Открытый урок по теме
"Изображение русского крестьянства в поэме
Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .
Вид урока: урок - самоуправление -представление продукта мыслительной деятельности ребят с элементами театральности.
Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, текст поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", репродукции картин с изображением русского крестьянства, иллюстрации воспитанников, песня "Русское поле".
Урок ведут учителя - ученики.
Тема урока:
Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Цели урока:
1) проследить, как автору удалось раскрыть противоречивость мира крестьянства, раскрыть богатство, сложность крестьянского характера, указать на зреющий в народе стихийный протест;
2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:
3) развивать в учащихся логическое мышление, навыки анализа в работе с лиро-эпическим произведением;
4)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства; формировать у обучающихся нравственные качества, прививать эстетическое отношение к миру.
Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, театральности.
На доске:
1.Тема,эпиграф, план урока.
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Некрасов.
1.План урока.
1.Отношение русской революционной демократии к народу.
2.Противоречивость, сложность и богатство мира крестьянства.
Ожидания:
1.Увидеть мастерство поэта в изображении крестьян.
2. (варианты предлагают учащиеся).
2.Слово учителя.
- Учитель на сегодняшнем уроке не я одна... Все мы будем учиться понемногу друг у друга. Сегодня у нас 3 группы экспертов : историки, лингвисты, художники. Все мы вместе- философы. Нам предстоит сегодня обнажить правду жизни русского крестьянства в пореформенную эпоху.
- Начнем с историков. Именно они работали над проблемой замысла поэмы , они поведают нам о том времени.
Выступление группы историков (презентация).
Замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.
Некрасов остро чувствовал "больные" вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.
3. Театрализованное представление . Входит актер- крестьянин из " Пьяной ночи". Читает монолог наизусть.
Работа с текстом первой части "Сельская ярмонка", "Пьяная ночь".
Обсуждение.
- Ребята, как показано безудержное веселье ?
- Какие глаголы использованы?
(Шумит, поёт, ругается,
Качается, валяется,
Дерётся и целуется
У праздника народ.)
- Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина.
(В первой картине обратим внимание на богатство красок : "пестро, красно кругом", "рубахи всех цветов", "платья красные", "косы с лентами"… .
Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике : "шумит", "поёт"…, сравнения : "не ветры воют буйные, не мать-земля колышется" и т.д.
В третьей картине отметим художественные детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа : "…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…".)
Актеры-крестьяне . Сцена с ботиночками.
Обсуждение.
-Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?
- Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.
(В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные… )
Вывод.
Сознание народное сложное и противоречивое. На доске наглядно показан мужик-крестьянин . По ходу урока этот образ обрастает чертами характера.
Работа над текстом.
Во-первых, народ суеверен :
На баб нарядных глядючи,
Старообрядка злющая
Товарке говорит:
Быть голоду! Быть голоду!
Во-вторых, в семье царит деспотизм: Другая:
"Врёшь, в моём дому
Похуже твоего!
Мне старший зять
ребро сломал!..."
В -третьих, народ пристрастился к алкоголю:
Расхвастался Вавилушка,
И старому, и малому
Подарков насулил.
А пропился до грошика.
Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:
Добра ты , царска грамота,
Да не про нас написана… .
- Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом (учащиеся зачитывают эпизоды).
Вывод: Яким Нагой - личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо.
4. Работа с текстом главы "Крестьянка".
- Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? (Ответы учащихся).
- Кто такой Савелий?
- Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.
- Как понимает Савелий слово "терпит"?
- Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор - один из самых сильных , но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно.)
-Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах "Эх вы, Аники- воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!" звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)
- Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение- группа лингвистов разъясняет эти понятия.)
- Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой - незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда - ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.
5. "Крестьянка" - единственная часть поэмы, написанная от первого лица. Актер читает монолог.
- Сообщение о Матрёне Тимофеевне.
- Особенности речи Матрёны.
- Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны -это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.
6. Так каким же нам видится народ ? Группа художников, призываем вас на помощь.
Беседа по произведениям живописи той эпохи ( группа работает по картине В.Перова "Странник" и
по картине И. Крамского "Полесовщик".)
-Какие черты русского крестьянства запечатлены художниками, как они перекликаются по своему содержанию с поэмой "Кому на Руси жить хорошо"? (Картины рассказывают о жизни русского крестьянства. Полесовщик напоминает Савелия. Особенно его горящие глаза. Этот человек способен постоять за себя, в любую минуту он готов заступиться за обиженных.)
7. А какими мы стали в заключении урока? Кто мы : скептики или оптимисты ? Группа лингвистов разъяснит нам эти понятия ( презентация).
8. Подведение итогов.
- Несомненно , все мы сегодня были в роли мыслителей и философов. Поэтому давайте по-философски подведем итоги нашего урока-продукта нашей всеобщей мыслительной деятельности. Вот он , русский мужик -крестьянин.
-Для поэта мужик велик во всём : и в своём рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы и жажду жизни. Но крестьяне не до конца поднимаются к борьбе, скорее смиряются, не надеясь найти правду. Об этих противоречиях в настроении русского крестьянства, его силе и слабости поэт говорит:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Поэт верит в силу народа, в его пробуждение.
- А какой , на ваш взгляд, сегодня мужик-крестьянин?
- Сбылись ли ваши ожидания?
-Оценка участия ребят на уроке. Благодарности.
Описание методик, использованных во время урока
В условиях перехода на ФГОС считаю необходимым научить ребят самостоятельно добывать знания, уметь из потока информации вычленять главное, пользоваться компьютером на уроке, представлять продукт своей мыслительной деятельности , доказывать свою точку зрения, творчески подходить к уроку литературы.
Урок-самоуправление предполагает предварительный подготовительный этап обучающихся. Ребята самостоятельно избирали себе роли и виды деятельности на предстоящем открытом уроке. Учитель выступает лишь в роли помощника. Инициатива принадлежит обучающимся.
В этой связи использую принципы наглядности, доступности, прочности, системности, научности, интеграции( связь с историей ).
Методы : наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, групповая работа по тексту с элементами беседы, театральности.
Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, выступления на основе опережающего задания, проблемный диалог, актерское чтение.
Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества( работа в поисковых группах ) , ИКТ.
Межпредметная область: история, литература, обществознание.
Своей основной задачей ставлю воспитание современного ученика, способного саморазвиваться и самовыражаться , свободно выступать перед аудиторией , быть тонким наблюдателем жизни во всех ее фазах.
Выписка из протокола заседания № 3 МО гуманитарного цикла на
предмет анализа открытого урока литературы в 10 классе ,
проведенного учителем Дорожкиной В.А.,участницей конкурса
методических разработок в номинации "Лучший урок".
Выступление Дорожкиной В.А.
- В каждом ребенке заложены творческие способности. Нет, я не ставлю цели сделать из своих воспитанников писателей, художников, лингвистов , историков , актеров. Просто учу образному видению и творческому осмыслению увиденного и прочитанного.
Использовала различные методы и приемы творческих работ, активизировала ребят на самостоятельное изучение материала. Пыталась научить их проводить исследовательские работы, уметь смело выступать перед аудиторией с самостоятельно подготовленными презентациями, доказывать свою точку зрения, по-философски подходя к жизненным проблемам.
Это был урок-самоуправление. Ребятами была проведена большая работа по подготовке : своими руками они оформили кабинет в духе пореформенной России, провели работу со словарями,- разделились на группы по интересам и способностям. Каждая группа представила продукт своей мыслительной деятельности : актеры выступали в костюмах русских крестьян, читали монологи, художники помогли нам осмыслить картины, историки показали особенности крестьянских реформ того времени.
Тему, задачи урока ребята обозначили сами. Тема урока " Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо" затронула детские души, взволновала их. Мы проследили, как автору удалось раскрыть противоречивость мира крестьянства , показать богатство и сложность крестьянского характера, указать на назревающий стихийный протест.
Несомненно, всеми силами хотелось помочь воспитанникам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Как обычно , старалась сформировать нравственные качества , прививать эстетическое отношение к миру. Работой своих учеников довольна.
Выступления коллег .
Поваров М.Н.
-Мне урок очень понравился, просто супер! Такой объем подготовки к уроку... А ребятам-то как интересно, они с удовольствием работают, такие активные и заинтересованные... У меня столько положительных эмоций от увиденного! Спасибо учителю, я у нее учился .
Степанова С.А.
-Замечательный урок. Необычная форма ведения . Мы увидели, что была проведена большая исследовательская работа при подготовке ребят к уроку. Хорошо, что ребятами добывали самостоятельно знания. Эмоциональный подъем с самого начала и до конца урока . Урок философский и интересный. Я благодарна Валентине Анатольевне.
Винс Е.И.
-Тема, цели, оформление, выступления - это все было сделано детьми, учитель мастерски направлял, задавая атмосферу. Видно, что у ребят урок вызвал живой интерес. Мне понравилось, что учитель акцентировал внимание на диалог с детьми. Весь урок воспитанники были в работе , активны. А с какой интонацией ребята читали! Мне так понравилось! Это прорыв для наших детей. Здесь одни плюсы, я учился сам.
Шевченко Г.Н.
- Присоединяюсь к сказанному коллегами. Для меня главное, что активно работали обучающиеся. Мы видим , как они самостоятельно добывают знания, представляют продукт своей мыслительной деятельности. А это одно из основных условий ФГОС. Урок проведен на современном уровне.
Лушпатенко Е.А.
-А еще основное требование ФГОС - это жизненный фундамент. Основа урока- это то, что потребуется ребенку в его дальнейшей жизни. На этом уроке я увидела жизненные выводы: разговор о таких понятиях , как оптимизм, скептицизм, терпение, смирение. Работу над этими словами ребята провели сами, сделали правильные выводы. Им запомнится этот урок навсегда. Спасибо учителю за него.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.