Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки
Оценка 4.6

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки

Оценка 4.6
Иллюстрации +2
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл
02.06.2019
Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки
В указанных материалах собраны определения основных изобразительно-выразительных средств, дан иллюстративный материал к каждому термину. Опорную карточку можно использовать для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, в рамках проведения консультаций перед ОГЭ и ЕГЭ. Понятия и термины, включенные в данный список, имеют академическое толкование, указанное в рекомендованных словарях и справочниках.
Изобразительно-выразительные средства.doc
Изобразительно­выразительные средства (тропы и фигуры) Тропы (гр. tropos  – поворот, оборот, образ) – слова, употреблённые в переносном значении с целью создания образа. (Наш сильно пожилой автомобиль катится не торопясь, храпит и чихает, вздымая облака пыли) Метафора  (гр.  metaphora  –   перенос)   ­   перенос   названия   с   одного предмета  на другой на основании их сходства. (спинка стула, ручка двери,   искра   чувства,   буря     страсти…  И   золотеющая   осень листвою плачет на песок). Олицетворение ­ наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека (…И звезда с звездою говорит). Аллегория  (гр.  allegoria  –   иносказание)   ­   выражение   отвлечённых понятий в конкретных художественных образах (глупость – в образе Осла, хитрость – в образе Лисы; «Пусть всегда будет солнце» ­ т.е. «пусть неизменным будет счастье). Метонимия (гр. metonomadzo – переименовывать) ­ перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (Их сёлы и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам). Синекдоха  (гр.  synekdoche  –   соотнесение)   ­   замена   множественного числа   единственным;   употребление   названия   части   вместо   целого, частного   вместо   общего   («На   восток,   сквозь   дым   и   копоть,…по домам идёт Европа» ­ т.е. европейские народы). Антономасия  (гр.  antonomasia  – переименование)­ троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного (Пишутся   пустые   книжки   и   статейки   новыми  Маниловыми  и новыми Чичиковыми). Перифраза  (гр. употребляемый вместо какого­либо слова  или словосочетания  (Солнце   русской   поэзии,   автор   «Евгения   Онегина»  ­   об   А.С. Пушкине). Эпитет  (гр.  epitheton  – приложение)  ­ образное определение предмета или  действия  (Сквозь  волнистые  туманы   пробирается   луна,   на печальные поляны льёт печально свет она). Постоянный эпитет  — слово­определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом­определяемым. Обозначает характерный, всегда  periphrasis  ­   пересказ)  ­   описательный   оборот, наличествующий признак. Пример: красная девица, отчаянная головушка, калена стрела, поле чистое, леса темные Сравнение  ­   сопоставление   одного   предмета   с   другим   с   целью художественного   описания   первого   (Под   голубыми   небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег  лежит).  hyperbole  –   преувеличение)  ­   образное   выражение, Гипербола  (гр. состоящее   в    преувеличении   размеров,   силы,   красоты,   значения описываемого (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега). Литота  ( гр.  litotes  – простота)­ образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка). Звукопись   –  применение   разнообразных   фоностилистических   приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Аллитерация – повторение одинаковых или сходных согласных (Вечный стук в ворота: выходи!) Ассонанс – повторение одинаковых гласных (Пора, пора, рога трубят). Звукоподражание  –   употребление   слов,   которые   своим   звучанием напоминают  слуховые впечатления от изображаемого явления (Не задушена вашими тушами душа). —   обороты   речи, выразительность высказывания.    синтаксические   построения,   усиливающие Фигуры речи АЛЛЮЗИЯ  –   художественный   приём,   который   заключается   в использовании намёка на какой­нибудь хорошо известный исторический или     литературный факт «Был   в   гостях   у  Николая   Ивановича»   ­   так   говорит   герой   Серпилин (роман К.Симонова «Живые и мёртвые») о своём пребывании в ГУЛАГе (Николай Иванович Ежов).   АНАФОРА  (единоначалие) – художественный приём, заключающийся в повторении   одних   и   тех   же   звуков,   слов   или   словосочетаний   в   начале нескольких строк: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, итак с горяча, Коль рубнуть, так уж с плеча!    АНТИТЕЗА  (противопоставление)   –   контраст   между   словами, образами,   персонажами,   композиционными   элементами:  «Чёрный вечер. Белый снег» (А.Блок) АФОРИЗМ  –   краткое   изречение,   содержащее   в   себе   оригинальную мысль, житейскую мудрость или нравоучение. «У сильного всегда бессильный виноват» (И.А.Крылов) «Не продаётся вдохновенье,   Но можно рукопись продать»  (А.С.Пушкин) ГРАДАЦИЯ   –  постепенное,   последовательное   усиление   или ослабление   образов,   сравнений,   эпитетов   или   других   средств художественной выразительности «Муха! меньше мухи! уничтожился в песчинку!» (Н.В.Гоголь) ИНВЕКТИВА  –  резкое   обличение,   выражающее   ненависть   автора   к тем или иным явлениям и характерам: А вы, надменные потомки Известной   подлостью   прославленных   отцов…  «Смерть поэта») ИНВЕРСИЯ – нарочитое изменение порядка слов в предложении для достижения определённой художественной цели: Для берегов отчизны дальней Ты покидала край чужой.  (А.С.Пушкин) ИРОНИЯ  –   1.   насмешливое     и     скептическое   отношение   автора   к персонажу   (образ   Ленского);   2.   вид   иносказания,   при   котором подразумевается   одно,   а   говорится   совершенно   противоположное: «отец   и   благодетель   всего   города»  ­   говорится   о   прокуроре   в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя  ОКСЮМОРОН  ­  сочетание противоположных, противоречащих друг другу   по   значению   слов   в   одном   художественном   образе:  «Горячий снег», «пышное природы увяданье», «скупой рыцарь». ПАРАЛЛЕЛИЗМ  –   расположение   рядом  сходных  элементов   речи (лексический   параллелизм);  ­ синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм); ­ коллизий (композиционный параллелизм); (М.Ю.Лермонтов ­ образов (образный параллелизм) … Едут по полю добры молодцы,  Летят по небу ясны соколы.   ПОВТОР  –   приём   композиции,   заключающийся   в   неоднократном употреблении слов, образов, художественных деталей: Страшный бой идёт, кровавый, Смертный бой не ради славы ­ Ради жизни на земле.  (А.Т.Твардовский) РЕФРЕН – в стихотворном произведении повторяющийся в конце каждой строфы стих или сама строфа: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.(в стихотворении Б.Пастернака «Зимняя ночь» эта строфа повторяется 4 раза) РИТОРИЧЕСКИЙ   ВОПРОС   –  вопрос,   не   требующий   ответа:   «Русь! Куда же несёшься ты?  (Н.В. Гоголь) САРКАЗМ – злая, издевательская насмешка: Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.  (А.С.Пушкин)  ЭЛЛИПСИС  –   намеренный   пропуск   какого–либо   члена   предложения, который подразумевается из контекста: Мы сёла –  в пепел, Грады – в прах, В мечи ­ серпы и плуги.   (В.А. Жуковский) УМОЛЧАНИЕ –  оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает   мысль,   предоставляя   право   читателю   догадаться,   какие слова будут произнесены: «Нет,   я   хотел…быть   может,   вы…я   думал,   что   барону   время умереть»  (А.С.Пушкин) ЭПИФОРА  – повторение конечных слов фразы: «Для чего заставлять делать только то, чего  я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу» (Н.А.Добролюбов) МНОГОСОЮЗИЕ  и  БЕССЮЗИЕ: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб. (Г.Шенгели). Плеоназм (от греч. pleonasmos — излишество) — повторение сходных по смыслу слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.  Пример: Друг мой, друг мой!  Я очень и очень болен.  Сам не знаю, откуда взялась эта боль...  С. Есенин. "Черный человек"

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). Опорные определения-подсказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2019