Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"
Оценка 4.9

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Оценка 4.9
Игры +5
docx
Междисциплинарный 5
5 кл—9 кл
24.03.2019
Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучений и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н. И. Пирогов, «… всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему». Ребёнок должен понять простую истину, чтобы быть успешным необходимо быть здоровым.
Здоровьесберегающие технологии в практике.docx
1 Здоровьесберегающие технологии в преподавании  истории и обществознания  /Из опыта работы/.   «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс                                          санитарно­гигиенических норм и правил…                                            и не свод требований к режиму, питанию, труду,                                             отдыху.   Это прежде всего забота о  гармоничной                                              полноте всех физических и духовных сил,  венцом                                             этой гармонии является радость творчества».                                                                                                             В.А.  Сухомлинский   Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного  социального и экономического развития любой страны. Сегодня перед  образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного  процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучений и воспитания,  формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины  школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения  в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в  первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что  здоровым можно считать лишь 20­25% первоклассников. У остальных же имеются  различные нарушения в состоянии здоровья.  Вышеуказанные факты  свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.          Ведущим фактором здоровья является образ  жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно  известный хирург и один из первых русских учёных­педагогов Н. И. Пирогов, «…  всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы,  примиренной с жизнью, ­ быть руководителем жизни на пути к будущему».          Ребёнок должен понять простую истину, чтобы быть успешным  необходимо быть здоровым. На протяжении последних десятилетий состояние  здоровья детей вызывает серьёзную тревогу специалистов различного профиля. Так  же проблема физического и психического здоровья детей всегда волновало  родителей и учителей. В настоящие время она усугубилась в связи с увеличением  учебной нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижением  двигательной активности детей и другое. За последние годы численность 2 практически здоровых школьников резко снизилась, с переходом из класса в класс  здоровье детей ухудшается.           Инновации в образовании, введение ЕГЭ и инновационных форм ГИА ставят  перед учителем задачу сопровождения здоровья учащихся.           «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К.  Смирнова, – это все те психолого­педагогические технологии, программы, методы,  которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных  качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование  представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа  жизни. У современного педагога есть возможность через урок и внеурочное время  снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей. Реализацией этой  задачи на уроках и во внеурочное время я занимаюсь в течение последних лет. На уроках и во внеурочной работе я решаю 3 группы задач, связанных с  проблемой здоровья учащихся: ­ диагностические; ­ коррекционные; ­ формирующие. При этом я фиксирую свое внимание не только на учащихся, но и на условиях  проведения занятий.           В начале урока оцениваю и в дальнейшем удерживаю свое внимание на  гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум,  доносящийся из­за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не  требуется приборов ­ вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но  пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению  учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. В моём кабинете есть  комнатные цветы. Они создают уют и поддерживают качество воздуха.    Правильный подбор растений, выделяющих фитонциды – биологически  активные вещества, способен полностью оздоровить атмосферу в классе.  Комнатные растения являются уникальными воздухоочистителями, некоторые  убивают болезнетворных микробов.            Но при выборе комнатных растений учитель должен учитывать: ­ количество и их метрические размеры не должны препятствовать учебному  процессу; ­ перед использованием каких­либо растений необходимо ознакомиться со  школьными медицинскими картами учащихся, чтобы не вызвать  аллергических реакций.   Не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так  или иначе связано с влиянием на их здоровье. 3             Первичную экспресс­оценку эмоционально­психологической  атмосферы в классе на уроках истории провожу по следующим  показателям: ­ возбуждены (перевозбуждены), например, после урока физкультуры; ­ утомлены, выглядят уставшими; ­ взволнованы, тревожны, чем­то обеспокоены; ­ сосредоточены, деловиты, настроены на урок; ­ насторожены, напряжены, враждебны (обычно ­ установка на конкретного  учителя). В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса  выступают ученики, которые: ­ быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса; ­ отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной  двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями  психофизиологических особенностей; ­ более склонны к нарушениям дисциплины; ­ опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий; ­ вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по  необходимости.  Решать коррекционные задачи мне также приходится в широком диапазоне  действий, от почти автоматических ­ набросить во время перемены на батареи  влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать  неправильную позу ученика ­ до технологичных ­ изменить ритм проведения урока,  вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать  творческое задание, организовать микрогрупповую форму работы класса и т.д.    Одним из направлений работы стало использование работы в режиме  двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классе, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и  зарядку для глаз. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а  в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на  работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после  контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветриваю кабинет.  Школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и  повышения их работоспособности. Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на  уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и  обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются,  пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет  эмоциональный фактор, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен 4 и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока,  так и на самочувствие учащихся. Коррекцию позы провожу мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции  нуждается один ученик, просто подхожу к нему, не прерывая объяснения. Иногда  достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в  корректировке позы, прошу весь класс подтянуться, выпрямить спинки. Это также  удачный момент для того, чтобы предложить всему классу  сделать физкультминутку. К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде  всего, сохранение физических характеристик, обучающихся: зрение, слух, осанка.  Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала  устно обсуждали какое­либо историческое событие, потом законспектировали в  тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок,  во­первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен,  пестр по содержанию. Во­вторых, это необходимое условие сохранения здоровья  на уроке истории. Другое направление работы: Передача знаний по предотвращению  отдельных болезней осуществляется как на уроках, так и во внеурочной  деятельности. Так при изучении темы «Древний Египет» (5 класс) обязательно  рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были  чеснок и лук?». Или в 5 классах при рассматривании темы «Спарта» акцентируется  внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином  илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской  молодёжи пагубное воздействие вина. При выяснении причин вымирания  американских индейцев (7, 8 классы) заостряется внимание на отравляющее  влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на  такие инфекционные заболевания, как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих  коренных жителей Америки. Отмечается, что африканцам удалось избежать  эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов. При изучении  средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий –  отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная  смена белья. На уроке обществознания в 7 классе «Виновен – отвечай» и в 9 классе  «Уголовно­правовые отношения» обязательно рассматривается статья 23 УК РФ.  «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии  опьянения». Подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего  лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный  путь избежать эти последствия осознанное понимание и контроль своего поведения.  При изучении глобальных проблем человечества подростки понимают, что 5 демографическая проблема сегодня ­ это результат не только экологических и  экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему  здоровью предшествующих поколений. С целью пропаганды здорового образа жизни на уроках обществознания  я провела такие мероприятия как: ­ «Мир вредных привычек» (Урок­игра); ­ «Улыбка, спорт, здоровье – нам в жизни ценное подспорье» (Спортивный,  оздоровительно­познавательный журнал); ­ «Человек и его здоровье» (Интеллектуальная игра); ­ «Курить ­ здоровью вредить!», «Мифы об алкоголе», «Дело по обвинению  табака, алкоголя и наркотика в нанесении вреда человечеству»;  ­ Акции «Брось сигарету», «Нет ­ нецензурным словам», «Доброта спасёт  мир». Для родителей проведён лекторий на тему: «Профилактика вредных  привычек у подростков»;  ­ Для учеников оформлен «Уголок здоровья»; ­ В рамках проекта «Здоровое питание школьников» ученики 9­го     класса   создали электронную газету «Мы за здоровый образ жизни»;  ­ Для родителей  школы я создала также электронный бюллетень     «О пользе завтраков».  ­ Выпущены рекламные плакаты «Скажем «нет» нездоровым привычкам»,     и «Правильное питание ­ залог здоровья».   ­ Материал о правильном питании представлен на Всероссийском  конкурсе «Всё о здоровье». За последнее время сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий: ­ технологии личностно­ориентированного обучения (обеспечение  комфортных условий развития личности и реализации природных  возможностей); ­ технологии проектной деятельности.    Мои уроки построены с учетом индивидуальных возможностей и  способностей учащегося. У меня появляется возможность дифференцированно  помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно  работать с трудными детьми.            Обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем,  хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаю  сложные и большие по объему задания. Школьникам со средним интеллектуальным  уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо  переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных  ситуациях. Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или  низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются 6 задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро  устают, им нужно часто менять виды деятельности.              Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы, которые не в  состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности,  предлагаю нетрудные задания и осуществляю систематическую поддержку и  наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной  системы).  К примеру, на уроках можно предложить учащимся тесты трех уровней  сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение  материала параграфа (например, знание дат, событий, личностей в истории). Второй уровень сложности предполагает какие­либо задание на установление причинно­ следственных связей, установить соответствие и т.д., а задания третьего уровня  сложности – сравнение, определение общего и различного, аргументация каких­ либо исторических событий и т.д.             Обучения в сотрудничестве  создаёт все  условия для реализации задач  сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявление гуманного  отношения к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения,  приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в  сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на  свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают  благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию  здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Разнообразные игровые технологии ­   брейн­ринг, спортивный,  оздоровительно­познавательный журнал, интеллектуальный турнир, викторины,  проблемная ситуация, урок­суд, снежный ком, «живая картина», «Древо познания» и другие.     В настоящее время существуют методики здравоохранительной системы  обучения и воспитания. Автор одной из них (она привлекла моё внимание)  руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера  профессор В.Ф.Базарный  считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады  и школы. Вместо сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда  можно стоя и сидя работать на уроке.    Стоя за конторкой и сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого  обучения, когда взгляд прикован к столу, ­ поиск необходимой информации на  большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая. Особое внимание  В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в  возрасте 6 – 7 лет орган зрения  находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так  называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для  такого рода глаза – рассматривание удаленных предметов. В наших школах дети  наибольшую часть учебного  времени  работают с книгой, тетрадью на близких от 7 глаз расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и  структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи.  Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и  теряет способность к четкому видению вдаль. Профессор предлагает выход из  создавшейся ситуации в приемах, которые позволят расширить зрительно –  пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приемов  заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик  во время классных занятий находится строго на своей рабочей дистанции, на  расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см.  В начале  учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе. Следующая  особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» ­  размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные  картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по  высоте 1см, самые крупные – не более 2­3см. Тем самым создаются предпосылки  для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с мышц глаз, долгое  время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких  пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8 – 10 минут. Эту работу  целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии. В классе оборудован стенд, к которому крепятся карточки (высота 2­3 см) и  учащиеся должны выполнить различные задания: соотнести даты и события, даты  правления и правителей, события и личности и т.д.   Это задание можно выполнять с рабочего места ученика, оно способствует  интенсивному сосредоточению вдаль, снятию напряжения с мышц глаз. Также это  задание можно выполнять у стенда, вызывая учеников к доске (в режиме  двигательной активности).  Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих  технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться  в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие  способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального  поведения.    Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы  будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом  случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не  только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровая  школа ­ здоровья желает!  Здоровая школа ­ друзей набирает. Пусть льется повсюду Друзей звонкий смех, 8 Учитель улыбкой Пусть радует всех. Здоровье не купишь, его не продать. Про это давно уже нужно всем знать! Литература 1. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. –  Волгоград: Учитель, 2009. 2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в  школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005 3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно­воспитательном процессе:  проблемы и пути их решения//Школа. –2005.–№3 4. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика. –2005.– №6 5. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников. – 2005.–№2 6. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок. Школьные технологии. –2004.–№2  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной  школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. 8. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности  ученика//Образование в современной школе. ­2005.­№2.­С.40­44.

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019