методический материал для проверки знаний студентов по теме "Личность" учебного курса "Этика и психология семейной жизни"

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 16.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

тест по теме "Личность" с выделенными правильными ответами
Иконка файла материала Тест по теме.docx

Тест по теме  Личность

1.  Что такое Личность?

а) конкретный человек, взятый в системе его устойчивых психологических характеристик.

б) человек, имеющий возможность контактировать с другими

в) человек, концентрирующийся исключительно на собственных убеждениях

г) человек, имеющий свою точку зрения.

2.Важнейшее свойство личности - это:

а) темперамент

б) мотивация

в) характер

г) направленность

3) Индивидуальность-это способность:

а) психологическое свойство личности

б) моральных свойств личности

в) религиозных свойств личности

г) эстетических свойств личности

4) Мотивация-это:

а) система операций, основывающихся на данных

б) система мотивов для каждого неповторима

в) выражение личности как отдельного существа

г) совокупность мыслей

5)Потенциалы личности (вычеркнуть лишнее):

а) творческий

б) художественный

в) познавательный

г) эмоциональный

6)Трудолюбие, чувство долга, стремление к успеху у личности возникает в возрасте:

а) до 11 лет

б) до 7 лет

в) после 20 лет

г) до 3 лет

7.Активность-это:

а) условие выполнения какой-либо деятельности

б) мера взаимодействия субъекта с окружающим миром

в) совокупность качеств

г) дееспособность человека

8.Я-концепция это:

а) совокупность требований отношения общества к человеку

б) система представления индивида к самому себе

в) система взглядов других людей к человеку

г) саморегуляция человека

9. Личность выступает как:

а) результат деятельности

б) характеристика индивида

в) система внутренних условий

г) индивидуальный характер

10. Может ли человек передавать свои специфические способности в порядке биологической наследственности:

а) может

б) может, но не всегда

в) может в зависимости от ген

г) не может

 

Дополнительный тест по теме личность

Выберите варианты правильных ответов в каждом вопросе

1. К особенностям развития современной науки по Б. Г. Ананьеву относятся:

А) проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом

Б) современная наука развивается вне культурных контекстов и парадигм

В) возрастает дифференциация научного изучения человека

Г) происходит интеграция различных наук, аспектов и методов изучения человека

2. К психической жизни личности относятся следующие аспекты:

А) познавательный

Б) физиологический

В) эмоциональный

Г) поведенческий

3. Специфика философского изучения личности состоит в:

А) раскрытии сущностных аспектов личности

Б) возможности напрямую использовать философские положения о личности в

психологической практике

В) установлении знака зодиака данной личности и определении ее кармы

Г) построении целостного представления о личности

4. Таких биполярных шкал, выражающих представления о личности в

различных теориях, по Л. Хьелу и Д. Зиглеру, не существует:

А) конституционализм - инвайронментализм

Б) оптимизм - пессимизм

В) гомеостаз - гетеростаз

Г) конституционализм - анархизм

5. Когда указывают на телесное бытие субъекта, то используют слово:

А) индивидуальность

Б) личность

В) индивид

Г) реципиент

6. Когда хотят подчеркнуть неповторимость субъекта, то его называют:

А) суггестором

Б) индивидом

В) индивидуальностью

Г) конформистом

7. Человек с момента рождения уже является:

А) индивидуальностью

Б) личностью

В) индивидом

Г) осознающим смысл жизни существом

8. Следующие утверждения о личности являются верными:

А) личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу

существования

Б) личность преимущественно определяется наследственностью

В) одной из основных функций личности является функция выбора

Г) личность формируется независимо от социальной среды

9. Философско-литературный уровень исследования личности

View metadata, citation and similar papers at core.ac.uk brought to you by CORE

provided by Repository of Gomel State University

характеризуется:

А) диалогическим характером отношений с исследуемой личностью

Б) описанием конкретных случаев психологической практики,

психотерапевтических ситуаций, симптомов, синдромов

В) целостностью и максимально возможным обобщением

Г) беспристрастным отношением к исследуемой личности

10. Личность как опыт человека. К данной метапозиции относятся следующие

теории личности:

А) теория личности Г. Айзенка

Б) психоанализ

В) исследования личности в контексте жизненного пути

Г) теория личности К.К. Платонова

Д) теория относительности А. Эйнштейна

11. Психологические теории личности позволяют:

А) предсказывать определенные изменения в поведении субъекта

Б) объяснять прошлые и настоящие события в жизни человека

В) определить судьбу человека

Г) сформировать личность человека с заданными параметрами

12. Не могут подвергаться моральному оцениванию:

А) характер

Б) задатки

В) направленность

Г) темперамент

13. В качестве общих характеристик системы выступают:

А) множественность описания

Б) эксцентричность

В) иерархичность

Г) цикличность

14. В. А. Вагнером обнаружена следующая закономерность:

А) чем выше развито то или иное сообщество, тем меньше вариативность

проявлений входящих в это сообщество особей

Б) чем выше развито то или иное сообщество, тем больше вариативность

проявлений входящих в это сообщество особей

В) чем чаще используется то или иное отношение или поведение, тем меньше оно

осознается

Г) чем чаще используется то или иное отношение или поведение, тем лучше оно

осознается

15. В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение

человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает:

А) воспитание

Б) социализация

В) совместная деятельность

Г) смехотерапия

16. В структуру личности, в соответствии с представлениями К. К. Платонова,

не входит:

А) кибернетическая подструктура

Б) подструктура направленности

В) соматически обусловленная подструктура

Г) психологическая подструтктура

17. Отметьте верные утверждения:

А) наиболее изменчивыми в структуре личности являются биологически

обусловленные свойства

Б) наиболее изменчивой в структуре личности является подструктура

направленности

В) содержательный аспект личности образуют темперамент, половые, возрастные,

нейродинамические особенности

Г) содержательный аспект личности образуют ее убеждения, ценности, идеалы,

интересы, смыслы, переживания

18. Сильный, уравновешенный, инертный – это свойства:

А) флегматика

Б) меланхолика

В) холерика

Г) сангвиника

19. К свойствам нервной системы по И.П. Павлову не относятся:

А) доминантность

Б) внешняя привлекательность

В) подвижность

Г) сила

20. Личность и характер находятся в отношениях:

А) единства, но не тождества

Б) тождества

В) иерархии (личность подчиняет себе характер)

Г) нежной заботы

21. Сущностью активности личности является:

А) способность человека многое делать в ограниченный срок

Б) способность человека производить общественно значимые преобразования в

мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся

в общении, волевых актах, творчестве

В) собственная динамика живого существа как источник преобразования и

поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром

Г) высокая подвижность нервной системы

22. Данные утверждения о жизненном пути личности являются верными:

А) жизненный путь личности зависит от макро- и микросреды ее развития

Б) жизненный путь личности зависит только от макросреды ее развития

В) основной единицей жизненного пути является переживание

Г) основной единицей жизненного пути является событие

23. Исследования, проведенные в рамках теории стресса, установили, что у

неудовлетворенных жизнью людей любая значимая перемена:

А) повышает удовлетворенность жизнью

Б) увеличивает депрессивные симптомы

В) уменьшает депрессивные симптомы

Г) повышает качество общения с близкими людьми

24. Данные утверждения о событии жизненного пути являются верными:

А) событие – это совместное времяпрепровождение

Б) событие – это поворотный этап жизненного пути

В) событие – это факт, который существенно меняет социальную ситуацию

развития личности

Г) событие – это сообщенная новость

25. Человек осуществляет личностный способ бытия, если:

А) совершает нравственные поступки

Б) свободно, самостоятельно и ответственно определяет свое место в жизни

В) своевременно удовлетворяет свои потребности

Г) соблюдает моральные правила

26. Личностный кризис всегда:

А) нежелателен для человека и его нужно избегать

Б) очень полезен для человека и к нему нужно стремиться

В) имеет неопределенные последствия для личности

Г) изменяет что-то в человеке или в его образе жизни

27. Отметьте верные утверждения:

А) потребности нужды у человека побеждают всегда, т.к. они витальные

Б) потребности нужды могут и не удовлетворяться, т.к. ими управляет личность

В) потребности удовлетворяются в зависимости от того, какое место в смысловой

системе личности они занимают

Г) мотивационная система личности подчиняется только гомеостатическому

принципу (+ тенденцию к изменению, развитию, нарушению равновесия)

Д) потребность в самоактуализации является ненасыщаемой, неудовлетворяемой

28. Данные утверждения о личностном поведении являются верными:

А) без ролей и статусов личностное поведение не сформировалось бы

Б) личностное поведение – это преодоление ролевого и статусного поведения

В) самостоятельность и ответственность – ключевые характеристики личностного

поведения

Г) навык и привычка являются личностными актами

29. Отметьте верные утверждения:

А) мораль есть этап в формировании нравственности

Б) нравственность есть этап в формировании морали

В) нарушение норм морали вызывает вину

Г) нарушение норм морали вызывает стыд

Д) чувство вины есть исторически более позднее по сравнению со стыдом

переживание

30. Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это:

А) социальные роли, в которые играет личность

Б) субъективная сторона изменений в социальной среде, т.е. изменений в их

значении для развития личности

В) окружающие человека значимые другие люди

Г) образ жизни личности

31. Наиболее близкими к понятию «Я-концепция» являются следующие понятия:

А) самотрансценденция

Б) идентичность

В) самосознание

Г) самоактуализация

32. Человек с негативной Я-концепцией характеризуется следующими

особенностями:

А) низкая самоэффективность

Б) низкий уровень интеллекта

В) эмоциональная чувствительность

Г) негативное восприятие других

33. Я-концепция оказывает влияние на жизнедеятельность человека:

А) только в детском и подростковом возрасте

Б) в зрелом и пожилом возрасте

В) только в зрелом возрасте

Г) на всех возрастных стадиях

34. Наиболее активно Я-концепция формируется:

А) в пожилом возрасте

Б) в пренатальный период

В) в детском и подростковом возрасте

Г) в зрелом возрасте

35. Я-концепция выполняет следующие функции:

А) обеспечивает внутреннюю согласованность сознания

Б) определяет ожидания человека

В) обеспечивает формирование морального сознания

Г) определяет интерпретацию жизненного опыта и событий

36. В структуру Я-концепции не входит:

А) Я-реальное

Б) Я-рациональное

В) Я-идеальное

Г) Я-зеркальное

Д) Я-заботливое

37. Эти утверждения являются верными:

А) Я-фантастическое – это элемент Я-концепции, сформировавшийся под

воздействием нереалистичных историй

Б) Я-идеальное – это представления человека о том, как его видят другие

В) Я-зеркальное – это результат социально-психологической рефлексии (т.е. то, что

человек думает о том, что о нем думают другие)

Г) Я-реальное – это образ Я, представления индивида о самом себе

38. По мнению К. Хорни:

А) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным стимулирует

личностный рост

Б) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным ведет к депрессии

В) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным ведет к депрессии у

женщин и к оптимизму у мужчин

Г) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным ведет к деменции

39. По мнению Э. Эриксона процессы формирования Я-концепции (эгоидентичности):

А) преимущественно не осознаются субъектом

Б) протекают в основном осознанно

В) имеют не эволюционный, а революционный характер

Г) являются наиболее существенным элементом психического развития младенцев

40. По мнению К. Роджерса, следующие особенности поведения и общения

учителя будут способствовать формированию у учащихся позитивной Яконцепции:

А) демонстрация доверия учащимся

Б) открытое выражение группе своих чувств

В) как можно более частое применение аверсивных стимулов

Г) использование только похвалы и полное отсутствие критики

41. Понятие «развитие личности» отличается от понятия «формирование личности»

тем, что:

А) развивать можно только то, что уже существует

Б) формировать можно только то, что уже существует

В) в случае с формированием роль овладевает личностью

Г) в случае с развитием личность овладевает ролью

42. Эти утверждения о личностном развитии являются верными:

А) процесс развития личности идѐт в направлении от совместных актов,

содействий, от внешнего управления к самоконтролю и самоуправлению

Б) мать общается с младенцем как с отдельным, автономным существом

В) мать общается с младенцем как с диадой, которую она с ним образует (ситуация

«пра-мы»)

Г) в основе преобразования социальных отношений между людьми в

индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации-экстериоризации

43. В понятии «интериоризация» выделяют три грани:

А) индивидуализация, интимизация, производство внутреннего плана сознания

Б) индивидуализация, коллективизация, экспроприация

В) социальная ситуация развития, сензитивность, эксклюзивность

Г) интимизация, производство внутреннего плана сознания, индивидуализация

44. Сущностью механизма сдвига мотива на цель выступает:

А) страх перед наказанием и волевое усилие для достижения эмоционально

непривлекательной, но требуемой другими людьми цели

Б) освоение и выполнение социальных норм, первоначально являющееся целью и

побуждаемое потребностью в общении со значимыми людьми, само начинает приносить

удовлетворение

В) цель, насыщаемая отрицательными эмоциями, превращается в самостоятельный

мотив

Г) превращение цели действия в самостоятельный мотив при насыщении данной

цели положительными эмоциями

45. Отметьте верные утверждения о стихийных механизмах формирования

личности:

А) они почти всегда не осознаются личностью

Б) механизм принятия и освоения социальных ролей по сравнению с механизмом

идентификации отличается меньшей обобщѐнностью, и чѐткой персонализацией

осваиваемого эталона

В) механизм принятия и освоения социальных ролей по сравнению с механизмом

идентификации отличается большей обобщѐнностью, отсутствием персонализации

осваиваемого эталона

Г) они преобладают, начиная с подросткового возраста

46. В соответствии с представлениями Л.И. Божович, существуют следующие

критерии сформированности личности:

А) иерархия мотивов и способность преодолевать свои непосредственные

побуждения ради чего-то социального значимого

Б) наличие у человека мотива аффилиации

В) способность к сознательному руководству собственным поведением

Г) обретение способности к эффективной сублимации

47. Данное сочетание идей о свободе личности и авторов этих идей является

верным:

А) свобода – это возможность хотеть, выбирать и действовать (Р. Мэй)

Б) свобода определяется длиной цепи (Р. Мэй)

В) свобода – это возможность (англ. рossibility) (С. Кьеркегор) (свободным м.б.

только сильный)

Г) существует «свобода от» (негативная) и «свобода для» (позитивная) (В. Франкл)

Д) свобода – это когда хочу, тогда и готовлюсь к занятиям (Артѐм Кравцов)

48. Следующие утверждения о личности являются верными:

А) личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу

существования

Б) личность преимущественно определяется наследственностью

В) одной из основных функций личности является функция выбора

Г) личность формируется независимо от социальной среды

49. Данные утверждения о свободе личности являются верными:

А) сущностная свобода зависит не от внешних обстоятельств, а от внутренних

Б) свободу можно переживать только в отсутствие социальных ограничений

В) если свобода не сталкивается ни с какими границами, человек превращаюсь в

ничто

Г) свобода даѐт гарантию для осуществления своих жизненных планов

50. К факторам развития личности относятся:

А) собственная активность личности

Б) наследственные

В) социальные

Г) астрологические

Д) урологические

51. Содержание Ид (Оно) как компонента структуры личности в теории З. Фрейда

образуют:

А) инстинкты

Б) высшие психические функции

В) вытесненные мысли, переживания

Г) усвоенные нормы поведения

52. Эго (Я) Фрейд называл:

А) голосом родителей

Б) «исполнительным органом» личности

В) сосредоточением слепых инстинктов

Г) творческой кладовой личности

53. «Приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей,

чувств» - таково верное определение:

А) рационализации

Б) сублимации

В) проекции

Г) регрессии

54. К. Г. Юнг представлял структуру личности, состоящую из следующих

компонентов:

А) эго, ид, супер-эго

Б) бессознательное, предсознательное, сознание

В) эго, анима, анимус

Г) коллективное бессознательное, личное бессознательное, эго

55. С точки зрения К. Юнга, то, как мы проявляем себя в отношениях с другими

людьми, называется:

А) самостью

Б) персоной

В) тенью

Г) либидо

56. По К. Юнгу наиболее существенным показателем развитости личности

выступает:

А) развитое Я субъекта

Б) преодоление комплекса неполноценности

В) обретение самости

Г) достижение генитальной стадии развития

57. По А. Адлеру данные свойства личности присущи только некоторым людям:

А) чувство неполноценности

Б) комплекс превосходства

В) стремление к превосходству

Г) комплекс неполноценности

58. Кто описывал людей, живущими в согласии с внешним миром, но постоянно

желающими его улучшить?

А) А. Адлер

Б) К. Юнг

В) З. Фрейд

Г) Ю. Кирейченко (П. Тимошенко)

59. Основным источником активности личности по З. Фрейду является:

А) тень

Б) супер-эго

В) чувство неполноценности

Г) ид

60. Консервативность, стремление к власти и предрасположенность к лидерству, по

мысли Адлера, присущи:

А) первому ребенку в семье

Б) единственному ребенку

В) второму (среднему) ребенку

Г) последнему (младшему) ребенку

61. Бихевиоризм – это теория, которая:

А) ближе всего к естественнонаучному направлению в науке

Б) ближе всего к гуманитарной парадигме в науке

В) основана на лабораторном эксперименте

Г) основное внимание уделяет процессам научения

62. По мнению Б. Скиннера личность есть:

А) набор поведенческих шаблонов

Б) надуманное понятие

В) сосредоточение инстинктов

Г) ансамбль социальных отношений

63. Респондентное поведение отличается от оперантного тем, что:

А) при оперантном поведении реакция всегда предшествует стимулу во времени

Б) респондентное поведение контролируется негативными последствиями

В) оперантное поведение контролируется негативными последствиями

Г) при респондентом поведении стимул всегда предшествует реакции во времени

64. Идея различать первичное и вторичное подкрепление, первичный и

вторичный драйв принадлежит:

А) Дж. Уотсону

Б) Б. Скиннеру

В) Э. Толмену

Г) К. Халлу

65. В соответствии с представлениями Джона Долларда и Нила Миллера, чтобы

человек чему-то научился:

А) он должен осознавать свою Я-концепцию

Б) он должен чего-то желать, что-то замечать, что-то делать и что-то получать

В) у него должно быть переживание, влечение, символ и вера

Г) у него должно быть влечение, ключевой раздражитель, реакция и награда

Д) он должен не пропускать занятия по психологии личности

66. Отметьте верные утверждения:

А) по мнению Скиннера наше поведение в значительной степени определяется

предвиденными последствиями (по мнению Бандуры)

Б) Бандура наряду с внешним подкреплением для научения считает важным

моделирование

В) по мнению Скиннера внешнее подкрепление обязательно для научения

Г) по мнению Фрейда жизненный опыт обретается путем проб и ошибок

67. По мнению Бандуры научение через наблюдение реализуется следующими

компонентами:

А) сохранение, моделирование, мотивационные и компенсаторные процессы

Б) внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы

В) внимание, извлечение, когнитивные и аффективные процессы

Г) мотивационные, моторно-репродуктивные процессы, сохранение и внимание

68. Самоэффективность личности в концепции Бандуры позволяет:

А) расширять возможности выбора деятельности, необходимой для достижения

значимого результата

Б) более отчетливо осознавать смысл жизни

В) с большей активностью преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения

цели

Г) с большей степени верить в свои способности

69. Самоэффективность по Бандуре зависит от:

А) вербального убеждения

Б) сферы и характера деятельности личности

В) наблюдаемого опыта других людей

Г) прошлого опыта личности

70. Отметьте верные утверждения, относящиеся к теории Дж. Роттера:

А) потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Б) Люди с интернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи

регулируются внешними факторами

В) потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности

Г) люди с экстернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи

определяются их собственными действиями и способностями

71. Сущностью конструктивного альтернативизма в теории Джорджа Келли

выступает:

А) различные усвоенные нормы поведения

Б) мнения относительно явлений окружающего мира и психических проявлений

являются сконструированными феноменами

В) возможность давать определенным фактам различные объяснения

Г) для каждой идеи, возникшей в сознании, требуется альтернатива

72. Модели действительности в теории Дж. Келли называются:

А) концептами сознания

Б) личностными конструктами

В) личностными идеями

Г) личными конструктами

73. Валидность личностного конструкта проверяется:

А) мнемонической эффективностью

Б) степенью соответствия реальности

В) прогностической эффективностью

Г) согласованностью с другими конструктами

74. Каждый личностный конструкт имеет:

А) биполярную и дихотомичную структуру

Б) сложную смысловую структуру

В) неограниченный диапазон применимости

Г) ограниченный диапазон применимости

75. Эти утверждения с позиции теории личностных конструктов являются

неверными:

А) люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события

Б) люди управляются своими конструктами, ориентированными в прошлое

В) система конструктов каждого человека формируется под влиянием других

людей, поэтому она не является уникальной

Г) процессы личности - это проложенные в психике каналы, в русле которых

человек прогнозирует события

76. Какие из приведенных суждений правильны?

А) характер можно определять по одному поступку

Б) характер человека полностью зависит от его родителей

В) характер определяется всем образом жизни

Г) каждый характер неповторим

Д) характер - это вся личность

77. Какие из предложенных качеств личности относятся к эмоциональным?

А) деятельный - бездеятельный

Б) оптимизм – пессимизм

В) смелость – трусость

Г) общительность – замкнутость

Д) добродушие – агрессивность

78. Определите тип темперамента по описанию: «Характеризуется легкой

ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи,

склонностью к мнительности и подозрительности»:

А) холерик

Б) сангвиник

В) меланхолик

Г) флегматик

79. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности

независимо от конкретных условий, есть:

А) я-концепция

Б) мотивация

В) установка

Г) самооценка

80. Укажите проявление волевых черт характера:

А) впечатлительность

Б) решительность

В) самостоятельность

Г) любознательность

Д) настойчивость

81. Чем отличаются понятия темперамента и характера?

А) ничем не отличаются

Б) темперамент описывает динамику психики

В) характер описывает содержательную сторону личности

Г) это почти не связанные понятия

Д) характер человека не изменяется

82. Укажите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем

поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой

устойчивостью, стабильностью привычек и поведения:

А) холерик

Б) флегматик

В) сангвиник

Г) меланхолик

83. Волевые процессы личности выполняют следующие функции:

А) осмысления

Б) регуляции

В) активации

Г) торможения

Д) обозначения

84.Укажите тип темперамента, отличающийся сильной нервной системой,

уравновешенностью:

A) холерик

Б) сангвиник

В) флегматик

Г) меланхолик

Д) романтик

85. Укажите эмоциональные проявления, повышающие активность личности:

A) положительные эмоции

Б) депрессия

В) аффекты

Г) фрустрация

Д) фобии

86.Устойчивое переживание каких-либо эмоций – это:

A) настроение

Б) внимание

В) память

Г) воображение

Д) интерес

87. О какой ипостаси человека (индивиде, личности, индивидуальности) эти слова

В.С. Высоцкого?

Среди нехоженных путей

Один путь – мой,

Среди невзятых рубежей

Один – за мной!

А) индивидуальность

Б) личность

В) индивид

Г) проприум

88. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности»,

«индивидуальность» — наименее широким по содержанию является понятие:

А) индивида;

Б) личности;

В) субъекта деятельности;

Г) индивидуальности.

89. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности»,

«индивидуальность» — наиболее широким по содержанию является понятие:

А) индивида;

Б) личности;

В) субъекта деятельности;

Г) индивидуальности.

90. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объему содержания находятся в отношении:

А) включения;

Б) соподчинения;

В) рода — вида;

Г) рядоположенности.

91. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей

последовательностью понятий:

А) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;

Б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;

В) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;

Г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.

92. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:

А) индивид;

Б) личность;

В) субъект деятельности;

Г) индивидуальность.

93. Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого

не раскрываются предпосылки:

А) генетические;

Б) метаболические,

В) нейродинамические;

Г) социальные.

94. Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности:

А) его общением с другими людьми;

Б) структурой его ценностных ориентаций;

В) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;

Г) все ответы верны.

95. Человека как индивида характеризует:

А) индивидуальный стиль деятельности;

Б) креативность;

В) мотивационная направленность;

Г) средний рост.

96. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:

А) воспитанность;

Б) авторитет;

В) задатки;

Г) равнодушие.

97. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными

факторами,— это:

А) инстинкты;

Б) механическая память;

В) ценностные ориентации;

Г) музыкальный слух.

98. Биологические процессы созревания личности являются определяющими в

следующем подходе к развитию личности:

А) психогенетический;

Б) социогенетический;

В) биогенетический;

Г) двухфакторный.

99. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не

оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

А) психогенетическому;

Б) социогенетическому;

В) биогенетическому;

Г) двухфакторному.

100. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:

А) А.Н.Леонтьевым;

Б) А.Ф.Лазурским;

В) К.К.Платоновым;

III. Психология личности

Г) А.Г.Ковалевым.

 

 

 

 

 

 

 

Тест по темам «Брак.Семья.Дети»

Выберите вариант правильного ответа в каждом вопросе.

1. Согласно какому общенаучному направлению семейные отношения являются производными от образа жизни семьи, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством?

1) эволюционному;

2) этологическому;

3) эмпирическому;

4) функциональному;

5) научному.

2. Родоначальником эмпирического направления считают:

1) Ч. Дарвина;

2) Ф. Ле Пле;

3) З. Фрейда;

4) Ж. Пиаже.

3. По принадлежности супругов к определённой социальной общности брак разделяют на

1) эндогамию, экзогамию;

2) моногамию, полигамию, серийную моногамию.

4. По количеству брачных партнёров брак разделяют на

1) эндогамию, экзогамию;

2) моногамию, полигамию, серийную моногамию

5. Нуклеарная – это семья, состоящая из

1) двух поколений;

2) трёх поколений.

6. Разделение семей на полную, неполную, функционально-неполную, бинуклеарную опирается на такой фактор как

1) количество детей в семье;

2) наличие родителей;

3) количество поколений в семье.

7. Исторически сложившаяся форма отношений в настоящее время в большинстве этносов

1) матриархат;

2) патриархат.

8. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется

1) структурой семьи;

2) функцией семьи;

3) функционально-ролевой структурой семьи.

9. Удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите это:

1) функция первичного социального контроля;

2) функция духовного (культурного) общения;

3) эмоциональная функция;

4) сексуально-эротическая функция.

10. Фелицитологическая функция семьи означает:

1) удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;

2) удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении;

3) объединяет в себе все остальные функции.

11. Теорию комплементарных (дополняющих) потребностей создал:

1) Р. Уинч;

2) Р. Сентерс;

3) Б. Мурстейн;

4) А. Рейс.

12. А. Афанасьев любовь по принципу противоположности назвал:

1) филией;

2) агапэ;

3) эросом.

13. А. Афанасьев любовь по принципу тождества назвал:

1) филией;

2) агапэ;

3) эросом.

14. Автором «Круговой теории любви» является:

1) Р. Уинч;

2) Р. Сентерс;

3) А. Рейс.

15. В. И. Мустейн выделил три стадии любви:

1) безрассудную, романтическую, совершенную;

2) страстную, романтическую, супружескую;

3) страстную, интимную, дружескую.

16. Согласно Р. Дж. Стернбергу романтическая любовь включает в себя следующие компоненты:

1) страсть и обязательства;

2) интимность и страсть;

3) интимность, страсть, решения/обязательства.

17. Согласно Р. Дж. Стернбергу любовь в браке включает в себя следующие компоненты:

1) интимность и страсть;

2) интимность и решения/обязательства;

3) интимность, страсть, решения/обязательства.

18. К «ловушкам любви» можно отнести:

1) ловушку неполноценности;

2) ловушку жалости;

3) интимную удачу;

4) ловушку долга;

5) все ответы верны.

19. Функциями предбрачного периода являются:

1) накопление совместных впечатлений и переживаний;

2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения;

3) прогнозирование и проектирование семейной жизни.

4) все ответы верны.

20. Цикл функционирования американской семьи совпадает на всех этапах с циклом функционирования российской семьи

1) верно;

2) неверно.

21. В нормально функционирующей семье стадия монады переживается:

1) один раз;

2) два раза;

3) три раза.

22. Периодизация жизненного цикла семьи, основанная на возрасте детей в семье предложена:

1) В. А. Сысенко;

2) Э. К. Васильевой;

3) В. И. Зацепиным;

4) В. Сатир.

23. «Расстояние» от одного события в семье до другого называется:

1) жизненным циклом семьи;

2) динамикой семьи;

3) стадией жизненного цикла семьи.

24. Впервые понятие «жизненный цикл семьи» ввёл:

1) А. И. Антонов;

2) Т. Кемпер;

3) В. И. Зацепин;

4) П. Глик.

25. Закон гомеостаза гласит:

1) всякая система стремиться к развитию;

2) всякая система стремиться к постоянству, стабильности.

26. По состоянию психологического комфорта в семье выделяют:

1) нормально функционирующие семьи и дисфункциональные;

2) зрелые и проблемные;

3) благополучные и неблагополучные.

27. По способности продуктивно разрешать семейные проблемы выделяют:

1) нормально функционирующие семьи и дисфункциональные;

2) зрелые и проблемные;

3) благополучные и неблагополучные.

28. Мотивация на сам факт брака означает:

1) ориентацию на определённый тип брака;

2) ориентацию на заключение брака;

3) ориентацию на брак с определённым человеком.

29. К добрачным «факторам риска» относят:

1) гетерогенность статуса;

2) наличие общих друзей будущей брачной пары;

3) наличие у мужа высшего образования.

30. К основным видам готовности к браку И. В. Гребенников относит:

1) физическую, социальную, социально-экономическую, этико-психологическую, сексуальную;

2) биологическую, социальную, психологическую, сексуальную;

3) физиологическую, социальную, психологическую, нравственную.

31. Аттракция – это:

1) верность одного партнёра другому;

2) эмоциональное отношение одного человека к другому;

3) совпадение ценностей партнёров.

32. Наибольшее влияние на аттракцию в начале развития отношений оказывают следующие параметры:

1) сходные черты характера;

2) внешность и социально-демографические характеристики;

3) фактор времени.

33. Основу концепции брачно-семейной адаптированности (по В. А. Сысенко) составляют:

1) сходство ценностей супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности;

2) особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности;

3) сходство условий жизни, образования супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности.

34. Неравномерное развитие адаптационных способностей (по В. А. Сысенко) характерно для

1) высокоадаптивных индивидов;

2) среднеадаптивных индивидов;

3) низкоадаптивных индивидов;

4) дезадаптивных индивидов.

35. Акцентуированных индивидов (по В. А. Сысенко) чаще всего относят к

1) высокоадаптивным индивидам;

2) среднеадаптивным индивидам;

3) низкоадаптивным индивидам;

4) дезадаптивным индивидам.

36. Какие из нижеперечисленных партнёрских комбинаций конгруэнтны (по Sager)?

1) независимый-независимый, независимый-рациональный;

2) родительский-детский;

3) родительский-родительский, романтический-независимый, романтический-равноправный.

37. Какие из нижеперечисленных партнёрских комбинаций конфликтны (по Sager)?

1) независимый-независимый, независимый-рациональный;

2) родительский- детский;

3) родительский-родительский, романтический-независимый, романтический-равноправный.

38. Какая теория подчёркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребёнок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей?

1) теория половой типизации;

2) теория идентификации;

3) теория самокатегоризации.

39. Согласно какой теории происходит перенос связей, существующих в родительской семье между братьями и сёстрами, на своего партёра в супружестве?

1) теории самокатегоризации;

2) теории половой типизации;

3) теории дубликатов.

40. Брачный союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к своим братьям и сёстрам в родительской семье называют:

1) некомплементарным;

2) частично комплементарным;

3) комплементарным.

41. По мнению Г. Е. Сухаревой, противоречивое и унижающее воспитание ведёт к формированию:

1) агрессивно-защитного типа поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью;

2) пассивно-защитного типа поведения детей с заторможенностью, робостью и т.п.;

3) инфантилизму, подавлению инициативы и воли ребёнка, бурными эмоциональными реакциями на любые жизненные трудности.

42. По мнению Г. Е. Сухаревой, сверхопёка, предупреждение всех желаний ребёнка ведёт к формированию:

1) агрессивно-защитного типа поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью;

2) пассивно-защитного типа поведения детей с заторможенностью, робостью и т.п.;

3) инфантилизму, подавлению инициативы и воли ребёнка, бурными эмоциональными реакциями на любые жизненные трудности.

43. Для какого типа воспитания характерно стремление родителей сопровождать каждый шаг ребёнка, предохранять и защищать от воображаемых опасностей, необоснованно беспокоиться, тревожно привязывать к себе:

1) потворствующей гиперпротекции;

2) доминирующей гиперпротекции;

3) эмоционального отвержения;

4) воспитания в «культе болезни».

44. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, неприятных обязанностей характерно для такого типа воспитания как

1) потворствующая гиперпротекция;

2) доминирующая гиперпротекция;

3) эмоциональное отвержение;

4) воспитание в «культе болезни».

45. Сочетание недостатка родительского надзора с некритическим отношением к нарушениям его поведения встречается при таком типе воспитания как

1) гипопротекция;

2) потворствующая гипопротекция;

3) противоречивое воспитание;

4) эмоциональное отвержение.

46. Тип воспитания в «культе болезни» впервые выделил:

1) А. Е. Личко;

2) Э. Г. Эйдемиллер;

3) А. Я. Варга;

4) Е. С. Иванов.

47. «Скрытый инфантицид» – это:

1) длительная инфантилизация ребёнка;

2) психическое расстройство;

3) материнская депривация;

4) отказ матери от ребёнка.

48. Вацлавик выделил следующие основные условия успешности межличностного общения супругов:

1) открытость, искренность, взаимопонимание, эмпатия;

2) открытость, подтверждение самооценок друг друга, активный транзактный обмен, ситуативная аденватность;

3) открытость, взаимопонимание, конгруэнтность вербального и невербального компонентов в общении.

49. Кто создал модель качества брака и выделил восемь параметров, связанных с успешностью межличностных отношений?

1) З. Рубин;

2) Левис и Дж. Спаниер;

3) Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис;

4) Вацлавик.

50. Э. Г. Эйдемиллер и др. выделяют следующие этапы развития коммуникационной проблемы в семье:

1) дефицитный, искажающий, конфликтный;

2) информационно-дефицитный, замещающе-искажённый, поведенчески-коммуникационный;

3) информационно-дефицитный, искажающий, конфликтный.

51. Постоянно поступающее неконгруэнтное сообщение в ситуации, когда ребёнок не может выйти из общения, называют:

1) ловушкой;

2) психологической ловушкой;

3) двойной ловушкой (двойной связью).

52. Если содержание сообщений, передаваемых по вербальному и невербальному каналу, совпадают, то оно называется:

1) конгруэнтным;

2) неконгруэнтным;

3) комплиментарным;

4) некомплиментарным.

53. Если содержание сообщений, передаваемых по вербальному и невербальному каналу, не совпадают, то оно называется:

1) конгруэнтным;

2) неконгруэнтным;

3) комплиментарным;

4) некомплиментарным.

54. Позитивное взаимообщение в семье предполагает развитие следующих основных умений и навыков (Б. Эчорд, М. Бер­ри и др.):

1) умение слушать, правильный зрительный контакт, определение сути сообщения, самораскрытие;

2) умение слушать, понимать, выяснять до конца, говорить;

3) умение говорить, понимать, сосредоточение на положительном, конкретность.

55. Какой подход к супружеской совместимости предполагает выделение трёх уровней совместимости: психофизиологического, психологического и социального, при ведущей роли последнего?

1) функциональный подход;

2) адаптивный подход;

3) психоаналитический подход;

4) структурный подход.

56. Ролевая структура семьи, в которой предполагается жёсткое закрепление за супругами в соответствии с их полом определенных ролей называется:

1) эгалитарной;

2) традиционной.

57. Ролевая структура, которая не предполагает жесткое распределение ролей по половому признаку является:

1) эгалитарной;

2) традиционной.

58. Степень идентификации человека с семейной ролью предполагает:

1) насколько человек способен эффективно реализовать данную роль;

2) насколько человек считает, что за реализацию данной роли действительно несёт ответственность именно он;

3) противоречивость поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли.

59. Ролевая компетентность означает:

1) насколько человек способен эффективно реализовать данную роль;

2) насколько человек считает, что за реализацию данной роли действительно несёт ответственность именно он;

3) противоречивость различных поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли.

60. Для какой стадии психосексуального развития в подростково-юношеский период характерно стремление уединяться с объектом своей привязанности, ласки и игры, ипсация, легкий петтинг?

1) платонической;

2) эротической;

3) сексуальной.

61. У представителей какого пола в становлении сексуальности отмечается тенденция к застреванию в эротиче­ской фазе?

1) мужчин

2) женщин

62. Для какой сексуальной стратегии (по Д. Бассу) характерно определение репродуктивно ценных партнёров, обеспечение повышенной вероятности стать родителем, определение партнёров с хорошими родительскими навыками?

1) краткосрочной женской;

2) краткосрочной мужской;

3) долгосрочной мужской;

4) долгосрочной женской.

63. Для какого пола сексуальность в большей степени характеризуется психологичностью, значительными индивидуальными различиями в половом поведении и переживаниях?

1) мужского;

2) женского.

64. Какие из перечисленных выражений относят к сексуальным мифам и предрассудкам:

1) если любишь, то все образуется;

2) мужчины неверны по своей природе;

3) фригидность, импотенция передается по наследству;

4) половое воздержание ведет к психическим расстройствам;

5) основа удачной половой жизни – сексуальная техника;

6) все ответы верны.

65. Кто является автором концепции распада эмоциональных отношений, в которой выделяют пять фаз: осознание неудовлетворённости, выражение неудовлетворённости, переговоры, принятие решений, трансформация отношений?

1) Кюблер-Росс;

2) Дж. А. Ли;

3) С. Кратохвил;

4) С. Дак.

66. Какие стадии развода выделяют согласно модели Кюблер-Росс?

1) инрапсихическую, интерпсихическую, социальную, отделки;

2) отрицание, озлобленность, переговоры, депрессия, адаптация;

3) воинственно-ненавидящая, обострение любви, принятие реальности такой, какая она есть.

67. Для человека, испытывающего посттравматический стресс при разводе, характерна подавленность, оглушённость, трудность в понимании и оценке происходящего. Он производит впечатление «отсутствующего, пребывающего в другом мире». Какой тип поведения наблюдается?

1) экспрессивный;

2) контролирующий;

3) шоковый.

68. Одинокие матери и отцы (в неполных семьях) в силу сходных обстоятельств семейной жизни имеют следующие похожие характеристики поведения:

1) их социальная жизнь более ограничена;

2) для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребёнком;

3) у них со временем нарастают психологические барьеры, мешающие их вступлению в брак;

4) все ответы верны.

69. Семью, созданную мужчиной и женщиной, имеющих детей от первого брака, В. Сатир называет:

1) расширенной;

2) смешанной;

3) разветвлённой.

70. Wile приводит три типа партнёрских связей с точки зрения реакции супругов на конфликт:

1) уход, избегание, соперничество;

2) взаимное уклонение, взаимное обвинение, требование и уклонение;

3) уклонение, обвинение, избегание.

71. Тип реакции партнёров в конфликте, когда они открыто проявляют своё раздражение, беспокойство, подчёркивая свои требования, называют:

1) взаимным уклонением;

2) взаимным обвинением;

3) требованием и уклонением.

72. Совокупность факторов наиболее непосредственно обуславливающих психотравмирующее переживание индивида называют:

1) психогенно-травмирующей ситуацией

2) сомато и психогенно-травмирующей ситуацией;

3) патогенной ситуацией

73. Резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной жизнью семьи, следствием которой является фрустрация, называется:

1) семейной тревогой

2) состоянием вины

3) состоянием глобальной семейной неудовлетворённости

4) семейно-обусловленным непосильным нервно-психическим и физическим напряжением.

74. Индивид проявляет «оправдательную активность», и в то же время стремиться занимать как можно меньше места, т.е. минимизировать притязания, проявляет уступчивость и т.п. Когда проявляется подобное состояние?

1) при семейной тревоге;

2) при состоянии вины;

3) при состоянии глобальной семейной неудовлетворённости;

4) при семейно-обусловленном непосильным нервно-психическим и физическим напряжением.

75. Какие методы можно использовать для диагностики детско-родительских отношений:

1) проективную методику Р. Жиля, PARI, ADOR.

2) «Общение в семье», «Семейная социограмма», тест фрустрации (С. Розенцвейг);

3) Р. Кеттел, MMPI, FPI.

76. Какая методика направлена на диагностику характера коммуникаций в семье:

1) Типовое семейное состояние

2) Семейная социограмма

3) PARI

77. Какая модель психологической помощи семье основывается на предположении, что семейные трудности – результат неблагоприятных обстоятельств, и помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов?

1) педагогическая;

2) диагностическая;

3) социальная;

4) психологическая;

5) медицинская.

78. Какая модель психологической помощи предполагает, что причины различных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи?

1) педагогическая;

2) диагностическая;

3) социальная;

4) психологическая;

5) медицинская.

79. В рамках какой модели консультирования (по Г. С. Кочаряну) основная работа направлена на снижение эмоционального напряжения посредством вегетативных и разряжающих техник?

1) симптоматической;

2) энергетической;

3) семантической.

80. В рамках какой модели консультирования (по Г. С. Кочаряну) структура личности, её актуальные черты рассматриваются как производные, вторичные защитные образования?

1) симптоматической;

2) энергетической;

3) семантической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на тесты для самоконтроля

1.г, 2.б, 3.а, 4.б, 5.а, 6.б, 7.б, 8.б, 9.в, 10.в, 11.а, 12.в, 13.а, 14.в, 15.б, 16.б, 17.б, 18.д, 19.г, 20.б, 21.б, 22.б, 23.в, 24.г, 25.б, 26.в, 27.б, 28.б, 29.а, 30.а, 31.б, 32.б, 33.б, 34.б, 35.б, 36.а, 37.в, 38.б, 39.в, 40.в, 41.а, 42.в, 43.б, 44.а, 45.б, 46.г, 47.г, 48.б, 49.б, 50.б, 51.в, 52.а, 53.б, 54.б, 55.г, 56.б, 57.а, 58.б, 59.а, 60.б, 61.б, 62.в, 63.б, 64.е, 65.б, 66.б, 67.в, 68.г, 69.б, 70.б, 71.б, 72.в, 73.в, 74.б, 75.а, 76.б, 77.в, 78.г, 79.б, 80.в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к дифференцированному  зачёту

1. Современное состояние семейно-брачного института. Социальная сущность брака и семьи.

2. Формы организации семьи в истории человеческого общества.

3. Современные формы брака и семьи.

4. Структура и функции современной семьи.

5. Социально-психологические составляющие готовности к семейной жизни. Виды готовности.

6. Типы эмоциональной аттракции при формировании пары.

7. Мотивы вступления в брак и их влияние на развитие семейно-брачных отношений.

8. Формирование супружеской пары.

9. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.

10. Теории супружеской совместимости.

11. Модели выбора брачного партнера.

12. Психологические особенности совместимости в браке.

13. Уровни совместимости и их влияние на функционирование семьи.

14. Детерминанты брака, усвоенные в родительской семьи.

15. Социально-психологическая сущность брачной адаптации. Виды брачной адаптации.

16. Социально-психологическая характеристика молодой семьи.

17. Динамика развития семейных отношений.

18. Социально-психологические особенности супружеских отношений на разных стадиях семейной жизни.

19. Межличностное взаимодействие супругов в семье. Пути и методы оптимизации межличностного общения в семье.

20. Возникновение и развитие коммуникационной проблемы в семье.

21. Функционально-ролевая структура семьи.

22. Изменение структуры и функций семьи в связи с рождением первого ребенка.

23. Модели общения в семье.

24. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.

25. Кризисные периоды и факторы «риска» в браке.

26. Психология сексуальности. Сексуальные дисгармонии в браке.

27. Семейные трудности, приводящие к нарушению функционирования семьи.

28. Социально-психологические особенности конфликтов в семейной жизни.

29. Классификации семейных конфликтов.

30. Детско-родительские отношения. Социально-психологические аспекты семейного воспитания.

31. Типы родительского отношения, патогенные для ребенка.

32. Роль семьи в психосексуальном развитии ребёнка.

33. Детско-родительские отношения на разных стадиях развития ребёнка.

34. Психологическая характеристика зрелых (благополучных) и проблемных (конфликтных) семей.

35. Социально-психологические методы изучения детско-родительских отношений.

36. Социально-психологическая характеристика неполных и смешанных семей.

37. Повторный брак: трудности, проблемы.

38. Развод и его последствия для супругов и детей.