Изменение контрольно-оценочной системы в школе.
Основными чертами процесса изменения контрольно-оценочной системы в школе являются:
- переход от авторитарности и принуждения к совместной деятельности с обучаемыми, когда критерии оценивания задания разрабатываются совместно с учениками до начала работы над заданием (как вариант, ученик составляет монологическое высказывание на тему «Social Environmental Impacts»: показателем успешного или недостаточно результативного выполнения данного задания будет, например, отсутствие или наличие грамматических ошибок, правильное или неверное определение причинно-следственных связей (логическое построение высказывания) и обоснование своей позиции с использованием ранее изученных структур и фраз);
- предоставление обучаемым больше возможностей для проведения самоконтроля и самооценки, таким образом, позволяя им самим (а не согласно критериям, выбранным педагогом) осознавать свои личностные способности и возможности («могу выполнить данное задание» или «нужно повторить правила употребления времени Present Perfect, поскольку мне не совсем понятна разница между случаями употребления Present Perfect и Past Simple»).
Право на оценку учеником своей учебной деятельности – сильнейший мотиватор для поддержания интереса к учебному процессу в целом и, в частности, на уроках английского языка;
- отказ от контрольных проверок зазубренной информации на оценку в пользу оценивания уровня развития компетенций как показателей способности обучаемых к творческой деятельности (You work in the economic and environmental issues department of a major car manufacturer. You have heard that the government is going to introduce a speed limit on motorways. You are meeting to discuss whether or not to support this measure: Student 1 (or Group 1) is for introducing a speed limit as, i.e. “There would be fewer accidents and less aggressive driving if there were a speed limit” or “There would be lower fuel consumption and less pollution”; Student 2 (Group 2) is against introducing a speed limit as, i.e. “Our company is well-known for its sporty cars” or “A speed limit would limit the right to drive as fast as you want”). Проверяются и оцениваются коммуникативные навыки и умения, употребление изученного материала в возможной жизненной ситуации;
- введение безотметочной системы обучения на протяжении всей начальной школы. Система оценки может быть предложена преподавателем, либо же разработана совместно с учениками (смайлики, звездочки, цвета), позволяя обучаемым самим выбирать, каким образом может быть оценено то или иное задание согласно озвученным критериям;
- дифференцированный подход к оцениванию различных видов работ; оценка учеником как своей работы, так и работы другого ученика либо выполнения какого-либо задания в группе; предоставление обучающимся полной информации о критериях оценки личностных достижений при выполнении ситуационных заданий и при проверке комплексных умений. Например, один из обучаемых может получить высокую оценку за ответы на хорошо известную тему при создании привычной ему ситуации (работа по образцу), тогда как другому ученику будет выставляться максимальная оценка при демонстрации навыков и умений в незнакомой или измененной ситуации. Таким образом, идет ориентир на индивидуальные успехи обучаемого относительно его собственных достижений;
- переход на накопительную систему отметок, показывающую динамику личностных достижений каждого обучающегося. Такой способ оценивания, особенно представленный визуально (графически), стимулирует ученика на активное участие в образовательной деятельности без оглядки на чужие успехи и достижения;
- оценка труда педагога как по показателям овладения учениками навыками и умениями, так и по динамике показателей индивидуального развития учащихся.
Поскольку лингвистика - наука, изучающая языки, в частности, английский язык - относится к разделу гуманитарных наук, которые «специализируются» на человеке и его жизнедеятельности в обществе, то справедливым будет заметить, что преподавание английского языка не может не учитывать того факта, что язык – любой: иностранный или родной - «живой», меняющийся вместе с обществом, и, тем не менее, бережно хранящий информацию. Поэтому обновления контрольно-оценочной системы в школе, направленное, прежде всего, на оценивание индивидуальных возможностей и способностей обучаемого по различным критериям и в разных временных рамках, способствует успешному овладению учащимися умением учиться и, следовательно, приводит к повышению результативности процесса обучения английскому языку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.