в самых сложных ситуациях, а также о таких вечных  ценностях, как честь, благородство, семья, о том, что нужно любить  ближнего».       Во время уроков истории и обществознания, занятий элективного курса целью которых является формирование нравственных ориентиров,  мы  просматриваем художественные фильмы и видеоматериалы.  Во время занятий по элективному курсу «Уроки Холокоста ­ путь к  толерантности» посмотрели следующие фильмы с обсуждением. «Дети из Бездны» «Мальчик в полосатой пижаме» «Храброе сердце Ирене Сендлер» «Бабочки в огне надежды» «Собибор» «Жена смотрителя Зоопарка» «Пианист» «Терезин. Код жизни» «Список Шиндлера» «Рай» Режиссер Павел Чухрай Режиссер Марк Херман Режиссер Джон Кент Харрисон Режиссер Елена Жилинская Режиссер Константин Хабенский Режиссер Ники Каро (2017 год) Режиссер Роман Полански (2002 год) Режиссер Галина Калашникова (2012  год) Режиссер Стивен Спилберг Режиссер Андрей Кончаловский Работа с фрагментами художественных фильмов, с видеоматериалами  помогает решить следующие задачи: ­Научиться учащихся ориентироваться в информационном пространстве. ­Формирование мировоззрения учащихся, их нравственных и эстетических  взглядов. ­Развитие умения ориентироваться в потоке информации и умение  анализировать её. Демонстрируя отрывки из кинофильмов, я на уроке ухожу от простой  иллюстрации картинок, живо передаю эмоции, чувства. Через каждый урок истории и обществознания, через внеурочную  деятельность стараюсь прививать детям любовь с своему Отечеству, через примеры истории формировать нравственную оценку того или иного  исторического события.  Художественные фильмы помогают мне вовлечь ребят в работу, воспитать  чувства: патриотизм, героизм, подвиг, самопожертвование. Ведь моя главная задача как учителя истории и обществознания воспитать  любовь к Отечеству, чувство ответственности, за свою малую Родину,  сопричастность к происходящим событиям, а на словах такие понятия как  героизм, самопожертвование трудно объяснить. Использование художественных фильмов на уроках и во внеурочной  деятельности способствует не только развитию образного восприятия, но и  формирует навыки критического мышления. Инструмент интеллект­карт. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)  поднимается проблема включения адекватных времени педагогических  технологий, соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую  целостную картину мира. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно  приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных  проблем: ­Работать с информацией; ­анализировать, обобщать; ­самостоятельно критически мыслить; ­искать рациональные пути в решении проблем. Моя задача­вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где  участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Для решения этой задачи использую инструмент интеллект­карт­ это способ  изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, способ  эффективного запоминания и систематизирования информации Интеллект­карта­это: *Универсальная технология раскрывающая потенциал нашего мозга * Инструмент развития памяти и мышления *Инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать  информацию *Инструмент, позволяющий мыслить, использовать весь свой творческий и  интеллектуальный потенциал. Интеллект­карты   упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию  того потока, который он получает. Они учат раскладывать информацию по  степени важности, отделяя главное от второстепенного.1 Знания, наполняющие интеллект­карту, имеют смысл, четкую форму,  структуру.  К интеллект­карте можно возвращаться снова для ее пополнения или  повторения материала.  Интеллект­карта­ это инструмент, позволяющий учащимся: ­эффективно обрабатывать и структурировать информацию; ­мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал.2 Пример. Урок обществознания в 11 классе Тема: Финансовые институты. Банковская система. Социальная информация перекодирована из текстового формата в  схему(умения). 1 Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события: методическое пособие /авт.-сост. Т.И.Фисенко.- Хабароск: ХК ИРО, 2014.- 82 С. 2 Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события: методическое пособие /авт.-сост. Т.И.Фисенко.- Хабароск: ХК ИРО, 2014.- 82 С. Новые идеи появляются иногда уже в процессе разработки ментальной карты.  Поскольку ученик вынужден обобщать свои представления в ключевых  понятиях, ему надо быть очень лаконичным.  Это улучшает понимание  существенного. Памятка для составления интеллектуальной карты (автор Т. Бьюзен.) 1. Представьте центральный образ в виде рисунка: ­Одним рисунком можно выразить множество слов. ­Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный  процесс. 2. Разместите центральный образ в середине листа (мысль сможет развиваться  во всех направлениях без ограничений.)3 Где используем и как? Обучение *Для лучшего запоминания * Для анализа учебного материала *Для обобщения материала *Для концентрации внимания на главном *Для компактного вида записей * Для доступного изложения своего мнения и мыслей Тема урока: «Дворцовые перевороты». 8 класс. История России.  Цель урока: ­определить причины дворцовых переворотов; ­охарактеризовать периода правления преемников Петра Первого. Задачи: ­формирование личных представлений о правителях эпохи дворцовых  переворотов; ­развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять  фактические данные, устанавливать причинно­следственные связи,  самостоятельно делать выводы. 3 Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события: методическое пособие /авт.-сост. Т.И.Фисенко.- Хабароск: ХК ИРО, 2014.- 82 С. В контексте обучения, интеллект –карты можно использовать для  решения следующих задач: 1.Конспектирование Учебников, книг, статей Лекций на слух 2.Написание статей, рефератов. 3.Анализ, понимание. Использование карт позволяет 1) Лучше понять ход мыслей автора 2) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает 3) Лучше проанализировать текст 4) Дополнить своими мыслями 4.Запоминание Интеллект­карта помогает разобраться в большом количестве информации,  представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать, вырабатывать свой стиль, делать  мышление продуктивным. Примером является интеллект­карта по истории России 17­18­го века. Ключевым понятием­словом является «Петр 1», от него отходят ветви:  «Реформы», «Северная война», «Культура», «Экономика», «Крестьянские  восстания». Данная карта представляет собой сжатый, но довольно емкий конспект темы,  который можно использовать для повторения материала или в качестве  мозгового штурма. Урок истории в 11­м классе по теме: «Внешняя политика СССР в 1933­ 1939гг». Урок изучения нового материала предусматривает работу учеников в группах с документами, с картой, составление хронологической таблицы  событий, относящихся к теме, размышление над проблемными вопросами. Ученик, работая с интеллект картами, идет в своем развитии от простых  логических операций: сравнение, сопоставление, расположение в  пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать  классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия. Развиваются коммуникативные свойства, умение слушать учителя, товарища  по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу,  воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. Коллективная работа по интеллект­картам способствует формированию  мотивацию к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в  коллективе. Внимания, усидчивость, настойчивость. Интеллект­карта помогает систематизировать информацию, ученики  выбирают, структурируют и запоминают информацию, а также воспроизводят  ее.  С помощью интеллект­карты мои ученики составляют устное и  письменное повествование. Лучше запоминают информацию благодаря  рисункам. Карты идеальны при составлении презентаций. Особенно нужны на уроках повторения, обобщения изученного материала. Пример:  Урок истории в 9­м классе по теме «СССР на завершающем этапе  Великой Отечественной войны». Цель урока: Продолжить формирование исторического сознания и  исторического мышления учащихся на основе темы. Группы получают задание, способствующие повторению знаний по  пройденным этапам Великой Отечественной войны. 1 группа­задание на соотнесение событий и дат; 2 группа­на определение терминов; 3 группа­ работа с картами битв; 4группа­работа с источниками (определение военной операции). Мотивация. Просмотр кинофрагмента художественного фильма «Звезда» режиссера Николая Лебедева по повести Эммануил Казакевича , из которого  ученики узнают какой сильной, боеспособной страной была Германия на 1943­ 1944 гг. Предстоит изучить завершающий этап Второй мировой войны; предстоит  изучить основные периоды этого события, показать роль СССР в Победе над  Германией. Задание по группам: 1.Анализ военно­стратегической обстановки и  обороноспособности СССР (работа с графиками и таблицами); 2. «10 сталинских ударов» ­ отметить на карте; 3.Крымская и Потсдамская конференция­сводная таблица. 4.Война с Японией (работа с материалами Музейной комнаты школы). Просмотр фрагмента художественного фильма «Берлинская операция» Проблемный вопрос. Почему Берлинская операция считается одной из  самых сложных операций в войне? Вопросы после фильма: ­какими укреплениями был защищен Берлин? ­какие планы были по захвату Берлина? ­кто командовал операциями? ­кто водрузил Знамя на здание рейхстага? Составляется интеллект­ карта На уроке «Разгром Гитлеровской Германии» разбираем документы,  используем художественную литературу, работаем с картой, но  эмоциональной вершиной урока является просмотр кинофрагмента  «Падение фашистской столицы», которая даёт живо воспринять  драматические события.   В рамках воспитания патриотизма и гражданственности провожу уроки и внеклассные мероприятия с просмотром художественных фильмов.   Использование художественных фильмов на уроках истории способствует не  только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию  навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана  информации с научно­обоснованными знаниями, приобретенными на уроках  истории. Считаю, что просмотр кинофрагментов на уроках истории является очень  важным, так как в век информационных технологий падает интерес к чтению.  И тут на помощь приходит кинематограф. Я убедилась, что художественные  фильмы о войне подкрепляют у современной молодежи любовь к Родине,  чувство патриотизма, гордость за свое Отечество. Почему стоит использовать фрагменты художественных фильмов на уроках  истории? Потому что это возможность показать не констатацию фактов, а  живую историю. Трудно объяснить ученикам на словах такие понятия, как:  героизм, самопожертвование, страх, трусость, предательство, решимость. Моя главная задача воспитать любовь к Отчизне, чувство ответственности за  свою Родину, сопричастности к происходящим событиям. Сегодня, современные ученики, критически мыслящие воспринимают  Великую Отечественную войну как самое главное, самое славное событие в  истории. В видео коллекции кабинета истории находятся художественные  фильмы: «Звезда» (2002 г) «А зори здесь тихие»  (1972 г) «Блокадный  Ленинград» Режиссер Николай Лебедев, снят по одноименной  повести Эммануила Казакевича Режиссер Станислав Ростоцкий по одноименной  повести Бориса Васильева. Уникальный документальный фильм. Режиссер  Сергей Лозница. Фильм Кирилла Набутова­это не  только документы, проливающие свет на  неизвестные до сих пор подробности ужасных дней  Блокады. «Брестская крепость» Исторический, художественный фильм, режиссер «Сталинград» Александр Котт, повествующий о героической  обороне легендарной крепости. Российская военная драма, режиссер Федор  Бондарчук «Мы из будущего»  Режиссер Андрей Малюков «Шел четвертый год  войны»  Режиссер Георгий Николаенко (по повести  Александра Беляева «Тайна глухого леса») Режиссер Михаил Пташук (2001 год) Режиссер Элем Климов (1985 год) Режиссер Дмитрий Месхиев (2004 год) «В августе 44­го» «Иди и смотри» «Свои» «17 мгновений весны» Режиссер Татьяна Лиознова «Битва за  Режиссер Сергей Мокрицкий Севастополь» «28 Панфиловцев» «Я русский солдат» Использование на уроках истории художественных фильмов предполагает Режиссер Ким Дружинин (2016 год) Режиссер Андрей Малюков разнообразие методов, в основе которых лежит деятельностный характер и  позволяет мне сформировать у учеников следующие умения и навыки: ­работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником; ­наблюдения и анализа исторических событий; ­постановки и решения практических задач; ­формирование гипотез; ­формирования метапредметных знаний.

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории

Из опыта работы учителя истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019