Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки
Оценка 4.6
Иллюстрации +2
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл
02.06.2019
В указанных материалах собраны определения основных изобразительно-выразительных средств, дан иллюстративный материал к каждому термину. Опорную карточку можно использовать для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, в рамках проведения консультаций перед ОГЭ и ЕГЭ. Понятия и термины, включенные в данный список, имеют академическое толкование, указанное в рекомендованных словарях и справочниках.
Изобразительно-выразительные средства.doc
Изобразительновыразительные средства (тропы и фигуры)
Тропы (гр. tropos – поворот, оборот, образ) – слова, употреблённые в
переносном значении с целью создания образа.
(Наш сильно пожилой автомобиль катится не торопясь, храпит и
чихает, вздымая облака пыли)
Метафора (гр. metaphora – перенос) перенос названия с одного
предмета на другой на основании их сходства. (спинка стула, ручка
двери, искра чувства, буря страсти… И золотеющая осень
листвою плачет на песок).
Олицетворение наделение неодушевлённых предметов признаками и
свойствами человека (…И звезда с звездою говорит).
Аллегория (гр. allegoria – иносказание) выражение отвлечённых
понятий в конкретных художественных образах (глупость – в образе
Осла, хитрость – в образе Лисы; «Пусть всегда будет солнце» т.е.
«пусть неизменным будет счастье).
Метонимия (гр. metonomadzo – переименовывать) перенос названия с
одного предмета на другой на основании их смежности (Их сёлы и
нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам).
Синекдоха (гр. synekdoche – соотнесение) замена множественного
числа единственным; употребление названия части вместо целого,
частного вместо общего («На восток, сквозь дым и копоть,…по
домам идёт Европа» т.е. европейские народы).
Антономасия (гр. antonomasia – переименование) троп, состоящий в
употреблении собственного имени в значении нарицательного
(Пишутся пустые книжки и статейки новыми Маниловыми и
новыми Чичиковыми).
Перифраза (гр.
употребляемый вместо какоголибо слова или словосочетания
(Солнце русской поэзии, автор «Евгения Онегина» об А.С.
Пушкине).
Эпитет (гр. epitheton – приложение) образное определение предмета
или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на
печальные поляны льёт печально свет она).
Постоянный эпитет — словоопределение, устойчиво сочетающееся с
тем или иным словомопределяемым. Обозначает характерный, всегда
periphrasis пересказ) описательный оборот,
наличествующий признак. Пример: красная девица, отчаянная головушка,
калена стрела, поле чистое, леса темные
Сравнение сопоставление одного предмета с другим с целью
художественного описания первого (Под голубыми небесами
великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит).
hyperbole – преувеличение) образное выражение,
Гипербола (гр.
состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения
описываемого
(Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега).
Литота ( гр. litotes – простота) образное выражение, преуменьшающее
размеры, силу, значение описываемого
(Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка).
Звукопись – применение разнообразных фоностилистических приёмов
для усиления звуковой выразительности речи.
Аллитерация – повторение одинаковых или сходных согласных (Вечный
стук в ворота: выходи!)
Ассонанс – повторение одинаковых гласных (Пора, пора, рога трубят).
Звукоподражание – употребление слов, которые своим звучанием
напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления
(Не задушена вашими тушами душа).
— обороты речи,
выразительность высказывания.
синтаксические построения,
усиливающие
Фигуры речи
АЛЛЮЗИЯ – художественный приём, который заключается в
использовании намёка на какойнибудь хорошо известный исторический
или литературный факт
«Был в гостях у Николая Ивановича» так говорит герой Серпилин
(роман К.Симонова «Живые и мёртвые») о своём пребывании в ГУЛАГе
(Николай Иванович Ежов).
АНАФОРА (единоначалие) – художественный приём, заключающийся в
повторении одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале
нескольких строк:
Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, итак с горяча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
АНТИТЕЗА (противопоставление) – контраст между словами,
образами, персонажами, композиционными элементами:
«Чёрный
вечер. Белый снег» (А.Блок)
АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе оригинальную
мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
«У сильного всегда бессильный виноват» (И.А.Крылов)
«Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать» (А.С.Пушкин)
ГРАДАЦИЯ – постепенное, последовательное усиление или
ослабление образов, сравнений, эпитетов или других средств
художественной выразительности
«Муха! меньше мухи! уничтожился
в песчинку!» (Н.В.Гоголь)
ИНВЕКТИВА – резкое обличение, выражающее ненависть автора к
тем или иным явлениям и характерам:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
«Смерть поэта»)
ИНВЕРСИЯ – нарочитое изменение порядка слов в предложении для
достижения определённой художественной цели:
Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край чужой. (А.С.Пушкин)
ИРОНИЯ – 1. насмешливое и скептическое отношение автора к
персонажу (образ Ленского); 2. вид иносказания, при котором
подразумевается одно, а говорится совершенно противоположное:
«отец и благодетель всего города» говорится о прокуроре в
«Мёртвых душах» Н.В.Гоголя
ОКСЮМОРОН сочетание противоположных, противоречащих друг
другу по значению слов в одном художественном образе: «Горячий
снег», «пышное природы увяданье», «скупой рыцарь».
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – расположение рядом сходных элементов речи
(лексический параллелизм);
синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм);
коллизий (композиционный параллелизм);
(М.Ю.Лермонтов
образов (образный параллелизм) …
Едут по полю добры молодцы,
Летят по небу ясны соколы.
ПОВТОР – приём композиции, заключающийся в неоднократном
употреблении слов, образов, художественных деталей:
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле. (А.Т.Твардовский)
РЕФРЕН – в стихотворном произведении повторяющийся в конце каждой
строфы стих или сама строфа:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.(в стихотворении Б.Пастернака «Зимняя ночь» эта строфа
повторяется 4 раза)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа: «Русь!
Куда же несёшься ты? (Н.В. Гоголь)
САРКАЗМ – злая, издевательская насмешка:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь. (А.С.Пушкин)
ЭЛЛИПСИС – намеренный пропуск какого–либо члена предложения,
который подразумевается из контекста:
Мы сёла – в пепел,
Грады – в прах,
В мечи серпы и плуги. (В.А. Жуковский)
УМОЛЧАНИЕ – оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно
недосказывает мысль, предоставляя право читателю догадаться, какие
слова будут произнесены:
«Нет, я хотел…быть может, вы…я думал, что барону время
умереть» (А.С.Пушкин)
ЭПИФОРА – повторение конечных слов фразы:
«Для чего заставлять делать только то, чего я хочу, и только так,
как я хочу, и только потому, что я хочу» (Н.А.Добролюбов)
МНОГОСОЮЗИЕ и БЕССЮЗИЕ: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь,
хлеб. (Г.Шенгели).
Плеоназм (от греч. pleonasmos — излишество) — повторение сходных
по смыслу слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной
стилистический эффект.
Пример: Друг мой, друг мой!
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль...
С. Есенин. "Черный человек"
Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки
Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки
Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.